Несмотря на санкции, в конце 2023 года первая очередь завода «Арктик СПГ 2» уже фактически заработала, как и планировалось. Технологическая линия сжижения природного газа для проекта "Арктик СПГ 2" транспортируется по Севморпути из поселка Белокаменка Мурманской области к Гыданскому полуострову. Строительство 1-й технологической линии «Арктик СПГ 2» было завершено в июле 2023 года в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в пос. Белокаменка Мурманской области.
"Новатэк" завершил строительство второй технологической линии "Арктик СПГ 2" на более 80%
Мощность всех трех очередей второго арктического проекта в России составит 19,8 млн тонн СПГ 27 млрд кубометров газа в год. Постоянный адрес новости: eadaily.
Он предусматривает строительство трех производственных линий, каждая мощностью 6,6 миллиона тонн в год СПГ и до 1,6 миллиона тонн стабильного газового конденсата. На конец 2022 года было пробурено 79 скважин, что обеспечивает потенциал добычи для первой очереди. Запуск второй и третьей ожидается в 2024 и 2026 годах. Обширная локализация оборудования и материалов позволят существенно снизить капитальные затраты на тонну СПГ и повысить ее конкурентоспособность на рынке. Гравитационные платформы, а также верхние модули собираются в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений под Мурманском. В производстве задействованы сотни отечественных предприятий, часть высокотехнологичной продукции создана специально для этого проекта, подписаны договоры на НИОКР на десятки миллиардов рублей. Общие инвестиции в "Арктик СПГ 2" оцениваются в 21,3 миллиарда долларов.
Новатэк 2023. Заправка СПГ. Карта СПГ 2023. Карта СПГ заправок. Каспийское море нефть. Разлив нефти в Каспийском море Казахстан. Разлив нефти в Каспийском море Казахстан вид сверху. Разлив нефти в Каспийском море Казахстан с космоса. АСПГ-2 на карте. Арктик СПГ 2 где находится на карте. Салмановское утреннее месторождение на карте России. Салмановское месторождение на карте Ямала. Северо-Тамбейское месторождение. Тамбейское месторождение на карте России. Арктик СПГ 2 Сабетта. Завод СПГ Новатек. Новатек Харбейское месторождение. Юрхаровское месторождение Новатэк. Харбейское месторождение на карте. Харбейское месторождение Новатэк на карте. Арктик СПГ 2 схема. Port Arthur LNG. Терминал утренний морского порта Сабетта. Схема морского порта Сабетта. Терминал утренний Арктик СПГ 2. Порт Сабетта схема. Полуостров Ямал Бованенково на карте. Обская губа Сабетта Салмановское месторождение. Сабетта завод по сжижению газа. Завод сжиженного газа Сабетта. Завод Ямал СПГ проект. Новатек Арктик СПГ 2. Арктик СПГ 2 плавучий завод. Сахалин 2 СПГ схема завода. СПГ Сахалин 2 на карте. Проект Сахалин 1 схема. Сабетта завод СПГ. Завод Ямал СПГ. Новатэк Арктик СПГ 2. СПГ Мурманск. Терминал СПГ Сабетта.
В середине 2019 года « Совкомфлот » и верфь «Звезда» подписали контракт на строительство ещё четырёх газовозов для вывоза СПГ с «Арктик СПГ-2»; суда должны быть сданы в эксплуатацию не позднее 2025 года; данный заказ напрямую связан с необходимостью скорейшего включения «восточного маршрута» с конечной точкой в виде строящегося перевалочного хаба на Камчатке [11]. Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ подписан договор, в рамках которого Япония инвестирует 3 млрд долл. Михельсон сообщил о том, что несмотря на санкции компания успела получить основное оборудование на все три линии «Арктик СПГ-2» [17]. Оставшеся вопросы планируется решить за счет локализации. Первая очередь проекта будет запущена в 2023 году, вторая — в 2024-м, третья — в 2026 году и, по мнению Михельсона, в любом случае, все вложения в проект окупятся 3-4 раза. Благодаря этому, несмотря на санкции, Россия смогла завершить первую производственную линию проекта по графику — в июле 2023 года [19] [20]. В октябре 2022 года Михельсон утверждал, что «Новатэк» успел получить все необходимое оборудование для «Арктик СПГ 2» до введения санкций, и вторая и третья линии будут запущены в срок [21].
О3-Коутингс осуществил поставки защитных материалов для АРКТИК СПГ-2
Вакансии компании Арктик СПГ 2 в Ямало-Ненецком автономном округе. НОВАТЭК сообщил, что на проекте «Арктик СПГ–2» в декабре 2023 года после проведения пусконаладки была произведена первая партия сжиженного природного газа. Участники «Арктик СПГ 2» приняли окончательное инвестиционное решение по проекту в сентябре 2019 года.
Как Россия реализует проекты СПГ без оглядки на санкции
Подобные испытания в России еще не проводились, а необходимые материалы поставляли зарубежные производители покрытий. За ходом проведения испытаний наблюдали иностранные эксперты и по результатам испытаний было зафиксировано полное соответствие технической подготовки испытательных стендов, а также успешное прохождение всех тестов системами покрытий О3-Коутингс.
СПГ проекты. Арктик СПГ-2 Гыдан. Гыданский полуостров Арктик СПГ 2. Салман полуостров Ямал. Ямал СПГ 2 Гыдан.
Арктик СПГ 1 на карте. Арктик СПГ схема. Северный морской путь Арктик СПГ 2. Ямал СПГ Сабетта на карте. Ямал СПГ месторождение. Арктик СПГ 2 месторождение.
Арктик СПГ-2 Мурманск. Артик СПГ 2 Гыдан. Ямал Сабетта морской порт. Ямал СПГ Арктика. Модули Арктик СПГ 2. СПГ 2 на карте.
Новатэк завод СПГ Мурманск. Арктик Ямал СПГ 2. Arctic LNG 2. Арктик СПГ. Арктик СПГ площадка. ЯНАО Салмановское месторождение.
Салмановское месторождение на карте России. Арктик СПГ-2 Гыдан на карте. Лицензионные участки Новатэк. Заводы по сжижению газа на карте. Сахалин 2 проект на карте. Сахалин-2 СПГ завод.
Завод Сахалин 2 схема. Инвестиционный проект Сахалин 2. Салмановское месторождение на карте ЯНАО. Термокарстовое газоконденсатное месторождение. Модули Арктик СПГ. Плавучий завод СПГ Новатэк.
Арктика СПГ. Новатэк 2023. Заправка СПГ. Карта СПГ 2023. Карта СПГ заправок. Каспийское море нефть.
Бывший оператор «Сахалина-1» — американская ExxonMobil весной 2022 г. После перевода в российскую юрисдикцию оператором проекта стал «Сахалинморнефтегаз-шельф». В рамках проекта будет создано три линии по сжижению газа общей мощностью 19,8 млн т в год. Первая линия будет запущена в конце 2023 г. По данным минфина Японии, в 2022 г. Доля российских поставок в общем объеме импорта СПГ при этом увеличилась на 0,7 п. Исключение российских нефтегазовых проектов из-под санкций Японии будет выгодно обеим сторонам, считает партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин. Для японской промышленности российское сырье наиболее привлекательно с точки зрения цены и небольшого логистического плеча. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что Япония получает СПГ с «Сахалина-2» по долгосрочному контракту, в котором заложена специальная формула ценообразования.
Но поставить оборудование как минимум для первой и второй линий «Арктик СПГ» успели, плюс искали аналоги в дружественных странах. Единственная проблема была в газовых турбинах: американская Baker Hughes отказалась поставлять законтрактованные газовые турбины. Однако проблему решили за счет установки электропривода. Со строительством третьей линии, которое только началось, могут быть проблемы, так как для нее поставить западное оборудование не успели. Но здесь, возможно, будет использоваться собственная технология «Новатэка» «Арктический микс», полагают аналитики «БКС Мир инвестиций». Так как остановить стройку не получилось, США решили зайти с другой стороны — запретить поставки газа с этого завода. Однако западные эксперты все же рано хоронят «Арктик СПГ». Однако полная остановка проекта выглядит маловероятной. Дополнительные действия со стороны США могут привести к увеличению транспортных расходов, затруднить страхование перевозок и, что более важно, приобретение танкеров ледового класса для СПГ, необходимых для проекта.
НОВАТЭК отчитался о производстве первой партии газа на заводе «Арктик СПГ–2»
Для круглогодичных перевозок вахтового персонала на Утреннее месторождение в 2021 году построен аэропорт «Утренний». До конца 2022 года в эксплуатацию должны сдать и два новых атомных ледокола типа ЛК-60 «Арктика» , это позволит обеспечить круглогодичную поставку сжиженного газа с действующего проекта «Ямал СПГ» и будущего «Арктик СПГ-2» в Азию [8]. В январе 2019 года Новатэк заключил в общей сложности контракты на поставку оборудования на сумму более 5 млрд долл. В середине 2019 года « Совкомфлот » и верфь «Звезда» подписали контракт на строительство ещё четырёх газовозов для вывоза СПГ с «Арктик СПГ-2»; суда должны быть сданы в эксплуатацию не позднее 2025 года; данный заказ напрямую связан с необходимостью скорейшего включения «восточного маршрута» с конечной точкой в виде строящегося перевалочного хаба на Камчатке [11]. Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ подписан договор, в рамках которого Япония инвестирует 3 млрд долл. Михельсон сообщил о том, что несмотря на санкции компания успела получить основное оборудование на все три линии «Арктик СПГ-2» [17]. Оставшеся вопросы планируется решить за счет локализации.
Как уточняется в публикации, об этом на конференции в Швейцарии на прошлой неделе заявил помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт.
По его словам, в Белом доме хотят добиться гарантий того, что проект окажется «мертворожденным». США полагают, что Россия не должна иметь возможности разрабатывать новые газовые проекты для перенаправления тех объемов ресурса, что ранее поставляла Европе. Сейчас Вашингтону удается добиться желаемого.
В корпорации хорошо понимают, что вложения в такие ликвидные активы для них очень выгодны. Он не только диверсифицировал каналы экспорта, но и существенно приумножил географию поставок за счёт АТР, где востребованность сжиженного газа заметно растёт. Хотя в последнее время компания ощущает последствия международных ограничений по материальным средствам и технологиям. Это вынуждает менеджмент искать альтернативное финансирование и контакты с государствами, не соблюдающими антироссийский санкционный режим. В общем, «Новатэк» старается адаптироваться к непростым условиям хозяйствования.
Наличие этих проектов заставляет мировых лидеров нервничать, ибо Россия под шумок прибирает к рукам ничейные природные богатства Севера. Они понимают, что запаздывают на делёжку лакомого арктического пирога. А борьба за него, как показывает обстановка, разворачивается нешуточная. Проекты курирует сам Путин Экспортный терминал «Ямал СПГ» служит символом нашего технологического потенциала, демонстрирующего способность осуществлять масштабные замыслы в экстремальных климатических условиях. Можно сказать, что он пришёлся весьма кстати, став своеобразной палочкой-выручалочкой после начала военной спецоперации на Украине, дающей отечественной экономике возможность держаться на плаву.
Это значит, что его акционеры, если готовы саботировать работу ради санкций, должны найти замену долгосрочным контрактам на 20 лет, что в нынешних условиях высокой волатильности на рынке СПГ крайне непростая задача. Именно поэтому никто из иностранных компаний полностью проект не покинул.
Однако это не значит что у «Арктик СПГ 2» нет проблем из-за рестрикций. И это в условиях, когда отгрузка сжиженного газа с проекта и так была серьезно затруднена последним пакетом рестрикций Вашингтона. Причина — нехватка соответствующих судов ледового класса Arc7. В итоге компания ждет, когда будут готовы СПГ-танкеры для «Арктик СПГ 2» на южнокорейских верфях до конца 2024-го должно выйти 6 единиц. Перспективы российского проекта В целом, «Арктик СПГ 2» даже в условиях рестрикций остается важнейшим проектом для РФ, поскольку СПГ, в отличие от трубопроводного газа, можно доставлять как в государства Атлантического бассейна, так и в страны АТР, пусть и с более серьезными издержками по логистике. Более того, относительно низкий уровень затрат на разработку и добычу газа проекта на полуострове Гыдан обеспечивает российскому сжиженному газу на мировом рынке вполне достойную конкурентоспособность, что в условиях увеличения числа СПГ-проектов по всему миру крайне важно. Ирония в том, что даже европейским покупателям, которые так стараются дистанцироваться от углеводородов из РФ, нужен работающий «Арктик СПГ 2» не меньше, чем самой России.
Речь идет, как утверждали тогда в Reuters, о формировании команды в Пекине, где новый офис должен заниматься вопросами торговли СПГ в Азии. Очевидно, что работа такого офиса будет обслуживать и проект «Арктик СПГ 2».
«Арктик СПГ-2»: Россия бросает вызов американским проектам
Месторождения ООО "Арктик СПГ 2". Извлекаемые запасы, закупочные процедуры, реализованные проекты поставщиков и географическое месторасположение. Основное оборудование установок. Закупки и тендеры АРКТИК СПГ 2. Торговая площадка Газпромбанка для закупок и коммерческих тендеров, проведение онлайн торгов и аукционов. НОВАТЭК сообщил, что на проекте «Арктик СПГ–2» в декабре 2023 года после проведения пусконаладки была произведена первая партия сжиженного природного газа. Проект «Арктик СПГ 2», для которого готовятся платформы, раскинулся на Гыданском полуострове, на противоположном от проекта «Ямал СПГ» побережье Обской губы.
Reuters: дефицит арктических танкеров ставит под угрозу российскую стратегию развития рынка СПГ
«Новатэк» резко снизила добычу газа на проекте «Арктик СПГ-2» в феврале 2024 года — всего до 83 млн куб. м, что втрое меньше январского показателя и в 5 раз ниже декабря 2023-го. Для Арктик СПГ-2 изначально планировалось построить 21 газовоз ледового класса (Arc7). Проект “Арктик СПГ-2” лишился трех газовозов японской компании Mitsui OSK Lines (MOL). «Арктик СПГ-2», любимое и широко распиаренное детище Новатэка, все глубже входит в режим «подморозки».
Закупки ООО «Арктик Спг 2»
И везти можно лишь в августе. Если платформу не успеют вывезти 31 июля, то придется откладывать не на неделю и не на две, а на год. Модули для нее еще будут подвозить в течение года из азиатских стран. Модули на третьей платформе будут уже полностью российскими. Их уже начали производить в цехе верхних строений. Каждая из них весом до 17 000 тонн, а их суммарный вес — 152 000 тонн. Представляете, сколько металла требуется для их изготовления? Сейчас это крупнейшее производство в России, поэтому металл поставляют со всех российских заводов и из-за границы. К примеру, трубы не все российские, потому что для их изготовления требуется огромный объем нержавеющей стали высокого качества, чтобы выдерживать сжиженный газ -163 градуса Цельсия. Производительность всего комплекса — 56 000 тонн в год.
Каждый выполняет конкретную задачу. Из простых листов металла получаются все несущие конструкции, гигантские балки, узлы, трубы и так далее. Фрагменты отправляются на покрытие специальной краской, подходящей для влажных и чрезвычайно холодных условий Крайнего Севера. Потом из готовых фрагментов собирают модули. В цехе три пролета разной высоты — примерно 56, 70 и 90 метров, — в каждом можно собирать сразу три модуля. Собирают их на бетонных опорах высотой 1,5—2 метра. Это делается для того, чтобы, когда модуль будет готов, под него могли подъехать специальные тележки с домкратами, приподнять и отвезти к докам. Настолько мощных кранов в России и так немного, а у этих есть еще одна особенность: два крана можно соединить кабелем, и тогда ими сможет управлять один оператор. Такая система была спроектирована специально под «Арктик СПГ 2».
Она позволяет поднять груз и, не опуская его, повернуть и вмонтировать в модуль. В изготовлении этих «заводов» на сегодняшний день задействовано около 800 российских предприятий. Но пока мы говорим лишь о трех линиях. Как уже упоминалось, первый «завод» должен будет отправиться на Гыданский полуостров в следующем году и начать работать в 2023 году, второй — в 2024 году, а третий — в 2025 году. Модули для третьего уже собирают, но сначала нужно создать основание, а его начнут делать только тогда, когда первая плавучая платформа покинет первый док. Добывать газ там будут из Утреннего месторождения, открытого в 1979 году. Геологоразведочные работы на месторождении продолжаются. К концу прошлого года доказанные и вероятные запасы по стандартам PRMS системе оценки нефтяных ресурсов составили 1434 млрд куб.
Всего для «Арктик СПГ 2» ещё до санкций было заказано 16 газовозов ледового класса. Hanwha Ocean ещё в 2022-м отказалась делать суда для «Совкомфлота», но верфь продолжила исполнение заказа для Mitsui, поэтому в этом году акционеры рассчитывали иметь хотя бы три танкера от японской компании. Какие варианты решения проблемы существуют? Учитывая высокий ледовый класс, его логично использовать как раз на Севморпути, поэтому не исключено, что он будет зафрахтован «Новатэком» вопреки санкциям. Второй вариант — это поиск покупателей на европейских рынках и использование обычных танкеров в западной части Севморпути, говорит директор по развитию инжиниринговой компании «Энергия Плюс» Павел Марышев. Маловероятно, что существует какое-то решение, которое бы в короткие сроки смогло обеспечить проект судами для перевозки СПГ, кроме, пожалуй, снятия с проекта санкций. В частности, если отношения между США и Россией будут нормализованы, может быть, одной из составляющих договорённостей станет снятие санкций с крупных российских проектов и компаний. Таким образом, компанию «Новатэк» в ближайшее время, скорее всего, ждут непростые времена: предстоит искать новые источники финансирования, решать проблемы с отгрузками и рынками сбыта не исключено, что через серые схемы. Всё это делает проект менее маржинальным, сдвигает сроки его реализации и, возможно, ставит под угрозу строительство третьей линии сжижения.
На крупнейшем в газовой отрасли проекте АРКТИК СПГ-2 полным ходом идут работы по покрытию металлических конструкций антикор- и огнезащитными материалами После окраски в заводских условиях подготовленные к монтажу конструкции будут поставлены на Север к месту реализации проекта. Проект АРКТИК СПГ-2 технологически сложный и включает строительство трех линий по производству сжиженного природного газа общей мощностью 19,8 млн тонн СПГ в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год и призван стать крупнейшим в мире.
Обеспеченность компании доказанными запасами по состоянию на конец 2023 года составила 27 лет, добавили в компании. Фото: arcticspg.