За годы правления Ярослава Мудрого на Киевской Руси получило активное развитие строительство, появлялись на карте новые города и строились монастыри. Православная Церковь 5 марта празднует память святого благоверного князя Ярослава Мудрого.
Ярослав Мудрый
Ему принадлежит первый на Руси свод законов «Русская правда», который отменял кровную месть, основал первую библиотеку в Древней Руси. Умер Ярослав 2 февраля 1054 г. Формально он не входил в число святых Русской православной церкви, но по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 5 марта был внесен в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. В чем помогает икона? Икона помогает в учебе, торговых делах, при ответственных встречах, укрепляет в вере и воле.
Княжение Ярослава в крещении Георгия , великого князя Киевского ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого". По данным информационной службы Собора, в числе канонизированных в лике святых Русской церкви — преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет Амфитеатров и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий Амвросиев и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич в крещении Михаил Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников.
Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем , изрубив суда князя, сказали ему, что хотят биться за него против Болеслава и Святополка. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он был ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет? Киевский период[ править править код ] Сребреник Ярослава Владимировича с изображением святого Георгия В 1019 году [комм 5] Ярослав женился [комм 6] на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингигерде , за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон , посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестили созвучным именем — Ирина [57]. В качестве « свадебного дара » от мужа Ингигерда получила город Альдейгаборг Ладога с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии земли Ингигерды [57] [58] [59]. В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме , разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города — Усвят и Витебск. В 1023 году брат Ярослава — тмутараканский князь Мстислав — напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра , а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом возле Чернигова. В 1024 году Суздальская земля, согласно Повести временных лет , из-за засухи и неурожая была охвачена голодом. Голод стал причиной общественной напряжённости, вспыхнувшей народным восстанием: суздальцы, подстрекаемые языческими жрецами волхвами , связывавшими голод с навязанным христианством, начали громить христианские храмы и убивать «старшую чадь». Узнав о мятеже, Ярослав отправился c дружиной в Суздаль и захватил в плен волхвов, часть из которых вследствие была казнена [60]. Ярослав расширяет Киев. Миниатюра из Радзивилловской летописи XV в. В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года времени смерти Мстислава. В 1028 году норвежский король Олаф впоследствии прозванный Святым , был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом , оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол. В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов , изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев ныне Тарту , Эстония. В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов , попов и бояр. В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков , отвоевали города Перемышль и Червен , завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был соруководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. Ярослав отбирает меч у Судислава в знак лишения княжеской власти, Миниатюра из Радзивилловской летописи XV в. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу поруб. Только после этих событий Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. Построение собора велось в контексте значительного расширения территории Верхнего города Киева. При Ярославе к югу от киевского детинца был заложен обширный укреплённый окольный город , именуемый в честь князя городом Ярослава. К его видным сохранившимся сооружениям относятся помимо Софийского собора и киевские Золотые ворота. Одновременно при Ярославе была построена новая княжеская резиденция — Великий Ярославов двор , которую преимущественно локализуют на территории города Владимира. В своей религиозной политике Ярослав Мудрый отказался от главенствующей роли десятинной церкви Богородицы и связанной с ней традиции, не только инициировав строительство нового, Софийского собора, но и обеспечив приезд на Русь первого митрополита из греков, Феопемпта [61]. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в Киеве В том же 1036 году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества , где княжил его племянник Брячислав , а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов , в 1040 году на Литву , а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь , причём в этом походе случился большой падёж коней. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде , в знак союза с Польшей. В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе [58] послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на Византию , в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В знак заключения мира сын Ярослава Всеволод женился на византийской царевне. В 1044 году Ярослав организовал поход [62] на литву. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингигерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора , вместо сгоревшего деревянного. В 1047 году Ярослав Мудрый разорвал союз с Польшей. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.
Ярослав заложил величественный Софийский собор по образу Софии Цареградской, а в 1045 г. Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Много сил уделял св. Церковь молитвенно вспоминает св. Синод постановил, что в соответствии со сложившейся традицией, Ярослав Мудрый считается Небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов. Русская линия.
Ярослав Мудрый - биография, новости, личная жизнь
В августе 1912 г. Однако у берегов Новой Земли вынуждена была зазимовать. Во время зимовки Седов обследовал и описал северо-западное побережье Новой Земли. В 1913 г. Во время второй зимовки Седов и большая часть команды заболели цингой. Несмотря на это, 15 февраля 1914 г. Седов с двумя спутниками на собаках двинулся к Северному полюсу. В пути, недалеко от о. Рудольфа, самого северного острова самого северного нашего архипелага, Седов скончался. Спутники похоронили его на этом острове, поставив в изголовье крест, сделанный из лыж, а в могилу отважному путешественнику положили Русский флаг, который Седов мечтал водрузить на Северном полюсе. В Арктике экспедиция собрала большой материал по океанографии, метеорологии, земному магнетизму, а также сведения о геологическом строении посещенных островов.
Именем Седова названы архипелаг и остров, мыс и пик, пролив, два залива, две бухты, поселок, где он родился, улицы имени Седова есть в Москве и Санкт-Петербурге и во многих других городах и поселках. В этот день мы вспоминаем великую русскую поэтессу Анну Андреевну Ахматову, скончавшуюся в 1966 году. Ахматова настоящая фамилия Горенко родилась 11 июня 23 н. Первое стихотворение, по ее признанию, написала в 11 лет. Ее первый поэтический сборник "Вечер" вышел в 1912 году. Замуж вышла в 1910 году за известного поэта-акмеиста Н. Гумилева, а в 1912 родила сына Льва. В августе арестовывают и расстреливают Гумилева. Советские власти налагают запрет на публикацию ее стихов и Ахматова лишается средств к существованию. В 1935 г.
После ее письменного обращения к Сталину его освободили, но в 1938 году снова арестовали и приговорили к казни. Только последующее репрессирование самих палачей спасло его от исполнения приговора. Переживания этих мучительных лет составили цикл "Реквием". В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения. По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинг рада до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. В первые послевоенные годы Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Снова возник запрет на публикации. Исключение было сделано в 1950 г. В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно пришли к новому читателю. В 1965 г.
На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина в 1964 г. В марте 1966 года в Домодедово Анна Андреевна Ахматова скончалась. Ее отпевали в Морском соборе. Бог даровал Анне Андреевне мирную кончину. Знаменательно, что последняя запись, которую она сделала в своем дневнике в день кончины, была посвящена почитаемым ею мученикам и исповедникам Христовым: "Мы так много и подробно знаем о поведении первых христиан. Римские матроны еще носили свои обычные одеяния и драгоценности, так что палач не знал, как отрубать голову, чтобы не повредить жемчуга и изумруды на шее мучениц". Ровно 360 лет назад скончался Данила Нечай, герой освободительной войны украинского народа против шляхетской Польши в 1648-1654 гг.
Теперь есть смысл взглянуть на известные нам факты под иным углом зрения, чтобы понять причины столь долгого нежелания канонизировать Ярослава и его сына. Считается, что после принятия христианства в 988 г. Киевская Русь приступила к созданию относительно единой государственной доктрины, и политика Ярослава Мудрого виделась как продолжение широкой социальной модернизации, начатой Владимиром Святым. Однако можно заметить важное расхождение в их действиях. Оно указывает на то, что каждый из названных князей по-своему видел дальнейший путь развития Руси, разворачивая её на Восток и на Запад христианского мира. Поэтому мысль В. Ключевского о том, что после Смуты социально-политическая ориентация власти и общества у нас разделилась на два направления, тяготеющих к Западу и к православному Востоку1, требует доработки. Попробуем в этом контексте рассмотреть политическую деятельность Владимира Святого и Ярослава Мудрого, чтобы понять, почему креститель Руси совершенно заслонил собой и сына, и внука. Когда Владимир решал вопрос о том, к какому из двух направлений христианства примкнуть тема неприятия ислама и иудаизма стоит особого разговора , Византия была на пике своего расцвета. Её конкурентом выступала только Священная Римская империя, возглавлявшая в указанный период обширное геополитическое поле из стран, ориентированных на престол Святого Петра. В то же время независимый православный мир, если не считать пришедшего в упадок Западно-Болгарского царства и нескольких мелких княжеств Грузии, съежился до размеров Византии. Поэтому, с точки зрения геополитической выгоды, Русь должна отдать предпочтение западному христианству. Но Владимир подчиняет страну духовной власти вселенского патриарха. Произведенное «испытание вер» показало нравственную слабость западного христианства, где римские первосвященники, поправ принцип соборности как один из символов веры, подобно пророку Мухамеду, 1 См. III, с. Он, как известно, предоставлял римским папам «власть и почёт, равные императорским... Кроме того, престол святого Петра, стремясь увеличить число своих «духовных чад», стал подстраиваться под стереотипы и ценности язычников, спровоцировав на Западе движение к приоритету материальных благ над духовными. В православии же спасение «осмыслялось как внутреннее перерождение человека, его преображение духовное»2. Православный мир стремился, «пусть не всегда удачно, приблизить своё делание к церкви, поднять всё до её уровня, уйти в неё, а не отделиться, эмансипироваться и снизить всё возвышенное до потребностей обывателя»3. По этой причине на щит была поднята классическая формула бытия человеческого: «Если не спасёшься сам, то не спасёт и Бог». Поэтому принимать сторону внешне успешного, но уходившего от высокой духовности Запада Владимир Святой не стал. Он понял, что путь сближения с рома-но-германским миром, возможно, приведёт Русь к материальному обогащению, позволит расширить границы и укрепит её международное положение, но не поможет людям спасти свои души. Понимание правильности сделанного Владимиром выбора породило в русском сознании понятие «Святой Руси» и взгляд на Запад как на «немой» мир мир немцев , не понимающих и не слышащих язык Бога. Подобная идеологическая установка князя сразу стала сказываться и на внешней политике Руси, стремившейся к дружбе в первую очередь с православным миром. Благодаря династическим связям Владимир Святой породнился не только с царями болгар и византийским императорским домом, но и с князьями Польши и Чехии, владения которых входили в состав православной Моравской епископии. Он же стал первым русским князем, который постарался отгородить свой народ от влияния романо-германской цивилизации. Владимир сократил контакты со странами Западной Европы и даже был вынужден вступить с ними в воен- 1 Цит. История папства. Православие и русская литература, ч. Антропология св. Григория Паламы. Следует отметить, что, борясь за сохранение православия на Руси, князь Владимир смог подняться выше любви к сыну Святополку, которому должен отойти киевский стол. Согласно «Хронике» Мерзебургского епископа Титмара Святополк вошёл в тайные сношения с польским королем и с его помощью готовил восстание против отца. Владимир раскрыл заговор и арестовал сына вместе с его женой полькой и её духовником епископом Рейнберном. Но когда планы западных христиан рухнули, они в 1013 г. Поскольку отпор идеологическому и военному натиску Запада стал частью государственной доктрины Руси, её союзником стала Византия. Во-первых, потому, что Русь после крещения вошла в константинопольский патриархат, во-вторых, императорский дом Византии породнился с домом Рюриковичей, и святые князья Борис и Глеб были детьми византийской принцессы Анны1.
Княжение Ярослава ознаменовалось расцветом стольного града Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Это была эпоха высшего процветания Киевской Руси. Своей деятельностью Ярослав так возвысился, что со временем за ним закрепилось прозвание Мудрый.
Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия - женой короля Венгрии, Анна вышла замуж за французского короля. Сыновья Ярослава также взяли в жены дочерей из Австрийских, Греческих, Польских, Германских монарших семей. Сам же Ярослав был женат дважды, второй женой и матерью большинства детей стала дочь шведского короля Олафа - Ингигерда в Православии Ирина. Ярослав Мудрый был известен, как основатель городов. Ярослав был героем многих литературных произведений того времени, например "Сказания о Борисе и Глебе", "Слове о законе и благодати", упоминается он и во многих скандинавских сагах под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда». Именем Ярослава Мудрого названы Новгородский государственный и Харьковский юридический университеты, а так же государственная награда Украины - Орден князя Ярослава Мудрого 6. При Ярославе появляются первые русские монастыри, при нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы, и уступал разве что Константинополю. При Ярославе разворачивается активная работа по переводу иностранных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Годы тратятся на переписку книг.
