6 июня 1944 года в результате высадки англо-американских войск во французской Нормандии был открыт Второй фронт. Сегодня в мире отмечают годовщину высадки союзников в Нормандии. Высадка в Нормандии или операция «Оверлорд» (D-Day) — операция союзных войск по высадке войск во Франции, открывшая Западный фронт в Европе во Второй мировой Войне. Началась рано утром 6 июня 1944 года, и закончилась 19 августа 1944 года, когда союзники. запоздалое открытие второго фронта. Вторжение в Нормандию началось с массированного ночного парашютного десанта и высадки на планерах, воздушными атаками и обстрелом немецких береговых позиций флотом, а рано утром 6 июня началась высадка десанта с моря.
D-Day: о чём не говорят, чему не учат «союзники»
Самый мощный участок «Атлантического вала» во Франции был сооружён в районе Па-де-Кале. К тому же именно здесь были сконцентрированы главные силы Вермахта, так как немецкое командование на основе информации от своих английских шпионов считало эту территорию наиболее вероятным местом вторжения. Однако боеспособность гарнизонов этих береговых укреплений оставляла желать лучшего. Поэтому немцы не предполагали вторжения на этом участке. Восточное побережье полуострова Контантен, недалеко от деревушки Сент-Маркуф. Орудия батареи вели огонь по десантным кораблям в районе места высадки «Юта» Отчаянные времена, отчаянные меры Все лучшие силы Вермахта сражались на Восточном фронте, а благодаря дезинформации немецкого командования еще часть боеспособных дивизий находилась в Скандинавии и на юге Франции. Береговую же линию защищали войска, чья боеспособность вызывала некоторые сомнения. Фельдмаршал Герд фон Рундштедт, командующий войсками в Западной Европе, не скрывал своего недовольства по этому поводу: «Я должен был защищать побережье протяженностью в 3000 миль от итальянской границы на юге до немецкой границы на севере, имея в своем распоряжении только 60 дивизий, большинство из которых были недостаточно обучены и укомплектованы». Весьма трагикомично обстояли дела с 70-й пехотной дивизией Вермахта, которую прозвали «дивизией белого хлеба». Почти весь личный состав подразделения страдал от различных заболеваний желудочно-кишечного тракта и проблем с пищеварением.
В связи с этим солдаты соблюдали специальную диету. Во время боевых действий обеспечить особое питание 15 тысячам пехотинцев было довольно затруднительно. Генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует береговую оборону Нормандии. Оборона нормандского участка и других районов «Атлантического вала» была усилена именно под его руководством Помимо «дивизии белого хлеба», в Нормандии располагались дивизии, сформированные из восточных народностей, проживавших, в том числе, на территории Советского Союза. Некоторые подразделения формировались из солдат, которые получили ранения лёгкой и средней тяжести. Таким образом, к середине 1944 года на фоне успехов Красной армии требования к службе в немецкой армии были занижены, что неминуемо привело к снижению боевого потенциала войск. Стоит отметить, что силы Кригсмарине и Люфтваффе на этом участке были весьма ограничены. В распоряжении немцев находилось всего 90 бомбардировщиков и 70 истребителей — то есть, имеющаяся авиация физически не могла оказать хоть какое-то влияние на ход дальнейших событий. Немецкий флот также был малочисленным: в распоряжении командования зоны Ла-Манша находилось лишь пять эсминцев, пара десятков торпедных катеров и примерно сто тральщиков.
Сильный подводный флот более сотни океанских подлодок в планах защиты Ла-Манша не учитывался, так как такие субмарины были не приспособлены к действиям в мелких водах пролива. А крупные корабли тяжёлые и лёгкие крейсеры, линкоры базировались в норвежских и балтийских водах и большую часть времени находились на стоянке в своих базах. Для сохранения флота командование Кригсмарине было вынуждено отказаться от проведения рейдов и разведывательных операций. И при полном отсутствии взаимодействия авиации и флота немецкие войска были не в состоянии быстро отреагировать на меняющуюся обстановку во время высадки. Линкор HMS Warspite поддерживает огнём высадку британской 3-й дивизии на участке «Суорд», обстреливая береговую батарею в Виллервилле. Третья башня ГК не работает в результате попадания бомбы Fritz-X и развернута в походное положение Союзники, в свою очередь, для поддержки десантных подразделений задействовали американские и английские линкоры Texas, Arkansas, Nevada, Ramillies и Warspite. Общее число крейсеров достигало 23, эсминцев и миноносцев — 135. Всего флот союзников включал в себя почти 7 тысяч кораблей, а авиация — более 10 тысяч самолётов. Экспедиционные войска были готовы к отправке уже третьего июня.
Однако из-за отвратительной погоды десантные отряды вышли в море лишь утром пятого числа. Вечером того же дня авиация союзников начала массированную бомбардировку немецких укреплений в зоне высадки.
Карта-схема первого этапа плана «Оверлорд» — десантной операции под кодовым обозначением «Нептун» По этой причине одним из ключевых пунктов в подготовке «Оверлорда» являлась кампания по дезинформированию германского руководства — план «Бодигард». Одновременно с разработкой этой операции началась подготовка к непосредственно самой высадке. Специально для десантирования всего за пару месяцев было построено 30 тысяч десантных катеров. Для перевозки подкреплений и выгрузки грузов на юге Англии начали строительство двух искусственных портов и береговых сооружений. С помощью этих портов предполагалось увеличить темпы наращивания сил на плацдармах. Они сыграли немаловажную роль, так как для успеха было важно не только создать плацдарм, но и удержать его.
