Роман «Цветы для Элджернона» (1966) стал одним из самых популярных у Дэниела Киза. ЧИТАЙ СО МНОЙ: Дэниел Киз «Цветы для Элджернона». Видеосюжет о БИБЛИОНОЧИ-2024 в центральной библиотеке смотрите в «Новостях Рубцовска». С самого начала эксперимента над главным героем Элджернон и Чарли соревновались в прохождении лабиринтов. Не всем легко читать книгу «Цветы для Элджернона», а краткое описание романа позволяет понять последовательность событий. Роман «Цветы для Элджернона», краткое содержание которого будет рассмотрено, более сорока лет во всем мире считался фантастическим произведением.
«Цветы для Элджернона» Дэниела Киза: краткое содержание
Вспомним сюжет одного из самых трогательных фантастических произведений современной литературы. Меня зовут Чарли Гордон. Мне 37 лет и две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечего и на севодня я кончаю». Так начинается дневник воспитанника специализированной школы для людей с ограниченными умственными способностями. Чарли Гордон — один из самых старательных учеников своего класса. Заветная мечта Чарли — стать умным. Сегодня она кажется недосягаемой. Чарли с трудом овладел грамотой, он пишет с ошибками, его речь скудна и примитивна, большинство книг для него — непонятная абракадабра. Наверное чтонибудь придумывают.
Я бы хотел уже уметь придумывать». Искреннее стремление Гордона улучшить свои умственные способности привлекает внимание двух ученых — Штраусса и Немюра. Недавно доктора нашли способ по искусственному увеличению IQ. Опыты на животных дали успешные результаты — лабораторная мышь по кличке Элджернон научилась проходить сложный лабиринт. Теперь пришло время человека. И Чарли Гордон — отличная кандидатура для эксперимента. Доктора заверили своего подопечного, что изменения будут происходить постепенно. Чтобы проследить динамику развития интеллектуальных способностей подопытного, ему приказали вести подобие личного дневника — так называемый «отчет о происходящем». Чарли с детской непосредственностью описывает свои дни.
Рассказывает о «друзьях» на фабрике, где он уже много лет работает уборщиком. Сотрудники открыто насмехаются над слабоумным, просят его показать девушкам, как он моет пол в уборной, спаивают до беспамятства во время посиделки в местном баре. В цеху даже ходит поговорка «свалять Чарли Гордона», то есть «свалять дурака». Однако несчастный Чарли ничего не понимает. Он рад, что может доставить радость приятелям, считает их самыми веселыми и добродушными людьми. Особое место в описаниях Чарли отведено учительнице из его школы —мисс Кинниен. Она для него — недосягаемый идеал, совокупность всех человеческих добродетелей.
Слайд 9 Описание слайда: Саму книгу можно разделить на две части: жизнь Чарли до эксперимента и после. Саму книгу можно разделить на две части: жизнь Чарли до эксперимента и после.
В книге описан относительно небольшой период жизни Чарли Гордона с весны по осень. Начитается повествование весной, когда Чарли собираются сделать операцию по увеличению коэффициента его умственных способностей. Слайд 10 Описание слайда: Мы знакомимся с его примитивным образом мышления и наивным взглядом на жизнь. Мы понимаем, что Чарли Гордон по развитию маленький ребёнок, запертый в теле 32-летнего мужчины. К сожалению, этот факт не понимает его окружение. Его считают просто умственно отсталым человеком, над ним насмехаются и откровенно издеваются так называемые «друзья с работы». Мы знакомимся с его примитивным образом мышления и наивным взглядом на жизнь. Слайд 11 Описание слайда: Чарли в силу своих умственных способностей не понимает этого, он искренне любит своих друзей и доверяет им.
Чарли и мышь по имени Элджернон, которая прошла эту процедуру до него, проходят психологические тесты и обучение. Чарли, как и Элджернон, начинает быстро прогрессировать в интеллектуальном плане. Однако Чарли обнаруживает, что его эмоциональное развитие не соответствует его интеллектуальному росту. Он с трудом понимает, как интерпретировать эмоции других людей и реагировать на них, и с трудом контролирует свои собственные. В частности, ему трудно управлять своей сексуальностью; он пытается начать отношения с Элис, но обнаруживает, что его романтические чувства вызывают панику. Кроме того, коллеги Чарли по пекарне начинают возмущаться его преображением. В отчётах о проделанной работе Чарли описывает, как нарастает его эмоциональное и романтическое разочарование, а также критически относится к команде лаборатории в Бикмане. На поверхность начинают всплывать давно похороненные воспоминания о детстве Чарли. Он вспоминает, как мать избегала его и какую боль это причиняло. Проблемы Чарли обостряются, когда команда лаборатории приезжает на конференцию, чтобы доложить о своих исследованиях.
Доктор Штраус проводит с Чарли сеансы психотерапии. Хотя интеллект Гордона и повышается, о себе он знает очень мало и в эмоциональном плане всё ещё остаётся ребёнком. Прошлое Чарли, раньше скрытое от него, начинает проясняться. Я похож на человека, который проспал полжизни, а теперь пытается узнать, кем он был, пока спал. К концу апреля Чарли меняется настолько, что работники пекарни начинают относиться к нему подозрительно и враждебно. Чарли вспоминает о своей матери. Она не хотела признавать, что её сын родился умственно отсталым, била мальчика, заставляла учиться в обычной школе. Отец Чарли безуспешно пытался защитить сына. Чарли влюблён в свою бывшую учительницу Алису Кинниан. Она совсем не так стара, как казалось Чарли до операции. Алиса младше его, и он начинает неумелые ухаживания. Мысль об отношениях с женщиной приводит Чарли в ужас. Виной этому мать, которая боялась, что её умственно отсталый сын причинит зло младшей сестре. Она вбила мальчику в голову, что к женщинам прикасаться нельзя. Чарли изменился, но засевший в подсознании запрет всё ещё действует. Реклама Чарли замечает, что старший повар пекарни обкрадывает хозяина. Чарли предупреждает его, угрожая рассказать хозяину, воровство прекращается, но отношения портятся окончательно. Он учится доверять себе. К принятию решения Чарли подталкивает Алиса. Он признаётся ей в любви, но она понимает, что время таких отношений еще не наступило. Хозяин пекарни был другом дяди, обещал заботиться о Чарли и выполнил своё обещание. Однако теперь Чарли странно изменился, рабочие боятся его и грозятся уволиться, если Чарли останется. Хозяин просит его уйти. Чарли пытается поговорить с бывшими друзьями, но те ненавидят дурачка, который вдруг стал умнее их всех. Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома. Никогда ещё я не чувствовал себя таким одиноким. Чарли не работает уже две недели. Он пробует спастись от одиночества в объятиях Алисы, но у них ничего не выходит. Гордон словно видит себя и Алису со стороны, глазами прежнего Чарли, который приходит в ужас и не позволяет им окончательно сблизиться. Гордон вспоминает, как сестра ненавидела и стыдилась его. Реклама Чарли становится всё умнее. Вскоре окружающие перестают его понимать. Из-за этого он ссорится с Алисой — та чувствует себя рядом с ним полной дурой.
Гениальный ум — чудесный дар или самое страшное проклятье? Обзор книги «Цветы для Элджернона»
Цветы для Элджернона Цветы для Элджернона» (англ. Впечатляющая история жизненного пути главного героя Чарли Гордона в книге «Цветы для Элджернона» заставляет нас задуматься о смысле жизни, ценности интеллекта и непредсказуемости нашего существования. Некоторые клиенты Ozon и Wildberries оставляют недовольные отзывы об экземплярах романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» из-за ошибок в тексте. Роман «Цветы для Элджернона» (1966) стал одним из самых популярных у Дэниела Киза.
Краткое содержание рассказа «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза
Он загорелся идеей написать драму и понял, что сюжет сработает только в том случае, если герою есть что терять, то есть спуститься с высоты. Киз выбрал эту высоту: достижение пика интеллектуальных способностей. Трагедия наступает, когда персонаж теряет эту способность. Это и послужило основой для рассказа Киза «Цветы для Элджернона». О названии Основанием для выбора названия «Цветы для Элджернона» послужили последние строки романа, в которых главный герой Чарли Гордон просит положить цветы на могилу Элджернона, лабораторной мыши, у которой была такая же операция на мозге, как и у него. Возложение цветов на могилу мыши указывает на то, что Элджернон, значимость которого для других минимальна, имеет для Чарли большое значение и навсегда останется в его памяти. Чарли, о котором не заботились на протяжении большей части жизни, отождествляет себя с мышью и отчаянно хочет оставить хоть какую-то память о себе. Жанр произведения По жанру «Цветы для Элджернона» — это научно-фантастический роман, в котором традиционно допускается присутствие какого-либо научного открытия, не имеющего места в реальности. Но нельзя не учитывать и жанровую форму произведения. В данном случае показано поэтапное развитие человеческой личности, поэтому кроме научной фантастики в романе присутствуют и элементы биографии.
