Новости что такое синдром отложенной жизни

В начале века психологи считали, что синдром отложенной жизни связан с ограничениями, на которые непросто повлиять. Понятие «синдром отложенной жизни» ввел российский психолог Владимир Серкин в конце 1990-х.

«Готовлюсь к лучшему, а пока все плохо»: что такое синдром отложенной жизни и чем он опасен

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Психолог Владимир Серкин назвал подобное отношение к действительности синдромом отложенной жизни. Синдром отложенной жизни — это когда человек считает свою нынешнюю жизнь черновиком перед чем-то большим и стоящим. Почему так трудно избавиться от чувства страха и как возникает синдром отложенной жизни, рассказала психотерапевт Наталия Скуратовская.

Однажды выберу себя: что такое синдром отложенной жизни

Синдром отложенной жизни – это такое отношение к действительности, при котором человек думает, что настоящая жизнь для него ещё не началась. Получается, что синдром отложенной жизни и прокрастинация – это два разных состояния. Если хотя бы один ответ утвердительный, у нас плохая новость — вы страдаете синдромом отложенной жизни (СОЖ). Причиной синдрома отложенной жизни может стать и ситуация, когда человек привык работать на цель и не получать удовольствие от самого процесса. Причиной синдрома отложенной жизни может стать и ситуация, когда человек привык работать на цель и не получать удовольствие от самого процесса.

Как перестать откладывать жизнь на потом

Если вы склонны что-то откладывать, это тревожный звонок. Несвойственное уныние. Когда мечты откладываются, а идеи не реализуются, человек начинает заниматься только рутинными делами. Это вызывает усталость, которая может перейти в отсутствие радости в жизни. Если настроения нет неделю или две, у этого может быть объективная причина вроде ссоры с близкими. Но если этот период затягивается и пропадает радость, стоит проверить, нет ли у вас выгорания или депрессии. Как справиться с эмоциональным выгоранием Можно пройти специальный тест на синдром отложенной жизни. Психолог Анна Матари, эксперт этой статьи, разработала список из десяти вопросов. Тест — это только дополнительная проверка признаков синдрома отложенной жизни, он не даст точного результата. Поэтому, если у вас есть сомнения, лучше обратиться к специалисту — он поможет разобраться с проблемой Если у вас больше половины ответов «Да» или «Иногда», скорее всего, у вас синдром отложенной жизни. Стоит задуматься об изменениях, найти помощь и поддержку или новые способы самомотивации.

Если на большинство вопросов вы ответили отрицательно, на данный момент все в порядке. Поэтому нужно как можно скорее превратить абстрактную идею в конкретный план.

Если человек не выходит из квартиры два-три дня, продолжая думскроллить неотрывно читать новости.

Острый стресс может пройти через несколько дней, а может перерасти в полноценное тревожное расстройство со всеми вытекающими. В случае патологической реакции заставлять себя терпеть не стоит, так тревога лишь усилится. Противотревожные упражнения Во-первых, спокойно и размеренно задышать: глубокий вдох — очень медленный выдох.

И так несколько минут. Все, что делаем с замедлением, помогает возвращаться в реальные ощущения. Во-вторых, заземлиться.

Почувствовать опору под ногами. Опереться об пол. Если сидите, то почувствовать спинку стула спиной, основание — ягодицами.

Не помогает? Так бывает, что чувство тела в стрессе отсутствует, ущипните себя. Сделайте упражнение с физической нагрузкой.

В-третьих, рационализируйте. Да, можно избегать массовых мероприятий, не ходить на концерты и в торговые центры какое-то время. Это нормально, если вас успокаивает.

Вы действительно снижаете риски. Но чтобы не вести себя деструктивно, важно включать разум! Он уравновешивает эмоции.

Задавайте себе вопросы: «Страшно подумать, что переживают те, кто пострадал, их близкие. Искренне сочувствую им. Но какова вероятность, что подобное случится на моих привычных жизненных маршрутах, по дороге на работу, в магазин, в школу?

Какова вероятность, что со мной это случится? А с моими близкими? Игры разума с некоторой вероятностью переключаются простым физическим действием.

Соцсети затягивают, так откладывайте их усилием воли. Начните что-то делать в реальном мире. Идите суп варить, с детьми гулять.

Всеми силами возвращайте себя в реальность. Главное, не вините себя за слабость. Если даже физические упражнения не помогают, если состояние тревоги накрыло с головой, не насилуйте себя.

С запредельной тревогой надо справляться при помощи профессионалов. Психофармакология дает возможность быстро и без особых последствий выйти из этих состояний. Помните, абсолютно никто не застрахован от парализующего страха.

К сожалению, стрессовое событие может стать триггером попадания в воронку нашей собственной травмы. На самом деле мы пытаемся убедить себя, что это случилось не с нами. Для кого-то пересматривание становится фильмом ужасов в реальности.

Страшно, но не со мной. Кого-то засасывает воронка травмы. Человек не в силах оторваться, начинает переживать собственный ужас снова и снова, будто он происходит сейчас.

Кому-то кажется, что чем больше информации, тем легче этому противостоять. Чтобы понять, как вести себя в страшных обстоятельствах, не надо ничего смотреть, тем более видео трагедии. Существуют простые инструкции поведения в экстренной ситуации.

Например, закрывать лицо влажной тканью во время пожара — простые и понятные действия. Следующий шаг продвинутости — управление рисками. То есть выработанная привычка, заходя в любое помещение, отслеживать запасные выходы.

Многие так и делают.

Люди, которые погибли, были самые грешные? Нет, такие же, как все мы.

Спаситель призывает нас к покаянию, потому что все мы рано или поздно так или иначе умрем. Но снова и снова в досужих разговорах родителям, потерявшим ребенка, кто-нибудь обязательно скажет: «это по грехам», «да вы его в пост зачали», «в церковь не ходили», «не причащались». При этом причины подбирают такие, которые нельзя перенести на них самих.

Но когда что-то воспринимается как кара Божия, с позиции невротической религиозности, в этот же момент человек ищет способ под эту кару не попасть. Ищет аргументы, чтобы обеспечить себе оправдание. Для этой позиции характерна идея, что Бог карает кого-то другого.

Себя самого человек выносит за рамки этой возможной кары, защищаясь от страха, что его самого Бог накажет. Когда речь идет о внезапной, безвременной, несправедливой, какой-то не такой смерти, нам хочется найти понятную причину произошедшего. И тогда Бог выступает удобным инструментом для этого.

Мы ждем безболезненную, не постыдную и мирную смерть, а вовсе не ту, которая настигает «не в свое время». Когда смерть происходит внезапно, первое, что человек испытывает — собственную уязвимость. Идея случайности смерти непереносима для психики.

Для верующих еще и нелогична, потому что есть же Промысл Божий о каждом человеке. Жизнь и смерть в руках Божьих. Тогда почему этим людям выпало умереть сегодня, а остальные спаслись и проживут много лет?

Человек пытается выстроить некоторую логику внутри этого страшного и необъяснимого события, чтобы вернуть себе хотя бы иллюзию контроля. Придавать мистический смысл событиям свойственно многим, в том числе неверующим, которые утешаются конспирологией. Последняя выполняет те же функции, но только на нерелигиозной основе.

Неопределенность — сильное и невыносимое чувство. Иллюзия знания успокаивает нас. Это попытка внести в жизнь некоторую ясность, что-то понятное, не обязательно рациональное, скорее иррациональное.

Даже иллюзия понимания, почему нечто произошло, дарит видимость, что от этого можно защититься. Кто-то призывает все запретить, потому что «ничего хорошего в массовых мероприятиях нет». А кто-то готов применять к преступникам максимально жесткое наказание, может быть даже такое, которое не предусмотрено сегодня законодательством.

Почему так происходит? Испытывая страх, человек пытается взять его под контроль способом, доступным нашему сознанию. Кому-то кажется, если все запретить — это гарантия.

Хотя в этом нет логики. Эти желания и требования иррациональны. Попытка создать иллюзию контроля, введя символические меры управления рисками.

Беспощадность дает другую иллюзию — иллюзию победы над злом. Да, террористы уничтожили сотни наших сограждан, наших близких, родных, но силовые структуры сильнее. Хотя понятно, что пойманные — это исполнители, наша безжалостность не гарантирует, что в обозримом будущем чудовищные трагедии не повторятся.

Нам страшно, и желание противостоять злу, одержать над ним победу — нормальная реакция. В ситуации стресса первая реакция — бей, беги, замри. Радикализация — вариант «бей», реализуемый в фантазийной форме.

Отложить жизнь — Еще одно чувство, которое легко заметить — осуждение. Как можно, когда такие страшные вещи происходят? Я другим отказываю в праве на нормальную жизнь.

Мы живем в жестоком мире, в котором каждый день происходят чудовищные вещи. Мы можем наблюдать страшное ежеминутно. И тем яснее становится, что все время скорбеть человек не в состоянии.

После страха, сопереживания, желания что-то сделать, если есть возможность действий, наступает возврат к реальной жизни, в которой есть свои сложности и радости. Залог психологического здоровья — эти радости не игнорировать, не загонять себя в состояние «я не имею права радоваться». Часто «не имеете права» говорят те, кто себе радоваться как раз позволяет, а другим в этом праве отказывает.

Вместе с бабушкиными сервизами, из которых за всю жизнь никто так и не попил. И дело здесь не только в том, как происходило в семье, хотя семейные традиции, разговоры и установки и могли закладывать фундамент синдрома откладывания. Или, например, в конкретном регионе не принято уезжать и работать не в этой области. И человек не хочет, но работает там, где родился. И переплетение семейного и социальных факторов делает человека менее решительным. Действия к изменениям сценриев предпринимать всё сложнее. Ведь человек растет в постоянном ощущении, что вокруг есть другие люди взрослые и системы детский сад, школа, институт, завод , которые во многом контролируют его жизнь, и без их одобрения нельзя поехать в отпуск, сменить место жительства и т. А предсказуемость повышает ощущение безопасности. Снижается риск негативных событий, человеку живется спокойнее. А наличие цели делает шаги к ней более прозрачными, и жизнь более структурированной.

А признание является неотъемлемой частью нахождения в социуме. Но даже эти плюсы не могут перекрыть того, что человек не живет по-настоящему.

«Отложенная жизнь»: синдром, который крадет наше время

В психологии о синдроме отложенной жизни говорят как о мечтах человека о будущем. Психолог Владимир Серкин назвал подобное отношение к действительности синдромом отложенной жизни. Как правило, синдром отложенной жизни (далее СОЖ) не считается психическим нарушением, но его можно смело назвать болезнью современного общества. Понятие «синдром отложенной жизни» ввел российский психолог Владимир Серкин в конце 1990-х.

Что значит откладывать жизнь на потом?

На самом же деле, обстоятельства тут не причем. Это поведение является типичным для человека с синдромом отложенной жизни Почему это плохо? Люди, которым свойственен синдром, находятся в ожидании жизни. Они упускают возможности, напрасно теряют время, не получают удовольствия от жизни. Они не увлечены работой и учебой, не радуются хорошим новостям, не развиваются. Зачастую люди, сами того не осознавая, панически боятся перемен. Они психологически не готовы к будущему и тревожатся из-за событий настоящего. Со стороны такой человек может показаться ленивым, но это совсем не так. Тому, кто подвержен синдрому, тревожна сама мысль о том, чтобы покинуть зону комфорта. Человек убеждает сам себя, что его проблемы не в страхе.

Возможно, личность, действительно, не догадывается о наличие настоящей проблемы. А как можно решить проблему, если ее не осознаешь? Впоследствии синдром может стать причиной апатии, депрессии, невроза Например, осознавая, что жизнь прошла впустую, человека может охватить ужас. Самое страшное последствие — это попытки суицида. Порой человеческий мозг не в состоянии справиться с тем, что уже ничего нельзя изменить, что время упущено. На самом же деле, всегда есть выход, с синдромом отложенной жизни также реально справиться. Невроз и депрессия — последствия синдрома отложенной жизни Как же быть?

Во-первых, наше общество нацелено на достижения. Мы все живем в гонке «выше-быстрее-сильнее». Есть придуманные кем-то идеалы, которым надо соответствовать. Чтобы выйти из гонки, необходимо остановиться и задуматься, что я сейчас делаю? Для кого? Что я хочу на самом деле? То есть нам с детства закладывают сценарий жизни, где задана определённая последовательность, в которой желаемое просто так не получить. Сначала надо преодолеть испытания, пострадать. Также по теме Базовое доверие к миру: когда и как формируется основа наших отношений с реальностью В-третьих, человек может быть просто не готов впустить в свою жизнь то прекрасное, к чему он стремится. На осознанном уровне человек правда желает, а бессознательно боится перемен, потому что ничего не ясно. Потому что он всю жизнь живет в режиме ожидания, а как жить в ощущении достатка и удовлетворённости — непонятно, нет опыта.

А если мечта сбывается, они, будучи не в состоянии порадоваться, переключаются на новую, часто несбыточную. Чтобы избавиться от синдрома отложенной жизни, эксперт посоветовал прибегнуть к технике "здесь и сейчас". Она заключается в частой концентрации на собственном дыхании, тактильных ощущениях, вкусовых характеристиках еды, слушании звуков окружающего города или природы. Периодически необходимо отслеживать собственный фокус внимания: находится он в настоящем моменте или смещён в сторону каких-то фантазий.

Постепенно человек приучается вообще все хорошее, приятное откладывать на потом. Шикарное вечернее платье годами висит в шкафу в ожидании особо торжественного случая, красивая посуда выставляется на стол лишь по большим праздникам, любимый пирог печется только на день рождения… В итоге радость, которую можно испытывать ежедневно, становится чем-то вроде табу. Действует ли закон справедливости? Путь к счастью очень долог, он всегда лежит через лишения и испытания — это утверждение лежит в основе практически всех народных сказок. Лишь в самом конце терпеливый герой получает-таки вознаграждение — у него начинается та самая «настоящая жизнь». Однако реальность не сказка, и по заслугам получают далеко не все и не всегда. Долгие годы человек пишет черновик собственной жизни, делает те вещи которыми в действительности ему заниматься не хочется. Порой этап «подготовки к счастью» растягивается на несколько десятилетий. Психолог Владимир Серкин назвал подобное отношение к действительности синдромом отложенной жизни. Серкин приводил в пример людей, полжизни проработавших на Крайнем Севере. Все они надеялись накопить денег на будущую безбедную жизнь в теплых краях. Когда же счастливый миг наконец наступал, выяснялось, что особой радости почему-то нет, да и вообще, пришла старость. Лучшие годы потрачены на иллюзию — ожидание какого-то глобального удовольствия. Завтра не существует, есть только сегодня Неумение получать маленькие радости «здесь и сейчас» чревато развитием невроза. Привыкнув считать иррациональное состояние нормой, человек попадает в ловушку.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий