Новости великоморавская держава

Velká Morava) (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1264 дня] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная. Великоморавская держава сформировалась в 1-й трети 9 в. после распада контролировавшего б. ч. Центр. Возникновение Великоморавской державы Возникновение Великоморавской державы было важным этапом в истории славянского народа.

История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье

Репортаж из-под Работино, где российские военные отбивают атаки элитных частей врага При раскопках великоморавских городищ обнаружены остатки каменных храмов, жилых построек знати и ремесленников, обширные погребения, в т. ч. дружинные.
Великая Моравия — Википедия Великоморавская держава: основные события и история Период существования Великоморавской державы можно разделить на несколько основных этапов.
Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение 4 и 5 июля 907 года мадьярские войска вытеснили баварские войска из этого района; это считается концом Великоморавской империи.
История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье Великоморавская держава — Великая Моравия VIII век — 907 Столица Микульчицы Преемственность ← Аварский каганат Венгрия → Великая Моравия во времена Святополка Великая Моравия — славянское государство.

Что значит великоморавская держава

На фоне непрекращающейся войны и череды неудач моравских войск, по стране прокатились коммунистические митинги, нередко с жертвами среди митингующих и полиции. Последней каплей стала битва при Брно, окончившаяся самым большим поражением Моравии в войне и потерей одного из крупнейших городов страны. В итоге, венгерские войска были полностью уничтожены, город снова перешёл под контроль Великой Моравии. Однако народ разочаровался в режиме "монархии без короля", где вся власть, фактически, принадлежит "регенту". Народ начал требовать конструктивной, понятной и удовлетворяющей его интересам идеологии, и коммунизм оказался именно тем, что они хотели.

Среди погребенных отчетливо выделяется группа явно знатных лиц: в погребении обнаружены меч, шпоры, дорогие пояса, украшения из золота и серебра. Большинство таких погребений расположено около церковных стен или внутри церквей, что еще более подчеркивает особое социальное положение этой группы лиц. Подобные погребения археологи обычно называют "дружинными" то есть погребениями членов княжеской дружины.

В России подобные погребения хорошо известны по киевским, черниговским и гнездовскому некрополям X в. Найденные при раскопках различные изделия, в частности из драгоценных металлов, отличаются не только техническим совершенством, но и выдержанностью форм, как бы "стандартностью". Многие изделия представлены большими однообразными сериями, что свидетельствует о наличии массового ремесленного производства. Позднее В. Грубым был раскопан участок городской территории с остатками нескольких построек, принадлежавших некогда простому городскому люду, в том числе ремесленникам: резчику по кости, кузнецу, ювелиру. О международной торговле свидетельствуют найденные в богатых могилах остатки дорогих шелковых и шерстяных тканей сложного плетения, возможно, византийского происхождения. Руины двух каменных церквей, обширность древней городской территории, погребения знати с драгоценными украшениями - все это позволило В.

Грубому высказать предположение, что именно здесь находился Велеград - главный город Великоморавского государства. Косвенным свидетельством в пользу этого предположения является и то, что в нескольких километрах от Старого Места имеется поныне небольшое селение, носящее имя Велеград. В 1954 г. Микульчицы вблизи г. В отличие от предыдущего пункта, где территория древнего городища, занятая современным городом, имеющим длительную строительную историю, сохранилась очень плохо, что неизбежно порождало у исследователей различные вопросы и сомнения, городище Микульчицы отличается превосходной сохранностью. Его территория свободна от построек и не запахивалась; такой она оставалась в течение всего того длительного времени, которое отделяет нас от эпохи Великоморавского государства. Великоморавский город в местности Валы состоит из двух неравных частей.

Примыкая к правому берегу Моравы, располагался обширный "град"-детинец, окруженный укреплениями в виде вала с деревянными и частично каменными стенами. В плане он имел форму неправильного многоугольника: его длина вдоль реки составляла более 400 м, ширина - около 250 м, площадь - 6 гектаров. К "граду" примыкала вторая часть - огромное "предградье" посад , превышающее "град" во много раз. Его размеры составляли более 50 гектаров. Это был, следовательно, весьма крупный город. Раскопки, производимые на городище археологом-славистом Й. Поуликом, до последнего времени сосредоточивались преимущественно в пределах "града", где уже исследовано в общей сложности около одного гектара.

В наиболее возвышенной, центральной части "града" стр. Другого такого комплекса раннероманской архитектуры в Средней Европе указать нельзя. Одна из церквей, находившаяся около дворца, являлась большим трехнефным храмом с двойным притвором длина - 35 м, ширина - 10 м ; остальные имели сравнительно небольшие размеры, напоминая первую церковь из Старого Места. В руинах обнаружены остатки штукатурки со следами многоцветных росписей, некогда покрывавших стены этих каменных зданий. Около большой церкви было открыто свыше 400 могил, а в ее нефах и притворе оказались каменные гробницы с богатыми погребениями. В шести погребениях были обнаружены мечи, серебряные и золотые украшения, в большинстве своем тех же самых типов, что и на Старом Месте. В одном из погребений лежала золотая византийская монета времен Михаила III, относящаяся к 856 - 866 годам.

