Новости о чем опера хованщина

«Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. «Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом.

Хованщина (опера)

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова Опера-хроника, опера-эпопея ’’Хованщина” не укладывается в русло русской эпической оперы ни по градусу драматической конфликтности, ни по остроте столкновений борющихся группировок, ни по эмоциональному накалу переживаний действующих лиц.
ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. "Хованщина". Опера для политиков | АиФ Архив Это — последняя опера композитора, над созданием которой он работал с 1872 года по.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина».
Хованщина как зеркало добра и зла Это — последняя опера композитора, над созданием которой он работал с 1872 года по.
Хованщина (опера) — Википедия С 1883 года "Хованщина" является масштабным, желанным, но очень крепким орешком для оперных сцен всего мира.

Хованщина как зеркало добра и зла

Мария Бабалова Спектакль "Хованщина" - больше чем опера. Этой "народной музыкальной драмы", как определял жанр своего сочинения сам автор, не было в афише Большого театра 19 лет. Генеральный директор Большого театра России, художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев по случаю 185-летия со дня рождения композитора привез в Москву легендарный спектакль Мариинки 1952 года режиссера Леонида Баратова и также художника Федора Федоровского. Новая постановка потрясла не только масштабом, но и невероятной энергетикой, и актуальностью. Тема вечного народного раскола и бунта - бессмысленного и беспощадного, как неиссякаемого источника терзаний, крови и попытки подняться с колен, заставляет содрогнуться от многих фраз и задуматься об уроках истории. Эпическая драма начинается с медитативного "Рассвета на Москве-реке", который не только живописует прекрасную картинку природы, но и все же растворяет в ней надежду.

И пять с половиной минут музыки становятся камертоном всего, почти пятичасового спектакля в пяти действиях и шести картинах и презентацией совершенно нового, высококлассного звучания оркестра Большого театра, за дирижерский пульт которого впервые в новом статусе встал Валерий Гергиев.

Суеверный и жестокий Голицын приказывает слуге утопить предсказательницу. Собираются созванные Голицыным на совет Иван Хованский и Досифей. Бесплодные взаимные укоры вожаков заговора прерываются появлением Марфы, спасенной из рук княжеского слуги солдатами Петра.

Еще не успели участники совета опомниться от неожиданности, как входит незванный Шакловитый с ошеломляющим известием: царь Петр, узнав из безымянного доноса, что «Хованские на царство покусились», заклеймил заговор именем «хованщины» и приказал строго расследовать дело. Третье действие. Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Улица перед хоромами Хованского.

Тоскует покинутая Андреем Марфа. Исполненный глубокого сострадания Досифей утешает ее. По опустелой улице проходит погруженный в скорбную думу о судьбе родины Шакловитый. Появляются подвыпившие стрельцы.

Лукавый подьячий тщетно пробует разжечь в них вражду к петровцам, рассказывая, будто петровцы обижают стрельцов, не щадят ни их жен, ни детей. Упавшие духом стрельцы просят Ивана Хованского выйти к ним. Но и старый Хованский растерялся. Надо терпеть и ждать, ибо и ему страшен царь Петр.

Обиженные стрельцы во главе с князем Иваном Хованским бунтуют против новых порядков. Поднимаются и раскольники старообрядцы во главе с суровым Досифеем, которые за возврат «старой веры». Боярин Шакловитый из партии Софьи пускает слухи, что Хованский — изменник, своего сына Андрея хочет в цари. Но Андрею не до того: он бросил раскольницу Марфу, добивается немки Эммы. Иван Хованский — его соперник в этом.

Наконец, Досифей заступается за девушку. Действие 2 Иван Хованский упрекает князя Голицына из партии царевны Софьи за унижение стрельцов. Их мирит Досифей, чтобы сообща добиться своего. Однако от Шакловитого они узнают, что все уже, по сути, кончено: и Софья, и юный царь Петр требуют смерти Хованского и его «хованщины».

Отзыв Опера о сломе уклада русской жизни. Петр Первый еще совсем юный, но за ним сила и будущее. Выдающееся для государства, и страшное для многих простых людей время. Бунт был подавлен из-за разобщенности бунтовщиков. Герои готовы умереть за свою правду, но победить, вернуть старую Русь уже не могут. Опера учит помнить уроки истории, быть честным, иметь принципы, действовать сообща, оценивать людей не по словам, а по поступкам. Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями: Другие краткие содержания:.

