Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. Ямщик ударил по 783 чахлым клячам, которые, по необъяснимому вдохновению, свойственному только русским почтовым лошадям, вдруг вздернули морды и понеслись как вихрь. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. Смотреть что такое «ЯМЩИК» в других словарях: ямщик — почтальон, возница, ямщичок Словарь русских синонимов. ямщик см. возница Словарь синонимов русского языка.
Значение слова «ямщик»
И только при Петре I ямской извоз был устранён, ямщики обрели форменную одежду: зипун из домотканого грубого синего сукна, матерчатого кушака красного цвета, шапки-малахая и ножа, привязанного к кушаку. Вряд ли где нынче в России сыщешь настоящего ямщика, каким представил нам его в «Мёртвых душах» Николай Васильевич Гоголь. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». Больше века назад на смену гужевому транспорту — курьерским и фельдъегерским тройкам, кибиткам, каретам и разным другим повозкам вплоть до почтового дилижанса пришли автомобили, поезда, самолёты. В нынешнее время они развозят пассажиров, почту, разные грузы по всем российским дорогам. А тройка, та самая птица-тройка осталась символом России. Не случайны у современных скорых поездов имена: Сапсан, Ласточка, Стриж. Никакого сравнения по скоростям и комфорту не то, чтобы со старинной ямской, но даже если лет на 15 или того меньше, назад оглянуться. Название старинного городка свидетельствует о его достойной родословной — ямской слободе и удалых ямщиках.
Музей ямщика Добрались до Гаврилова-Яма? Вот и славно! Гостей-школьников радушно встречают ямщик Гаврила и супруга его, как раньше говорили, «ямщичка» Дуняша. Здесь они будто у себя в доме, — экскурсоводы. Как заговорили, да заокали по-волжски, по-местному, так и приворожили своими легендами и ямщицкими побывальщинами. Как ни как, за плечами русских ямщиков чуть ли не семь веков жизни России! Уместились экспонаты и богатые коллекции в небольших двух музейных домиках, поставленных по легенде, рассказанной Гаврилой, на пересечении старинных ямских трактов «Ярославль — Суздаль» и «Ярославль — Москва». Присоединяемся к экскурсии и вместе с ребятами заходим в каретный двор.
Смотрят с любопытством: «Вот бы покататься! Он также молчалив, осанист и степенен. В синем зипуне и красном матерчатом кушаке. Согласно распоряжению московской городской управы, все извозчики должны были носить форменный костюм: старомодный длиннополый синий кафтан с двумя сборками сзади и поярковую шапку. Извозчики на старинных фотографиях и картинах выглядят очень крупными, но дело тут не только и не столько в телосложении, сколько в том, что они всегда подбивали свои кафтаны очень толстым слоем ваты. Извозчик в трактире. Борис Кустодиев И всё же у ямщика другая судьба. Чуть отдохнул от дальней дороги и — пора в обратный путь.
По городам и весям.
Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи.
Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов. Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне. Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу.
История с новыми подробностями перестает быть слезливой лав-стори про погибшего в степи ямщика и молодую вдову. Тут уже можно философствовать.
Присвоить хабар мертвого — мародерство. Но кто тебя за руку поймает? А если покойник при жизни тебя оскорблял, унижал или бил? Какие могут у тебя быть по отношению к нему обязательства? Тут надо быть святым чтобы передать семье своего мучителя ценности в целости. Однажды прочитал в газете историю. Умер мужик, привезли его на кладбище и тут вдова вспомнила что забыли венки.
А венки стояли в гараже. Она дала деверю ключи от гаража. Тот уехал, провожающие остались ждать. Долго деверя не было, уже начали за него бояться — не попал ли он в аварию, или может плохо стало… Наконец он появился с венками, отдал ключ от гаража, а на вопрос вдовы почему задержался, ответил что-то невразумительное.
Кирпичный храм был воздвигнут в 1879-1887-е годы на средства прихожан на месте сгоревшей дотла в 1880 году деревянной церкви Казанской иконы.
И сегодня в селе пересказывают воспоминания предков, как во время возведения храма по деревне собирали яйца для замешивания раствора. С 1917 года церковь была закрыта. Открыли её вновь после выступления Сталина в 1932 году. И прихожанам вновь пришлось потрудиться, чтобы привести в порядок внутреннее убранство церкви. Выстроившись живой цепочкой в полкилометра, они передавали воду из родника и отмывали образа, замазанные белилами.
В очередной раз церковь закрыли в годы сталинских репрессий, отдав здание под сельский клуб, а уже после Великой Отечественной войны здесь обосновалось хранилище минеральных удобрений и ядохимикатов. Так, в руинах, он простоял до 90-х. В 1996 был передан Казанской епархии. А уже в 2002 началось второе рождение храма — силами нефтяников и местных жителей его, наконец, начали восстанавливать. Были отреставрированы интерьеры.
Освятили храм 3 июля 2004 года. Семь колоколов, изготовленных в Ярославле, свои звоном известили об этом всю округу. На подъезде к селу нас встречает мост через реку Кичуй. Говорят, чудное её название происходит от татарского слова «кичу» — «брод», «перекат», «мелкое место на речке». Однако несмотря на свою мелководность здесь вполне себе удаётся рыбалка на плотву, голавля и даже леща.
И самим поесть, и котов накормить. Плодородная земля, окаймлённая со всех сторон лесами и начинающейся в этих краях Бугульминско-Белебеевской возвышенностью Уральских гор, со множеством родников и речушек, позволяет местным заниматься скотоводством и земледелием. Первыми здесь поселились мокшаны, затем мордва. Постепенно мордовский язык стал забываться, и село стало русскоязычным. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей.
Так он ещё до отмены крепостного права даровал ямашинцам вольную грамоту. И село стали называть Вольными Ямашами.
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России. Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке). Селение Тосненский ям, современный город Тосно, основано ямщиками православного вероисповедания.
Происхождение слова Ямщик
кто такой ямщик определение для детей | На ямщика мог наорать и ударить тростью по спине любой горожанин, любая барышня и любой пьяный купец. |
Что такое ямщик | а виноват смотритель. |
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог | Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. |
Почтовые станции и станционные смотрители | ЯМЩИК — В скорой ямской гоньбе специальное лицо на гос. службе, выделенное для перевозки гонцов и грузов. |
Когда я на почте служил ямщиком… | крестьяне, обязанные возить на своих лошадях княжеских гонцов. |
Ямщики на Руси
Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии.
Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной.
Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов.
Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне. Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу.
В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье. Ямщики были освобождены от налогообложения.
Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили.
Сегодня можно также встретить своего рода наследников крючников, которыми оказались докеры. Чумак Одно из популярнейших занятий в Российской империи. Ключевой деятельностью этих людей была перевозка различных грузов по челночным маршрутам с севера на юг и в обратном направлении. Но чаще всего их знают по своему самому известному грузу, как доставщиков соли, но также они нередко перевозили зерно и древесину. Работали они группами, объединяясь в полноценные караваны из повозок с навьюченными волами. Последних, кстати, выбирали неслучайно: они были достаточно выносливыми и сильными, чтобы переживать столь долгий путь. Полотно Ивана Айвазовского «Волы на перешейке», 1860 год. Оказывается, в XVI — XVIII веках территория Причерноморья была малозаселённым регионом, известным в исторических документах и картах под топонимом «Дикое поле» - такая ситуация сложилась потому, что в этот район регулярно набегали крымские татары, то кочевники вроде ногайцев. А значит, что ограбления грузовых караванов были привычной действительностью. Вот поэтому чумакам нужно было обладать ещё и боевыми навыками.
Чумаки - это не только торговцы, но и умелые воины. Поэтому в один сезон им приходилось производить несколько подходов к перевозке туда-обратно. Впрочем, даже три-четыре рейса в несколько месяцев не мешали чумакам отлично заработать. Подтверждают это сохранившиеся документы, которые подтверждают, что даже самые недоходные чумаки, владевшие до десятка возов, были намного богаче своих соотечественников, занимавшихся традиционными крестьянскими занятиями. Чумацкий воз в современной музейной экспозиции. Причём происходить это стало намного раньше, чем у вышеупомянутых профессий: чумаки были вытеснены за пределы настоящему времени с момента появления и развития железных дорог: чем больше распространялась сеть поездов, тем сильнее уменьшались масштабы работы перевозок волами. Ямщик Те самые архаичные извозчики. А ведь историю этого занятия официально отсчитывается с феномена гоньбы: специфической государственной натуральной повинности, заключавшейся в обязанности крестьян заниматься транспортировкой почты либо пассажиров на своих лошадях по приказу чиновника или аристократа. Причём в рамках гоньбы им приходилось заниматься этим совершенно бесплатно, так что нет ничего удивительного в том, что выполнение крестьянами данной повинности отличалось, мягко говоря, недобросовестностью. Ямщиков и на картинах рисовали.
И подход к этому вопросу оказался комплексным: сначала ямщиков выделили в особую профессиональную прослойку, что дало им возможность не просто получать постоянную плату за перевозку почты или людей, но даже обзавестись землями для обработки. Ямщики постепенно стали формировать целые городские районы в плане заселения. В частности, именно так появилось обилие названий Тверская-Ямская в той же столице.
Для обычных людей почта работала гораздо медленнее. Отправка писем и пакетов производилась приблизительно раз в месяц. Отвечали за сохранность писем специальные служащие - ямщики. Им было положено отдельное жалование, которое собиралось как дополнительный налог с жителей России. Служащие неторопливо доставляли в далекие города личные письма и небольшие посылки от родных и близких.
А поскольку пассажирских перевозок в те времена не существовало в принципе, такие работники за небольшую оплату подсаживали на телегу всех желающих и подвозили. Но всех таких людей по-прежнему называли словом «ямщик». Это наименование позднее стало синонимом понятия «извозчик». Добавить комментарий.
Что такое ямщик? Кратко о профессии
Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения. Селение Тосненский ям, современный город Тосно, основано ямщиками православного вероисповедания. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. У слова "ямщик" корень "ям", и это такой человек, который раньше занимался, как перевозкой людей, так и грузов на гужевом транспорте.
История о ямщиках и почтовых трактах
Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб. Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1].
Что такое ямщик
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси? - YouTube | В приказе ямщика записывали в книгу и с этого момента он становился государственным служилым человеком. |
Ямщик, чумак и крючник: 5 архаичных профессий, которые ушли в историю | Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. |
Ямщик — значение и сущность этой профессии
Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»).
История о ямщиках и почтовых трактах
В 1710 году датский посланник Юст Юль писал о том, что почтовые услуги дорого обходятся скромному датскому государственному бюджету: «В этот день мне в первый раз пришлось писать отсюда по почте. По этому случаю я осведомился о размере платы, взимаемой за письма, и почт-директор monsieur Фаденбрехт, заведующий почтовою частью, доходы с коей поступают к вице-канцлеру Шафирову, сообщил мне, что отправляемые из Москвы письма оплачиваются: в Гамбург 40 копейками за золотник, в Кенигсберг и в Бреславль — 33 копейками за золотник, в Вильну — 10 копейками, в Мемель — 15 копейками и т. Из Москвы я направлял свои письма в Кенигсберг, и, таким образом, всякий русский лот, который гораздо легче датского, стоил мне 99 копеек, т. Так что в течение года моя переписка обходилась мне в довольно крупную сумму». А вот датский пастор Педер фон Хавен, предпринявший путешествие по России в 1736—1739 годах, отмечал отличную работу русской почты: «Обычная верховая перевозка писем, осуществляемая дважды в неделю между Москвой и Петербургом, должна преодолевать расстояние в добрых 110 датских миль за три с половиной — четыре дня.
Нет также ничего необычного в том, чтобы на почтовых лошадях, на перекладных, проехать между названными городами за три дня…» Заложенные Петром I и продолженные его преемниками реформы явно пошли почтовой службе на пользу. Создавая уже «под себя» новую инфраструктуру России, первый русский император понимал, что одними угрозами ничего не добьешься, и потому повышал почтовикам жалованье и давал новые льготы. В 1716 году почтовая линия соединила Москву и Санкт-Петербург. К этому времени была создана и специальная военно-полевая почта.
Обе службы соединились в одну лишь в 1782 году. В 1725 году в Москве появился свой почт-директор. До 1670 года почтовый двор Москвы находился в Кремле, рядом с колокольней Ивана Великого, куда желающие получить почту регулярно приезжали. Здесь можно было не только получить корреспонденцию, но и узнать последние новости со всего мира.
Вымощенный красным кирпичом почтовый двор был своеобразным клубом по интересам, здесь можно было и воспользоваться услугами писцов, и купить нужные бумагу и сургуч для почтовых печатей. Даже некоторые знатные адресаты предпочитали не ждать, когда почту доставят на дом, а приезжать за ней лично. Однако, как следует из документов того времени, к 1670 году «палаты, где были приказы, обветшали гораздо и порушились во многих местах, и сидеть в них за тем опасно». И Ямской приказ с 1670 года перемещается в Замоскворечье, на двор боярина Ивана Андреевича Милославского, занимавшего высокий чин в приказе.
Позже на карте Москвы появились Почтовые улицы — в память о размещавшемся в этих местах почтамте, занимавшем дом адмирала Корнелия Крейса, сподвижника Петра I. Этот переезд был спровоцирован пожаром 1737 года, когда выгорел дом Шафирова, первого генерала-почтдиректора, устроившего центр почтового дела у себя в усадьбе за Никитскими воротами. Но и дом адмирала Крейса оказался неудобен. В 1742 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, в котором предписывалось «не упуская времени для московского почтамта добрый дом купить и, заплатя из почтовых доходов денег, немедленно туда перевесть».
Почтамту отдали подворье уже покойного новгородского митрополита Феофана Прокоповича на нынешнем месте между Сретенским бульваром, улицей Мархлевского, Бобровым и Фроловым переулками. После долгих споров о стоимости капитального ремонта, он был поручен зодчему Ивану Мичурину, осуществившему приспособление подворья за цену, в несколько раз меньше изначально запрошенной столичным архитектором Растрелли. Отсюда с 1746 года началась разноска почты уже по московским адресам, причем почтальоны жалованья не получали. Предполагалось, что адресаты сами заплатят за услугу — от двух копеек и выше, как кто пожелает, так что должность почтальона считалась весьма прибыльной.
В 1760—1765 годах построили на прежнем месте новый дом с многочисленными службами, но Москва разрасталась, адресатов становилось все больше, и в 1785 году для нужд московского почтамта сняли усадьбу на Мясницкой улице, которую потом выкупили в казну. За такие деньги можно было купить богатое имение. Сегодня об истории московской почты можно узнать, посетив Музей почты при Московском почтамте, который был создан еще в 1912 году. Хотя музей долгие годы после установления советской власти не работал и многие экспонаты его экспозиции исчезли, в нем все равно хранится много интересного.
Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком.
Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного. С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии. Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам. Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись. След в культуре: эй, ямщик, поворачивай к черту!
Немного найдется столь старых профессий, которые воспеваются до сих пор.
Ямы и почта в России в старину Н. Денисюк «Если говорить о русской почте, получившей уже организацию по типу западно-европейского учреждения, то ее историю надо начинать с Петра Великого. Но почта существовала у нас задолго до Петра, а именно со времен монголов и татарского ига. В историческом развитии почтовые учреждения в России представляют две совершенно отличные друг от друга формы: ямы и почты. Ямы возникли в довольно отдаленное время, и ямские учреждения существовали, постепенно совершенствуясь, до конца XVII и начала XVIII века, пока не слились с настоящими почтами европейского образца, уже вкоренившимися в то время в России. В старину за государевыми делами посылались обыкновенно особливые люди, которые ездили или на своих или на наемных лошадях.
Иногда же такого рода гонцы, получив особое позволение, покупали лошадей на счет казны, а, возвратившись по совершении пути, возвращали их обратно в казну. Только приезжавшим в Россию иностранным послам и гонцам, по особенному каждый раз распоряжению местных начальников, давались от города до города обывательские подводы с выдачею за то хозяевами их от казны небольшого денежного вознаграждения. Но когда Россия раздробилась на множество удельных княжение, тогда, при увеличившийся нужде в сношениях удельных князей между собою, так и с великим князем и Ордою, этот способ сообщения стал уже неудовлетворителен. Это и вызвало возникновение ям, то есть ямских учреждений, предназначенных для почтовых целей. Ямы учреждены были татарами, заинтересованными в том, чтобы иметь возможность поддерживать правильное сношение с русскими князьями, подпавшими под их власть. Ямы представляли уже не случайных, нарочитых гонцов времен удельной Руси, а правильно организованные учреждения. Слово ям — татарское, заимствованное от татарского «дзям» - дорога и от слова «ям-чи», то есть проводник или путеводитель, а отсюда и слово ямщик.
Въезд в Москву со стороны Рогожской заставы. Старинная литография Чингиз-Хан 1203-1227 гг. Порядок этого сообщения и поведения проезжавших даже определен был особым постановлением. Известный европейский путешественник Марко Поло, бывший в Азии во второй половине XIIIстолетия, говорит, что от Камбалу Пекин , тогдашней столицы великого хана монгольского, во все концы монгольского мира, вплоть до самых отдаленных земель и орд, подвластных великому хану, имелись по дорогам через каждый 25 миль особенные дома, называемые «яили» что значит место для лошадей , в которых содержались лошади для разъездов ханских курьеров. Установив свою власть над Русью, монголы ввели и у нас точно такой же способ сообщения, какой существовал в Англии. Теперь уже доставка лошадей для ямской гоньбы стала обязанностью всех жителей. Когда рухнуло владычество татар, то ямские учреждения и ямские дворы все же остались и, как мы уже сказали, еще очень долго служили с вою службу.
Наши великие князья понимали необходимость и значение ямов и заботились об их поддержании и улучшении. В XV столетии ямы были преобразованы. Когда с ослаблением монгольского владычества и с усилением Владимирского, а затем Московского Великого Княжества, сношения различных частей России стали оживленнее и правильнее, то очувствовалась надобность в улучшении наших почтовых учреждений. Это выполнил великий князь Иоанн III. Тогда были установлены и постоянные дороги для почтовых сношений, и постоянные почтовые пункты, на которых всего удобнее было переменять лошадей. Прежде ямскую повинность несли все жители почтовой полосы, которые должны были во всякое время давать подводы в натуре и отвлекаться от хозяйства, превращаясь на время в ямщиков. Реформа же XV столетия облегчила тяжесть ямской повинности и дала возможность окрестным жителям избирать из своей среды особливых людей, которые должны были селиться в определенных местах и производить за всех ямскую гоньбу.
Эти люди получили название «ямских охотников» или «ямщиков», а места их поселения — «ямских слобод», или просто «ямов». Все те лица, которые прежде несли ямскую повинность в натуре, теперь должны были уплачивать особый сбор в казну, и этот сбор служил источником жалованья и прогонов, которые стали выдавать специально избранным ямщикам. Такое устройство ямских учреждений существовало уже при Иоанне III и было им распространено повсюду, став предметом его особенных попечений. Даже в духовном завещании Иоанн IIIнаказывал детям: «а сын мой Василий в своем великом княжестве держит ямы и подводы на тех местах по дорогам, где бысть ямы и подводы на дорогах при мне… а дети мои по своим отчинам держат ямы и подводы…». Из книги: Ю. Беседы о русской культуре. Особенно правильный и единообразный вид «ямы» получили при Борисе Годунове, который заводил «ямы» и «ямщиков» даже в Сибири.
Значительно было улучшено ямское дело также и при Михаиле Федоровиче. Платежу ямских денег, а также поставке ямщиков, подлежали все посадские и уездные люди, кроме только тех, которые были освобождены от этих повинностей особенными царскими грамотами. К числу освобожденных принадлежали люди поместий патриарха, некоторых митрополитов и монастырей. Сбор на ямы производился особыми ямскими сборщиками и взимался с сохи. При Борисе Годунове и Василии Шуйском брали с сохи ямского бора по 10 рублей; при Михаиле Федоровиче этот сбор значительного увеличился. Ямская гоньба, как свидетельствуют очевидцы, производилась у нас быстро: указом Иоанна IV, например, повелевалось погонять наши гонцы, не удержав ни часу. Герберштейн, бывший в России при Василии Иоанновиче, удивляется обилию лошадей на станциях и быстроте их езды.
По миновании у нас бурного времени, наступившего вместе с прекращением династии Рюриковичей, началась восстанавливаться нормальная государственная жизнь, а вместе с этим стала развиваться и почта. Ямские учреждения, достигнув в устройстве своем правильности и единообразия, стали соединять с Москвою уже все важнейшие для государства пункты. Промышленность пробудилась, политические отношения России с соседями стали обширнее, а внутреннее управление получило известное единство и твердость. Все это, с одной стороны, побуждало к расширению и улучшению ямских учреждений, а с другой — все больше и больше обнаруживало их недостатки и требовало коренной реорганизации. Наконец, при Алексее Михайловиче появилась у нас и почта в тесном значении этого понятия. Рисунок из альбома Челищева. Из книги: А.
И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком. Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного.
Происхождение слова Ямщик
За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. ЯМЩИК — В скорой ямской гоньбе специальное лицо на гос. службе, выделенное для перевозки гонцов и грузов. Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России. Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами. Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке). Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России.
Характеристики ямщика
- Навигация по записям
- Форма обратной связи
- Ямаши: ямщик, не гони лошадей!
- На ямах и в ямских слободах. История отечественной почты. Часть 1.
- Ямщик — Энциклопедия
- Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?