Известно, что в начале написания книги повествование велось от третьего лица, но в процессе работы Киз изменил свое решение, и в итоге всю историю Чарли Гордона читатель узнает из его собственных уст. Большую роль в этом решении сыграли отличия в восприятии самого героя. Если в первом случае люди потешались над Чарли, то во втором — сочувствовали и сопереживали, чего и хотел добиться автор. Несмотря на то, что жанровые формы биографии достаточно разнообразны мемуары, дневники, письма, эссе , Киз прибегает в романе к новой форме повествования — отчету. Это объясняется тем, что использование таких форм, как дневник или мемуары предполагает наличие хорошо развитого мышления, чего, как известно, был лишен Чарли Гордон. Отчет же, хотя и схож с дневниковой формой, но пишется не по собственному волеизъявлению, а по указанию «сверху», что как раз соответствует данному сюжету. Темы Образование На протяжении большей части истории умственная отсталость приписывалась плохой наследственности. Такие люди часто считались угрозой для общества и, даже, определенным злом. Некоторые изолировались от социума, подвергались насильственной стерилизации.
Многих помещали в специализированные лечебные учреждения, где они были вынуждены работать, чтобы оплачивать уход за собой. Идея обучения людей с ограниченными интеллектуальными возможностями набрала обороты в середине 20-го века. В то время родители детей с умственными недостатками все чаще отвергали советы врачей помещать детей в специальные лечебные учреждения. Они отдавали предпочтение специализированным образовательным услугам, которые спонсировались государством. В 1960-х годах усилия Национальной ассоциации умственно отсталых детей привели к тому, что некоторые государственные школы начали предлагать классы и программы профессионального образования для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Программы, подобные занятиям, которые Чарли посещал в «Цветах для Элджернона», были разработаны для обучения жизненным навыкам, укреплению уверенности в себе и т. Образовательная политика продолжала меняться в последующие десятилетия, и в 1975 году был принят Государственный закон известный как FAPE , который признавал право каждого учащегося на бесплатное государственное образование. Знаменитое судебное дело о расовой сегрегации в школах, «Браун против Совета по образованию» 1954 года, имело последствия и для учащихся с ограниченными возможностями, еще больше укрепив их образовательные права вне зависимости от умственных способностей. Жестокость В романе Чарли сталкивается с двумя видами жестокого обращения.
Его мать Роуз оскорбляет его словесно и наказывает физически, когда видит проявления его умственной отсталости, хотя Чарли не виновен ни в каких «проступках». Когда Чарли не может правильно повторить то, что читает Роуз, она ругает его и угрожает физической расправой, называет его ленивым и обещает «вбить в него это». Поскольку мать изначально не хочет верить в инвалидность Чарли, она придумывает альтернативные объяснения его поведению: он ленив, рассеян или медленно усваивает материал. Когда Роуз, наконец, признает его неполноценность после того, как его сестра Норма рождается «нормальной», она становится еще более жестокой. Например, после того, как Чарли берет сестренку на руки, она кричит и бьет его так сильно, что он падает на кровать. Женщина боится, что Чарли каким-то образом причинит вред Норме. Однажды ночью он просыпается и слышит ее крик: «Лучше ему умереть. Он никогда не сможет жить нормальной жизнью». В романе также показан другой вид жестокого обращения с людьми, подобными Чарли: жестокость исключительно ради развлечения.
Жертва часто не понимает жестокого обращения и бессильна его предотвратить. Чарли считает своих коллег по пекарне своими друзьями и не обижается, когда они насмехаются над ним или ставят ему подножку. Он не понимает, что их фраза «изображать Чарли Гордона» означает «вести себя так же глупо, как Чарли». Такой тип жестокости по отношению к умственно-отсталым нисколько не лучше физического насилия и не может быть оправдан. Одиночество Чарли испытывает одиночество как в самой низшей стадии своего развития, так и на пике интеллекта. Отвергнутый семьей, он находится в полной духовной изоляции. Его самое большое стремление — общение, и он надеется, что, став умнее, у него будет «много друзей». Тем не менее, когда Чарли становится гением, он все так же изолирован. Его растущий интеллект также обособляет его от коллег по пекарне, что совершенно противоположно его ожиданиям.
Став гением, он обнаруживает, что создатели эксперимента далеки от «интеллектуальных гигантов», которыми они когда-то казались ему. Они понимают гораздо меньше в своих областях знаний, чем он. Следовательно, только Чарли должен найти ошибку в эксперименте. Несмотря на начавшееся снижение интеллекта, он по-прежнему чувствует себя изолированным. Глядя целыми днями на экран телевизора, он задается вопросом: «Почему я всегда смотрю на жизнь через окно? Личность В своем романе автор задает центральный вопрос: что делает человека личностью? Для профессора Немура человек — это личность, способная к разумному мышлению. Немур говорит, что когда-нибудь такие люди, как Чарли, «станут настоящими людьми» благодаря его операции. На конференции по психологии в присутствии Чарли он говорит: «Можно сказать, что Чарли Гордона на самом деле не существовало до этого эксперимента».
Точно так же сестра Чарли, Норма, признает Чарли своим старшим братом только после того, как он «стал очень умным». Она радостно восклицает: «У меня вдруг появился старший брат», как будто Чарли до этого просто не существовало. Чарли, с другой стороны, приходит к пониманию, что личность — это нечто гораздо большее, чем просто интеллект. На самом деле, думает он: «Интеллект без человеческой привязанности не стоит и выеденного яйца». Для него настоящий человек — это тот, у кого есть «родители, память и история». Чарли настаивает: «Я человек. Я был кем-то до того, как лег под нож хирурга», и горячо желает убедить в этом профессора Немура. Его интеллект, его воспоминания и новая встреча с семьей служат подтверждением того, что у него «была семья и … он был таким же человеком, как и все» задолго до того, как он встретил Немура. По словам Чарли, любовь является неотъемлемой частью того, что делает человека личностью, и его стремление к любви проявляется на протяжении всей его жизни.
Он говорит: «Я человек… и я должен кого-то любить». Любовь Чарли должен преодолеть комплексы, сформированные в его детстве, чтобы выразить свою любовь к Алисе. Его чувства к ней вызывают тревогу и негативные ассоциации, связанные с сексом. Его воспоминания указывают на то, что эти ассоциации связаны с жестоким обращением со стороны матери. Она наказывала его за проявление любых признаков сексуальности, например, когда он смотрел на свою обнаженную сестру через дверь ванной или возбуждался от подруги своей сестры. Она говорила ему, что он не имеет права «так смотреть на девушку», и шлепала его за это. Чарли был избит братьями Харриет за то, что он передал ей, как он считал, невинную, искреннюю любовную записку. Как выяснилось, это была записка сексуального характера, написанная его «другом» Хайми. Поэтому неудивительно, что у Чарли возникали проблемы сексуального характера с Алисой, в которую он был влюблен.
Эта любовь беспокоит и смущает его, так как напоминает ему о любви к матери и сестре. Ему удается иметь случайные сексуальные отношения с Фэй, но только «сильным усилием воли», чтобы отмежеваться от дооперационного Чарли, который «прячется за окном». Страх Автор показывает, что страх является мощной мотивацией для Чарли и других персонажей. Страх постоянно присутствует в жизни Чарли как до, так и после операции. В детстве он боялся жестокого обращения со стороны матери: она наказывала его за поведение, которое он не мог контролировать, например, за пачкание штанишек. Также она была склонна к непредсказуемым вспышкам гнева, например, когда ударила его за то, что он взял на руки свою маленькую сестру. После операции, когда Чарли начинает умнеть и его жизнь меняется, он боится разлуки с теми, к кому он привык. Он испытывает «панику … страх, которого я не понимаю» при мысли об уходе из пекарни. Он боится остаться в одиночестве.
Чарли также боится собственных сексуальных реакций, избегая даже прикосновения к руке Алис в кино и на свиданиях. По мере того, как Чарли становится умнее и узнает об ошибке в эксперименте, он опасается потери навыков и знаний, которые приобрел. Он умоляет: «Не дай мне забыть петь и читать». Он также боится потерять свои отношения и время с Алисой, и, прежде всего, он боится будущего. Другие персонажи также подвержены разным страхам. Немур опасается, что интеллект Чарли превзойдет его собственный. Алиса боится, что эксперимент скорее навредит, чем поможет Чарли, и частично она будет нести ответственность за этот вред. Позже она боится вступать с ним в любые отношения. Анализ Отчет 1.
На основании этого и последующих отчетов доктор Штраус и профессор Немур решат, подходит ли Чарли для их эксперимента. Мисс Кинниан, преподаватель Чарли в Центре для умственно отсталых взрослых колледжа Бикман, сказала ему, что врачи могут повысить его интеллект, и Чарли очень надеется на это. Чарли согласился написать отчеты, но предупредил врачей, что не умеет хорошо писать. Они сказали ему писать так же, как он говорит. В отчете Чарли упоминает свой возраст, 32 года, и свою работу в пекарне мистера Доннера. Анализ Этот первый отчет знакомит читателей с главным героем и приглашает их в мир Чарли Гордона. В отчете содержится достаточно доказательств умственной отсталости Чарли. Письмо Чарли изобилует повторяющимися предложениями, а его правописание в основном фонетическое, как у ребенка, который только учится читать. Умственная отсталость Чарли также проявляется в его замешательстве по поводу эксперимента, в котором он может принять участие.
Он не знает, зачем ему нужно писать отчеты о проделанной работе, хотя знает, что это как-то связано с доктором Штраусом и профессором Немуром, которые сделают его умным. Он подписывает отчет «искренне ваш Чарли Гордон», как будто пишет письмо. Отчет дает представление о личности Чарли, а не только о его умственных ограничениях. Читатели узнают, что Чарли «хочет быть умным» и очень мотивирован; он работает и учится в школе. Несмотря на то, что Чарли утверждает, что он «не может писать хорошо», он пишет весь отчет до тех пор, пока «больше не может думать». Он делает все возможное, и это кажется ему важным. Поскольку Чарли — рассказчик, читатели узнают об эксперименте только то, что знает он сам: очень немногое. На самом деле не ясно, существует ли эксперимент вообще, возможно, это просто исследование. Чарли непонятно, как, зачем и почему его планируют использовать ученые.
Хотя отчет оставляет у читателей больше вопросов, чем ответов, он сразу же дает четкое представление о психическом состоянии рассказчика, его дружелюбном характере и желании угодить. Отчет 2. Он описывает тест как «грубый шок», проведенный Бертом на факультете психологии. Чарли пишет, что боялся, что тест будет болезненным, потому что Берт был в белом халате и сказал Чарли расслабиться. Это напомнило Чарли о врачах и дантистах, причинявших Чарли боль. Он также беспокоился о тесте, потому что пролил чернила. Во время теста Берт поднял серию белых карточек с пролитыми на них чернилами и спросил Чарли, какие картинки он на них видит? Чарли написал, что не видел никаких картинок, кроме чернильных клякс, хотя и старался изо всех сил. Анализ Этот отчет показывает страх Чарли Гордона перед неудачей, основанный на прошлом опыте.
Чарли, которому нужно было пройти тест с чернильными пятнами, говорит: «Я увидел пролитые чернила и очень испугался», потому что «в детстве я всегда проваливал тесты в школе и проливал чернила». Когда Чарли пытается дать ответы на вопросы Берта, он говорит: «Я боялся провалить тест». Отчет Чарли начинается и заканчивается ощущением страха. Тесты Роршаха, более известные как тесты чернильных пятен, были популярным инструментом психоанализа в 1960-х годах. Они использовались для постановки психологических диагнозов и измерения личности и познания. В тесте Роршаха пациентов просят описать, что они видят в серии из 10 карточек с двусторонне симметричными чернильными пятнами. Неспособность Чарли связать формы с чем-либо, кажется, расстраивает Берта, который несколько раз объясняет Чарли тест, прежде чем «его карандаш» сломается и тестирование закончится. Этот отчет также знакомит читателей с Бертом, которого Чарли называет «хорошим человеком». Он терпелив и ободряет Чарли, просит его расслабиться и улыбается ему.
Он говорит медленно и несколько раз, осторожно объясняет Чарли тест. Из этого отчета неясна роль Берта в колледже и в эксперименте; читатели знают о нем столько же, сколько и Чарли. Отчет 3. Доктор Штраус говорит, что мисс Кинниан называет Чарли своим лучшим учеником. Он спросил Чарли о его желании стать умнее и о его учебе в Центре колледжа Бикмана для умственно отсталых взрослых. Чарли ответил, что его мать хотела, чтобы он стал умным, и он очень старался этого добиться, хотя у него были проблемы с запоминанием. Профессор Немур предупредил Чарли, что неясно, подействует ли на него экспериментальная операция, потому что до сих пор ее делали только на животных. Он добавил, что если Чарли примет участие, врачам потребуется разрешение его семьи. Однако дядя Чарли Герман умер, и он мало что помнит о своих родителях или сестре Норме, за исключением того, что они жили в Бруклине.
Чарли не хочет продолжать писать отчеты. Они не дают ему выспаться, из-за чего он хуже работает в пекарне. Гимпи накричал на него за то, что он роняет булочки. Чарли называет Гимпи своим другом и размышляет о том, как Гимпи удивится, если он станет умнее. Анализ Этот отчет представляет собой еще одно свидетельство желания Чарли Гордона стать умнее, а также его решимость сделать все возможное, чтобы добиться этого.
Стремительно повышающийся уровень интеллекта отражается, в том числе и в его письменных отчетах: «Strauss again brought up my need to speak and write simply and directly so that people will understand me. He reminds me that language is sometimes a barrier instead of a pathway.
Ironic to find myself on the other side of the intellectual fence». Действительно, язык порой «вместо дороги превращается в барьер». Спустя еще каких-то два месяца: «June 11. His article attacks Tanida"s theory of enzyme fusion-the concept of changing the chemical structure of the enzyme blocking the step in the metabolic pathway. I read it in the Hindu journal of Psychopathology just a few days ago. Our results speak for themselves" "But Tamda himself first propounded the theory of blocking the maverick enzyme through combination, and now he points out that"». Таким образом, к главному герою приходит понимание того, насколько он превзошел в интеллектуальном плане окружающих его людей, в том числе многих видных ученых: «Am I a genius?
I don"t think so. Not yet anyway. As Burt would put it, mocking the euphemisms of educational jargon, I"m exceptional - a democratic term used to avoid the damning labels of gifted and deprived which used to mean bright and retarded and as soon as exceptional begins to mean anything to anyone they"ll change it. The idea seems to be: use an expression only as long as it doesn"t mean anything to anybody. Exceptional refers to both ends of the spectrum, so all my life I"ve been exceptional». Не уверен. По крайней мере, пока.
Я, как сказал бы Барт, исключение. Вполне демократичный термин, позволяющий избегнуть проклятых ярлыков типа «одаренный» и «неспособный» что на самом деле означает «блестящий» и «слабоумный». Как только слово «исключение» начинает приобретать смысл, его тут же заменяют другим. Пользуйся словом только до тех пор, пока никто не понимает его значения. Итак, роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» в полной мере раскрывает взаимоотношения общества и отдельно взятой личности, которая в силу известных причин, не может соответствовать принятой в нём норме. Попытки главного героя стать частью этого общества наталкиваются на нежелание большинства понять и признать, что он так же, как и все прочие его представители, имеет право на уважительное к себе отношение.
Однако история Чарли Гордона, возможно, так и осталась бы простым описанием трагической судьбы очередного социального изгоя, если бы не четкая позиция автора на этот счет, которая находит свое выражение как в самом романе, так и в предшествующем ему эпиграфе. А именно: роман содержит в себе невероятную по силе своего воздействия морально-этическую установку, призванную окончательно утвердить в общественном сознании идею того, что к людям, по каким-либо причинам отличающимся от окружающих, следует относиться так же, как и ко всем остальным. Может быть, именно этим объясняется тот факт, что роман является обязательным для изучения в американских школах. Выводы по второй главе На основе анализа отличительных черт художественных работ Д. Киза как писателя-фантаста мы можем заключить, что его произведения являются выдающимся образцом «продуманной» литературы. Более того, ярко выраженный гуманизм фантастики автора прослеживается в ее идейно-эстетическом содержании. Доказательством тому служит роман «Цветы для Элджернона», в котором писатель на примере трагической судьбы главного героя раскрывает сложные и порой противоречивые взаимоотношения общества и отдельно взятой личности, подчеркивая при этом необходимость гуманного к ней отношения.
Недавно я имела удовольствие познакомиться с творчеством американского писателя Дэниелом Кизом. Первым его произведением, попавшим мне в руки, был роман «Цветы для Элджернона». Эта книга стала для меня приятным открытием в мире фантастики, ведь я всегда относилась скептически к такого рода литературе. Но эта «фантастика» удивила меня своей реалистичностью, искренностью и социально-драматическим сюжетом, который, я полагаю, не оставит равнодушным ни одного читателя. Произведение «Цветы для Элджернона» - это в большей мере не пища для ума, а пища для наших охладевших чувств. Книга удивила с первых строк, ведь автор решил окунуть читателя в мир эмоций и ощущений главного героя, Чарли Гордона, с помощью его записи в дневнике. Прочитав первые строки, оказываешься в недоумении, так как складывается впечатление, что читаешь личный дневник ребенка, который только что научился писать: грамматические ошибки, отсутствие пунктуации, односложные предложения… Через эти записи автор книги знакомит нас с главным героем, его способом жизни, чувствами и его умственной эволюцией после совершенного над ним научного эксперимента.
