Каковы современные инновационные тренды и маркеры технологического развития? Исследование проблем и противоречий научно-технологического развития в регионах РФ показало, что активному вовлечению научно-технического потенциала российских регионов в решение задач технологической независимости препятствует ряд барьеров. Опубликованы указы президента «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и «О стратегических целях и задачах развития Российского научного фонда на период до 2030 года».
Наука — территория — развитие
Российские ученые и инженеры продолжaют рaботaть нaд перспективными проектaми, и c нaчaла годa предстaвили немaло революционных нaучных рaзрaботок. в) комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, направленных на достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Российские компании стали быстро занимать освободившуюся нишу и строить собственную технологическую экосистему с опорой на научный и производственный потенциал», – отметил Дмитрий Чернышенко. «Утвердить Стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года», — в тексте указа. Прогноз научно-технологического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 года впервые был разработан и утвержден в 2016 году.
Кому будет интересен портал
- Поделиться
- На «ТЕХНОПРОМ-2023» обсудили приоритеты научно-технологического развития: Регионы: Россия:
- Достижению технологического суверенитета помешала терминология
- Условия конкурсного отбора
- Список мероприятий в 2024 году
- ТЕХНОФИЛОСОФИЯ. ЦИФРОВОЕ И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Достижению технологического суверенитета помешала терминология
Требования к искомому партнеру Опишите характеристики искомого партнера-поставщика запрашиваемой технологии или технологического решения: тип искомого партнера;.
Басбус Гена, доц. Рашич А. Влияние ограничения импульсного отклика фильтра Гаусса на спектральные характеристики и помехоустойчивость когерентного приема «в целом» GMSK сигналов с межсимвольной интерференцией. Мельников С.
Кудряшова Т. Макаров С. Ультразвуковая диагностика литий-ионного аккумулятора в процессе заряда и разряда. Авторы: доц. Груздев А.
По его словам, современный прогноз научно-технологического развития России необходимо сделать продуманным и практическим материалом. В нём должна присутствовать синергия двух аспектов — стратегического документа и его практического применения. Кроме того, следует поставить максимально чёткие ориентиры, просчитать риски и постараться их нивелировать.
Государственная программа «Научно-технологическое развитие РФ» реализует единую государственную научно-техническую политику и объединяет все расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения для повышения управляемости и эффективности научной деятельности.
Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития, достижения национальных целей развития России, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности.
Достижению технологического суверенитета помешала терминология
Среди вопросов для обсуждения на круглом столе: проведение рейтингования и категорирования научных изданий Перечня ВАК, развитие портала Российские научные журналы, создание международной системы оценки результативности научных исследований и разработок — академического рейтинга научных журналов Международный индекс научного цитирования МИНЦ. На круглом столе выступят представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Высшей аттестационной комиссии и научного сообщества.
С приветственным словом к участникам Конференции обратился директор по капитальному строительству Госкорпорации «Росатома» Дмитрий Волков, который указал на крайнюю важность совершенствования технологий сооружения объектов отрасли с помощью непрерывного развития компетенций, которые уже накоплены и продолжают формироваться организациями, участвующими в реализации проектов «Росатома», создавая мощный потенциал отраслевого технологического развития. Он также отметил существенную роль профессионального сообщества отраслевого проектно-строительного комплекса и, в первую очередь, СРО атомной отрасли, которые, являются сегодня ключевым звеном в системе развития профессиональных компетенций, в том числе за счет разработки, внедрения и контроля исполнения нормативно-технических документов атомной отрасли. В пленарной части заседания были представлены доклады, посвященные проблемам и решениям технологического развития атомной отрасли с учетом современных вызовов и угроз.
При таких темпах ввода в действие основных фондов трудно рассчитывать на создание современной материально-технической базы экономики даже в долгосрочной перспективе. Поэтому в рамках новой государственной программы научно-технологического развития страны необходимо предусмотреть средства на её модернизацию. Для создания благоприятного инвестиционного климата развития научной, научно-технической и инновационной деятельности следует осуществить реформу налогового законодательства. Чтобы стимулировать спрос и предложение на рынке научной, научно-технической и инновационной продукции, целесообразно расширить спектр налоговых льгот, предоставляемых научным организациям и инновационным предприятиям, предусмотреть снижение для них таможенных пошлин, тарифов, НДС с приобретаемых оборудования, приборов, сырья, материалов, объектов интеллектуальной собственности, необходимых для осуществления радикальных инновационных проектов. Инновационная деятельность, осуществляемая в рамках утверждённых Президентом РФ приоритетов научно-технического и инновационного развития, а также обороты по реализации принципиально новой инновационной продукции не должны облагаться НДС. В условиях ограниченности у предприятий свободных средств инструментом реализации научно-технических и инновационных проектов может стать кредитование, лизинг машин, оборудования и приборов.
Кредитование субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности должно осуществляться на льготных условиях в зависимости от характера и масштабности инноваций с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счёт средств специализированных фондов государственной поддержки науки и инноваций. Для повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию научных, научно-технических проектов и программ, целесообразно наряду с наукометрическими показателями использовать инновационные и экономические показатели, характеризующие востребованность полученных научных и научно-технических результатов и их вклад в экономический рост и социальный прогресс. В целях минимизации бюрократизации и сокращения отчётности в научно-технической сфере при разработке новой государственной программы в области научно-технологического развития Российской Федерации следует существенно уменьшить число учитываемых индикаторов, ограничившись теми, которые наиболее полно отражают состояние и развитие научно-технического и инновационного потенциала страны с планируемых 75 до 12—15. Это особенно важно для инновационного развития высокотехнологичных отраслей экономики. Для осуществления эффективной государственной научно-технической и инновационной политики необходимо внести поправки в Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. При подготовке проектов федеральных законов, направленных на совершенствование правового обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации, целесообразно исходить из необходимости обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полученных за счёт средств федерального бюджета или с привлечением таких средств. Для обеспечения необходимого уровня координации, планирования и реализации единой государственной научно-технической и инновационной политики, исключения дублирования научных исследований и разработок гражданского назначения, сосредоточения средств федерального бюджета на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации целесообразно воссоздать действовавший ранее механизм планирования и организации бюджетного финансирования исследований и разработок, включив в бюджетную классификацию расходов раздел, отражающий финансирование расходов на науку фундаментальные исследования и прикладные научные исследования, экспериментальные разработки. Важная задача — повысить роль субъектов Российской Федерации в формировании и реализации государственной научно-технической и инновационной политики, в осуществлении государственной программы в области научно-технологического развития, отраслевых и региональных государственных программ с учётом Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. Нужно внести изменения в Стратегию пространственного развития Российской Федерации в целях укрепления научно-технического потенциала её субъектов, создания научно-технологической инфраструктуры, научных и научно-образовательных центров мирового уровня, которые будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов, наращивать их инновационную активность и потенциал динамичного развития.
При этом, такое объединение невозможно без балансировки подходов и инструментов продвижения как на российский, так и на экспортный рынки. На экспертной сессии были рассмотрены существующие экспортные стратегии, потенциал интегрированных экспортных и сбытовых стратегий с учетом нормализации правил, онтологий разработки продуктовых решений. В качестве приглашенного эксперта от Российского телемедицинского консорциума РТК с докладом «Новый сектор российского экспорта: проекты перехода стран Африки к цифровому здравоохранению мирового уровня» выступил член Совета РТК М.
Том 15, выпуск 4/2020
Для научного и экспертного обеспечения деятельности Комиссии создается научно-технический совет Комиссии, руководство которым осуществляет президент Российской академии наук. Порядок функционирования этого научно-технического совета определяется Правительством Российской Федерации. Обеспечение деятельности Комиссии осуществляется действующим на постоянной основе аппаратом Комиссии, создаваемым в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации. Функции и полномочия по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Комиссии возлагаются на центр научно-технологического развития, подведомственный Правительству Российской Федерации. Реализация государственной политики в области научно-технологического развития обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии наук, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, институтов инновационного развития, научных и образовательных организаций, промышленных предприятий и иных организаций, непосредственно осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующих результаты такой деятельности, в соответствии с их полномочиями. Для достижения цели и выполнения задач научно-технологического развития в федеральных органах исполнительной власти определяются заместители руководителей, а на уровне субъектов Российской Федерации - заместители высших должностных лиц, ответственные за научно-технологическое развитие. Ожидаемые результаты и этапы реализации настоящей Стратегии 43. Выполнение предусмотренных настоящей Стратегией основных направлений государственной политики в области научно-технологического развития и мер по ее реализации позволит обеспечить национальную безопасность и устойчивый экономический рост страны, повысить качество жизни населения, сформировать необходимую для этого научную, научно-техническую и инновационную инфраструктуру и за счет повышения степени понимания политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в современном обществе процессов и воздействующих на них природных и социальных факторов обеспечить готовность страны к большим вызовам.
В результате реализации настоящей Стратегии научно-технологическая сфера будет функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая основу ее устойчивого развития и технологического суверенитета. Этапы реализации настоящей Стратегии скоординированы с циклами значимых изменений политического и социально-экономического характера, оказывающих существенное влияние на состояние научно-технологического комплекса Российской Федерации. Инструменты реализации настоящей Стратегии 48. При формировании и реализации федеральных проектов мероприятия, направленные на развитие науки и создание наукоемких технологий, подлежат включению в государственную программу в области научно-технологического развития, а мероприятия, направленные на внедрение таких технологий в производство, могут быть включены как в названную программу, так и в иные государственные программы. Субъекты Российской Федерации в целях научно-технологического обеспечения социально-экономического развития могут утверждать региональные программы научно-технологического развития. Принципы, основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации, определенные настоящей Стратегией, в обязательном порядке учитываются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации при формировании и реализации инициатив в области научно-технологического развития, в том числе путем: а совершенствования и преимущественного использования различных комбинаций имеющихся финансовых и организационных инструментов поддержки научных исследований и разработок; б внедрения действенного механизма проведения независимой научной научно-технической экспертизы на всех стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов - от формирования инициативы, проведения научных исследований до создания конкретных технологий. Методологическое и методическое обеспечение проведения научной научно-технической экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов осуществляется Правительством Российской Федерации при участии Российской академии наук с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей проведения такой экспертизы на разных уровнях готовности технологий. Важнейшие инновационные проекты государственного значения и федеральные научно-технические программы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также оценку предложений о разработке федеральных научно-технических программ. Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации, предусматривающих получение научных и научно-технических результатов и создание отечественных наукоемких технологий, с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации в приоритетном порядке. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии 55. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников посредством поэтапного увеличения общих затрат на научные исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2 процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных. Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок.
Стеклова РАН. Доля российских заявок на изобретения и полезные модели за период 2015-2019 гг. При этом доля российских заявок на изобретения и полезные модели от общего числа заявок в мире за период 2015-2019 гг. Другие вызовы глобального характера. Среди ключевых направлений научно-технологического развития, имеющих глобальный уровень и представляющих для Российской Федерации основные вызовы и угрозы технологического характера, следует выделить также развитие передовых киберфизических систем, робототехники и технологий альтернативной энергетики. Несмотря на сохраняющиеся экономические барьеры, продолжается достаточно устойчивый прогресс в сфере альтернативной энергетики, включая рост установленной мощности возобновляемых источников энергии. Пандемия C0VID-2019 существенно повлияла на задачи дальнейшей научно-технической политики развитых стран, характерной чертой которой стала ориентация на трансформационные исследования - симбиоз фундаментальных и поисковых научных исследований, ориентированных на практическую цель отдачу в конкретных областях в перспективе не обязательно в ближайшей 9. Непринятие во внимание этого вызова и отсутствие должной поддержки трансформационных исследований в России может стать дополнительной сдерживающей силой в развитии сектора НИОКТР даже при существенных финансовых затратах на него. Предложения по дальнейшей реализации мер государственной научно-технической политики В новых условиях с учетом текущего состояния сферы исследований и разработок в Российской Федерации, имеющихся достижений государственного регулирования в сфере НИОКТР, и проблем развития национальной науки, а также принимая во внимание мировые научно-технологические тренды, вызовы и угрозы, предлагается реализовать следующие меры государственной научно-технической политики. Совершенствование системы государственного управления сферой исследований и разработок путем развития механизмов финансирования НИОКТР. В данной части необходимо в первую очередь реализовать новые и усовершенствовать действующие инструменты государственного 9 Дежина И. Трансформационные исследования: новый приоритет государств после пандемии. Реализация предложенных мер позволит расширить возможности привлечения частных инвестиций в прикладные исследования, ввиду чего основными направлениями финансирования для всех государственных программ должны стать гранты, субсидии в рамках программ внебюджетного софинансирования например, при реализации Национальной технологической инициативы , а также субсидии на приборы и оборудование. Создание условий для привлечения организаций реального сектора экономики и иных коммерческих компаний ко всем этапам реализации НИОКТР - от разработки идеи до оценки научно-техниче-скихрезультатов и коммерциализации РИД. В настоящее время организации реального сектора экономики не выступают основным заказчиком научно-исследовательских работ, гарантом коммерциализации РИД, инвестором соинвестором программ и проектов; не играют одну из ключевых ролей в процессе приемки результатов исследований и разработок; во многих случаях не принимают участие в экспертизе таких программ и проектов. С целью обеспечения существенного увеличения доли внебюджетного финансирования российского сектора исследований и разработок, предлагается предусмотреть следующее: - совершенствование государственного регулирования в сфере коммерциализации РИД, в т. В ходе реализации механизма комплексной научно-технической программы предлагается предусмотреть участие экспертов - представителей разных секторов и сфер деятельности как на этапе разработки данной программы, так и на этапах ее согласования и реализации работа профильных научно-технических советов. Организации бизнес-сектора должны играть одну из ключевых ролей в процессе приемки РИД в рамках программ и проектов, а также принимать участие в экспертизе на всех этапах их реализации. Кроме этого, представляется целесообразным обеспечить исполнителей НИОКТР в рамках программ и проектов в ходе реализации предлагаемого механизма заказом на работы на долгосрочную перспективу. Данная мера будет способствовать снижению нагрузки на государственный бюджет и при этом уже на ранних стадиях предоставит больше возможностей для бюджетного маневра не только в сторону развития механизмов конкурсов, но и для поиска возможностей увеличения базового государственного финансового обеспечения науки бюджетного финансирования. Данное обеспечение может осуществляться на существенном уровне вне зависимости от текущей успешности исследователей и разработчиков в процедурах конкурсного распределения государственных средств [18], что позволит обеспечить рост инвестиционной привлекательности сектора НИОКТР для бизнеса. При этом текущие государственные расходы на исследования должны быть синхронизированы с инструментами государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», национальным проектом «Наука» [19]. Развитие комплексной системы оценки научных и научно-технических результатов. В дальнейшем требуется совершенствование данной методики в части проведения оценки научной результативности организаций, выполняющих работы в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства, и совершенствование механизмов внедрения и коммерциализации РИД, полученных российскими учеными. Формирование целостной системы поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей адресную поддержку на каждом этапе жизненного цикла инноваций. Индикаторами эффективности прикладных научных исследований и разработок являются количество заявок на РИД, объем внебюджетного финансирования исследований и разработок, а также число разработанных передовых производственных технологий. Переход от стадии прикладных научных исследований к стадии экспериментальных разработок и далее к трансферу технологий в производство предлагается обеспечить в рамках создания механизма «бесшовной» интеграции мер поддержки научных фондов и институтов развития, поскольку именно институты развития должны сыграть ведущую роль на высоких уровнях готовности технологий. Обеспечение комплексной увязки между собой этапов научных исследований, от фундаментальных к прикладным, и осуществление плавного перехода к трансферу технологий в производство возможно на основе использования подхода к управлению и оценке сектора НИОКТР по уровням готовности технологий. Данный подход предлагается апробировать на текущем этапе совершенствования системы управления научно-технологическим развитием; в качестве площадки для апробации можно использовать Реестр научных фондов и институтов развития, разработанный РИЭПП11 при поддержке Минобр-науки России. Такой информационный ресурс позволит проводить системный сравнительный анализ и учет мер поддержки [20], предоставляемых научными фондами и институтами развития исследователям. Формирование и развитие механизма научной дипломатии в России с целью привлечения кадров мирового уровня для научно-технологического развития страны в рамках международного научно-технического сотрудничества. Научная дипломатия предполагает продвижение интересов конкретного государства на мировой арене, соприкасаясь с областью интернационализации исследований. В Концепции международного 11 Агрегатор информации о грантовой поддержке исследователей. К настоящему моменту заметно выросло количество статей российских авторов в соавторстве с зарубежными учеными по приоритетным направлениям развития. Осуществляется привлечение ведущих зарубежных ученых к работе в НЦМУ, НОЦ, научных лабораториях, а также в качестве членов наблюдательных советов и редколлегий журналов. Рассматриваются различные формы и направления использования потенциала зарубежных ученых, в т. Также активно ведется работа по привлечению иностранных специалистов к проведению научных исследований с использованием российской инфраструктуры коллективного пользования. Однако в условиях нестабильной ситуации в мире развитие международной академической мобильности, экспорта образовательных услуг российских вузов может в ближайшем будущем иметь тенденцию к замедлению. Дальнейшее интенсивное развитие данных направлений возможно с помощью различных международных, государственных и региональных программ интернационализации учебных планов унификации требований к программам высшего образования , повышения мобильности профессорско-преподавательского состава и упрощения визового режима для ведущих специалистов; взаимного признания университетами разных стран образовательных программ или создания «программ-близнецов» , открытия зарубежных филиалов ведущих российских исследовательских организаций. Развитие сферы науки и технологий на уровне регионов. Сохраняется дисбаланс уровней научно-технологического развития в Центральном федеральном округе в первую очередь в г. Москве и других, отдаленных от центра, территорий страны. В связи с этим необходимо обеспечить создание региональных точек активного развития научно-технической деятельности и коммерциализации РИД посредством дальнейшего развития центров трансфера технологий при высших учебных заведениях в регионах России, тиражирования опыта успешных региональных проектов с использованием инструментов НТИ, НЦМУ, НОЦ и их имплементации в научно-техническую политику регионов, имеющих достаточный научно-технический потенциал, с учетом их территориальных особенностей. Совершенствование механизмов привлечения в науку квалифицированных кадров. Несмотря на реализуемый Минобрнауки России комплекс мер в части развития интеллектуального капитала, наблюдается незавер- 12 Одобрена решением Правительства Российской Федерации от 08. Отсутствие единого реестра получателей государственных мер поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности затрудняет систематизацию и возможности адресной поддержки, а также не позволяет достаточно эффективно реализовывать международные программы мобильности ученых, выявлять приоритеты международного научно-технического сотрудничества. Другой проблемой в этой области является недостаток кадров, готовых брать на себя ответственность не только за проведение научных исследований мирового уровня, но и за руководство научными и образовательными организациями. При этом в ближайшие два года потребность в замещении руководящих позиций высшего звена в подведомственных организациях только одного Минобрнауки России может превысить 350 чел. В связи с этим с целью формирования продуктивной научной среды, привлекающей молодых исследователей и высококвалифицированных управленцев сферы НИОКТР, предлагается реализация следующих мер: - создание целостной системы привлечения молодых ученых в науку посредством разработки и совершенствования механизмов трудоустройства выпускников вузов и молодых аспирантов в организации, выполняющие исследования и разработки, а также обеспечение учета применяемых инструментов государственной поддержки молодых исследователей; - обеспечение развитие международной и внутрироссийской академической мобильности ученых; - создание условий для опережающей подготовки высококвалифицированных управленческих кадров в области науки. В таком ключе предлагается обеспечить создание инструментов поддержки не только для исследователей в возрасте до 39 лет, но и для исследовательского персонала старших возрастных групп -через развитие научных школ, а также программ научного наставничества и менторства. Кроме этого, предлагается обеспечить государственную поддержку других групп персонала, занятого исследованиями и разработками: техников, вспомогательного и прочего персонала, которые сопровождают работу научного оборудования, участвуют в проведении научных экспериментов и создают прототипы инновационных продуктов. Формирование целостной системы экспертизы, мониторинга и прогнозирования научной и научно-технической деятельности. Целый ряд текущих проблем развития НИОКТР в России связан с отсутствием эффективной системы мониторинга научно-технологической сферы на глобальном уровне. Одним из элементов мониторинга и корректировки реализации научно-технологических приоритетов должен являться анализ научных исследований, отража- ющих публикационную деятельность исследователей, коэффициент цитируемости российских ученых, а также состав патентных документов. Как следует из анализа Прогноза научно-технологического развития на период до 2030 г. В этой связи в ходе осуществления научно-технологического прогнозирования как части процесса выбора приоритетных направлений развития науки и технологий, их корректировки и реализации предлагается использовать результаты перманентного мониторинга достижений науки на мировом уровне. Такой мониторинг должен проводиться с применением в большей степени наукометрических показателей публикационной, грантовой и патентной активности; цитируемости. Инфраструктурную роль при этом должны сыграть в первую очередь технологии больших данных Big Data [21]. Для решения данной задачи предлагается разработать целостную систему экспертизы научной и научно-технической деятельности на основе реализации федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» при участии Минобрнауки России, Рособрнадзора, Роспатента, Фонда «Сколково» научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Данная мера позволит обеспечить постоянный мониторинг всех научных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета, на основе оценки и экспертизы согласно единым критериям. Применение данного подхода будет способствовать координации научных исследований и разработок на основе системы прогнозирования основных направлений научно-технологического развития Российской Федерации с учетом изучения достижений зарубежных ученых в различных областях науки. При этом дальнейшая эволюция этих механизмов и инструментов во многом будет зависеть от результативности сопутствующих мероприятий, направленных, в частности, на рост инвестиционной привлекательности сектора НИОКТР, увеличение абсолютных и относительных значений внебюджетного финансирования исследований и разработок, развитие человеческого капитала, совершенствование системы оценки научных и научно-технических результатов, а также практики внедрения и коммерциализации РИД, полученных российскими учеными. Необходимо включение в структуру государственной научно-технической политики каждого из названных элементов, которые только в комплексном применении позволят Российской Федерации перейти к «обществу знаний». Необходимы дальнейшие меры государственного стимулирования сектора исследований и разработок на постоянной основе, которые позволят включить НИОКТР в многоэтапный процесс воспроизводства общественного продукта, сделают его одним из базовых оснований производственной деятельности малых, средних и крупных предприятий и фирм. При этом необходимо учесть, что НИОКТР станет не только результатом, имеющим практическое применение, но и средством, необходимым для достижения заявленных целей по повышению качества жизни населения и достижению ответов на большие вызовы. Период 2017-2019 гг. Настоящий момент, конец 2020 г. В ходе дальнейшей реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации наука, технологии и инновации должны функционировать только как комплексная структура, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая технологическую самодостаточность и конкурентоспособность России, с акцентом на критически значимые на данном этапе направления развития. Научные и образовательные организации, промышленные предприятия и другие организации, осуществляющие научную деятельность, федеральные органы исполнительной власти способны обеспечить целостность и единство научно-технологического развития России. Однако для достижения поставленных целей требуются и последовательная государственная научно-тех- ническая политика, ориентированная на существенную поддержку НИОКТР, и временные ресурсы. Опыт развитых стран показывает, что для достижения значимых успехов например, ощутимого снижения доли государственного бюджета в финансировании НИР и НИОКТР требуется не менее одно-го-двух десятилетий интенсивной реализации соответствующих мер государственной политики. Но разве будущие общества знания могут согласиться с тем, что им предстоит стать обществами разобщения?
В 2021-2023 гг. Опубликовано 108 публикаций и защищено 39 патентов. Пыталев Дмитрий Сергеевич, начальник отдела организации экспертизы Российского научного фонда, рассказал о поддержке российско-китайских исследовательских проектов. В 2020 году из 292 допущенных к экспертизе заявок одобрено 30 проектов с финансированием 6 млн. Пыталев Д. Советник по науке и технике Посольства КНР в России Мяо Фэй выступил с докладом на тему «Активное продвижение китайско-российского сотрудничества в сфере персонализированной медицины, в соответствии с новыми тенденциями».
Научно-технологическое развитие медицины Российской Федерации обсудят академики в Томске
Российские компании стали быстро занимать освободившуюся нишу и строить собственную технологическую экосистему с опорой на научный и производственный потенциал», – отметил Дмитрий Чернышенко. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (по категориям; по субъектам Российской Федерации, движение персонала) (с 2000 г.). События и научные мероприятия. Ведущий научный сотрудник РАНХиГС ва выступила с докладом на XIV Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития промышленности России».
Архитектура неба
Кадры и человеческий капитал. Инфраструктура и среда. Взаимодействие и кооперация. Управление и инвестиции. Сотрудничество и интеграция. Результаты и основные этапы реализации настоящей Стратегии Результаты реализации настоящей Стратегии 36. В результате реализации настоящей Стратегии сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая независимость и конкурентоспособность России.
Основные этапы реализации настоящей Стратегии 38. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в несколько этапов, связанных с этапами развития экономики и бюджетной системы Российской Федерации. Для каждого из этапов устанавливаются показатели, отражающие ход и основные результаты реализации настоящей Стратегии. На первом этапе реализации настоящей Стратегии 2017 - 2019 годы : а создаются организационные, финансовые и законодательные механизмы, обеспечивающие гармонизацию научной, научнотехнической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики и готовность Российской Федерации к большим вызовам; б осуществляется запуск научных проектов, которые направлены на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития, и основаны в том числе на конвергенции различных направлений исследований, включая гуманитарные и социальные; в начинается реализация научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных в настоящей Стратегии; г формируется целостная система устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны; д создаются условия, необходимые для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности. На втором этапе реализации настоящей Стратегии 2020 - 2025 годы и в дальнейшей перспективе: а формируются принципиально новые научно-технологические решения в интересах национальной экономики, основанные в том числе на природоподобных технологиях; б реализуются меры, направленные на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы; в обеспечивается увеличение объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции, в том числе посредством реализации Национальной технологической инициативы и поддержки национальных компаний при выходе на глобальный рынок. Разработка планов реализации настоящей Стратегии для каждого последующего этапа осуществляется на этапе, предшествующем текущему.
Механизмы реализации настоящей Стратегии Управление реализацией настоящей Стратегии. Задачи, функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации 42. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов Российской Федерации , государственных органов, органов местного самоуправления, государственных академий наук, научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научнотехнической и инновационной деятельности, общественных организаций, предпринимательского сообщества, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием. Правительство Российской Федерации при участии Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации далее план , предусматривающий комплексное применение принципов, направлений и мер государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, создание механизмов выявления и актуализации больших вызовов, а также достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития страны, установленных настоящей Стратегией. План включает в себя сгруппированные по этапам реализации настоящей Стратегии задачи и мероприятия, выполнение которых обеспечивается в рамках реализации политики в сфере научно-технологического развития, а также промышленной, инновационной, экономической, образовательной и социальной политики. План является неотъемлемой частью настоящей Стратегии и учитывается при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации.
Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными академиями наук, научными и образовательными организациями, фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественными организациями, предпринимательским сообществом, государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием. Для достижения результатов по приоритетам научнотехнологического развития Российской Федерации, установленных настоящей Стратегией, Правительством Российской Федерации по согласованию с Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию формируются и утверждаются комплексные научно-технические программы и проекты, включающие в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок. Для выявления, отбора и формирования наиболее перспективных проектов и программ создаются советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, которые осуществляют экспертное и аналитическое обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития страны, Порядок создания и функционирования указанных советов определяется Правительством Российской Федерации. Координацию деятельности советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации осуществляет президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, а таюке за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников. Финансирование осуществляется в зависимости от роста эффективности сферы науки, технологий и инноваций посредством поэтапного увеличения затрат на исследования и разработки и доведения их до уровня не менее двух процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных.
Поэтапное увеличение затрат на исследования и разработки должно зависеть также от результативности российских организаций, осуществляющих исследования и разработки. Информация о результатах реализации плана подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет » в объеме и порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выработку и реализацию государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации. Контроль за выполнением плана осуществляется Правительством Российской Федерации. Мониторинг реализации настоящей Стратегии 51. В целях осуществления мониторинга реализации настоящей Стратегии Правительством Российской Федерации совместно с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию устанавливаются перечень показателей ее реализации, динамика которых подлежит мониторингу, и значения отдельных целевых показателей, отражающих в том числе в сопоставлении со значениями соответствующих показателей экономически развитых стран уровень достижения результатов реализации и цели настоящей Стратегии, включая: а влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие Российской Федерации, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов; б состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций; в качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности. Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации, анализ выполнения плана - президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Результаты мониторинга реализации настоящей Стратегии и выполнения плана отражаются в совместном экспертноаналитическом докладе Правительства Российской Федерации и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию о научно-технологическом развитии страны, который представляется Президенту Российской Федерации не реже одного раза в три года. Экспертно-аналитический доклад рассматривается Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, который по результатам рассмотрения доклада представляет Президенту Российской Федерации предложения о корректировке настоящей Стратегии и плана. Рейтинг научно-технологического развития регионов 2022: Минобрнауки выпустило первый рейтинг научно-технологического развития регионов В ноябре 2022 года Минобрнауки выпустило первый рейтинг научно-технологического развития регионов. В тройку лидеров вошли Москва , Санкт-Петербург и Томская область. Помимо этого, в топ-10 списка попали республики Башкортостан, и Татарстан, а также Новосибирская , Свердловская , Ульяновская , Московская и Нижегородская области. Как отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков , этот рейтинг призван помочь ученым, предпринимателям и органам власти выстроить эффективные траектории работы, его можно использовать для развития исследовательского сектора, карьерных или бизнес-решений.
Рейтинг научно-технологического развития регионов Например, представители компаний, ориентированные на наукоемкие технологии, смогут понять по рейтингу, какой регион им больше подходит для организации производства. Для этих целей в рейтинге разработан блок "Среда для ведения наукоемкого бизнеса". И, конечно, рейтинг станет хорошей подсказкой для молодых ученых и специалистов, которые мотивированы на профессиональное развитие и выбирают регион для развития своих компетенций, - сказал Валерий Фальков. Уточняется, что всего для составления рейтинга используются 33 показателя, которые сгруппированы по 3 блокам: органы власти, среда для ведения наукоемкого бизнеса и среда для работы исследователей.
Цель форума: - стать реальной площадкой для выстраивания межрегиональных и международных кооперационных цепочек в целях импортозамещения и достижения технологического суверенитета на примере конкретных проектов, кейсов, технологических разработок; - определение роли и места регионов в реализации Стратегии научно-технологического развития РФ.
Правительство Российской Федерации через Комиссию осуществляет планирование и проведение мероприятий правового и организационного характера в области научно-технологического развития, определяет порядок применения мер и инструментов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 36 настоящей Стратегии. Для научного и экспертного обеспечения деятельности Комиссии создается научно-технический совет Комиссии, руководство которым осуществляет президент Российской академии наук. Порядок функционирования этого научно-технического совета определяется Правительством Российской Федерации. Обеспечение деятельности Комиссии осуществляется действующим на постоянной основе аппаратом Комиссии, создаваемым в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации. Функции и полномочия по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Комиссии возлагаются на центр научно-технологического развития, подведомственный Правительству Российской Федерации. Реализация государственной политики в области научно-технологического развития обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии наук, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, институтов инновационного развития, научных и образовательных организаций, промышленных предприятий и иных организаций, непосредственно осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующих результаты такой деятельности, в соответствии с их полномочиями. Для достижения цели и выполнения задач научно-технологического развития в федеральных органах исполнительной власти определяются заместители руководителей, а на уровне субъектов Российской Федерации - заместители высших должностных лиц, ответственные за научно-технологическое развитие. Ожидаемые результаты и этапы реализации настоящей Стратегии 43. Выполнение предусмотренных настоящей Стратегией основных направлений государственной политики в области научно-технологического развития и мер по ее реализации позволит обеспечить национальную безопасность и устойчивый экономический рост страны, повысить качество жизни населения, сформировать необходимую для этого научную, научно-техническую и инновационную инфраструктуру и за счет повышения степени понимания политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в современном обществе процессов и воздействующих на них природных и социальных факторов обеспечить готовность страны к большим вызовам. В результате реализации настоящей Стратегии научно-технологическая сфера будет функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая основу ее устойчивого развития и технологического суверенитета. Этапы реализации настоящей Стратегии скоординированы с циклами значимых изменений политического и социально-экономического характера, оказывающих существенное влияние на состояние научно-технологического комплекса Российской Федерации. Инструменты реализации настоящей Стратегии 48. При формировании и реализации федеральных проектов мероприятия, направленные на развитие науки и создание наукоемких технологий, подлежат включению в государственную программу в области научно-технологического развития, а мероприятия, направленные на внедрение таких технологий в производство, могут быть включены как в названную программу, так и в иные государственные программы. Субъекты Российской Федерации в целях научно-технологического обеспечения социально-экономического развития могут утверждать региональные программы научно-технологического развития. Принципы, основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации, определенные настоящей Стратегией, в обязательном порядке учитываются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации при формировании и реализации инициатив в области научно-технологического развития, в том числе путем: а совершенствования и преимущественного использования различных комбинаций имеющихся финансовых и организационных инструментов поддержки научных исследований и разработок; б внедрения действенного механизма проведения независимой научной научно-технической экспертизы на всех стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов - от формирования инициативы, проведения научных исследований до создания конкретных технологий. Методологическое и методическое обеспечение проведения научной научно-технической экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов осуществляется Правительством Российской Федерации при участии Российской академии наук с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей проведения такой экспертизы на разных уровнях готовности технологий. Важнейшие инновационные проекты государственного значения и федеральные научно-технические программы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также оценку предложений о разработке федеральных научно-технических программ. Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации, предусматривающих получение научных и научно-технических результатов и создание отечественных наукоемких технологий, с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации в приоритетном порядке. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии 55. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников посредством поэтапного увеличения общих затрат на научные исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2 процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных.
И когда он будет? И какой? И какую цель мы для себя ставим? Примечательно, но похожие вопросы возникают сейчас в том числе у самих ученых, о чем можно судить по состоявшемуся в Институте экономики РАН круглому столу «Обеспечение технологического суверенитета России: вызовы, перспективы и ограничения», который был организован в рамках международной научно-практической конференции «Абалкинские чтения». Как отметил во вступительном слове директор ИЭ РАН Михаил Головнин, российская экономика сейчас растет, санкционные шоки «вроде бы успешно преодолеваются». Хотя руководитель научного направления ИЭ РАН Елена Ленчук затем отдельно уточнила: нельзя забывать, что в случае санкций речь может идти о накопительном долгосрочном эффекте, который, возможно, пока еще не проявился в полную силу. И это только один аспект проблемы. Второй аспект: возникают серьезные вопросы, связанные с поставленной руководством страны задачей обеспечения технологического суверенитета. Далее вопрос: какие меры экономической политики проводятся и какие меры, возможно, еще нужны? И много документов уже принято, в которых есть характеристика, определение технологического суверенитета. Но определения везде довольно разные, единого понятия нет», — обратила внимание Ленчук. В качестве примера Николаев привел выдержки из двух обнародованных документов. Первый — Концепция технологического развития до 2030 года, утвержденная в мае 2023-го.
Наука и техника
Разработка тягового электродвигателя компании «Новомет», предназначенного для грузового, общественного и коммерческого электротранспорта. Hyper запустил в Нижнем Новгороде первую в России экосистему электромобильности. Портфельная компания « НоваМедика » выводит на рынок один из наиболее востребованных в мире препаратов против мигрени. Портфельная компания « Русалокс » разработала новую систему освещения для вагонов Бакинского метро. Успешная эксплуатация турбины ГТД-110М , общая наработка — более 12 тысяч часов. Компания «Оптиковолоконные Системы» произвела 10 миллионов километров оптического волокна. У компании 150 клиентов в 19 странах. Регистрация двух препаратов «НоваМедики» собственной разработки компании. Препараты оказывают воздействие на центральную нервную систему, один из них не имеет аналогов в России, а другой — в мире.
Устройство оснaщено очкaми, нaушникaми, пульсоксиметрaми и дaтчикaми электроэнцефaлогрaммы. Оно формирует aудиовизуaльный ряд, изучaя aмплитуду aктивности мозгa — звуки переходят от высоких чaстот к низким, a изобрaжение меняет цвет от крaсного к более холодным оттенкaм. Фото: пресс-служба ННГУ Исследовaния по создaнию приборa проводились при поддержке Российского нaучного фондa, предостaвившего грaнт. Новое оборудовaние уже используют для реaбилитaции перенесших инсульт пaциентов в некоторых клиникaх регионa.
В плaнaх специaлистов ННГУ — рaзрaботкa способов более тонкой нaстройки мозгa, a тaкже новых режимов нейростимуляции, учитывaющих возрaст пaциентa и нaличие у него пaтологий. Это будет первaя с 1976 года отечественная миссия к спутнику нaшей плaнеты. Автомaтический зонд «Лунa-25» отпрaвят к южному полюсу Луны. Прилунение модуля зaплaнировaно неподaлеку от крaтерa Богуслaвского.
Фото: пресс-служба компании «Роскосмос» Готовность исследовaтельской стaнции «Лунa-25» к своей миссии подтвердил в феврaле глaвa «Роскосмосa» Юрий Борисов. По его словaм, технические возможности позволяют зaпустить стaнцию к Луне в любой день, однaко рaнее этого не позволялa бaллистикa. Необходимое для зaпускa aппaрaтa «aстрономическое окно» ожидaется летом этого годa, с июля по aвгуст. В связи с этим миссию к Луне зaплaнировaли нa 13 июля 2023 годa, отметил Борисов.
Кaк говорится, рaд бы и зaвтрa, но бaллистикa тaкaя.
Несмотря нa все трудности, 2023 год обещaет быть богaтым нa открытия, которые могут изменить нaш мир к лучшему. Российские ученые и инженеры продолжaют рaботaть нaд перспективными проектaми, и c нaчaла годa предстaвили немaло революционных нaучных рaзрaботок. Новый мехaнизм рaботы ДНК Возможно, одним из сaмых впечaтляющих достижений российской нaуки в этом году стaло открытие новых мехaнизмов рaботы человеческих генов. Его совершил руководитель нaпрaвления «Нaнобиомедицинa» Нaучного центрa генетики и нaук о жизни университетa «Сириус» Мaксим Никитин. Открытый Никитиным эффект не противоречит прежним предстaвлениям о генетике, a дополняет их. Результaты исследовaния Никитинa опубликовaны в aвторитетном нaучном журнaле Nature Chemistry. Открытый ученым фундaментaльный мехaнизм рaботы ДНК может быть ключом к познaнию человечеством сaмых рaзнообрaзных процессов, включaя нерaзгaдaнные тaйны генетики, лечение сложных зaболевaний, мехaнизмы стaрения и вопросы возникновения жизни нa нaшей плaнете и ее эволюции.
Фото: unsplash. Информaция может хрaниться и передaвaться зa счёт слaбоaффинных взaимодействий, реaлизующихся в том случaе, когдa молекулы имеют низкое сродство друг к другу. Более того, в рaботе Никитинa покaзaно, что короткaя ДНК, дaже мaксимaльно некомплементaрнaя гену, может регулировaть его рaботу. Лекaрство от болезни Альцгеймерa В нaчaле этого годa ученые из Сaнкт-Петербургского политехнического университетa открыли новый метод борьбы с болезнью Альцгеймерa. Создaнный в Северной столице препaрaт может помочь миллионaм людей по всему миру. Он огрaничивaет утрaту связей между клеткaми, сохрaняя пaмять.
Участие в таком проекте — это прекрасная школа для профессионального роста и последующего применения этих способностей в национальной программе РТТН, в состав которой входит федеральный проект по управляемому термоядерному синтезу», — призвал Виктор Ильгисонис. В рамках трека «Новые материалы» Росатом провел две сессии, в ходе которых обсуждались аддитивные технологии и цифровое материаловедение. Эти направления входят в «дорожную карту» развития высокотехнологичного направления «Технологии новых материалов и веществ», реализация которой должна обеспечить технологическое лидерство России в области соответствующих «сквозных технологий».
На первом круглом столе обсудили необходимость масштабирования аддитивных технологий в российскую промышленность, в том числе в машиностроение, изготовление медицинского оборудования и медицинских изделий. Как отметил директор по технологическому развитию Росатома Андрей Шевченко, в Росатоме почти завершена разработка комплексной научно-технической программы по аддитивным технологиям, которая в скором времени будет передана в Правительство РФ на утверждение. Эффективным инструментом может стать и создание региональных центров аддитивного производства общего доступа на базе ключевых вузов, федеральных и технических университетов, где можно будет готовить нужные кадры и выполнять коммерческие заказы индустриальных партнеров. В его контур включены 11 высших учебных заведений и одно дошкольное учебное заведение, заключены 6 соглашений о намерениях по созданию Центров, еще 6 прорабатываются. Среди целей проекта — подготовка кадров для работы на отечественном оборудовании. Сейчас у нас стоит задача по замещению импортных FDM-принтеров на отечественные, которые мы разработали и производим», — отметила директор по управлению персоналом «Русатом - Аддитивные технологии» Светлана Фомина. Другой круглый стол посвятили новому направлению «дорожной карты» «Цифровое материаловедение». Участники обсудили возможные стандарты, формирование единой базы данных и вычислительную инфраструктуру, которые необходимы для успешного внедрения и развития принципиально нового направления дорожной карты. По словам Алексея Дуба, оно поможет существенно ускорить разработку и оптимизировать затраты на внедрение материалов в промышленность: от энергетики и авиастроения до микроэлектроники.
Он также представил возможный путь разработки новых материалов и технологий нового поколения на основе цифровых технологий. Духова в рамках выполняемых работ просчитали несколько тысяч вариантов разных материалов, чтобы оптимизировать конструкцию для оболочки твэлов. Если бы мы пошли традиционным путем, мы бы никогда этого не сделали. Пришло время сделать этот инструмент системообразующим, без него «дорожная карта» по новым материалам и веществам не сможет двигаться с нужной скоростью», — подчеркнул значимость направления Алексей Дуб. На сессии трека, посвященного здравоохранению и фармакологии, научный руководитель приоритетного направления научно-технологического развития «Ядерная медицина» Госкорпорации «Росатом» Валентин Смирнов рассказал о медицинском оборудовании и компонентах для него, создаваемых атомщиками.
Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм
Стратегия научно-технологического развития Российской 992.06 КБ. В мае участники инициативы «Наука рядом» подготовили новые экскурсии по исследовательским лабораториям и научным центрам девяти российских регионов. Индекс научно-технологического развития субъектов РФ – итоги 2019 года. Прогноз научно-технологического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 года впервые был разработан и утвержден в 2016 году. Новости научно-технологического развития Томской области.