Опера Мусоргского «Хованщина»

Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский.

Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев. Кратко третье действие Опера «Хованщина». Краткое содержание III д. Звучит хор раскольников.

Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо». Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего.

Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит. Характеристика четвертого действия Краткое содержание оперы «Хованщина». Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата. Князь за обеденным столом.

Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым.

Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее. Спектакль отходит от традиционного двухмерного пространства сцены и охватывает немыслимые сценические объемы. Смена картин происходит молниеносно, что позволяют выполнить трансформируемые декорации.

Для меня всё это было в первый раз — оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста — оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем! Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях.

Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно. Последние репетиции были достаточно продуктивными, с каждым разом всё было лучше и лучше.

Подьячий так пугается, что зочет отказаться записывать, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым. Шакловитый забирает бумагу и исчезает.

На сцене появляется князь Иван Хованский со своими стрельцами, а за ним и сын его Андрей. Андрею нравится девушка Эмма из Немецкой слободы. Он проявляет ей знаки внимания, но она отвергает его. В гневе, он замахивается на неё, но на защиту Эммы встаёт смелая Марфа. Между отцом и сыном возникает конфликт, который прерывается появлением на сцене Досифея, главы раскольников. На пороге появляется Варсонофьев и говорит, что пришла гадалка. Это Марфа, переодевшись колдуньей, гадает князю над чашей с водой, предсказывая ему неминуемую опалу. Трусливый князь, боясь, что гадалка может всё разболтать, приказывает её убить. Но Марфа, подслушав разговор, успевает скрыться.

Заходит Иван Хованский. Между ним и Голициным вспыхивает пылкая ссора и только появление Досифея успокаивает их.

Модест Мусоргский

Хованщина | MAMT В операх Мусоргского движения от музыки у Чернякова очень мало. Основой режиссерских решений в дилогии является философская концепция.
9 февраля 1886 года - Состоялась премьера оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» - Русский Исполин Партитура "Хованщины" не была завершена автором, поэтому существует несколько ее версий, сделанных другими музыкантами.

Хованщина (опера)

Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Либретто написал сам композитор, заинтересовавшийся историей стрелецкого восстания и началом раскола, к сожалению, Модест Петрович не закончил ни одну из своих опер, Хованщина» — не исключение в списке незавершенных творений. Опера «Хованщина» – шедевр русской музыки XIX в. Сочинение выстраданное, незавершенное, с трагической постановочной судьбой – мало кому удается найти ключ к постановке. Однако сила драматургии и специфика «Хованщины» позволяют говорить о том, что опера по сути хоровая. Мало того. что ее и через двести лет за это в опере «Хованщина» оплевали, хотя такое было не под силу ни ее современникам, ни потомкам. В тот самый миг в комнату врывается Шакловитый и ставит всех в известность о том, что Петру стало известно о готовящемся заговоре, что он велел разыскать тех, кто устроил эту «хованщину».

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь, а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку.

Фёдор Шакловитый был казнён. В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия.

Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно. Последние репетиции были достаточно продуктивными, с каждым разом всё было лучше и лучше. На выступлении были погрешности, но я думаю, что опера собралась в единое целое. Люди, которые поделились с нами своим мнением о премьере «Хованщины» — это малая часть коллектива, благодаря которому прозвучало произведение. Да, это всего лишь студенческая постановка, однако участники постарались выложиться на полную и показали неплохие результаты.

Желаем всем дальнейших успехов и плодотворного творческого развития! Спектакль «Хованщина» вызвал активную реакцию, поэтому можно надеяться, что его обсуждение не раз будет возникать среди студентов. Хочется верить, какие-то отблески различных мнений найдут своё место и на сайте нашего Уфимского института искусств. Тем более, что сама опера Мусоргского заслуживает быть, во-первых, знакомой профессиональным музыкантам, а именно их готовит наш вуз. Во-вторых, музыка Мусоргского, если к ней приобщиться как бы «изнутри», может стать любимой.

Это часть фестиваля «Гений места» и одновременно завершение Фестиваля русской музыки, который проходил по нацпроекту «Культура». Репортаж Валерии Горькой. Полный аншлаг. Зрители ждут начала концерта», - Валерия Горькая.

Под аплодисменты на авансцену выходят музыканты Симфонического оркестра. Первые движения рук маэстро Валерия Гергиева, и начинается настоящее волшебство. Россия XVII века. Красная площадь.

Операманами она по праву считается академичной, точно реализующей замысел композитора — как музыкальный, так и драматический. Режиссёр не пытается перенести сюжет, основанный на исторических событиях, в другую эпоху, не выбирает нарочито провокационные костюмы или сценические ходы, словом, следует за партитурой. Это то, чего так часто ждут от постановок зрители, — и то, что в современном театре так редко встречается.

Хованщина как зеркало добра и зла

«Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Партитура "Хованщины" не была завершена автором, поэтому существует несколько ее версий, сделанных другими музыкантами.

"Хованщина" М.Мусоргского в МАМТе, реж. Александр Титель, дир. Александр Лазарев

явление вполне исторически конкретное: конец 17-го века, непосредственно перед царствованием Петра Первого. Хованщина Опера. Опера «Хованщина» – шедевр русской музыки XIX в. Сочинение выстраданное, незавершенное, с трагической постановочной судьбой – мало кому удается найти ключ к постановке. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. купить билеты на оперу в Москве. Расписание, содержание, фото, продолжительность Закажите билеты на

В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"

Отметим и главу раскольников Досифея Владимир Ванеев. Облик старца, очевидно, не всегда просто воплотить, особенно исходя из тематики показа религиозных распрей и раздоров кстати говоря, этот факт помешал в свое время Мусоргскому реализовать постановку «Хованщины» в различных театрах. Отметим его аскетичное соло «Приспело время» из первого действия, а также монолог «Здесь, на этом месте», полный глубокого трагизма. Философская манера высказывания, особая энергетика «растянутых» фраз оказались подвластны опытному солисту в этот вечер. Не обошлось и без сюрпризов. В первом действии Иван Хованский Сергей Алексашкин , приветствуя стрельцов, въезжает на коне! Благородное животное замечательно справилось со своей ролью, мирно простояв сцену и держа на себе оперного солиста. Радости публики не было предела.

Роли второго плана Эмма, Андрей Хованский, Василий Голицын были воплощены гармонично и в соответствии с драматургическими акцентами, проставленными в опере. Истинным украшением вечера также стало звучание оркестра музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев. Именно он в начале оперы рисует нам картины необъятной русской земли. Зловещее звучание тарелок заостряет наше внимание на драме, заложенной в сюжете. Полное темных красок вступление к 4 действию предрекает предсказание Марфы. Наконец, финальная сцена, рисующая вначале звуки природы, перерастает в трагическое звучание, под которое мы наблюдаем за эпизодом самосожжения раскольников. Новые технологии позволили создать такой эффект присутствия, что, казалось, вся сцена театра запылала настоящим огнём.

На этой высокой ноте «озарения» закончился впечатляющий спектакль. Будем же ждать дальнейших озарений и новых впечатлений на исторической сцене Мариинского театра.

Примечательно, что в этой постановке, в далеком 1911 году, режиссером и исполнителем роли Досифея был сам Федор Шаляпин, а художником выступал Константин Коровин. Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Показать больше.

Действие 2 Иван Хованский упрекает князя Голицына из партии царевны Софьи за унижение стрельцов. Их мирит Досифей, чтобы сообща добиться своего.

Однако от Шакловитого они узнают, что все уже, по сути, кончено: и Софья, и юный царь Петр требуют смерти Хованского и его «хованщины». Действие 3 «Страшен царь Петр»: Марфа предчувствует, что раскольникам гореть в огне. Хованский отказывается идти против Петра, это не имеет смысла. Действие 4 Наемник Шакловитого убивает Хованского. Голицына спешно ссылают, петровское войско стоит перед Кремлем. Стрельцы ждут смерти, но Петр их прощает. Действие 5 Раскольники прячутся в лесу.

Русский народ тогда оказался раздираем спором о выборе своего цивилизационного пути, спором о старой и новой вере, мучим извечными вопросами «кто виноват» и «что делать». Любой исход спора, как и любой ответ на вопрос оказался бы для Руси фатальным. Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца. Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире.

Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова. Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича.

Опера о русском Холокосте

Чувствовался большой исполнительский запас. Мариинский театр во всех смыслах и прежде всего - это Дом русской оперы. С Мариинкой связана почти вся история национального оперного искусства и исполнительства. Первая постановка оперы на сцене Императорского Мариинского театра состоялась 7 ноября 1911 года, режиссером которой и исполнителем партии Досифея-раскольника выступил сам Федор Шаляпин. Эпоха Гергиева в роли художественного руководителя театра в 1988 началась именно с "Хованщины", как первой крупной акции главного дирижера. Маэстро неоднократно говорил о своей высокой оценке творчества Мусоргского и величии "Хованщины", как примере повторения русской истории каждые сто пятьдесят лет. Фото: 24smi. Все солисты на московском представлении "Хованщины" выказали свои лучшие качества профессионального ремесла и художественного артистизма.

В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене. Примечательно, что в этой постановке, в далеком 1911 году, режиссером и исполнителем роли Досифея был сам Федор Шаляпин, а художником выступал Константин Коровин. Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».

Их хор звучит словно фанатический гимн. Нами да стариной паки Русь возвеселится! К ней со словами утешения обращается Досифей. Она узнает его и тогда рассказывает, как слуга Голицына пытался задушить ее по приказу князя , и как она едва сумела вырваться — благо петровцы подоспели. Упоминание о войске Петра и о том, что оно, оказывается, уже совсем близко, повергает князей в шок. Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна Софья велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. За сценой слышны голоса петровцев. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню. Действие начинается хором раскольников — как и во втором действии они поют тот же свой фанатичный гимн. Их пение слышится сначала издалека за сценой , затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену. Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев. Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским. Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей. Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Страшное дело!.. Он уводит ее, утешая при этом. С противоположной стороны сцены появляется Шакловитый. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному бесшабашному веселью. За сценой слышится крик перепуганного Подьячего; он как бы зовет на помощь. Вот он появляется, запыхавшийся. Князь Иван Хованский показывается под навесом терема. Стрельцы просят его вести их в бой против рейтеров и солдат петровских полков. Идите в домы ваши, спокойно ждите судьбы решенье! Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Князь Хованский за обеденным столом. Крестьянки за рукоделием. Но третья песня будет последней в этой картине, а прежде... Входит клеврет князя Голицына. Он предупреждает князя, что ему грозит опасность. Князь разгневан и удивлен: кто может грозить ему в его имении? Он требует, чтобы ему подали меду, и приказывает девушкам-персидкам плясать для него исполняется балетный номер в восточном стиле. Он говорит Хованскому, что его призывает на тайный совет Софья. Но в конце концов приказывает подать ему одежды. Крестьянки снова величают его. И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет. Картина 2. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха которого он — Андрей — изгнал. Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов...

Все солисты, конечно, звучали по-разному. Но за редким и обидным исключением, на высоком вокально-техническом уровне. Правда, иногда на фоне феноменального оркестра, хотелось от певцов большей харизмы и личностного посыла. И надо заметить, что мариинцы Владимир Ванеев Хованский и Станислав Трофимов Досифей в этом спектакле смотрелись органичнее москвичей - Дмитрия Ульянова Хованский , Владислава Попова Досифей , Ксении Дудниковой Марфа , души которых, казалось, стремились скинуть эффектные, но все же анахроничные одеяния и парики... Кстати, уже давно в планах Большого значится премьерная постановка "Хованщины", которую должен осуществить всемирно известный английский режиссер Саймон Монтегю Макберни. Но то пандемия, то и общественные события поставили этот проект на паузу пока ориентировочно до 2026 года. Между тем В эти же дни на Новой сцене Мариинки была показана другая знаменитая опера Мусоргского, уже в постановке Большого театра - "Борис Годунов" также в режиссуре Леонида Баратова и в сценографии Федора Федоровского, но 1948 года при участии мариинских хора, оркестра и части солистов за дирижерским пультом - Алексей Богорад.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий