31 марта 1814 года русские войска под командованием генерала Николая Раевского торжественно вступили в Париж. Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года.
Забытые русские герои. Взятие Парижа 19 марта 1814
И в ней — красавцев-офицеров, щеголей, не уступающих как в ловкости, так и в гибкости языка и степени образования, первейшим парижским франтам». Фокус, однако, в том, что первая картинка принадлежит перу Николая Бестужева, лейтенанта, историографа флота и писателя. Сам он Париж не брал, хотя его повесть «Русский в Париже 1814 года» и написана, что называется, «по реальным событиям». Второй документ принадлежит перу артиллерийского офицера Ильи Радожитского, который как раз за отчаянную храбрость при взятии Парижа был произведён в штабс-капитаны. Тут сомнений быть не может: у него должна быть написана вся правда. Просто цитируют только тот фрагмент правды, который попадает в общий бравурный тон. Тон же задаётся, как правило, мемуарами ветеранов гвардии. Скажем, воспоминаниями Ивана Казакова, прапорщика лейб-гвардии Семёновского полка: «Стоянка наша была сносная. Там было много ресторанов, где мы в первый раз по вступлении во Францию порядочно пообедали. Как нам, так и солдатам хорошее житьё было в Париже; нам и в голову не приходила мысль, что мы в неприятельском городе.
И французы все — от высшего общества до крестьян — полюбили русских». Ещё бы не полюбить — при таком-то аттракционе неслыханной щедрости! Другой лейб-гвардеец, на этот раз из гусар, пишет: «Кто бывал в Париже, знает, что там почти птичьего молока можно достать, только были бы деньги.
Перестаньте меня унижать! Батюшков, которому суждено было с войсками дойти до Парижа, 27 марта 1814 года писал Н. Гнедичу: «... Мы дрались между Нан-жинсом и Провинс... Он пошел отрезывать нам дорогу от Швейцарии, а мы, пожелав ему доброго пути, двинулись на Париж всеми силами от города Витри. На пути мы встретили несколько корпусов, прикрывающих столицу и... Зрелище чудесное! Вообрази себе тучу кавалерии, которая с обеих сторон на чистом поле врезывается в пехоту, а пехота густой колонной, скорыми шагами отступает без выстрелов, пуская изредка батальонный огонь. Под вечер сделалась травля французов. Пушки, знамена, генералы, все досталось победителям, но и здесь французы дрались как львы». Французы были немало удивлены гуманным обращением пришедших с востока россиян. Они ожидали мщения русских за Москву, за пролитую в этой войне кровь разорением французской столицы. А вместо этого встретили русское великодушие. Жизнь Парижа продолжалась в том же размеренном ритме, как и до прихода русских войск - торговали лавки, шли театральные представления; толпы нарядных горожан заполнили улицы, они разглядывали бородатых русских солдат и пытались с ними объясняться. Совсем по-иному вели себя союзные войска. Яркий тому пример приводит будущий декабрист К. Рылеев, сообщая о своем разговоре с французским офицером в Париже: «... Мы покойны, сколько можем, но союзники ваши скоро нас выведут из терпения... Я говорю другу, ваши-то офицеры, ваши солдаты так обходятся с нами... Но союзники - кровопийцы! Но как бы там ни было, а война закончилась. Наполеон был сослан на остров Эльба в Средиземном море, и свергнутая французской революцией власть Бурбонов была снова восстановлена. Наступало лето. Русские войска походным маршем возвращались в Россию. А 30 августа того же 1814 года манифестом императора Александра I была учреждена наградная серебряная медаль, на лицевой стороне которой помещено погрудное, вправо обращенное, изображение Александра I в лавровом венке и в сиянии расположенного над ним лучезарного «всевидящего ока». Медаль предназначалась для награждения всех участников взятия французской столицы - от солдата до генерала. Но она не была им вручена. С восстановлением династии Бурбонов русский император счел негуманным выпуск в свет этой медали, которая бы напоминала Франции о былом крушении ее столицы. И только спустя 12 лет она была роздана участникам кампании 1814 года по велению нового императора Николая I, который «... Выдача ее участникам началась 19 марта 1826 года и затянулась до 1 мая 1832 года. Всего было выдано более 160 тысяч медалей. Естественно, что на портретах героев Отечественной войны 1812 года, которые были написаны до 1826 года, эта медаль отсутствует среди других наград. Существовало в основном три ее разновидности по размеру: общевойсковая — диаметром 28 и 25 мм и для награждения кавалеристов — 22 мм. Имелось поперечное ушко с продетым в него колечком для подвески награды на ленте. Подобная медаль, принадлежащая знаменитому партизану 1812 года Денису Давыдову, хранится в Ленинградском военно-историческом музее. Существует также множество разновидностей этой медали уменьшенных размеров - 12, 15, 18 мм.
