20 марта, после 22-летнего перерыва, в ереванском Музее русского искусства вновь будет выставлена картина русского художника Михаила Врубеля “Демон и Ангел с душой Тамары”. "Демон сидящий", Михаил Врубель, 1890 год. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”. Чтобы пережить невзаимные чувства, Михаил Врубель даже истязал себя: резал ножом грудь, думая, что физическая боль сможет заглушить душевную.
Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля
Картина передает сложное психическое состояние художника. Хотя его живопись все больше ценили, сам он становился все более раздражительным, недовольным собой. Очевидцы говорили, что временами Демон «был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота». Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым». На курсе из семи лекций через биографии Джотто, да Винчи, Босха, Караваджо, Моне, Кандинского и Дали поймем, как по-разному выглядит живопись разных эпох и направлений.
Постамент оснащен поворотной платформой, что позволит зрителям осматривать макет со всех сторон, стоя на месте. Текст этикетки дублируется шрифтом Брайля, дополнительная информация и тифлокомментарий к скульптуре доступны по QR-коду. Тактильные макеты скульптур уже представлены в Тактильной галерее в Строгановском дворце, в Михайловском замке. В Михайловском дворце в Академических залах выставлены уникальные рельефно-графические альбомы с произведениями Ивана Айвазовского и Карла Брюллова. Все дворцы музейного комплекса оснащены тактильными макетами зданий», - отметила ВРИО генерального директора Русского музея Анна Цветкова. Тактильный макет скульптуры Михаила Врубеля «Демон», созданный при поддержке Благотворительного фонда «Система», оператора социальных инвестиций АФК «Система», и МТС, стал логическим продолжением многолетней программы по формированию доступной музейной среды. Партнером технологичных культурно-просветительских проектов, в том числе инклюзивных, выступает МТС — ведущая российская компания по предоставлению цифровых, медийных и телекоммуникационных сервисов.
По сути, зрителю предлагается проследить запутанную историю трансформаций врубелевских образов и их взаимосвязь. Чтобы подчеркнуть идею взаимопроникновения различных линий творчества, Сергеем Чобаном было создано специальное архитектурное оформление выставки. Всё пространство экспозиции представляет собой ломаный лабиринт, в стенках которого вырублены окна-дыры кристаллической формы, отсылающие к специфике врубелевских мазков. С одной стороны, это даёт возможность сквозного видения и создания визуальных параллелей, но с другой, провоцирует тревожное ощущение невозможности преодоления пространства. Зритель всё время смотрит в замочную скважину, а чтобы попасть в пространство за ней, ему нужно не только пройти некоторый путь, но и желательно всё-таки задержаться в предыдущем зале. Уже во втором зале зритель сталкивается сразу с тремя «Демонами», что вызывает сильные эмоции. Три эти работы никогда не экспонировались вместе, и выставка в Третьяковке даёт уникальную возможность сопоставить их в едином пространстве и увидеть те изменения, которые претерпевал образ в сознании художника. Правда, впечатление складывается достаточно скачкообразное: очевидно, что между работами 1890 и 1902 годов пролегает некоторая внутренняя эволюция, но поступательность этого пути при таком экспонировании совершенно стирается. Акварельный эскиз к «Демону летящему» Михаил Врубель, 1891 «Демон летящий» Михаил Врубель, 1899 Самой интересной частью выставки является графика Врубеля, как минимум, потому что эти работы никогда не демонстрировались зрителю в таком объёме.
То есть сама картина стала как будто эскизом к новому переосмыслению. Врубель вообще часто использовал одни и те же холсты, что придавало в итоге всему немного другой символизм — так, «Дама в лиловом» Портрет Н. Забелы-Врубель, 1904-1905 совмещен с «Пророком», чьи очертания тоже ясно проступают на заднем фоне. Государственная Третьяковская галерея «Сирень», 1900, Государственная Третьяковская галерея «Сирень», 1900 Картину считают предтечей врубелевских «Демонов». Биограф и друг художника Степан Яремич говорил, что благодаря работе над сиренью был найден тот самый цвет для Демона — «лиловый сумрак ночи». Плюс, в картине различается некий персонаж. Его трактуют и однозначно, как все того же Демона например, на этом настаивал Розанов , так и более обтекаемо: как некий дух, то ли запутавшийся в кустах сирени, то ли застывший и ими завороженный. Впоследствии, вполне по заветам Ланы Дель Рей, Врубель выбрал розы вместо фиолетовых цветов хотя у Ланы — фиалок. На выставке есть его акварельный рисунок «Роза» 1904 года. Государственная Третьяковская галерея «Царевна-Лебедь», 1900, Государственная Третьяковская галерея «Царевна-лебедь», 1900 Самый хрестоматийный образ, знакомый даже тем, кто о Врубеле почти ничего не слышал. На выставке в Русском музее сказочную царевну рифмуют с картиной «Лебедь» — изображением просто птицы. Это про двоичность и амбивалентность — божественного с демоническим и волшебного с прозаическим. Впрочем, и современники Врубеля видели в «Царевне-лебедь» тревожность и дионисийское начало, а не исключительно символ чистоты и невинности. Отдельная игра — угадать, кто же в итоге изображен на картине.
«Демон сидящий» Врубеля
В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”. Михаил Врубель – Демон (сидящий) 1890. «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера. 20 марта, после 22-летнего перерыва, в ереванском Музее русского искусства вновь будет выставлена картина русского художника Михаила Врубеля “Демон и Ангел с душой Тамары”. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника.
Завещание художника
- Русский музей продублировал скульптуру Врубеля "Демон" тактильной копией для незрячих
- Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
- «Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
- История создания
- Михаил Врубель. Демон сидящий
- «Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
Так появились картины «Демон летящий» и «Демон поверженный». Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое. Но эта работа осталась неоконченной. Тщательнее всего написано лицо Демона, холодное и бесстрастное. Вероятно, эта работа уже свидетельствует о начинающейся психической болезни, которая дальше будет только прогрессировать. Врубель начал писать его, еще не окончив работу над «Демоном летящим». Картина передает сложное психическое состояние художника.
С 1902 года начинается трагический период жизни художника — госпитализация в клинику для душевнобольных, периодические периоды выздоровления, за которыми следовали новые приступы. Именно рисунки, созданные в больничных стенах, производят наибольшее впечатление. Точные, но очень нервные штрихи, которыми создаются лица санитаров и докторов, выражают ту боль и напряжение, которыми были ознаменованы эти годы. По своему настроению они вполне могут считаться предтечей экспрессионизма. Портрет доктора Усольцева на фоне иконы Михаил Врубель, 1904 Особое очарование имеет серия графических работ, изображающая раковину и созданная в 1904 году. Многие рисунки этой серии двусторонние, и архитектором выставки была выстроена специальная конструкция, сама напоминающая раковину и позволяющая экспонировать их с обеих сторон. В этой серии Врубель приближается к абстрактной живописи, на первый взгляд рисунки кажутся нагромождением тонких энергичных штрихов. Тем не менее, по мере всматривания из этой массы отрывистых линий появляются очертания раковины, причём Врубелю поразительным образом удалось в графике передать переливы и мягкое сияние перламутра. На выставке широко представлены поливные майолики, созданные им в Абрамцево вместе с Петром Ваулиным.
Тот был создан в 1890 году, а сегодня хранится в Третьяковской галерее. Без сомнения, работа над новым творением вдохновляла художника. Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1904 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Особенности картины Сложно дать более точное описание картины, чем это сделал сам её автор. Практически всё полотно занимает могучая фигура Демона. Атлетически сложенный молодой мужчина сцепил руки и вглядывается вдаль. Его глаза полны тревоги, поза крайне напряжённая, однако на фоне терзаний и сомнений чувствуется некая внутренняя сила, что заложена в нём. Вдали виднеются горы на фоне заката, но они не играют ведущей роли. Основа картины — фигура самого Демона. Кажется, она с трудом вмещается в рамки холста, которые слишком тесны для этого героя. После «Демона сидящего» живописец создаст «Демона летящего» со сверкающим горящим взглядом и «Демона поверженного» с опустошёнными глазами. В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве. Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен.
Она была на десять лет старше и у нее уже было трое детей. Но Врубелю было все равно, для него Эмилия была его прекрасной дамой, музой, чей образ он писал в многочисленных портретах и даже изобразил ее на иконе «Богоматерь с младенцем» в Кирилловском храме. Если любовь — это сумасшествие, то именно тогда художник и потерял разум. Как отвечала Эмилия на открытое проявление чувств молодого мастера не известно: после смерти Праховой, согласно ее завещанию, вся переписка с Врубелем была сожжена. Но романа возникнуть не могло. Адриана Прахова поначалу забавляла романтическая увлеченность художника, на гране культа, но потом начала раздражать. Поэтому он отправил Врубеля в Италию — для изучения памятников византийского искусства. По дороге в Венецию Врубель «загулял», да так что, что художник Самуил Гайдук, исполнявший росписи по эскизам Михаила Александровича, вынужден был ждать его два дня. По возвращении одержимость Эмилией стала еще сильней. Говорят, после приезда он немедля сделал предложение возлюбленной, причем, о намерении жениться сразу ее мужу. После этого Прахов начали побаиваться одержимости Врубеля, а Эмилия возмущалась его инфантильностью. Все это не остановило Врубеля. Он тратил последние деньги, чтобы поразить свою возлюбленную. Он мог написать картину на заказ, принести ее к ногам любимой, а после отказа принять, разорвать на кусочки. Так случилось с акварельным эскизом «Восточная сказка», написанной для землевладельца Ивана Терещенко, поддерживавшего рисовательную школу Мурашко. Впрочем, после художник склеил разорванный лист — сегодня он хранится в Киевском музее русского искусства. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело — резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались»… В конце концов он начал искать забытья в вине и случайных связях, попал под суд за долги. Чтобы рассчитаться, был вынужден работать маляром на стройках и полотером в кабаках. Тогда-то художник и нарисовал своего первого Демона — с огромными глазами Эмилии Праховой. Как раз в это время, в 1886 году, в Киев ненадолго приехал его отец, и застал сына в нищете, похудевшим и бледным. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Вся меблировка - два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем засаленный сюртук и вытертые панталоны , я не видал. Может быть, в закладе. В кармане всего 5 копеек. Больно, горько до слез», — написал Александр Михайлович в письме. Там же он описал картину, над которой работал художник: «Демон». Он трудится над нею уже год... Демон этот показался мне злою, чувственною, отталкивающею... Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, величавый». Дух, страдающий и скорбный, захватил разум Врубеля. Он не только писал его, но и лепил. В этом образе он видел то свое наваждение — Эмилию, то себя самого. Чем больше Врубель работал над образами киевских церквей и иконами и параллельного погружался в богемную жизнь, тем больше в нем зрел кризис веры. Образы Христа казались ему чуждыми, писал он сестре, а его эскизы росписей Владимирского собора были отвергнуты Праховым — и не из-за личных отношений, а из-за оригинальности и отхода от канонов. При этом искусствовед понимал всю ценность акварелей — как-то он сказал, что для них надо бы построить храм в «особом стиле». Киевский «узел» развязал случай. В 1889 году Михаил Врубель поехал в Москву — повидать знакомых — и в результате остался там на полтора десятка лет. Однако с собой он увез навязчивую идею о создании «Демонов», к которым уже не раз обращался. Все иллюстрации к поэме художник делал чёрной акварелью.
Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол. Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев. Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов — он считал, что после них в литературе русской был упадок.
Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем». Максимилиан Волошин поэт, переводчик : Максимилиан Волошин.
Точно дух переступил запретную грань и уже не мог вернуться в темницу тела. Рядом с картинами Врубеля смеялись и негодовали каждый раз элегантно одетые господа и светские дамы. Неужели же невежество петербургской публики простирается до того, что она ничего не знает о безумии и слепоте Врубеля, о трагедии, достигшей русское искусство? Разве не подобает перед этими полотнами такое же молчание; как в той комнате, в которой умер Пушкин? У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова.
Но и он не дошел до конца. Его сродство с Лермонтовым в том выражении глаз, которое он ищет в лице «Демона», и в горьких, запекшихся губах. Врубель — живописец одного взгляда. Это страшно чувствуется на большом, незаконченном эскизе «Демона» на выставке «Нового общества», где закончены лишь одни глаза. Незаконченный эскиз «Демона сидящего» Врубель, как и Лермонтов, действительно понимал горы. В России Врубель единственный живописец гор.
Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. Сумеречные цветовые гармонии создают особую изобразительную силу образа. Над толпой Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Демон и Тамара. Может быть, здесь путь к Демону? Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где же выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который осветит душевный сумрак? У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков. Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму. Вся Россия спит. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Всё наружу, всё почти бесстыдно. По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь. Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска». Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Шестикрылый Серафим. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак. Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни». Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак.
Однажды для этого он пригласил молодого Михаила Александровича Врубеля. Во время учебы художник изучал античность, а византийский стиль в котором предстояло работать был ему не слишком знаком. Под чутким руководством Прахова талантливый Врубель быстро постиг новую область, впечатлив профессора. Художник приехал в Киев в 28 лет. В этот период он расписал фрески и иконы для Кирилловской церкви и создал 150 рисунков для реставрации фигуры ангела на куполе Софийского собора. Эмилии Праховой на тот момент было 35 лет, у нее было 3 детей: сын и 2 дочери. Даму нельзя было назвать красавицей в классическом смысле слова: нос был крупным, скулы — заметными. По воспоминаниям правнука, очарование Праховой крылось в огромных глазах и пухлых губах. Последние были похожи на лепестки роз. Кроме необычной внешности и ума дама отличалась характером. Она была весьма эмоциональной: как-то раз гостья дома Праховых чем-то раздражала хозяйку, и Эмилия вылила на нее ведро воды. Портрет Эмилии Праховой, Валентин Серов, 1879 год. Вскоре Адриан Прахов отправляет художника в Италию — у его подопечного быстро кончались деньги, а его интерес к Эмилии начинает бросаться в глаза. Живописец охотно поехал в Венецию, где несколько месяцев постигал тонкости иконописи. По одной из версий, он сообщил об этом не любимой, а ее мужу. Как ни странно, Прахов даже не был этим рассержен.
Разработка целого ряда образов превращается в синтетический проект, включающий все виды творчества: живопись, графику, прикладное искусство, между которыми Врубель никогда не делал различий. В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащают звучание друг друга, на их пересечении рождаются неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего, отмечают организаторы выставочного проекта. Наталья Стрельцова.
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
Демон сидящий 1890 (картина) — Михаил Врубель (the Demon sitting). Репродукция/Картина/Михаил Врубель "Демон сидящий"/Интерьерная фреска на доске/40х80 см. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой. В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1902), о которых мы сегодня и поговорим в Смотрите видео онлайн «Михаил Врубель. Тактильный макет скульптуры Михаила Врубеля "Демон" изготовлен с помощью 3D-принтера для Государственного Русского музея, чтобы с произведением могли познакомиться незрячие посетители.
Тема демона в творчестве живописца
- Демоны Михаила Врубеля
- Русский музей сделал тактильную копию скульптуры Врубеля «Демон»
- Чего боялся Врубель: экскурсия по выставке в Новой Третьяковке - Ведомости.Город
- Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
- Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты
«Михаил Врубель» в Новой Третьяковке: выставка-блокбастер, о которой стоит поспорить
Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман – картина стала одним из первых приобретений предпринимателя, только занявшегося коллекционированием живописи. "Демон сидящий", Михаил Врубель, 1890 год. Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий. Демон сидящий 1890 (картина) — Михаил Врубель (the Demon sitting). Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством.
Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты
Но, как художник, он был здоровым. Глубоко здоровым". Современные психологи, утверждают, что гений лечился своими рисунками, они сдерживали его болезнь. Он изобрел свой метод лечения - то, что через 30 лет после его смерти называется арттерапией, то есть лечение искусством. В клинике Врубель постоянно рисует пейзажи за окном, врачей, соседей по палате, и случается невероятное - Врубелю удается заставить болезнь отступить. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья.
К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Пророчества вскоре сбылись. Через две недели после написания Врубелем портрета своего обожаемого сына Саввы у малыша поднимается высокая температура, вот уже несколько часов врачи немогут ее сбить, они беспомощно разводят руками и ставят диагноз минингит. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Он вновь захвачен навязчивыми идеями, но теперь уже иного характера. Он мнит себя злодеем, врагом, падшим человеком, он ожидает скорого наказания.
Поговаривали, что он немного боялся нетривиального художника. Эмилии Врубель казался несколько инфантильным. Однажды он принес в подарок любимой картину «Восточная сказка». Зная о безденежье художника, женщина собиралась показать картину коллекционеру. Однако Врубель не оценил старания Эмилии Львовны, разорвал картину и ушел. К счастью, через некоторое время картина была вновь склеена и восстановлена. В то же время Эмилия Прахова стала не только возлюбленной, но и музой. Ее лицо смотрело с полотен гениального художника. Одно из них — «Богоматерь с младенцем» — до сих пор находится в Кирилловской церкви. Сначала Врубель набросал карандашный эскиз, а позже перенес облик на икону. У врубелевской Мадонны те же большие и печальные глаза, тот же чувственный рот. Михаил Врубель буквально начал терять голову от неразделенной любви: спускал все средства на увеселения и влезал в долги. Врубель обожал творчество Лермонтова и даже считал себя последователем поэта в искусстве. В 1885 году Эмилия Прахова пригласила художника в театр на оперу «Демон». Тем же вечером после спектакля он написал картину «Ходим мы к Арагве светлой». Позже он взялся за образ демона, но первый вариант полотна просуществовал недолго, его увидел только отец художника.
Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г.
Как будто он знал его мысли и желания. Демон сидящий. Врубель рисовал тоску. Надмирную тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. Сумеречные цветовые гармонии создают особую изобразительную силу образа. Над толпой Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Демон и Тамара. Может быть, здесь путь к Демону? Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где же выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который осветит душевный сумрак? У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков. Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму. Вся Россия спит. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Всё наружу, всё почти бесстыдно. По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь. Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска». Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Шестикрылый Серафим. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак. Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни». Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане».
«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля
Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе. "Демон сидящий", Михаил Врубель, 1890 год. Демоны Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890), Михаил Врубель / Фото. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой. Тегиврубель демон сидящий картина, врубель михаил александрович fantastic landscape, история создания картины демон врубель, живопись сидящая фигура, врубель техника живописи. Демоны Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890), Михаил Врубель / Фото.
Статьи по теме
- Эксцентричный живописец
- Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты
- История создания
- Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий»
- Михаил Врубель. Демоны и пророки - Православный журнал «Фома»
- Демоны и ангел: на выставке Врубеля разделенные полотна воссоединились | Статьи | Известия