В цикл бесплатных показов войдут фильмы Балабанова, а также важнейшие дебюты режиссеров, когда-то начавших свой путь в игровом кино благодаря кинокомпании СТВ: Бакура Бакурадзе, Сергея Дворцевого, Алексея Мизгирева и других. После демобилизации Балабанов вернулся домой и устроился ассистентом режиссера документалок на Свердловскую киностудию. Перед 200 собравшимися в зрительском зале гостями выступили известный режиссер Сергей Дебижев, который сыграл роль в фильме Алексея Балабанова «Брат-2», руководитель киностудии «Лендок» Алексей Тельнов и режиссер байопика Константин Смилга. На киностудии «Ленфильм» в Санкт-Петербурге состоялась премьера документального фильма о режиссёре Алексее Балабанове с его последним интервью.
Фестиваль авторского кино «Зимний» открылся фильмом об Алексее Балабанове
«Он меня обнулил»: Чадов, Кватания и другие режиссеры — о Балабанове - Афиша Daily | В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял фильм «Дурак» и посвятил его памяти Алексея Балабанова. |
«Он меня обнулил»: Чадов, Кватания и другие режиссеры — о Балабанове - Афиша Daily | Режиссер Алексей Балабанов перед показом фильма «Я тоже хочу» на 69-м Венецианском международном кинофестивале, 2012 год. |
Алексей Октябринович Балабанов | 2 октября в «Электротеатре «Станиславский» состоялся специальный показ документального фильма, об одном из самых значимых российских режиссеров — «Алексей Балабанов. |
Неправильный патриот. Алексей Балабанов рассказывал о России правду | АиФ Санкт-Петербург | Оглушительный успех и всесоюзную славу режиссер Алексей Балабанов узнал после выхода его картины «Брат». |
Алексей Балабанов - режиссёр, сценарист, продюсер - Новости - российские режиссёры - Кино-Театр.Ру | Всё про советского и российского режиссера Алексея Балабанова. |
«Балабанову даже думать тяжело было о «Брате-3»
Балабанов говорил о фильме: «Это жизненный опыт, вот и всё. Это рассказы людей. У меня было пару таких знакомых, которые вернулись с войны и стали бандитами. Но тогда их было немерено просто в стране». Кроме того, много времени он уделял процессу озвучивания своих фильмов, и очень часто его персонажи говорят не голосами актёров, которые их играют. Так, в «Брате» восемь персонажей говорят не своими голосами [5]. Фильм получил семь наград на различных международных кинофестивалях [19]. Фильм « Про уродов и людей » вышел в 1998 году премьерный показ состоялся на Каннском кинофестивале. Сценарий к нему был написан пятью годами ранее, однако прежде замысел не осуществлялся из-за отсутствия финансирования.
Коммерческий успех «Брата» позволил режиссёру вернуться к этому сценарию. Балабанов считал фильм «Про уродов и людей» лучшей своей картиной. Если первая картина стала отражением эпохи 90-х, то вторая задумывалась, скорее, как прощание с иллюзиями этого времени [20]. После выхода фильмов «Брат» и «Брат-2» Балабанова нередко упрекали в антисемитизме и ксенофобии, забывая о том, что спорные фразы произносит не он сам, а персонажи [10]. Также обвиняли в неполиткорректности фильм « Война », местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны [20]. Алексей Балабанов на съёмочной площадке фильма «Морфий» В 2002 году при сходе ледника Колка в Кармадонском ущелье Северная Осетии погиб Сергей Бодров-младший, который был близким другом Балабанова, и вся его съёмочная группа Бодров снимал фильм « Связной ». Балабанов также участвовал в подготовке фильма и выбирал вместе с Бодровым места для съёмок. По многочисленным воспоминаниям, режиссёр тяжело пережил потерю: его преследовала мысль, что он должен был быть там, вместе с погибшими, и это событие его надломило [21].
Сергей Сельянов , чтобы помочь Балабанову выйти из кризиса, предложил ему снять два фильма по чужим сценариям. До этого Алексей Октябринович создавал сюжеты сам. Так в 2005—2006 годах появляются два сравнительно «лёгких» фильма: криминальная комедия « Жмурки » и мелодрама « Мне не больно », выполненные в игровой и ироничной манере [22].
Данила достает пистолет и говорит: «Заплати штраф». Трамвай едет по Среднему проспекту, дома 50 — 67.
После этого Данила наконец находит своего старшего брата, который снабжает его деньгами «на первое время». Данила закупается одеждой в торговой галерее на Новосмоленской набережной, 1 рядом со станцией метро «Приморская» и отправляется на поиски жилья. Данила звонит по таксофону, прочитав объявление о жилье. Дело происходит рядом с метро «Горьковская», на заднем плане виден памятник Максиму Горькому. В настоящее время телефонной будки на том месте уже нет.
Затем он блуждает по дворам и подворотням, любуясь крышами. В кадре — двор дома Торгово-промышленного товарищества, в котором сейчас находится детская библиотека. Адрес — улица Марата, 72. В анфиладе этого массивного сооружения с квадратными колоннами звучит песня группы «Наутилус Помпилиус» «Нежный вампир» — под нее Данила Багров чудом жертвуя любимым CD-плейером спасается от пули киллера. Перестрелка происходит рядом с гостиницей «Прибалтийская» на Морской набережной, 15.
В настоящее время в доме на Морской набережной располагаются с десяток ресторанов и кафе, гастрономы, а также детская организация «Форпост культуры». Главный герой начинает входить в криминальный мир криминальной столицы. Виктор, почуяв, что неугоден своим же бандитам, поручает младшему брату вместо него совершить заказное убийство главаря чеченской мафии, заправляющего рынком. Предварительно он красноречиво убеждает Данилу в том, что тот совершит благое дело. Происходит этот эпизод в машине.
А едут они по улице Академика Павлова, что на Аптекарском острове. На окнах дома, мимо которого в фильме проезжают герои, теперь установлены стеклопакеты. Данила готовится к выполнению заказа. Он продумывает, как будет уходить от погони, если бандиты, подстерегающие Виктора, побегут за ним, и находит довольно удобный для этого двор. Это проходной двор между Тучковым и Волховским переулками в восточной части Васильевского острова.
Не так давно он был отреставрирован, выкрашен, в смежном доме разместились офисы. Данила успешно выполняет заказ. Действие происходит на Сенном рынке именно из-за него получила название Сенная площадь , расположенном между Садовой улицей и набережной Фонтанки. К выходу, к которому направляется в кадре Данила, теперь, вероятно, нельзя пройти, потому что вся территория заставлена торговыми лавками. Погоня за Данилой увязывается, и все происходит так, как он задумывал.
Он уходит во двор, переодевается, затем бежит от бандитов в парадную, а оттуда выскакивает на улицу и запрыгивает в удачно проезжающий в этот момент грузовой трамвай. В кадре — Большая Разночинная улица близ метро «Чкаловская». Данила проехал на трамвае до набережной реки Смоленки, 33А. Я тебя найду», — отвечает он. В кадре территория кольца выглядит невзрачно: поля некошеной травы, лужи, обшарпанная кирпичная будка депо.
Сейчас кольца нет: рельсы убрали, будку снесли. На его месте заасфальтированная площадка и бизнес-центр «На Смоленке». Бандиты тем временем выслеживают трамвай, на котором главный герой спасся от преследования. Вагоновожатую Свету они расспрашивают о ее «попутчике», в ответ она называет неверный адрес высадки. Остановка трамвая происходит на 23-й линии В.
Здание юридического факультета СПбГУ сейчас, как видно, находится в процессе реставрации. Парикмахерская, в которую идет Данила после выздоровления, отлежавшись в съемной комнате, находилась на 8-й линии В. Сейчас в этом помещении располагаются кофейня Baggins coffee и магазин табака до этого его продолжительное время занимали авиакассы. Данила находит Свету в трамвайном парке. Он расположен на Среднем проспекте.
В этом эпизоде Данила отправляется к Свете в гости и сообщает ей по телефону, что купил ей сюрприз. Телефонная будка стояла на Каменноостровском проспекте. Когда Данила переходит улицу, в кадре виден Дом Бенуа. Грузовой трамвайчик едет по набережной Лейтенанта Шмидта, а затем по Благовещенскому мосту. Света идет с работы по Тучкову мосту.
Встреча Данилы с бандитами происходит сразу за гостиницей «Прибалтийская» возле площади Европы. Раньше на этом месте располагался берег Финского залива, но в 2005 году началось строительство западного скоростного диаметра и здесь все кардинально изменилось. Берег осушили и забетонировали, а над ЗСД установили мост, за которым до сих пор проходит масштабное строительство новых домов. Один из самых запоминающихся эпизодов «Брата». Просидев в засаде уже долгое время, Данила и бандиты слышат звонок в дверь.
Настороженно открывая, Данила обнаруживает за дверью Вячеслава Бутусова — своего кумира. Данила, оставив на время свое дело, решает пойти вслед за кумиром и попадает на квартирник. Рядом сидят Наталья Пивоварова группа «Колибри» и еще несколько музыкантов. О съемках этой сцены вспоминает Настя Полева: «Балабанов мне сказал, что написал сценарий для нового фильма и в нем предусмотрена сцена на квартире у художника Андрея Розина. Раньше не было клубов и эта квартира являлась неким богемным салоном, местом встречи по вечерам в определенные дни музыкантов, актеров и других творческих личностей.
Алексей тоже бывал в этой квартире и знал Розина. Перед началом съемок они договорились, что пригласят домой к Андрею всю эту тусовку и воспроизведут на камеры для фильма обычное вечернее общение. Алексей объяснил, что по сюжету в комнату зайдет главный герой в лице Сергея Бодрова, затем придет Бутусов и они окунутся в эту непринужденную атмосферу. Весь вечер съемки проходили то в одной части квартиры, то в другой, а мы, ожидая, когда дело дойдет до сцены с нашим участием, сидели с Чижом Сергей Чиграков , Наташей Пивоваровой и со всеми остальными, кто был в кадре на диване в углу комнаты. Я решила спеть Сереже свою новую песню под гитару, Чиж начал подпевать.
Алексей в процессе работы пока в паузах шли перестановки, ставился свет и т. Все получилось спонтанно. Леша любил экспромт, какие-то удачные случайные вещи сразу фиксировал в кадре». Данила созванивается с братом, когда бандиты его держат в квартире в заложниках, ожидая прихода Данилы, чтобы расправиться с обоими. Телефонная будка располагалась напротив метро «Приморская».
Нынешняя будка стоит практически на том же самом месте. Другие кадры из фильмов: «Трофимъ», 1995. В короткометражном фильме Балабанова «Трофимъ» по этому мощеному брусчаткой, узкому глухому перекрестку в Академическом переулке бредет прибывший в Петербург деревенский мужик Трофим. В «Грузе 200» по этой же дорожке уходят «в будущее» после концерта Цоя герои нового поколения. Я сам не отсюда.
Мне ленинградский напарник нужен, с пропиской», — говорит в «Грузе 200» новоявленному знакомому молодой человек Валера, бросивший несколько дней назад свою подругу на зловещем хуторе. Они идут по Академическому переулку и затем поворачивают в Днепровский переулок. Во дворе дома на 3-й линии В.
И своих в нем, конечно, не бросают. Балабанов взваливает на себя непосильную задачу — «окончательно решить» кавказский вопрос, который бередит умы националистов с XIX века. Режиссер хотел работать максимально натуралистично, поэтому перед съемками он накачивал команду просмотром настоящего снафф-видео с казнями солдат, а Ингеборга Дапкунайте действительно плавала голой в холодной воде, да что уж там — фильм частично снимали в Чечне, когда еще шла Вторая кампания.
В «Войне» Балабанов вновь обращает внимание на феномен видео: фильм о своих мытарствах в России снял попавший в плен англичанин Джон. Видео в фильме Балабанова — носитель ненависти частый партнер режиссера оператор Сергей Астахов в связи с просмотром снаффа говорил, что работать над картиной психологически было трудно. Так складывается формула, балабановская триада, которая лаконично описывает главные фильмы в творчестве режиссера, — секс, насилие и видео. Как смотреть «Войну» сегодня? Как «Звездный десант». И этически, и эстетически «Война» двадцать лет спустя смотрится наивно.
Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка. Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии.
В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров, экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. В 1987 году снял свой первый игровой фильм. Съемки проходили на Урале. Сценарий фильма был написан за одну ночь.
Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов.
Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» по мотивам Сэмюэля Беккета и «Замок» экранизация романа Франца Кафки отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках. Фильм «Счастливые дни» стал событием кинематографа начала 90-х. Герой фильма - человек без имени и места жительства. Единственное, чем он владеет, - немного денег, калоши и шляпа, которую он никогда не снимает. Этот фильм стал первой большой совместной работой Балабанова и Виктора Сухорукова.
Актер позже появлялся практически во всех фильмах режиссера, а картинам других придавал "балабановский дух". Сухоруков вспоминал, как на съемках Балабанов заставил его надеть ботинки на полразмера меньше: "Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: "У меня ноги мерзнут... Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались". Широкую известность ему принёс фильм «Брат», вышедший в 1997 году.
Картина рассказывает историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова младшего стали называть героем поколения. Из-за неприязни, которую испытывает к иностранцам главный герой «Брата», Балабанова обвиняли в национализме и ксенофобии. Балабанов говорил, что фильм снимали как любительское кино, почти без бюджета: "Денег не было снимать интеллектуальные фильмы... В то время уже была очень популярна бульварная литература.
Я прочел "Антикиллер" Корецкого и решил снять фильм про бандитов - модно было". Данила Багров - улыбчивый парень в грубом свитере, который точно знает "в чем правда", и вершит справедливость, потому что больше некому, в одночасье стал для зрителей своим. Это заслуга и режиссера, и исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего.
В Электротеатре прошел специальный показ фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…»
Возможно, если бы «Пан» был снят, то вместе с «Рекой» они явили бы зрителю другого, «лирического» Балабанова. Такого, каким он виден в натурных съемках «Морфия» — да и в отдельных эпизодах «Груза 200», пусть речь и идет, скорее, о «северной готике», чем о буколике. Полярник В 2005 году, в сборнике «Астрель-СПб», был опубликован сценарий фильма «Про полярника», в котором Балабанов в очередной раз признался в любви к Северу. Сибирь, 1903 год. Исследователь Арктики Питер Лоутон отправляется на цеппелине к Северному полюсу, но падает в районе Обской губы и долго бредет по ледяной пустыне, пока его, обмороженного, не находят самоеды. Они растирают Лоутона салом и возвращают к жизни — какой-то то ли Мересьев, то ли летчик люфтваффе Йозеф Бойс, чью историю в 1990-х знали наизусть: упал на территории советского Крыма и был выхожен татарами с помощью войлочно-жировых обертываний. Балабанов мечтал снять полет на воздушном шаре еще со времен работы над коротким документальным фильмом «О воздушном летании в России», посвященном народному умельцу из города Нерехта, который в 1731 году спрыгнул с колокольни на самодельном летательном аппарате. На роль Лоутона Балабанов хотел позвать Брюса Уиллиса, в то время — «главного народного артиста России и всего мира», но его лица зрители бы не увидели.
По сюжету Лоутон так пострадал от русского мороза, что с него сошла вся кожа интересно, что один из поздних нереализованных сценариев Балабанова так и будет называться — «Кожа». Главным аттракционом сибирской эпопеи должен был стать замотанный в бинты человек с ампутированными пальцами — достойный двойник ученого-погорельца из комикса Сэма Рэйми Darkman 1990 и других вариаций сюжета «человек без лица»: от «Человека-невидимки» до нуара «Черная полоса» с Хамфри Богартом и французского хоррора «Глаза без лица». В синопсисе появляется и такой важный для Балабанова топос, как больница, где Лоутон находит русскую любовь в лице сестры милосердия Наташи. Интересно, что следом всплывает мотив ненадежности фотографии и кино как медиа: жена и дочь Лоутона не узнают его на снимке, сделанном в больнице в Тобольске, и объявляют самозванцем. Интрига фильма строилась во многом вокруг проблемы идентичности. Лоутон в буквальном смысле теряет лицо: сначала его принимают за беглого поляка, потом отправляют в Петербург, где он становится членом террористической ячейки эсеров и даже участвует в покушении на министра Плеве сценарий был написан под впечатлением от мемуаров Бориса Савинкова. Иностранец в России — канонический сюжет Балабанова, который получит развитие в «Американце» и «Войне»: с одной стороны, «свинья в апельсинах», с другой, последняя надежда русского мира.
Но если «Американец» был про «найти своих и успокоиться», пусть даже для этого придется пересечь океаны и континенты, то «Полярник», очевидно, про человека, который, побывав на другой стороне Луны, задает себе вопрос «А что это было? Камера обскура Экранизация «Камеры обскура» Набокова была давней мечтой Балабанова, такой же амбициозной и невозможной, как фильм по «Соборянам» Лескова об идее последнего режиссер неохотно, но регулярно упоминал в своих интервью 2000-х. Чем именно этот набоковский текст так пришелся по душе Балабанову, в общем, понятно. Один из двух немецких и откровенно балаганных романов Набокова второй, «Король, дама, валет», был превращен в фарс «Отчаяния» Фассбиндером , «Камера обскура» начинается в синематографе, содержит перверсивную и довольно гомерическую, вполне в духе «Про уродов и людей», сексуальную линию. Ретро, 1920-е годы, Германия немецкий характер и менталитет как изнанка, мнимая антитеза российского, выведен еще в «Брате». Балабанов придумал фильм в начале 1990-х, но не смог решить проблему с копирайтом, не помогло даже посредничество Леонида Парфенова. Наследник Дмитрий Набоков продал права на российскую экранизацию прямо накануне визита Сельянова.
Но даже после неудачи с правами Балабанов не перестанет думать о «Камере обскура» и будет повторять ее мотивы в других фильмах: зрение как власть, слепота как бессилие, замкнутое пространство, предательство, мезальянс. Кинематографический потенциал слепоты он использует в «Уродах», где Анжелика Неволина сыграет незрячую рабу любви, а треугольник Кречмар-Магда-Горн возродит в треугольнике школьница-мент-мертвый жених в «Грузе 200».
Через год режиссёр умер, но ревизии картины, увы, по сей день не состоялось. В финале Колокольня Счастья впускает всех персонажей, кроме двух — бандита Александр Мосин и режиссёра, которого играет сам Балабанов.
Это тоже фильм о силе и правде, о своих и чужих. И своих в нем, конечно, не бросают. Балабанов взваливает на себя непосильную задачу — «окончательно решить» кавказский вопрос, который бередит умы националистов с XIX века. Режиссер хотел работать максимально натуралистично, поэтому перед съемками он накачивал команду просмотром настоящего снафф-видео с казнями солдат, а Ингеборга Дапкунайте действительно плавала голой в холодной воде, да что уж там — фильм частично снимали в Чечне, когда еще шла Вторая кампания. В «Войне» Балабанов вновь обращает внимание на феномен видео: фильм о своих мытарствах в России снял попавший в плен англичанин Джон. Видео в фильме Балабанова — носитель ненависти частый партнер режиссера оператор Сергей Астахов в связи с просмотром снаффа говорил, что работать над картиной психологически было трудно. Так складывается формула, балабановская триада, которая лаконично описывает главные фильмы в творчестве режиссера, — секс, насилие и видео. Как смотреть «Войну» сегодня? Как «Звездный десант».
Беседа продолжилась уже дома у режиссера, где он, сидя на любимом диване, показал кинематографистам фильм, которым гордится, и просто поговорил с ними по душам, пока камера продолжала снимать. Послесловие…» — документальный фильм об одном из ключевых режиссеров российского кино.
Алексей Октябринович Балабанов
Продюсер Сельянов рассказал о нереализованных проектах Алексея Балабанова — РТ на русском | Иностранец в России — канонический сюжет Балабанова, который получит развитие в «Американце» и «Войне»: с одной стороны, «свинья в апельсинах», с другой, последняя надежда русского мира. |
Исполнилось10 лет со смерти выдающегося российского кинорежиссера Алексея Балабанова | На киностудии «Ленфильм» в Санкт-Петербурге состоялась премьера документального фильма о режиссёре Алексее Балабанове с его последним интервью. |
Алексей Балабанов. Послесловие… (2023) | 2 октября в «Электротеатре «Станиславский» состоялся специальный показ документального фильма, об одном из самых значимых российских режиссеров — «Алексей Балабанов. |
Фильмы Алексея Балабанова | Алексей Балабанов жив: в Петербурге завершился кинофестиваль «Балабанов: до и после», самое подробное исследование фигуры радикального и противоречивого режиссера. |
Алексей Балабанов. Места в Петербурге · Город 812 | 2 октября в «Электротеатре «Станиславский» состоялся специальный показ документального фильма, об одном из самых значимых российских режиссеров — «Алексей Балабанов. |
Алексей Балабанов: главный создатель мифа о 90-х или разочаровавшийся историк эпохи?
Хотя Алексей Балабанов родился в Свердловске, именно он стал самым петербургским режиссером последних десятилетий – больше всего он снимал кино на Васильевском острове. Перед 200 собравшимися в зрительском зале гостями выступили известный режиссер Сергей Дебижев, который сыграл роль в фильме Алексея Балабанова «Брат-2», руководитель киностудии «Лендок» Алексей Тельнов и режиссер байопика Константин Смилга. «Алексей Балабанов. Послесловие» — документальный фильм об одном из ключевых режиссеров российского кино.
Алексей Балабанов: чего мы до сих пор не знали о режиссере-провокаторе
Многие актеры согласились работать за копейки либо вообще бесплатно, так как бюджет картины был ограничен 100 тысячами долларов. Данная картина принесла своему создателю Гран-при фестиваля «Кинотавр», а также призы фестивалей в Турине, Триесте и Котбусе. Наиболее успешными работами конца девяностых — начала двухтысячных годов стали лента «Брат 2» — продолжение фильма «Брат». Особенно стоит отметить подбор музыкальных композиций, использованных Балабановым в фильме. На съемках картины «Про уродов и людей» Балабанов не боялся снимать на провокационные темы, что часто встречалось публикой противоречиво. Фильм «Про уродов и людей», раскрывающий темы сексуальности и уродства человеческого тела, и «Война» о жестоких боевых действиях в Чечне, закрепили за работами режиссера ярлык «чернухи». На съемках фильма «Война» Скандальную славу режиссеру принес фильм «Груз 200», споры насчет которого не прекращаются до сих пор. Сюжет фильма описывает историю жестокого насилия и убийства, совершенного в провинции накануне перестройки. Известно, что актеры Евгений Миронов и Сергей Маковецкий отказались от своих ролей после прочтения сценарий. Долгое время «Груз 200» был запрещен к показу на российском телевидении. Клип по фильму А.
Балабанова «Груз 200» Несмотря на спорные темы своих работ и неоднозначную реакцию критиков, многие из этих лент принесли своему создателю новые престижные номинации и кинопремии, в том числе «Кинотавр» и «Ника». Личная жизнь Алексея Балабанова Алексей был дважды женат. Со своей первой супругой Ириной он познакомился в Москве, когда приехал продолжать режиссерское образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Несмотря на рождение сына Фёдора, спустя два года Алексей и Ирина развелись.
Вспоминаем о 10 картинах большого мастера, доказывая, насколько разносторонним автором он был.
И без ранних лент режиссера понять, откуда взялась его стилистика и как она развивалась трудно. Первые две полнометражные ленты — «Счастливые дни» и «Замок» — с одной стороны, были весьма вольными экранизациями классики модернистской литературы пьесы Беккета и романа Кафки. С другой, эти тексты идеально ложились на ленинградскую кинематографическую традицию — сумрачную, немного абсурдистскую, черно-белую, наполненную музыкой и шумами.
Предоставлено пресс-службой выставки "Балабанов" Близкие, друзья и коллеги Алексея Октябриновича - оператор Сергей Астахов, музыканты Настя Полева и Егор Белкин, художник по костюмам Надежда Васильева проведут экскурсии и поделятся воспоминаниями, историями со съемок и ощущениями от недавно пересмотренных фильмов режиссера. В холле перед выставкой продюсер, соавтор и друг Балабанова Сергей Сельянов даст небольшое интервью о личных и творческих отношениях и ответит на вопросы зрителей. Также в этот день состоится прогулка-экскурсия "Балабанов на Васильевском острове" с кинокритиком и консультантом выставки Аглаей Чечот. Вот подробное расписание.
Ведущий встречи - главный редактор журнала "Сеанс" Василий Степанов. Время экскурсии с художником по костюмам, вдовой Алексея Балабанова Надеждой Васильевой укажут на сайте выставки. Продолжительность: 3 часа. Место окончания экскурсии: Севкабель Порт.
Талантливо, ярко, с потрясающим саундтреком и возросшим бюджетом. Предельно потакая собственной аудитории. Кадр из легендарной сцены о том, в чем же все-таки заключается сила Как по мне, это самый разрушительный фильм автора. И, к сожалению, самый массовый и любимый у зрителя. Весь этот транслируемый Балабановым ужас консервативной ненависти ко всему американскому из фильма прошел через года, чтобы только еще больше подтвердить нерушимость этих духовных скреп в сознании среднестатистического россиянина.
Страшно подумать, что спустя 20 лет после выхода это кино не просто не потеряло своей актуальности, но и приумножило свою культурную значимость. И вовсе не благодаря режиссеру. А лишь потому, что нет ничего более вечного в оправдании народа перед самим собой, чем попытка обвинить в своей несостоятельности и нежелании меняться кого-то другого. Кстати, знаменитую фразу о том, что «сила в правде», сам Балабанов во многих интервью называл банальной и глупой, не понимая, почему она так понравилась массам. Воистину, не знает автор, какие ужасы порой творит своею праведной рукой. Сцена с расстрелом бандитов в американском баре от первого лица — лучшая в фильме «Война» 2002 Российская армия в фильме — пока без пропагандистского лоска второй половины нулевых Кино, которое в год выхода стало попыткой режиссера трезво взглянуть на проблемы страны времен Второй Чеченской компании. Молодой Алексей Чадов проводит очередного иностранца по всем кругам военной политической заварушки, которая перемалывает молодое мясо в фарш из нереализованных юношеских надежд. Современникам лента казалась просто кинохроникой их жизни, которая всегда в итоге оказывается трагичной и неоднозначной. Из 2020 года же этот фильм выглядит теперь намного более глубоким высказыванием, которое просто невозможно в реалиях нового времени.
О войне в Чечне вообще снято незаслуженно мало не то что хороших, а вообще хоть каких-нибудь фильмов. А та жесткость и бескомпромиссность, с которой режиссер показал на экране эпоху, вообще недопустима, и карается сейчас на законодательном уровне. За такое кино Балабанову сегодня пришлось бы долго извиняться перед известно кем, а может быть и отсидеть положенный условный срок. Одна из последних ролей в жизни Бодрова Младшего в «Войне» Удивительно, как не самая лучшая его работа стала теперь выразителем свободы слова начала двухтысячных, когда показывать войну с обеих сторон конфликта еще было можно. Здесь нет хороших или плохих людей. Все одинаково погрязли в том ужасе, который навязывают отчизны с обеих сторон.
На «Ленфильме» впервые показали последнее интервью режиссера Балабанова
Документальный. Режиссер: Константин Смилга. В ролях: Алексей Балабанов. Запись одной из последних бесед с классиком постсоветского кино, включая часть, не предназначавшуюся для публики, оформлена в фильм-размышление о творчестве и о времени. Время: 1:14:00. Язык: RU. Вчера, в субботу, 18 мая, стало известно о смерти режиссера Алексея Балабанова. ВидеоПочему Алексей Балабанов все еще главный российский режиссер. Реквием» о режиссере Алексее Балабанове. В этом году с успехом прошел повторный прокат его «Брата» и «Брата-2», потом состоялась выставка в Петербурге. Русский православный режиссер: 12 реальных фактов о Балабанове. В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял фильм «Дурак» и посвятил его памяти Алексея Балабанова.
В Санкт-Петербурге состоялась премьера байопика про режиссера Алексея Балабанова
Режиссер Алексей Балабанов, 2000 год. Виталий Манский, кинорежиссер: «Алексей Балабанов – пожалуй, самый недооцененный из великих режиссеров. Выставка-путешествие «Балабанов» — культурное событие года в Петербурге, погружение в мир главного российского кинорежиссера.
Алексей Балабанов. Места в Петербурге
С 25 сентября по 5 октября предпремьерные показы фильма пройдут на киностудиях «Ленфильм» и «Лендок», в кинотеатрах Аврора и «Родина». Узнать о графике показов фильмов фанаты режиссера смогут на сайте киностудий и кинотеатра. Почитатели таланта Алексей Балабанова из Москвы смогут также увидеть фильм до официального выхода на экраны кинотеатров. В киноклубе «Сине Фантом» в Электротеатре Станиславский 2 октября состоится специальный показ фильма, после которого участники смогут обсудить картину с режиссером и съемочной группой, а также коллегами Алексей Балабанова. Попасть на него можно будет через сайт киноклуба.
В широкий прокат в кинотеатрах страны фильм выйдет с 5 октября.
Так никто не делает. А потом снимал по одному дублю. Так же тоже никто не делает.
Даже если первый получился, второй обязательно надо снять, так заведено. Но нет, он, как входил в свою новую картину, снимал по одному дублю. На съемках фильма «Война». Учились у разных мастеров, но в общежитии ВГИК на 16-м этаже оказались соседями.
Поздоровались, сказали друг другу несколько слов про кино, и этого было достаточно, чтобы понять — что мы на одной волне и что, наверное, мы друзья, хоть не прошло и получаса. Потом я бросил курсы и уехал в Питер, а Леша приехал ко мне, когда их закончил. Ему нужно было решить, где работать: в Москве, Петербурге или родном Свердловске. Три таких больших кинематографических центра в России.
В Питере он остановился у меня, катался днем и ночью на велосипеде по Васильевскому острову. Я куда-то уехал, а когда вернулся, он сказал: «Хочу здесь остаться». И мы были друзьями. Собственно, что еще нужно, чтобы вместе работать?
Для продюсера счастье — талантливый режиссер. Вот и все. Сначала мы просто общались и не планировали работать вместе. Да, мы написали вместе пару сценариев: «Замок» по Кафке и «Пан» по Гамсуну.
Но я предполагал как режиссер снимать свои фильмы, он — свои. В какой-то момент, когда уже все старые способы кинопроизводства — советские и постсоветские — погибли окончательно, стало ясно: чтобы дальше снимать, нужно полагаться только на себя. Студия — необходимый инструмент для создания фильма. Я решил: раз необходимый, я его сделаю.
И создал кинокомпанию «СТВ». Благодаря ей мы смогли снимать Лешино кино, ну, и не только. Мягким или деспотичным? Он был очень быстрым и очень жестким, причем к себе допускал такое же отношение, но не деспотичным.
Леша был очень демократичным человеком. Хозяин площадки все-таки режиссер, это понятно, но, тем не менее, у него не было этого — «я тут царь, а вы твари дрожащие, делайте, что говорят». Если он наорал на оператора, это не значит, что оператор не может ответить ему тем же. Группа его любила, и большую часть фильмов он снял с одними и теми же людьми.
И я с ними работал и работаю. Семья не семья, но костяк группы составляли люди, которые были ему преданы. И при этом со всеми были простые отношения. Он сам был очень открытым человеком.
И исключительно талантливым. Все, кто работает в кино, это ценят, даже если режиссер — конченый сукин сын. Всем — даже рабочим и водителям — гораздо приятнее участвовать в хорошем кино, чем делать какое-то дерьмо, мол, деньги платят, да и ладно. Все-таки имеет значение, что мы делаем.
В титрах всех пишут. Скучно провести жизнь в кино, и всё с режиссерами третьей категории. Это как-то неприятно, унизительно. Кино было готово до того, как группа выходила на съемочную площадку.
Он быстро снимал и монтировал очень быстро, потому что ему было все ясно. Рене Клер, французский классик, говорил: «Кино готово, осталось его только снять». Это про Балабанова. Он старался писать сценарий, уже выбрав натуру, объекты и желательно актеров.
И уже писал его как план для себя. Мне-то все было понятно, а коллегам не всегда, потому что его сценарии были… сухими — неправильное слово. Они были лаконичными. На съемках фильма «Морфий».
Анна Евсикова Когда я искал партнеров для фильма «Брат», денег не было ни у кого.
Балабанов становится пророком: за Севастополь украинцы действительно ответили - Крым сейчас в составе России. В фильме Смилга один из главных мотивов: подлинный художник - это бессребреник. Таким и был Балабанов.
Он не знал и не интересовался, что и сколько стоит в магазинах. Деньги на жизнь и творчество для него находил его друг и продюсер Сергей Сельянов. Бодров-младший и Балабанов работают над сценарием первой части фильма «Брат» При просмотре фильма-разговора становится понятно, почему после 2002 года фильмы Балабанова стали намного мрачнее, чем были. До самой своей смерти провокативный автор кинокартин тосковал по погибшему Сергею Бодрову и его съемочной группе при сходе ледника в Кармадонском ущелье погибли более 40 человек.
Именно Балабанов показал Бодрову—младшему Кавказские горы, которые его погубили. Если в творце заканчивается энергия, ему нечего переносить в фильмы. Я же полагаю, что Балабанов - это хирург русской души. Он показал через экран непредсказуемость нашего человека, всю глубину его тоски, любви и что зачастую в его жилах, когда особенно тяжело, течет не кровь, а водка.
Сценарий к первому из этих фильмов он написал за одну ночь. Картина была малобюджетной и снималась в одном из ресторанов Свердловска, в массовке задействовались посетители заведения. Во всех этих фильмах снялись друзья режиссера из Свердловского рок-клуба [13]. Так, в фильме « Раньше было другое время » на сцене ресторана выступает группа Nautilus Pompilius , с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком [14]. Не только в этих, но и во всех следующих своих картинах Балабанов снимал непрофессиональных актёров, добиваясь того, чтобы житейские перипетии его персонажей воплощались наиболее естественно и убедительно [8]. С 1990 года Балабанов жил и работал в Ленинграде после 1991 года — Санкт-Петербург. Когда Сельянову нужно было срочно отправить факс с названием новой компании, он просто выбрал удобное на слух сочетание букв [16]. Первые два полнометражных фильма режиссёра « Счастливые дни » 1991 , по мотивам творчества ирландского писателя Сэмюэля Беккета , и « Замок » 1994 , экранизация романа Франца Кафки запоминались зрителям необычными визуальными решениями, а также искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии , заложенных в литературных источниках [17]. В 1995 году к столетию кинематографа выпустил короткометражный фильм «Трофимъ», вошедший в альманах « Прибытие поезда ». Фильм « Брат » Балабанов, снятый за 31 день, вышел на большой экран в 1997 году и сразу принёс режиссёру всероссийскую славу, стал культовой кинокартиной 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего начали называть «героем нового поколения» [18].
Балабанов говорил о фильме: «Это жизненный опыт, вот и всё. Это рассказы людей. У меня было пару таких знакомых, которые вернулись с войны и стали бандитами. Но тогда их было немерено просто в стране». Кроме того, много времени он уделял процессу озвучивания своих фильмов, и очень часто его персонажи говорят не голосами актёров, которые их играют. Так, в «Брате» восемь персонажей говорят не своими голосами [5]. Фильм получил семь наград на различных международных кинофестивалях [19]. Фильм « Про уродов и людей » вышел в 1998 году премьерный показ состоялся на Каннском кинофестивале. Сценарий к нему был написан пятью годами ранее, однако прежде замысел не осуществлялся из-за отсутствия финансирования. Коммерческий успех «Брата» позволил режиссёру вернуться к этому сценарию.
Не только «Брат»: мрачные, но важные фильмы Алексея Балабанова
Сегодня 61 год мог исполниться Алексею Балабанову — одному из главных постсоветских режиссеров, поэту аутсайдеров и неудачников. Алексей Балабанов ушёл из жизни в 2013 году, оставив богатое кинонаследие. Петербургский режиссер Алексей Балабанов снимет фильм о молодости Иосифа Сталина. Иностранец в России — канонический сюжет Балабанова, который получит развитие в «Американце» и «Войне»: с одной стороны, «свинья в апельсинах», с другой, последняя надежда русского мира.