Работать на себя – прибыльно, однако для достижения поставленных целей начинающий предприниматель должен сперва составить бизнес-план. Также бизнес-план для начинающих предпринимателей фактически служит инструкцией, следование которой помогает реализовать поставленные цели. Готовые бизнес-планы могут не отражать всех особенностей бизнеса, поэтому документ лучше составить самостоятельно или с помощью профессионалов. Основная цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса между потребностями и возможностями предприятия. Бизнес-план – это руководство, определяющее цели бизнеса и описывающее способы для достижения этой цели.
Задачи бизнес-планирования и их роль в продвижении компании
Для чего нужен бизнес-план? - Библиотека бизнес-знаний. Портал Предпринимателей. | Внутренняя цель: бизнес-план помогает создать реальную плановую основу для управления функционированием и разви-тием бизнеса компании путем разработки и непрерывного обнов-ления бизнес-плана. |
Полное руководство по бизнес-целям: 22 примера и пути достижения | разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. |
Как написать бизнес-план для развития бизнеса | Цель такого бизнес-плана — показать все возможные варианты выхода бизнеса из кризиса. |
3.2. Цели и основные задачи разработки бизнес-плана | Внутренняя цель бизнес-плана в качестве целевой аудитории предполагает вас и сотрудников компании. |
Основы составления бизнес-плана | Планирование — важная часть бизнес-плана, но не менее важно описывать как именно вы будете добиваться своих целей. |
Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
На этом этапе составления традиционного бизнес-плана необходимо подробно описать свой продукт: что это, для кого он, какой у него жизненный цикл. Расскажите, чем отличаются пути для разных сегментов аудитории. Спрогнозируйте, как на жизненный цикл продукта может повлиять развитие технологий, и придумайте новое предложение на будущее. Анализ рынка В этом разделе бизнес-плана демонстрируется знание индустрии и рынка, а также результаты проведенных исследований.
Соберите как можно больше информации о вашей нише. Опросите потенциальных клиентов, кто оказывает им аналогичные услуги и как часто они ими пользуются, а потом зафиксируйте результаты в бизнес-плане. В качестве итога — выделите целевой сегмент аудитории и постарайтесь спрогнозировать его рост.
Все человеческие ресурсы, которых потребует развитие бизнеса, должны быть зафиксированы в плане организационного устройства. Опишите здесь: Иерархию компании. Состав управленческой команды и её слабые стороны.
Категории персонала и затраты на заработную плату. Укажите, сколько сотрудников работает на каждой должности, и спланируйте расходы на заработную плату с учётом повышения оклада и увеличения численности персонала. Финансовый план Здесь вам нужно описать все источники финансирования и доходы, а также все расходы — разовые, регулярные и периодические.
Если у вас существующий бизнес, включите данные о работе компании за три-пять предыдущих лет. Это отчеты о прибыли и убытках, балансовые отчеты, отчеты о движении денежных средств. Инвесторам интересны планы компании.
Информация по каждому году должна включать прогнозируемые отчеты о прибылях и убытках. Операционный план Здесь должно быть детально описано то, как вы будете достигать целей компании в краткий период от 6 до 18 месяцев. Так, операционный план в общих чертах объясняет, чем именно команда будет заниматься от недели к неделе.
Если бизнес-план нужен для внешнего инвестора, банка или госоргана, сразу уточните, по каким стандартам его следует оформлять. Как правило, на сайтах организаций есть информация о приоритетных шаблонах. Этот раздел пишется, когда основной текст документа уже готов.
Кратко опишите конкурентные преимущества, дайте информацию о потенциальных потребителях и партнерах. В случае с новой компанией, расскажите, как вы собираетесь продавать свой товар или услугу и как будете их рекламировать. Укажите, какой стартовый капитал вам необходим, и где вы планируете его взять.
Опишите ключевые этапы развития проекта и приведите сроки его окупаемости и планируемую прибыльность. Если компания уже существует, кратко расскажите о своем опыте, основываясь на тех же пунктах. Лучшие инструменты для составления бизнес-плана Мы уже поговорили о трех сайтах с шаблонами для составления бизнес-плана.
Но существуют и другие инструменты, позволяющие написать и оформить документ уже на основе своих данных. Программа считается одной их лучших в своем классе.
Ресурс предлагает шаблоны и образцы бизнес-планов из разных сфер бизнеса. Помимо них на сайте также можно найти статьи и рекомендации, рассказывающие о нюансах составления бизнес-планов. Здесь вас ждут более 100 готовых бизнес-планов, но доступ к ним платный.
Средняя стоимость одного документа — 1000 рублей. Однако за это вы получаете около 50 страниц шаблона. Бизнес-план должен стать понятной пошаговой инструкцией по достижению поставленных целей. Для этого рекомендуется: Использовать графики. Визуальное отображение данных намного нагляднее и понятнее инвесторам и сотрудникам.
Лучше не давать голословных заявлений, а приводить точные расчеты. Чем детальнее будут описаны шаги, тем легче придерживаться стратегии. Ставить реальные цели. Подумайте не над желаемым, а над достижимым результатом. При составлении бизнес-плана можно пригласить независимых экспертов.
Профессиональная оценка со стороны повышает доверие и придает документу солидность. Unsplash Бизнес-план: типы Бизнес-планы могут быть разными даже для одного и того же проекта. Все зависит от цели документа. Сегодня мы рассмотрим два типа. В таком типе планов можно сделать акценты на разные сферы.
Так, в простом бизнес-плане можно сосредоточиться на отражении управленческих вопросов. Тогда прописываются цели всей организации, каждого из подразделений в частности. Оптимальным вариантом считается, если конкретные задачи расписаны в отношении каждого сотрудника. В рамках простого бизнес-плана существуют подтипы, в частности, проектный бизнес-план. Он нужен, чтобы определить размер необходимых вложений, их эффективность, срок окупаемости и переход к получению чистой прибыли от реализации конкретного проекта.
Направлен на достижение одной цели, которая выражается по-разному — например, в количестве магазинов, объеме реализации или других подобных показателях. В начало документа обязательно добавляют титульный лист и содержание. Однако делается это в последнюю очередь. Подробнее о разделах традиционного бизнес-плана поговорим далее. Как написать традиционный бизнес-план Как мы уже отметили, традиционный бизнес-план состоит из нескольких разделов.
Всего их семь. В этом разделе распишите: Организационно-правовую форму предприятия.
Следует обратить внимание, насколько данным товаром или услугой уже успели насытить рынок другие производители. Оценка перспективных возможностей нужна для понимания, в какой степени актуально расширение масштабов фирмы, ее ассортимента. Под «угрозами» обычно понимают факторы, не зависящие от предпринимателя, например, экономико-политические события на высшем уровне, изменение налоговой политики, валютного курса. Еще пара слов При разработке бизнес-плана практически важно также: проанализировать конкурентов изучение ассортимента, закупки их товаров, оценка ценовой политики ; наметить практические пути достижения целей пошагово, с назначением ответственных лиц на каждом этапе, например: «Выбор системы налогообложения, ответственный фин. Планирование должно быть как можно более подробным и прозрачным. Так, в план продаж может включаться объем реализации, ассортимент, график оплат контрагентам, закупок производственного сырья, вопросы, связанные с расстановкой персонала. Из чего он состоит Структурно бизнес-план состоит из нескольких больших разделов.
В них отражается вся проделанная вычислительная и аналитическая работа. Введение или резюме Короткий рассказ о фирме, ее руководстве, об общих планах «миссия». Приводятся аргументы успешности бизнес-идеи, лежащей в основе бизнес-плана. Удачно составленное резюме обращает внимание инвесторов, и появляется желание изучить документ более углубленно. Можно включить основные показатели на сегодняшний момент если фирма уже работает , желательно с привлечением графических сравнительных данных — они будут лучше восприниматься. Включается короткий рассказ о продукции и информация о финансовом состоянии, банковском обслуживании, уже имеющих место деловых связях с инвесторами. Краткая формулировка планируемых направлений развития тоже включается резюме. Если бизнес новый, основная мысль резюме — аргументация, почему бизнесмен решил заниматься именно этим видом деятельности его образование, опыт, иные аргументы , и доказательства тщательного анализа сегмента рынка, который планируется занять. Рассказ о фирме Рассказ должен содержать сведения о внутренних резервах производителя, например, специалистах высокой квалификации, чей труд формирует конкурирующий на рынке продукт, уникальные научные разработки, применяемые в его производстве.
Сюда можно поместить сведения о продукте, покупателях и их потребностях укрупненно.
Прежде всего, он даёт ответы на весьма конкретные вопросы, главные из которых: а будет ли предприятие выгодным и устроит ли вас результат его прибыльной работы? Но прежде чем однозначно ответить «да» или «нет» на эти вопросы в бизнес-плане проясняются следующие моменты: — каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги, и как он будет изменяться; — кто основная целевая аудитория проекта и какова стратегия конкурентной борьбы; — какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта; — сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков; — каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках; — какой может быть рыночная цена на данную продукцию, и как на нее повлияют конкуренты; — какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта; — каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить и т. Кому это нужно? Допустим, вы бы могли обойтись без этих, пусть очень важных, но не жизненно необходимых знаний о вашем бизнесе. В конце концов, есть такие вещи, как предпринимательские жилка, интуиция, заинтересованность.
Однако честно ответьте на вопрос: сможете ли вы построить бизнес в гордом одиночестве так, чтобы это одиночество стало ещё и богатым? Предугадываем, что нет. Тем более, если на первоначальном этапе развития проекта необходимы материальные инвестиции. А почему инвестор или кредитор должен верить в успех вашего дела, если, конечно, он не ваш старый друг или знакомый? Эту незадачу помогает решить бизнес-план, заключающий в себе две цели: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя цель бизнес-плана в качестве целевой аудитории предполагает вас и сотрудников компании.
В особенности топ-менеджмент, который в своих действиях обязан отталкиваться от чёткой стратегии, а не прогноза погоды и личного настроения. Внешнее назначение бизнес-плана предполагает целевую аудиторию в виде инвесторов, кредиторов и всех тех людей, которые имеют возможность и желание вкладывать средства в чужой бизнес.
Инструкция по созданию бизнес-плана
Что такое Бизнес-планирование? Бизнес-планирование — это… Расписание тренингов. Все Тренинги .ру | Работать на себя – прибыльно, однако для достижения поставленных целей начинающий предприниматель должен сперва составить бизнес-план. |
Как составить бизнес-план | Системность, то есть бизнес-план имеет единую концепцию бизнеса, цели и стратегию их достижения, которые раскрываются в системе связанных между собой разделов. |
Задачи бизнес-планирования и их роль в продвижении компании | Готовые бизнес-планы могут не отражать всех особенностей бизнеса, поэтому документ лучше составить самостоятельно или с помощью профессионалов. |
Как составить бизнес-план
Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана. В тексте мы будем говорить только о внутреннем бизнес-плане. Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих». Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги. Структура бизнес-планов может быть разной.
Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов: Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом. Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла.
Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса. Расскажем о каждом пункте подробнее. Титульный лист. Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает.
На титульном листе нужно указать: полное название бизнеса; страну и город, где бизнес будет работать; контактные данные; организационную структуру. Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель. Анализ рынка и целевая аудитория. В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень. Стоит поискать объем рынка: на какую сумму продают похожие товары, работы или услуги за месяц или за год.
Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете. Нужно также изучить конкурентов.
Важным источником информации служит маркетинговое исследование рынка, которое проводится с применением современных эффективных методик. В маркетинговом плане приводятся следующие данные: ожидаемый объем продаж с разбивкой по периодам времени; описание путей повышения продаж; система поставок и сбыта продукции; система сервисного обслуживания клиентов; рекламная политика с четкой проработкой всех составляющих; меры по организации контроля за реализацией маркетинговой стратегии. ВАЖНО: При работе по франшизе маркетинговый план обязательно должен быть согласован с маркетинговой стратегией, представленной франчайзером. В большинстве случаев значительная его часть разрабатывается непосредственно владельцем франшизы и адаптируется под индивидуальные особенности конкретного проекта.
Производственный план Раздел посвящен мерам и решениям по созданию производства продукции, необходимого для реализации проекта. Эта часть включается в бизнес-план в том случае, если компания или предприниматель, предусматривает ведение производственной деятельности. Обязательно указываются в этом разделе следующие показатели и сведения: необходимый уровень производственных мощностей для достижения целей, сформулированных в бизнес-плане; описание технологического процесса; оборудование и технические средства, необходимые для производства; способ приобретения или аренды оборудования; необходимая площадь производственных помещений; перечень производственных операций, которые передаются в исполнение субподрядчиков, и описание этих операций; перечень субподрядчиков и их характеристики; обеспечение производства сырьем и материалами для изготовления продукции.
Актуальные бизнес-планы с расчетами бесплатно 365 бизнес-планов с расчетами Предлагаем бизнес-планы с примерами совершенно бесплатно. Обращаем ваше внимание, что представленные ниже материалы содержат лишь примеры типовых бизнес-планов. Цифры, приведенные в них, могут расцениваться лишь как ориентировочные, поскольку рынок и цены постоянно меняются. Вместе с тем, приведенный бизнес-план позволяет получить примерное представление о шагах, которые нужно будет предпринять для успешного запуска описываемого бизнеса.
Процесс планирования в организации должен характеризоваться постоянством. Это необходимо из-за того, что условия внешней среды отличаются неопределенностью и изменчивостью, поэтому компания должна вносить коррективы и уточнять планы, учитывая все изменения. Принцип гибкости — наличие возможности изменения направленности планов из-за появления непредвиденных обстоятельств.
