Ныне издаваемые старообрядческие календари содержат указания Великого и иных постов, находящиеся в Малом Уставе. Понедельник седмицы пятой Великого поста. А вот дисциплинарный раздел Типикона касается каждого из нас, особенно в той части, где содержатся предписания о посте. Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5‑й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером).
цитата дня
- Пищевые ограничения Великого поста — Русская вера
- Великий пост в 2024 году: календарь питания - Жизнь -
- Report Page
- Апостольский пост. 51 глава Типикона
- Как поститься в Великий пост?
- Великий Пост по Типикону
Почему не постимся?
В пост голодать нельзя, он не является диетой. Дабы он не утратил сакральный смысл, необходимо читать молитвы, посещать церковь. Едят и пьют ли в первый день Великого поста У первого дня Великого поста есть название — Чистый понедельник. С него начинается Четыредесятница. Литургически начало Чистого понедельника — вечер воскресенья.
Имена переписываются в специальную тетрадь синодик и читаются в положенное время. В будни Великого поста с понедельника по пятницу не положено совершение проскомидии, тогда как в субботу и воскресенье она совершается. Записки, поданные на проскомидию сорокоусты или годовые , все равно прочитываются в этот период во время утреннего богослужения в качестве простых поминовений, а по субботам и воскресеньям, как и полагается, — во время совершения проскомидии. Это значит, что имена, поданные Великим постом, например, на сорокоуст, будут поминаться в течении сорока дней, — частично на будничном утреннем богослужении, частично за проскомидией в субботу и воскресенье.
Разовые поминовения за богослужением о здравии и о упокоении в этот период совершаются ежедневно.
Скабалланович, говорил о невозможности достижения его идеалов. Но вместе с тем он призывал, в меру сил, стремиться к его исполнению: «Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир». Поэтому важно не утратить «свет для всех человеков» — Типикон «монашеского жития», чтобы современные христиане, живущие в миру, имели перед мысленным взором свет некоего идеала христианской жизни. Для нас этот свет — подвижнический образ жития древних святых отцов, призывающий к борьбе со страстями, к насаждению в душе заповеданных Господом добродетелей. Святитель Василий Великий, составитель одного из древнейших уставов, учил, чтобы те, кто посвятил свою жизнь Богу, слыша о словах или делах Христовых, не делали этого поверхностно, но «проникали в глубину восприятия, став сопричастниками того, что таинственно передается» свт. Василий Великий «Подвижнические уставы». Это значит, что каждый христианин, принявший святое Крещение, должен внимать голосу Церкви, воспринимать церковное учение, приносить плоды веры.
Чистота церковного учения, кроме книг святых, в неповрежденном виде содержится именно в храмовом богослужении. Каждый церковный день — это воспоминание о празднике или память подвижника веры. То и другое находит отражение в богослужебных текстах и через молитвенное внимание находящихся в храме становится их внутренним достоянием. Заметим, что главное место в Типиконе, то есть главном церковном Уставе, отводится решительно богослужению! Именно в нем святые отцы видели залог преемственности церковного учения! Именно здесь, в храме, среди мерцания свечей, отблесков ликов на иконах, среди чтения, пения и благоговейных священнодействий начинает сиять свет богопознания, о котором говорил преподобный Иоанн Лествичник.
Практически весь алкоголь в пост под запретом. Никакого коньяка, водки, виски, ликеров, а также вина. Не разрешено православным и пиво, которое в католической традиции пьют наравне с вином. Согласно Типикону уставу, регламентирующему питание в пост , разрешено только красное сухое вино. Его можно употреблять не более двух раз в день только в субботу исключение — Страстная суббота и воскресенье, а также в праздники — например, в Благовещение. В монашеском уставе прописано, что вино нужно разбавлять в два-три раза. В таком виде можно выпить не более 400 миллилитров около двух бокалов. Еще по теме.
Богослужение будних дней Великого поста
Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь. Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары… — Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят.
А для нас они допустимы — все эти креветки, мидии, кальмары, омары? Если, конечно, человеку они по средствам. На Благовещение и Вербное допустима рыба. Греки, кстати, во все дни едят неочищенную рыбную икру.
А в другие дни верующему остаются каши, картошка, макароны… — …Отец Феодорит, простите, что перебиваю. А если человеку по здоровью мучное противопоказано. Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее. Как тогда ему питаться?
Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу? Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок. Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки.
Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит. Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста.
Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям.
И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету.
Вот это совсем не постный подход, не христианский. Или другой пример. Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. На первый взгляд, почему бы и нет.
Продукты-то все постные. Но вы подумайте, сколь трудоемко приготовление этого блюда! Сколько времени и сил человек может потратить, чтобы потешить свой желудок. И это вместо молитвы или благих дел!
Помнится, врачи одной больницы рассказывали мне, что, едва заканчивается Великий пост, к ним везут многочисленных бабушек и дедушек с различными проблемами: у кого рези в желудке, у кого желчный пузырь выходит из строя… Наверное, Вы на «Скорой» с подобным сталкивались? Дело в том, что бабушки и дедушки нарушают главное правило и на Пасху входят в грех. В этом-то как раз и проявляется грех чревоугодия. Постились-постились верующие — а тут и Пасха наступила!
Можно есть все, что раньше было не велено. Вот люди и отрываются. А потом попадают в больницу. Здесь главное правило: выходя из поста, на Пасху не надо набрасываться на жирную пищу, не надо набивать себе желудок всем, что стоит на столе.
Съешьте пару яиц, кусочек кулича, немножко творожной пасхи. И достаточно! И чуть погодя можно переходить к пище более тяжелой и жирной. Пусть организм перестраивается постепенно.
Но, поймите, это проблема не поста, а человеческого невоздержания. В чем еще верующий должен себя ограничивать? Конечно, в жизни всякое бывает: молодые супруги, недавно женаты, не удержались. Но, в принципе, интимные отношения в пост недопустимы!
Как ей тогда быть? Конечно, «тело жены принадлежит не жене, но мужу. И тело мужа принадлежит не мужу, но жене». Но я не знаю ни одного человека, который не мог бы выдержать 50 дней без интимной близости, и считаю, что супруги вполне могут договориться по этому вопросу.
Если же муж будет настаивать, женщина, наверное, должна уступить.
Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение т. Вина же испиваем по красовулю чаша — мера жидкости, около 200 гр ». Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.
Поэтому важно не только внимательно отнестись к гастрономическому посту, но и распределить свои силы и время так, чтобы чаще бывать в храме на неповторимых великопостных службах и молиться дома. Великий пост: что запрещается делать? Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу. А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены. В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время — таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Легко было бы сказать: в Великий пост запрещается грешить! Но ведь бежать от греха, который разрушает наши души и наши жизни, нужно всегда, а не только в определенные для этого календарные периоды. Было бы здорово, если бы можно было выкинуть грех из нашей жизни, как ненужный мусор, одним волевым усилием. Но он коварен, и борьбу с ним человек вынужден вести каждый день. В дни поста Церковь призывает верующих уделять этому труду больше внимания, больше сил. Слово «запрещается», пожалуй, не совсем верно характеризует правила Великого поста. И, наверное, применимо оно может быть вот в каком контексте: запрещается не обращать внимания на пост, не замечать его. В остальном, ответственность за то, в какой мере и в каком качестве будет проявляться его соблюдение, лежит в первую очередь на самом верующем. Христианство — это религия любви, а не запретов. Оступившийся, ошибающийся, не справившийся, но кающийся человек получает не наказание, а прощение. Но только в том случае, когда он сам имеет стремление быть ближе к Богу. Великий пост: кто может не соблюдать? Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее — Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником. Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост — это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый. Бывает довольно много ситуаций и обстоятельств, в которых человек вынужден съесть что-то непостное. Но часто ли бывают ситуации, когда мы обидели кого-то и у нас были веские причины не извиняться? Посещение богослужения в храме может быть доступно не каждому, но возможность келейной домашней, индивидуальной молитвы есть у всех. Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой. Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил. Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение. Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником. Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом! Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта. Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля. Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха — воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней? Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста — это отдельное событие раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой , когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию. Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами Литургия Преждеосвященных Даров. В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди. В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад. Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть. А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда. Почему нельзя жениться в пост?
Придать особую выразительность кашам помогут орехи, богатые растительным белком, маслины содержащие необходимое количество растительных жиров, изюм и курага, в состав который входит калий, консервированные фрукты. Среда четвёртой недели считается строгим постным днем, когда разрешается только хлеб и вода. В четверг снова подаются на стол горячие блюда, приветствуется умеренность в объемах порций. В пятницу переходят на сырые овощи, фрукты, блюда из них, а также из свежей зелени. Например, можно приготовить холодные супы, каши. Пятница пятой недели считается строгим постным днем, когда разрешен только хлеб и вода. А в пятницу Светлой седмицы седьмой недели духовенство и монашествующие, а также некоторые православные миряне совсем отказываются от приемов пищи. По субботам наблюдается заметное послабление в ограничениях, разрешены горячие блюда, а также виноградный сок и разбавленное водой вино. Блюда подаются с добавлением растительного масла. По воскресеньям также готовятся горячие блюда, заправленные растительным маслом, допускается небольшое количество разбавленного вина. В дни послаблений основное правило — умеренность. Последнее воскресение Великого поста приходится на светлый праздник Пасхи Христовой, когда разрешается употреблять все ранее запрещенные продукты и блюда из них. Постное меню действительно имеет много ограничений, но в настоящее время по благословению священника в него могут войти некоторые послабления, например: употребление рыбы или морепродуктов в определенные дни понедельник, вторник, четверг ; отказ от пищи в указанные дни Чистый понедельник, Страстная пятница может быть заменен на сухоядение или уменьшенные порции пищи; в Великую субботу разрешаются вареные блюда, а не только сухоядение.
Как поститься в Великий пост?
ВЕЛИКИЙ ПОСТ | Продолжительность Великого поста, правила поведения в Великий пост регламентируются каноническими постановлениями, причем сказано, что миряне, не соблюдающие Святую Четыредесятницу, отлучают себя от церкви, то есть, поститься надо полностью весь Великий. |
Порядок православного богослужения устанавливает Типикон | Все же остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в типиконе и только со временем стали иметь общецерковную практику. |
Пост, яблоки и Типикон | Первый, второй и четвертый день Великого поста по Типикону держат строгий пост. |
Как поститься в Великий пост? — блог издательства ✍ «Никея» | Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. |
Пищевые ограничения Великого поста
Великий Пост — это путь, который ведет нас празднику Пасхи, Светлому Христову Воскресению. Ныне издаваемые старообрядческие календари содержат указания Великого и иных постов, находящиеся в Малом Уставе. Т. е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
УСТАВ О ПОСТЕ по ТИПИКОНУ. От правил святых отец, | Здесь есть и «месяцеслов» — аналог нашего современного календаря, — и правила служения служб Великого Поста и Пасхального периода, а также главы, посвященные всему спектру возможных вариантов соединения служб. |
архимандрит Савва (Мажуко) о типиконе, посте и не только | Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. |
Постное письмо № 15. Заложники совести | Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом. |
Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания
Великий Пост – важнейший покаянный период христианского календаря, предназначенный для подготовки верующих к празднованию Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5‑й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). В первый день Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.
ПОСТ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО ТИПИКОНУ.
Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно). Разъяснение правил Типикона (церковного устава) о Великом Посте. Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом.
архимандрит Савва (Мажуко) о типиконе, посте и не только
Как поститься в Великий пост? | Рождественский и Петров посты они решили упразднить, а Великий Пост сделать на пару недель короче – поскольку народ все равно не постится. |
Великий пост по Типикону в том числе и календарь | Православный Форум. Вопросы священнику | Согласно Типикону (глава 34), в пост Святых Апостолов. |
Правила постов | В 49 главе Типикона, посвященной богослужению Великого поста и подготовительных недель к нему говориться об этой седмице: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. |
Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, календарь питания, правила | Богослужение правится по 49 главе Типикона, которая нам уже знакома по темам Богослужения предварительных дней перед Великим Постом. |
Правила постов
Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем — недопустимо. И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить? Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений.
Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону? К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла. Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник.
В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом. Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков?
Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай? Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки — благочестивая традиция русского народа.
И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три. Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» — это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов.
К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» — это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку. А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву?
От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии.
Все мы разные. Кого-то радует жесткое «так принято», «так надо».
Это освобождает голову для решения других проблем. А кому-то надо серьезно обосновать эти правила, чтобы они вместо ропота принесли ему благодать. Ведь главное понять, какова цель воздержания. Если просто в отказе от какой-то пищи, то Сатана — самый усердный постник. Он вообще ничего не ест.
Даже яблоки до Преображения. Но христианином он от этого не становится. Если цель трудов только соблюсти традицию, есть опасность остаться без Бога, Который в Евангелии говорит не о хранении традиций, а о хранении чистоты сердца.
Мирского устава, как для богослужения, так и для поста, наша Церковь, к сожалению, не имеет. Но мы можем взять повеление Типикона в качестве некоторой точки отсчёта, от которой будем строить меру своего воздержания.
Устав достаточно строг к тем, кто не соблюдает Великий пост и среду и пятницу в течение года кроме причины немощи , вплоть до извержения из сана и отлучения от причащения. Касательно Апостольского поста таких предписаний нет, но и разрешение его не соблюдать тоже отсутствует. Мера Петрова поста прямо зависит от знака праздника. Типикон даёт общие указания на седмицу. Это сухоядение в пн, ср и пт.
Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям. К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? И только с разрешения духовника.
В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают. Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо».
На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо. Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда — не главное. Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим — это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда — это только средство, а не самоцель. И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу.
Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов. Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь. Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары… — Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят. А для нас они допустимы — все эти креветки, мидии, кальмары, омары? Если, конечно, человеку они по средствам. На Благовещение и Вербное допустима рыба.
Греки, кстати, во все дни едят неочищенную рыбную икру. А в другие дни верующему остаются каши, картошка, макароны… — …Отец Феодорит, простите, что перебиваю. А если человеку по здоровью мучное противопоказано. Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее. Как тогда ему питаться? Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу? Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок. Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки.
Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит. Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста. Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные.
Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету. Вот это совсем не постный подход, не христианский.