Новости характеристика цифровой зависимости

В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков. Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Характеристика компьютерной зависимости: типы, симптомы, этапы развития, профилактика, принципы лечения. Представленная здесь статистика технологической зависимости за 2023 год подчеркивает распространенность и безотлагательность решения этой тревожной проблемы в быстро развивающуюся цифровую эпоху. Возможно, один из лучших способов отказа от цифровой зависимости заключается в том, чтобы заменять вредные привычки более здоровыми и не связанными с цифровыми технологиями.

Психиатр считает, что около 5-10% молодых людей в РФ могут страдать игровой зависимостью

Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером. Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения. Установить контроль над компьютером означает для них в какой-то мере отыграться за невозможность осуществления желанного контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях. Многим из испытуемых хочется контролировать поступки и слова других, даже самых близких людей, однако им это плохо удается. Психологический механизм возникновения эффектов компьютерной зависимости у подростков может быть в общих чертах обрисован следующим образом. Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и трудовой деятельности постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом эмоциональность, контактность, понимание собеседника, умение слушать, эмпатия, доверие сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор. Выбор состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере, и в поглощенности новыми технологиями, в первую очередь связанными с применением компьютеров.

Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий. Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, который можно спрогнозировать. Общение с окружающими людьми чревато проблемами и не гарантирует успех во взаимоотношениях. В итоге чреватая возможными неудачами социальная сторона жизни начинает вызывать все меньше интереса, и на основе стремления к самоуважению и получению положительных эмоций формируется тот или иной вид зависимости — в данном случае от компьютера. Момент достижения практического результата интересует зависимых от компьютера испытуемых, исследованных Шоттон, в меньшей степени, нежели процесс достижения этого результата. Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации. Зависимые ощущают почти постоянную нужду в позитивной интеллектуальной стимуляции, которая не достигается социальной или спортивной активностью.

Их привлекают одновременно мифология и астрономия, философия и религия, музыка и литература, психология и другие науки. Разработанная Шоттон типология компьютерной зависимости включает три разновидности. Во-первых, это сетевики: они оптимистичны, сравнительно с другими типами зависимости социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, например, играть в ролевые групповые игры, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, компьютерной графикой или аппаратным обеспечением. Во-вторых, это рабочие — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата.

Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы. В-третьих, это исследователи — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют для борьбы против других разработчиков программ. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у рабочих, при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны.

Для исследователей компьютер является своего рода партнером и другом, который одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми. Такова разработанная Шоттон в 80-х годах типология компьютерной зависимости. Можно предположить, что сетевики, рабочие и исследователи сохранились с определенными видоизменениями и до наших дней. Вместе с тем довольно трудно квалифицировать описанных Шоттон программистов и пользователей компьютеров как зависимых в клиническом смысле слова: с обсессивными мыслями, компульсивной готовностью постоянно и повсеместно работать с компьютером, с пренебрежением к ранее поставленным жизненным целям, сиюминутным интересам, дружеским и семейным связям и обязанностям. Скорее, это субъекты с заметно ограниченной сферой интересов, искренне увлеченные работой с компьютерами и в той или иной степени недооценивающие другие сферы жизни. В современном мире зависимые по Шоттон не являются зависимыми в принятом в настоящее время понимании, но так выглядело первое серьезное исследование компьютерной зависимости. На сегодняшний день компьютеры стали неотъемлемой частью жизни и деятельности большинства людей цивилизованных стран.

Это, в свою очередь, не может не сказаться на развитии самой личности и на формировании ее психических процессов. Психологическим последствиям компьютеризации трудовой деятельности посвящено множество исследований, в ходе которых были проанализированы позитивные и негативные стороны взаимодействия человека с компьютером. Освещаются такие психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером, как компьютерная тревожность, изменение коммуникативных способностей, компьютерная зависимость, аутизация и уход в виртуальную реальность. Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, выделяют феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Для этого также характерна боязнь техники, испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь за свое здоровье; опасения перед чем-то новым, незнакомым; ощущение дефицита времени. Диалог человек-компьютер может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков.

Возможно возникновение таких новых психологических эффектов, как уменьшение диапазона эмоций, размывание коммуникативных границ, трудности в понимании психологического контекста общения человека с человеком, монологический стиль взаимодействия с людьми.

О том, почему формируется цифровая зависимость, как она проявляется и как наладить цифровую гигиену, «Известиям» 9 февраля рассказала клинический психолог медицинской компании «СберЗдоровье» Дарья Яушева. Впоследствии многократное повторение становится нормой, и, если эту привычку разделяют в обществе, она становится. Вдобавок виртуальная реальность затягивает, если повседневная жизнь человека его не устраивает», — пояснила она. Среди таких причин, по словам эксперта, могут быть внутренние или внешние конфликты, выгорание, депрессия и другие обстоятельства. Также существуют ментальные нарушения, при которых особенно высок риск подмены реальной жизни на виртуальную. Например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, когда человек может настолько сосредоточиться на каком-либо действии, что больше ничего вокруг не замечает.

Классификатор МКБ-11 вступил в силу с 1 января 2022 года. Минздрав планирует внедрить классификатор МКБ-11 на территории России до 2024 года. Технически после этого момента можно будет получить в больничном листе диагноз игровая зависимость. Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите , пожалуйста. Сколько всего в часах вы играли в компьютерные игры в 2021 году?

Все больше углубляясь в проблематику влияния информации и технологий на человека, я понял, что тема довольно широкая. На тот момент я работал в области строительства. Это был постуниверсиадский период, когда множество подрядных организаций закрылось, деньги из сектора ушли, и я принял решение целиком уйти в вопрос избавления людей от интернет-зависимости и в изучение видов влияния технологий на личность и общество. Тем более тогда специализированных центров, которые занимаются вопросами интернет-зависимости, в России не было. Были единичные центры, которые работали с интернет-зависимыми наряду с другими видами зависимости. Существовали специалисты, которые точечно работали с интернет-зависимыми. Но это нельзя было назвать конкуренцией. И если да, то какие формы она принимает? Можно ли ее как-то классифицировать? В целом речь идет про все виды технологических зависимостей, которые так или иначе связаны с интернетом. По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью. И есть четыре самых распространенных типа. Первый — зависимость от компьютерных игр. Она бывает как у детей, подростков, так и у взрослых людей. Второй вид — зависимость от порнографии. Сегодня это серьезная проблема для многих семей. Еще одна форма — зависимость от поиска и употребления информации так называемый компульсивный серфинг веб-сервинг. Это когда человек заходит в сеть и не может оттуда выйти. Он постоянно и много там читает, переходит по разным ссылкам, ему все интересно. Такие люди думают, что смогут стать более эрудированными, постоянно поглощая информацию. Но это не так. В результате нарушаются логические, последовательные связи в мозге. Может даже наступить так называемый информационный инфаркт, когда человек просто не способен соображать от передоза информации. И четвертый вид — зависимость от социальных сетей. Это самый молодой тип, при котором у человека бьет ключом виртуальная жизнь, но происходит десоциализация в реальной жизни. По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью». Что по этому поводу говорит официальная медицина? В последний сборник, МКБ-10, интернет-зависимость не вошла. Сейчас готовится выпуск одиннадцатого сборника, и я знаю, что есть заявка на включение интернет-зависимости в перечень психических расстройств. Этот вопрос сейчас серьезно рассматривается. Но ВОЗ — бюрократизированная организация, все непросто. Чтобы признать это зависимостью наряду с химическими видами, нужно выявить перечень последствий, например, абстинентный синдром, наличие рецидивов и так далее. А проблема в том, что рецидивы очень сложно отследить. Я знаю, что в Китае, Южной Корее интернет-зависимость признана болезнью на уровне государства. И там она лечится различными методами. У них наиболее подвижная психика. Ребенку очень легко, особенно если его оставить без контроля наедине с компьютером или телефоном, привыкнуть к этому. Во-вторых, это люди с неустоявшейся нервной системой и незрелой психикой, те, которые не нашли себя. Также в группе риска люди с теми или иными психическими расстройствами или заболеваниями. Еще одной категорией являются те, у кого есть проблемы с социализацией и у кого есть душевные травмы с детства. У женщин, видимо, есть какой-то защитный механизм. Хотя открытым остается вопрос по селфи. Этим, конечно, больше женщины увлекаются. Но привычка ли это или действительно зависимость, пока трудно сказать. Явление до конца не изучено. Активность в интернете вызывает агрессию — По каким критериям можно определить, что человек впал в интернет-зависимость? Зависимость тоже бывает разного уровня. Его можно определить с помощью множества бесплатных online-тестов. Необязательно быть профессионалом, чтобы ответить на 15 вопросов и получить ответ. Но предполагаю, что такое возможно.

«Интернет-зависимость может вызвать информационный инфаркт...»

О признаках и опасности гаджет-зависимости рассказывает психолог Воронежского центра общественного здоровья и медицинской профилактики. По данным нового исследования «Лаборатории Касперского»*, почти треть (30%) опрошенных родителей в России волнует проблема детской интернет-зависимости. Цифровой аутизм Цифровое слабоумие Фейсбук депрессия Номофобия Фантомный звонок Нехимические виды зависимости. Интернет-зависимость проявляется навязчивым стремлением использовать интернет. Патология приводит к изменению сознания, работоспособности головного мозга и когнитивных функций.

Цифровой аутизм: как не попасть в капкан виртуальной зависимости

Записывайте важную информацию в бумажной записной книжке. Кстати, и заниматься спортом прекрасно получается без смартфона в руках. Постарайтесь найти замену «цифровым развлечениям» в реальном мире: это особенно актуально, если вы давно не виделись с друзьями или семьей, не гуляли на улице и не учились чему-то новому. Верх самоконтроля — отказ от некоторых удобных цифровых функций. Например, будильник в смартфоне можно заменить на «олдскульный» механический, вместо электронной книги взять настоящую, в обложке — это, кстати, сейчас модно. Помощь есть всегда Вы в этом мире не одни, вам всегда готовы прийти на помощь друзья и родные. Поговорите с ними, попросите почаще предлагать вам провести время вместе. Если же все советы не работают, самое время обращаться к специалисту. Решить проблему может попробовать помочь хороший психолог.

Реальная жизнь куда красочнее, чем кажется на первый взгляд. Нужно только вовремя оторваться от экрана.

Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию данной зависимости болезнью, и первым начал открывать клиники [16]. Однако в китайских заведениях используют строевую подготовку и электрошок; отмечают изуверские методы лечения, приводившие к смерти подростков-пациентов [17] [18]. Согласно последним исследованиям 2021 год , распространенность Интернет-зависимости среди Российских подростков составляет 7. Согласно уточнённым данным 2022 год , среди Российских городских подростков распространенность общей Интернет-зависимости генерализованной, не дифференцированной по потребляемому контенту; использован опросник Chen Internet Addiction Scale, CIAS составляет 7. Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов[ править править код ] Проверить информацию. На странице обсуждения должны быть пояснения.

Основные 6 типов интернет-зависимостей по мнению психолога Дрепы М. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах , веб-форумах , избыточность знакомых и друзей в Сети.

Это фраза, которая чаще всего фигурирует в названиях видеороликов и статей проекта Научи хорошему, посвящённых оценке популярных фильмов, мультиков, сериалов, песен, и она объединяет в себе три этапа осознанного восприятия информации.

Раз мы при просмотре какого-то фильма постоянно держим в голове вопрос «чему он учит? А если после просмотра мы ещё и сопоставим выявленное влияние с нашими жизненными идеалами и ценностями, и дадим фильму соответствующую оценку — «хороший» или «плохой», то тем самым выполним все три этапа. Речь в данном случае идёт об определённой методологии взаимодействия с информационной средой. Поэтому, когда в рамках проекта Научи хорошему публикуются или распространяются статьи и видеоролики, раскрывающие воспитательный или идейный потенциал того или иного произведения, то мы в первую очередь распространяем саму методологию, а непосредственно оценка конкретного произведения носит хоть и важный, но второстепенный характер.

Аналогичных принципов можно придерживаться и при работе на местном уровне. Когда мы стараемся убрать с улицы какую-то провокационную рекламу или отменить аморальную постановку в театре — мы должны понимать, что наша цель не только в том, чтобы поставить на место какого-то безнравственного рекламодателя или режиссёра, а в первую очередь в том, чтобы призвать как можно большее число людей обратить внимание на состояние информационной среды в городе. И не просто обратить внимание — а оценить её с точки зрения влияния на окружающих, на молодёжь, на детей. Снять завесу «развлечения», и увидеть, что скрывается за ней.

Способствовать этому можно также поощряя и популяризируя положительные примеры, при этом делая акцент не на их «развлекательной составляющей», а на созидательной смысловой и воспитательной направленности. Прекрасным примером подобной работы служит проект «Чистая информационная среда для детей и взрослых» межрегиональной общественной организации «Национальный совет социальной информации», направленный на стимулирование развития и распространения безопасной и полезной для детей информационной продукции. Также можно через эту призму взглянуть и на сегодняшнюю культурную повестку — сейчас у всех на слуху тема рэперов и противодействия деструктивной музыке со стороны родительской общественности. Если мы разворачиваем масштабную информационную кампанию по отмене концерта аморального исполнителя, и в своей деятельности делаем акцент на выявлении смыслов, которые транслирует этот исполнитель через свои песни, клипы и амплуа разъясняем, какой вред несёт обществу подобное творчество , то наши усилия в любом случае будут не напрасны — так как они побудят большое количество людей задуматься над вопросами: а какую музыку слушает современная молодёжь, какие ценности она им несёт, чему учит, какую музыку слушаю я сам?

И чем больше поводов у человека будет задавать себе такие вопросы, чем чаще человек будет выпадать из бездумной развлекательной матрицы, тем быстрее он придёт к тому, чтобы оценивать поступающую к нему информацию и реагировать на неё должным образом.

Потеря интереса к реальной деятельности; более сильное воздействие виртуальных новостей отзывов, сообщений и т. Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние; 3. Низкая сосредоточенность на любом деле. Во время интернет-серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях; 4. Потеря чувства времени; 5.

Постоянно проверяете новостные и информационно-развлекательные сайты, обновляете почту, новостную ленту и аккаунты; 6. Возникают трудности взаимодействия с реальным миром потеря живого контакта с друзьями и родными ; 7. Постоянно возрастающий уровень социальной тревоги; 8.

Интернет-зависимость: причины, признаки, риски

Тем более тогда специализированных центров, которые занимаются вопросами интернет-зависимости, в России не было. Были единичные центры, которые работали с интернет-зависимыми наряду с другими видами зависимости. Существовали специалисты, которые точечно работали с интернет-зависимыми. Но это нельзя было назвать конкуренцией. И если да, то какие формы она принимает?

Можно ли ее как-то классифицировать? В целом речь идет про все виды технологических зависимостей, которые так или иначе связаны с интернетом. По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью. И есть четыре самых распространенных типа.

Первый — зависимость от компьютерных игр. Она бывает как у детей, подростков, так и у взрослых людей. Второй вид — зависимость от порнографии. Сегодня это серьезная проблема для многих семей.

Еще одна форма — зависимость от поиска и употребления информации так называемый компульсивный серфинг веб-сервинг. Это когда человек заходит в сеть и не может оттуда выйти. Он постоянно и много там читает, переходит по разным ссылкам, ему все интересно. Такие люди думают, что смогут стать более эрудированными, постоянно поглощая информацию.

Но это не так. В результате нарушаются логические, последовательные связи в мозге. Может даже наступить так называемый информационный инфаркт, когда человек просто не способен соображать от передоза информации. И четвертый вид — зависимость от социальных сетей.

Это самый молодой тип, при котором у человека бьет ключом виртуальная жизнь, но происходит десоциализация в реальной жизни. По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью». Что по этому поводу говорит официальная медицина? В последний сборник, МКБ-10, интернет-зависимость не вошла.

Сейчас готовится выпуск одиннадцатого сборника, и я знаю, что есть заявка на включение интернет-зависимости в перечень психических расстройств. Этот вопрос сейчас серьезно рассматривается. Но ВОЗ — бюрократизированная организация, все непросто. Чтобы признать это зависимостью наряду с химическими видами, нужно выявить перечень последствий, например, абстинентный синдром, наличие рецидивов и так далее.

А проблема в том, что рецидивы очень сложно отследить. Я знаю, что в Китае, Южной Корее интернет-зависимость признана болезнью на уровне государства. И там она лечится различными методами. У них наиболее подвижная психика.

Ребенку очень легко, особенно если его оставить без контроля наедине с компьютером или телефоном, привыкнуть к этому. Во-вторых, это люди с неустоявшейся нервной системой и незрелой психикой, те, которые не нашли себя. Также в группе риска люди с теми или иными психическими расстройствами или заболеваниями. Еще одной категорией являются те, у кого есть проблемы с социализацией и у кого есть душевные травмы с детства.

У женщин, видимо, есть какой-то защитный механизм. Хотя открытым остается вопрос по селфи. Этим, конечно, больше женщины увлекаются. Но привычка ли это или действительно зависимость, пока трудно сказать.

Явление до конца не изучено. Активность в интернете вызывает агрессию — По каким критериям можно определить, что человек впал в интернет-зависимость? Зависимость тоже бывает разного уровня. Его можно определить с помощью множества бесплатных online-тестов.

Необязательно быть профессионалом, чтобы ответить на 15 вопросов и получить ответ. Но предполагаю, что такое возможно. Грубо говоря, если человек увлекался легкими наркотиками, он может перейти на более тяжелые. И в этой сфере какие-то переходы, наверное, существуют.

Нет гарантии, что, если, например, Роскомнадзор отключит новостные сайты, которые интересуют человека, он не начнет играть в онлайн-игры.

Ведь информация не просто завладевает вашим вниманием, вы ещё потом и переживаете её. Где-то вы просто получаете дофаминовые всплески — такой «дешёвый дофамин» прекрасно вырабатывается, когда вы смотрите Instagram или какой-нибудь TikТok.

В основе этой биохимической реакции — распознавание образов, которое как раз сопровождается выделением дофамина. Где-то вы и вовсе пружините мозги — например, когда следите за развитием детективной линии сериала или испытываете настоящий страх при просмотре ужастика. В данном случае не только дофамин идёт в дело, но и адреналин, так что совсем живенько получается.

Впрочем, не обольщайтесь — в рамках подобных «интеллектуальных» занятий ваше мышление никак не задействовано. Сама суть популярного контента в том, чтобы человек как раз не думал, не испытывал так называемой когнитивной нагрузки, а лишь следил за сюжетной линией и переживал эмоции. Сейчас я предложу вам несколько правил цифровой гигиены, которые, если, конечно, ваши мозги вам дороги, необходимо использовать постоянно.

Отключите на своём смартфоне звук. Вы всё равно его постоянно тискаете, так что не бойтесь — ничего важного вы не пропустите. Но зато уже не будете, подобно собаке И.

Павлова, тренировать в себе условные рефлексы на звуковые раздражители. Отключите всплывающие уведомления на смартфоне.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Проблема чрезмерного использования цифровых устройств отмечается по всему миру, ее признают в том числе производители устройств и вендоры программного обеспечения. Несколько лет назад Apple и Google добавили в свои смартфоны функцию так называемого «экранного времени»: смартфоны сообщают пользователям, сколько времени они проводят в тех или иных приложениях, чтобы помочь контролировать и при необходимости минимизировать время за цифровым устройством.

Внедрение такого функционала в продукты — хороший пример того, что технологические компании несут ответственность перед своими потребителями. При этом эффективность таких мер, конечно, зависит именно от пользователей и их самодисциплины: функционал по контролю экранного времени легко отключается, и те, кто не в силах противостоять своим привычкам, могут продолжить использовать устройства, как раньше». Чем больше времени человек проводит за экраном, тем чаще он испытывает стресс. Чаще всего на это жаловались жители крупных городов, женщины, люди, занимающие руководящие позиции.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Задача, которая сегодня стоит перед обществом — помочь справиться с цифровой зависимостью тем, кто не в состоянии сделать это самостоятельно. Отсутствие цифровой зависимости — это один из аспектов цифровой грамотности: речь идет об установках человека, и, как показывают наши исследования, это самый трудный компонент для изменения.

Современные технологии общедоступны, а значит попасть в цифровые сети может каждый. Цифровая зависимость это не только про интернет, это про игры, социальные сети, смартфоны и даже телевизор.

В чем причина? Отторжение реального мира Идеальный, виртуальный мир настолько хорош, что о настоящем можно легко позабыть.

Что хотите найти?

Это может приводить к поляризации общества, способствовать девиантному поведению и маргинализации наиболее уязвимых групп населения, таких как подростки, вызывать политическую дестабилизацию. Для их выявления разрабатываются специальные автоматизированные системы обнаружения. Угроза манипулятивных алгоритмов основана на захвате внимания пользователей, сборе данных и следов в сети, включая все «лайки» и количество времени, которое пользователь потратил на просмотр рекламы и контента и продажу всех этих данных рекламодателям и другим внешним игрокам для дальнейших поставок контента, рекламы и информации пользователю. Такая форма манипуляции в сети Интернет получила название «капитализм слежения». Кроме этого, избирательное воздействие источников новостей на пользователей может приводить к формированию поляризованных структур закрытых групп; например «фильтрующие пузыри» и эхо-камеры. Динамические угрозы вызваны расширенным и быстрым взаимодействием между алгоритмами соцсетей, нормальными внутренними социальными тенденциями и интересами заинтересованных сторон. Это взаимодействие может усилить принятие радикальных убеждений, повысить восприятие пользователей к ненавистническому контенту, провоцировать фейковые новости в больших масштабах. Когнитивные и социально-эмоциональные угрозы связаны с ограниченным вниманием пользователей, ошибками в обработке информации, отсутствии невербального общения.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.

Что же делать взрослым, если признаки цифровой зависимости налицо? Настройте функцию «Родительский контроль» Инструменты для отслеживания времени, проведенного в сети, помогут вам установить рамки допустимого пользования электронными устройствами или Интернетом. Разнообразьте список ваших домашних дел «оффлайновыми» занятиями Например, совместными физическими упражнениями, чтением книг или настольными играми. Каждый родитель должен начать с себя.

О том, почему формируется цифровая зависимость, как она проявляется и как наладить цифровую гигиену, «Известиям» 9 февраля рассказала клинический психолог медицинской компании «СберЗдоровье» Дарья Яушева. Впоследствии многократное повторение становится нормой, и, если эту привычку разделяют в обществе, она становится. Вдобавок виртуальная реальность затягивает, если повседневная жизнь человека его не устраивает», — пояснила она. Среди таких причин, по словам эксперта, могут быть внутренние или внешние конфликты, выгорание, депрессия и другие обстоятельства. Также существуют ментальные нарушения, при которых особенно высок риск подмены реальной жизни на виртуальную. Например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, когда человек может настолько сосредоточиться на каком-либо действии, что больше ничего вокруг не замечает.

Цифровая зависимость

В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков. Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в Сети. В статье приводятся данные по критериям, диагностическим методикам, причинам, программам профилактики и реабилитации зависимости от интернета и компьютерных игр, даются психологические характеристики аддиктов.

«Интернет-зависимость может вызвать информационный инфаркт...»

Как цифровая зависимость меняет наш мозг? / Как избавится от цифровой зависимости? | Пикабу Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблем Психологическая наука и образование («Психолого-педагогические исследования») 2017.
Что хотите найти? ВОЗ планирует включить цифровую зависимость в перечень болезней.
Как цифровая зависимость меняет наш мозг? / Как избавится от цифровой зависимости? | Пикабу Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами?

Цифровая зависимость

Лим подчеркивает, что проблема цифровой зависимости очень реальна и вызывает беспокойство, и он хотел бы увидеть исследования, как лучше всего с ней бороться. Отрывок выступления Андрея Курпатова «Всё, что нужно знать о технологии счастья» для MGNTech: лекторий о технологиях и и оригинальное видео. Лим подчеркивает, что проблема цифровой зависимости очень реальна и вызывает беспокойство, и он хотел бы увидеть исследования, как лучше всего с ней бороться. Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы. Современные дети так ловко обращаются с мобильным телефоном, айпадом, можно подумать, что они уже рождаются с ними.

Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг

Без этого сегодня никуда. Но во всем нужна золотая середина. Дошкольникам гаджеты не рекомендуются. Детям младших классов желательно ограничить время пребывания за компьютером, планшетом до 20 минут в день. Ребятам постарше - до одного часа. А большинство сидят за монитором сутками. Хотя родителям это удобно: дал в руки айпад или мобильный телефон - и ребенка не видно, не слышно, он никому не мешает.

Но еще неизвестно, как это будет влиять на развитие личности, состояние здоровья. Масштабные комплексные исследования проводятся на Западе. Недавно я побывал на академической практике в Мюнхене. Директор немецкого Института ранней педагогики знакомил нас с исследованиями влияния ИКК на детей от 0 до 3 лет. Специалисты утверждают, что раннее знакомство детей с достижениями цифровых технологий может иметь негативные последствия. Попробуйте прожить без телефона хотя бы день - В чем выражаются эти негативные последствия?

Они просто не умеют общаться. Планшет, телефон заменяют им общение с живыми людьми. И вероятно, им в будущем будет сложно выстраивать отношения, создавать семью. Вы заметили, что мы постепенно разучиваемся выражать свои эмоции, мысли словами? Нам легче отправить смайлик. Это тоже результат глобальной цифровизации.

Ребенку справиться с ним сложно, отсюда повышенный уровень агрессии, тревожности, неуверенности в себе, подверженность стрессам.

Вытеснит или не вытеснит — вопрос воспитания каждого конкретного ребёнка, приобщения его к классическим, бумажным книгам, мотивации к живому общению, помощи в организации его досуга. Потому что современные дети, как правило, не умеют организовывать собственный досуг. Следует акцентировать внимание на плюсах этого досуга, выработать умение радоваться совместно проведённому времени и позитивным моментам вне смартфона. Я со своими детьми придумала игру перед сном — воспоминания, что было хорошего за день.

Каждый, лёжа в кровати, рассказывает приятные события дня, связанные с друзьями, события в садике, в школе, на площадке, смешные моменты… Цель родителей — показать, что жизнь насыщенна, интересна за пределами виртуальной реальности и что эта жизнь даёт возможность испытывать более глубокие эмоции и чувства, чем те, которые они испытывают в смартфонах. Полезно ли это для психики человека? Если да, то как лучше его проводить? Важно устанавливать самому себе лимит времени, которое мы проводим в смартфоне. Есть экранное время, отчёт, за которым можно наблюдать и контролировать.

Если вы пришли с работы, важно откладывать телефон и общаться с семьёй, заниматься домашними делами или хобби. Отдыхать без смартфона за чтением книг, прослушиванием музыки и прочим. Я часто вижу, как мамы, которые гуляют с детьми, параллельно сидят в телефоне. Но ребёнку важно не просто присутствие мамы рядом, не количество, а качество времени, её вовлечённость в их деятельность, их общение. Это нужно понимать и осознанно проживать моменты со своим ребёнком.

Очень важно минимум за час до сна убирать телефон, чтобы успокоиться, переключиться. И утром также начать день с личных дел — с гигиены, завтрака, общения с семьёй — и лишь потом проверить смартфон. Очень важно не размывать рабочий день: если он начинается с девяти утра, то нет никакой необходимости проверять почту раньше. Никого ещё не увольняли за то, что человек не ответил во внеурочное время. Как правило, люди сами испытывают какую-то тревогу и проверяют уведомления.

Паркер называет дофамин «секретным соусом» успеха Facebook. Он пояснил свою мысль в интервью 2017 года: «Что нужно для того, чтобы вы уделили нам максимум своего времени и внимания? Это побудит пользователей делиться большим количеством контента, что, в свою очередь, принесет им еще больше «лайков» и комментариев. Как заметил Паркер, который после этого покинул компанию, когда наш мозг начинает связывать социальные сети с наградой, мы вынуждены обновлять ленту, чтобы получить очередную дозу дофамина. Вспомните момент, когда вы публиковали в социальной сети фотографию своего новорожденного малыша или свой удачный портрет. Помните тот прилив радости, который ощутили, когда увидели десятки одобрительных комментариев, присланных в ответ? Этот прилив был вызван именно дофамином. Он высвобождается, чтобы вознаградить нас за то, что мы совершили нечто, что сохранило нам жизнь. Это могла бы быть удачная охота, собирательство или укрепление связей с другими людьми — все то, что формирует основу для возникновения петли позитивной обратной связи. Такая первобытная система стара как сама жизнь.

Этот процесс — ключ к нашему выживанию. Он мотивирует человека искать пищу, кров, разжигать огонь. Но если его не регулировать, он может вызывать тягу — например, к получению постоянных сигналов о том, что общество вас принимает. Ими могут быть «ретвиты» ваших постов и «лайки» в ответ на них. Все это позволяет нам почувствовать себя счастливыми и любимыми. Однако во многих случаях наша личная самооценка может попасть в зависимость от этого процесса. Сейчас вы уже понимаете, каким образом подобное приводит к возникновению зависимости. Если наши желудки отправляют сигналы о насыщении в мозг, чтобы мы перестали есть, то приложения социальных сетей намеренно разработаны таким образом, чтобы перекрывать подобные сигналы организма с помощью все новых и новых доз дофамина. Даже если мы понимаем, что прокрутка ленты вызывает у нас чувство гнева, тревоги или депрессии, наш мозг постоянно просит вернуться и обновить ее еще раз, чтобы продолжить листать посты. В известном психологическом эксперименте 1950-х годов два нейробиолога из Университета Макгилла, Питер Милнер и Джеймс Олдс, имплантировали небольшие электроды в мозг крыс.

Они поместили эти электроды в nucleus accumbens прилежащее ядро. Олдс и Милнер назвали эту область «центром удовольствия». Эти ученые также поместили в клетку с крысами специальный рычаг. Стоило крысе нажать на него, как он стимулировал электрод, имплантированный в ее «центр удовольствия». Когда крыс оставили в покое, они продолжали нажимать на рычаг снова и снова — до 7000 раз в день. Даже чувствуя жажду, они стремились к рычагу, а не к воде. Они игнорировали чувство голода, отказались от секса. Нажимать на этот рычаг — вот все, чего они хотели. Их поведение вам что-нибудь напоминает? Вспомните Кайла, который не спал всю ночь и прогуливал школу, чтобы поиграть.

Он перестал заниматься спортом и есть здоровую пищу. Все, чего хотел Кайл, это нажимать на тот самый «рычаг». Возможно, вы замечали подобное поведение среди своих знакомых — у подростка, который листает ленты социальных сетей до рассвета, или у молодого человека, который с головой ушел в телефон, игнорируя окружающих? В 2017 году семнадцатилетний мальчик из Гуанчжоу перенес инсульт и чуть не умер после 40 часов непрерывной игры в «Честь королей» Honour of Kings , хит китайских ролевых видеоигр в жанре фэнтези. Тем временем, по данным японских властей, около 1,15 миллиона молодых людей в стране ведут образ жизни «хикикомори», то есть отдалились от общества и не покидают свои дома и спальни месяцами или даже годами. Они сидят в интернете или заняты видеоиграми. Вместо того чтобы выходить из дома, эти люди во всем полагаются на своих родителей и других членов семьи, которые о них заботятся. Между технологическими инструментами, которые призваны помочь человеку улучшить свою жизнь, и теми, что были созданы с целью подсадить человека на этот продукт, есть существенная разница. На мой взгляд, цифровые устройства, которыми ребенок активно пользуется для достижения конкретных целей, можно отнести к технологиям позитивного воздействия. И наоборот, те устройства, которые ребенок использует пассивно, — это технологии негативного воздействия.

Скорее, это субъекты с заметно ограниченной сферой интересов, искренне увлеченные работой с компьютерами и в той или иной степени недооценивающие другие сферы жизни. В современном мире зависимые по Шоттон не являются зависимыми в принятом в настоящее время понимании, но так выглядело первое серьезное исследование компьютерной зависимости. На сегодняшний день компьютеры стали неотъемлемой частью жизни и деятельности большинства людей цивилизованных стран. Это, в свою очередь, не может не сказаться на развитии самой личности и на формировании ее психических процессов. Психологическим последствиям компьютеризации трудовой деятельности посвящено множество исследований, в ходе которых были проанализированы позитивные и негативные стороны взаимодействия человека с компьютером. Освещаются такие психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером, как компьютерная тревожность, изменение коммуникативных способностей, компьютерная зависимость, аутизация и уход в виртуальную реальность. Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, выделяют феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Для этого также характерна боязнь техники, испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь за свое здоровье; опасения перед чем-то новым, незнакомым; ощущение дефицита времени. Диалог человек-компьютер может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков.

Возможно возникновение таких новых психологических эффектов, как уменьшение диапазона эмоций, размывание коммуникативных границ, трудности в понимании психологического контекста общения человека с человеком, монологический стиль взаимодействия с людьми. Еще одна из проблем взаимодействия человека и компьютера может быть связана с возникающей возможностью ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир"компьютерных грез", что может стимулировать явление аутизации пользователей компьютеров и их уход в виртуальную реальность. Шоттон касалось людей так или иначе работающих с компьютером, среди которых большинство являются программистами. В то время компьютер был далеко не в каждой семье, поэтому данная проблема имела меньший масштаб, нежели в современном обществе. В наше же время развитие индустрии развлечений порождает зависимость от удовольствия, и компьютер становится средством для получения положительных эмоций, а компьютерная зависимость приобретает все более новые формы, разделяясь на игровую и интернет-зависимость. Психологический портрет зависимых В современном обществе компьютерные технологии настолько тесно внедрились в нашу жизнь, что мы и не осознаем, насколько зависим от них. Порой взаимодействие с компьютером приобретает формы, подобные по содержанию психологической зависимости. Поскольку научно-технический прогресс постоянно стимулирует развитие и совершенствование компьютерных технологий, они с каждым днем приобретают все большую популярность у всех слоев населения, становятся более доступными, то, можно предположить, что проблема компьютерной зависимости со временем будет становиться все более актуальной. Благодаря новейшим технологиям осуществляется не только передача, обработка и хранение информации, но и формируется новая социальная среда со своей определенной спецификой. Негативной стороной этого процесса является злоупотребление временем, проводимым людьми в виртуальном пространстве.

В своих исследованиях К. Янг и Р. Роджерс выявили, что аддикты зависимые обладают высоким уровнем абстрактного мышления, эмоционально чувствительны, настороженно относятся к другим людям. Многие ученые изучали компьютерную зависимость, однако по определенным причинам людей, страдающих от данной зависимости становится все больше. Следовательно, изучение психологических особенностей лиц с компьютерной зависимостью в век стремительно развивающихся информационных технологий является актуальной проблемой. Вопрос о компьютерной зависимости в обществе впервые стал широко обсуждаться в 80-х годах прошлого столетия, когда английский психолог М. Шоттон провела тщательное исследование среди профессиональных программистов и людей, часто работающих за компьютером. Шоттон описывала данную аддикцию как патологическое пристрастие к работе за компьютером. Компьютерная аддикция является разновидностью зависимого поведения и характеризуется стремлением уйти от жизненных реалий в виртуальный мир с помощью трансформации собственного эмоционального состояния. Патологическое пристрастие к времяпровождению за компьютером приводит к ограничению интересов и других видов деятельности, сужает круг социальных контактов.

Ряд исследователей выделяют физические и психологические симптомы компьютерной зависимости. К психологическим относятся: эйфория от пребывания в виртуальном мире, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, проблемы с работой или учебой, невозможность вовремя прекратить работу за компьютером. К физическим: сухость в глазах, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, расстройства сна, изменение режима сна и другие. Если рассматривать ситуацию на примере интернет-зависимости, Всемирная паутина привлекает людей по следующим причинам: 1. Анонимность позволяет человеку ощутить свободу в общении, особенно если он в реальной жизни застенчив. Неограниченный доступ к информации и развлечениям. Реализация своих желаний и фантазий, пусть и виртуальном мире. Возможность нахождения желаемых собеседников, удовлетворяющих любым требованиям. Отсутствие ответственности. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости.

Например, у одних людей наблюдается зависимость, другие устойчивы к формированию аддикции от компьютерных игр. Зависимые испытывают склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, эмоциональную напряженность, склонность сосредотачиваться на негативных аспектах жизни, желание бороться с фрустрациями. Все исследователи сходятся во мнении, что лицам с высоким уровнем зависимости от компьютера присуща тревожность и депрессивность. Такие люди обладают низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости и уверенности в себе.

Психиатр считает, что около 5-10% молодых людей в РФ могут страдать игровой зависимостью

«Цифровая зависимость» – это один из негативных результатов отсутствия необходимых знаний и навыков у массовой аудитории, позволяющих использовать эту сферу на пользу, а не во вред себе и окружающим. Чаще всего подвержена цифровой зависимости молодежь — более 50% ответивших «да» в этой возрастной группе. Интернет-зависимость проявляется навязчивым стремлением использовать интернет. Патология приводит к изменению сознания, работоспособности головного мозга и когнитивных функций. Эксперты в области психологии и нейрофизиологии определяют «цифровую зависимость» как «нарушение функций головного мозга, которое ведет к ухудшению его работоспособности». В статье рассматриваются симптомы «гаджет-зависимости» и «цифровой деменции», разобраны методы борьбы с ними.

Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы

Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения Часто родители, приводя детей к нам в iKids, просят даже не научить программированию, а помочь именно с проблемой цифровой зависимости.
Интернет-зависимость 58% респондентов отрицают наличие зависимости от цифровых устройств и интернета: 24% однозначно в этом уверены, еще 34% скорее уверены.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий