Новости выступление крестьян в селе бездна

Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний

  • Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
  • Подавление
  • Оставляйте реакции
  • Землю крестьянам?
  • Бездненские волнения
  • 4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания

Волнение крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия

Такой случай произошёл в селе Бездна под Казанью 12 апреля 1861 г. Крестьянин Антон Петров неверно истолковал «Положение 19 февраля». Такой случай произошёл в селе Бездна под Казанью 12 апреля 1861 г. Крестьянин Антон Петров неверно истолковал «Положение 19 февраля». Текст научной работы на тему «Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам С. Бездна». Восстание крестьян в селе бездна. из бездны — в колхоз, из колхоза — в рыночную бездну. На волжском дне. После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован. Экспонаты Музей политической истории России Смотрите музейные коллекции онлайн.

Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии

Восстание в селе бездна 1861. Постнов Кандиевское восстание. Бунт крестьян 1861. Крестьяне в революции 1905 года. Крестьяне в Российской 1917. Крестьянские бунты 1905. Крестьянское восстание в гражданской войне. Крестьянские бунты в России в начале 20 века. Крестьянские бунты в России в 19 веке.

Крестьянские Восстания 19 века в России. Восстания крестьян в 19 веке в России. Крестьянский бунт Иван Владимиров. Иван Владимиров «расправа крестьян с комиссаром из продотряда». Революция 1917 красный террор. Крестьянские Восстания в России в 1918-1922. Крестьянскиевосстания проти продравзерстки. Восстание крестьян 19 век.

Крепостничество Россия 17 век. Крепостное право. Крепостное крестьянство. Бытописатель революции — художник Иван Владимиров. Иван Владимиров художник картины 1917. Восстание крестьян в 1861. Владимир Серов 1910 — 1968. Западно-Сибирское восстание 1921—1922.

Сибирское восстание 1921. Картина Сибирские Партизаны Серов. Художник и. Восстания крестьян 1862. Крестьянское восстание 1918 года Пенза. Восставшие крестьяне Крестьянская война в Германии. Крестьянская война в Германии картины. Крестьянское восстание.

Продразверстка художник Владимиров. Продразверстка картина. Продразверстка в Сибири. Выступления крестьян против продразверстки. Разгром помещичьей усадьбы Курдюмов в. Разгром помещичьей усадьбы картина в. Крестьянские волнения 1861. Крестьянские Восстания в 1861 году.

Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Картофельные бунты в России в 19 веке. Бунт крестьян. Бунты крестьян в 19 веке. Крестьянские Восстания 19 век. Ишимское восстание 1921. Западно-Сибирское Крестьянское восстание 1921 года. Герасимов клятва сибирских Партизан.

Картофельный бунт 1842. Восстания крестьян 1861 года. Крестьянское восстание 1905 года. Революция 1905 в деревне. Крестьянские волнения 1905-1907. Восстания крестьян 1905 год. Крестьянские Восстания 17 века. Крепостные бунт.

Антоновское восстание 1921.

Крестьянские волнения 1861. Крестьянские Восстания в 1861 году.

Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Картофельные бунты в России в 19 веке. Бунт крестьян.

Бунты крестьян в 19 веке. Крестьянские Восстания 19 век. Ишимское восстание 1921.

Западно-Сибирское Крестьянское восстание 1921 года. Герасимов клятва сибирских Партизан. Картофельный бунт 1842.

Восстания крестьян 1861 года. Крестьянское восстание 1905 года. Революция 1905 в деревне.

Крестьянские волнения 1905-1907. Восстания крестьян 1905 год. Крестьянские Восстания 17 века.

Крепостные бунт. Антоновское восстание 1921. Тамбовское восстание Антонова 1920- 1921г.

Крестьянские Восстания 1920-1921. Крестьянское восстание 1920-1922 в Тамбове. Крестьянские Восстания в России.

Трезвеннические бунты в России в 1858-1860. Крестьянские бунты 19 века. Дмитрий Шмарин расказачивание.

Картина Дмитрия Шмарина. Дмитрий Шмарин - расстрел Казаков. Раскулачивание 1919 Шмарин.

Крестьянское восстание в Германии 1525. Флориан Гайер Крестьянская война. Крестьянской войне 1525 года Флориан Гайер.

Восстание крестьян в селе бездна. Кандиевское восстание 1861. Крестьяне 1920-е годы СССР.

Крестьяне 1920е. Малевич на сенокосе 1929. Крестьяне СССР 1920.

Бунт крестьян 1905. Крестьянское восстание 1902. Крестьянские волнения 19 века.

Крестьянские волнения в начале 20 века в России. Степан Разин и казаки. Емельян Разин.

Крестьянская война Степана Разина. Степан Тимофеевич Разин восстание. Восстание крестьян в Тамбовской губернии живопись.

Крестьянские Восстания 19 века. Крестьянский бунт мятеж восстание. Крестьяне бунт XIX век.

Крестьянские Восстания в России 18 век. Крестьянские Восстания 16 17 века. Картофельные бунты 1840.

Картофельные бунты в России. Картофельные бунты при Николае 1. Причины крестьянских волнений.

Крестьянские волнения в губернии. Крестьянские волнения в начале 20.

Достаточно сказать, что крестьяне и после освобождения большей частью жили в "курных" или "черных" избах. Колоритно описал их крестьянский сын, народник Е. Толстого "Воскресение". Дым в такой избе "из печного чела должен был валить прямо вверх к потолку, наполняя собою всю избу чуть не до самого пола, и выходить в отворенную дверь а летом и в окна наружу. Так было летом, так было и зимой. Вследствие этого по утрам, во время топки печи, обитатели этих жилищ ходили обыкновенно согнувшись, со слезами на глазах, кряхтели, пыхтели и откашливались, глотая время от времени чистый воздух близ самого пола". Это называлось "топить по-черному". В таких избах крестьяне жили многолюдными семьями, а зимой "к двуногому населению приобщалось население четвероногое - телята и ягнята, к которым по утрам и вечерам приходили их матери покормить молоком.

Коровы-новотелы морозной зимой по утрам сами являлись в избу доиться, протискиваясь сквозь узкие сенные и избные двери с бесцеремонностью исконных членов семьи... Тем временем формировался и вступал в борьбу за свои права рабочий класс. В условиях его жизни и даже в характере и способах борьбы было много общего с положением крестьянства. Рабочие 60-х годов еще сохраняли тесные связи с деревней. Так называемые сельские работники, выполнявшие на фабриках и заводах подсобные операции, стремились к тому, чтобы получить достаточный для пропитания надел и уйти с предприятия. Ткачи этой фабрики работали, стоя, по крайней мере, на обеих ногах. А вот свидетельство рабочего Кренгольмской мануфактуры в Нарве В. Герасимова: "На работу нас поднимали в 4 часа утра.

Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян.

Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Центр - с.

Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.

Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В неспокойном селе Юркули грамотный дворовый человек Николай Михайлов еще до того, как начались события в Бездне, был приглашен своими крестьянами читать «Положения».

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ — История России до 1917 года
  • Полезные сервисы
  • Землю крестьянам?
  • Символика и тематика слота

Против крестьян

На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения».

По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран - 41 и раненых - 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям.

Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье. Бездненские события характеризовали собой силу и слабость крестьянского движения. Они продемонстрировали неудержимое стремление крестьян к борьбе за волю и землю, что и определило массовость движения.

Вместе с тем обнаружилась стихийность и неорганизованность этого движения, его царистский характер, вера крестьян в «доброго» царя. Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,- писал в письме адъютант казанского губернатора Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало.

Апраксина -дурака, человека без сердца, ни к чему не способного- провозглашают усмирителем и спасителем края»2. Если дворянство всячески восторгалось кровавыми подвигами Апраксина, то передовая часть казанского общества отнеслась к событиям в Бездне иначе. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств.

На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов - студентов Казанской духовной академии. Преподаватель истории Казанского университета А. П, Щапов произнес волнующую речь.

Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,- эта земля и воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!

Бездненские события получили известность не только в России, но и за границей и нашли свое отражение в «Колоколе». Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г. Одним из главных организаторов движения являлся крестьянин села Высокого Леонтий Васильевич Егорцев.

Еще в марте, тотчас по объявлении манифеста, начались волнения среди крепостных крестьян. Положение крепостных в этой губернии было исключительно тяжелым. Даже свитский генерал-майор Дренякин, командированный царем в эту губернию, в своем рапорте указывал, что «Пензенская же губерния по многоземелью своему легкостью барщины и подводною повинностью в пользу помещика похвалиться не может»1.

Один из участников карательной экспедиции Дреня-кина, подпоручик Худеков, в своих воспоминаниях оценивая обстановку, сложившуюся в Пензенской губернии, писал: «Нужна была только одна искра; почва для пожара была уже давно готова»2. И такой искрой явилось опубликование манифеста. Движение крестьян в Пензенской губернии отличалось как своей массовостью, так и активными формами борьбы.

Крестьяне, как и в других губерниях, либо не хотели верить в подлинность манифеста и «Положений», либо пытались найти в них иное содержание, объявлявшее настоящую волю. Волнения начались 1 апреля в селе Студенки Чембар-ского уезда, где демократически настроенный священник Федор Померанцев, толкуя «Положения», заявил крестьянам, что работать им на помещика не следует. Вполне естественно, что подобная интерпретация манифеста, отражавшая чаяния крестьян, получила сразу же широкую известность.

В соседнем селе Высоком 2 апреля состоялась большая сходка, на которой толкование манифеста не имело ничего общего с его подлинным содержанием. Как сообщал священник села Покровского, крестьяне тут же начали реализовать свою программу, разобрав с «господского двора» весь рогатый скот. Несколько позднее, с 9 апреля, центром крестьянского движения становится село Черногай того же Чем-барского уезда, в котором собрались крестьяне 26 деревень, общей численностью до 3 тыс.

Крестьяне захватили чембарского исправника и управляющего имением графа Уварова, били их и, заковав в цепи, посадили под охрану своего караула. Вызванная в Черногай рота Тарутинского пехотного полка была атакована восставшими, вооруженными кольями и вилами, и принуждена была отступить. При этом один унтер-офицер и рядовой были взяты в плен.

Узнав, что в Черногай направлены две роты пехоты, восставшие переходят в село Кандеевку Керенского уезда, куда и переносится центр восстания. Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10 тыс.

Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу. Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян.

Крестьяне безропотно умирали, не издавая ни одного вопля,- рассказывает подпоручик Худеков. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле.

Дренякин, боясь столкновения, не преследовал бегущих. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло.

Духовный крах Герцена, его глубокий скептицизм и пессимизм после 1848 года был крахом буржуазных иллюзий в социализме. Духовная драма Герцена была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала в Европе , а революционность социалистического пролетариата еще не созрела. Этого не поняли и не могли понять рыцари либерального российского языкоблудия, которые прикрывают теперь свою контрреволюционность цветистыми фразами о скептицизме Герцена. У этих рыцарей, которые предали русскую революцию 1905 года, которые забыли и думать о великом звании революционера, скептицизм есть форма перехода от демократии к либерализму, - к тому холуйскому, подлому, грязному и зверскому либерализму, который расстреливал рабочих в 48 году, который восстановлял разрушенные троны, который рукоплескал Наполеону III и который проклинал, не умея понять его классовой природы, Герцен. Герцен рвет с анархистом Бакуниным. Правда, Герцен видит еще в этом разрыве только разногласие в тактике, а не пропасть между миросозерцанием уверенного в победе своего класса пролетария и отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа.

Не поняв буржуазно-демократической сущности всего движения 1848 года и всех форм домарксовского социализма, Герцен, тем более не мог понять буржуазной природы русской революций. Свои излюбленные мысли на эту тему он развивал бесчисленное количество раз. Чем больше земли получили бы крестьяне в 1861 году и чем дешевле бы они ее получили, тем сильнее была бы подорвана власть крепостников-помещиков, тем быстрее, свободнее и шире шло бы развитие капитализма в России. Герцен создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. Рабье молчание было нарушено. Но Герцен принадлежал к помещичьей, барской среде.

Он покинул Россию в 1847 г. Чернышевский, Добролюбов, Серно-Соловьевич, представлявшие новое поколение революционеров-разночинцев, были тысячу раз правы, когда упрекали Герцена за эти отступления от демократизма к либерализму. Однако справедливость требует сказать, что, при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом, демократ все же брал в нем верх. Кавелин сразу узнал себя в этом портрете. И Тургенев сразу узнал себя.

Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Центр - с. Отказ работать на помещиков - неповиновение администрации, требование раздела всей помещичьей земли. Революционные демократы ответили Куртинской панихидой.

Яков Иванович так изложил свои мысли по поводу Крестьянской реформы: «Никто из людей мыслящих, просвещённых и отечество своё любящих не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью». В 1859 г. Ростовцев был назначен председателем Редакционных комиссий, которые должны были свести воедино все проекты реформы, присылаемые из губернских комитетов. Многие проекты не предусматривали наделения крестьян землёй, предлагали сохранение достаточно больших повинностей. Ростовцев близко к сердцу принимал разногласия, и это стало причиной его смерти. После издания Манифеста об освобождении крестьян на его гробницу была возложена золотая медаль «За труды по освобождению крестьян». Свернуть Именно Ростовцев возглавил Редакционные комиссии. Они были созданы при Главном комитете в 1859 г. Большую роль его подготовке сыграл Николай Алексеевич Милютин 1818—1872. Николай Милютин начал гражданскую службу в Министерстве внутренних дел. Он участвовал в борьбе с голодом, организации железнодорожного строительства, разработке нового городового положения. Стал одним из первых членов Русского географического общества. Возглавил работу по статистическому исследованию России, в ходе которого были получены в том числе данные, необходимые для подготовки Крестьянской реформы. В 1856 г. Милютин подал Александру II записку «Предварительные мысли об устройстве отношений между помещиками и крестьянами». В ней он предлагал, опираясь на опыт Пруссии, освободить крестьян с земельными наделами за выкуп. Милютин стал фактическим руководителем работ по подготовке Крестьянской реформы. Он активно противостоял консервативным идеям большинства участников Редакционных комиссий, за что получил прозвище Красный. Во время Польского восстания 1863 г. Этот план предусматривал ряд мер для того, чтобы отвратить польских крестьян от поддержки повстанцев. Так, по Положению 19 февраля 1864 г. Брат Николая Алексеевича, Дмитрий Алексеевич Милютин, был основным разработчиком военной реформы 1860-х гг. Поэт Николай Некрасов так оценил вклад Н. Милютина в проведение Великих реформ: Чуть колыхнулось болото стоячее, Ты ни минуты не спал. Лишь не остыло б железо горячее, Ты без оглядки ковал. В чём погрешу и чего не доделаю, Думал — исправят потом. Грубо ковал ты, но руку умелую Видно доныне во всём. Свернуть Редакционные комиссии изучили 82 проекта губернских комитетов. На заседаниях шла упорная борьба между консерваторами, которые преобладали, и либералами. Александр II потребовал завершить работу к середине февраля 1861 г. Манифест был обнародован 5 марта, в Прощёное воскресенье. Это не было случайностью. Власти ожидали взрыва недовольства крестьян условиями реформы и считали, что во время Великого поста протесты не примут острой формы. Чиновники, которые разрабатывали проект реформы и участвовали в её осуществлении, были награждены специально выпущенными по этому случаю медалями. Золотая медаль «За труды по освобождению крестьян» Узнать больше Как наградили участников разработки Крестьянской реформы 1861 г. В 1861 г. Её получали чиновники, которые участвовали в разработке реформы 1861 г. Всего было отчеканено 1 500 серебряных и 250 золотых медалей. Право на ношение медали стало наследственным. Но это была не единственная награда, связанная с Крестьянской реформой. Были и другие медали: «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском», «За труды по устройству военно-заводского населения», «За труды по устройству удельных крестьян». Одна медаль — «19 февраля 1861 г. Медаль «19 февраля 1861 г. Правительство его и не ожидало. Опасаясь крестьянских волнений, в разных губерниях о даровании воли объявляли в разное время и при этом передислоцировали войска из одного региона в другой. Жандармы в 1861 г. Многие крестьяне были уверены, что чиновники и помещики подменили царский манифест. Они не хотели принимать те кабальные условия освобождения, которые им сообщили. Словами источника Из воспоминаний Егора Лазарева, бывшего крепостного крестьянина, в будущем члена партии эсеров, 1906 г. Да где это видано, чтобы мужики свою землю выкупали да у помещиков в аренду брали? Обманывают помещики и чиновники, скрывают от народа настоящую волю, — и народ, и царя обманывают! Погоди, вот узнает царь, он им задаст, мошенникам! Братцы, не поддавайся, не идём на выкуп! Задания Что в содержании реформы вызвало недовольство крестьян? Как вы думаете, какой воли ожидали крестьяне? Что же собой представляла Крестьянская реформа? Основные её условия содержались в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крепостное право отменялось, крестьяне становились свободными сельскими обывателями. Это означало, что они получали гражданские права и могли: вступать в брак по собственному решению: теперь для этого не требовалось согласия помещиков; совершать различные сделки; заниматься торговлей, открывать предприятия, записываться в цехи и гильдии; обращаться в суд с исками и жалобами, выступать там в качестве свидетелей; переходить в другие сословия, поступать на военную службу; менять место жительства, но с некоторыми условиями; отдавать детей в учебные заведения. Крестьянская община за братской трапезой.

Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР»

К 12 апреля в Бездну съехалась группа крестьян из других деревень и губерний.[17] Идет спор о количестве крестьян, сошедшихся в Бездне. Экспонаты Музей политической истории России Смотрите музейные коллекции онлайн. Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. Выступление крестьян в селе Бездна. Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито.

Бездненское восстание 1861 года

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii. Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана).

16 апреля 1861 в Казани состоялась Куртинская панихида

Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10000 крестьян из четырех соседних уездов Пензенской и Тамбовской губерний. Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян.

После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям.

В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло. Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением.

Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь. Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь. Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек — розгами.

Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г. Однако надо вместе с тем подчеркнуть, что если со стороны крестьян были и убитые, и раненые, то с противоположной стороны не было ни одной жертвы. Больших размеров достигло крестьянское движение в Виленской и Смоленской губерниях.

В Виленской губернии крестьянское движение получило распространение особенно в трех уездах: Свенцянском, Ошмянском и Дисненском. В Дисненском уезде около 6000 крестьян отказалось от выполнения барщины. Волнения крестьян были ликвидированы в результате применения воинской силы — трех рот Муромского и двух рот Софийского пехотных полков.

Как сообщал в рапорте царю флигель-адъютант граф Олсуфьев, 30 человек было арестовано и значительное число крестьян наказано розгами. Крупные волнения крестьян произошли в конце марта — начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии. Крестьяне десяти имений Ошмянского уезда и одного Минской губернии, собравшись на базарной площади, избили палками представителей местной администрации.

Вызванные властями войска в составе четырех рот пехоты окружили двухтысячную толпу крестьян, которые, невзирая на это, продолжали упорно отказываться подчиняться. Только в результате массовой порки местным властям удалось привести крестьян к повиновению. В Ковенской губернии после обнародования «Положений 19 февраля» в 35 имениях крестьяне отказались от исполнения повинностей и были усмирены только посредством военной экзекуции.

В Смоленской губернии крестьянским движением были охвачены все уезды.

То, что удалось собрать, было отправлено семьям юстрадавших. Во второй половине дня 16 апреля на Куртинском тадбище в приходской церкви состоялась панихида по битым в Бездне крестьянам. Ее инициаторами стали. Умнов, И. Олигер, Н. Копиченко, А. Хрисэров, А.

Темников, составлявшие ядро кружка. Пе-собравшимися - а их было около 450 человек - шхиду служил священник И. Он прибывал помянуть «убиенных за свободу и любовь к отечеству». В конце панихиды с краткой и страстной вчью выступил А. Заключая ее, он произнес: «Земля, которую Вы возделывали речь идет о Кертвах бездненского побоища , плодами которой пи-рал и нас, которую теперь желали приобрести в собстенность и которая приняла Вас мучениками в свои недра, - эта земля воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху Вашему и вечная историческая память Вашему самоотверженному подвигу. О ней незамедлительно телеграфировали яександру П. Императорская резолюция на телеграмме сила: «Щапова немедленно арестовать, а двух монахов очить в Соловецкий монастырь».

В монастырь должен был отправиться и Щапов, но под давлением общественного мнения царь отменил это решение. В 1864 г. Ранее из университета исключили девять, а из академии - троих студентов. В мае на события в Бездне откликнулся «Колокол». Через два месяца на его страницах было опубликовано письмо либерально настроенного профессора русской литературы Казанского университета Н. Называлось оно «Граф Апраксин Бездненскии» и начиналось следующими словами: «Манифест и Положение об освобождении крестьян облились уже невинною кровью». Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К.

Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая... Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский - прокламацию «Бью челом народу православному... Все они содержали призыв крестьян к восстанию. Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г.

В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А. Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб».

Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы... Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства. Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г.

Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны. И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало.

Однако произошло земельное утеснение крестьян. Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить. Вопросы и задания 1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля? Дала ли им крестьянская реформа 1861 г.

Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А. Петрова об открытой им воле? Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае? Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А. Щапов во время Куртинской панихиды?

Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки? Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали? Село в Спасском р-не, на р.

Один из участников карательной экспедиции Дреня-кина, подпоручик Худеков, в своих воспоминаниях оценивая обстановку, сложившуюся в Пензенской губернии, писал: «Нужна была только одна искра; почва для пожара была уже давно готова»2. И такой искрой явилось опубликование манифеста. Движение крестьян в Пензенской губернии отличалось как своей массовостью, так и активными формами борьбы. Крестьяне, как и в других губерниях, либо не хотели верить в подлинность манифеста и «Положений», либо пытались найти в них иное содержание, объявлявшее настоящую волю. Волнения начались 1 апреля в селе Студенки Чембар-ского уезда, где демократически настроенный священник Федор Померанцев, толкуя «Положения», заявил крестьянам, что работать им на помещика не следует. Вполне естественно, что подобная интерпретация манифеста, отражавшая чаяния крестьян, получила сразу же широкую известность.

В соседнем селе Высоком 2 апреля состоялась большая сходка, на которой толкование манифеста не имело ничего общего с его подлинным содержанием. Как сообщал священник села Покровского, крестьяне тут же начали реализовать свою программу, разобрав с «господского двора» весь рогатый скот. Несколько позднее, с 9 апреля, центром крестьянского движения становится село Черногай того же Чем-барского уезда, в котором собрались крестьяне 26 деревень, общей численностью до 3 тыс. Крестьяне захватили чембарского исправника и управляющего имением графа Уварова, били их и, заковав в цепи, посадили под охрану своего караула. Вызванная в Черногай рота Тарутинского пехотного полка была атакована восставшими, вооруженными кольями и вилами, и принуждена была отступить. При этом один унтер-офицер и рядовой были взяты в плен. Узнав, что в Черногай направлены две роты пехоты, восставшие переходят в село Кандеевку Керенского уезда, куда и переносится центр восстания. Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10 тыс. Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу.

Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян. Крестьяне безропотно умирали, не издавая ни одного вопля,- рассказывает подпоручик Худеков. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле. Дренякин, боясь столкновения, не преследовал бегущих. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло. Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением1.

Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь. Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь. Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек - розгами2. Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г. Однако надо вместе с тем подчеркнуть, что если со стороны крестьян были и убитые, и раненые, то с противоположной стороны не было ни одной жертвы. Больших размеров достигло крестьянское движение в Виленской и Смоленской губерниях. В Виленской губернии крестьянское движение получило распространение особенно в трех уездах: Свенцянском, Ошмянском и Дисненском. В Дисненском уезде около 6 тыс. Волнения крестьян были ликвидированы в результате применения воинской силы - трех рот Муромского и двух рот Софийского пехотных полков. Как сообщал в рапорте царю флигель-адъютант граф Олсуфьев, 30 человек было арестовано и значительное число крестьян наказано розгами3.

Крупные волнения крестьян произошли в конце марта - начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии. Крестьяне десяти имений Ошмянского уезда и одного Минской губернии, собравшись на базарной площади, избили палками представителей местной администраций. Вызванные властями войска в составе четырех рот пехоты окружили двухтысячную толпу крестьян, которые, невзирая на это, продолжали упорно отказываться подчиняться. Только в результате массовой порки местным властям удалось привести крестьян к повиновению. В Ковенской губернии после обнародования «Положений 19 февраля» в 35 имениях крестьяне отказались от исполнения повинностей и были усмирены только посредством военной экзекуции2. В Смоленской губернии крестьянским движением были охвачены все уезды. Наиболее активный характер носили крестьянские выступления в селе Самуйлове, имении князя Голицына Гжатский уезд. Значительный размах получили крестьянские волнения и в Черниговской губернии. В Новгород-Северском уезде крестьяне слободы Каменской не только отказались выполнять барщину, но и препятствовали производить работу на помещичьих полях вольнонаемным рабочим. В Нежинском уезде той же губернии, в селе Безуг-ловке, крестьянские волнения приобрели такую силу, что для подавления их потребовалось три батальона пехоты.

Серьезные волнения происходили также в Пермской губернии среди крестьян и крепостных рабочих4. В апреле - июне, по данным Министерства внутренних дел, движение имело место в 42 губерниях из 43, на которые распространялись «Положения 19 февраля»5. Размах крестьянского движения в той или иной губернии определялся рядом местных условий: степенью эксплуатации крестьян помещиками, степенью ограбления их в период подготовки реформы, наличием местных вожаков и, наконец, степенью концентрации самих помещичьих крестьян, Наибольшего размаха крестьянское движение достигло в апреле-мае. Только с апреля по июль, по далеко не полным данным, приводимым в «Обзоре» Министерства внутренних дел, произошло 647 случаев выступлений крестьян. Действительно, определить число крестьянских выступлений не представляется возможным, так как в той или иной форме протестовало все крестьянство. Крестьянское движение весной 1861 г. Начиная с июня наблюдается спад крестьянского движения. Так, в мае, по данным Министерства внутренних дел, крестьянское движение наблюдалось в 32 губерниях, в июне - в 16, в июле - в 122. Как правило, движение подавлялось вооруженной силой.

Один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то», он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков. Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч.

Бездненское выступление 1861

выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений.

Литература

  • Комментарии
  • Оставляйте реакции
  • 100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена"
  • Подавление
  • 4 выступление крестьян в селе бездна. Крестьянские волнения и восстания

Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения

Движение крестьян в Пензенской губернии отличалось как своей массовостью, так и активными формами борьбы. Крестьяне, как и в других губерниях, либо не хотели верить в подлинность манифеста и «Положений», либо пытались найти в них иное содержание, объявлявшее настоящую волю. Волнения начались 1 апреля в селе Студенки Чембарского уезда, где демократически настроенный священник Федор Померанцев, толкуя «Положения», заявил крестьянам, что работать им на помещика не следует. Вполне естественно, что подобная интерпретация манифеста, отражавшая чаяния крестьян, получила сразу же широкую известность. В соседнем селе Высоком 2 апреля состоялась большая сходка, на которой толкование манифеста не имело ничего общего с его подлинным содержанием. Как сообщал священник села Покровского, крестьяне тут же начали реализовать свою программу, разобрав с «господского двора» весь рогатый скот. Несколько позднее, с 9 апреля, центром крестьянского движения становится село Черногай того же Чембарского уезда, в котором собрались крестьяне 26 деревень, общей численностью до 3000 человек.

Крестьяне захватили чембарского исправника и управляющего имением графа Уварова, били их и, заковав в цепи, посадили под охрану своего караула. Вызванная в Черногай рота Тарутинского пехотного полка была атакована восставшими, вооруженными кольями и вилами, и принуждена была отступить. При этом один унтер-офицер и рядовой были взяты в плен. Узнав, что в Черногай направлены две роты пехоты, восставшие переходят в село Кандеевку Керенского уезда, куда и переносится центр восстания. Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10000 крестьян из четырех соседних уездов Пензенской и Тамбовской губерний.

Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло.

Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением. Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь. Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь. Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек — розгами. Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г.

Однако надо вместе с тем подчеркнуть, что если со стороны крестьян были и убитые, и раненые, то с противоположной стороны не было ни одной жертвы.

Следствие продолжалось два с лишним месяца. Многие арестованные были освобождены, как « неимущие прямой связи с бывшим в селе Бездне возмущением», или за неимением улик, или, наконец, потому что во время следствия, как писал Перцов, не обнаружено, чтобы некоторые из арестованных «принимали в возмущении участие более других крестьян, бывших в Бездне» Всего к уголовной ответственности оказались привлеченными 16 человек, как « главнейших виновных» возмущения крестьян. Из указанного количества учрежденный военный суд закончил только пяти крестьян. Следствие относительно остальных подсудимых затянулось, многие из них не сознавались в своих «преступлениях», свидетельские показания о них зачастую не имели юридической силы, так как давались крестьянами также участвовали в волнении. Из материалов дела видно, что «преступления» большинства крестьян из указаний части подсудимых были во многом сходны с преступлениями осужденных крестьян Иванова, Лаврентьева и др. Так, дворный человек помещика Умова Николай Михайлов, 29 л. Виновность его, по обстоятельствам дела, оказывается следующая: Петр Федоров, 22 — х лет, неграмотный, известясь, об открытой воле в с.

Бездне, несмотря на убеждения помещика в противном, ездил с другими однодеревенцами в с. Бездну и, услыхав от тамошних крестьян, что Антон Петров действительно вычитал волю и что туда приедет военная команда, но стрелять не будут, по предложению безднинских крестьян ездил по разным деревням под видом посланного Антоном Петровым, объявлял об открытой воле и приглашал приезжать в Бездну. В бытность в с. Муллино, помещик г. Аристов, узнав о прибытии Петра Федорова, через старосту требовал его к себе, но Федоров ослушался, казав, что безднинские старики к барину его ходить не велели и что, если барин хочет, то пусть сам пойдет под окошко, и затем снова разъезжал по деревням, объявляя о воле, чем самым возмутил крестьян. Так как из сознания самого Петра Федорова видно, что он в бытность в Бездне знал, что туда идет военная команда, но, несмотря на то, дозволил себе разъезжать по деревням от имени Антона Петрова объявлял о воле и собирал в Бездну народ, а в селе Муллино оказал ослушание своему помещику, то Петр Федоров, как участник Антона в произведенном волнении, по точному смыслу 221 ст. XV тома, подлежал бы по лишении всех особенных, лично и постоянно прав и преимуществ, наказанию розгами об отсылке на срок в арестантские роты. Наказание это может быть смягчено во внимание к молодости лет подсудимого, коих ему 22 года, чисто — сердечному сознанию и совершенному раскаянию и, наконец, потому, что убеждение об открытой Антоном Петровым воле было общее всех вообще крестьян.

Казанский губернатор, учитывая, что бесконечные вызовы крестьян в суд в качестве свидетелей могут посеять в народе новые волнения, счел целесообразным судебное дело прекратить. Весьма характерным является следующий довод губернатора в пользу прекращения судебного дела, «принимая во внимание, писал он, несомненную пользу от скорейшего предания забвению этого истинно прискорбного происшествия, которое при продолжении следствий и суда поддерживает лишь беспокойное в моральном отношении состоянии крестьян, усиливает недоверие, а может быть, и они считают, причиною постигшего их несчастья». Губернатор просил Валуева, исходя из изложенных выше соображений, ходатайствовать перед императором «о совершенном прекращении дальнейшего производства дела привлеченных к суду крестьян». Ходатайство губернатора было, доложено Александру II и 8 августа1961 года на имя начальника губернии из Петербурга за подписью Валуева, была направлена телеграмма следующего содержания «высочайше разрешено производство судебного дела о волнении крестьян в селе Бездне прекратить». Кроме названных выше 16 — ти крестьян, дела которых решались специально учрежденным военным судом, было привлечено к уголовной ответственности еще около 20 — ти крестьян, преданных губернатором под суд гражданского ведомства. Когда слух о кровавой расправе над крестьянами распространился в Казани, студенты университета и духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Это сообщение в истории как «Куртинская панихида ». По ее окончании Щапов А.

Вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу» Уже в первой телеграмме от 13 апреля в Петербург о подавлении Безднинского восстания, о расстреле крестьян губернатор между прочими подробностями сообщал: «Цель моя посылки 12 рот … была избежать кровопролития; Апраксин, видя ежеминутно увеличивающиеся массы … решился не дожидаться остальных войск с 2 ротами двинулся в Бездну. Охарактеризовав, прежде всего казанских дворян, как противников отмены крепостного права, как «поборников старины», губернатор заключал, что они «явнее начали высказывать их недоверенность к удовлетворенности законоположений по крестьянскому делу, заметив сочувствие с ними по этому предмету свиты е. Дворяне думали видеть в нем уполномоченного государя императора с особыми правами и властью, а он не хотел, не умел их в том разуверить. Относительно действий Апраксина в Бездне Козляников писал: «Казалось, лучше б было дождаться сбора войск, хотя бы даже толпа еще и увеличилась, чем с 2 — мя ротами, в каждой по 100 человек, рисковать, действовать против толпы, которая увеличиваясь, в рассказах, доходила до 8000 человек и более, неуспех был бы не только гибельным для 2 — х рот, но имел бы страшные последствия для края, раздражив крестьян, придав им смелости и доставив им 200 оружий, я называю риском действия двумя ротами потому еще более, что роты в Бездне, введенные в улицу тесно, подвергались опасности быть охваченными кругом и сдавленными, не имея возможности построиться в каре или отступить; крестьяне могли иметь топоры, колья, рогатины. В письме дается справка, что уже 13 апреля на месте был 5 рот, а 15 апреля 12 рот с 2 — мя орудиями и по 100 патронов на солдата, тогда как 12 апреля у Апраксина было 2 роты и у каждого солдата лишь по 10 патронов. Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами.

Материалы по истории Татарстана. Второй половиныХIХ в. Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70 ггХIХ в - Труды историко-архивного института. Материалы по истории народов СССР в 6т.

В этих материалах дан исторический анализ Безднинскому волнению и других волнений в Спасском уезде, о крестьянских движениях в России в 1857- мае 1861гг освещается в книге «Крестьянское движение в России в 1857- мае 1861г-М;1963г-с. В 1861г. Вульсон К. Безднинское восстание в освещение «Современника» Чернышевского и «Колокола» А. В этой книге описаны события в Спасском уезде. Евгеньев П. Книга посвящена безднинскому восстанию, Евгеньев П. Этот документ был компромиссным. И крестьянская реформа перешла в практическую стадию. Помещики сохраняют право собственности на всю землю, но крестьянам предоставлялась усадебная оседлость, которую они выкупают, сверх того предоставляется в пользование крестьянам надлежащее, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиками, определенное количество земли, за которую они должны платить оброк или отбывать работу помещику.

Крестьяне должны быть распределены на сельские общества. При устройстве будущих отношений помещиков и крестьяне должна быть надлежащим образом обеспечена, исправна уплата государственных и земских повинностей. Дворянство Казанской губернии изъявило желание открыть в губерниях особый комитет для составления проекта положений об улучшении и устройства помещичьих крестьян. Предводитель дворянства в докладе, министру внутренних дел Ланскому, писал, что, «что дворянство Казанской губернии готово со своей стороны содействовать исполнению воли государя императора, по устройству быта помещичьих крестьян, но, опасаясь беспорядков при введении новых правил, которое дворянство желало бы воспользоваться в этом деле примеры других губерний и соблюсти при исполнения нововведения необходимую постепенность». Ланской, отметив выраженные казанскими дворянами сомнения, беспокойства и желания писал, между прочим: « Правительство и дворяне многие губернии имеют основания думать, что подобных беспорядков можно скорее ожидать при настойчивом стремлении к сохранению прежнего устройства крестьянского сословия. Проект М. Позена об освобождении крестьян предусматривал: 1. Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности. Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какой формою. Крестьяне крепки земле, на которой они теперь поселены… 4.

Платеж за земли назначаются по особой оценке, устанавливаемой всегда на 20 лет, и производится работою, а в некоторых случаях и деньгами… А вот Н. Чернышевский писал, …что национальное чувство …непреклонно хочет сохранения земли за крестьянином. Какую же землю хочет сохранить оно за крестьянином? Ту, которой он теперь владеет,- ту самую землю, в том самом объеме, те самые участки… Признается ли национальным чувством, хотя какой — нибудь выкуп? И заметьте, о выкупе не бывает в этих спорах и помин Реформа 19 февраля 1861г. Это понимали и люди, проводившие реформу. Один из видных ее участников Юрий Самарин писал: «Новое положение ни в коем случае не сможет удовлетворить их; в минуту его обнародования наступит критический момент». Правящие круги предвидели взрыв крестьянского недовольства, поэтому к моменту объявления «воли» на места были командированы войска; генералы получили самые широкие полномочия в деле усмирения «всяких между крестьянами беспокойств, неповиновения или ослушания»! Правительство Александра Второго верно оценила обстановку. Крестьяне, разобравшись в положениях, поняли, что ожидаемой «воли» они не получили.

Выход на барщину, плата оброка - все это явно не входило в представление народа о «воле». Появились слухи о «новой воле», которая должна была появиться, по мнению крестьян, в феврале 63 г. Сам император Александр в своем обращении к народу писал: «Трудитесь, работайте, будьте послушны властям и помещикам». Эти слова были малоэффективны в условиях тотальной подчиненности крестьян местным чиновникам. Объявление манифеста, по селам и деревням Казанской губернии, не вызвало значительных волнений. Двадцать четвертого марта, то есть через 13 дней после обнародования манифеста, губернатор доносил в Министерство внутренних дел, что в одном из имений, после прочтения манифеста, крестьяне отказались ехать с поводами, а в другом имении крестьяне не выходили на барщину два дня. Крестьяне просто не могли поверить, что именно император инициировал такую реформу. За тем, чтобы крестьяне, освобожденные из крепостной зависимости, повиновались поставленным властям и исполняли все справедливые требования; 2. Чтобы приняты были все меры к предупреждению неправильных превратных толкований; 3. Чтобы в случае беспорядков и неповиновения, не согласного со смыслом высочайше утвержденных положений, принимаемы были быстрые и действительные меры к прекращению оных в самом начале» Крестьяне были глубоко убеждены, что земля, сотворенная Богом, должна принадлежать тем, кто трудится.

Помещики не трудятся на земле и никого права на владение ей не имеют. Труженик — крестьян — вот ее настоящий владелец.

По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан воен. Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич.

Студенты Казанского ун-та и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий