Однако, если мы ограничимся достаточно конкретным требованием — пять букв в имени, мы найдем, что главная богиня-супруга Осириса имеет имя Исида. Изначально Осирис, подобно фараону, властвовал в Египте со своей женой Исидой.
Супруга Осириса, 5 букв
Как плакальщиц, обеих сестер часто представляли в облике птиц. Плутарх заставлял Сета, охотящегося при свете луны , снова найти тело и разрезать его на куски, которые Исида обязана была собрать воедино. Согласно некоторым версиям, Гор был рожден или зачат до смерти своего отца. Другие утверждали, однако, что он был произведен на свет, пока Исида и Осирис были еще в чреве их матери, то есть неба.
Превалировала теория, что Исида забеременела от трупа Осириса, временно оживленного не открывая полностью гроба, или от вновь собранного тела, или даже просто от частей его , то ли человеческим способом, когда ее часто представляют сидящей на гробе и обычно принимающей форму птицы, или от крови, сочащейся из тела или из его частей. Существуют более ранние варианты, что она забеременела от плода древа судьбы обычно виноградной лозы или от другой части этого древа; эти точки зрения, однако, приложимы также к рождению Осириса, который, в конце концов, как мы часто наблюдали, идентичен своему сыну, хотя он, скорее, представляет пессимистическую сторону мифа. Со своим сыном Гором еще не рожденным, или новорожденным, или очень юным Исида бежала из тюрьмы в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследований Сета в зеленых зарослях джунглей на острове или на плавучем острове, чье название греки передавали как Хеммис , где Гор, как другие солярные божества, родился в зеленых зарослях.
Разные боги и богини, особенно ее сестра Нефтида и мудрый Тот, защищали Исиду и ухаживали за ней и младенцем богом. Некоторые сообщали, что Исида, чтобы спрятать ребенка, поместила его в сундук или корзину, которую пустила плыть по течению Нила. Позднее ее человеческое тело и голову коровы на некоторых рисунках объясняли как результат излечения этой раны богом Тотом [4].
В некоторых текстах относящихся к этому мифу, Исида также называется супругой Хора. Сердце ее отвернулось от миллионов людей и обратилось к миллионам богов. Но вот состарился бог: рот его дрожит, слюна его стекает на землю...
Растерла Исида в руке своей слюну, смешала ее с землей и вылепила могучего змея с ядовитыми зубами, такими, что никто не мог уйти от него живым. Она положила его на пути, по которому должен был шествовать Великий Бог, согласно своему желанию, вокруг Обеих Земель [Египта]. И вот поднялся могучий бог перед богами, подобно фараону — да будет он жив, невредим, здрав, — и вместе со своей свитой двинулся в путь, как [он это делал] каждодневно.
И вонзил в него могучий змей свои зубы. Живой огонь разлился по телу бога и поразил [его], обитающего в кедрах. Раскрыл могучий бог свои уста, и крик Его Величества — да будет он жив, невредим, здрав — достиг небес.
И сказали боги Девятки: — Что это? Стали спрашивать его боги [о том, что с ним случилось]. Но не смог он ответить потому, что дрожали его челюсти, трепетали все его члены: яд охватил все его тело, подобно тому как Хапи [Нил] заливает всю страну во время половодья.
Но вот Великий Бог собрался с силами [букв. Меня ужалило нечто смертоносное, о чем знает мое сердце, но чего не видели мои глаза и не может ухватить моя рука. Я не знаю, кто мог сделать такое со мной.
Никогда раньше я не испытывал боли, подобной этой, еще не было боли страшнее. Пусть придут ко мне мои дети — боги, владеющие чарами речей и умеющие произносить их, — чья сила достигает небес. И приблизились к нему его дети, и каждый бог причитал над ним.
Прибыла Исида со своими чарами, и было в устах ее дыхание жизни. Ведь слова, реченные ею, уничтожают болезни и оживляют тех, чье горло не дышит [букв. И она сказала: — Что случилось, божественный отец мой?
Неужели змей влил в тебя свой яд? Неужели один из созданных тобой поднял свою голову против тебя? Я повергну его своими заклинаниями...
Ответил Ра: — Я — создатель неба и земли. Я сотворил горы и все то, что на них. Я — создатель вод.
Я сотворил Мехет-Урт, создал Кем-атефа и сладость любви. Я — создатель небес и тайн обоих горизонтов, я поместил там души богов. Я — отверзающий свои очи и создающий свет.
Я — закрывающий свои очи и сотворяющий мрак. Я — тот, по чьему повелению разливаются воды Нила, и тот, чье имя неведомо богам. Я — творец времени и создатель дней.
Я открываю [праздничные] торжества. Я — вызывающий разлив. Я — создатель огня и жизни.
Но не выходил яд, и боль не оставляла Великого Бога. И сказала Исида Ра: — Среди слов, которые ты говорил мне, не было твоего имени. Открой мне свое имя, и яд выйдет из тебя, ибо будет жить тот, чье имя произнесено.
В это время яд жег, растекаясь пламенем, и жар его был сильнее, чем от огня. И Божественный сокрылся от богов, и опустел трон в Ладье миллионов [лет]. Когда пришло время, чтобы вышло сердце бога, Исида сказала своему сыну Хору: — Да будет связан он клятвой бога и да отдаст свои глаза солнце и луну!
Пусть Око Хора, выходящее из бога, засияет золотом на его устах. Я делаю так, чтобы яд упал на землю, ибо он побежден. Великий Бог отдал свое имя.
Да будет жить Ра и да погибнет яд! Пусть погибнет яд и будет жить Ра» [5]. Таким образом, в этой «Легенде о Ра и змее» Исида предстает в своей главнейшей ипостаси — как хитрая, умная богиня, в совершенстве владеющая магическим искусством, «великая чарами», мудрейшая богиня, познавшая тайны богов и людей и, наконец, посвященная в тайну тайн — знание сокровенного имени Ра.
Персонаж древнегреческой мифологии, сын Борея, принимавший деятельное участие в походе аргонавтов. Денежная единица Греции, равная ста лептам. Архитектурное сооружение, умеющее менять своё положение относительно близлежащего леса, жилплощадь на курьих ножках. Дорожный сосуд для воды, большая фляжка. Спектакль, поставленный на сцене МХТ, посвящённый Моцарту. В прежние времена доспешная одежда, а теперь — ватная куртка, национальная одежда русского народа. Ставка или система ставок оплаты за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями. Учебное заведение, в котором каждый год звучит последний звонок. Так называют разведчика, направляющего работу агентурной сети в другой стране.
Недостаток в необходимом, потребность в самом насущном. Как звали ужасную Салтычиху, замучившую до смерти более сотни своих крепостных крестьян? Крайность, неумеренность в деловой активности, вредящая делу. Популярная актриса театра и кино, сыгравшая и в «Тюремном романе», и в «Осеннем марафоне». Возвышение для оратора, лектора, а в вузе — объединение профессорско-преподавательского состава. Изобретательность в нахождении удачных, ярких, красочных, смешных или язвительных метких выражений. Именно это слово одни лингвисты связывают с древнеиндийским выражением «жертвенный хлеб», а другие — с русским словом «корова». Потомок первых колонистов — переселенцев из Испании и Португалии в Южную Америку. В музыке грампластинка, содержащая одно произведение одного автора или исполнителя.
Горный массив на юго-западе Болгарии, самый высокий на Балканском полуострове. Некрупная морская промысловая рыба из семейства тресковых, обладающая необычным серебристым окрасом. Радужный цветок, нитки для вышивания, тянучая конфета, сладкий тест на прочность пломб — всё в одном флаконе. Измерительный прибор, предназначенный для определения характеристик модулированного радиосигнала и измерения отклонения частоты колебаний. Главная солистка и единственная бессменная участница группы «Лицей». Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Герой романа В. Скотта, литературный «рыцарь, лишённый наследства». Европейская столица, которую брали приступом, чтобы вернуть обратно красивым жестом.
Искусственное возвышение из земли — вал, бруствер, завалинка. Часть ноги всадника, обращённая к коню и помогающая управлять им. Почётное наследственное или пожалованное звание, а также первая страница какой-либо книги. Раздел медицины, изучающий болезненные процессы, отклонения от нормы в организме. Париж-Дакар как спортивное соревнование. Отечественный легкоатлет, трёхкратный чемпион Олимпийских игр в тройном прыжке.
Геродот упоминает о коровьих рогах Исиды Herod. Плутарх также пишет, что рога, с которыми изображается Исида, символически означают лунный серп. Часто Исида изображается в образе матери, кормящей грудью младенца Хора, принявшего облик фараона. Амулет Тиет Одним из распространенных символов богини является амулет тиет — «узел Исиды», имеющий форму петли, похожую на анк. Его также называли «кровь Исиды», так как он часто изготовлялся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Этот амулет использовался в качестве погребального для защиты своего владельца. Другим важным атрибутом Исиды был музыкальный инструмент систр — ударный музыкальный инструмент, по форме напоминающий букву Y. Исида, как воскресительница Осириса и исцелительница Ра, наделялась целительными способностями. В гимнах Исидора прославляется целительское искусство Исиды Isid. Христианский автор Софроний в житии Кирилла Александрийского пишет, что Исида— это «мрачный египетский демон», который обитает в храмовом притворе и обманывает людей мнимым исцелением. Исида выступает в роли покровительницы царской власти. Текст из Дендера называет Исиду «правительницей Египта и предводительницей Обеих Земель», а также «царицей и правительницей Обеих Земель». В надписях и гимнах храма на Филе неоднократно повторяется, что без благоволения Исиды ни один царь не вступает на престол. Этим функциям соответствовали такие важнейшие атрибуты Исиды, как трон древнейший символ, знак ее имени , урей и перо маат на голове. Из стихий Исида связана с Землей , Водой и, отчасти, с Воздухом. Так, у Плутарха она отождествляется с плодородной землей, с которой соединяется во время разлива Нил. Исида считалась покровительницей плодородия и рожениц, вод в том числе морских и мореплавания. В качестве защитницы мореплавателей Исида могла изображаться с рулем корабля. Во времена Птолемеев Исида ассоциировалась с дождем, который в египетских текстах называется «Нил в небе». Почиталась Исида и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев. Оху 1380. Античный неоплатоник Прокл говорит о хтонической природе Исиды и Деметры. Земля, будучи «производительницей», также является и «хранительницей» дня и ночи, поскольку она определяет их границы, их равновесие , их возрастание и убывание. Порфирий Порфирий. De imag. Приуготовление к Евангелию III. В надписи из Филе говорится: «Осирис — это Нил, Исида — это поле, пашня». В своем трактате Плутарх интерпретирует образ Исиды как «женское начало природы», «кормилицы» и «всеобъемлющей». Некоторые позднеантичные и христианские авторы изображают Исиду как вечную силу, порождающую и питающую все живое Евсевий. Приуготовление к Евангелию. В позднюю эпоху представления об Исиде, как «всеобщей Матери», были довольно широко распространены, поскольку ко времени римского владычества в Египте Исида заняла положение верховной, космической богини. Апулей перечисляет 13 народов, почитающих Исиду под разными именами, Оксиринхский папирус приводит названия 67 культовых центров Исиды в Нижнем Египте, и 55 — вне Египта. Исида во II в. Как сообщает Диодор, на стеле Исиды в Низе Аравия было написано: «Я — Исида, царица всех земель, воспитанная Гермесом, и я установила столь великое, что это никто не сможет уничтожить. Я — старшая дочь самого молодого бога Крона. Я — жена и сестра царя Осириса. Я — первая, открывшая для людей плоды земли. Я — мать Хора царя. Я — восходящая звезда в созвездии Пса, мною построен город Бубастис. Радуйся, радуйся, о Египет, взрастивший меня! В романе «Золотой осел», или «Метаморфозы» Апулея Apul. В позднеэллинистическое время Исида стала отождествляться с богиней Венерой. Так, Плутарх, со ссылкой на Эвдокса Книдского, передает, что «... Исида повелевает любовью». Апулей, называет Исиду «небесной Венерой» Метаморфозы. В греко-римском гимне Анубису Исида называется дочерью Урана, рожденной в море — т. В одной из надписей храма на Филе Исида названа «Великой любовью, владычицей женщин. Наполняющей небеса и землю своей красотой». При этом, согласно Диодору, после гибели Осириса Исида поклялась более не сожительствовать ни с одним мужем — тем самым подчеркивается супружеская верность и целомудрие Исиды Диодор I. Как супругу умирающего бога, Исиду часто называли «Богиней Запада», так как она приветствовала умершую душу в загробной жизни как своего ребенка. В качестве супруги царя подземного царства Осириса Исида была отождествлена с Персефоной Корой, Прозерпиной. В «Текстах саркофагов» говорится о том, что Исида предстает перед умершим то есть Осирисом в качестве «Маат». В «Книге мертвых» периода Нового царства Исида фигурирует в качестве защитницы умерших душ, которым предстоит столкнуться с опасностями в подземном мире Дуате. На богиню возлагались полномочия по суду над умершими в соответствии с их моральной праведностью для того, чтобы определить, кто может быть допущен в загробную жизнь. Исида в египетской традиции ассоциируется с потусторонним миром, поскольку она — одно из главнейших лиц в ритуале оплакивания и бальзамирования. Согласно Апулею, Исида именуется regina manium — владычицей душ умерших Метаморфозы. Он же называет Исиду Прозерпиной Метаморфозы. Исида носит титул — госпожа магии , чародейства, волшебства.
Такое природное явление, как засуха, нашло отражение в мифах об Осирисе и Исиде. Египтяне верили, что засуха начинается тогда, когда умирает Осирис. Когда Осирис оживал, разливались воды Нила и всё вокруг оживало. Египтяне верили, что для существования в «стране мертвых» человеку нужно будет тело, чтобы его душа смогла вселиться в него. Поэтому они всеми силами старались сохранить тело человека после его смерти. Жрецы обладали могуществом, потому что египтяне верили, что именно жрецы могли разговаривать с богами лучше всех. Даже фараон делал богатые подарки храмам. Он делал подарки богам, которые в храмах жили, однако, распоряжались этими подарками жрецы. Опишите древнеегипетский рисунок на папирусе «Суд Осириса» см. Ответ: Анубис, бог-шакал, вел человека за руку на суд, во главе которого был Осирис. Всё, что говорил умерший, записывал бог мудрости Тот. Для того, чтобы проверить всё сказанное, на одну чашу весов клали сердце человека, а на другую — фигурку богини правды Маат. На рисунке можно увидеть, что ни одна из чаш не перевешивает, а это значит, что всё, что говорил человек — правда — и человеку разрешено жить в «стране мертвых». Для того чтобы получить это разрешение, умершего подводят к Осирису, который сидит на троне с жезлом и плетью. Подумайте, почему египтяне почитали Амона-Ра главным богом. Для ответа вспомните, как почитание Солнца связано с главным занятием египтян. Какую роль играют солнечный свет и тепло для роста растений?
Супруга Осириса, 5 букв
Решения для определения СУПРУГА И СЕСТРА ОСИРИСА для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова. Ответ на вопрос "Супруга Осириса ", 5 (пять) букв: исида. ГДЗ ко второй части рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира за пятый класс, автор Годер. Супруга Осириса, 5 букв — кроссворд или сканворд ответ, первая буква И, последняя буква А, слово подходящее под определение.
10 коротких фактов про египетских богов
Воскрешенный скорбящей Исидой ее супруг, Осирис, вновь восставал из мертвых. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога 5 букв. Более поздние верования считали Исиду сестрой и женой бога Осириса, покровительницей плодородия и материнства. Ответ на вопрос "Супруга и сестра Осириса ", 5 (пять) букв: изида. 5 букв. Ответы для кроссворда.
Супруга Осириса в мифах — какое слово из 5 букв?
Египтяне даже создали специальный одноимённый иероглиф - "лев", который использовался в таких словах, как "принц", "сила" и "власть". Не исключением стала и богиня Бастет, также позаимствованная из нубийского пантеона. Бастет - египетская богиня, изображённая в своей поздней форме женщины с головой кошки а не львицы , держащая символ анк и музыкальный инструмент систрум Изначально Бастет была богиней плодородия у нубийцев, и её культ намного превосходил ту популярность, что была в Египте. Храм Бастет в городе Таре также называемый Пер-Баст часто посещали недавно коронованные правители, а амулеты с ее изображением также находили в захоронениях нубийских королевских особ, что свидетельствует о ее важности для защиты монархии. У Египтян же богиня также выступала в роли защитницы фараона, но потом она стала связана с солнцем. Но всё изменилось две тысячи лет спустя, когда во время Третьего промежуточного периода Египта ок. Культ кошек в Египте возник не на пустом месте - если льва люди, естественно, боялись и воспринимали как символ царской власти хотя, случаи приручения и сакрализации львов также встречались , то обычные кошки снискали любовь за борьбу с грызунами и даже со змеями, как мангусты в Индии особенно - с ядовитой коброй. Статуя кошки в одном из храмов Древнего Египта В некоторых случаях королевские кошки были одеты в золотые украшения, и им разрешалось есть с тарелок своих владельцев. Поэтому и Бастет стала исключительно "кошачьим" божеством в Египте. Также, глядя на поведение кошек во время беременности и размножения, египтяне также присвоили Бастет функцию материнства и деторождения. Несколько египетских текстов предполагают, что вода окружала Храм Бастет с трех из четырех сторон, образуя озеро, известное как Ишеру.