В одной из маленьких церквей, также находившейся вблизи дворца, открыты остатки двух больших каменных гробниц, оштукатуренные стены которых были покрыты некогда росписями. Обе гробницы оказались ограбленными еще в древности, но не приходится сомневаться, что они принадлежали каким-то весьма выдающимся представителям знати или церковнослужителям. Отдельные погребения знати были обнаружены и в других церквах в пределах "града". Одна из этих церквей имела около своей прямоугольной абсиды небольшую квадратную усыпальницу, где находилось три погребения. Мужские погребения содержали мечи, дорогие пояса и позолоченные шпоры, женские - серебряные и золотые украшения, детские - также различные драгоценности; в погребениях мальчиков иногда имелись дорогие пояса и шпоры. Раскопки в "предградье", начатые Й. Поуликом в 1958 г.

Здесь вскрыт значительный участок городской застройки, включающий остатки нескольких десятков небольших деревянных домов срубной конструкции, с глинобитными полами и печами. Дома образуют улицу; они близко расположены один к другому и не имеют хозяйственных пристроек, характерных для жилищ населения, занимающегося сельским хозяйством. Обитатели домов были не земледельцами, а, прежде всего ремесленниками. На городище обнаружены следы разнообразных ремесел: кузнечного, ювелирного, бондарного, гончарного, ткацкого. В другом месте в "предградья" открыты фундаменты церкви и обширного кладбища. В отличие от всех предыдущих, эта церковь оказалась в плане не прямоугольной, а круглой, то есть ротондой. По предварительным данным, ротонда в Микульчицах отнюдь не являлась единственным каменным храмом на территории "предградья".

Имеется еще 2 - 3 места с руинами каменных построек, скорее всего церквей, ожидающих исследования. В действительности их было, вероятно, еще больше. Несомненно, что в этом городе христианство являлось господствующей религией. Исследования городища у с. Микульчицы будут продолжаться в течение еще многих лет. Но и сейчас, на основании уже имеющихся данных, можно сказать, что перед нами, бесспорно, картина большого феодального города. Примерно таким же в основных чертах являлся Киев при Владимире I и Ярославе Мудром, хотя выглядел он, конечно, великолепнее, да и время было несколько иное Й.

Поулик полагает, что город у с. Микульчицы являлся великоморавской столицей, резиденцией князя и, что очень возможно, именно он носил имя Велеград. Городище у с.

В то время регион был разделен между различными славянскими племенами, которые жили в относительной независимости друг от друга. Само название «Великая Моравия» относится к одному из коренных племен — моравянам. Они занимали центральную часть территории и имели существенное влияние на остальные племена. Моравяне были хорошо организованы и обладали развитой аграрной экономикой. В результате этого, они стали одними из наиболее сильных и влиятельных племен в регионе. Следующим важным племенем на этой территории были чехи.

Они населяли северо-западную часть и были известны своими воинственными нравами. Чехи часто сражались с окружающими племенами и были отличными воинами. Таким образом, они представляли собой важную силу, которая играла ключевую роль в формировании единого государства. Еще одним племенем, которое сыграло важную роль в формировании великоморавской державы, были смоляне.

Купца Само признали главой, и он за 35 лет своего правления до неузнаваемости изменил страну. В стране стали появляться города, возникла линия обороны из крепостей.

Начали процветать ремесла, началась выплавка стали. Страна расширяла свои границы и в 822 году появилась Великая Моравия. Отсчет идет с этой даты, когда впервые послы этой страны встретились с императором франков Людовиком I. Государство набрало силу и успешно отражало атаки окрестных королей. Когда в страну вторгся Людовик II Немецкий, славяне не только успешно отбили атаку, но и в ответ захватили у короля часть Баварии, расширив границы своей страны. Во второй половине IX века Великая Моравия принимает христианство.

Это было необходимым условием интеграции в европейский мир. Через 100 лет аналогичный выбор ждет Киевскую Русь. Религия в те времена была важным политическим фактором. Пока ты не определился с религией — ты враг всем своим определившимся соседям. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла. Нужно было выступить в коалицию с одной из основных религий того времени.

С западным христианством не сложилось. Во-первых, его до этого слишком агрессивно пытались насадить немцы. Во-вторых, послы, отправленные славянами в Рим также не достигли успеха в переговорах с Папой. После этого обратились в Византию, которая охотно откликнулась и отправила в Великую Моравию двух просветителей славянского происхождения — Кирилла и Мефодия. Именно они помогли славянам создать письменность и распространить православие по территории страны.

Репортаж из-под Работино, где российские военные отбивают атаки элитных частей врага

Хотя князь обладал верховной властью, он должен был учитывать мнение совета ветров и сотрудничать с витами. Такая система позволяла обеспечить относительно стабильное управление и учет интересов различных сословий и областей. Экономика и торговля Великоморавская держава являлась центром активной экономической деятельности. Разнообразные отрасли экономики были развиты в регионе, включая сельское хозяйство, ремесла, торговлю и строительство. Сельское хозяйство занимало важное место в экономике Великоморавской державы. Основные культуры, которые выращивались, включали пшеницу, ячмень, овес, горох и лен.

Охота и рыболовство также были важными источниками питания. Ремесленники играли значительную роль в экономике Великоморавской державы. Они занимались различными видами ремесел, такими как кузнечное дело, плотничество, кожевенное дело, стеклодувные и керамические производства. Мастера производили предметы повседневного использования, такие как орудия труда, посуда, одежда и украшения. Торговля также была одной из основных отраслей экономики Великоморавского государства.

Местные товары, такие как сыр, мед, воск и дерево, экспортировались в другие регионы, в том числе в соседние славянские земли, Восточную Франкию и Адриатическое побережье. За счет своего географического положения на перекрестке торговых путей, Великоморавская держава стала важным торговым центром. Достоинством Великоморавской державы являлся также активный трудовой рынок, где находили работу и торговые агенты, и купцы, и ремесленники. Купцы, играя важную роль в экономике, путешествовали на дальние расстояния, и составляли соглашения и заключали контракты с иностранными партнерами. Они являлись мостиком между различными регионами и народами, способствуя развитию торговли и распространению культурных и экономических связей.

В организации экономики играта роль и власть владельцев земли. Великоморавская держава имела земельные владения, которые использовались для аграрного производства и обеспечения населения пищей и другими ресурсами. Земля являлась одним из основных источников богатства и силы Великоморавского государства. Культура и образование Великоморавская держава считалась центром культуры и образования в Средневековой Европе. Здесь процветали и развивались искусство, музыка, архитектура и литература.

Важным элементом культуры было распространение христианства и строительство церквей, монастырей и капитул. Одним из крупнейших культурных достижений Великоморавской державы было создание первой славянской письменности — Глаголицы, а позже и Кириллицы, которые использовались не только для церковных текстов, но и для литературных произведений. Здесь же были созданы знаменитые Моравские либретто — драматические тексты, предшественники оперы. Образование в Великоморавской державе занимало важное место. Возникновение университетов и школ способствовало развитию интеллектуальных и научных знаний.

Ученые из державы активно занимались изучением латинской и греческой литературы, а также философией и медициной. Библиотеки и монастыри были местами, где хранились драгоценные книги и манускрипты. Особого внимания ученых удостаивалось изучение и перевод древних текстов, а также создание собственных произведений. Многие ученые из Великоморавской державы стали знаменитыми философами, писателями и поэтами. Роль Великоморавской державы в Европе Великоморавская держава играла значительную роль в истории Европы.

На территории Великоморавии преобладали христианские верования, особенно католическая и византийская версии христианства. В начале своего существования Великоморавская держава была погружена в языческие верования славянского населения. Однако, в 9 веке монархия Великоморавии приняла христианство в качестве государственной религии, и этот процесс был официально завершен во времена князя Ростислава. Важную роль в распространении христианства сыграл знаменитый миссионер, богослов и писатель Кирилл Константин-Философ. Он внёс значительный вклад в перевод важных христианских текстов на славянский язык, известный как старославянский, что позволило славянским народам лучше понять христианскую веру и культуру. Великоморавская держава впитала культурные и религиозные влияния как из Византии, так и из Западной Европы.

Существовало множество монастырей и церквей, где распространялись христианские идеи и ценности. Важной центральной фигурой был архиепископ Мефодий, брат Кирилла, который с успехом продолжил его миссионерскую работу. Он также был создателем славянского алфавита, известного как глаголица или кириллица, на основе которого был разработан современный русский алфавит. Развитие христианства в Великоморавской державе способствовало созданию обширной литературы, включая богословские трактаты и переводы Библии на славянский язык.

Возникновение дискуссии о Великой Моравии объяснялось, прежде всего, неразработанностью данного вопроса в марксистской историографии и крайней бедностью фактических данных. Отрывочные сведения об этой державе, представленные главным образом в немецких источниках, позволяли осветить с известной полнотой лишь события внешнеполитического характера. Известно, что Великоморавская держава возникла в начале второй четверти IX в.

С момента своего возникновения еще при первом князе Моймире молодая держава стала испытывать давление со стороны германских феодалов, усмотревших в ней серьезное препятствие на путях их южной и восточной завоевательной политики.

Когда и в каких условиях появились первые славянские государства? Какие факторы влияли на развитие славянских государств? Расселение славян В ранее Средневековье к востоку от германцев и к северу от Византии расселились славянские племена. В V—VII вв. Они заняли земли от р.

Эльбы на западе до р. Днепр на востоке, от побережья Балтийского моря на севере до Пелопоннеса на юге. Одной из причин столь широкого расселения были непрерывные конфликты с германскими племенами, а также с племенами кочевников, которые вторгались в Восточную Европу из Азии и оттесняли всех, кого встречали на пути. Славянские племена обособились друг от друга и разделились в соответствии с регионами проживания на три ветви: западные, южные и восточные. Они занимались земледелием, жили поселениями-общинами. Для решения важных вопросов собирались на совет племени, вождей выбирали из числа наиболее знатных людей.

Когда начиналась война, славяне составляли ополчение из свободных мужчин племени. О религии древних славян сохранилось очень мало сведений. Известно только, что славяне были язычниками: они обожествляли силы природы, делали святилища с идолами богов, которым приносили жертвы. Вероятно, X в. Высота 2,67 м. Фотография из Краковского археологического музея.

Silar Во главе славянских племён стояли вожди-князья, которые были военными руководителями. В распоряжении князей были боевые дружины, с которыми они совершали набеги на германские и византийские земли. Со временем соседние славянские племена объединялись в союзы племён. Так они становились организованнее и сильнее. Известные нам по историческим источникам общности славян — ободриты, лютичи, хорваты, висляне, дудлебы — являются скорее союзами племён, а не отдельными племенами. Некоторые из этих союзов со временем превратились в первые централизованные государства славян.

Однако во всех указанных случаях они не смогли объединиться в сильные государства и оказывались в даннической зависимости от соседних народов. Первое Болгарское царство Кочевники болгары или булгары во время Великого переселения народов пришли из южных районов Западной Сибири на территорию Поволжья. В VII в. Здесь на землях по нижнему течению р. Дунай в 681 г. Столицей царства сначала был г.

Плиска, затем с конца IX в. Государственной и военной элитой Болгарского царства стали кочевники-болгары. Правители были потомками болгарских ханов, однако большую часть населения страны составляли южные славяне, которые расселились на Балканах раньше болгар. Славяне принимали активное участие в нескончаемых болгарско-византийских войнах на стороне болгар. Византийцы неоднократно, но безуспешно пробовали расколоть Болгарское царство, поссорив славян с болгарами. Постепенно болгары ассимилировались со славянами.

Ассимилируемый народ постепенно перенимает культуру другого народа, растворяется в нём. Соседство с Византией привело к распространению византийского христианства среди населения Болгарского царства. Отдельные представители болгарской знати попытались сохранить язычество и организовали восстание против правителя-христианина.

Возникновение славянских государств

Великоморавская держава. Возникновение великоморавской державы было непосредственно связано с формированием коренных племен на территории современной Чехии, Словакии и Австрии.
ВЕЛИКОМОРА́ВСКАЯ ДЕРЖА́ВА Великоморавская держава — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае.
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай.
Великая Моравия — Википедия Переиздание // WIKI 2 Официальный сайт Православной Церкови Божией Матери Державная.

Великоморавская Держава

Великоморавская держава — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Великоморавская держава — (Великоморавское, Богемское княжество), государство западных славян в IX X вв. на юге Моравии. Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии. Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. В результате венгры откочевали на север, в район Среднедунайской низменности и заняли часть территории, входившей в состав Великоморавской державы.

Репортаж из-под Работино, где российские военные отбивают атаки элитных частей врага

По словам Пушилина, важные позиции в операции занимали в том числе чеченские подразделения. После первых неудач контрнаступления противник перегруппировался и активизировался, отмечают эксперты Официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков 20 июня на брифинге заявил, что бойцы Российской армии за сутки успешно отразили 10 атак украинских боевиков в районе населенных пунктов Марьинки , Красногоровки и Авдеевки в ДНР, а также еще четыре на южнодонецком и запорожском направлениях. Кроме того, было нанесено огневое поражение четырем скоплениям живой силы и техники противника в районах Новополя ДНР и Левадного Запорожской области.

Причины, по которым Святополк I выбрал столь юного представителя, к тому же не из самого влиятельного рода, также неизвестны. Вероятно, Святополк I и Борживой I приходились близкими родственниками.

Борживой I — первый достоверно известный князь чехов. По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых. Дата крещения также остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами. В связи с этим в своём стольном городе Леви-Градец 3 км на северо—восток от Праги Борживой I построил первую церковь в Богемии — Церковь святого Климента.

Многие славяне Богемии были недовольны политикой христианизации Борживоя I. Против князя поднялось восстание, которое возглавил его родственник Строймир. Борживой I бежал к князю Святополку I и с его помощью подавил восстание. Позже он построил и вторую церковь — на территории крепости Пражский Град.

После смерти Святополка I 894 год повзрослевшие сыновья Борживоя I, чешские князья Спытигнев и Вратислав, стремившиеся распространить свою власть на все славянские племена Богемии, поспешили избавиться от великоморавской зависимости. Они явились в Регенсбург, принесли Арнульфу Каринтийскому король ВФК вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Богемии церковной власти ВФК. Князь Моймир II. Своим сыновьям он завещал крепить державу и сопротивляться восточным франкам.

Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. Возможно был третий сын — Предслав. Сюжет сграффитто — типовая поучительная история про отца, сыновей, отдельные прутья и охапку из прутьев, которую нельзя сломать. Начавшийся конфликт ослабил ВМД, от неё стали отлагаться пограничные территории.

Моймир II сумел консолидировать силы и отразить баварский поход. Новая опасность возникла, когда в конце IX века пришли венгры мадьяры. Моймир II помирился с братом Святополком II, в 902—906 годах они вместе несколько раз отбивали нападки венгров. Оба брата предположительно погибли в 906 году или в битве при Пресбурге в 907 году.

После их смерти ВМД, которая по сути была объединением разных земель и княжеств распалась под влиянием венгерской агрессии. Великая Моравия — первое крупное славянское государство. История его интересна и поучительна. За несколько десятилетий Великая Моравия захватила четверть Европы, и потом также быстро распалась.

Но оставила важный след в истории - вряд ли славянский мир был бы сейчас таким, каким мы его знаем. Именно Великая Моравия стала родиной всей славянской культуры, преемником которой стала Киевская Русь. Столицей Великой Моравии был Велеград — ныне это чешский город Старе-Место, совсем маленький — в нем проживает всего 7 тыс человек. Значение Великой Моравии для всего славянского мира было огромным.

Хоть она и просуществовала недолго, но именно она дала славянам особую культуру, которая и объединила все славянские народы. Кирилл и Мефодий — граждане Великой Моравии — создали славянскую письменность. С тех пор православные богослужения в славянских странах ведутся на родном языке. В то время это был важный признак самостоятельности и признания.

Славяне получили общеевропейское признание. Славяне пришли на территорию современной Чехии в V веке. Городов, как таковых, не было — славяне вели сельскую жизнь: разводили крупный рогатый скот и сеяли злаки. По сути, Чехия была территорией деревень, по 50-100 человек в каждой.

И, как это часто бывает в истории, чтобы собрать в государство разрозненные поселения нужен был общий враг. Купец со звучным именем Само объединил славян против общего врага как часто именно купцы возглавляют сопротивление! Вспомните опыт Минина и Пожарского. Выбив врага, славяне поняли — без укрепленных городов и регулярной армии житья им не будет.

Купца Само признали главой, и он за 35 лет своего правления до неузнаваемости изменил страну. В стране стали появляться города, возникла линия обороны из крепостей. Начали процветать ремесла, началась выплавка стали. Страна расширяла свои границы и в 822 году появилась Великая Моравия.

Отсчет идет с этой даты, когда впервые послы этой страны встретились с императором франков Людовиком I. Государство набрало силу и успешно отражало атаки окрестных королей. Когда в страну вторгся Людовик II Немецкий, славяне не только успешно отбили атаку, но и в ответ захватили у короля часть Баварии, расширив границы своей страны.

К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке.

Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев. Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному византийскому обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно—франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД.

Мощи святого Климента После пяти лет результативной работы 863—867 годы Мефодия и Кирилла вызвали в Рим. Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона. В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском.

Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860—862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос. Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии.

Климент — четвёртый епископ Папа Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни Крым , где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе.

Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап. Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси. В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента. Kириллица и глаголица Вначале обе азбуки использовались наравне, затем глаголица вышла из обихода, вероятно, как более сложная при написании.

Кириллица же, наоборот, получила широкое распространение. Алфавиты на основе кириллицы стали письменностью для десятков языков, в том числе русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, черногорского, русинского. Алфавит для чешского языка создан на основе латиницы. Алфавит для словацкого языка до XIII века использовал глаголицу, затем — латиницу.

Смерть Ростислава В 870 году Ростислав был смещён с княжеского престола ВМД в результате измены племянника Святополка I, которого ранее сделал князем Нитранского княжества второго по значению после Моравского. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку I удалось взять Ростислава в плен и передать его восточным франкам. Ростислав был ослеплён, его содержали в заточении, где он и умер.

Дата смерти неизвестна. Таким образом на территории ВМД возникла первая славянская архиепархия. Князем стал Святополк I, который подчинился восточно—франкскому политическому влиянию. Несмотря на основание архиепархии, деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях.

Латинское восточно—франкское духовенство всячески мешало распространению старославянского языка в качестве церковного языка. В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно—франкском монастыре Райхенау. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке.

В 879 году восточно—франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке. После смерти Мефодия 885 год новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке. Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию.

Последствия миссии Мефодия и Кирилла В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено. Служба проводилась по западному латинскому обряду, основой для чешского языка стала латиница. Однако восточное византийское христианское учение, заложенное братьями, и распространяемое их учениками, имело далеко идущие последствия для Болгарии, Хорватии, Сербии и Руси. Неотъемлемой частью процесса христианизации этих земель было распространение письменности и создание собственных азбук на основе кириллицы.

Широкое почитание Мефодия и Кирилла начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов. Князь Святополк I. Последовало несколько военных походов франков, после которых Святополк I признал авторитет короля и начал выплачивать дань. Мир с франками позволил Святополку I заняться подчинением более слабых соседей.

Создание славянской церкви укрепило политическую самостоятельность Великоморавского государства. В 870 г. Но Святополк не хотел подчиняться германскому королю и был вероломно захвачен в плен и увезен в Германию. Моравия была отдана в управление германским маркграфам. В 871 г. Святополк, отпущенный на свободу он дал обещание помогать немцам , перешел на сторону восставших. Моравы нанесли поражение германским феодалам и освободили страну.

Мефодий вместе со своими учениками продолжал миссионерскую деятельность. После смерти Мефодия 885 г. Впоследствии там утвердилась католическая церковь. Раннефеодальное Великоморавское государство достигло во второй половине IX в. Однако в результате развития феодальных отношений началась борьба знати против княжеской власти. Сепаратистские тенденции ослабляли государство, особенно усилились после смерти Свято-полка, когда начались конфликты между его сыновьями. Велико-моравская держава распалась на уделы.

Отделились серболужиц-кие земли, Чехия стала самостоятельным княжеством 895 г. В 906 г. Великоморавское государство перестало существовать.

Великоморавская держава: время существования, правители государства

Предпосылками возникновения Великоморавской державы явились усиливавшийся процесс феодализации и необходимость обороны от германской экспансии. Официальный сайт Православной Церкови Божией Матери Державная. Великоморавская держава — Великая Моравия VIII век — 907 Столица Микульчицы Преемственность ← Аварский каганат Венгрия → Великая Моравия во времена Святополка Великая Моравия — славянское государство.

Возникновение великоморавской державы: исторический обзор

Телеграм-канал @news_1tv. Великоморавская держава оказала значительное влияние на формирование средневековой Европы и включение славянского этноса в мировую историю. Великоморавская держава (Великоморавское, Богемское княжество), государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии. Значение Великоморавской державы в истории Великоморавская держава, существовавшая в IX-XI веках на территории современной Словакии, Чехии и Венгрии, имеет особое значение в. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1231 день] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности.

Великоморавская держава: распад, обзор и последствия

Великоморавская держава: время существования, правители государства Содержание: В настоящее время Моравия является частью Чешской Республики, граничащей со Словакией. Здесь находится Брно, второй по величине город страны. Кажется маловероятным, что этот регион мог быть могущественным или влиятельным, но это было именно так. Начало Вождь по имени Моймир I основал империю около 830 года. Он объединил два княжества: Нитранское и Моравское. Центр империи лежал вдоль реки Морава, на территории современных Чехии и Словакии, но ее территория была расширена и включала нынешнюю Венгрию, а также части Польши, Сербии, Украины, Австрии, Германии, Хорватии и Словении. На момент основания и в течение нескольких лет после этого Великая Моравия была вассальным государством франков, однако в 846 году Моймир попытался отделиться от Восточной Франкии. Он был быстро свергнут, а его племянник, Ростислав, взошел на престол при помощи короля Людовика Немецкого. Новый правитель Ростислав, похоже, придерживался тех же взглядов, что и его дядя.

Он стремился ослабить влияние франкских священников, практиковавших в Великой Моравии. В рамках этого плана он связался с византийским императором Михаилом III и попросил прислать миссионеров для обучения христианству на славянском языке.

Об энциклопедическом словаре Большой энциклопедический словарь — это уникальная бесплатная онлайн энциклопедия с полнотекстовым поиском и поддержкой морфологии русских слов. Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями.

Кирилл и Мефодий, чтобы познакомить славян с Библией, создали азбуку для славянского языка. Это была первая славянская азбука, которая называлась глаголица. Так появилась возможность писать церковные книги для славян на их родном языке с использованием славянского алфавита. Происхождением букв глаголица связана с греческим алфавитом.

Отдельные буквы похожи на символы христианского вероучения. В настоящий момент вышла из употребления. Написанная глаголицей страница Евангелия. Болгарская рукопись рубежа X—XI вв. Со временем выяснилось, что глаголический алфавит слишком сложный и требует доработки. Ученики Кирилла и Мефодия создали новую славянскую азбуку, буквы которой стали ближе к греческому и латинскому алфавитам. Имён создателей новой азбуки мы не знаем. Кириллица очень быстро распространялась среди славян, поскольку отлично передавала особенности славянского языка. Благодаря собственной письменности славяне, в отличие от многих соседних народов, читали Библию и совершали христианское богослужение на родном языке.

Центром славянской письменности стало Болгарское царство. Отсюда в X в. Многие славянские и неславянские народы в настоящее время продолжают использовать кириллическую письменность. Кириллица стала основой для целого ряда современных алфавитов, в том числе русского. Узнать больше Кириллица постепенно вытеснила глаголицу. К XIII в. Однако у отдельных славянских народов глаголица в ограниченном и изменённом виде употреблялась вплоть до XX в. Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Фотография Энциклопедия Кругосвет Распространение христианства в Великой Моравии византийскими миссионерами вызывало недовольство со стороны правителей Восточно-Франкского королевства.

Это приводило к новым вторжениям франков в великоморавские земли. Раздираемая внешними и внутренними конфликтами Великая Моравия к концу IX в. Нашествие кочевников-венгров в 907 г. Её политической наследницей стала Чехия. Чешское княжество Племя чехов входило в состав Великой Моравии. Необходимость самоорганизации для защиты от врагов подталкивала чехов к централизации власти и увеличению роли их князя. Происхождение первой династии чешских князей ведётся от Пржемысла, который, согласно народному преданию, был крестьянином. Первым чешским князем, принявшим христианство, был Борживой I ок. Он помогал правителю Великой Моравии в войне с франками.

Во второй половине IX в. Однако в начале X в. Такая политика позволила чешским землям избежать разорения венграми. Однако Чешское княжество оказалось в вассальной зависимости от германских королей, а затем от императоров Священной Римской империи. Германцы называли чешские земли Богемией. В дальнейшем чешский князь сильно сожалел о невинно убитом брате и организовал его церковное почитание как святого. Святой Вацлав стал считаться небесным покровителем Чехии.

Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап. Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси. В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента. На самом деле всю жизнь Кирилла звали Константином. Он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл только за 50 дней до смерти, когда тяжело заболел и слёг. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Kириллица и глаголица Мефодий и Кирилл создали азбуку алфавит , но была ли это кириллица или глаголица — неизвестно. Дошедшие до нас старославянские тексты написаны двумя азбуками. Kириллица и глаголица появились приблизительно в одно время, с разницей не более 30—50 лет, и различаются исключительно начертанием. Современные исследователи склоняются к версии, что глаголицу создал Кирилл, а кириллицу — его ученик Климент Охридский. Этимология термина «глаголица» походит от старославянского «глаголить» — «говорить». Вначале обе азбуки использовались наравне, затем глаголица вышла из обихода, вероятно, как более сложная при написании. Кириллица же, наоборот, получила широкое распространение. Алфавиты на основе кириллицы стали письменностью для десятков языков, в том числе русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, черногорского, русинского. Алфавит для чешского языка создан на основе латиницы. Алфавит для словацкого языка до XIII века использовал глаголицу, затем — латиницу. Смерть Ростислава В 870 году Ростислав был смещён с княжеского престола ВМД в результате измены племянника Святополка I, которого ранее сделал князем Нитранского княжества второго по значению после Моравского. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку I удалось взять Ростислава в плен и передать его восточным франкам. Ростислав был ослеплён, его содержали в заточении, где он и умер. Дата смерти неизвестна. Таким образом на территории ВМД возникла первая славянская архиепархия. Князем стал Святополк I, который подчинился восточно—франкскому политическому влиянию. Несмотря на основание архиепархии, деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинское восточно—франкское духовенство всячески мешало распространению старославянского языка в качестве церковного языка. В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно—франкском монастыре Райхенау. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке. В 879 году восточно—франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке. После смерти Мефодия 885 год новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке. Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию. Последствия миссии Мефодия и Кирилла В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено.

Великая Моравия - первая в истории держава славян

Оно представляло собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. По хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет. В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы Само была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии. Наиболее обжитой стала Южная Моравия, где были созданы укреплённые грады и целые округи. Округа с центром в Микульчицах стали княжеским центром. Большое значение также приобрела Нитра в Словакии.

Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселённых земель. В чешской области также возникали укреплённые грады, в частности Пражское укреплённое городище в IX веке. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил. Во время раскопок археологами были обнаружены 24 печи для выплавки стали. В градах развивались кузнечное ремесло и обработка дерева, из которого также строились жилища.

Получили распространение бондарное и гончарное производство. Существовало и производство украшений из золота, серебра, стекла, которое было сосредоточено в основных центрах. Украшения и мелкие предметы бытового назначения делались из кости и рога, ткани — из льна, конопли, шерсти. В IX веке развивалось строительное дело. Известно 18 каменных церквей той эпохи.

Впервые название Моравия упоминается в западных источниках в 822 году, когда послы мораван, среди других послов славян, прибыли ко двору императора Франкского государства Людовика Благочестивого. Первым исторически достоверным правителем Моравского княжества является Моймир I, основатель династии Моймировичей, объединивший под своей властью славянские племена севернее Дуная в бассейне реки Моравы на части современной Чехии. В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество, а в 846 — распространил свою власть на территорию Чехии. Моймир I поддержал христианских миссионеров, и в 831 году епископ Регинар Пассауский крестил его и всех мораван. В 846 году Людовик II Немецкий обвинил Моймира в намерении отложиться, вторгся в Моравию, сверг его и поставил новым князем его племянника Ростислава.

Ростислав словацк. Во время его правления в Великой Моравии миссионерствовали Кирилл и Мефодий. Чехословацкая православная церковь причислила его в 1994 году к лику святых. Великая Моравия в 846—870 гг. Людовик II Немецкий считал Ростислава своим вассалом и рассчитывал, что тот будет представлять интересы Восточно-Франкского королевства в Центральной Европе.

В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил крепости, укрепляя и расширяя своё государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией, а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика вплоть до его сыновей Карломана и Людовика. В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине. Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии. В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с Людовиком II.

Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников.

Экономическая и политическая жизнь В сосредоточивалась в градах — укрепленных крепостях и резиденциях знати, которые являлись центрами ремесла и торговли. Важнейшие из них: Старе-Место у г. Угерске-Градиште, Микульчице у г. При археологических раскопках здесь обнаружены остатки храмов, жилых построек, обширные кладбища, где найдены многочисленные украшения, предметы обихода и др.

Первым исторически известным князем В был Моймир правил в 830—846 , присоединивший к В Нитранское княжество 833 , при нем началось распространение христианства. Правление преемника Моймира Ростислава 846—870 было временем усиления В Ростислав вел активную борьбу против немецкой агрессии, заключил союз с Византией 862.

В 863 по просьбе Ростислава в В. Они создали независимую от германского епископата славянскую церковь 869 или 870 , которая способствовала укреплению политической самостоятельности В. В правление Святополка 870—894 , когда к В. По мере укрепления феодального землевладения к концу 9 в. После смерти Святополка В. При них от В.

Кочевники-венгры в 906 подвергли опустошению и заняли большую часть В.

Реконструкция которого стоял священник Славомир. В результате восстания власть немецких феодалов была ликвидирована и они были изгнаны за пределы страны. Так как подавить восстание немецкие феодалы не были в состоянии, они сделали попытку восстановить свою власть в Великой Моравии, воспользовавшись авторитетом Святополка. Он был поставлен во главе большого» немецкого войска, которое двинулось против восставших.

Но подойдя к великоморавской столице — Велеграду, Святополк перешел на сторону восставших и нанес немцам тяжелое поражение. Несмотря на это, силы Великой Моравии были, по-видимому, сильно истощены. В 874 г. Военные события 869—874 гг. Он перенес свою деятельность на территорию Блатенского княжества, во главе которого по-прежнему стоял Коцел.

Там Мефодий решил создать самостоятельное славянское Паннонское архиепископство. План этот нашел сочувствие в Риме, где предполагали, что ликвидация зависимости Паннонии от немецких епископов может способствовать укреплению политического влияния папской курии в славянской Центральной Европе. Переговоры с папской курией и на этот раз велись непосредственно Мефодием, который вторично побывал в Риме. Оттуда он вернулся в сане паннонского архиепископа. В границы Паннонского архиепископства была заключена не только Паннония с княжеством Коцел а, но и вся Великая Моравия.

В период деятельности Мефодия на территории Великой Моравии было воздвигнуто несколько каменных храмов. Одним из древнейших храмов является храм в Старом Месте — на территории древнего Велеграда, остатки которого были исследованы в 1949 г. Несмотря на противодействие Болгарии, большая часть Паннонии оказалась во власти Святополка. Столь же значительны были успехи Святополка на северных и западных границах его княжества. Власть его распространилась на славянские земли по Лабе, Одре и в Карпатах, следовательно, на Чехию и на земли сербов-лужичан.

В состав Великой Моравии была включена и Малая Польша. Причина внутренних и внешних успехов раннефеодального Моравского государства при Святополке кроется прежде всего в укреплении экономического строя этого государства, что в свою очередь было следствием развития производительных сил. Археологические исследования на территории земель, входивших некогда в Великоморавское государство, дают основание заключить, что к концу VIII века и особенно первой половине IX века относится заметный прогресс в развитии производительных сил моравского общества. Это нашло свое выражение в более массовом изготовлении и употреблении железных орудий, в более интенсивном развитии системы двухполья и отчасти трехполья в земледелии, в ускорении процесса отделения ремесла от сельского хозяйства, в усовершенствовании гончарного круга. Окончательно складывается система укрепленных «градов» градская система , ставшая серьезной военной опорой княжеской власти.

В условиях роста непосредственной угрозы германской феодальной агрессии политика Святополка находила поддержку в широких массах моравского общества. Рост могущества Великоморавского государства не был следствием исключительной роли, которую якобы играл Святополк как утверждала буржуазно-националистическая историография , а имел внутренние социально-экономические причины. Годы успехов Святополка были временем наибольшего территориального расширения Великой Моравии; Она являлась мощным и фактически самостоятельным государством, хотя и признавала вассальную зависимость от Восточно-франкской Германской империи. Как в Паннонии, так, по-видимому, и в Чехии, и в Малой Польше Святополк, стремясь к укреплению политических связей вновь присоединенных областей с основным ядром своего государства, использовал созданную Мефодием великоморавскую церковную организацию. Распространение христианства в присоединенных им славянских землях Святополк использовал для сплочения их в рамках единого западнославянского государства.

Святополк, с успехом использовавший церковную организацию Мефодия в своей внешней политике, не поддерживал его, однако, в политике внутренней. Даже после третьей поездки Мефодия в Рим, когда он вновь был утвержден в сане архиепископа, а богослужение на церковнославянском языке было еще раз санкционировано папой, Святополк не изменил своего благоприятного отношения к немецкой церкви. Более того, он назначил нитранским епископом немца Вихинга, бывшего заклятым врагом Мефодия. Можно предполагать, что такое отношение великоморавского князя к Мефодию и немецкой церкви было связано также и с некоторыми моментами в его внешней политике, построенной на использовании противоречий между Восточно-франкской империей и Римом, а также между Римом и Византией. Со смертью Мефодия 885 г начался полный разгром созданной им церковной организации.

Архиепископом был назначен немец Вихинг. Церковно-славянский язык как язык культа был запрещен, а многочисленные ученики Мефодия были частично проданы в рабство, а частично насильственно вы- [58] сланы в Болгарию. В их числе находились такие выдающиеся ученые и духовные писатели того времени, как Горазд, Климент, Лаврентий, Наум и др. Отказ Святополка от дела Мефодия стоял в прямой связи с новой внешней политикой Святополка. В 887 г.

Поддержка Святополка была куплена им ценой признания полной независимости Великоморавской державы 890 г. Сближение это, впрочем, оказалось недолговечным. Уже в 892 г. Одновременно Арнульф попытался устроить что-то вроде экономической блокады Великой Моравии, добившись прекращения поставки соли в страну из Болгарии. Но ни в 892, ни в 893 гг.

Арнульфу не удалось достичь сколько-нибудь заметных успехов. Великоморавская держава, несмотря на ее значительные размеры и военную мощь, не была прочным политическим образованием. Отдельные княжеские династии, сохранившиеся на своих землях в обширной державе Святополка, тяготились его властью и теми материальными обязательствами, которые ложились на их плечи. В этих условиях королю Арнульфу было легче справиться с Великой Моравией. Венгры завоевали Паннонию.

В 895 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий