И однажды в штабе Противовоздушной обороны Ленинграда кто-то из офицеров, вспомнив рассказ писателя Короленко «Слепой музыкант», предложил: – А давайте попробуем в качестве «слухачей» слепых! В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. В Петроградском районе Санкт-Петербурга до конца лета установят памятник «Слепой слухач — защитник неба блокадного Ленинграда», посвященный незрячим ленинградцам, служившим в противовоздушной обороне в годы Великой Отечественной войны, сообщили в пресс-службе. В годы осады Ленинграда впервые в действующие войска были призваны незрячие люди.
Как незрячие люди Слухачи защищали блокадный Ленинград.
Первоначально к затее отнеслись скептически, однако в условиях блокады использовали любую возможность. Обсуждение велось целый месяц на самом высоком уровне и на эксперимент дали разрешение. К 1942 году в городе оставалось около 300 незрячих. Многие работали в учебно-производственных мастерских ВОС, музыканты же выступали в составе концертных бригад. Когда Ленинградская армия ПВО объявила о наборе слухачей, заявления подали практически все. Для службы был проведен строжайший отсев — выбирали не только кандидатов с лучшим слухом, но и с крепким здоровьем, способных выдержать многочасовые боевые дежурства. В итоге были отобраны 20 кандидатов, их отправили на специальное обучение. Было недостаточно услышать звук, нужно было его правильно распознать, определив, где находятся самолеты противника.
Из дневников незрячего блокадника Петра Горчакова известно, что 14 января 1942 года 12 человек уехали в военной машине на фронт, где их обучали еще десять дней.
Первую расскажет Александра Калашникова журналист, радиоведущая продюсер программы «Доброволец» на радио «Комсомольская правда». Вы узнаете как Любовь Александровна Елисова с семьей совершила пеший переход по оккупированным территориям и как дошла санитаркой военной части до Берлина. Вторую историю расскажет сама героиня Гончукова Галина Никифоровна, пережившая блокаду Ленинграда.
Об ужасах Ленинградской блокады написаны тысячи книг. Тем не менее из воспоминаний очевидцев мы постоянно узнаем новые и новые детали. Уделом слепых в России всегда было нищенство... Незрячие военнослужащие различали марки фашистских самолетов на расстоянии нескольких десятков километров. Особенной выставкой отмечает грядущие годовщины прорыва и снятия блокады Музей истории Санкт-Петербургской организации Всероссийского общества слепых. Петербуржцы и гости города могут увидеть уникальные материалы о слепых бойцах Красной армии, защищавших Ленинград. При помощи специальных машин они «выслушивали» ночное небо, предупреждая командование о налетах фашистских бомбардировщиков задолго до их появления в небе над блокадным городом. Люди, лишенные зрения, способны продуктивно трудиться, быть полезными для общества и даже защищать Родину. В первые месяцы Великой Отечественной войны подавляющее большинство незрячих было эвакуировано из Ленинграда в глубокий тыл. Во вражеском кольце по собственной воле осталось около 300 инвалидов по зрению — ученики спецшкол и работники нескольких предприятий.
Первоначальную медкомиссию прошли 30 человек. Каждый слухач служил в паре со зрячим красноармейцем. Тот разворачивал трубы звукоулавливателя в разные стороны, а слухач лишь подносил ухо к маленькому отверстию. Уже в первые месяцы службы незрячим красноармейцам удалось добиться невероятных успехов. Они узнавали о приближении фашистских самолетов задолго до того, как они входили в ленинградское небо. Слухачи запросто отличали советские самолеты от фашистских и, более того, по шуму мотора сообщали зенитчикам о том, что приближается «Хейнкель» или «Юнкерс». Самолеты тогда летали медленнее, чем сейчас, так что времени для подготовки к отражению налета у зенитчиков было предостаточно. В городе ничего еще было не слышно и не видно, а слухачи уже докладывали о приближении фашистских самолетов. Забытый подвиг Количество жизней, спасенных слепыми слухачами, невозможно, наверное, подсчитать даже теоретически. Каждый месяц благодаря их работе отражались сотни налетов.
Акция «Слухачи. Памятник незрячим защитниками неба блокадного Ленинграда»
На рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства принято решение об установке памятника «Слепой слухач – защитник неба блокадного Ленинграда». Лекция посвящена слепым «слухачам», которые защищали от врага блокадный Ленинград. В Ленинграде было 12 незрячих «слухачей», которые спасли тысячи жителей блокадного Ленинграда! Памятник «Слепой слухач — защитник неба блокадного Ленинграда» станет ещё одной военно-героической достопримечательностью города на Неве. Давайте вспомним о героическом подвиге 12 незрячих «слухачей», которые спасли тысячи жителей блокадного Ленинграда! На рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства принято решение об установке памятника «Слепой слухач – защитник неба блокадного Ленинграда».
Апостолы блокадного неба: как 12 слухачей защищали Ленинград во время войны
Был недавно в Ленинграде, зашёл в музей блокады, а там письма, документы. Так, на Стрельнинской улице, возле Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, появился сквер Слепых Слухачей – незрячих бойцов, служивших в частях ПВО при обороне блокадного Ленинграда. Блокада Ленинграда.
Блокадный Ленинград – Рязань: люди и судьбы
Шуршит свинец в несжатой ржи, В некошеной траве. Мы защищаем рубежи На подступах к Москве. Над речкой Нарой чёрный дым, Сечёт железный град. А мы по грудь в земле сидим И ни на шаг назад.
Невзрачен день, а ночь длинна, А непогода зла. В такую непогодь война К нам гостя привела. Пришёл парнишечка чудной В наш неуютный стан.
Тяжёлый ящик за спиной, В том ящике баян. Сосновой палкой впереди Нащупывает путь. Зовёт и просит: — Проводи К бойцам куда-нибудь!
Я на дожде насквозь промок, Шагая налегке. Мой подмосковный городок Отсель невдалеке. Мне не держать в руках ружьё — Глаза мои темны, Но сердце зрячее моё Не терпит тишины.
Быть может, песенка моя Придётся ко двору! А если надо будет, — я Со зрячими умру. О том, как попал Миша Попов в октябре 1941 года на фронт, рассказал Виктор Алексеевич Пителин, служивший в этой бригаде сержантом: «Едем мы на полуторках на передовую и видим: идёт по дороге, постукивая палочкой, слепой человек.
Видно, что шёл издалека, продрог, устал. Не представляю, как он наши посты благополучно миновал. Паренёк был в чёрных очках и молод — лет двадцати двух.
Убедился, что тот не шпион и не диверсант. Родом из Подольска и зовут его Миша. В политотделе бригады, куда сержант привёл Мишу, его встретил батальонный комиссар Сергей Николаевич Киреев.
Можно представить себе удивление Киреева, когда он увидел в своей землянке слепого баяниста. Вначале комиссар подумал, что баянист попал сюда случайно, просто заблудился. Из разговора с Мишей выяснилось, что он родился в 1919 году слепым в большой семье мастера подольского завода «Зингер», жил в деревне Выползово.
Отец рано умер. Тяжёлая доля досталась вдове и её пятерым детям, последним из которых и был Миша. Когда ему минуло семь лет, мать повезла его в Москву, прямо в приёмную М.
Калинина и упросила определить сына в Московский институт для слепых детей. Учился Миша хорошо, особенно успевал в музыке. В 12 лет он уже играл на многих инструментах.
После окончания обучения в 1937 году, Михаил Попов жил и работал в Подольске под Москвой. Давал концерты в школах, детских садах, клубах. Когда пришла война, Михаил принял решение пойти на фронт.
Комиссар задумался: никакой закон, тем более в военное время, не имеет такой статьи, которая разрешала бы зачислить в армию слепого человека. Но Сергея Николаевича Киреева покорило неслыханное мужество паренька, и он приказал зачислить его в штат 201-й воздушно-десантной бригады, определить в музыкальный взвод и поставить на довольствие. В Центральном музее Великой Отечественной войны хранится продовольственный и денежный аттестат, выписанный на имя рядового Михаила Николаевича Попова за номером 1417, где, кроме всего прочего, обозначено: «Денежное содержание — 11 рублей 50 копеек в месяц».
Михаил Попов своей игрой на баяне поднимал дух солдат, разгонял «окопную тоску», шагая из землянки в землянку, из окопа в окоп, по всем подразделениям бригады. Однажды в политотделе бригады началось необычное оживление, а связано оно было с приездом поэта Алексея Суркова. C воспоминаниями участника этого события Ивана Михайловича Птицына, комиссара артиллерийского дивизиона бригады, нас знакомит Давид Ортенберг в книге «Сорок третий».
По-фронтовому собрали стол, выпили помаленьку из солдатской кружки. Завязалась беседа о фронтовой жизни, шли рассказы о боевых эпизодах. Сурков прочитал свои стихи.
Настроение было приподнятое. Я предложил пригласить нашего баяниста. В землянку пришёл Миша Попов, здесь Сурков с ним и познакомился.
Миша играл полонез, а затем запел песню Суркова: «Пой, гармоника, вьюге назло, заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви... Несколько товарищей пошли в пляс.
Киреев пустился вприсядку с деревянными ложками. Пустился в пляс и Алексей Сурков... Душой нашего веселья был Миша.
За несколько десятков километров слепой слухач мог не только узнать о приближении самолета, но и определить его марку. Слухачи запросто отличали советские самолеты от фашистских и, более того, по шуму мотора сообщали зенитчикам о том, что приближается «Хейнкель» или «Юнкерс». Самолеты тогда летали медленнее, чем сейчас, так что времени для подготовки к отражению налета у зенитчиков было предостаточно.
В городе ничего еще было не слышно и не видно, а слухачи уже докладывали о приближении фашистских самолетов. Количество жизней, спасенных слепыми слухачами, невозможно, наверное, подсчитать даже теоретически. Каждый месяц благодаря их работе отражались сотни налетов.
Казалось, о ней известно всё из множества написанных книг, отснятых километров киноплёнки, из рассказов тысяч очевидцев, историков, исследователей. Все эти материалы не оставляют равнодушными никого даже 70 лет спустя. Тем не менее в «Деле о блокадном Ленинграде» продолжают появляться новые факты, будоражащие сознание, поражающие неординарностью мышления, оригинальным подходом к вопросу обороны и коллективного выживания.
Блокадный Ленинград спасали слепые слухачи. Незрячие военнослужащие различали марки фашистских самолетов на расстоянии нескольких десятков километров При помощи специальных машин они «выслушивали» ночное небо, предупреждая командование о налетах фашистских бомбардировщиков задолго до их появления в небе над блокадным городом. Их было 12 Из представления к медали «За боевые заслуги» на ефрейтора Зобина Якова Львовича: «За период службы показал себя дисциплинированным, энергичным, требовательным к себе бойцом, отзывчивым товарищем.
Будучи слепым, отлично изучил материальную часть звукоулавливателя и работу на нём». Ефрейтор Яков Зобин, призванный в 1942 году на службу ПВО Ленинграда, был одним из 12 уникальных незрячих солдат, оборонявших город на Неве во время блокады. Эта удивительная история началась в конце 1941 года, когда вокруг Ленинграда сжалось вражеское кольцо.
Советским войскам удалось не пустить противника в город, однако Ленинград подвергался постоянным авианалётам и артиллерийским ударам. Чтобы спасти город от бомбёжек, силам ПВО требовалось предотвратить внезапное появление противника. Но как это сделать?
Современных радаров в армии разумеется не было, эксперименты с первыми подобными разработками шли, но обеспечить оборону Ленинграда ещё не могли. На исходе 1941 года в Ленинград поступили так называемые звукоулавливатели. Приборы эти состояли из системы труб различного размера, которые позволяли услышать гул приближающихся самолётов противника на большом удалении.
Но главным в этой системе был всё-таки человек, а не прибор. Звукоулавливатель мог быть по-настоящему эффективен только тогда, когда с ним работал человек с отличным слухом. Причём не просто отличным, а уникальным.
До изобретения радаров слухачи с помощью специальных звукоулавливателей должны были распознавать шум двигателей приближающихся вражеских самолетов. Вращая установку по горизонтали и вертикали, они добивались, чтобы звук в ушах был одинаковой силы. Затем через специальное устройство, учитывающее скорость звука, ветер, разные свойства воздуха зимой и летом данные слухачей поступали на прожектора. Прожектора повторяли движения звукоулавливателя, направляли лучи на самолет, ослепляя пилота.
Комитет по градостроительству и архитектуре
- Чтобы помнили. Блокадный Ленинград спасали слепые слухачи
- Содержание
- Ленинградские «слухачи»: урок мужества и экскурсии в Народный музей общества слепых
- Слепые воины на защите неба блокадного Ленинграда
- Забытый подвиг- Слухачи.
Ленинградские «слухачи»: урок мужества и экскурсии в Народный музей общества слепых
И однажды в штабе Противовоздушной обороны Ленинграда кто-то из офицеров, вспомнив рассказ писателя Короленко «Слепой музыкант», предложил: – А давайте попробуем в качестве «слухачей» слепых! Давайте вспомним о героическом подвиге 12 незрячих «слухачей», которые спасли тысячи жителей блокадного Ленинграда! Она сообщила, что именно отсюда в период блокады слепые слухачи уходили в учебные роты. Небо блокадного Ленинград Кто слушал небо блокадного Ленинграда? Конкурс на создание образа защитников блокадного Ленинграда проводился в рамках проекта «Вижу руками».
Чтобы помнили. Блокадный Ленинград спасали слепые слухачи
- Животные, которые спасали людей в блокаду Ленинграда — реальные истории
- В Петербурге появится памятник «Слепой слухач - защитник неба блокадного Ленинграда»
- «Я слышу. Они летят» | Вера-Эском
- В сквере Слепых слухачей в Петербурге установят памятник
Памятник слепым защитникам блокадного Ленинграда откроют в Петербурге
И вот, наступивший 2024-й может стать особым годом в деле восстановления памяти о блокадных слухачах. Блокадный Ленинград спасали слепые слухачи Незрячие военнослужащие различали марки фашистских самолетов на расстоянии нескольких десятков километров. Блокада Ленинграда жертвы блокады Ленинграда. Блокадный Ленинград голод дети. В блокадном Ленинграде во времена войны было двенадцать незрячих «слухачей».