Сюжет на первый взгляд может показаться очень простым и тривиальным, но в этой простоте и заключается философская глубина и символизм произведения. Саму книгу можно разделить на две части: жизнь Чарли до эксперимента и после. В книге описан относительно небольшой период жизни Чарли Гордона с весны по осень. Начитается повествование весной, когда Чарли собираются сделать операцию по увеличению коэффициента его умственных способностей. Мы знакомимся с его примитивным образом мышления и наивным взглядом на жизнь. Мы понимаем, что Чарли Гордон по развитию маленький ребёнок , запертый в теле 32-летнего мужчины. К сожалению, этот факт не понимает его окружение.
Его считают просто умственно отсталым человеком, над ним насмехаются и откровенно издеваются так называемые «друзья» с работы. Чарли в силу своих умственных способностей не понимает этого, он искренне любит своих друзей и доверяет им. Несмотря на свой умственный дефект, он стремится стать умным и образованным человеком. Даже у нормальных людей не всегда можно встретить такую тягу к знаниям, как у нашего героя. Персонаж завораживает своей открытостью для окружающего мира, он добр и искренен в своих чувствах, поступках и отношении к людям. Здесь и заключена проблематика произведения - общество отказывается замечать то, что у людей с умственными отклонениями есть чувства и эмоции, что они понимают по-своему, слышат нас по-своему и видят мир по-своему. Порой мы бываем настолько узколобыми и невежественными, что стараемся не замечать таких людей в лучшем случае , а, на самом деле, часто и смеёмся над ними, считая их «овощами».
Главный герой , став гением после проведённого профессором Немуром и доктором Штраусом эксперимента, верно подмечает: «Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума. Так же в романе поднимается острая социальная тема влияния семьи на становление личности. Согласитесь, что не каждая семья может справиться с рождением умственно отсталого ребёнка, принять его и полюбить таким, каким он есть, дать ему человеческое тепло и заботу.
Но он не должен никому говорить об операции, и каждый день должен появляться в больнице для осмотра.
Узнав, что Элджернон постоянно обыгрывает его только потому, что ему тоже сделали аналогичную операцию, Чарли повеселел: у него появилась реальная надежда, что и он поумнеет. Чарли навестил доктор Штраусс, который принес ему «телевизор» — прибор, который должен работать во время сна. Кроме того, теперь миссис Кинниен будет учить его индивидуально, под присмотром врачей. Он искренне считал их своими друзьями, но мужчины лишь смеялись над слабоумным Чарли.
Во время соревнований Чарли стал побеждать Элджернона и вскоре с ним подружился. Также он начал читать, улучшилась его грамотность. Миссис Кинниен очень радовалась успехам своего ученика. Она считала, что Чарли «сделал больше, чем многие умные люди, которые никогда даже не используют свои мозги».
Глава 10 Чарли поумнел настолько, что понял: он был лишь посмешищем для своих так называемых друзей. Он принялся изучать историю, географию, арифметику, иностранные языки. Кроме того, Чарли влюбился в Алису Кинниен. Глава 11 Поразительно быстро развившийся интеллект поставил стену между Чарли и старыми его знакомыми.
Ему даже стала очевидна ограниченность доктора Штрауса и доктора Немюра, их заблуждения в поставленном эксперименте.
Он загорелся идеей написать драму и понял, что сюжет сработает только в том случае, если герою есть что терять, то есть спуститься с высоты. Киз выбрал эту высоту: достижение пика интеллектуальных способностей. Трагедия наступает, когда персонаж теряет эту способность. Это и послужило основой для рассказа Киза «Цветы для Элджернона». О названии Основанием для выбора названия «Цветы для Элджернона» послужили последние строки романа, в которых главный герой Чарли Гордон просит положить цветы на могилу Элджернона, лабораторной мыши, у которой была такая же операция на мозге, как и у него.
Возложение цветов на могилу мыши указывает на то, что Элджернон, значимость которого для других минимальна, имеет для Чарли большое значение и навсегда останется в его памяти. Чарли, о котором не заботились на протяжении большей части жизни, отождествляет себя с мышью и отчаянно хочет оставить хоть какую-то память о себе. Жанр произведения По жанру «Цветы для Элджернона» — это научно-фантастический роман, в котором традиционно допускается присутствие какого-либо научного открытия, не имеющего места в реальности. Но нельзя не учитывать и жанровую форму произведения. В данном случае показано поэтапное развитие человеческой личности, поэтому кроме научной фантастики в романе присутствуют и элементы биографии. Известно, что в начале написания книги повествование велось от третьего лица, но в процессе работы Киз изменил свое решение, и в итоге всю историю Чарли Гордона читатель узнает из его собственных уст.
Большую роль в этом решении сыграли отличия в восприятии самого героя. Если в первом случае люди потешались над Чарли, то во втором — сочувствовали и сопереживали, чего и хотел добиться автор. Несмотря на то, что жанровые формы биографии достаточно разнообразны мемуары, дневники, письма, эссе , Киз прибегает в романе к новой форме повествования — отчету. Это объясняется тем, что использование таких форм, как дневник или мемуары предполагает наличие хорошо развитого мышления, чего, как известно, был лишен Чарли Гордон. Отчет же, хотя и схож с дневниковой формой, но пишется не по собственному волеизъявлению, а по указанию «сверху», что как раз соответствует данному сюжету. Темы Образование На протяжении большей части истории умственная отсталость приписывалась плохой наследственности.
Такие люди часто считались угрозой для общества и, даже, определенным злом. Некоторые изолировались от социума, подвергались насильственной стерилизации. Многих помещали в специализированные лечебные учреждения, где они были вынуждены работать, чтобы оплачивать уход за собой. Идея обучения людей с ограниченными интеллектуальными возможностями набрала обороты в середине 20-го века. В то время родители детей с умственными недостатками все чаще отвергали советы врачей помещать детей в специальные лечебные учреждения. Они отдавали предпочтение специализированным образовательным услугам, которые спонсировались государством.
В 1960-х годах усилия Национальной ассоциации умственно отсталых детей привели к тому, что некоторые государственные школы начали предлагать классы и программы профессионального образования для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Программы, подобные занятиям, которые Чарли посещал в «Цветах для Элджернона», были разработаны для обучения жизненным навыкам, укреплению уверенности в себе и т. Образовательная политика продолжала меняться в последующие десятилетия, и в 1975 году был принят Государственный закон известный как FAPE , который признавал право каждого учащегося на бесплатное государственное образование. Знаменитое судебное дело о расовой сегрегации в школах, «Браун против Совета по образованию» 1954 года, имело последствия и для учащихся с ограниченными возможностями, еще больше укрепив их образовательные права вне зависимости от умственных способностей. Жестокость В романе Чарли сталкивается с двумя видами жестокого обращения. Его мать Роуз оскорбляет его словесно и наказывает физически, когда видит проявления его умственной отсталости, хотя Чарли не виновен ни в каких «проступках».
Когда Чарли не может правильно повторить то, что читает Роуз, она ругает его и угрожает физической расправой, называет его ленивым и обещает «вбить в него это». Поскольку мать изначально не хочет верить в инвалидность Чарли, она придумывает альтернативные объяснения его поведению: он ленив, рассеян или медленно усваивает материал. Когда Роуз, наконец, признает его неполноценность после того, как его сестра Норма рождается «нормальной», она становится еще более жестокой. Например, после того, как Чарли берет сестренку на руки, она кричит и бьет его так сильно, что он падает на кровать. Женщина боится, что Чарли каким-то образом причинит вред Норме. Однажды ночью он просыпается и слышит ее крик: «Лучше ему умереть.
Он никогда не сможет жить нормальной жизнью». В романе также показан другой вид жестокого обращения с людьми, подобными Чарли: жестокость исключительно ради развлечения. Жертва часто не понимает жестокого обращения и бессильна его предотвратить. Чарли считает своих коллег по пекарне своими друзьями и не обижается, когда они насмехаются над ним или ставят ему подножку. Он не понимает, что их фраза «изображать Чарли Гордона» означает «вести себя так же глупо, как Чарли». Такой тип жестокости по отношению к умственно-отсталым нисколько не лучше физического насилия и не может быть оправдан.
Одиночество Чарли испытывает одиночество как в самой низшей стадии своего развития, так и на пике интеллекта. Отвергнутый семьей, он находится в полной духовной изоляции. Его самое большое стремление — общение, и он надеется, что, став умнее, у него будет «много друзей». Тем не менее, когда Чарли становится гением, он все так же изолирован. Его растущий интеллект также обособляет его от коллег по пекарне, что совершенно противоположно его ожиданиям. Став гением, он обнаруживает, что создатели эксперимента далеки от «интеллектуальных гигантов», которыми они когда-то казались ему.
Они понимают гораздо меньше в своих областях знаний, чем он. Следовательно, только Чарли должен найти ошибку в эксперименте. Несмотря на начавшееся снижение интеллекта, он по-прежнему чувствует себя изолированным. Глядя целыми днями на экран телевизора, он задается вопросом: «Почему я всегда смотрю на жизнь через окно? Личность В своем романе автор задает центральный вопрос: что делает человека личностью? Для профессора Немура человек — это личность, способная к разумному мышлению.
Немур говорит, что когда-нибудь такие люди, как Чарли, «станут настоящими людьми» благодаря его операции. На конференции по психологии в присутствии Чарли он говорит: «Можно сказать, что Чарли Гордона на самом деле не существовало до этого эксперимента». Точно так же сестра Чарли, Норма, признает Чарли своим старшим братом только после того, как он «стал очень умным». Она радостно восклицает: «У меня вдруг появился старший брат», как будто Чарли до этого просто не существовало. Чарли, с другой стороны, приходит к пониманию, что личность — это нечто гораздо большее, чем просто интеллект. На самом деле, думает он: «Интеллект без человеческой привязанности не стоит и выеденного яйца».
Для него настоящий человек — это тот, у кого есть «родители, память и история». Чарли настаивает: «Я человек. Я был кем-то до того, как лег под нож хирурга», и горячо желает убедить в этом профессора Немура. Его интеллект, его воспоминания и новая встреча с семьей служат подтверждением того, что у него «была семья и … он был таким же человеком, как и все» задолго до того, как он встретил Немура. По словам Чарли, любовь является неотъемлемой частью того, что делает человека личностью, и его стремление к любви проявляется на протяжении всей его жизни. Он говорит: «Я человек… и я должен кого-то любить».
Любовь Чарли должен преодолеть комплексы, сформированные в его детстве, чтобы выразить свою любовь к Алисе. Его чувства к ней вызывают тревогу и негативные ассоциации, связанные с сексом. Его воспоминания указывают на то, что эти ассоциации связаны с жестоким обращением со стороны матери. Она наказывала его за проявление любых признаков сексуальности, например, когда он смотрел на свою обнаженную сестру через дверь ванной или возбуждался от подруги своей сестры. Она говорила ему, что он не имеет права «так смотреть на девушку», и шлепала его за это. Чарли был избит братьями Харриет за то, что он передал ей, как он считал, невинную, искреннюю любовную записку.
Как выяснилось, это была записка сексуального характера, написанная его «другом» Хайми. Поэтому неудивительно, что у Чарли возникали проблемы сексуального характера с Алисой, в которую он был влюблен. Эта любовь беспокоит и смущает его, так как напоминает ему о любви к матери и сестре. Ему удается иметь случайные сексуальные отношения с Фэй, но только «сильным усилием воли», чтобы отмежеваться от дооперационного Чарли, который «прячется за окном». Страх Автор показывает, что страх является мощной мотивацией для Чарли и других персонажей. Страх постоянно присутствует в жизни Чарли как до, так и после операции.
В детстве он боялся жестокого обращения со стороны матери: она наказывала его за поведение, которое он не мог контролировать, например, за пачкание штанишек. Также она была склонна к непредсказуемым вспышкам гнева, например, когда ударила его за то, что он взял на руки свою маленькую сестру. После операции, когда Чарли начинает умнеть и его жизнь меняется, он боится разлуки с теми, к кому он привык. Он испытывает «панику … страх, которого я не понимаю» при мысли об уходе из пекарни. Он боится остаться в одиночестве. Чарли также боится собственных сексуальных реакций, избегая даже прикосновения к руке Алис в кино и на свиданиях.
По мере того, как Чарли становится умнее и узнает об ошибке в эксперименте, он опасается потери навыков и знаний, которые приобрел. Он умоляет: «Не дай мне забыть петь и читать». Он также боится потерять свои отношения и время с Алисой, и, прежде всего, он боится будущего. Другие персонажи также подвержены разным страхам. Немур опасается, что интеллект Чарли превзойдет его собственный. Алиса боится, что эксперимент скорее навредит, чем поможет Чарли, и частично она будет нести ответственность за этот вред.
Позже она боится вступать с ним в любые отношения. Анализ Отчет 1. На основании этого и последующих отчетов доктор Штраус и профессор Немур решат, подходит ли Чарли для их эксперимента. Мисс Кинниан, преподаватель Чарли в Центре для умственно отсталых взрослых колледжа Бикман, сказала ему, что врачи могут повысить его интеллект, и Чарли очень надеется на это. Чарли согласился написать отчеты, но предупредил врачей, что не умеет хорошо писать. Они сказали ему писать так же, как он говорит.
В отчете Чарли упоминает свой возраст, 32 года, и свою работу в пекарне мистера Доннера. Анализ Этот первый отчет знакомит читателей с главным героем и приглашает их в мир Чарли Гордона. В отчете содержится достаточно доказательств умственной отсталости Чарли. Письмо Чарли изобилует повторяющимися предложениями, а его правописание в основном фонетическое, как у ребенка, который только учится читать. Умственная отсталость Чарли также проявляется в его замешательстве по поводу эксперимента, в котором он может принять участие. Он не знает, зачем ему нужно писать отчеты о проделанной работе, хотя знает, что это как-то связано с доктором Штраусом и профессором Немуром, которые сделают его умным.
Он подписывает отчет «искренне ваш Чарли Гордон», как будто пишет письмо. Отчет дает представление о личности Чарли, а не только о его умственных ограничениях. Читатели узнают, что Чарли «хочет быть умным» и очень мотивирован; он работает и учится в школе. Несмотря на то, что Чарли утверждает, что он «не может писать хорошо», он пишет весь отчет до тех пор, пока «больше не может думать». Он делает все возможное, и это кажется ему важным. Поскольку Чарли — рассказчик, читатели узнают об эксперименте только то, что знает он сам: очень немногое.
На самом деле не ясно, существует ли эксперимент вообще, возможно, это просто исследование. Чарли непонятно, как, зачем и почему его планируют использовать ученые. Хотя отчет оставляет у читателей больше вопросов, чем ответов, он сразу же дает четкое представление о психическом состоянии рассказчика, его дружелюбном характере и желании угодить. Отчет 2. Он описывает тест как «грубый шок», проведенный Бертом на факультете психологии. Чарли пишет, что боялся, что тест будет болезненным, потому что Берт был в белом халате и сказал Чарли расслабиться.
Это напомнило Чарли о врачах и дантистах, причинявших Чарли боль. Он также беспокоился о тесте, потому что пролил чернила. Во время теста Берт поднял серию белых карточек с пролитыми на них чернилами и спросил Чарли, какие картинки он на них видит? Чарли написал, что не видел никаких картинок, кроме чернильных клякс, хотя и старался изо всех сил. Анализ Этот отчет показывает страх Чарли Гордона перед неудачей, основанный на прошлом опыте. Чарли, которому нужно было пройти тест с чернильными пятнами, говорит: «Я увидел пролитые чернила и очень испугался», потому что «в детстве я всегда проваливал тесты в школе и проливал чернила».
Когда Чарли пытается дать ответы на вопросы Берта, он говорит: «Я боялся провалить тест». Отчет Чарли начинается и заканчивается ощущением страха. Тесты Роршаха, более известные как тесты чернильных пятен, были популярным инструментом психоанализа в 1960-х годах. Они использовались для постановки психологических диагнозов и измерения личности и познания. В тесте Роршаха пациентов просят описать, что они видят в серии из 10 карточек с двусторонне симметричными чернильными пятнами. Неспособность Чарли связать формы с чем-либо, кажется, расстраивает Берта, который несколько раз объясняет Чарли тест, прежде чем «его карандаш» сломается и тестирование закончится.
Этот отчет также знакомит читателей с Бертом, которого Чарли называет «хорошим человеком». Он терпелив и ободряет Чарли, просит его расслабиться и улыбается ему. Он говорит медленно и несколько раз, осторожно объясняет Чарли тест. Из этого отчета неясна роль Берта в колледже и в эксперименте; читатели знают о нем столько же, сколько и Чарли. Отчет 3. Доктор Штраус говорит, что мисс Кинниан называет Чарли своим лучшим учеником.
Он спросил Чарли о его желании стать умнее и о его учебе в Центре колледжа Бикмана для умственно отсталых взрослых. Чарли ответил, что его мать хотела, чтобы он стал умным, и он очень старался этого добиться, хотя у него были проблемы с запоминанием. Профессор Немур предупредил Чарли, что неясно, подействует ли на него экспериментальная операция, потому что до сих пор ее делали только на животных. Он добавил, что если Чарли примет участие, врачам потребуется разрешение его семьи. Однако дядя Чарли Герман умер, и он мало что помнит о своих родителях или сестре Норме, за исключением того, что они жили в Бруклине. Чарли не хочет продолжать писать отчеты.
Они не дают ему выспаться, из-за чего он хуже работает в пекарне. Гимпи накричал на него за то, что он роняет булочки. Чарли называет Гимпи своим другом и размышляет о том, как Гимпи удивится, если он станет умнее. Анализ Этот отчет представляет собой еще одно свидетельство желания Чарли Гордона стать умнее, а также его решимость сделать все возможное, чтобы добиться этого.
Bookдайвинг
После проведенной операции Чарли продолжает проходить разного рода испытания и даже соревнования с мышью Элджерноном. Как и в первый раз, мышь обыгрывала Чарли во всех состязаниях, что невероятно раздражало его. Чарли признается, что начинает ненавидеть эту мышь, которая и умнее, и сообразительнее его. Прошло некоторое время и Чарли возвращается к своей обычной жизни.
Он снова может заниматься привычными ему вещами: работать, общаться со знакомыми, но единственное — доктор Штраусс попросил никому не рассказывать об эксперименте и особенно о том, что была проведена операция. Ежедневно Чарли должен был посещать больницу и своего доктора для осмотра. Во время одного из таких осмотров Чарли узнает о том, почему Элджернон постоянно его обыгрывает.
Оказалось, что и ему была сделана такая же операция по улучшению интеллекта. Этот факт очень обнадежил Чарли, ведь он понял, что и для него есть шанс стать умным, раз с мышью это получилось. Чарли встретился с доктором Штрауссом, который дал Чарли специальный аппарат, похожий на телевизор.
Этот прибор будет работать тогда, когда Чарли будет спать. Также Чарли узнает о том, что теперь его учительница — мисс Кинниен, будет заниматься с ним отдельно, по специальной программе и под руководством докторов. В один из дней Чарли вместе со своими коллегами по работе идет на вечеринку.
Чарли был уверен, что он окружен друзьями, но внезапно понял, что те, кого он всегда считал друзьями, видели в нем лишь слабоумного и потешались над ним. В это же время, когда Чарли посещал своего врача и соревновался в смекалке с Элджерноном, он стал замечать, что впервые стал побеждать мышь. Его ненависть к сопернику прошла, и он подружился с таким же участником эксперимента, как и он сам.
Чарли становился все более умным — он начал читать книги и стал более грамотно излагать свои мысли. Его учительница — мисс Кинниен искренне радовалась успехам своего ученика, она была уверена в том, что Чарли совершил нечто такое важное, чего никогда до него не делали, к тому же она считала, что большинство людей своими мозгами и не пользуются.
После эксперимента мышь легко находила выход из сложного лабиринта, однако со временем она делала это всё хуже и хуже. Чарли понимает, что его высокий IQ скоро вновь упадёт до низкого уровня, и начинает думать, возможно ли замедлить этот процесс. Семья мальчика была небогатой.
Как вспоминал сам Киз, в годы Великой депрессии его отец часто уходил из дома на поиски подработки ещё до рассвета, выпив лишь кружку кофе натощак. Он не ездил на общественном транспорте, чтобы сэкономить несколько центов. Каждый день он проходил больше 30 километров ради того, чтобы попытаться заработать немного денег. Чуть позже ему удалось открыть свой магазин подержанных вещей, что принесло семье некоторую финансовую стабильность. Мать Киза работала косметологом.
Профессию она освоила сама. Никто из родителей юного Дэниэла не получил полноценного образования ввиду частых переездов в детстве. Поэтому Уильям и Бетти Киз постоянно наказывали своему сыну хорошо учиться в школе, чтобы добиться успеха в жизни. Мальчик был не против. С самого раннего детства он любил много читать и узнавать новое.
Книги, как правило, ему приносил отец из своего магазина. Вероятно, именно из-за увлечения литературой у Дэниэла быстро развилась близорукость. Ребёнок боялся , что однажды внезапно ослепнет. Поэтому он читал ещё больше. Также мальчик пробовал делать повседневные дела с завязанными глазами — чтобы заранее подготовиться к жизни без зрения.
У него получалось быстро находить нужные вещи, раскладывая их по дому в логическом порядке. Конечно, юный Дэниэл не ослеп, а лишь начал носить очки. В детстве мальчик был очень дружен со своими родителями. Ему нравилось танцевать с ними и слушать пение матери. В частности, он называл композицию Smoke in Your Eyes джазового музыканта Пола Уайтмена одной из любимых песен семейства Кизов.
Smoke in Your Eyes Но с годами мальчик начал замечать, что чем больше он читает книг, тем сильнее отдаляется от родителей. Ему было интереснее жить в придуманном мире, а не в мрачном настоящем. Годы шли и близился момент, когда юноше следовало определиться со своей будущей профессией. Родители с самого детства хотели, чтобы их сын выучился на врача. На вопросы ребёнка о причинах такого выбора, мама и папа отвечали : «Потому что врач похож на Бога.
Он лечит и спасает жизни. Мы хотим, чтобы ты тоже исцелял людей». Дэниэл не спорил и решил, что аргументы родителей вполне убедительны. Да и расстраивать их не хотелось. Он попрощался с мечтой стать знаменитым писателем, начал работать и копить деньги на обучение в медицинском колледже.
Но иногда у него всё-таки возникали мысли попробовать стать и врачом, и писателем одновременно. Он решил ориентироваться на других людей, которые получили медицинское образование, но прославились как писатели: Сомерсета Моэма, Конан Дойла и Антона Чехова. Однако у всех этих людей была общая черта: они начали писать из-за неудач в медицинской карьере. Арт художницы Хельги Нордвик Киз проучился по подготовительной программе для будущих студентов-медиков в университете Нью-Йорка целый год, потратив практически все сбережения и гадая , где бы найти денег на оплату осеннего семестра. Но молодой человек чувствовал, что учёба не приносила ему удовольствия.
Одним апрельским утром 1945 года у Киза в голове появилась мысль: «Моё образование отдаляет меня от людей, которых я люблю. Как это можно исправить? Затем, внезапно, возникла и вторая: «Если бы было возможно увеличить интеллект человека, то, к чему бы это привело? Киз запомнил обе идеи и отправился на учёбу. На одном из занятий, учащиеся проводили вскрытие белых мышей.
Операция оказала на Киза сильное впечатление, и в его сознании закрепился ещё один образ. Позднее в тот же день, один из друзей Киза рассказал ему об интересной инициативе: если учащийся поступает на службу в армию США, то он освобождается от экзаменов. После Второй мировой войны вооружённым силам были нужны добровольцы. Киз решил попробовать стать моряком, но сомневался, что у него получится: проблемы со зрением никуда не исчезли. Однако он успешно прошёл медобследование и был назначен на должность судового казначея нефтяного танкера.
На корабле он также числился штатным врачом. Его служба закончилась в декабре 1946 года, когда один из матросов отравился экстрактом лимона. Капитан поручил Кизу сделать всё возможное, чтобы спасти его, но попытки откачать пострадавшего ни к чему не привели. После возвращения корабля из плавания, Киз решил закончить свою военную карьеру и продолжить обучение. Заработанных на судне денег хватило на оплату учёбы.
Он вернулся домой и в 1950 году получил степень бакалавра психологии в Бруклинском колледже. После окончания учёбы будущий писатель работал продавцом книг, а затем — в почтовой компании.
Роман никогда не выходил из печати, по нему было снято множество фильмов и сценических адаптаций, и он был включён во многие списки обязательного чтения. Тем не менее, роман также считается спорным и часто запрещался за откровенное сексуальное содержание. В романе присутствует эта тема, а также другой сложный материал, включая жестокое обращение, издевательства и терминологию, которая сегодня считается неуважительной по отношению к людям с ограниченными умственными и физическими возможностями. Чарли Гордон, 32 года, имеет умственную отсталость и IQ 68. Он живёт в Нью-Йорке и работает уборщиком в пекарне, принадлежащей мистеру Доннеру, другу дяди Чарли, который взял Чарли к себе после того, как в юности его бросила семья. Несколько вечеров в неделю он посещает занятия в Бикмане, центре колледжа для взрослых с нарушениями интеллекта. Его учительница Элис Кинниан отмечает, что Чарли мотивирован к учёбе, и его выбирают для экспериментальной процедуры, призванной значительно улучшить его интеллект. Перед процедурой Чарли просят начать записывать свои мысли и чувства в серии отчётов о проделанной работе которые он вначале пишет как «progris riport».
Первые отчёты о проделанной работе, которые являются главами романа, просты и полны ошибок, но со временем письмо Чарли становится гораздо более совершенным. Экспериментальная операция проходит успешно.
Сделай выбор! Другой иррационалистический посыл является более верным. В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного. Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровня развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла.
Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека. Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей. Теперь их у меня нет. О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я. Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи.
Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку.
«Верните деньги за книгу»: читатели приняли литературный замысел автора за низкую грамотность
Social Media Science. Новости. тэги: главные герои, дэниел киз, описание героев, характеристика героев, цветы для элджернона. Книга "Цветы для Элджернона" (автор Дэниэл Киз) давно лежала у меня в закладках и ждала своего времени, когда ажиотаж вокруг этого романа немного поутихнет. Произведение «Цветы для Элджернона» можно отнести к научно-фантастической драме.
Читатели занижают рейтинг книги «Цветы для Элджернона». Возмущены «ошибками» в начале романа
Однажды кто-то из ребят спросил, можно ли попасть в обычную школу, если ученик будет старательно заниматься и станет умным. Имена «Чарли» и «Элджернон» отсылают читателей к биографии английского поэта Алджернона Чарльза Суинберна. Он был человеком с тонкой душевной организацией. В 42 года его психическое здоровье ухудшилось. Под свою опеку поэта взял друг по имени Теодор Уоттс и помогал ему до самой смерти. Образы учёных, придумавших хирургическую операцию для повышения интеллекта, также взяты Дэниелом Кизом из реальной жизни.
Прототипами героев послужили профессора в области психоанализа, у которых обучался писатель, медик и психолог Киз. Изначально произведение «Цветы для Элджернона» было написано в формате рассказа. Через некоторое время Киз доработал его. Но и рассказ, и роман редакторы журналов брали неохотно. Кизу предлагали изменить концовку произведения на хэппи-энд.
Автор наотрез отказывался, понимая, что печальный финал заключает в себе весь смысл и посыл его творения. Он мечтает стать умнее и выбиться в люди. Чарли становится участником эксперимента по повышению интеллекта. До него подобную операцию прошла лишь лабораторная мышь по кличке Элджернон. Поначалу эксперимент кажется удачным.
Если до операции Чарли не мог пройти тот же лабиринт, что и поумневший Элджернон, то после он способен сам строить научные теории в области искусственного повышения интеллекта. Но постепенно Чарли начинает понимать, что окружающие всегда считали его человеком второго сорта, а коллеги смеялись над ним.
Скорость обучения уборщика в хлебопекарне превосходит в десятки, а то и в сотни раз темп учебы обычных людей. Через пару недель он свободно владеет несколькими языками и читает научную литературу. Его мечта осуществилась — он умный. Но обрадовало ли это его друзей?
Стал ли он сам по-настоящему счастливым? На работе он самостоятельно научился выпекать хлеб и булочки, внес свои рацпредложения, которые могли бы увеличить доходы предприятия… Но главное — он заметил, что, те, кого он еще вчера любил и уважал, могут обмануть и предать. Произошло столкновение, и «друзья» подписали прошение об его увольнении. Они не готовы к общению с новым Чарли. С одной стороны — произошли загадочные изменения. А то, что непонятно и где-то даже противоестественно — пугает и настораживает.
С другой стороны, ведь невозможно общаться на равных и принять в свои ряды того, кто еще вчера был на несколько ступенек ниже. Однако и Чарли теперь уже не может и не хочет быть рядом с теми, кого он еще вчера безмерно любил и уважал. Он научился читать и писать, но вместе с тем он научился осуждать и обижаться. Алиса Кинниан, один из ярких женских образов романа «Цветы для Элджернона», искренне радуется его успехам. Они становятся ближе. Дружба перерастает во взаимную симпатию, а затем и в любовь… Но с каждым днем уровень его интеллекта растет.
Иногда бывшей учительнице и наставнице Чарли не хватает знаний и способностей, чтобы понять его. Все чаще она молчит, обвиняя саму себя в своей несостоятельности и ущербности. Чарли тоже отмалчивается. Его раздражают её глупые вопросы и непонимание «элементарного». Между ними появляется небольшая трещина, разлом, который увеличивается параллельно росту его IQ. Вдобавок возникает еще одна проблема: как только он хочет её поцеловать, обнять и приблизиться к ней как мужчина, его охватывает непонятное оцепенение, страх, необъяснимая паника, и он проваливается в темноту, где слышит голос того слабоумного Чарли.
Что это — он не понимает и разбираться не хочет. Того Чарли больше не существует, а, может, его никогда и не было. Круг сужается. Мир смеялся над ним, когда он был слабоумным. Изменились обстоятельства, изменился он сам, однако мир продолжает его не принимать. На смену цинизму, потехе и глумлению пришли страх и отчуждение.
Тем не менее, роман также считается спорным и часто запрещался за откровенное сексуальное содержание. В романе присутствует эта тема, а также другой сложный материал, включая жестокое обращение, издевательства и терминологию, которая сегодня считается неуважительной по отношению к людям с ограниченными умственными и физическими возможностями. Чарли Гордон, 32 года, имеет умственную отсталость и IQ 68.
Он живёт в Нью-Йорке и работает уборщиком в пекарне, принадлежащей мистеру Доннеру, другу дяди Чарли, который взял Чарли к себе после того, как в юности его бросила семья. Несколько вечеров в неделю он посещает занятия в Бикмане, центре колледжа для взрослых с нарушениями интеллекта. Его учительница Элис Кинниан отмечает, что Чарли мотивирован к учёбе, и его выбирают для экспериментальной процедуры, призванной значительно улучшить его интеллект.
Перед процедурой Чарли просят начать записывать свои мысли и чувства в серии отчётов о проделанной работе которые он вначале пишет как «progris riport». Первые отчёты о проделанной работе, которые являются главами романа, просты и полны ошибок, но со временем письмо Чарли становится гораздо более совершенным. Экспериментальная операция проходит успешно.
Чарли и мышь по имени Элджернон, которая прошла эту процедуру до него, проходят психологические тесты и обучение.
Дочка заказала книгу. Дочке восемь лет. Когда она начала читать книгу, нашла очень много ошибок. Просто ужас, столько ошибок в книге. Первый раз такое попалось. Источник: твиттер phioniray Другая клиента Wildberries, кажется, не смогла дочитать книгу и назвала выпуск бракованным. Просто ужасные грамматические ошибки. Читать невозможно. Как можно пустить в продажу подобный брак?
Жалко даже 89 рублей, которые потратила на эту «книгу ошибок».
«Цветы для Элджернона»: история создания
Цветы для Элджернона Киз Дэниел "Цветы для Элджернона" Дэниела Киза входят в программу обязательного чтения в американских школах. «Цветы для Элджернона», где по сюжету, главный герой Чарли Гордон, 37-летний умственно отсталый уборщик на производстве, принимает участие в научном эксперименте, позволяющем значительно повысить интеллект. Рассказ Дэниела Киза«Цветы для Элджернона»: главные герои и их характеристика, краткое содержание для подготовки к уроку и читательского дневника. Роман «Цветы для Элджернона» признан лучшим произведением американского писателя Дэниела Киза и внесен в программу для обязательного прочтения в.
Тема одиночества цветы для элджернона. «Цветы для Элджернона
«Цветы для Элджернона» — психологический роман, состоящий из дневниковых записей главного героя, поэтому каждый компонент образа подчёркивает психологизм произведения, важность психологической части в образе самого персонажа. Дэниел киз цветы для Элджернона эксклюзивная классика. рассказ американского писателя Дэниела Киза, позже дополненный им в виде романа и впоследствии адаптированный для кино и других СМИ. Книгу «Цветы для Элджернона» можно назвать образцом не столько научной, сколько психологической фантастики. В статье представлена характеристика персонажей, а также выявлены особенности построения системы персонажей романа.
Цветы для элджернона герои - 83 фото
В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного. Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровня развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла.
Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека. Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание.
Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей. Теперь их у меня нет.
О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я. Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе.
Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак.
Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они.
Все меньше ошибок. Все больше сложноподчинённых предложений. Он уже не ограничивается описанием своих повседневных обязанностей. Серые будни наполнены более глубокими чувствами, более сложными переживаниями. Все чаще он вспоминает прошлое. Туман постепенно рассеивается, он вспоминает лица отца и матери, слышит голос маленькой сестры Норы, чувствует запах родного дома. Возникает ощущение, словно кто-то взял кисть, яркие краски, и решил раскрасить белые с черными контурами картинки прошлых лет. Окружающие тоже начинают замечать эти удивительные перемены….
Чарли берется за учебу. То, что еще вчера казалось непонятным и запутанным, сегодня — проще простого. Скорость обучения уборщика в хлебопекарне превосходит в десятки, а то и в сотни раз темп учебы обычных людей. Через пару недель он свободно владеет несколькими языками и читает научную литературу. Его мечта осуществилась — он умный. Но обрадовало ли это его друзей? Стал ли он сам по-настоящему счастливым? На работе он самостоятельно научился выпекать хлеб и булочки, внес свои рацпредложения, которые могли бы увеличить доходы предприятия… Но главное — он заметил, что, те, кого он еще вчера любил и уважал, могут обмануть и предать. Произошло столкновение, и «друзья» подписали прошение об его увольнении.
Они не готовы к общению с новым Чарли. С одной стороны — произошли загадочные изменения. А то, что непонятно и где-то даже противоестественно — пугает и настораживает. С другой стороны, ведь невозможно общаться на равных и принять в свои ряды того, кто еще вчера был на несколько ступенек ниже. Однако и Чарли теперь уже не может и не хочет быть рядом с теми, кого он еще вчера безмерно любил и уважал. Он научился читать и писать, но вместе с тем он научился осуждать и обижаться. Алиса Кинниан, один из ярких женских образов романа «Цветы для Элджернона», искренне радуется его успехам. Они становятся ближе. Дружба перерастает во взаимную симпатию, а затем и в любовь… Но с каждым днем уровень его интеллекта растет.
Иногда бывшей учительнице и наставнице Чарли не хватает знаний и способностей, чтобы понять его. Все чаще она молчит, обвиняя саму себя в своей несостоятельности и ущербности.
После ознакомления с кратким содержанием рекомендуется прочитать книгу полностью, по главам. Пересказ и характеристику персонажей можно кратко записать в читательский дневник и использовать для подготовки к уроку литературы, доклада или творческой работы. Содержание Сюжет Главный герой — Чарли Гордон, 37-летний мойщик полов, служащий компании-производителя пластиковой тары в романе — 32-летний умственно отсталый уборщик в хлебопекарне — добровольно участвует в эксперименте по улучшению интеллекта.
Искусственное улучшение интеллекта путём хирургической операции — оригинальное открытие двух учёных: доктора Штраусса и доктора Немюра. После успешной операции над мышью по кличке Элджернон они решают провести аналогичную операцию над каким-нибудь умственно отсталым человеком. Выбор останавливается на Чарли, так как он выказывает стремление научиться лучше читать и писать, стать умнее. Рассказ выполнен в форме отчётов о происходящем от лица Чарли. При повышении его интеллектуальных способностей в тексте постепенно исчезают многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки, усложняется стилистика.
В результате проведенной операции IQ Чарли стремительно растёт с 68 до 200. Чарли чувствует особенную привязанность к Элджернону, понимая, что Элджернон — единственное существо с судьбой, похожей на его собственную. С самого начала эксперимента над главным героем Элджернон и Чарли соревновались в прохождении лабиринтов — мышь в коробке, а человек на бумаге. Сначала Элджернон всё время выигрывал, что сильно злило Чарли; он очень обрадовался, наконец победив Элджернона. После этого Чарли старался подружиться с мышью.
Скорость обучения Чарли во много раз превосходит скорость обучения обычных людей — и уже через несколько недель он свободно знает несколько языков и с удовольствием читает техническую литературу. Его бывшая учительница из школы для умственно отсталых, Алиса Кинниан, первоначально радуется успехам Чарли, но затем начинает от него отдаляться: она уже не в состоянии его понять. В романе, в отличие от рассказа, значительно более разработана сюжетная линия романтических отношений Чарли и учительницы. На своей работе Чарли предложил новую модель размещения станков, что позволило бы сэкономить 10 тысяч долларов ежегодно, однако восторг директора не был поддержан рабочими, и они подписали прошение об увольнении Чарли. Они не были готовы общаться с Чарли после изменения его личности; Чарли тоже понимает, что не может поддерживать с ними дружеские отношения.
В романе присутствуют также воспоминания детства Чарли, его встречи с родителями и сестрой, запоздалое осознание себя мужчиной. Ещё через месяц уровень интеллекта Чарли становится выше, чем уровень интеллекта профессоров, проводящих эксперимент. Для Чарли очевидны их ограниченность и заблуждения. Когда у подопытной мыши начинают наблюдаться признаки регрессии, он решает сам продолжить исследование и использовать всю силу собственного интеллекта, чтобы найти решение проблемы. Несмотря на видимую первоначальную удачу эксперимента, поведение мыши даёт серьёзный повод для беспокойства — её интеллект начинает угасать столь же быстро, как и нарастал.
Через некоторое время Элджернон умирает. При вскрытии видно, что его мозг уменьшен, извилины сглажены. Чарли попросил не сжигать труп Элджернона, как это обычно делали с лабораторными животными, и похоронил его сам. Исследования Чарли показали, что после операции, разработанной Штраусом и Немюром, стремительная регрессия неизбежна. Становится понятной дальнейшая судьба Чарли: он обречён на возвращение в исходное психическое состояние.
Годы творчества: 1952 … Википедия Мы начинаем историю о людях с фантастически натренированным разумом. Понаблюдаем же, как прекрасна наука. Как события прошлого могут влиять на отдельно взятого человека до конца жизни? Пример из истории, которую преподносят как научно-фантастическое произведение. Главные герои Второстепенные персонажи Берт Селден лаборант и младший член исследовательской группы.
Чарли какое-то время считает его своим другом. Как выясняется позже, преданности в их дружбе не было. Мистер Доннер владелец пекарни. Становится опекуном главного героя. Чарли относится к нему как к отцу.
Единственный в романе, кто заботился о психологически неполноценном парне. Хромой пекарь с повреждением ноги. Симпатизирует Чарли и становится не просто защитником, но и другом. После дружба разбивается об измену. Фанни Бердин работница, которая первой чувствует, что изменения могут быть опасны для Чарли.
Вскоре ее опасения подтвердятся. Миссис Муни на стадии регрессии и полной изоляции Чарли от друзей играет роль домохозяйки. Главное утешение для Чарли — это встреча с ними. Стремление углубить свои знания и познать окружающий мир заставляют его посещать уроки чтения и письма в учебном центре Beekman.
Киза всегда занимали вопросы, связанные с возможностями человеческого мозга, темными местами в науке, что изучает этот важнейший орган человеческого тела. Некоторое время Киз преподавал английский в школе для детей с ограниченными умственными способностями. Чарли Гордон — собирательный образ, в нем есть понемногу от каждого из юных учеников Дэниела Киза. Жизненный путь Американский фантаст ушел из жизни совсем недавно — в июне 2014 года. Его дебютный роман и одноименный рассказ всегда пользовались неизменной популярностью и продолжают переиздаваться до сих пор. В 1968 году на большие экраны вышла первая экранизация «Цветов» под названием «Чарли» режиссер Ральф Нельсон.
Фильм был показан на Берлинаре, получил Золотой глобус и Оскар. Кроме того, «Цветы для Элджернона» не раз ставились на подмостках театров, в том числе, отечественных. Вспомним сюжет одного из самых трогательных фантастических произведений современной литературы. Меня зовут Чарли Гордон. Мне 37 лет и две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечего и на севодня я кончаю». Так начинается дневник воспитанника специализированной школы для людей с ограниченными умственными способностями. Чарли Гордон — один из самых старательных учеников своего класса. Заветная мечта Чарли — стать умным. Сегодня она кажется недосягаемой.
Чарли с трудом овладел грамотой, он пишет с ошибками, его речь скудна и примитивна, большинство книг для него — непонятная абракадабра. Наверное чтонибудь придумывают. Я бы хотел уже уметь придумывать». Искреннее стремление Гордона улучшить свои умственные способности привлекает внимание двух ученых — Штраусса и Немюра. Недавно доктора нашли способ по искусственному увеличению IQ. Опыты на животных дали успешные результаты — лабораторная мышь по кличке Элджернон научилась проходить сложный лабиринт. Теперь пришло время человека. И Чарли Гордон — отличная кандидатура для эксперимента. Доктора заверили своего подопечного, что изменения будут происходить постепенно. Чтобы проследить динамику развития интеллектуальных способностей подопытного, ему приказали вести подобие личного дневника — так называемый «отчет о происходящем».
Что почитать - Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
Дэниел киз цветы для Элджернона эксклюзивная классика. Social Media Science. Новости. Social Media Science. Новости. «Цветы для Элджернона», где по сюжету, главный герой Чарли Гордон, 37-летний умственно отсталый уборщик на производстве, принимает участие в научном эксперименте, позволяющем значительно повысить интеллект.