В своем дневнике Аполлинария Суслова пишет, что она ненавидит Достоевского за то, что он причинил ей страдания, без которых можно было обойтись.
Поля, русская Поля
- Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова»
- Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...: lovers_of_art — LiveJournal
- электронные книги, биография.
- Две женщины в судьбе писателя Фёдора Достоевского ::Первый Севастопольский
Апполинария Суслова – роковая муза
Насколько я понимаю, это была Апполинария Суслова – роковая муза Достоевского и Розанова. Роковая женщина Аполлинария Суслова К ней применимы все эпитеты — яркая, незабываемая, талантливая, пустая, надменная, скандальная. Аполлинария Суслова, роковая любовница вского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. 1918 Если бы Аполлинария Суслова появилась на свет не в 1840 году, а, скажем, на век позже, то она оказалась бы вполне на своем месте, органично вписавшись в. Он решил обеспечить надлежащее образование своим дочерям, Полине (уменьшительная форма имени Аполлинария) и Надежде.
Аполлинария Суслова: кем была муза Достоевского
Слепцова ее образ исключительно положительный. Достоевский написал о ней: «Редкая личность, благородная, честная, высокая! Известно, что он получил юридическое образование. Привлекался к следствию по делу о первой нелегальной прокламации в России. Скончался в 1873 году. Второй супруг — профессор гистологии и успешный предприниматель-винодел Александр Голубев. С 1895 года пара жила в Крыму. Суслова к тому времени прекратила медицинскую практику, но не отказывала в помощи местным жителям. Она пожертвовала крупную сумму на строительство гимназии в Алуште, поддерживала пострадавших в результате русско-японской войны, устроила в своем имении школу для нуждающихся детей. Медицинские инструменты, лекарства и книги Суслова завещала больницам Крыма. Иван Шмелёв в своем жестоком романе «Солнце мертвых» так не похожем на умилительное «Лето Господне» пишет о послереволюционной жизни семьи Голубева-Сусловой.
Профессор ослеп, его имение разграбили, но он продолжал исследования. Про Суслову, сам того не ведая, Шмелёв напишет: «Не в чем и в гроб лечь было. Босую клали». Надежда Прокофьевна умерла от паралича сердца в 1918 году. Ее муж, абсолютно слепой, еще восемь лет каждый день навещал могилу. В 2012 году в Алуште поставили красивый белокаменный памятник Надежде Сусловой.
Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении.
Тем не менее, исследователи склонны считать, что лишь некоторые «выходки» любовницы Достоевского были списаны и перенесены на главную героиню романа, однако эти две женщины абсолютно разные. Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально. А выбрала она после не какого-нибудь мужчину, а писателя и творческого человека — Федора Михайловича Достоевского. Дочь писателя впоследствии описывала Суслову, как непреложную студентку университета, которая даже не думала заниматься экзаменами. Тем не менее, она всегда посещала лекции и флиртовала со студентами, а иногда и ходила к ним домой, мешая работать и подстрекая на ступеньках.
В правом верхнем углу сайта нажмите «Мои книги» и перейдите в подраздел «Мои». Нажмите на обложку аудиокниги -"Аполлинария и Надежда Сусловы. В разделе «Скачать в виде файла» нажмите на нужный вам формат файла: Для прослушивания аудиокниги на телефоне или ПК подойдут следующие форматы при клике на формат вы можете сразу скачать бесплатно фрагмент аудиокниги "Аполлинария и Надежда Сусловы. Аудиокниги серии.
Пионерки эмансипации: жизнь и деятельность сестёр Сусловых в Крыму
Это была 22-летняя слушательница Петербургского университета Аполлинария Суслова. — Почему Аполлинария Суслова не давала ему развода? В своем дневнике Аполлинария Суслова пишет, что она ненавидит Достоевского за то, что он причинил ей страдания, без которых можно было обойтись. PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. Ее любовь принесла только разочарование и горечь им и сделала саму Аполлинарию Суслову несчастной.
Роковая встреча
- Предосудительный и болезненный роман
- Две женщины в судьбе писателя Фёдора Достоевского
- Полюбите нас беленькими
- Настоящая муза Достоевского — Аполлинария Суслова
Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев | Здесь в позапрошлом веке проживала возлюбленная Федора Достоевского Аполлинария Прокофьевна Суслова. |
Аполлинария Суслова: кем была муза Достоевского: dmgusev — LiveJournal | Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя. |
Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова» | Может быть, именно за это «сопряжение несопряжимого» и любили Аполлинарию Суслову два русских гения — Федор Достоевский и Василий Розанов? |
Роковая страдалица Аполлинария Суслова - Молодежный журнал ИЛИ | 23 ноября - 43361451668. |
«Иваново с Перцем»: Любовница Достоевского Аполлинария Суслова | Яркими провозвестницами идей феминизма в Российской империи были сёстры Надежда и Аполлинария Сусловы, чьи жизнь и деятельность неразрывно связаны с Крымом. |
Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва_. Рамблер/новости.
Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области
Но все равно видно, что Тургенев – писатель, а Достоевский – просто маньяк. А вот Аполлинария Суслова чудо как хороша. Аполлинария Суслова, роковая любовница вского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Аполлинария Суслова от автора Людмила Сараскина (ISBN: 978-5-23-504514-9) по низкой цене. Суслова Аполлинария Прокофьевна. 1839 – 1918 Публицист. Родилась в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородская губернии, ныне Сосновского муниципального округа. Он решил обеспечить надлежащее образование своим дочерям, Полине (уменьшительная форма имени Аполлинария) и Надежде. Аполлинария Суслова известна прежде всего как самое сильное увлечение Ф. М. Достоевского и как прототип его героинь.
Какой была истинная муза Достоевского — Аполлинария Суслова
Судьбы двух этих женщин различны настолько, что с трудом верится в то, что они были родными сестрами. Однако действительно ли истории их жизней можно свести к банальному противопоставлению: святая — грешница? Как скачать аудиокнигу - "Аполлинария и Надежда Сусловы. Любовные страсти или служение своему делу?
Аполлинария писала в своих дневниках о том, что она отдалась Достоевскому «любя, не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая». Но о бескорыстии в ее отношениях с писателем не шло и речи. Начало романа было традиционным — нежные письма друг другу, тайные встречи.
Вскоре Суслова озвучила свой первый каприз — она настояла на том, чтобы писатель опубликовал ее повесть «Покуда» в журнале «Время», который Достоевский выпускал вместе с братом. Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. Освоившись в роли любовницы, Полина решила — пора повышать свой статус. Она начала требовать, чтобы Достоевский развелся с женой и женился на ней. Бросать тяжелобольную супругу писатель не хотел. Его отказ вызвал у Аполлинарии гнев.
Она сбежала в Париж и там нашла себе любовника-испанца, который вскоре бросил её. Связь Сусловой с Достоевским была похожа на сильно раскаченные качели, с которых в каждую секунду можно сорваться и разбиться насмерть. Аполлинария постоянно шантажировала его намерением покончить с собой, если он не выполнит ее условия. Она соблазняла писателя и не подпускала к себе, звала и прогоняла.
Чего, собственно, и добивалась. Когда супруга Достоевского умерла, он предложил Апполинарии выйти за него замуж. Но она не согласилась — нужно сказать, она вообще плохо понимала, кто ее позвал замуж. Его книг она не знала, его внутренний мир ее интересовал мало — в общем, еще один невнятный обожатель, партнер по сцене жизни… Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей. Этот призыв услышала другая женщина, Анна Сниткина, которая искренне любила Достоевского — и прожила с ним трудную жизнь, которая однако была полна любви. После окончания романа с Достоевским Апполинария сожгла свой архив — те редкие письма, которые дошли до наших дней, сохранились действительно чудом.
Но чувство к ней сохранилось у Достоевского: он писал в дневниках, что любит ее даже вопреки своему желанию любить. Следующей жертвой необузданной Аполлинарии стал Василий Розанов. На момент их знакомства Василий был еще гимназистом, Апполинария — была женщиной за тридцать. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин. Может, благодаря этому браку мы и получили самого парадоксального русского философа, но как человек Розанов был несчастен. Апполинария с возрастом ничуть не изменилась: жизнь в стиле греческой трагедии стала еще насыщенней. Стареющая женщина устраивала Розанову публичные истерики с мордобитием, при этом наставляя ему рога с его коллегами и студентами, она пилила его за безденежье, пилила за то, что тот занят тем, что ей непонятно и не интересно, а ей уделяет мало внимания. Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его.
Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе». Суслова дважды уходила от Розанова.
Сараскиной к объективному образу своей героини немало препятствий. Сведений о детстве и юности Аполлинарии почти нет они восстанавливаются по дневникам ее сестры Надежды. Ее молодость реконструируется по мемуарам и критическим статьям о Достоевском, до обидного несправедливым по отношению к девушке. Зрелые годы освещаются перепиской самой Аполлинарии с современницами, частично утерянной, а позднее время «отдано на откуп» ее супругу В. Наверное, это именно то, что называется «сопротивлением материала»: как найти истину столько лет спустя, сопоставляя противоречащие друг другу документы, «раздваивающие» и «растраивающие» образ нужной персоны? Кроме того, речь не о художественной книге, где помогает воображение и автор имеет право на большую субъективность, а о научной: как прийти к той самой золотой середине, если опираться на неуравновешенные, очень личные свидетельства?
Наверное, единственный путь здесь — интуитивное вычленение более верного взгляда, соотнесение различных периодов жизни, дабы они сложились в целостную картину, выявив живую, настоящую личность. Аполлинария Л. Сараскиной — это совсем не пассия купца Рогожина, не домомучительница Розанова, но и не «служительница Венеры» из дневников Л. Достоевской, а совершенное другая девушка, возможно, больше похожая на саму себя: «Тяжелым, до ненависти и отвращения, оказался груз свободной любви для презирающей общественные предрассудки Аполлинарии, переживавшей «позор» любовных отношений так же болезненно, как на ее месте его переживала бы всякая другая женщина с вполне традиционными представлениями о морали. Скорее всего, ей было даже намного труднее. Ведь — и в силу характера, и по принципиальным идейным соображениям — она начисто была лишена лицемерия и специфически дамских хитростей и уловок». Кроме извечного выбора между поиском недостатков и поиском достоинств в объекте внимания в данном случае исследователь, формируя корпус документов и свидетельств, волен взять тот или иной отзыв, фрагмент, подтверждающий именно его, а не противоположную точку зрения. Но как же быть читателю в той ситуации, когда автор лишь указывает ему дорогу, не навязывая своего взгляда, в небольшой сопроводительной статье к каждой главе: по приложенным документам он должен судить сам?
Здесь мы видим не совсем обычную позицию Л. Сараскиной: придерживаясь собственного, довольно сочувствующего взгляда на свою героиню, она оставляет читателю свободу сделать свой выбор. И все же ученый руководит тропой читателя — через саму подборку документов. Из подобранных Сараскиной текстов высвечивается желаемый образ — почти страдальческий. По ранним произведениям Сусловой «До свадьбы» мы видим, что перед нами не «Медея» В. Розанов , а обычная девушка, испытывающая тоску и томление от своего положения спутницы женатого человека, который должен вскоре овдоветь.
СУСЛОВА Апполинария
Образ Аполлинарии Сусловой, своенравной красавицы с дурным нравом, страстной натуры, волевой, противоречивой, для Достоевского оказался источником целой плеяды его героинь. Роковая муза Достоевского и Розанова Аполлинария Суслова | Фото: и Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений. Аполлинария Суслова, роковая любовница вского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Достоевского. Стриженные по тогдашней моде и совершенно между собой несхожие сестры Сусловы — Аполлинария и Надежда, появившиеся в петербургских студенческих кружках.
Полюбите нас беленькими
- Апполинария Прокофьевна Суслова - биография, фото, личная жизнь, Достоевский - Biography Life
- «Молодая гвардия» выпускает биографию Аполлинарии Сусловой
- Ивановские эмансипе
- Роковая встреча
- Ивановские эмансипе
"Иваново с Перцем". Часть II. "Любовница Достоевского Аполлинария Суслова"
Роман восторженно принял критик Виссарион Белинский , а Некрасов назвал Достоевского "новым Гоголем". Однако следующее произведение молодого писателя, повесть "Двойник", разочаровало Белинского и его коллег. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Они стали друзьями на долгие годы. На собраниях обсуждались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Николаем Спешневым, которое ставило своей целью "произвести переворот в России". Весной 1849 года писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После восьми месяцев заключения он был признан виновным "в умысле на ниспровержение... Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.
Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. В 1857 году он был восстановлен в правах. В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок".
Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть. Зимой 1881 года здоровье Достоевского ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет.
Погребальная процессия растянулась на целый километр. Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф. Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске.
Дни её были сочтены. А Достоевский старался сделать менее тяжёлыми последние месяцы её жизни. Суслову мучила ревность, она не желала понимать, что Достоевский просто не может оставить жену в таком состоянии. Тем не менее терять молодую возлюбленную писателю не хотелось - он привязался к ней всем сердцем и её недостатки, порой, казались достоинствами, поскольку влюблённый человек любит, не разделяя достоинства и недостатки предмета любви! И он решился на время оставить жену, поскольку у неё было временное улучшение. Достоевский с Сусловой хотят поехать в Европу... Она уехала в Париж и завела любовника.
Когда В. Розанов умоляет ее вернуться, она жестоко отвечает: «Тысяча мужей находятся в вашем положении т. А узнав, что В. Розанов в гражданском браке с другой женщиной и имеет от нее детей, Суслова почти двадцать лет из какого-то злого упрямства не дает ему развода — дети его все эти годы были лишены гражданских прав. Старик-отец, у которого Суслова поселилась в доме, писал о ней: «Враг рода человеческого поселился у меня теперь в доме, и мне самому в нем жить нельзя». Правда, надо учитывать, что отец не уступал во властности своей дочери. Из письма В. Розанова А. Глинке-Волжскому: «С Суслихой я 1-й раз встретился в доме моей ученицы Ал. Щегловой мне 17, Щегловой 20—23, Сусл. Я же был социалистишко... На Катьку Медичи она в самом деле б[ыла] похожа. Еще такой русской — я не видал. Умна она была средне; не выдающееся; но всё заливал стиль. Младшая сестра известный врач-ученый Суслова умоляла ее помириться; но она зависть при всяком ее въезде в дом родителей — вылезала с подушкой и одеялом из окна в сад, прокрадывалась на улицу и уходила ночевать к знакомым. И сестра врач , видя, что она выгоняет старшую сестру из дому, мало-помалу перестала ездить к родителям. Я их любил, очень. С сестрой познакомился у умирающей тещи. Но я его уже разлюбила. И он должен был так же поступить. Он не поступил, и я его кинула. Это ее стиль. Разговор этот у меня с нею был и почти буквален. Тезисы, во всяком случае, эти самые. Обнимались, целовались, — она меня впускала в окно 1-й этаж летом и раз прошептала: — Обними меня без тряпок. Т[о] е[сть] тело, под платьем... Обниматься, собственно дотрагиваться до себя — она безумно любила. Сараскина, комментируя слова из письма В. Розанова «Она была по стилю души совершенно не русская», пишет: «Впервые письмо В. Розанова к писателю А. Глинке-Волжскому опубликовал — со значительными купюрами и местами в довольно свободном пересказе — Л. Путь Достоевского. Текст письма приведен Л. Сараскиной по публикации В.
Суслова могла быть чрезвычайно умна, чрезвычайно тонко образованна, но совершенно не потому, что она эмансипированная девушка: пламенная охота учиться и трудиться не обязывает к тому же… Суслова, еще недавно познакомившаяся с анализом, еще не пришедшая в себя, еще удивленная, открывшая целый хаос в себе, слишком занята этим хаосом, она наблюдает за ним, за собой; за другими наблюдать она не может, не умеет. Она — Чацкий, не имеющий соображения. Грибоедова напрасно бранят за эту черту в характере его Чацкого, она глубоко подмечена, она присуща известной степени развития.