Ярослав Мудрый и монахи-воины Пересвет и Ослябя стали святыми Русской Церкви
20 февраля 1054 года умер Ярослав (Мудрый) | Почему и за что Ярослава Мудрого можно и нужно считать великим и именно русским князем?Подкасты «Захар Прилепин. |
Именная икона Святой Ярослав Мудрый Самарь 127330054 купить в интернет-магазине Wildberries | Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. |
Князь Ярослав Мудрый вошел в общецерковный список святых
Первым они закололи слугу — молодого воина. А потом пронзили копьем и князя. Скажите ему так: «Отец, великий князь, смертельно болен, и зовет тебя немедленно в Киев». А когда Глеб поедет, бросив все дела, по дороге его будет легко и кончить. Так и случилось — едва принесли Глебу весть о болезни любимого отца, как сразу он приказал седлать коней и отправляться в путь. Только по пути перехватило его письмо из Новгорода. А теперь он помышляет и с нами обоими покончить. И если станет он тебя звать в Киев, не езди к нему, брат.
Укрепи поскорей свой город, а уж дальше мы с тобой решим, как нам быть». Не предполагал Святополк Окаянный, что так обернется дело. Тут бы могли и рухнуть его злодейские планы. Но случилось другое. Прочитав это письмо, Глеб, горестно заплакал. В одно мгновение он потерял любимого батюшку и любимого брата. И рухнуло все то, о чем братья вместе мечтали.
Собирались они править Русью дружно, а теперь надо было поднимать меч против старшего брата, Святополка. А я хочу предстать перед Господом чистым, без этого страшного греха. Скоро перехватили его воины Святополка. И на берегу реки Смядыни между двух больших бревен осталось лежать бездыханное тело князя Глеба. Как узнал об этом злодействе Ярослав, стал он готовиться в Новгороде к войне со Святополком Окаянным, а потом выступил против него со своими дружинами. Испуганный Святополк позвал на помощь польского короля, немецкое войско и конницу печенегов. Всем он наобещал, что одарит их богатствами Русской земли, лишь бы помогли ему удержать власть.
И было не сколько страшных сражений. И летали стаи воронов над полями, где лежали тела убитых воинов. Но правда победила злые помыслы. Последняя, самая большая битва произошла на реке Альте — точно на том месте, где стояли шатры Бориса и где он был злодейски убит. И войско Ярослава вошло в Киев. А Святополк Окаянный, брошенный всеми, бежал — сначала к печенегам, потом к полякам, но ни кто не хотел принимать его у себя. Так и кончил он жизнь где-то в Венгрии позорной смертью.
Войдя в Киев, Ярослав Мудрый сразу пожелал почтить память погибших братьев и похоронить их по-христиански. И тогда приказал он построить в Киеве большую пятиглавую церковь, где и захоронили их мощи.. Было у Яро слава еще одно сражение с братом — Мстиславом, который княжил на юге в Тьмутаракани. Но после битвы оба брата решили навсегда помириться. А потом, когда Мстислав умер, его княжество снова присоединилось к ярославовой Руси. И Русь на долго обрела покой. Самые страшные враги того времени, печенеги, которых вел все тот же Куря, убивший деда Ярослава, великого князя Святослава, получили столь тяжелое поражение, что навсегда исчезли из истории.
И врагов у народа русского не осталось. Так во время правления великого благоверного князя Ярослава начались самые лучшие годы в истории древнего Государства Русского. Иноки основывали первые монастыри, русские мастера строили прекрасные каменные храмы, и писали иконы изумительной красоты.
Память святого князя празднуется 5 марта, а в високосный год — 4 марта.
Согласно древним поверьям, в этот день нельзя нагружать себя изнурительной работой, но и нельзя лениться. А еще нельзя хвастаться своими достижениями.
Ярослав послан был им в Ростов Мерянский. Но он был тогда либо еще младенцем, либо совсем юным отроком, чтобы править уделом самостоятельно: возле него находился наставник, которого, возможно, звали Будый в «Повести временных лет» под 6526 1018 г. В ту пору Ярослав был уже зрелым мужем, и его «кормильцем» — воспитателем, дядькой — тот мог быть лишь в прошлом.
В княжение Ярослава в Ростовском уделе был основан город, названный его именем, — Ярославль, хотя первое летописное упоминание этого города относится уже только к 1071 г. В 1014-м г. До его приезда княжеская резиденция находилась близ Новгорода, в Рюриковом городище, а Ярослав выстроил себе терем в самом Новгороде. Угроза военного столкновения с отцом была предотвращена последовавшей вскоре кончиной святого Владимира, после которой власть в Киеве захватил Святополк Окаянный. Одолев Святополка и помирившись с другим братом, Мстиславом, Ярослав употреблял вооруженные силы на защиту границ государства и на расширение его пределов.
В 1029-м г. В следующем году Ярослав успешно воевал с чудью, заложив на отвоеванной у нее земле город Юрьев, позже переименованный в Дерпт и затем в Тарту. В том же году был возвращен в состав Русского государства захваченный ранее поляками город Белз. В ту пору Польша охвачена была смутой, разразившейся после смерти Болеслава Храброго, постигшей его в 1025-м г. Против его преемника Мешко II вспыхнул мятеж, в ходе которого «вьставше, людье избиша епископы, и попы, и бояры своя» [4].
Соправители Руси решили вмешаться в польскую смуту, поддержав притязания на королевский престол старшего брата Мешко Безприма. В 1031-м году Ярослав и Мстислав «собраста воя многы, и идоста на Ляхы» [5]. В русском стане находился тогда и король Норвежский Харальд III Суровый, который, потерпев поражение в междоусобице, бежал из своей страны к Ярославу Мудрому в Новгород, как это сделал ранее, в 1028-м г. В результате польского похода русских князей в состав Руси были возвращены Червен и Перемышль, в плен захвачено много поляков, которых братья разделили между собой, после чего Ярослав поселил доставшихся ему пленников в укрепленных городах по берегу Роси, в пограничье с печенежскими кочевьями. В 1036-м г.
Это был князь, унаследовавший от своего деда Святослава воинственный характер, и, как характеризует его летописец, он был «дебел телом, чермьномь лицемь, великома очима, храбр на рати, и милостив, и любяше дружину повелику, и имения не щадяще, ни питья, ни ядения не браняше» [7] своим дружинникам. Единственный сын князя Евстафий умер ребенком за 3 года до кончины отца, так что наследником Мстислава стал его старший брат Ярослав Мудрый, который с тех пор правил Русью как единодержавец, как монарх в изначальном значении слова. Правда, сохранялся еще Полоцкий удел, где правил племянник Ярослава Брячислав, а после его кончины в 1044-м г. Опасаясь соперничества со стороны своего младшего брата Судислава, Ярослав повелел посадить его в темницу в Пскове. Лишь после смерти Мстислава Ярослав Мудрый перенес свою постоянную резиденцию из Новгорода в стольный Киев.
Равноапостольный князь Владимир назначил на княжение своего сына Ярослава в Ростов, в это время Ярослав, прозванный в народе Мудрым, основывает на месте поселения Медвежий Угол город Ярославль, а также церковь Илии пророка. Через несколько лет, отец перевел его в Новгород, а уже после смерти князя Владимира начались междоусобные войны. Как известно, старший сын Святополк убил своих братьев святых Бориса и Глеба, и уже мечтал устранить и Ярослава. Но тот после 3-х месячного противостояния, все же одержал победу над войсками Святополка. Став великим Киевским князем, Ярослав правил совместно со своим братом Мстиславом.
Наивысшего расцвета во время правления Ярослава Мудрого достигла Киевская Русь, возводилось множество храмов, главный из которых - Киево-Софийский, а также Софийский собор. Помимо этого еще одно важнейшее событие ознаменовало его правление - открытие мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Их благоговейно перенесли в храм святого Василия в Вышгороде. Он же установил и день почитания этих святых. Многое он сделал и для развития книжного дела на Руси, была открыта первая библиотека при Киево-Софийском соборе, широко проповедовалось Евангелие среди простого народа.
В храме Ярослава Мудрого вспоминают основателя города (Ярославль, Сокол)
По результатам вскрытия января 1939 года, антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя, который лёг в основу всех последующих изображений князя В связи с юбилейной датой, "Ридус" публикует 10 фактов о Ярославе Мудром: 1. Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. Официально Ярослав был канонизирован РПЦ только в 2004 году, хотя впервые упоминается в качестве святого в сочинении Адама Бременского «Деяния первосвященников Гамбургской церкви». Особое внимание Ярослав укреплял дипломатии и внешней политике. Одним из способов укрепления дипломатических отношений были династические браки.
У Ярослава Мудрого было 10 детей: 3 дочери и 7 сыновей. Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия - женой короля Венгрии, Анна вышла замуж за французского короля. Сыновья Ярослава также взяли в жены дочерей из Австрийских, Греческих, Польских, Германских монарших семей. Сам же Ярослав был женат дважды, второй женой и матерью большинства детей стала дочь шведского короля Олафа - Ингигерда в Православии Ирина.
У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго. В 1018 г. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте 1019 г. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. В 1030 г. Юрьев ныне г. Тарту в Эстонии , утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г.
Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси. Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число.
Междоусобные войны Он недаром получил прозвище Мудрый. Он не хотел воевать, но воевал практически все свое правление — и против братьев, претендовавших на киевский престол, и за пределами страны. В 1021 году племянник Брячислав Изяславич Полоцкий напал на Новгород и разграбил город. Затем покинул, угнав в плен горожан. Ярослав с дружиной нагнал племянника в Псковской области, разбил и освободил горожан. После этой войны настал черед борьбы с Мстиславом Тмутараканским — сводным братом. С Мстиславом земля русская была поделена на две части по Днепру — восток отошел Мстиславу, запад князю Ярославу Мудрому. После смерти брата в 1035 году правитель становится единоличным правителем страны. При князе на Русь прекратились набеги половцев. Несколько раз ходил он с дружиной в Польшу на помощь королю Казимиру. Но при этом правитель земли русской не забывал и о дипломатии и мирном сотрудничестве. И это принесло результаты: князь был женат на шведской принцессе Ингергерде, которую мы знаем как святую Анну Новгородскую , сестра была замужем за польским королем Казимиром. Сыновья Всеволод, Святослав и Изяслав были женаты на иностранных принцессах.
Именно при Ярославе Мудром установился самый длительный мир в Древней Руси — это был настоящий «золотой век». Породниться с великим князем Руси мечтали многие правители европейских государств. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия». Сегодня конференция «Ярослав Мудрый» — одно из знаковых событий в регионе, организаторами которого являются: мэрия и управление культуры мэрии города Ярославля, Ярославская епархия, Централизованная система детских библиотек города Ярославля, Центральная детская библиотека им. Ярослава Мудрого, Ярославский государственный университет им. Демидова и Музей истории города Ярославля.
Никитин: Ярослав Мудрый – символ образования и просвещения
Во время вскрытия саркофага Ярослава Мудрого в киевском Софийском соборе выяснилось, что мощи святого там отсутствуют. Благоверный князь Ярослав Мудрый преставился в 1054 году, вскоре после его смерти святого стали почитать как местночтимого. – Сегодня мы чтим память святого князя Ярослава Мудрого, воздаем должное заслугам великого государственного деятеля, основателя нашего 1000-летнего города, – сказал на торжественном митинге заместитель губернатора Александр Грибов. Её ум и образованность признавали и друзья, и недруги, а он остался в истории с прозвищем Мудрый. Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам – Самые лучшие и интересные новости по теме: История, факты, ярослав мудрый на развлекательном портале
День св. блгв. Великого князя Ярослава Мудрого
Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого | На долю Ярослава Мудрого выпало ещё несколько междоусобных войн, но в 1035 году он стал единоличным правителем Руси. |
Житие Ярослава Мудрого и почитание святого, иконография и тексты молитв | Созидая контуры Святой Руси и исторического Русского проекта, Ярослав Мудрый В ХI веке становится родоначальником сакральной географии Руси. |
Тайна мудрого Ярослава.Почему исчезли останки киевского князя? | Аргументы и Факты | Незадолго до этого, в 1031 году Харальд III Суровый сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. |
Правление Великого князя Ярослава Мудрого
Святой Ярослав Мудрый был великим князем Киева и всея Руси, сыном Владимира I Святого и полоцкой княжны Рогнеды. К эпохе Ярослава Мудрого многие историки относят и начало губительной для единства Руси раздробленности. Попробуем в этом контексте рассмотреть политическую деятельность Владимира Святого и Ярослава Мудрого, чтобы понять, почему креститель Руси совершенно заслонил собой и сына, и внука.
Именная икона Святой Ярослав Мудрый
Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания", — сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора. Согласно жизнеописаниям святых, в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, дав ему в помощь двух иноков своей обители — Андрея Ослябю и Александра Пересвета , и предсказав победу князя Дмитрия. Княжение Ярослава в крещении Георгия , великого князя Киевского ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства.
В богатейшей коллекции древнерусских актовых печатей музея есть поистине выдающийся артефакт. Это печать Ярослава Мудрого XI века. Находку сделали в 1994 году во время археологических исследований на Троицком раскопе. С именем князя Ярослава связаны два важнейших события новгородской, а по существу — всей русской истории. В 1019 году, окончательно утвердившись на правлении в Киеве, Ярослав в награду за помощь в этом дал новгородцам «Правду и Устав».
Документ описывал льготы, на которые городские управленцы ссылались всегда, когда приглашаемые ими князья пытались ущемить вечевую свободу.
Летописец говорит: "Подобно тому, как если б кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и есть пищу обильную, так и Князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а их теперь пожинают, принимая книжное учение. Велика бывает польза от него; из книг мы учимся путем покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание; это реки, напоевающие Вселенную". В 1051 году, при Святом Князе Ярославе Мудром происходит событие чрезвычайной важности, как доносит до нас «Повесть временных лет»: «Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в святой Софии, собрав епископов».
До этого все киевские митрополиты были греками. Помимо утверждения возросшей самостоятельности Руси, избрание Илариона означало и признание его заслуг как выдающегося церковного деятеля, законодателя, философа и проповедника. До 1051г. Его знаменитое «Слово о Законе и Благодати» — пасхальная проповедь, произнесенная им еще в сане священника между 1037 и 1050 гг.
Софии, росписи которой представляют собой иллюстрации к сказанному в «Слове». Основная мысль этой проповеди — превосходство христианства над иудаизмом и язычеством, Благодати над Законом и «идольской лестью», победа и распространение учения «Нового Завета» среди «новых» народов, прежде всего — в народе русском. Иларион излагает христианскую концепцию всемирной истории, в то же время предвидя великую историческую миссию Русской земли: «Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла». Крестителя Руси св.
Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли». С эпохой Святого Князя Ярослава Мудрого связаны династические браки своих детей и родственников. Изяслав Ярославич женился на сестре польского короля Казимира Гертруде. Святослав Ярославич женился на австрийской маркграфине.
В их числе преподобные Корнилий Переяславский, Амфилохий Почаевский, святители Геннадий и Филарет Амфитеатров , старец Аристоклий Амвросиев , преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич в крещении Михаил Киевский, Христа ради юродивый Феофил Киевский и другие религиозные деятели и подвижники. Глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий в своём выступлении отметил наличие свидетельств о достаточно широком почитании всех этих святых.
Имя Ярослав в православном календаре (Святцах)
В киевском храме в честь благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках почтили память святого. На центральной площади Ярославля возвышается памятник основателю города, святому благоверному князю Ярославу Мудрому. Умер Ярослав 2 февраля 1054 г. Формально он не входил в число святых Русской православной церкви, но по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 5 марта был внесен в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого". По данным информационной службы Собора, в числе канонизированных в лике святых Русской церкви — преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий. Святой благоверный князь Ярослав Муромский (в крещении — Константин), сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, внук Ярослава Владимировича Мудрого. Святой благоверный князь Ярослав Мудрый Сегодня, в день памяти святого князя Ярослава Мудрого, в Ярославской епархии по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла прошли церковные торжества.
Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого
4 марта 2024 года верующие вспоминают благоверного князя Ярослава Мудрого. | Молитва святому благоверному князю Ярославу Мудрому. О святый благоверный великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! |
Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого | Правмир | 4 марта 2024 года Церковь отмечает день памяти князя Ярослава Мудрого. |