Принцип точности — каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Обязательности выполнения. Принцип обязательности выполнения — принятый к исполнению план является обязательным для выполнения всеми сотрудниками компании. Виды бизнес-планов Внутренний Данный вид включает в себя следующие подвиды: Управленческий бизнес-план. В таком документе отображаются основные этапы достижения целей. Здесь указаны конкретные задачи и роли сотрудников, а также взаимодействие между отделами. Бизнес-план проекта. Документ, который позволяет рассчитать объем капиталовложений в реализацию идеи. Это может быть крупный стартовый проект по реализации производства или долгосрочная идея в рамках какого-либо периода, которую компания хочет внедрить в основной рабочий процесс. Целевой бизнес-план.
Это разовый проект, который дополняет основной бизнес-план. Например, выбор точек, где компания разместит свой продукт — массажные кресла, на которых люди смогут расслабиться после шопинга. В плане можно отразить результаты исследования с выкладками по местам наибольшего скопления людей, а по каждой точке расписать расходы на аренду места в помещениях — торговых центрах, вокзалах, аэропортах, бизнес-центрах и гостиницах. Внешний Сюда входят бизнес-планы: Для инвесторов. Документ, в котором отражены результаты исследований рынка, варианты стратегий развития и объемы финансовых вливаний.
Как написать бизнес-план: пошаговая инструкция
Организационный план Описывается структура компании: указывают все подразделения, штатное расписание, заработную плату для каждой должности. Маркетинговый план Схема продвижения товара, ценообразования, формат и стоимость рекламы, методы стимулирования потребителей. Финансовая часть Указывают размер первоначальных вложений и источники финансирования, дают прогноз объёмов реализации. Отражается ожидаемый доход, и на основании этих данных просчитывается срок окупаемости проекта. Для небольшого предприятия разработать бизнес-план можно самостоятельно. Если планируется масштабный проект, может потребоваться помощь специалистов: аналитиков, маркетологов, финансистов.
Документ должен быть составлен четко и грамотно, и содержать следующие структурные элементы: Купить рекламу Отключить Резюме Первой и определяющей частью стратегии является резюме. Во время его составления необходимо помнить, что инвестора должна привлечь именно эта часть стратегии, так как она подразумевает основные моменты информации из плана. Здесь коротко рассказывается о своем деле его целях, достижениях, поясняется, в чем потенциальный успех задумки, подчеркиваются преимущества всей стратегии. Несмотря на то, что резюме — первая часть плана, она пишется после готовности остальных элементов. Резюме не должно быть написано красиво. Инвесторы имеют большой опыт и при беглом взгляде на текст, сразу поймут, стоящий он или нет. Это чёткая и конкретная лаконично изложенная информация до двух страниц , которая сразу посвятит вас в проект. Резюме призвано убедить инвесторов, что игра стоит свеч и прибыль последует незамедлительно. Резюме содержит следующую информацию: данные о компании чем занимается, кто основал, ведёт, каких успехов добились и другое по необходимости ; основополагающие цели будущего дела; ресурсы, необходимые для реализации проекта средства инвесторов, кредитование ; методы, влияющие на воплощение в жизнь и успех дела; план и график воплощения проекта в жизнь, возможные корректировки; способы и временные рамки возврата инвестиций занятой суммы , уровень прибыли; какого эффекта планируется достичь. Цели Под целью компании подразумевается конкретный результат, которого планирует добиться предприниматель. При постановке цели важно отметить уникальность дела, его пользу и преимущество для потребителей. Не забудьте о технологической стороне бизнеса, а также о дальнейшем развитии: укажите, что компания не будет выходить в ноль, а будет постепенно наращивать прибыль.
Он содержит основные моменты каждого раздела. Здесь также следует описать компанию, предоставить подробную информацию об управлении и его сильных сторонах, бизнес-целях и причинах его успеха, а также о том, нуждается ли компания во внешнем финансировании, в каком объеме и как оно будет окупаться. Резюме пишется последним и не превышает двух страниц. Общее описание компании Здесь вы делаете обзор компании и деятельности, которой она занимается. Обзор включает в себя название компании, формулировку миссии, цели, задачи и сильные стороны. Если имеется зарегистрированное название компании, торговые марки, патенты или номер плательщика НДС, то включите эти данные в этот раздел. Возможность отрасли и рынка На основе исследования, проведенного вами до написания бизнес-плана, вы опишете найденную вами возможность, «пробел» на существующей рынке. Вам нужно объяснить, почему существует этот пробел, как вы его определили и как вы закроете его. При описании отрасли вы должны ответить на следующие вопросы: Порог входа — насколько легко или сложно будущим конкурентам выйти на этот же рынок и предложить тот же продукт или услугу, что и вы. Кто ваши клиенты и как они влияют на цены. Кто ваши поставщики и как они влияют на цены. Кто ваши конкуренты, насколько сильны их продукты или услуги и основные изменения, влияющие на отрасль. Что касается рынка, вам необходимо указать общий размер рынка, какую долю рынка вы будете иметь и основные тенденции. Бизнес модель Бизнес-модель, которую вы выберете, станет решающим фактором будущего успеха вашего бизнеса. Бизнес-модель должна включать информацию о том, что ваша компания предлагает с точки зрения продуктов или услуг, что делает ваше предложение уникальным, кто целевая аудитория и вы зарабатываете деньги.
Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель». Это интерфейс Project Expert. В принципе, все расчеты можно сделать и в «Экселе», но уйдет больше времени и сил Вначале я выставляю временные рамки реализации проекта, параметры отображения данных, ставку дисконтирования, перечень и основные параметры налогов Затем перехожу в раздел «Инвестиционный план» и вношу статьи инвестиционных затрат, их размер, период осуществления и амортизационные периоды Далее в разделе «Операционный план» вношу информацию по выручке от оказания услуг, данные о персонале и размере фонда оплаты труда, затратах на ведение деятельности. В разделе «Финансирование» отражаю параметры получаемого банковского кредита — сумму, период получения и пользования кредитом, процентную ставку, отсрочку по выплате тела долга Теперь можно перепроверить внесенные данные и вывести отчеты с результатами. Для этого внимательно изучите стандарты, по которым нужно оформить документ. Потом поочередно расписывайте каждый раздел плана и переносите в него соответствующую информацию из финансовой модели. Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта.
Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании
Бизнес-план должен содержать титульный лист, вводную часть, сведения об исходных данных, описание идей и целей, анализ и перспективы, информацию об этапах и сроках их завершения, оценку рисков. Например,если основной целью создания бизнес-плана является получение государственной поддержки, то необходимо сделать акцент на нормативно-правовые документы, а также четком описании целей проекта. Свыше 500 топ бизнес планов для открытия собственного бизнеса с шаблонами и расчетами. Особенность корпоративного бизнес-плана Создание корпоративного бизнес-плана – это поэтапный процесс развертывания стратегической цели и задач до конкретных инициатив и мероприятий. Объём и структура бизнес-плана определяются целями его написания и сферой бизнеса.
Что учесть при составлении бизнес-плана?
- Содержание статьи
- 4 стадии создания бизнес-плана
- Направление используют
- Что это такое бизнес-план: для чего он нужен
- Как определить цели и задачи бизнес-плана
- Задачи бизнес-планирования и их роль в продвижении компании
Что такое хороший бизнес план?
детально описать бизнес-идею, определить ее цели и задачи, а также пути достижения успеха. 0/92. Разберемся, как составить бизнес-план, а также рассмотрим его виды, стандарты бизнес-планирования и узнаем — в чем же заключается его эффективность. Объём и структура бизнес-плана определяются целями его написания и сферой бизнеса. Внешние цели создания бизнес-плана относятся к отношениям предприятия с внешней средой.
Основные цели создания бизнес-плана
Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании | Не существует одного универсального плана для достижения ваших бизнес-целей, но эти стратегии дадут вам наилучшие шансы на успех. |
Инвестиционное планирование: пошаговая инструкция составления бизнес-плана, задачи, структура. | Готовые бизнес-планы могут не отражать всех особенностей бизнеса, поэтому документ лучше составить самостоятельно или с помощью профессионалов. |
Идеальный бизнес-план за 10 шагов
Цель или суть бизнес-плана – привлечение капитала для развития бизнес-идеи. Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Бизнес‑план также пригодится, если вы хотите привлечь средства инвесторов или получить грант от государства. Цели создания бизнес-плана условно можно разделить на две группы: внешние цели и внутренние. Вместе с методологом Натальей Закорюкиной составили чек-лист, который поможет предпринимателям оценить ресурсы и составить реалистичный план развития. В современных условиях на Западе бизнес-план стал одним из важнейших инструментов планирования и управления.
Суть бизнес-планирования
- Бизнес-цели: что это, как поставить и достичь, 22 примера
- Цели и задачи бизнес-планирования - Бизнес-Репетитор
- Использование плана вне компании
- Как правильно составить цели на год для бизнеса: чек-лист для предпринимателя — Дело Модульбанка
- Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы