В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше. 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 94Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты #Мир. Все главные новости. Русофобская политика Пилсудского привела Польшу к катастрофе. – отметил Сергей Нарышкин. «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы.
Дело о 30 миллионах золотом: Рижский договор 1921 года
Стороны договорились в течение полутора месяцев начать торговые переговоры, а дипломатические отношения установить немедленно. Проблемы с реализацией Рижского договора возникли почти сразу после его вступления в силу. Уже 2 мая Польша вместо установления полноценных дипотношений предложила ограничиться назначением поверенных или поддерживать контакты через дипломатов в Латвии. Польский полпред Титус Филиппович, назначенный в июне, в Москву прибыл 4 августа, советский полпред Лев Карахан смог приехать в Варшаву накануне. Консульскую конвенцию стороны подписали лишь в июле 1924 года, а ратифицирована она была в марте 1926 года. И только в феврале 1934 года диппредставительства сторон стали полноценными посольствами.
Из-за фактического саботажа и постоянных польских требований отодвинуть границу на местности на восток демаркация границы завершилась только в ноябре 1922 года, а полностью работа пограничной комиссии — в августе 1924 года. Репатриация военнопленных началась в марте 1921 года, и обе стороны имели друг к другу претензии. РСФСР требовала гуманного отношения к своим пленным, а польская заявляла, что возвращающиеся поляки всем раздают большевистские прокламации. В итоге репатриация затянулась до осени 1923 года. Вопреки статье договора о предоставления культурных прав белорусам и украинцам Польша еще зимой 1920 года начала проводить политику полонизации новых окраин.
Среди прочей информации была отмечена личность Евстафия Каэтана Сапеги, связанного с политическими процессами тех времён. Так случилось, что незадолго до воссоединения Беларуси он как раз занимал пост министра иностранных дел Польши. Годы прошли и как никогда актуален вопрос осознания ценности существования своего государства — родного, белорусского. Нужно научиться ценить его и беречь!
Они должны невольно поблагодарить поляков и лично Ю. Пилсудского за этот "подарок".
И, наконец, Польша получила больше всего преимуществ от итогов советско-польской войны. Польша получила юридическое признание со стороны восточного соседа, что на 2 десятилетия стабилизировало восточные границы польского государства. Польша юридически признавалась со стороны Советской России, что было также важно с точки зрения международного престижа, тем более Польша была в статусе победившей державы. Конечно, стабильность была зыбкой именно в советско-польских отношениях, хотя нестабильность именно в начале и первой половине 1920-х гг. Следует отметить, что польское руководство пошло по пути строительства собственной маленькой империи, повторяя в значительной мере опыт Речи Посполитой до ее краха в конце 18 в. Поляки стали вновь имперским народом, границы государства в значительной степени повторяли контуры прежнего государства с соответственным составом населения.
Отличительной чертой послевоенной Польши было то, что у нее имелись пограничные конфликты со всеми соседними странами. Завязались узлы конфликтов, взорвавшие ситуацию почти через 2 десятилетия. Помимо советско-польских противоречий, существовал и германо-польский конфликт по поводу Восточной Пруссии, Данцига Гданьска и Силезии. Именно эти два конфликта похоронили Польское государство в 1939. Окрыленная успехом в войне с РСФСР, Польша пыталась и в дальнейшем играть на равных в большой европейской игре, и была уничтожена более сильными хищниками, не рассчитав свои силы и возможности. Причём чрезвычайно тяжелые объективные условия существования в этом лагере ввиду крайней неблагоустроенности его отягощаются ещё совершенно нечеловеческим отношением к пленным со стороны администрации лагеря […] Избиение военнопленных составляет постоянное явление, и нет возможности регистрировать все эти случаи.
Российско-украинская делегация в целом ряде отношений приводила длинные списки избитых пленных. Все эти избиения не только остаются безнаказанными, но и до настоящего времени вопреки постановлению Смешанной репатриационной комиссии не опубликован приказ от 6 августа 1921 г. По всякому поводу к пленным применяется арест, причём условия его чрезвычайно тяжелы.
Только 7 августа 1920 польское правительство сообщило о готовности начать переговоры, но приступило к ним 17 августа в Минске , когда польские войска начали контрнаступление. Советская делегация, добиваясь скорейшего заключения мира, пошла на уступки и согласилась на отклонения от «Керзона линии» См. Керзона линия в пользу Польши. После 5-месячных переговоров был подписан Р. Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «Керзона линии»; к Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии.
Путин направил приветствие участникам проекта, посвященного польско-советской войне
Он давал нам немного, то есть, не гарантировал безопасности со стороны большевистской России. Одновременно с этим границы трудно было защищать ввиду того, что они не опирались ни на какие естественные препятствия. У нас были большие проблемы с национальными меньшинствами, часть которых поддавалась на большевистскую пропаганду. Таким образом, цена всего этого была высока. А с другой стороны, польское государство не было столь сильным, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность перед лицом угрозы в лице советов. Конечно, часть этой цены не принималась к сведению. Скажем, считалось, что Польша должна быть соответственно большой страной, и соответственно Восточная Галиция и Волынь считались землями, которые нам причитались, поскольку до разделов это была некогда часть Речи Посполитой. Не было понятия о цене присутствия столь высокого процента национальных меньшинств. Большинство считало, что это польские земли, и жило тем далеким прошлым.
В то же время, с точки зрения безопасности Польши Рижский договор был дефектным. Если уже и говорить о какой-то ничье, то несмотря на все, она была в пользу большевиков. Несомненно, в краткосрочной перспективе он решал вопрос окончания войны, но не решал геополитических проблем Польши, лежащей между Россией и Германией. Этот договор не обеспечивал нам безопасность, равно как и границы не были устойчивыми ввиду того, что не базировались на естественном историческом прошлом или воли местного населения, а это давало бы большие гарантии их устойчивости. Профессор Писулиньский подчеркивает, что геополитическое положение Польши было незавидное, и что сам Пилсудский и некоторые представители польской политической элиты это прекрасно понимали. Есть свидетельства, указывающие на то, что он воспринимал этот договор как некий антракт в неизбежном конфликте с большевиками, которого он опасался до конца своей жизни, до 1935 года. И многие польские политики осознавали, что это будет сложная ситуация, если такой конфликт вспыхнет.
Основной целью польского руководства во главе с Ю. Пилсудским было возобновление Польши в исторических границах Речи Посполитой 1772 г.
Весной 1919 г. Польша, поддержанная странами Антанты, начала наступление вглубь советской территории. В 1919-1920 гг. Однако польское правительство, пользуясь поддержкой союзников со стороны Антанты, а также стремясь выиграть время и использовать сложившуюся в первый период войны обстановку, выдвигало тяжёлые для советской власти условия переговоров. В июне-июле 1920 г.
Лозунг самоопределения наций был заменен лозунгом о самоопределении трудящихся масс. Советское правительство заявляло, что будет бороться против попыток восстановления власти капитала в Центральной и Восточной Европе. После аннулирования Брестского мира большевики начали формирование польских и литовских ударных батальонов , предназначавшихся для «поддержки революции в Польше». Одновременно части Красной армии, действуя согласованно с командованием Обер-Оста, продвигались по пятам за отходившими немецкими войсками, а польские попытки противодействовать этой процедуре, то есть убедить европейские державы принудить Германию к сотрудничеству с целью совместного создания антибольшевистской преграды, закончились неудачей. Поэтому конфронтация польских и большевистских устремлений была лишь вопросом времени.
В Варшаве попытку Красной армии занять Вильно сочли актом начала агрессии. Схватка за Березу-Картузскую 14 февраля 1919 года послужила началом полномасштабной польско-советской войны , завершившейся мирным договором, подписанным в Риге 18 марта 1921 года. Норман Дэвис , историк Польские историки говорят о «нападении» большевиков на Кресы Кресы также Восточные Кресы, Kresy Wschodnie, от польского слова «крес» — граница, конец, край; буквально «восточная окраина» — польское название территорий нынешних западной Украины, западной Беларуси и Литвы, входивших в состав Польского государства. Советские историки, а в последние годы и некоторые российские, говорят о «польских агрессорах» так, будто Кресы принадлежали Советской России. Обе позиции безосновательны. В 1919 году Кресы не «принадлежали» никому, разве что местному населению, у которого ни поляки, ни Советская Россия никоим образом не могли спросить о его мнении. Правда состоит в том, что большевики первыми двинулись на Обер-Ост, сформировав 16 ноября 1918 года Западную Армию, которая заняла Минск и Вильно, прежде чем польские войска успели предпринять какие-либо Однако на этот вопрос можно взглянуть несколько иначе , а именно отметить, что как Советская Россия, будучи правопреемницей Российской империи, так и возрождавшееся польское государство, признававшее разделы недействительными ex tunc, c самого начала лат. Из того факта, что советская сторона не признавала за державами Антанты права принимать решения по вопросам границ Советской России а само это понятие вплоть до августа 1920 года большевики зачастую признавали идеологической ересью , следовало, что польско-советский конфликт становился неизбежным. Судьба Версальского договора Итак , война была, с одной стороны, неминуемым следствием политических процессов, происходивших на рубеже 1918-1919 годов в Центральной и Восточной Европе конфликта соперничавших устремлений и политических проектов, лишь до времени замедляевшихся присутствием немецких войск Обер-Оста , а с другой — результатом фактического отсутствия у держав Антанты инструментов для эффективного воздействия на ситуацию в Восточной Европе и первоначальной незаинтересованности в ее проблемах. Внимание держав было сосредоточено, скорее, на развитии ситуации на Рейне, Шпрее и Дунае.
Правда, они приписывали себе компетенцию в решениях по поводу нового порядка на всем континенте, но их надежды распространить политическое верховенство на его восточную часть не были основаны на реальной силе. В результате функционировавшая в условиях перемирия с Германией временная политическая система была явно незамкнутой. Единственным инструментом , при помощи которого Антанта могла ее замкнуть, была Польша. Однако для того , чтобы контролировать ее политический потенциал и использовать его для эффективной реализации своих решений, необходимо было вовлечение Польши в сеть политических взаимосвязей. Такую возможность предоставляли Антанте несколько факторов. Во-первых, роль распорядителя в польско-германских вопросах, во-вторых, роль арбитра в спорах между Польшей и другими ее соседями: чехами, литовцами , украинцами, в-третьих, функция единственного источника снабжения для молодого польского государства. В зависимости от потребностей и текущего хода событий использовался один либо несколько доступных средств давления на польские власти, чтобы склонить их к принятию точки зрения держав Антанты. Положение Польши лишь немного облегчалось тем , что по многим вопросам взгляды держав Антанты все же достаточно расходились, а различия в интересах между ними вызывали неопределенность совместной позиции. Время от времени это давало польским политикам возможность маневрирования и ослабления неудобного корсета давления. По причинам, приведенным выше, Польша, которая соседствовала с двумя державами, оспаривавшими новый европейский порядок, еще до заключения Версальского договора представляла собой самое слабое его звено.
Чуть ли не на следующий день после поражения в Варшавской битве , 22 сентября 1920 года, Ленин так объяснял советские мотивы в войне с Польшей: Владимир Ленин Современный империалистический мир держится на Версальском договоре. Победив Германию , решив вопрос, которая из двух всемирных могущественных групп, английская или германская, будет распоряжаться судьбами мира на ближайшие годы, империализм закончил Версальским миром. У них нет другого закрепления всемирных отношений, как политических, так и экономических, кроме Версальского мира. Польша — такой могущественный элемент в этом Версальском мире, что, вырывая этот элемент, мы ломаем весь Версальский мир. Мы ставили задачей занятие Варшавы, задача изменилась и оказалось, что решается не судьба Варшавы, а судьба Версальского договора. Польские политики тоже осознавали , что долговечность Версальской системы в большой степени обусловлена существованием независимой Польши. Александр Скшиньский, один из самых выдающихся министров иностранных дел межвоенного периода, повторял, что «в руках Польши находится ключ к европейской безопасности — любая комбинация , которая попыталась бы его игнорировать, заранее была бы обречена на полную неудачу». В другом случае Скшиньский заявлял , что «Версальский договор — это существование Польши». В свою очередь , Советская Россия без заключения мира с Польшей не имела бы шансов восстановить связи с Европой и вырваться из политической изоляции. Как говорил в Риге Адольф Иоффе , глава советской делегации на мирных переговорах: «Если бы мы хотели , мы бы просто могли сдуть такие государства, как Эстония и Латвия, с карты Европы, однако мы этого не делаем, чтобы показать всей Европе, что с Советской Россией можно подписать мир и считаться с ее обязательствами».
Конечно , события 1939-1940 годов показали истинную цену этим декларациям. Однако это не меняет сути дела — Рижский договор был элементом , который обуславливал существование установленного после Первой мировой войны европейского порядка. Он определял его границы и дополнял управляющие им нормы, будучи одновременно полностью интегрированным в системные институты. Еще и поэтому следует признать полностью обоснованным использование термина «Версальско-Рижская система» для определения политического порядка, господствовавшего в 1918-1939 годах в Европе. Вне зависимости от этого , не следует забывать, что Рижский договор подчинял управляемую большевиками Россию неотвратимому историческому процессу обретения государственной субъектности все большим числом европейских народов. Возможно, с нынешней перспективы будет легче по достоинству оценить роль и значение этого мирного договора. Славомир Дембский Close.
Для подписания документов по образованию Союза съезд избрал делегацию. Декларация открывала свободный доступ в Союз и давала право свободного выхода из него. Несколько позже на заключение экспертам был представлен первый проект общесоюзной Конституции, которая в январе 1924 года на основании Договора и Декларации была одобрена на V Всебелорусском съезде Советов, а 31 января этого же года была утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Она закрепляла права и обязанности республик, определяла основы строительства государственного аппарата. В перечень вопросов компетенции Союза ССР входило: - представительство в международных отношениях; - заключение договоров с другими государствами; - вопросы войны и мира; - право изменения внешних границ и вопросов об изменении границ между республиками; - руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; - установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства и т. Для Белорусской ССР Конституция дала возможность вернуть восточно-белорусские земли, начать осуществлять белоруссизацию. Укрупнение БССР в 1924 и 1926 гг. Для развития экономики и культуры Беларуси, объединения белорусской нации в ее этнографических границах, укрепления национальной государственности требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов, всех белорусских земель. Учитывались также внешнеполитические обстоятельства, особенно положение в Западной Беларуси. В марте 1924 г. VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек. После объединения было проведено новое административно-территориальное деление: образованы округа, делившиеся на районы, а районы — на сельские советы. Было создано 10 округов Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий , которые объединили 100 районов и 202 сельсовета. В 1926 г. В результате территория БССР увеличилась до 126 тыс. Таким образом, восточнобелорусские земли Витебщина, Гомелыцина и Могилевщина были присоединены к Советской Беларуси. Западнобелорусские земли до 1939 г. Процесс формирования территории БССР в границах проживания белорусского этноса еще не завершился. С 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление. С 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская — 14, Могилевская — 21, Минская — 20, Полесская — 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилёвскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановичскую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22, Пинскую — 11 районов. Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство. Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса. Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры. Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права. Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т. Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выборах в Советы определялись соотношением 5:1; - впервые в качестве столицы официально определён Минск. Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу. Система высших органов власти по Конституции 1927 г. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов: - союзные по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные ; - союзно-республиканские Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабочее-крестьянской инспекции ; - республиканские земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление. Право БССР в 30-е годы. Конституция БССР 1937г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма. Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство — Совет Народных Комиссаров. Работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года.
Рижский договор 1921 года
Рижский мирный договор 1921 | В Москве в выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. и Рижский мирный договор», где представлены уникальные документы и предметы, например, подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском. |
Рижское перемирие с Польшей | Фотографии из репортажа РИА Новости 15.03.2021: Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». |
Рижский мир и его значение для Европы | Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). |
Какую роль сыграл Рижский мирный договор в судьбе белорусского народа?
Однако польское правительство, подстрекаемое Антантой, стремясь выиграть время и использовать сложившуюся в первый период войны обстановку, выдвигало неприемлемые условия переговоров. Только 7 августа 1920 польское правительство сообщило о готовности начать переговоры, но приступило к ним 17 августа в Минске , когда польские войска начали контрнаступление. Советская делегация, добиваясь скорейшего заключения мира, пошла на уступки и согласилась на отклонения от «Керзона линии» в пользу Польши. После 5-месячных переговоров был подписан Р. Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «Керзона линии»; к Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии.
Поляки считали ее оптимальной, поскольку на ней находились готовые инженерные укрепления. Несмотря на всю кажущуюся твердость позиции советской стороны в отношении западной границы, она была готова на определенные территориальные уступки. На заключительном этапе мирных переговоров делегация Советской России согласилась передать в состав Польши территорию в районе Полесья площадью 12 тыс. Эта уступка была увязана с сокращением польских финансовых требований. Комментируя достигнутые договоренности, Ленин заявил, что советская делегация пошла на дополнительные уступки не потому, что считала их справедливыми, а потому, что хотела «сорвать интриги русских белогвардейцев, эсеров и меньшевиков в Варшаве, империалистов Антанты, больше всего стремящихся не допустить мира».
В результате граница Польши пролегла намного восточнее «линии Керзона», фактически — в 20 — 30 километрах от Минска. Увы, в ту пору, да, впрочем, как и сейчас, мало кто старался заглядывать далеко вперед. Думали о ближайшей перспективе. А она для поляков была очень хороша — не просто в практическом плане, а что особенно важно, в плане самоутверждения силы духа собственной нации. В Советской России «польскую проблему» не рассматривали как трагедию, а считали просто мелкой неудачей, по поводу которой еще можно было спорить. Потому что, как известно, и Ленин, и Пилсудский были уверены: по итогам войны победу одержало именно его государство. И приводили свои аргументы. Не могу оценивать этот документ с юридических позиций, поскольку я не юрист, но даже мне понятно, что если хотя бы одна из сторон, подписавшая договор, уходит с исторической арены, то его выполнение в перспективе становится делом доброй воли. Кстати, Рижский договор был первым международным трактатом, где присутствовала Белоруссия — пусть еще не как государство, но хотя бы как определенный элемент международной жизни.
Тем не менее как предварительный, так и окончательный мирные договоры были подписаны без участия белорусов. Их интересы на мирных переговорах представляла делегация Советской России. Что, в общем, неудивительно, поскольку позиции белорусского советского правительства не были самостоятельными. Белорусская компартия по статусу была областной партийной организацией РКП б и полностью подчинялась директивам из Москвы... Мне представляется, что, подписывая Рижский договор, советские руководители использовали дипломатический опыт, который приобрели во время Брестских мирных переговоров в конце 1917-го — начале 1918 года. Когда немецкая сторона преподнесла советской делегации переплетенные в золоченый том тексты соглашений, Ленин смеялся, говоря, что очень скоро, буквально через какие-то полгода, все эти договоренности ничего не будут стоить. И, как выяснилось, был прав, поскольку тех субъектов, которые подписывали документы, вскоре просто не стало — ни Германской империи, ни Австро-Венгерской... Все они рухнули, и договор превратился в ничего не значившую бумажку. Статья по теме: «Уступка не навеки».
Как заключали Тартуский договор Нечто подобное происходило и здесь. Правительство РСФСР понимало, что в краткосрочной перспективе Рижский договор, заключенный с Польшей, причиняет неудобства, бьет по престижу, авторитету, но считало, что он вряд ли будет действовать долго. Что я имею в виду? Процессы, происходившие на пространстве бывшей Российской империи, были очень трудно предсказуемы. Возникали различные государственные конфигурации, некоторые из которых не просуществовали и нескольких месяцев, как, например, в 1919 году Литбел — союз Литвы и Белоруссии... Все было достаточно зыбко.
Идея "мировой революции" в результате всех этих событий утратила для Ленина свою привлекательность. Напомним, это та самая война, во время которой в польском плену погибло от голода и нечеловеческих условий содержания в польских концентрационных лагерях несколько десятков тысяч красноармейцев. О них не любят вспоминать польские политики, когда говорят, к примеру, о жертвах Катыни, где, как следует из направленной первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву в 1959 году секретной записки председателя КГБ Александра Шелепина, было убито 4421 человек в основном пленных офицеров польской армии. Секретные соглашения "начальника государства Польского" Пилсудского с Петлюрой и телеграмма Ленина Троцкому о необходимости экстренного усиления Западного фронта, так называемая нота Керзона, с призывом заключить перемирие, многочисленные автографы Ленина, Сталина, Троцкого и даже трудовая книжка Дзержинского, члена Польревкома, за которым охотились польские власти, - эти и другие архивные документы рассказывают, как зрел нарыв польско-советских отношений, который вскрылся в 1939 году, когда СССР решил объединить Белоруссию и Украину в границах единого государства. Среди выставочных экспонатов есть немало доказательств страшной жестокости польских войск по отношению к мирному русскоговорящему населению. Например, телеграмма Льву Троцкому с Западного фронта об уничтожении поляками города Борисова и массовых жертвах среди горожан. Однако политический взгляд из Польши видит в этих событиях "чудо на Висле", которое позволило "спасти Европу от большевизма". Впрочем, документы говорят о другом: не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Отвечают документы Кто принимал участие в конфликте? Когда началась война? В феврале 1919 года Польские войска вторглись в Белоруссию, захватили большую ее часть, а также всю Западную Украину.
Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «Керзона линии»; к Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии. Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны. Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины. Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны. Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления.
Рижский мир с Польшей
Уже 2 мая Польша вместо установления полноценных дипотношений предложила ограничиться назначением поверенных или поддерживать контакты через дипломатов в Латвии. Польский полпред Титус Филиппович, назначенный в июне, в Москву прибыл 4 августа, советский полпред Лев Карахан смог приехать в Варшаву накануне. Консульскую конвенцию стороны подписали лишь в июле 1924 года, а ратифицирована она была в марте 1926 года. И только в феврале 1934 года диппредставительства сторон стали полноценными посольствами.
Из-за фактического саботажа и постоянных польских требований отодвинуть границу на местности на восток демаркация границы завершилась только в ноябре 1922 года, а полностью работа пограничной комиссии — в августе 1924 года. Репатриация военнопленных началась в марте 1921 года, и обе стороны имели друг к другу претензии. РСФСР требовала гуманного отношения к своим пленным, а польская заявляла, что возвращающиеся поляки всем раздают большевистские прокламации.
В итоге репатриация затянулась до осени 1923 года. Вопреки статье договора о предоставления культурных прав белорусам и украинцам Польша еще зимой 1920 года начала проводить политику полонизации новых окраин. В 1924 году СССР заявил, что "преследования национальных меньшинств приняли массовый и систематический характер".
Варшава отклонила эти претензии, объявив их вмешательством во внутренние дела.
Сергей Нарышкин: «Польско-советская война, развязанная Пилсудским, унесла 140 тысяч жизней и завершилась грабительским договором, по которому была отторгнута Западная Белоруссия и Западная Украина. Вернуть эти территории удалось только в 39-м году». По разным данным, от 20 до 100 тысяч красноармейцев попали в плен и погибли в польских лагерях от пыток, голода и тифа. В марте.
Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного.
К Польскому Правительству переходят все права и требования Российской казны, лежащие на каких бы то ни было имуществах, находящихся в пределах Польши, и все требования на лиц физических и юридических, если таковые права и требования подлежат осуществлению и исполнению на территории Польши, и при том лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями дебиторов, вытекающими из пункта 2 статьи XVII настоящего договора и подлежащими зачету. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными. Статья XIII. В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора.
Статья XV. Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н. Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п. Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п.
В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей.
Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI.
Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики. Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета.
При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам. Статья XVII. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по вкладам, депозитам и залогам польских лиц юридических и физических в российских и украинских государственных, национализированных или ликвидированных кредитных учреждениях, а также в государственных учреждениях и кассах. При возмещении претензий, возникающих на основании этого пункта, Россия и Украина предоставят польским юридическим и физическим лицам все те права, которые в свое время были признаны за российскими и украинскими лицами юридическими и физическими. В отношении же лиц физических при производстве вышеуказанных расчетов Россия и Украина будут учитывать в их пользу утрату российскою денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчетов. Разрешение вопросов о регулировании частно-правовых отношений между лицами физическими и юридическими договаривающихся государств, а также разрешение вопросов о регулировании основанных на юридических титулах претензий лиц физических и юридических к правительству и государственным учреждениям другой стороной и обратно, — поскольку таковые вопросы не разрешены настоящим договором, — передается Смешанной Расчетной Комиссии, предусмотренной в статье XVIII настоящего договора.
Настоящим пунктом предусматриваются правоотношения, возникшие до момента подписания настоящего договора. Сроком, к которому должны быть приурочены все расчеты, принимается 1 октября н. Все расчеты за материальные ценности устанавливаются в русских золотых рублях; в остальных случаях расчеты производятся на основаниях, предусмотренных в статьях XIV, XVI и XVII настоящего договора. Статья XIX. Россия и Украина освобождают Польшу от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам бывшей Российской Империи, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств, серий и свидетельств Российского Казначейства, по внешним и внутренним займам бывшей Российской Империи, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям, по гарантированным займам таковых и проч. Статья XX. Россия и Украина обязуются признавать, согласно принципа наибольшего благоприятствования, автоматически, без особого договора за Польшей, ее гражданами и юридическими лицами все те права, преимущества и льготы, которые прямо или косвенно были или будут ими предоставлены любой третьей стране, ее гражданам и юридическим лицам в области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны в России и Украине. В случаях, предусмотренных в первом абзаце этой статьи, Россия и Украина будут признавать обязательную силу не только за подлинными документами, удостоверяющими имущественные права польских лиц юридических и физических, но и за теми документами, которые будут выдаваться Смешанными Комиссиями, предусмотренными статьями XV и XVIII настоящего договора.
Статья XXI. Статья XXII. Впредь до заключения торгового договора и железнодорожной конвенции обе договаривающиеся стороны обязуются допускать транзит товаров на нижеследующих условиях. Изложенные положения настоящей статьи должны лечь в основу предстоящего торгового договора в части, касающейся транзита. Договаривающиеся стороны предоставляют друг другу свободный транзит товаров по всем железнодорожным и водным путям, открытым для транзита. Перевозка транзитных товаров будет производиться с соблюдением правил, установленных в каждом из договаривающихся государств для движения как по железным дорогам, так и по водным путям, принимая во внимание провозоспособность дорог и нужды внутреннего движения. Под свободным товарным транзитом обе договаривающиеся стороны понимают, что товары, перевозимые из России или Украины, а также в Россию или Украину через Польшу, равно как из Польши или в Польшу через Россию или Украину, не будут облагаться никакими транзитными пошлинами, ни иными транзитными сборами, независимо от того, следуют ли эти товары через территорию одной из договаривающихся сторон прямо, или же на пути выгружаются, временно останавливаются на складах и вновь нагружаются для дальнейшего следования, под условием производства этих операций в складах, находящихся под надзором таможенных властей страны, через которую товары следуют транзитом. Польша оставляет за собою свободу нормирования условий транзита для товаров германского и австрийского происхождения, ввозимых из Германии или Австрии через Польшу в Россию или Украину.
Запрещаются к транзиту предметы вооружения, военного снаряжения и боевые припасы. Это ограничение не может быть распространено на предметы, хотя и являющиеся боевыми припасами, но не предназначенные для военных целей.
Окончательно она одержала над ним верх лишь семь десятилетий спустя.
Поэтому , с точки зрения исторического процесса, Рижский договор сыграл не последнюю роль в прерывании российской имперской традиции. В то же время , для белорусов и украинцев, которые тогда предпринимали первые попытки завоевания независимости, Рижский договор может служить символом краха этих стремлений. Так что не следует двигаться дальше , не задумавшись над схожестью значения Рижского договора и Андрусовского перемирия 1667 года, Согласно этому договору Украина была разделена на левобережную, которая отошла России, и правобережную, которая осталась в составе Польши.
Кроме того , у нас по-прежнему нет ответа на вопрос: предоставила ли бы история хоть немного больше возможностей этим двум народам, если бы польско-советская граница уже в 1920 или 1921 году была проведена иначе? Например, если бы были приняты предложения, представленные 11 июля 1920 года в знаменитой ноте лорда Керзона, или, напротив, если бы граница прошла восточнее и в пределах Второй Речи Посполитой оказался Минск, что в ходе переговоров на тему прелиминарного [предварительного] мирного договора в Риге в октябре 1920 года было достижимо для польской стороны? Трудный путь к самоопределению наций Идея права наций на самоопределение и ее распространение в ходе Первой мировой войны не были капризом великих держав или диверсионной по отношению к Центральным державам концепцией выдающихся аналитических умов Антанты , вроде окружения лондонского еженедельника The New Europe.
Напротив, это был плод длительного исторического процесса, уходящего корнями глубоко в эгалитарные лозунги французской революции. Поэтому Рижский договор также можно интерпретировать как важный элемент адаптации России к новым историческим условиям, ставшим следствием «пробуждения народов Европы», включая и те, что населяли Российскую империю. Подобно тому , как в XIX веке идея гражданского равенства завершила эпоху абсолютной монархии, так следующее столетие принесло победу идее равного права наций на самоопределение, положившую конец концепции «концерта великих держав» и всемогущества империй.
В конечном счете, все европейские империи, не исключая Советского Союза, пали не столько вследствие впечатляющих военных неудач, сколько в результате распространения убеждения о том, что установление мира во всем мире невозможно без уважения права народов на свободу. Конечно, как и в случае продвижения идеи свободы личности, это был длительный процесс, охвативший почти целое столетие, полный горячих дебатов на тему диапазона применимости принципа самоопределения наций, случаев регресса и попыток силового противодействия стремлениям народов, оказавшихся в итоге безрезультатными. Конфликты были неотъемлемой частью этого процесса.
Ведь , если границы свободы личности определяла, понятным для целых сообществ образом, свобода другого человека, то установить предел стремлениям наций к самоопределению было значительно труднее. Идеи, в отличие от права собственности, не знают границ. Следовательно, конкуренция между самосознаниями различных наций неуклонно должна была привести к спорам о земле, а значит — о территории и ее границах.
Проблему усложнял тот факт , что свободное право индивида находить связь с более широким национальным сообществом проторило себе путь к общественному сознанию раньше, чем принцип самоопределения наций. На пороге ХХ века признавалось , что человек может ощущать себя чехом, хорватом, французом, немцем, словаком, сербом, поляком, венгром, итальянцем или евреем, а также финном, эстонцем, литовцем, латышом или русином либо белорусом, при условии, однако, что его индивидуальное ощущение национальной идентичности не ставит под вопрос его принадлежность к империи. Другими словами, этой империи не грозила потери части территории, либо, в экстремальном случае, дезинтеграция.
Это была первая, наиболее традиционная граница, которая устанавливалась для свободолюбивых устремлений наций. Подписание договора , 1921. Источник: Википедия Вторую границу обозначал системно неразрешимый конфликт двух способов толкования самого понятия нации , что переносилось и на понимание права на самоопределение.
Сообщества, обладавшие государственностью или хотя бы ее традицией, располагавшие широко известной, более высокой культурой, рассматривали в качестве своей национальной территории — на которой должно было реализовываться право на самоопределение — также земли этнически чуждые либо полиэтничные, но исторически, политически и культурно связанные с территорией, считающейся исконной например, французской, польской или русской. Кроме того, у «государствообразующих наций» не было сильных возражений против признания членами своих национальных сообществ лиц иного этнического происхождения, а высказывания Эрнеста Ренана, выдающегося французского публициста, который в 1882 году говорил в Сорбонне, что нация — это ежедневный плебисцит, находили отклик у немалой части их элит. Иначе обстояло дело в случае сообществ, основывавших свое национальное сознание на принципе этнонационализма, отождествляя само понятие нации с этнической группой, а такие сообщества представляли собой, к примеру, украинцы или белорусы.
Для них были неприемлемы слова Ренана, а принцип, что этнические границы являются границами национальными и потому должны совпадать с политическими кордонами, становилось неоспоримым. Последний предел для национальных чаяний составляли опасения относительно способности новых государственных организмов к самостоятельному функционированию. В период формирования европейского порядка после Первой мировой войны большинство приведенных замечаний высказывалось в адрес всех вновь созданных государств.
Были ли у Польши поддержка Запада? С ноября 1918 года процесс верификации прав и стремления наций к самоопределению происходил , главным образом, в Париже, где продолжалась работа над мирным договором, конституирующим новый европейский порядок. Хотя его главные архитекторы намеревались распространить эту политическую конструкцию на весь континент , они были не в состоянии полностью осуществить свои планы.
В Восточной Европе новый порядок формировался независимо от проходивших в Париже переговоров. В большой степени это произошло в результате создания политического вакуума в этой части континента после большевистского переворота в России. Среди союзников решающим голосом по вопросам Восточной Европы должна была обладать Россия , враждебно относившаяся к идее самоопределения наций.
В Петрограде справедливо полагали это направление мысли опасным для империи. В то же время, когда в 1918-1919 годах приходилось принимать решения о новой политической форме Европы, о границах вновь возникших в Центральной и Восточной Европе государств и способах ослабления германской угрозы, Россия молчала, не в силах заговорить. Ее раздирала гражданская война, в которую включились державы победившей Антанты.
С одной стороны, их вооруженная интервенция на стороне защитников старого режима против варварского правления большевиков затрудняла реализацию стремлений России к уважению ее интересов в процессе создания нового порядка. С другой стороны, опасность «переливания» большевизма в Европу привела к возникновению общности интересов во взаимоотношениях между Лондоном, Парижем и Берлином, что было нечастым явлением на рубеже 1918 и 1919 годов. Общее стремление европейских держав сдержать большевиков на восточных рубежах Европы сильно коррелировало как с амбициями формирования нового европейского порядка таким образом, чтобы обеспечить ему стабильность и безопасность то есть в максимально возможной степени учесть стремления к самоопределению многих малых народов , так и с польскими усилиями по восстановлению своей государственности.
С разрешения Германии и даже в соответствии с ее волей , в Варшаву в ноябре 1918 года прибыл Юзеф Пилсудский , сразу же приступивший к организации государственных структур Польши, возрожденной после 123 лет разделов. С точки зрения Берлина, они должны были заменить немецкую военную администрацию, так называемый Обер-Ост, и тем самым дать возможность вывода из Восточной Европы немецких войск, необходимых для стабилизации ситуации в Германии, где могла разразиться революция. В свою очередь, действовавший в Париже Польский национальный комитет добивался от держав Антанты отправки в Польшу сильного экспедиционного корпуса, который должен был бы поддержать еще только формировавшиеся польские вооруженные силы при передаче им антибольшевистского фронта от Обер-Оста.
Рижский мирный договор (1921) между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой
18 марта 1921 г. в Риге между Российской и Украинской Советскими Социалистическими Республиками (РСФСР и УССР), с одной стороны, и Польшей с другой, был подписан мирный договор, завершивший советско-польскую войну 1919-1921 гг. О Рижском мирном договоре 1921 года – разговор с профессором Яном Писулиньским из Жешувского университета. К 100-летию советско-польского мирного договора 1921-го года научный руководитель Института Дмитрий Буневич подготовил эксклюзивную статью для Sputnik Polska. «Рижский договор и обмен пленными польско большевистской войны 1920 г.» (д р ист. наук, профессор, декан факультета политологии и международных отношений Уни верситета Торунь), «О мандате ВРК БССР для делегации РСФСР на ведение мирных пере говоров с Польшей».
Главное меню
- Архивные документы, касающиеся Рижского мирного договора - Польша в России - Веб-сайт
- Строка навигации
- История России. Рижский мирный договор. 1921 г.
- Немного истории: Рижский мирный договор 1921 года.: za_dergavy — LiveJournal
- Рижский договор (1921) — Википедия
- Почему проигрыш в польско-советской войне стал бы благом для Польши
Рижский мирный договор
По этому поводу советская сторона направляла ноты протеста, обвиняя Ригу в нарушении мирного договора. Рижский мирный договор был заключен в 1921 году по итогам Советско-польской войны. Рижский мирный договор 1921 — между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско-польской войны 1920 (См. Советско-польская война 1920). Рижский мирный договор 1921, между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас.
Рижский мирный договор, 1920
Уже 2 мая Польша вместо установления полноценных дипотношений предложила ограничиться назначением поверенных или поддерживать контакты через дипломатов в Латвии. Польский полпред Титус Филиппович, назначенный в июне, в Москву прибыл 4 августа, советский полпред Лев Карахан смог приехать в Варшаву накануне. Консульскую конвенцию стороны подписали лишь в июле 1924 года, а ратифицирована она была в марте 1926 года. И только в феврале 1934 года диппредставительства сторон стали полноценными посольствами. Из-за фактического саботажа и постоянных польских требований отодвинуть границу на местности на восток демаркация границы завершилась только в ноябре 1922 года, а полностью работа пограничной комиссии — в августе 1924 года. Репатриация военнопленных началась в марте 1921 года, и обе стороны имели друг к другу претензии. РСФСР требовала гуманного отношения к своим пленным, а польская заявляла, что возвращающиеся поляки всем раздают большевистские прокламации.
В итоге репатриация затянулась до осени 1923 года. Вопреки статье договора о предоставления культурных прав белорусам и украинцам Польша еще зимой 1920 года начала проводить политику полонизации новых окраин. В 1924 году СССР заявил, что "преследования национальных меньшинств приняли массовый и систематический характер". Варшава отклонила эти претензии, объявив их вмешательством во внутренние дела.
На Волыни польское государство получает местечко и станцию Ракитно.
Пограничную линию в Ямпольском районе спрямляют в пользу Польши. Участники договора дают друг другу гарантию того, что будут уважать государственный суверенитет другой страны и воздерживаться от вмешательства в ее дела. Польское государство обеспечивает русским, украинцам и белорусам, которые находятся на его территории, возможность придерживаться своей культуры, говорить на родном языке и выполнять ритуалы, связанные с религией.
Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма. Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство — Совет Народных Комиссаров. Работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа. Конституцией был утвержден герб, флаг республики, то есть символы белорусской государственности, а также столица. Равноправие белорусского и русского языков. Многие положения Конституции только декларировались например, свобода слова, печати и т. На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства. Законы СССР были обязательны на территории республики. Суверенитет республики был ограничен, т. В течение второй половины 1920-х гг. Частным лицам разрешалось открывать торговые и мелкие производственные предприятия. Постепенно должны были расширяться имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновлённых и их нисходящих. Гражданское законодательство 1920-29гг. С 1 июля 1922г. С 1924г. Кодекс состоял из общей и особенной частей всего 227 статей. За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и других особо опасных преступлений предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Кодекс состоял из 2-х частей: общей и особенной. Все преступления делились на две категории: направленные против основ нового порядка; все остальные. Первая категория воспринималась как наиболее тяжкие преступления. Кроме расстрела, УК БССР предусматривал следующие наказания: лишение свободы или изгнание из страны на срок или бессрочно, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, поражение в правах. Кодекс состоял из трёх частей, регулировавших трудовое крестьянское землепользование, использование государственных земель, а также землеустройство и переселение. В нём устанавливалась предельная норма земли для крестьянского хозяйства. После включения в состав БССР новых районов Восточной Белоруссии возникла необходимость обновления земельного законодательства. С этой целью в 1925г. Он предусматривал как коллективное ведение хозяйства, так и допускал выделение крестьянских хозяйств на хутора. После того как в 1929-30 гг. В 1924г. Кодекс закреплял государственную собственность на весь лесной фонд, в нём содержались нормы, устанавливавшие порядок управления лесами, условия передачи лесов во временное и постоянное пользование. Трудовое законодательство. Особая роль в регулировании трудовых отношений придавалась профсоюзам, перед которыми ставились задачи, связанные с переводом предприятий на хозрасчет и разрешением деятельности частных предприятий. Правовой формой привлечения рабочих к труду являлся коллективный и индивидуальный договоры. Закреплялся 8-часовой рабочий день, предусматривались меры по охране труда работающих. Судебная система. В начале 1920-х гг. Народные суды действовали в составе одного судьи или же судьи и четырёх заседателей. К их подсудности относились все уголовные и гражданские дела, кроме дел государственного значения, которые обычно рассматривал Революционный трибунал республики. Совет народных судов являлся кассационной инстанцией для народных судов.
Сергей Нарышкин: «Польско-советская война, развязанная Пилсудским, унесла 140 тысяч жизней и завершилась грабительским договором, по которому была отторгнута Западная Белоруссия и Западная Украина. Вернуть эти территории удалось только в 39-м году». По разным данным, от 20 до 100 тысяч красноармейцев попали в плен и погибли в польских лагерях от пыток, голода и тифа. В марте.
Рижский мирный договор 1921
18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор, положивший конец советско-польской войне. Рижский мирный договор между РСФСР (также от имени БССР, белорусское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). Сто лет назад, 18 марта 1921 года, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, который положил конец советско-польской войне. Исполняется 100 лет с момента подписания Рижского мирного договора между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, завершившего советско-польскую войну 1920-1921 годов.
Форма поиска
- Самые популярные
- Рижское перемирие с Польшей: vlad17_gradov — LiveJournal
- Почему проигрыш в польско-советской войне стал бы благом для Польши
- Рижский договор (1921) — Рувики