Оно напоминало озеро, окружающее храм богини-матери Мут в Фивах. По мифам, Мут считалась одной из богов-творцов мира и матерью Амона, бога-покровителя фараонов. Её величали «Госпожа Небес, Хозяйка всех богов». Мут также появлялась в виде божества-львицы, подобно Бастет, Маахесу и Сехмет. Египетская богиня -мать Мут Египетский миф о происхождении кошек повествует о том, что пылкая и гневная львица однажды была охлаждена водой озера возле храма богини Бастет, из-за чего и превратилась в нежную кошку и поселилась в храме навсегда. Когда домашняя любимица умирала, хозяева погружались в траур и при погребении кошки бальзамировали ее, как человека. Так, на древнеегипетском кладбище Бени-Хасан позже обнаружили сотни тысяч кошачьих захоронений, что указывало на широкую распространенность культа Бастет. Статуя египетского бога Птаха Птаха изображали на статуях или стенах гробниц держащим посох, сочетающий в себе три могущественных символа древнеегипетской религии: Скипетр "уас" - амулет и изначально - символ власти или господства егип. Знак жизни - "Анкх" - символизирует силу богов поддерживать жизнь и возрождать души умерших в загробном мире. По верованиям египтян, жизнь — это сила, циркулирующая по всему миру.
Она возникла при Сотворении мира, и циклические события, такие как восход и заход солнца, считались реконструкцией первоначальных событий творения, которые поддерживали и обновляли жизнь в космосе. Таким образом, поддержание жизни было центральной функцией божеств, которые управляли этими природными циклами. Это - символ того, что боги дали жизнь ему и всему народу Египта, который он представлял. Столп Джед - это колонна, символизирующая стабильность. Первоначально это был столб, связанный с культом плодородия, сделанным из тростника или снопов. Затем его стали использовать как амулет и класть в гробницу, что должно было обеспечить воскрешение мертвых. Скипетр "Уас" Анкх Джед Миф о сотворении мира богом Птахом в Мемфисе сохранился в единственном документе, известном как Камень Шабака, который сейчас хранится в Британском музее. Текст, начертанный на этом памятнике, повествует о том, как король Шабака, нубийский фараон 25-й династии Египта 705—690 гг. Понимая, насколько важен поврежденный документ, Шабака якобы приказал заново высечь слова на камне, чтобы сохранить их. Монарх сообщил, что именно Птах был первым из египетских божеств, кто сотворил мир посредством слова и силы мысли.
Согласно мифу, текст был такой: «Зрение, слух, дыхание — они сообщают сердцу, и оно вызывает всякое понимание. Что касается языка, то он повторяет то, что задумало сердце. Так родились все боги и завершилась его Эннеада. Ибо каждое слово бога произошло по тому, что задумало сердце и повелел язык». Надпись на камне Шабака, посвящённая богу-творцу Птаху Камень Шабака, базальтовая плита с надписью «Мемфисское богословие». Позже камень использовался в качестве жернова, что объясняет некоторые повреждения его поверхности А вот в городе Гермополе его старое название было Кхемну, или «Восьмой город», а новое появилось из-за отождествления греками богов Тота и Гермеса сложилась другая версия сотворения мира. В отличие от верований жителей Мемфиса, в этой системе нет фигуры бога-творца. Вместо неё изначально фигурировало восемь божеств, составлявших четыре пары. Они были известны как великая Огдоада периода Древнего Царства ок. Согласно этой концепции, боги Наунет и Ну олицетворяли первобытные воды хаоса, боги Хух и Хухнет - его бесконечность, а Кек и Каукет - тьму, присутствующую внутри него.
Амон и Амонет - непознанное и духовность, в отличие от осязаемого мира живых. Первобытные воды хаоса сами по себе были частью процесса творения мира, а боги были разделены на мужские и женские группы, которые изображались земноводными и рептилиями бог-мужчина был лягушкой, а богиня- женщина змеёй. Считалось, что эти две группы божеств в конечном итоге сошлись друг с другом, что привело к большому перевороту, в результате которого и образовался пирамидальный курган Бенбен. Из него появилось солнце, которое поднялось в небо, чтобы осветить мир. Но эта модель сотворения мира весьма устаревшая. Огдоада на рельефе римского храма В городе Эсне располагался один из египетских храмов, на стенах которого было написано, что мир был сотворён свирепой богиней Нейт. Её описывали как «Богиню-Деву-Матерь», ибо она, не имея мужа, сперва породила Нун - землю из первобытных вод хаоса, а затем стала матерью Ра - бога Солнца и змея Апепа. Все, что она задумала в своем сердце, воплощается в жизнь, включая все тридцать божеств египетского пантеона. Каких именно, Вы скоро узнаете. Египетская богиня Нейт, первотворица, несущая символы богини войны: скрещенные стрелы и щит на голове, анк и скиперт уас Говорят, что как богиня творения и ткачества, Нейт ежедневно переплетала мир на своем ткацком станке, став таким образом прототипом греческих Мойр, богинь Судьбы.
Египетского бога Хнума обычно изображали с головой барана. Есть и такая версия, что первобытными водами хаоса был вовсе не Нун, а божество неба - Мехет-Верет или Мехтурт , которое обычно изображается в виде коровы с солнечным диском между рогами. Мехет-Верет прежде всего известна как «Небесная корова» или «Коровья богиня» из-за ее физических характеристик, также она вносит свой вклад тем, что каждый день рожала солнце метафорой которого был бог Ра и является причиной того, что мир не погрузился во тьму. Мехет-Верет, богиня сотворения мира и бога солнца Ра Типичным материнским образом она защищает своего сына Ра и держит его рядом с собой. Также Мехет-Верет давала свет посевам тех, кто ей поклонялся, а также вызывала ежегодный разлив реки Нил, который удобрял посевы водой. Считалось, что эта богиня была и олицетворением Млечного Пути, и даже ранней богиней Возрождения, ибо египтяне верили, что дневное светило - солнце - часто умирало и воскресало вновь, а Мехет-Верет была была ответственна за то, чтобы забрать бога Ра в подземный мир или ночь из-за наступления темноты, а затем снова вернуть его в мир на следующий день. Также матерью-прародительницей египетского мира считалась и богиня-мать Мут, которая была также эпитетом богини Наунет, связанной с первозданными водами хаоса. Посредством партеногенеза Мут породила мир, но другие источники мифов приписывали ей в мужья бога-творца Амона. Хотя ее последователи считали Мут матерью всего на свете, ее почитали как мать бога Луны Хонсу и Монту, древнего египетского бога-покровителя города Гермонтиса. Примечательно, что на одной из стен храма Хонсу в Карнаке написан "свой" миф о сотворении мира, где уже сам бог Луны представлен в виде великого змея, оплодотворявшего Космическое Яйцо.
Космическое яйцо Согласно другой версии Гермополитической космологии Египта, мир возник из Космического Яйца, которое покоилось в тёмном и водном состоянии космоса до сотворения мира, а ответственны за это были восемь божеств, составляющих Огдоаду. В более поздних версиях египтяне ввели фигуру бога Тота или Тоут, Техути , чей аспект в виде Ибиса, который прежде возвещал разлив Нила и уничтожал гадов, теперь снёс это яйцо. В некоторых версиях мифа яйцо было снесено гусем выступавшим как символ Мудрости по имени «Великий кудахтатель». Египетский бог Тот Из яйца вылуплялось божество, ответственное за создание остального мира, включая первобытный курган — первую землю, возникшую из вод дотворения. Ну, а дальше уже расцвел цветок лотоса, ознаменовав рождение новорожденного бога Солнца, а уж за ним и последовало всё творение мира. В некоторых версиях в миф вводится также элемент жука-скарабея, выходящего из лотоса вместо бога Солнца. Скарабей часто является солярным символом египтян, и в текстах описывается, как этот жук превращается в человеческого ребенка, который плачет, и его слезы также трансформируются в людей. Бронзовая статуэтка, изображающая бога Тота в образе ибиса Ещё один персонаж, член Гермополитической Огдоады по имени Амон, о котором мы рассказали выше, также считался богом-творцом мира: Бронзовая статуя бога Амона справа В роли бога-творца вселенной также выступал и один из самых ранних известных божеств Египта - бог Мин. Правда, египетские тексты не указывают, в чем конкретно заключалась его роль. Изображения Мина появились ещё в додинастический период 4 тысячелетие до н.
Но в большинстве других источников мифа он символизирует плодородие, а также мужскую сексуальную потенцию, а посему часто изображается с прямым эрегированным фаллосом. Мужские божества плодородия и потенции стали преобладать в Египте с появлением повсеместного сельского хозяйства, и вся тяжёлая работа в зной была ориентирована в основном на мужчин. Сексуальность Мина и тёмный цвет его кожи была символически связана с плодородием и чёрным цветом земли - люди сеяли семена в землю, и те прорастали. А вот для самих людей фертильность бога трактовалась и буквально - как способность к деторождению, и местные египтянки порой прикасались к фаллосам статуй Мина в надежде забеременеть. Бог Мин Но самый популярный миф о сотворении мира возник, конечно же, в городе Гелиополе. Он гласил, что вначале Вселенная состояла только из огромного хаотического космического океана, а сам океан назывался Нун. В нём возникает первобытный курган Бенбен, который является воплощением бога Атума или Ре-Атума , возникшего из хаоса самопроизвольно. Нун же воспринимается здесь как трансцендентная фигура, не играющая никакой важной роли в процессе сотворения, а Атум - как инертное потенциальное существо. Дабы начать создание мира, он порождает божественную пару - Шу бога воздуха и Тефнут богиню влаги посредством своих собственных телесных жидкостей. Бог Атум, совершитель мира Считается, что имя Атума происходит от глагола "tm", который означает «завершать».
Таким образом, бога интерпретировали как «совершенного», а также завершающего мир, который он возвращает в водный хаос в конце творческого цикла. Но он также считался и прародителем мира, божеств и вселенной, получивших его жизненную силу, известную как "ка". В период Древнего царства египтяне верили, что Атум поднял душу их умершего царя из своей пирамиды на звездное небо, и именно поэтому усыпальницы фараонов также стали сооружать в виде пирамид. Атум также был тесно связан с аспектом Солнца, олицетворяющим закат и известным как "вечернее солнце". Древнеегипетский бог Шу изображается в виде человека с перьями на голове, так как он ассоциируется с сухим и теплым воздухом. Это перо служит иероглифическим знаком его имени. Супругой Атума была богиня Исусат или Иусасет, что значит «величайшая среди тех, кто исходит». Но об этом раннем божестве мало что известно. Она всегда находилась в тени своего мужа или брата, в зависимости от контекста и варианта мифа и оставалась лишь молчаливым наблюдателем за тем, как один за другим рождаются её внуки. В конце концов, богиню со временем позабыли или отождествили с другими - Нехбет богиней власти фараона Верхнего Египта в виде коршуна , Мут богиней-матери и богиней любви Хатхор.
Единственное, что осталось от неё - это символика. Так, с Исусат ассоциировалась акация, которую египтяне называли «деревом, в котором жизнь и смерть объединены». Акация в мифологии играла роль Древа Жизни. Другое египетское священное дерево - сикомор - «стоит на пороге жизни и смерти, связывая два мира». Образ стервятника, объединяющий богиню с Нехбет, также был выбран не случайно -люди верили, что и птица, и богиня возникли и размножались посредством партеногенеза, то есть без оплодотворения. Также стервятник символизировал материнство. Богиня Исусат Шу и Тефнут, в свою очередь, производят второе поколение богов. Их сын Геб — бог земли, а его сестра-жена Нут Нунут — богиня неба изначально - ночного. С этим вторым поколением возникает египетский космос, и все элементы, необходимые для жизни на Земле — солнце, воздух, влага, земля и небо — теперь находятся на своих местах. Образ богини Неба возник не случайно.
Наблюдая за ночным небом, египтяне, возможно, заметили, что внешний рукав Млечного Пути напоминает женскую фигуру, а посему и отождествили эту небесную особенность с богиней Нут. Также в мифах сказано, что Шу отделил Нут от Геба, когда они были в акте любви, создав этим двойственность в проявленном мире: верх и низ, свет и тьму, добро и зло. Египетская версия космоса, как она видна на этом рисунке из «Книги мёртвых» Нестанебетишеру. Здесь Шу, бог воздуха, отделяет бога земли Геба от богини неба Нут Но до разлуки Нут зачала во чреве и произвела на свет четырёх детей от Геба, третье поколение богов: Осириса изначально - бога растительности и плодородия, а затем - бога смерти и возрождения и Исиду предположительно, богиню судьбы , Сета бога пустынь, войны и хаоса , Нефтиду богиню ночи, позже - магии и траура и Гора бога света и истины. Также в сыновья Гебу приписывается змеиное божество Нехебкау, роль которого позже свелась к фигуре загробного мира, где изначально в "Текстах пирамид" он был описан как злой, длинный и извилистый змей, пожирающий человеческие души, а потом стал одним из 42-х Судей: Змеиный бог Нехебкау Но вернёмся к четвёрке вышеупомянутых божеств египетского пантеона. Коллектив этих богов, включая также первое и второе поколение, стал известен как Гелиополианская Великая Эннеада. В переводе с греческого это слово означает "девять", а вот египтяне называли поколение богов Песеджет от егип. Египтяне считали, что ни один конкретный миф о сотворении мира не был более правильным, чем другой, предложенный в различных самостоятельных городах страны. Вернее была лишь некоторая комбинация этих мифов. Поэтому они поступили мудро - не стали устраивать междоусобиц из-за богов, а просто в Раннединастический архаический период ок.
Генеалогическое древо гелиопольской Эннеады Известно, что помимо своей роли богов-творцов, создавших мир, боги гелиопольской Эннеады принимают живое участие и в других важных для древних египтян событиях. Смена времен года, дня и ночи, цикл жизни и смерти, а также аспект возрождения стали основными темами, которые поднимала египетская мифология того времени. Нут первоначально считалась богиней ночного неба. Она каждую ночь рожала звёзды и Луну и с наступлением дня вновь поглощала их. Это очень не нравилось богу Гебу, который часто ссорился с ней. В конце концов, чтобы прекратить распри между двумя богами, их отец - бог воздуха Шу - был вынужден навсегда разъединить супругов. Согласно другому мифу, подобно "Коровьей богине" Мехет-Верет, богиня Неба Нут ежедневно рождала Солнце и с наступлением сумерек поглощала его. Поэтому древние египтяне также изображали Нут в виде коровы. На потолках гробниц периода Нового царства ок.
Египетские фрески Маат. Храм Хатхор-Маат. Богиня Исида в древнем Египте. Осирис сет Исида Нефтида. Нефтида богиня Египта. Боги древнего Египта Нефтида. Боги Нефтида, Осирис, Исида, сет. Изида богиня древнего Египта. Воскрешение Осириса Изида фаллос. Миф о воскрешении Осириса на стенах пирамид. Член Осириса. Надпись в храме Исида. Изида Египет рельеф. Изида богиня Египта рельефы. Богиня Изида в храме Египет. Барельефы храма Осириса. Осирис Исида сет гор. Исида богиня и Осирис. Исида и Осирис Египта. Богиня Исида с младенцем Осирисом. Исида - богиня Египта. Таусерт царица древнего Египта. Египетские фрески Исида. Древний Египет Нефтида. Нефертари и Хатхор. Ра Исида гор Осирис. Осирис сет Исида. Маат богиня Египта. Богиня Маат в древнем Египте. Изида древний Египет. Богиня Маат. Египетские фрески суд Осириса. Суд Осириса Папирус Ани. Мифы древнего Египта Воскрешение Осириса. Осирис Исида и Нефтида. Маат и Осирис. Осирис и Исида. Бог Осирис, Исида, гор, сет. Исида Египет. Богиня плодородия в древнем Египте. Храм Хатхор в Дейр Эль — Медине фрески. Сет Маат Египет. Маат фреска. Богиня Осирис. Осирис и Исида боги древнего Египта. Богиня Исида в древнем Египте Папирус. Бог Осирис в древнем Египте. Папирус Египта древнего Египта суд Осириса.
Сет устроил праздник, на который пригласил старшего брата. В определенный момент, в зал внесли красивый саркофаг. Сет пообещал подарить его тому, кому он будет в пору. Осирис , не видя подвоха, лег в саркофаг. В этот момент Сет и его соратники захлопнули крышку саркофага и сбросили в Нил. По одной из версий мифа, в Нил сбросили тело бога. Тело его или саркофаг с телом вынесло к побережью Библоса. На том месте проросло дерево, оно оплело собой саркофаг. По приказу местного правителя, его срубили и изготовили колонну.
Как пользоваться словарем Для поиска в словаре необходимо ввести слово в указанное поле поиска слова или ввести часть слова. Используйте пробелы для букв, которые вы не знаете. Оба поля можно использовать одновременно, если вы хотите уменьшить количество результатов и таким образом сузить слово решения.
Что было спрятано в затопленной шахте Осириса в Египте?
Открываем новые знания. Закрась на ленте времени эпоху, охватывающую историю Древней Греции. Общий взгляд на древнюю грецию. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г.
Представь аргументы и факты как в подтверждение, так и в опровержение. Распредели слова, обозначающие различные понятия древнегреческой цивилизации. Разливы Нила.
Страна Египет. Государство на берегах Нила. Фрагмент стенной росписи.
От первобытности к цивилизации. Объединение Египта. Растение Папирус.
Благоприятные условия для становления цивилизации. Иван Иванович Дибич. Битва при Гейльсберге.
Площадка 22, 5 га.
Я — отверзающий свои очи и создающий свет. Я — закрывающий свои очи и сотворяющий мрак.
Я — тот, по чьему повелению разливаются воды Нила, и тот, чье имя неведомо богам. Я — творец времени и создатель дней. Я открываю [праздничные] торжества.
Я — вызывающий разлив. Я — создатель огня и жизни. Но не выходил яд, и боль не оставляла Великого Бога.
И сказала Исида Ра: — Среди слов, которые ты говорил мне, не было твоего имени. Открой мне свое имя, и яд выйдет из тебя, ибо будет жить тот, чье имя произнесено. В это время яд жег, растекаясь пламенем, и жар его был сильнее, чем от огня.
И Божественный сокрылся от богов, и опустел трон в Ладье миллионов [лет]. Когда пришло время, чтобы вышло сердце бога, Исида сказала своему сыну Хору: — Да будет связан он клятвой бога и да отдаст свои глаза солнце и луну! Пусть Око Хора, выходящее из бога, засияет золотом на его устах.
Я делаю так, чтобы яд упал на землю, ибо он побежден. Великий Бог отдал свое имя. Да будет жить Ра и да погибнет яд!
Пусть погибнет яд и будет жить Ра» [5]. Таким образом, в этой «Легенде о Ра и змее» Исида предстает в своей главнейшей ипостаси — как хитрая, умная богиня, в совершенстве владеющая магическим искусством, «великая чарами», мудрейшая богиня, познавшая тайны богов и людей и, наконец, посвященная в тайну тайн — знание сокровенного имени Ра. В мистериях люди усматривали надежду на лучшую жизнь в загробном мире и способ избавления от несовершенного земного устройства.
В основу мистерий Исиды легли Элевсинские мистерии в честь греческой богини земледелия Деметры. Именно в эллинистическую эпоху утвердилась ипостась Исиды-плодородной земли, Исиды-Деметры. Мистерии Исиды представляли собой обряд символической смерти и последующего возвращения к жизни и спасения, получаемого по милости богини.
Историк Диодор приписывает Исиде изобретение лекарства, дарующее бессмертие, под чем подразумевается учреждение мистических таинств. Как пишет Плутарх в своем трактате, Исида, «не пренебрегла борьбой и битвами, которые выпали ей на долю, не предала забвению и умолчанию свои скитания и многие деяния мудрости и мужества, но присовокупила к священнейшим мистериям образы, аллегории и памятные знаки перенесенных ею некогда страданий и посвятила их в качестве примера благочестия и одновременно ради утешения мужчинам и женщинам, которые претерпевают подобные же несчастия». Согласно интерпретации Плутарха, Исида приуготовляет посвященных через различные испытания к постижению «Первого, Владычествующего и доступного только мысли» , то есть Осириса «Исида и Осирис», 2, 352А; 3, 352А; 78, 383А.
Примечательно, что Плутарх делает особенное ударение на том, что совершенное познание и просвещение преображение человек может достигнуть только через приобщение к таинствам богини. И Плутарх, и, впоследствии, Апулей говорят о том, что конечная цель мистерий состоит в постижении Осириса. Но римский поэт Овидий ставит мистерии Исиды на высшую ступень, говоря: «Вечно Осирис честной пусть твои таинства чтит!
Мистерии Исиды описываются в романе Апулея « Золотой осел» Apul. В этой истории попавший в беду римлянин Луций возносит молитву о помощи Исиде, которую называл Небесной Царицей, потом он попал в плен сна и получил сновидение. В какое-то мгновение пред ним является прекрасная женщина, которая поднялась над морем, одетая в покрывало, обсыпанное звездами и луной.
Женщина стала объяснять юноше, что она мать всех и царица мертвых и бессмертных. Она призналась, что известна под многими именами, одним из которых является Исида — мать богов, явившаяся перед ним в ответ на его молитвы. Далее в романе описывается посвящение Луция в ее таинства: Достиг я пределов смерти, переступил порог Прозерпины и снова вернулся, пройдя все стихии , видел я пучину ночи, видел солнце в сияющем блеске, предстоял богам подземным и небесным и вблизи поклонился им.
С плеч за спину до самых пят спускался у меня драгоценный плащ. Взглянув внимательно на него, всякий увидел бы, что на мне кругом разноцветные изображения животных: тут и индийские драконы , и гиперборейские грифоны , животные, которых другой мир создает наподобие пернатых птиц. Стола эта у посвященных называется олимпийской.
В правой руке держал я ярко горящий факел; голову мою прекрасно окружал венок из светлой пальмы, листья которой расходились в виде лучей. Разукрашенный наподобие солнца, помещенный против статуи богини, при внезапном открытии завесы я был представлен на обозрение народа. После этого я торжественно отпраздновал день своего духовного рождения, устроив изысканную трапезу с отборными винами.
Так продолжалось три дня. На третий день после таких церемоний закончились и священные трапезы, и завершение моего посвящения [6]. Согласно герметическому трактату «Корэ Косму» «Дева Мира» , Исида устанавливает на земле мистерии совместно с Осирисом: «Они, узнав от Гермеса, что все вещи внизу по воле бога-творца соответствуют вещам наверху, учредили на земле священные таинства, связанные с таинствами небесными».
Символизм Исиды Уже в древности Исиду связывали с самой яркой звездой созвездия Большого Пса рядом с Орионом — Сотис Плутарх пишет, что египтяне именовали созвездие Исиды Сотис, а греки соответственно называют Собакой , царицей неподвижных звезд а в позднюю эпоху ее также ассоциировали с планетой Венерой как Вечерней звездой дочерью солнца или Утренней звездой матерью Солнца. В «Гимне Исиде» птолемеевского времени богиня названа «Сотис, владычицей небес». В греко-египетской иконографии Исида часто изображалась верхом на собаке.
Также Исиду связывали с Луной и небом. Об отождествлении Исиды с Луной говорят Диодор, Плутарх и многие позднеантичные авторы. В античности Луну ассоциировали с ростом и питанием, и потому естественно, что она считалась «женским» светилом, связанным с физиологическими циклами, зачатием, беременностью и кормлением.
Как богиня природы при сотворении Исида находилась в солнечной ладье Ра и, вероятно, олицетворяла рассвет. На древних изображениях Исида имела рога или даже голову коровы. Священным животным Исиды, как богини-матери, считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.
Геродот упоминает о коровьих рогах Исиды Herod. Плутарх также пишет, что рога, с которыми изображается Исида, символически означают лунный серп. Часто Исида изображается в образе матери, кормящей грудью младенца Хора, принявшего облик фараона.
Амулет Тиет Одним из распространенных символов богини является амулет тиет — «узел Исиды», имеющий форму петли, похожую на анк. Его также называли «кровь Исиды», так как он часто изготовлялся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы.
РАМА ж. Четырехугольное, овальное или иной формы обрамление из различных материалов для вставки в него картин, портретов, зеркал и т. Название многих технических приспособлений сходной формы или назначения. Оконный переплет, в который вставляются стекла. То, что оттеняет, делает заметным что-л. Звание члена сената.
Лицо, имеющее такое звание. Остаток недогоревшей свечи. Слабосильный, жалкий человек; заморыш. ИЖЕ [1] ср. Название буквы древней славянской или старой русской азбуки. Белокурая, светловолосая женщина противоп. АКР м. Единица площади в системе английских мер, равная 4047 кв.
АВИЗО [1] ср. Небольшое быстроходное судно, применявшееся для разведки и связи в некоторых иностранных флотах XVIII в. АВИЗО [2] ср.
Во времена республики на Квиринале любили селиться богатые и знатные люди. Здесь император Каракалла воздвиг храм в честь Исиды и Сераписа, удивительных божеств. Если богиня Исида нам знакома по египетской мифологии, то бог Серапис, выступающий в качестве мужа Исиды, неизвестно откуда взялся. Одни считают, что в боге Сераписе нашли свое религиозное единство египтяне и греки при правлении в Египте Птоломеев. Так или иначе, египетско-греческо-вавилонский культ попал в Древний Рим и был воспринят благожелательно многими римлянами. В городе было построено несколько храмов, посвященных Исиде и Серапису.
В Риме даже чеканили монету с изображением Сераписа. Сегодня мы можем только предполагать, как выглядели храмы этих египетско-греческих богов в Древнем Риме — ни один из них не сохранился, все они погребены на 5-8 метровой глубине под современным Римом. Однако статуи и обелиски из этих храмов до сих пор украшают разные части города. Так, на карнизе одного из домов на Палаццо Грациоли сегодня можно увидеть скульптуру египетской кошки, которая украшала один из храмов Исиды и Сераписа. Обелиск на спине у слоника когда-то стоял на территории храма, а сегодня он находится на площади Минервы. Еще один артефакт, найденный при раскопках на месте бывшего храма Исиды и Сераписа — гигантская бронзовая сосновая шишка, которая скорее всего являлась частью фонтана на территории храма. Также, обелиски, стоявшие во дворе храма, сегодня установлены на площадях Чинквеченто, Навона и на площади Ротонда перед Пантеоном. А несколько сфинксов на Пьяцца дель Пополо также кода-то украшали храм Исиды и Сераписа. Изначально его населяли сабиняне.
В состав Вечного города Квиринал и Виминал вошли одновременно после похищения римлянами девушек. В период существования Империи эта территория была в основном застроена жилыми домами, где обитали выходцы из низшего класса. Тут же находились и знаменитые древнеримские бани — Термы Диоклетиана, занимавшие площадь около 13 Га. Они одновременно могли вместить 3200 человек. На территории термы также произрастали прекрасные сады, били чудесные фонтаны, а также располагалась библиотека. Кроме того, Виминал был тем местом, где жили преторианцы, выполнявшие функции личной гвардии правителя Рима. Холм Целий Изначально Древний Рим заселялся неравномерно — эта местность застраивалась одной из последних. Целий был назван в честь этруска Целеса Вибенны. Он считался родоначальником римских плебеев, поэтому здешние земли населялись исключительно его потомками.
Только в I веке сюда потянулась знать. Главным культовым сооружением на холме был храм, посвященный Божественному Клавдию. Во времена Республики холм был густо застроен различными сооружениями. В основном здесь проживали рабы и плебеи. Но уже в эпоху существования Империи этот район стали обживать богачи и аристократы. Император Аврелиан, правивший в III веке, сумел всего за 4 года воздвигнуть стену, которая охватила все семь холмов Древнего Рима. Ее протяженность составила 19 км, высота — 8 м, а толщина — 3,4 м. В стене имелось 383 башни и 18 ворот. Когда Рим захватывали готы, она сильно пострадала и была частично разобрана.
Однако в эпоху Возрождения стену отреставрировали, и она неплохо сохранилась и до наших дней. Это огромный ипподром, размерами 600 на 150 метров, предназначалась для одних из самых зрелищных развлечений Древнего Рима — гонки колесниц. Представьте себе, что в Большом цирке могло разместиться 250 тысяч зрителей. Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. Его начали строить в 72 году н. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли и даже морские сражения. Первоначально на римском форуме размещался рынок, но потом на нем стали проводить Народные собрания и форум приобрел важное политическое значение. В период Республики форум стал центром политической, религиозной и экономической жизни Рима. Форум был украшен многочисленными статуями и монументами, восхваляющими представителей политической элиты Рима.
В период ранней Римской империи форум существенно расширился за счет добавления к нему императорских форумов Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Этот ансамбль площадей и архитектурных сооружении стал настоящим украшением города и символом имперской власти. Продолжите работу над проектом «История в лицах». Подготовьте сообщение сопроводив его электронной презентацией о вашем герое. Ганнибал Барка — величайший враг Рима Именем Ганнибала Барка римляне пугали детей на протяжении столетий. Недаром римская присказка «Ганнибал у ворот» дошла до наших дней и показывает, насколько серьезна и опасна ситуация. Что же мы знаем о великом полководце Карфагена, кроме того, что этот блистательный генерал был воплощением военного гения Древнего мира? Давайте попробуем узнать этого человека поближе в данной презентации. Мы не будем досконально рассматривать действия Ганнибала Барка во время Второй Пунической войны, потому что об этом можно прочитать в любом учебнике истории Древнего мира, но постараемся показать его характер, привычки и те черты, которые обеспечили славу на долгие поколения.
Детство и юность Ганнибала Барка Говорят, что характер «куется» в детстве. Наверное, это так. Ганнибал Барка — сын Гальмикара, одного из величайших полководцев Карфагена, с самых ранних лет впитал в себя ненависть к Риму. Отец Ганнибала взял девятилетнего мальчика с собой в военную экспедицию в Испанию, а перед отъездом заставил его поклясться пред алтарем, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима, и эту клятву Ганнибал сдержал. Его выдающиеся способности, необыкновенные условия его воспитания подготовили в нем достойного преемника своего отца, наследника его замыслов, гения и ненависти. Ганнибал, по сути, вырос в военном лагере. Ганнибал отличался крепким телосложением, был искусным бойцом и наездником. Своей умеренностью в пище и сне, неутомимостью в походах, отвагой и храбростью Ганнибал всегда был примером своим солдатам, а своей самоотверженной заботливостью о них приобрел их горячую любовь и преданность. Тем не менее кроме отличной военной подготовки, Ганнибал получил блестящее образование и в совершенстве владел несколькими языками.
Это помогало ему находить общий язык с любым воином его многонациональной наемной армии. В итоге, после гибели Гальмикара от рук убийцы, карфагенская армия избрала своим вождем именно Ганнибала. Будущему великому врагу Рима было на тот момент всего 26 лет. На этой монете Ганнибал изображен безбородым юношей, поэтому о его внешности в зрелые годы трудно судить. Есть несколько статуй и бюстов, авторы которых искренне считали, что именно так мог выглядеть Ганнибал, однако при этом они не сошлись во мнениях, все его изображения разные. Предполагаемый портрет Ганнибала в зрелые годы. Мраморный бюст III века н. Музей Бардо, Тунис. Вот так выглядит Ганнибал по мнению Себастьена Шлодтца.
Статуя находится в парижском Лувре. А вот так выглядит статуя Ганнибала в парке венского Шёнбрунна. Авантюризм или точный расчет? Переход Ганнибала через Альпы в 218 году до н. Мы помним, что во время этого пятимесячного похода в бесконечных битвах с горцами, от холода, голода и болезней Ганнибал потерял более половины своей армии. Разве это не авантюра? Неужели Ганнибал рискнул десятками тысяч жизней собственных солдат ради сомнительного удовольствия «свалиться как снег на голову» римским военачальникам, войдя в Италию с севера? Поход по «альпийскому» маршруту готовился долгие годы. Нанести удар Риму с севера, планировал ещё отец Ганнибала, Гамилькар, за что, якобы, он и был убит подкупленными римлянами наемниками, за 3 года до выступления Ганнибала.
Первая Пуническая война показала — флот карфагенян в бою уступает римскому. По этой причине, а вовсе не из желания удивить римлян, Ганнибал и выбрал сухопутную дорогу через Альпы. Немаловажной особенностью, было и то, что задолго до похода, Карфаген сумел силой или подкупом переманить на свою сторону значительную часть кельтов и галлов обитающих по ходу следования армии. Так что особенных проблем с проводниками, продовольствием и ночлегом у солдат Ганнибала не возникало. Именно хорошо просчитанный маршрут, поставленная разведка и заранее организованные по пути запасы, позволили Ганнибалу привести в Италию не жалкую горстку обмороженных африканцев, а мощную и готовую к действиям военную машину. Тем не менее половина войска пала. Но это был оправданный и рассчитанный риск. Ганнибал понимал, чтобы разгромить Рим, нужно драться с ним только в Италии. А другие подходы к Италии были обречены на провал.
Лидерские качества Ганнибала Ганнибал не был бы гениальным военачальником, если бы был просто отличным стратегом и воином. Самым сильным его качеством было лидерство. Войска повиновались ему беспрекословно. А если мы вспомним, что войско Ганнибала было наемным, сражающимся за деньги, и состояло из воинов множества народов и племен, то становится понятно, что заурядному человеку ни за что не справиться с этой разношерстной армией. Тем не менее, Ганнибалу удавалось не только держать воинов в полной покорности, но и добиваться от солдат железной дисциплины и абсолютной уверенности в победе. Причем не день, не месяц, а пятнадцать лет, проведенных в Италии! Ганнибал тонко чувствовал настроения людей, был открыт к диалогу и никогда не брезговал простыми солдатскими разговорами. Ганнибал делил с воинами все трудности походов и осад, спал на голой земле, никогда не позволял себе пищи лучше, чем у его солдат. Парадокс, но наемники, порой находившиеся не только без жалования, но и терпящие голод и другие лишения, не роптали, не разбегались, но оставались верны своему генералу.
Собственные правила боя Всем нам известны преимущества построения манипул легиона перед монолитным строем типа греческой или македонской фаланги. Строгая дисциплина и выучка позволяла римским легионам легко маневрировать манипулами, вводить свежие силы по ходу боя, подключать разные линии при изменении ситуации на поле сражения. Римляне всегда диктовали свои правила боя. Ганнибал прекрасно видел, что «греческий стиль» для войны с римлянами не подходит и решил изменить правила игры. Римлян нужно было лишить преимуществ манипулярного строя. Лучники были хороши против медленной фаланги, но не могли остановить «тяжеловооруженную» манипулу. Ганнибал заменил лучников… на пращников. Это примитивное оружие пастухов оказалось на порядок эффективнее лука, так как позволяло пробивать даже бронзовые шлемы. Пращники обеспечивали такой темп стрельбы, что буквально засыпали противника градом тяжелых «пуль».
Активное применение пращников позволило резко снизить наступательный потенциал манипул. В это время вступала в действие нумидийская конница. Всадники, вооруженные только метательными дротиками, окружали манипулы, бросая дротики со всех сторон на скаку.
เล่นหวยไทย สุดยอดเว็บ รับเครดิตฟรี จ่ายจริง ไม่มีขั้นต่ำ
Осирис – бог плодородия, виноделия, сельского хозяйства, загробной жизни, мертвых, воскресения, жизни и растительности в древнеегипетской религии. 5 букв, для сканворда или кроссворда. Супруга Осириса, 5 букв — кроссворд или сканворд ответ, первая буква И, последняя буква А, слово подходящее под определение. В мифологии Древнего Египта жена бога Осириса также была богиней.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Супруга и сестра Осириса, 5 букв
- Исида — Телемапедия
- презентация по истории 5 кл.
- Поиск по этому блогу
- Количество просмотров
- Исида | это... Что такое Исида?
Супруга Осириса
Успешными были и походы в Азию - граница Египетского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покорённые народы смогли освободиться от власти фараонов. Обожествление фараона - древние египтяне верили, что фараон - сын бога солнца Амон-Ра. Без фараона, как без солнца, невозможна жизнь на земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы Нил разливался, земля давала хороший урожай, скот давал приплод. Всё должно подчиняться воле фараона, не только люди, но и природа. Умерший клянётся перед Осирисом, что жил достойно. Бог Тот записывает показания. Правдивость клятвы проверяют, взвешивая сердце умершего на весах. Грешника сжирает чудовище, а праведника пропускают на чудесные поля мёртвых. Писцы собирают налоги - древнеегипетские изображения.
На коленях они держат листки для записей, в правой руке тростинка, а запасная - за ухом. Писцы сосчитают и запишут, какой налог каждый обязан заплатить. Писцы вместе со стражниками собирают налоги. Тех, у кого нет зерна для уплаты налогов, - высекут прутьями. Борьба между Северным и Южным царствами - долина Нила была разделена на два больших царства: в дельте располагался Северный Египет, а выше по течению - Южный Египет. Царь Южного Египта носил белую корону, похожую на высокий шлем. Корона царя Северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади. Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону: одна как бы вставлена в другую.
Повелителей всего Египта называют фараонами. Столицей Египетского государства стал город Мемфис. Служба вельмож фараону - в древнем Египте вельможи - царские советники, военачальники. Фараон давал вельможам различные поручения. Они распоряжались работами в каменоломнях, вершили суд и расправу, подсчитывали размер налогов, возглавляли походы. У них в подчинении были отряды воинов, стражники и писцы. Вельможи, будучи богатыми людьми знатного происхождения, как и другие, были слугами фараона. Задание 5.
Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут Исида, мать грозная в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, её ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп. Раскопки велись в 1919 г экспедицией Гарвардского университета и Бостонского музея изящных искусств. В Египте камнем богини Исиды был сердолик и особенно ценными амулетами были сердоликовые, а также сделанные из красной яшмы или стекла. Кстати, красное стекло было очень ценным, поскольку для его производства использовали золото. Амулет в виде узла Исиды был очень распространен. Его также называли "тет" или "тиет", "тьет", а также "пряжка", "пояс", "кровь" или "узел" Исиды. ТЕТ символизировал кровь и магическую силу богини и считался особенно сильным защитным амулетом. Как и многие другие египетские амулеты он был тесно связан не только с миром живых, но и с миром мертвых. Узел Исиды часто встречается в гробницах в различных видах, в том числе на погребальных фресках. Иногда узлом Исиды завязана ткань на шее мумий. Точнее, узел Исиды - главный из множества других магических узлов, которыми перевязывали мумию, чтобы помочь умершему человеку добраться до цели своего загробного путешествия. Такой же узел встречается на изображениях одежды богов, жриц и в обычной повседневной одежде. ТЕТ упоминается в египетской Книге мертвых - древние верили, что сила амулета, защищающая от злых духов, была вечной и сопровождала человека и в путешествии в загробный мир.
Их усилия являются мифическим прототипом мумификации и других древнеегипетских погребальных обрядов. Согласно некоторым текстам, они также должны защищать тело Осириса от дальнейшего осквернения Сетом или его слугами. Исида - воплощение скорбящей вдовы. Любовь и горе ее и Нефтиды по своему брату помогают вернуть его к жизни, как и чтение магических заклинаний Исидой. Погребальные тексты содержат речи Исиды, в которых она выражает свою скорбь по поводу смерти Осириса, свое сексуальное влечение к нему и даже гнев из-за того, что он оставил ее. Все эти эмоции играют роль в его возрождении, поскольку призваны побудить его к действию. Наконец, Исида восстанавливает дыхание и жизнь в теле Осириса и совокупляется с ним, зачав их сына Гора. После этого Осирис живет только в Дуате, подземном мире. Но, производя на свет сына и наследника, чтобы отомстить за его смерть и провести за него погребальные обряды, Исида добилась того, чтобы ее муж выжил в загробной жизни. Роль Исиды в представлениях о загробной жизни была основана на мифе. Она помогла вернуть души умерших людей к целостности, как она сделала для Осириса. Как и другие богини, такие как Хатхор, она также выступала в роли матери умершего, обеспечивая защиту и питание. Таким образом, как и Хатор, она иногда принимала форму Иментет, богини запада, которая приветствовала умершую душу в загробной жизни как своего ребенка. Но на протяжении большей части истории Египта считалось, что мужские божества, такие как Осирис, обеспечивали регенеративные способности, включая сексуальную потенцию, которые имели решающее значение для возрождения. Считалось, что Исида просто помогает, стимулируя эту силу. Женские божественные силы стали более важными в верованиях в загробную жизнь в конце Нового Царства. В различных птолемеевых погребальных текстах подчеркивается, что Исида играла активную роль в зачатии Гора, сексуально стимулируя своего косного мужа, некоторые украшения гробниц римского периода в Египте изображают Исиду в центральной роли в загробной жизни, а погребальный текст той эпохи предполагает, что женщины считались способными присоединиться к свите Исиды и Нефтиды в загробной жизни. Богиня-мать Исида считается матерью Гора даже в самых ранних копиях Текстов пирамид. Тем не менее, есть признаки того, что Хатор изначально считалась его матерью, а другие традиции делают старшую форму Гора сыном Нут и братом Исиды и Осириса. Исида, возможно, стала матерью Гора только тогда, когда миф об Осирисе сформировался во время Древнего Царства, но благодаря ее отношениям с ним она стала рассматриваться как воплощение материнской преданности. В развернутой форме мифа Исида рожает Гора после долгой беременности и тяжелых родов в зарослях папируса в дельте Нила. По мере того, как ее ребенок растет, она должна защищать его от Сета и многих других опасностей - змей, скорпионов и простых болезней. В некоторых текстах Исида путешествует среди людей и должна искать их помощи. Согласно одной из таких историй, с ней путешествуют и охраняют семь малых божеств-скорпионов. Они мстят богатой женщине, которая отказалась помочь Исиде, ужалив сына женщины, заставив богиню исцелить непорочного ребенка. Репутация Исиды как милосердного божества, готового облегчить человеческие страдания, во многом способствовала ее привлекательности. Исида продолжает помогать своему сыну, когда он бросает вызов Сету, чтобы тот претендовал на царство, узурпированное Сетом, хотя мать и сын иногда изображаются в конфликте, например, когда Гор обезглавливает Исиду, и она заменяет ее первоначальную голову коровьей - миф о происхождении, объясняющий головной убор из коровьего рога, который носит Исида. Материнский аспект Исиды распространялся и на других божеств. В текстах гробов Среднего царства около 2055—1650 гг. Говорится, что четыре сына Гора, погребальные божества, которые, как считалось, защищали внутренние органы умершего, были потомками Исиды и старшей формы Гора. В ту же эпоху Гор был синкретизирован с богом плодородия Мин, поэтому Исида считалась матерью Мин. Форма Мин, известная как Камутеф, «бык его матери», который олицетворял циклическое возрождение богов и царской власти, как говорили, оплодотворял свою мать, чтобы породить себя. Таким образом, Исида также считалась супругой Мин. Та же самая идеология королевского сана может лежать в основе традиции, обнаруженной в нескольких текстах, о том, что Гор изнасиловал Исиду. Амон, ведущее египетское божество Среднего и Нового царств, также взял на себя роль Камутефа, и когда он был в этой форме, Исида часто выступала в качестве его супруги. Апис, бык, которому поклонялись как живому богу в Мемфисе, был сыном Исиды, отцом которого стал Осирис, известный как Осирис-Апис. Таким образом, биологическая мать каждого быка Аписа была известна как «корова Исида». История в Весткарском папирусе из Среднего царства включает Исиду в группу богинь, которые служат повивальными бабками во время родов трех будущих королей. Она играет аналогичную роль в текстах Нового Царства, которые описывают рожденные Богом правящие фараоны. В Папирусе Весткара Исида называет имена троих детей при их рождении. Барбара С. Леско рассматривает эту историю как знак того, что Исида была способна предсказывать или влиять на будущие события, как и другие божества, которые управляли рождением, такие как Шай и Рененутет. Тексты гораздо более поздних времен называют Исиду «хозяйкой жизни, повелительницей судьбы и судьбы» и указывают на то, что она контролирует Шай и Рененутет, как и другие великие божества, такие как Амон, в более ранние эпохи египетской истории. Управляя этими божествами, Исида определила продолжительность и качество человеческих жизней. Богиня королевства и защиты королевства Гор приравнивался к каждому живому фараону, а Осирис - к умершим предшественникам фараона. Таким образом, Исида была мифологической матерью и женой королей. В Текстах пирамид ее первостепенное значение для короля было как одного из божеств, которые защищали его и помогали ему в загробной жизни. Ее известность в королевской идеологии выросла в Новом Королевстве. Храмовые барельефы того времени показывают, что царь кормит грудь Исиды; ее молоко не только исцелило ее ребенка, но и символизировало его божественное право на власть. Королевская идеология все больше подчеркивала важность королев как земных двойников богинь, которые служили женами королю и матерями его наследникам. Первоначально самой важной из этих богинь была Хатор, атрибуты которой в искусстве были включены в короны королев. Но из-за ее собственных мифологических связей с королевой Исиде также были даны те же титулы и регалии, что и человеческим королевам. Действия Исиды по защите Осириса от Сета стали частью более воинственного аспекта ее характера. Погребальные тексты Нового Царства изображают Исиду в барке Ра, когда он плывет по подземному миру, действуя как одно из нескольких божеств, которые покоряют заклятого врага Ра, Апепа. Короли также призывали ее защитную магическую силу против врагов людей. В ее птолемеевском храме в Филах, который лежал недалеко от границы с нубийскими народами, совершившими набеги на Египет, она была описана как защитница всей нации, более эффективная в битве, чем «миллионы солдат», поддерживающая птолемеевских царей и римских императоров в их усилиях. Богиня магии и мудрости Исида также была известна своей магической силой, которая позволила ей воскресить Осириса, защитить и исцелить Гора, а также своей хитростью. Благодаря своим магическим знаниям она, как говорили, была «умнее миллиона богов». В нескольких эпизодах истории Нового Царства «Сражения Гора и Сета» Исида использует эти способности, чтобы перехитрить Сета во время его конфликта с ее сыном. Однажды она трансформируется в молодую женщину, которая говорит Сету, что участвует в споре о наследстве, подобном узурпации Сета короны Осириса. Когда Сет называет эту ситуацию несправедливой, Исида насмехается над ним, говоря, что он считает себя виноватым. В более поздних текстах она использует свои силы трансформации, чтобы сражаться и уничтожать Сета и его последователей. Многие истории об Исиде появляются как историолы, прологи к магическим текстам, которые описывают мифические события, связанные с целью, к достижению которой направлено заклинание. В одном заклинании Исида создает змею, которая кусает Ра, который старше и больше ее, и заставляет его заболеть своим ядом. Она предлагает вылечить Ра, если он скажет ей свое настоящее тайное имя - знание, несущее в себе несравненную силу. После долгого принуждения Ра говорит ей свое имя, которое она передает Хорусу, укрепляя его королевскую власть. История может быть задумана как история происхождения, чтобы объяснить, почему магические способности Исиды превосходят магические способности других божеств, но поскольку она использует магию, чтобы подчинить Ра, история, кажется, рассматривает ее как обладающую такими способностями еще до того, как узнала его имя. Богиня неба Многие из ролей, которые приобрела Исида, дали ей важное положение в небе. Отрывки в Текстах пирамид тесно связывают Исиду с Сопдет, богиней, представляющей звезду Сириус, чьи отношения с ее мужем Сах - созвездием Ориона - и их сыном Сопду параллельны отношениям Исиды с Осирисом и Гором. Гелиакальный восход Сириуса, непосредственно перед началом разлива Нила, дал Сопдет тесную связь с наводнением и, как следствие, с ростом растений. Отчасти из-за ее отношений с Сопдет, Исида также была связана с потопом, который иногда приравнивался к слезам, которые она проливала по Осирису. Во времена Птолемея она была связана с дождем, который египетские тексты называют «Нил в небе»; с солнцем как защитником барка Ра; и с луной, возможно потому, что она была связана с греческой лунной богиней Артемидой общей связью с египетской богиней плодородия Бастет. В гимнах, написанных на Филах, она названа «Госпожой Небес», чья власть над небом параллельна правлению Осириса над Дуатом и царствованию Гора на земле. Вселенская богиня Во времена Птолемея сфера влияния Исиды могла включать весь космос. Как божество, защищавшее Египет и поддерживавшее его царя, она имела власть над всеми народами и, как источник дождя, оживляла мир природы. Гимн Филы, который изначально называет ее владычицей неба, продолжает расширять ее власть, поэтому в своей кульминации ее владычество охватывает небо, землю и Дуат. В нем говорится, что ее власть над природой питает людей, блаженных мертвецов и богов. В других гимнах птолемеевского Египта на греческом языке она называется «прекрасной сущностью всех богов». В ходе истории Египта многие божества, большие и второстепенные, описывались в одинаковых грандиозных терминах. Амон чаще всего описывался таким образом в Новом царстве, тогда как в римском Египте такие термины обычно применялись к Исиде. Такие тексты не отрицают существование других божеств, но рассматривают их как аспекты верховного божества, тип теологии, иногда называемый «суммодеизм». В поздний, птолемеевский и римский периоды многие храмы содержали миф о сотворении мира, который адаптировал давние идеи о сотворении мира, чтобы отвести главные роли местным божествам. В Филах Исида описывается как создательница так же, как древние тексты говорят о работе бога Птаха, который, как говорят, спроектировал мир своим интеллектом и создал его. Как и он, Исида сформировала космос «через то, что задумало ее сердце и сотворили ее руки». Как и другие божества на протяжении всей истории Египта, Исида имела множество форм в своих индивидуальных культовых центрах, и каждый культовый центр подчеркивал различные аспекты ее характера. Местные культы Исиды сосредоточены на отличительных чертах своего божества больше, чем на ее универсальности, тогда как в некоторых египетских гимнах Исиде другие богини в культовых центрах со всего Египта и Средиземноморья рассматриваются как ее проявления. Текст в ее храме в Дендере гласит: «В каждом номе она находится в каждом городе, в каждом номе со своим сыном Гором». Иконография В древнеегипетском искусстве Исида чаще всего изображалась как женщина с типичными атрибутами богини: платье-футляр, папирусный посох в одной руке и знак анкх в другой. Ее первоначальным головным убором был тронный знак, использованный при написании ее имени. Она и Нефтис часто появляются вместе, особенно когда оплакивают смерть Осириса, поддерживают его на троне или защищают саркофаги мертвых. В таких ситуациях их руки часто раскидываются по лицам в знак траура или протягиваются вокруг Осириса или умершего в знак своей защитной роли. В этих обстоятельствах их часто изображали в виде воздушных змеев или женщин с крыльями воздушных змеев. Иногда Исида появлялась в других формах животных: как свиноматка, представляя ее материнский характер; как корова, особенно когда она связана с Apis; или как скорпион. Она также принимала форму дерева или женщины, выходящей из дерева, иногда предлагающей пищу и воду умершим душам. Эта форма намекала на материнское питание, которое она обеспечивала. Начиная с Нового Царства, благодаря тесным связям между Исидой и Хатор, Исида взяла на себя атрибуты Хатор, такие как погремушка систрума и головной убор из коровьих рогов, окружающий солнечный диск. Иногда оба головных убора сочетались, поэтому тронный символ располагался на солнечном диске. В ту же эпоху она начала носить знаки отличия человеческой королевы, такие как корона в форме стервятника на голове и королевский урей, или вздыбившаяся кобра на лбу. Во времена Птолемея и Рима статуи и фигурки Исиды часто изображали ее в греческом скульптурном стиле с атрибутами, взятыми из египетских и греческих традиций. Некоторые из этих изображений по-новому отражали ее связь с другими богинями. Исида-Термутис, комбинация Исиды и Рененуте, олицетворяющая плодородие сельского хозяйства, была изображена в этом стиле в виде женщины с нижней частью тела змеи. Фигурки женщины, носящей замысловатый головной убор и обнажающей гениталии, могут изображать Исиду-Афродиту.
Брат Осириса. Отрицательный бог. Бог разрушения, войны, гнева. Изображался с головой осла. Верховное божество древнеегипетского культа. Бог солнца. Создал мир. Прародитель остальных богов. Для Осириса и его братьев и сестер Ра приходится прадедушкой. Изображался с головой сокола.