Сражение за Париж стало в военной кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии. Союзники Россия, Пруссия, Австрия, Англия, Швеция и за один день 30 марта боёв с наполеоновской армией потеряли более 8 тысяч солдат, из них более 6 тысяч были русскими солдатами. Это было самое кровопролитное сражение Французской кампании 1814 года, определившее судьбу французской столицы и всей империи Наполеона. После напряжённых боёв к полудню 30 марта русские артиллеристы заняли господствующие высоты на подступах к французской столице. На высотах стали разворачиваться артиллерийские батареи для обстрела кварталов Парижа. Французский маршал Огюст Фредерик Луи Мармон не питал иллюзий и предложил русским переговоры, но император Александр I, был непреклонен и требовал капитуляции, он сказал, что «прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица». Маршал Огюст Фредерик Луи Мармон 1774—1852 , герцог Рагузский по итальянски Рагуза — название города Дубровник, ныне в составе Хорватии ,управлял до 1811 года Рагузской Дубровницкой республикой, а после её присоединения к Иллирии, управлял Иллирийскими провинциями. В 1813—1814 годах маршал Огюст Мармон командовал шестым корпусом французской армии, участник Саксонского похода. Наступление русской армии продолжилось, но к маршалу Мармону был направлен флигель-адъютант императора Александра, полковник Михаил Орлов, который сообщил, что русский император желает сохранить Париж и предлагает Франции капитулировать. Именно с этих пор слово «Рагуза» raguser стало во Франции синонимом слова «предатель» фр. Капитуляция Парижа была подписана в два часа ночи 31 марта в селении Лавилет на условиях, составленных лихим полковником Михаилом Орловым, оставленным заложником у французов на время перемирия. Так закончилась двухлетняя война, в которой империя Наполеона не выдержала противостояния с Российской империей. Уже через несколько дней французский император Наполеон Бонапарт под давлением своих маршалов отрекся от престола. В полдень 31 марта кавалерийские эскадроны во главе с императором Александром I триумфально вступили в столицу Франции.
Русская армия выбрала тактику отступления, которая продолжалась до конца августа. И Кутузов, и Наполеон объявили о своей победе. И хотя спустя несколько дней русская армия оставила Москву, прав оказался Кутузов: через три месяца Великая армия растаяла. Простые люди, как и сам император Александр I считали, что победа была достигнута не без Божией помощи. В 1814 году русская армия в составе армии союзников первый раз прошла по улицам французской столицы. В отличие от французов, осквернивших московские святыни, русские вели себя предельно корректно.
Взятие Парижа. 31 марта 1814 года
19 марта (1 апреля) 1814 года в Париж вошли русская и прусская гвардейская пехота, кавалерия и артиллерия, батальоны австрийских гренадер и вюртембергский полк, общей численностью 35 тысяч человек. 9 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. 31 марта 1814 года русские войска в составе сил антифранцузской коалиции вступили в Париж. В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. Ровно 210 лет назад, 31 марта 1814 года, завершился освободительный зарубежный поход русской армии. 31 марта 1814 русская гвардия во главе с императором Александром I с триумфом вошла в Париж.
Русская весна 1814 года в Париже
Сражение при Париже в 1814 г. худ. 10 апреля 1814 года, на площади Конкорд занятого русскими войсками Парижа,, на месте казни французского короля Людовика XVI, к изумлению парижан император Александр велел отслужить пасхальную литургию с большим православным хором, в присутствии русских войск. Да, русского монарха в 1814-м по праву называли спасителем Европы — угроза наполеоновского диктата растаяла. Да, русские войска занимали Париж не единожды, а дважды: многие знают и помнят взятие Парижа русскими и союзными войсками в 1814 году, но мало кто знает, что уже в следующем 1815 году российские войска вновь вошли в столицу побеждённой Франции.
30 марта — день казачьей славы
30 марта — день казачьей славы | Сражение под Парижем стало одним из самых кровопролитных за всю кампанию 1814 года. |
Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года | Аргументы и Факты | Click to enlarge image 1. Vstuplenie Russkoj armii v Вступление Русской армии в Париж Вступление Русской армии в Париж. |
«Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже - МК Саратов | 31 марта 1814 года русские войска торжественно вступили в сдавшийся Париж. |
Журнал Международная жизнь - Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года | 19 (31) марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. |
31 марта 1814 года русские войска триумфально вступили в Париж
- Русская армия вступает в Париж
- Читайте также:
- Русские и союзные войска вступили в Париж
- Русские в Париже, или Конец Наполеона
- Как русские войска гнали Наполеона до Парижа — 12.09.2022 — Статьи на РЕН ТВ
- 31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж
Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?
Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года. В 1814 году во французскую столицу вошла русская армия — состоялось взятие Парижа, ознаменовавшее окончание наполеоновских войн. Русская армия начинает знаменитый Заграничный поход 1813-1814 гг., в результате которого весь Европейский континент был полностью освобождён от господства самопровозглашенного императора Наполеона. 31 марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I вступили в капитулировавшую перед ними столицу Франции.
Парижский быт русских воинов-освободителей глазами очевидца
- Бани, секс и казаки: как русская армия покорила Париж в 1814 году
- Взятие Парижа в 1814: как вели себя русские войска в охваченном паникой городе
- РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО
- От Березины к Лейпцигу
- РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО | Захар Прилепин | Дзен
- Как русские Париж брали в марте 1814-го
Что высмеивали обычные парижане в русских офицерах в 1814 году
Вы все единодушно желаете, чтобы дух, данный Смоленскому, не преставал ходить в полках наших и почивал на вождях наших. Нет лучшей сего похвалы для отшедшего; нет лучшего наставления для оставшихся сынов Отечества». Вступление союзных войск в Париж Командование вновь принял Барклай-де-Толли, и именно ему довелось принимать капитуляцию французской столицы. Во главе полков на белом коне подаренном Наполеоном ехал император Александр I. Его сопровождали прусский король и генералы союзных армий. Толпы французов, уставших от войны, приветствовали русского царя как освободителя. В беседе с депутатами Парижа царь заверил их, что союзные армии будут вести себя безупречно по отношению к жителям, любое проявление насилия будет жестоко караться.
В Париже росс! Поникни, Галлия, главой! Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья Грядет с оливою златой. Ещё военный гром грохочет в отдаленье, Москва в унынии, как степь в полнощной мгле, А он — несёт врагу не гибель, но спасенье И благотворный мир земле. Воспоминания в Царском Селе.
Парижские аристократы и простолюдины были поражены добротой русских солдат и казаков, которые разбили палатки на Елисейских полях, в центре Парижа. Добродушные казаки позволяли парижским ребятишкам влезать себе на плечи. Царский двор и генералитет посещали балы, которые давала в их честь французская знать. Впоследствии Александр Павлович рассказывал князю А. Голицыну: «Наше вхождение в Париж было великолепное.
Жизнь города продолжалась в привычном мирном ритме — работали торговые лавки, проходили театральные представления; а парижане заполнили улицы, с интересом разглядывая бородатых иностранцев и пытаясь заговаривать с ними. Русский император строго-настрого приказал военным не обижать мирных французов. Чтобы у воинов не возникало желания мародерствовать, Александр решил выплатить им тройное годовое жалованье. Такая политика надолго сохранила безупречную репутацию армии русских, дав возможность солдатам беззаботно расслабиться после долгих сражений.
Особенно свободно чувствовали себя казаки. Раскинув лагерь на Елисейских полях, они готовили себе еду прямо на кострах и рыбачили в прудах Фонтенбло. Как на родном Дону, казаки купали коней в Сене, и запечатлеть такое невиданное действо стекались парижские художники. Пасхальный православный молебен на парижской площади Парижане и русские казаки. Акварель австрийского художника Георга-Эммануэля Опица, очевидца событий 1814 года. В том году совпали дни празднования католической, православной и протестантской Пасхи. Русский император увидел в этом особенный знак, повелев служить торжественный молебен прямо на городской площади. Вокруг установленного импровизированного церковного алтаря разместились семь русских православных священника в богатых праздничных облачениях. Вознести благодарности в виде молитвы за такую важную победу собралась вся армия.
Император Александр I взошел на помост, сопровождаемый православными священнослужителями и прусским королем. Обнажившие головы пехотинцы стояли на коленях, кавалеристы спустили сабли, и под славянское пение началось торжественное богослужение.
Первая тема присутствует в эстампах, активно разрабатывающих тему «галантного казака». Что касается соблазна, он оказывается двунаправленным: если поначалу русские, и прежде всего их царь, «соблазняют» парижанок своим великодушием, то очень скоро ситуация переворачивается: покоренная Франция в лице своих прекрасных представительниц покоряет русских офицеров-победителей. Наконец, о соучастии свидетельствует почти полное отсутствие в полицейских документах жалоб на агрессию со стороны русских воинов: контакты их с девицами происходят по взаимной склонности и с соблюдением коммерческих интересов этих самых девиц.
Об изменениях в характере самой проституции докладчица сказала, что их можно назвать количественными, но не качественными. Венерических болезней стало больше, и многие солдаты возвращались домой с «суве-нирами» особого рода, однако рутинная работа полиции нравов по регистрации проституток и контролю за порядком в этой сфере продолжалась и при оккупации, то есть, по мнению докладчицы, администрация показала себя дееспособной даже в столь сложных обстоятельствах. В ходе обсуждения доклада Плюмозиль уточнила терминологию: с русскими солдатами и офицерами имели дело не только «официальные» проститутки, но модистки, белошвейки и прочие парижские простолюдинки. В начале доклада Губина продолжила тему, заданную Мари-Пьер Рей: одной из целей Александра при вступлении в Париж было «доказать, что мы [русские] не медведи! Франция отнюдь не была для русских офицеров — даже для тех, кто никогда не пересекал ее границы, — неведомой страной; как правило, они хорошо знали ее по книгам.
Но именно эти знания стали причиной множества разочарований; сравнивая прочитанное с увиденным, русские военные убеждались в ложности многих стереотипов и, сначала в письмах к родным, а затем в мемуарах, упрекали французов за это несовпадение реальности с книжными представлениями впрочем, точно такие же разочарования пережили и многие французы, когда оказались в России. Поскольку о том, как русские военные воспринимали завоеванную Францию, мы можем судить прежде всего по их дневникам и воспоминаниям, докладчица в финале своего выступления остановилась на некоторых особенностях этих мемуарных текстов. Хотя военные были «путешественниками помимо воли», все же, оказавшись за границей, они ощущали потребность следовать определенному литературному канону и, во-первых, непременно вести путевые записки ибо это представлялось им одним из наилучших способов доказать свою «европейскость» , а во-вторых, вести их по модели главного русского сочинения в этом жанре — карамзинских «Писем русского путешественника». Тему разочарования русских военных, оказавшихся во Франции в 1814 году, продолжила Любовь Мельникова Институт российской истории РАН в докладе «Франция и французы глазами русских участников кампании 1814 года». Если судить по фрагментам воспоминаний, которые цитировала Мельникова, русские как будто мстили французам и за те восторги, какие эти образованные европейцы вызывали у них в довоенное время, и за те разрушения, какие французы произвели в 1812 году в России.
Мемуаристы дружно спорят с представлениями о том, что Франция — это рай на земле, они охотно описывают бедные деревни, крестьянские хижины со скверными печками впрочем, хороших каминов русские мемуаристы не находят и в домах многих аристократов. Французам ставят в вину и то, что хороший обед можно получить только в Париже впрочем, наиболее объективные наблюдатели отмечают, что вино — и, прежде всего, шампанское — хорошо везде , и то, что многие французские предметы обихода на самом деле хуже русских, но имеют гораздо лучшую репутацию исключительно потому, что изготовлены во Франции например, по мнению Ф. Глинки, лапти гораздо удобнее, чем сабо, но в России все бы стали восхищаться этими деревянными башмаками — ведь они привезены из прекрасной Франции. Русские мемуаристы упрекают французов и в безбожии на месте одной церкви выстроен цирк, на месте другой — рынок , и в неумеренной любви к зрелищам впрочем, тот же Глинка отмечает и положительную черту — страсть французов к чтению. На основе приведенных примеров докладчица высказала предположение о необходимости пере-смотреть традиционные представления историков о том, что декабристское движение зародилось под влиянием впечатлений, вынесенных русскими офицерами из пребывания во Франции в 1814 году.
По мнению Мельниковой, мемуары свидетельствуют: далеко не все из увиденного вызывало их одобрение. Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции. Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку.
Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе.
Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801. Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается.
Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар. Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков.
Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике. Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел.
Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона.
Французская империя рухнула. Наполеон был отправлен в почётную ссылку на остров Эльба в Средиземном море. Предыстория: 29 марта 1814 года союзные войска, большую часть которых составлял русский контингент, подошли к Парижу. За оборону города отвечали маршалы Мортье, де Монсей и де Мармон при общем руководстве брата Наполеона Жозефа Бонапарта. Во главе Союзных войск стояли император Александр I и генерал М.
Барклай-де-Толли от Российской империи , а также прусский фельдмаршал Г. Во время сражения Ж. Бонапарт покинул столицу, предоставив руководство сражением и возможной капитуляцией маршалам де Мармону и Мортье. В ночь с 30 на 31 марта была подписана капитуляция, в которой де Мармону удалось отстоять возможность отвода французских войск из Парижа.