Гавань «Малберри» — британская система береговых сооружений, представляющих собой временные морские порты, использовавшиеся на необорудованном побережье Нормандии для выгрузки Бесперебойное снабжение техники топливом обеспечивали два десятка нефтепроводов, которые были проведены по дну пролива Ла-Манш. Строительство трубопроводной системы осуществлялось в рамках отдельной операции «Плуто». Десантные войска, непосредственно участвовавшие в высадке, проходили специальную подготовку. А в состав 79-й бронетанковой дивизии британской армии вошла специализированная инженерная техника, которая получила довольно забавное прозвище «игрушки Хобарта». Перси Хобарт являлся командиром подразделения и был ответственным за создание первых образцов инженерных и транспортных средств. Самыми известными «игрушками Хобарта» являются огнемётный танк «Крокодил» на базе танка Mk. IV Churchill и «Краб» — модифицированный танк-тральщик M4 Sherman с вращающимся цилиндром, на котором были закреплены цепи для подрыва мин. Благодаря системе Duplex Drive англ.
Нормандские пляжи тянулись вдоль моря на километры, что позволяло высаживать на них большое число войск. Для анализа всего северного атлантического побережья Франции командование союзников задействовало не только разведывательную авиацию, но и гражданских лиц. Люди, не зная об истинных целях акции, отправляли свои фотографии французских пляжей компании Chad Valley. В мирное время она занималась производством игрушек. Этот бренд существует и по сей день. Ключевым фактором при выборе района являлась мощность фортификационных сооружений «Атлантического вала» — гигантской системы укреплений, которая простиралась от Норвегии до Испании. Правда, она не являлась единой и была готова лишь наполовину. Самый мощный участок «Атлантического вала» во Франции был сооружён в районе Па-де-Кале.
К тому же именно здесь были сконцентрированы главные силы Вермахта, так как немецкое командование на основе информации от своих английских шпионов считало эту территорию наиболее вероятным местом вторжения. Однако боеспособность гарнизонов этих береговых укреплений оставляла желать лучшего. Поэтому немцы не предполагали вторжения на этом участке. Восточное побережье полуострова Контантен, недалеко от деревушки Сент-Маркуф. Орудия батареи вели огонь по десантным кораблям в районе места высадки «Юта» Отчаянные времена, отчаянные меры Все лучшие силы Вермахта сражались на Восточном фронте, а благодаря дезинформации немецкого командования еще часть боеспособных дивизий находилась в Скандинавии и на юге Франции. Береговую же линию защищали войска, чья боеспособность вызывала некоторые сомнения. Фельдмаршал Герд фон Рундштедт, командующий войсками в Западной Европе, не скрывал своего недовольства по этому поводу: «Я должен был защищать побережье протяженностью в 3000 миль от итальянской границы на юге до немецкой границы на севере, имея в своем распоряжении только 60 дивизий, большинство из которых были недостаточно обучены и укомплектованы». Весьма трагикомично обстояли дела с 70-й пехотной дивизией Вермахта, которую прозвали «дивизией белого хлеба».
Планировщики операции исходили из того, что в зоне высадки в течение 90 дней после начала вторжения не будет больших портов, а каждый день надо будет выгружать для снабжения войск и перевозки подкреплений около 12 тысяч тонн различных грузов и около 2,5 тыс. Для решения этой проблемы они предложили создать возле захваченных берегов две искусственные гавани, которые получили название гавань «Малберри» , и которые не уступали по размеру большому торговому порту. Для этих целей на юге Англии втайне были сооружены гигантские кессоны для создания двух искусственных гаваней «Малберри» по одной в английском и американском секторах. Гавань «Малберри» состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда [20]. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10—11 м, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти» ; судна большего размера пользовались акваторией, защищённой плавающими волнорезами. Много кессонов было оборудовано кранами, складами, кубриками для экипажей, имели собственные пушки, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки. Для каждого порта «Малберри» нужно было 146 кессонов различных размеров, весом от 1672 до 6044 т, в зависимости от глубины их затопления [21]. Параллельно с кессонами строились плавающие пирсы, или, как их иначе называли, «наплавные мосты» общей протяжённостью около 7 миль, которые держались на понтонах. Автомашины с грузом, после разгрузки с транспортных средств, ехали по «наплавному» мосту, что соединял свайные причалы, на берег. С первых дней высадки и до окончания строительства портов «Малберри», для обеспечения временной стоянки транспортных судов, предполагалось создать в сравнительно мелководных районах Ароманша и Сен-Лорана пять искусственных гаваней «Гузберри».
Эти укрытия, созданные путём затопления старых судов, защищали гавань от ветра и волн, предназначались для стоянки и разгрузки большого количества малых судов и одновременно должны были служить продолжением портов «Малберри». Для затопления было выделено 60 судов в том числе старые линкоры и крейсеры , которые образовали волнолом длиной около 7300 м [22]. Прибуксированные и установленные в районе высадки кессоны создавали гавань, равную по размерам гавани Дувра. С целью обеспечения горюче-смазочными материалами войск, которые должны высаживаться на побережье Нормандии, была подготовлена, а с началом высадки осуществлена прокладка по дну моря через пролив Ла-Манш 20 нефтепроводов для бесперебойного питания войск горючим. Операция «Плуто» была реализована британскими учёными, экспертами нефтяных компаний и представителями вооружённых сил. Создание трубопроводной системы, которая пролегала по дну Ла-Манша прямо на плацдармы, позволяло избавиться от необходимости привлекать в угрожающих условиях боевых действий танкеры, очень уязвимые для уничтожения немецкими подводными лодками. Десант готовится для посадки на десантные корабли. Десантные формирования проходили специальную подготовку в нескольких районах: английские — в юго-восточной части Англии, американские — в юго-западной. Районы сосредоточения войск, в которых проводилась боевая подготовка этих войск, располагались за 100—150 км от южного побережья. При этом тренировки войск осуществлялись в нескольких различных по характеру ландшафта районах.
Для сокрытия намерений вторжения лишь один из 10 районов по своим географическим свойствам был похож на настоящий район высадки. После трёх месяцев напряжённой подготовки, в конце мая — в начале июня, войска были передислоцированы в районы сбора — по 20—25 км от пунктов посадки на транспортные судна. Около 7 тысяч зенитных пушек и свыше 1 тысячи аэростатов защищали это огромное скопление людей и машин от нападений с воздуха [23]. В лагерях каждый солдат получал соответствующий приказ и после этого уже не мог оставлять лагерь. Дополнительно с целью сохранения операции в тайне, за 10 дней до высадки была задержана вся почта, адресованная воинским частям, иностранным посольствам, временно запрещена посылка шифрованных телеграмм, задерживалась даже дипломатическая почта [24]. С целью достижения внезапности вторжения во Францию командование западных союзников широко применяло меры дезинформирования и дезориентации противника для введения его в заблуждение относительно времени и района проведения операции. Кампания по дезинформации получила название «Бодигард» [25]. Союзники всячески поддерживали и распространяли слухи о том, что наиболее вероятным районом вторжения будет район Кале - Булонь. Англо-американская авиация наносила массированные удары по средствам противодесантной обороны именно в этом районе, усилив интенсивность ударов непосредственно перед самой высадкой 30 мая — 5 июня. Для дезинформации противника использовались различные средства: радио, пресса как собственные, так и нейтральных стран , сооружение ложных макетов районов высадки [25] , возведение целых городков и специальных аэродромов, которые могли бы ввести в заблуждение воздушную или агентурную разведку противника.
Широко практиковались многочисленные демонстративные выходы сил в море, чем снижалась бдительность Вермахта. Различными источниками внимание противника концентрировалась на один и тот же район высадки — Кале-Булонь. Июнь 1944 года В то же время, союзники практически отказались от преждевременного ослабления сил и средств противодесантной обороны противника в настоящем районе высадки; впервые побережья Нормандии подверглось массированному удару авиации только за 9 часов до начала операции, то есть тогда, когда противник уже практически не имел возможности выдвинуть резервы с глубины, даже правильно оценив район высадки.
Ключевым фактором при выборе района являлась мощность фортификационных сооружений «Атлантического вала» — гигантской системы укреплений, которая простиралась от Норвегии до Испании. Правда, она не являлась единой и была готова лишь наполовину.
Самый мощный участок «Атлантического вала» во Франции был сооружён в районе Па-де-Кале. К тому же именно здесь были сконцентрированы главные силы Вермахта, так как немецкое командование на основе информации от своих английских шпионов считало эту территорию наиболее вероятным местом вторжения. Однако боеспособность гарнизонов этих береговых укреплений оставляла желать лучшего. Поэтому немцы не предполагали вторжения на этом участке. Восточное побережье полуострова Контантен, недалеко от деревушки Сент-Маркуф.
Орудия батареи вели огонь по десантным кораблям в районе места высадки «Юта» Отчаянные времена, отчаянные меры Все лучшие силы Вермахта сражались на Восточном фронте, а благодаря дезинформации немецкого командования еще часть боеспособных дивизий находилась в Скандинавии и на юге Франции. Береговую же линию защищали войска, чья боеспособность вызывала некоторые сомнения. Фельдмаршал Герд фон Рундштедт, командующий войсками в Западной Европе, не скрывал своего недовольства по этому поводу: «Я должен был защищать побережье протяженностью в 3000 миль от итальянской границы на юге до немецкой границы на севере, имея в своем распоряжении только 60 дивизий, большинство из которых были недостаточно обучены и укомплектованы». Весьма трагикомично обстояли дела с 70-й пехотной дивизией Вермахта, которую прозвали «дивизией белого хлеба». Почти весь личный состав подразделения страдал от различных заболеваний желудочно-кишечного тракта и проблем с пищеварением.
В связи с этим солдаты соблюдали специальную диету. Во время боевых действий обеспечить особое питание 15 тысячам пехотинцев было довольно затруднительно. Генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует береговую оборону Нормандии. Оборона нормандского участка и других районов «Атлантического вала» была усилена именно под его руководством Помимо «дивизии белого хлеба», в Нормандии располагались дивизии, сформированные из восточных народностей, проживавших, в том числе, на территории Советского Союза. Некоторые подразделения формировались из солдат, которые получили ранения лёгкой и средней тяжести.
Таким образом, к середине 1944 года на фоне успехов Красной армии требования к службе в немецкой армии были занижены, что неминуемо привело к снижению боевого потенциала войск. Стоит отметить, что силы Кригсмарине и Люфтваффе на этом участке были весьма ограничены. В распоряжении немцев находилось всего 90 бомбардировщиков и 70 истребителей — то есть, имеющаяся авиация физически не могла оказать хоть какое-то влияние на ход дальнейших событий. Немецкий флот также был малочисленным: в распоряжении командования зоны Ла-Манша находилось лишь пять эсминцев, пара десятков торпедных катеров и примерно сто тральщиков. Сильный подводный флот более сотни океанских подлодок в планах защиты Ла-Манша не учитывался, так как такие субмарины были не приспособлены к действиям в мелких водах пролива.
А крупные корабли тяжёлые и лёгкие крейсеры, линкоры базировались в норвежских и балтийских водах и большую часть времени находились на стоянке в своих базах. Для сохранения флота командование Кригсмарине было вынуждено отказаться от проведения рейдов и разведывательных операций. И при полном отсутствии взаимодействия авиации и флота немецкие войска были не в состоянии быстро отреагировать на меняющуюся обстановку во время высадки. Линкор HMS Warspite поддерживает огнём высадку британской 3-й дивизии на участке «Суорд», обстреливая береговую батарею в Виллервилле. Третья башня ГК не работает в результате попадания бомбы Fritz-X и развернута в походное положение Союзники, в свою очередь, для поддержки десантных подразделений задействовали американские и английские линкоры Texas, Arkansas, Nevada, Ramillies и Warspite.
Общее число крейсеров достигало 23, эсминцев и миноносцев — 135. Всего флот союзников включал в себя почти 7 тысяч кораблей, а авиация — более 10 тысяч самолётов. Экспедиционные войска были готовы к отправке уже третьего июня.
День Д. Высадка в Нормандии. Тогда и сейчас
Высадка американских войск в Нормандии 6. 6.1944. Высадка в Нормандии (англ. Normandy landings, фр. Débarquement de Normandie) или Опера́ция «Непту́н» (англ. Operation Neptune, фр. Opération Neptune) — морская десантная операция. Высадкой морского десанта (кодовое название "Нептун") в Нормандии командовал адмирал Бертрам Рэмзи.
Франция решила пригласить Россию на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
Его цель в том, чтобы улучшить описания тысяч исторических фотографий времён Нормандской операции. Поэтому пользователей призывают комментировать фотографии, если они могут дополнить описания, уточнить местоположение и опознать запечатлённых людей. В альбомах PhotosNormandie уже опубликовали более 4700 архивных фотографий, документирующих вторжение в Нормандию с июня по август 1944 года. По мере поступления новых материалов альбомы проекта пополняются. Среди снимков попадаются такие известные какдры, как « В пасть смерти » Роберта Ф. Но есть и не виданные ранее фотографии, в которых запечатлены военные, местные жители, руины городов. Этот архив даёт представление об операции, открывшей Западный фронт в Европе во время Второй мировой войны.
Американские войска пробираются по воде под обстрелом нацистов. Фотограф: Роберт Ф. Раненному десантнику помогают попасть в госпиталь на пляже «Юта». Американские подразделения спешно покидают свои десантные катеры типа LCVP «десантный катер, личного состава и техники на пляже.
Там не уточнили, кто именно из России сможет участвовать в церемонии, которая пройдет 6 июня в Нормандии. Российское посольство во Франции сообщило РБК, что не получало приглашение. В Кремле тоже сказали, что эту информацию никто официально до них не доводил.
В сознании европейцев нормально не приглашать Владимира Путина на торжества по той простой причине, что нельзя приглашать кого-то за европейский стол, когда, по мнению многих, он атакует европейские ценности, участвуя в конфликте на Украине. Для многих лидеров Европейского союза тот факт, что Москва больше не инициирует переговоры и в настоящее время не выступает против эскалации, должен исключить присутствие главы Кремля на праздновании Дня памяти.
Это полностью противоречило бы ценностям договоренностей, которые были установлены после 1945 года. Не стоит забывать и о том, что, несмотря на присоединение Крыма за три месяца до годовщины высадки союзников в 2014 году, Путин был приглашен и присутствовал на торжествах 70-й высадки союзников тогда и зародился знаменитый "нормандский формат", который позволил президентам России и Украины встретиться! В этом году все сложнее: даже если Путина пригласят, существует международный ордер на его арест, который, прямо скажем, в нынешнем виде будет очень сложно применить. С другой стороны, стоит ли приглашать Россию 6 июня? Тогда мы увидим, кто сможет присутствовать или будет присутствовать среди официальных лиц. Эта многонациональная, многокультурная страна, которая поддерживала беспрецедентные отношения с Европой и чьи значительные военные усилия крупнейшие человеческие жертвы — 26 миллионов человек позволили свергнуть гитлеровский режим, должна быть представлена такой, какая она есть.
Немцы предпринимали вялые попытки, но не смогли сбросить десант в море. Из 156 тысяч десантировавшихся в День «Д» больше всего, 73 000 человек, было американцев: 58 500 - морской десант и 15 500 — воздушный. На британский и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих, из них 61 715 — британцы. Пляж «Юта». Фото: Public Domain Операция развивалась успешно, серьезного сопротивления, угрожающего провалом высадке, немцам оказать не удалось. К исходу дня 12 июня союзникам удалось захватить плацдарм протяженностью 80 км по фронту и 10-12 км в глубину. На французском берегу уже находилось: 326 547 военных, 54 186 единиц военной техники, 104 428 тонн военного имущества и запасов. Высадка войск союзников продолжалась до 21 июня с одновременным расширением плацдарма и наступлением вглубь французской территории. Высадка десанта в Нормандии признана крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией. В ней участвовало 19 дивизий США, численностью по 14 тысяч военнослужащих каждая, 16 англо-канадских дивизий по 18 тысяч человек. К операции было привлечено 11 тысяч боевых и более 2300 транспортных самолетов, 6 линкоров, 22 крейсера, 93 эсминца, 255 минных тральщиков, свыше 6 тысяч транспортных и десантных судов.
День Д. Высадка в Нормандии. Тогда и сейчас
В британском Портсмуте и французской Нормандии прошли памятные акции в честь этой высадки. RTVI выбрал главные фотографии с них. Во время памятной акции в небе над городом пролетела пилотажная группа «Красные Стрелы». После этого Макрон приехал на акцию в Кане, где почтил память бойцов французского сопротивления, которых расстреляли в тюрьме города в 1944 году.
Эта многонациональная, многокультурная страна, которая поддерживала беспрецедентные отношения с Европой и чьи значительные военные усилия крупнейшие человеческие жертвы — 26 миллионов человек позволили свергнуть гитлеровский режим, должна быть представлена такой, какая она есть. Русскому миру, который представляют столько этносов, должно быть место на торжествах, потому что европейцы не могут переписать историю и стереть роль Москвы в заслуженно отмечаемой победе над нацистской Германией. Европа, которая часто обвиняет Кремль в распространении пропаганды, направленной на переписывание Истории с большой буквы "И", не может использовать то, в чем сама обвиняет своего сегодняшнего врага. Нынешний дискурс с обеих сторон наводит на мысль, что нас ждут неприятие и разрыв диалога между европейцами и россиянами на несколько поколений вперед. Бороться с этой идеей нужно уже сейчас: Россия и Европа так много дали друг другу за века отношений. И потом, именно с крепкой надеждой на скорейшее преодоление конфликта в какой бы то ни было форме после прекращения боевых действий между Россией и Украиной европейцы должны направить русским 6 июня мощный сигнал.
Мы должны показать им, что, хотя Запад твердо стоит на защите Европы и ее ценностей, он по-прежнему открыт для диалога во имя мирного будущего. На празднование 80-летия высадки в Нормандии приглашена Россия, но не Владимир ПутинНа мероприятия по случаю 80-летия высадки войск в Нормандии во Францию будет приглашена Россия, но не Владимир Путин, заявили организаторы церемонии.
Оборона была прорвана. Первые жертвы не прошли даром, и уже после 6 июня на берег начали высаживаться всё новые и новые войска союзников, продвигаясь вглубь обороны немцев.
Операция "Оверлорд" продолжалась до 31 августа 1944 года, закончившись освобождением Парижа. Командовали операцией генерал США Дуайт Эйзенхауэр внизу и британский генерал Виконт Монтгомери под первым портретом , прославившийся во время боевых действий в Северной Африке. Среди участников высадки в Нормандии был и американский танковый ас Лафайет Пул фото ниже. За 80 дней боёв принял участие в 21-й танковой атаке во Франции и Бельгии.
За время боевых действий Лафайет Пул совместно со своим экипажем подбил и уничтожил 258 немецких бронемашин и автомобилей, из которых не менее 12-ти танков и штурмовых орудий, более 1000 солдат и офицеров, а также взял в плен 250 солдат противника. Во время последнего боя штаб-сержант Лафайет Пул был тяжело ранен в правую ногу, которую пришлось ампутировать. В июне 1946 года уволен из Вооружённых Сил, однако в 1948 году вернулся в строй и служил инструктором 3-й бронетанковой дивизии на базе Форт-Нокс. Любопытен и ещё один факт.
Когда первый этап операции завершился, оказалось, что среди военнопленных Вермахта был...
Второй этап - морской десант, который начался в 6. Уже к концу «Дня Д» в английском и американском секторах было высажено на побережье Нормандии 5 пехотных, 3 воздушно-десантные дивизии и танковая бригада, общей численностью 156 000 солдат. Высадка проводилась на участке побережья шириной 80 км между устьем реки Орн и коммуной Озвиль, который был разделен на 5 основных секторов вторжения. Сопротивление немцев на высадку морского десанта по всему нормандскому побережью было плохо организованным. Кроме того, в условиях абсолютного господства в воздухе союзной авиации, а также из-за диверсионных акций французского сопротивления и отрядов британских коммандос, войска вермахта уже на стадии выдвижения резервов на рубежи несли большие потери. Немцы предпринимали вялые попытки, но не смогли сбросить десант в море. Из 156 тысяч десантировавшихся в День «Д» больше всего, 73 000 человек, было американцев: 58 500 - морской десант и 15 500 — воздушный.
На британский и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих, из них 61 715 — британцы. Пляж «Юта». Фото: Public Domain Операция развивалась успешно, серьезного сопротивления, угрожающего провалом высадке, немцам оказать не удалось. К исходу дня 12 июня союзникам удалось захватить плацдарм протяженностью 80 км по фронту и 10-12 км в глубину.
«День Д» или как происходила Высадка в Нормандии
Историк Себастьен Буссуа на страницах Le Journal du Dimanche размышляет о нежелании Запада приглашать президента России на празднование 80-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии. Высадка в Нормандии считается самой крупной десантной операцией за всю историю войн. В британском Портсмуте сегодня прошла торжественная церемония по случаю 75-летия высадки союзников в Нормандии. Глава МИД напомнил, что на 75-летии высадки в Нормандии Россия была представлена на уровне посла. Высадка в Нормандии считается самой крупной десантной операцией за всю историю войн.
6 июня – 75 лет операции "Оверлорд". Высадка Союзников в Нормандии.
По плану вторжения, британцы, действуя совместно с канадскими войсками, должны захватить в первый же день ключевые объекты — города Байё и Кан и продвинуться как можно южнее и юго-восточнее. Таким образом, овладев важнейшими транспортными узлами, британцы перерезали пути подхода немецких резервов на полуостров Котантен и предоставляли возможность американцам, что действовали справа, закрепиться на своих плацдармах. А в дальнейшем американские дивизии имели свою главную цель — захват большого морского порта Шербур. Тренировки транспортных судов в высадке десанта с применением средств имитации. Американские войска должны были высадиться в западном секторе на двух плацдармах, английские и канадские — в восточном секторе на трёх участках. Планируя высадку войск, союзники учли такой важный фактор, как разграничительные линии между зонами ответственности войск противника.
Удар был нанесён в стык разграничительной линии между 7-й и 15-й немецкими армиями , что создало большие проблемы с организацией взаимодействия между командованиями двух немецких армий. Подготовка войск к операции[ править править код ] Британские коммандос перед погрузкой на десантные корабли. Подготовка к самой масштабной десантной операции в истории войн шла не только путём тренировки войск и сил, которые должны были непосредственно участвовать в операции, но и за счёт наращивания темпов производства вооружения и расширения строительства специальных десантных и противолодочных средств. Специально для проведения операции судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки было построено около 30 тысяч единиц разнородных десантных судов , а также десантно-высадочных средств. Были разработаны и запущены в массовое производство специальные средства для обеспечения пехотных подразделений в бою во время высадки: плавающие и огнемётные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, мостоукладчики, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и т.
Для ускорения темпов загрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвлённая сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю. Оригинальным решением проблемы с портовой инфраструктурой для высадки войск и выгрузки грузов стала идея создания временных искусственных портов. Планировщики операции исходили из того, что в зоне высадки в течение 90 дней после начала вторжения не будет больших портов, а каждый день надо будет выгружать для снабжения войск и перевозки подкреплений около 12 тысяч тонн различных грузов и около 2,5 тыс. Для решения этой проблемы они предложили создать возле захваченных берегов две искусственные гавани, которые получили название гавань «Малберри» , и которые не уступали по размеру большому торговому порту. Для этих целей на юге Англии втайне были сооружены гигантские кессоны для создания двух искусственных гаваней «Малберри» по одной в английском и американском секторах.
Гавань «Малберри» состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда [20]. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10—11 м, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти» ; судна большего размера пользовались акваторией, защищённой плавающими волнорезами. Много кессонов было оборудовано кранами, складами, кубриками для экипажей, имели собственные пушки, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки. Для каждого порта «Малберри» нужно было 146 кессонов различных размеров, весом от 1672 до 6044 т, в зависимости от глубины их затопления [21]. Параллельно с кессонами строились плавающие пирсы, или, как их иначе называли, «наплавные мосты» общей протяжённостью около 7 миль, которые держались на понтонах.
Автомашины с грузом, после разгрузки с транспортных средств, ехали по «наплавному» мосту, что соединял свайные причалы, на берег. С первых дней высадки и до окончания строительства портов «Малберри», для обеспечения временной стоянки транспортных судов, предполагалось создать в сравнительно мелководных районах Ароманша и Сен-Лорана пять искусственных гаваней «Гузберри». Эти укрытия, созданные путём затопления старых судов, защищали гавань от ветра и волн, предназначались для стоянки и разгрузки большого количества малых судов и одновременно должны были служить продолжением портов «Малберри». Для затопления было выделено 60 судов в том числе старые линкоры и крейсеры , которые образовали волнолом длиной около 7300 м [22]. Прибуксированные и установленные в районе высадки кессоны создавали гавань, равную по размерам гавани Дувра.
С целью обеспечения горюче-смазочными материалами войск, которые должны высаживаться на побережье Нормандии, была подготовлена, а с началом высадки осуществлена прокладка по дну моря через пролив Ла-Манш 20 нефтепроводов для бесперебойного питания войск горючим. Операция «Плуто» была реализована британскими учёными, экспертами нефтяных компаний и представителями вооружённых сил. Создание трубопроводной системы, которая пролегала по дну Ла-Манша прямо на плацдармы, позволяло избавиться от необходимости привлекать в угрожающих условиях боевых действий танкеры, очень уязвимые для уничтожения немецкими подводными лодками. Десант готовится для посадки на десантные корабли. Десантные формирования проходили специальную подготовку в нескольких районах: английские — в юго-восточной части Англии, американские — в юго-западной.
Районы сосредоточения войск, в которых проводилась боевая подготовка этих войск, располагались за 100—150 км от южного побережья. При этом тренировки войск осуществлялись в нескольких различных по характеру ландшафта районах.
Этому способствовали многие действия союзнической разведки, в числе которых — и спланированная «утечка» дезинформации, и различные меры по введению в заблуждение агентов абвера и воздушной разведки. Были даже изготовлены макеты транспортных судов, размещенные в портах, далеких от мест реальной загрузки. Англо-американское командование подготовило две десантные операции: главную — на северном побережье Франции, в Нормандии — под названием «Оверлорд» «Сюзерен», «Повелитель» и вспомогательную — на южном побережье в районе Марселя — операция «Энвил» «Наковальня». В свою очередь, сама операция «Оверлорд» состояла из двух фаз: первая получила кодовое название «Нептун», вторая — «Кобра».
Как и названия военных операций, закодированы были и участки побережья для десантирования, названные пляжами «Юта», «Голди», «Омаха», «Джуно» и «Сворд» рис. В ночь на 6 июня одновременно с переходом морского десанта союзная авиация начала наносить удары по артиллерийским батареям, отдельным узлам сопротивления, штабам, скоплениям войск и тылам противника. Сильные удары авиация нанесла по объектам в Кале, Булонь с целью отвлечь внимание немецкого командования от действительного направления высадки. Ночью накануне высадки началась выброска воздушно-десантных войск. В ней участвовало 1662 самолёта и 512 планеров американской авиации, 733 самолёта и 335 планера английских военно-воздушных сил. Части 82-й американской воздушно-десантной дивизии высадились западнее Сент-Мер-Эглиза.
Утром 6 июня началась артиллерийская подготовка, которую вели 7 линкоров, 2 монитора, 24 крейсера, 74 эскадренных миноносца. Кроме того, массированные удары нанесла американская и английская авиация. В результате оборона немецко-фашистских войск на побережье была в значительной степени подавлена. В 6 часов 30 минут в западной зоне и на час позднее в восточной зоне первые отряды морского десанта высадились на берег. При высадке полегло немало солдат союзных войск. Особенно ожесточенное сопротивление немцами было оказано на пляже «Омаха».
Высадка первого эшелона превратилась в кровавую бойню. Такого масштаба не знали предыдущие войны, как и вся Вторая мировая. Открытие Второго фронта сопровождалось мощнейшей артиллерийской подготовкой и авиационной бомбардировкой оборонительных сооружений, инфраструктуры и мест дислокации немецких войск. Действия парашютистов в некоторых случаях оказались не очень успешными. При десантировании произошло распыление сил, но это уже большого значения не имело. К берегу шли суда, их прикрывала корабельная артиллерия, и к исходу дня на берегу уже находились 156 тысяч солдат и 20 тыс.
Захваченный плацдарм имел размеры 70 на 15 километров в среднем. По состоянию на 10 июня на эту полосу уже были выгружены свыше 100 тыс. Несмотря на огромные потери за первые сутки они составили около десяти тысяч , уже через три дня второй фронт был открыт. Это стало очевидным и непреложным фактом. Высадкой десанта командовал британский фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери рис. Фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери Общее руководство силами вторжения, совокупная численность которых достигала 1 млн человек, осуществлял генерал армии Дуайт Дэвид Эйзенхауэр рис.
Дуайт Девид Эйзенхауэр американский государственный и военный деятель, генерал армии, 34-й президент США 17 июня Рундштедт и Роммель предложили Гитлеру искать «политическое решение», обратившись к западным державам. Гитлер резко оборвал командующих, настаивая на энергичных контратаках. Но сил для этого не было. Ко 2 июля в Нормандии было уже около миллиона человек, в том числе 13 американских, 11 английских и 1 канадская дивизии, а также польские и французские воинские части. На берег выгружено 566 648 тонн грузов и 171 532 автошины. Союзники готовы были нанести удар по противнику всей мощью.
За эти первые три недели было захвачено 41 тыс. Потери союзников составили 60 771 человек, из них 8975 убитыми [11]. Для того чтобы продолжать освобождение оккупированных нацистами территорий, требовались не только солдаты и техника. Война пожирает ежедневно сотни тонн топлива, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. Она отдает воюющим странам сотни и тысячи раненых, которых нужно лечить. Экспедиционный корпус, лишенный снабжения, обречён.
После того как второй фронт был открыт, стало очевидным преимущество развитой американской экономики. Союзные войска не испытывали проблем со своевременной поставкой всего необходимого, но для этого требовались порты. Они были захвачены очень быстро, первым стал французский Шербур, его заняли 27 июня. Оправившись от внезапного удара, немцы не спешили признавать поражения. В ночь на 13 июня 1944 г. Был атакован Лондон.
При всей скудости возможностей рейха у Гитлера нашлись ресурсы для массового производства баллистических Фау-2. Обстрелу подверглись Лондон 1100 ракетных ударов , а также расположенные на материке и использовавшиеся союзниками для снабжения войск порты Антверпен и Льеж почти 1700 Фау двух типов. Тем временем нормандский плацдарм расширился до 100 км и углубился до 40 км. На нём были развернуты 23 авиабазы, способные принимать все типы воздушных судов. Количество личного состава увеличилось до 875 тысяч. После высадки в Нормандии американское и английское командование почти два месяца было занято наращиванием сил, не предпринимая решительных действий против врага.
К двадцатым числам июля всё ещё небольшой по размерам плацдарм был до отказа забит войсками и боевой техникой.
Операция по высадке войск союзников в северной Франции получила кодовое наименование "Оверлорд" англ. Overlord, "верховный властелин". А собственно морской десант в Нормандии проходил как "операция "Нептун". Эта десантная операция является крупнейшей в истории войн. Семейные истории французов, приехавших в Москву на "Бессмертный полк" Несмотря на настойчивые требования советского руководства об открытии второго фронта, высадка во Франции раз за разом откладывалась. Окончательное решение было принято в конце 1943 года. Президенту США Франклину Рузвельту пришлось убеждать британского премьера Уинстона Черчилля, что в случае отказа англичан от высадки в 1944 году США будут вынуждены перебросить простаивающие без дела высадочные средства на Тихий Океан.
Накануне операции "Нептун" в Англии была собрана огромная американская группировка: 1 млн 100 тыс. Успех высадки союзников в значительной степени зависел от того, как быстро удастся накопить на захваченном плацдарме крупные силы пехоты и танков, способные выдержать немецкий контрудар. Неудачный рейд на Дьепп в августе 1942 года показал, что захват порта являлся почти неразрешимой задачей. Гавани и порты были серьезно укреплены немцами. Поэтому было решено захватывать плацдарм в стороне от портов и создавать искусственную гавань, пирсы которой получили условное наименование "Малбери". Для отражения ожидавшегося десанта в распоряжении немецкого командования во Франции, Бельгии и Голландии в начале июня 1944 года было 880 тыс. Теоретически они представляли собой значительную силу. Однако немецкие части были разбросаны на большом пространстве и не могли быть оперативно собраны в одном месте.
Некоторые дивизии вообще были "стационарными", с низкой подвижностью. Поэтому союзники могли без труда создать локальное превосходство в произвольной точке высадки. Вместе с тем, не вполне верны легенды о пропустившей высадку союзников "дивизии желудочников". Это соединение из ограниченно годных солдат находилось на подступах к Амстердаму и, как ни странно, держалось довольно долго. Большие споры среди немецких командующих вызвал выбор стратегии отражения десанта. Имевший значительный опыт войны с союзниками командующий группой армий "Б" Эрвин Роммель считал, что вопрос об успешности высадки будет решен в первые 24 часа сражения. Поэтому он выступал за удержание прочной обороны на побережье и предлагал создать вдоль него "жемчужное ожерелье" танковых частей. Другого мнения придерживались главнокомандующий немецкими войсками на Западе Герд фон Рундштедт и командующий танковой группой "Запад" Гейр фон Швеппенбург.
Они предлагали держать танки в глубине континента, а в случае высадки разгромить противника в маневренном сражении. Фон Швеппенбург указывал, что на побережье танки попадут под огонь корабельной артиллерии. Роммель в ответ напоминал о господстве союзников в воздухе висящие над головой истребители-бомбардировщики затрудняли любые перемещения войск.
Высадка войск продолжалась до 21 июня. К концу июня удалось расширить плацдарм до 100 км в ширину и 20-40 км в глубину. Дата начала десантирования вошла в историю как День «Д». Высадка войск американской 1-й пехотной дивизии. Пляж «Омаха». Все они были готовы к десантированию, однако день операции несколько раз откладывали.
Статья по теме: Река Эльба — рубеж зон влияния, определенный Сталиным и Черчиллем. Рукопожатие союзников Три четверти сухопутных армий союзников являлись американскими, и потому Верховным главнокомандующим операции был назначен техасец, генерал армии США Дуайт Эйзенхауэр, его заместителем — шотландец, маршал авиации сэр Артур Теддер. Командование объединенными сухопутными силами англичан и американцев было поручено британскому генералу Бернарду Монтгомери. В состав Верховного главнокомандования также вошли командующий морской операцией «Нептун», британский адмирал сэр Бертрам Рамсей и главный маршал авиации Великобритании сэр Траффорд Ли-Мэллори. Операция началась в ночь на 6 июня.
Высадка в Нормандии или операция «Оверлорд» (D-Day)
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии может быть приглашен российский лидер. 6 июня 1944 года в результате высадки англо-американских войск во французской Нормандии был открыт Второй фронт. Сегодня в мире отмечают годовщину высадки союзников в Нормандии. Союзники высадились на слабоукрепленных пляжах Нормандии, операция была страшно засекречена и эффект внезапности удался.
В ГД призвали отказаться от унизительного приглашения в Нормандию "России, но не Путина"
Организаторы празднования 80-й годовщины высадки войск союзников в Нормандии официально не уведомляли Россию об отказе приглашать Путина и «могут даже не утруждаться»: главный праздник в России — это День Победы, заявил Песков. День Д — дата высадки союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года. 22-летний солдат добрался до берега Нормандии только через полчаса. В так называемый День «Д» высадка на побережье Нормандии была проведена в 2 этапа.
Франция может пригласить Россию на 80-летие высадки союзников в Нормандии
Высадка в Нормандии или операция «Нептун» — морская десантная операция, проведенная 6 июня 1944 года «День Д» в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. В высадке участвовали 156 тыс.
Захват моста у Ремагена союзными войсками Хотя кризис первых минут на "Омахе" был преодолен, обстановка оставалась напряженной. Команды, которые должны были взорвать подводные ежи и пирамиды, понесли потери, и в системе заграждений удалось пробить лишь несколько узких коридоров.
Вторая очередь десантных кораблей, подошедшая к берегу в прилив, с трудом обнаружила эти коридоры. Тем не менее, американцам удалось захватить плацдарм и начать выгрузку войск. Всего 6 июня на участке "Омаха" высадились 34 тыс.
При этом о немедленном наступлении для расширения плацдарма не могло быть и речи. По официальным данным, потери американцев на этом участке высадки составили 694 убитых, 331 пропавшего без вести и 1 тыс. Современные подсчеты оценивают потери в 4 тыс.
Однако не следует думать, что показанная в голливудском фильме "Спасти рядового Райана" мясорубка на "Омахе" была правилом для "Дня Д". Высадка американцев на втором участке - "Юта" - прошла сравнительно гладко. Он был слабее укреплен немцами, т.
Дополнительный участок был полезен для обеспечения фланга и соединения с воздушным десантом. На "Юте" оборонялось всего около роты немцев, и выехавшие из воды танки-амфибии быстро расстреляли пулеметные гнезда. В "День Д" на участке "Юта" высадилось около 23 тыс.
Потери составили всего 197 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Вскоре высадившиеся на "Юте" части соединились с воздушным десантом союзников, а через несколько дней ударом на запад они отрезали немецкий гарнизон Шербура. Высадка британских и канадских войск на участках "Голд", "Джуно" и "Суорд" происходила гораздо успешнее.
Эти части перегрузились с транспортных судов на десантные гораздо ближе к суше, нежели американцы, и должны были преодолеть меньшее расстояние до берега. Как следствие, по пути погибли гораздо меньше людей и было потеряно не так много снаряжения. Однако отставание от плана все равно имело место.
Одной из основных целей первого дня высадки на участке "Суорд" был город Кан, важный узел дорог. Его захватить не получилось, двигавшиеся к нему канадцы были встречены контратакой 21-й танковой дивизии немцев. В середине дня 6 июня к районам высадки отправились корабли, буксировавшие за собой причальные конструкции "Малбери".
Началось сооружение искусственной гавани. Уже к исходу "Дня Д" на побережье высадились 156 тыс. Адольф Гитлер, узнав о высадке, не спешил давать разрешение на использование резервов.
Американский патруль ранил и задержал немецкого солдата-мотоциклиста. Лейтенант Стокридж Вакх даёт пострадавшему пить, за раненым — сержант Харриль, ранивший мотоциклиста. Рипаблик P-47 «Тандерболт» в огне. Истребитель-бомбардировщик загорелся, скорее всего, во время взлёта. Джозеф Э.
Дэй из Беллоира, штат Огайо держит щенка по клике Вторжение и немецкий шлем. Фото сделано 14 июля 1944 года. Американский солдат держит на руках ребёнка в коммуне Тревьер. Американский танк в коммуне Сен-Фромонд. Группа солдат с аккордеоном рядом разрушенным немецким пунктом сбора людей для принудительных работ.
Эти солдаты освободили Аржентан 20 августа 1944 года.
Роммель, снова вступивший в командование немецкими войсками, отлучился на один день в Берлин, чтобы отпраздновать день рождения жены. Вернувшись в Нормандию, он тотчас же организовал контрнаступление, однако его войска, лишенные прикрытия с воздуха и неравные по силе противнику, вынуждены были отступить под натиском союзников. Немцам также очень мешала деятельность партизан в тылу. В отместку они применяли жестокие карательные меры, уничтожая целые деревни и убивая жителей. К началу июля они переправили на континент свыше 1 000 000 человек. Десантники помогают раненым на Юта-Бич. Гитлер, хоть и контуженный, отделался ушибами и царапинами, а все причастные к заговору были вскоре схвачены и казнены. Роммель, не участвовавший в заговоре лично, высказывался в его поддержку.
Как только это стало известно, ему предоставили выбор: самоубийство и сохраненная честь или унижение нацистского суда с заранее предопределенным приговором и отправка всех его близких родственников в концентрационный лагерь. Роммель выбрал первое, и 14 октября в присутствии двух генералов, присланных Гитлером, отравился. Как и было обещано, его похоронили с воинскими почестями, а семье была назначена пенсия.
Прошли торжества в честь 75-летия высадки в Нормандии: фотогалерея
На этой неделе в Европе отмечали 75-летие высадки союзников в Нормандии и открытие «Второго фронта». Высадка в Нормандии – самая крупная десантная операция в истории, также известна как "День Д". В ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли Ла-Манш из Англии в Нормандию. – Алексей, говоря о высадке союзников в Нормандии, хочется прежде всего поговорить о сроках. День Д или День высадки союзников в Нормандии.