Новости прорыв блокады ленинграда карта

18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда" Автор фото: Вячеслав Голубцов. Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть.

Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда

1943. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт. временную железнодорожную линию от Шлиссельбурга до Полян. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. 1943. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт.

Пятая попытка

Январь 1943 прорыв блокады Ленинграда по дням Карта — схема. Поклонный крест на месте прорыва блокады Ленинграда. Карта прорыва блокады Ленинграда:: Музей истории и боевой славыавтомобильных войск.

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Прорыв блокады Ленинграда операция Искра 1943. Прорыв Блокады Ленинграда. До операции "Искра" блокада города выглядела на карте так. Советские бомбардировщики поддерживают войска Волховского фронта при прорыве блокады Ленинграда.

Прорыв блокады Ленинграда

Одну из Кобоны до станции Ладожское озеро уже к тому времени начали строить на деревянных сваях, вбитых в дно озера, а вторую — узкоколейку — только еще собирались проложить прямо по льду». Ставка одобрила второй вариант причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург» , но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга — Ленинград. А дальше — вообще очистить от немцев Неву. В таком виде план операции и был утвержден. Как высечь «Искру» Забегая вперед, следует сразу сказать, что немалая заслуга в успешном проведении операция «Искра» принадлежит, конечно, Леониду Говорову. Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение. Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи. К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов.

Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие.

Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов.

Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай.

Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы».

Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.

До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда!

В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов.

Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения.

Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте.

Затем по невскому льду пошли в атаку солдаты четырех дивизий первого эшелона. Пехоту поддерживали легкие танки и бронеавтомобили. Через 6 дней после начала операция «Искра» завершилась. Кольцо блокады было разорвано, теперь к Ленинграду вел десятикилометровый коридор, полностью контролируемый Красной Армией. Шел второй год войны. До полного снятия блокады оставалось еще немногим более 12 месяцев. Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения. Основные боевые действия проходили в районе Невского «пятачка», где наступление развивалось не очень удачно. При форсировании Невы были потеряны все танки. Атака была сорвана. Войска были переправлены на рубеж в район Марьино, с задачей наступать на Шлиссельбург с юга, что привело к успеху операции. Официальной датой прорыва блокады Ленинграда считается 18 января 1943 года, но ожесточенные бои на участках Ленинградского и Волховского фронтов продолжались еще в течении всего месяца.

Новости и события Российского исторического общества

В музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» пройдет встреча актива общественных организаций ветеранов и блокадников. Запланировано мероприятие в Ледовом дворце. Вечером 27 января ожидается праздничный артиллерийский салют у стен Петропавловской крепости.

Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев. И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года. Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва. И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги. Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли...

Траншеи, блиндажи, деревоземляные огневые точки, мощная артиллерийская группировка. Плюс Рабочие городки, которые были превращены противником практически в узлы обороны... Кстати, еще в декабре 1941 года командир одного из корпусов вермахта предлагал отвести войска из «бутылочного горла» на Синявинские высоты. Он считал, что полной блокады Ленинграда и так нет, поскольку город снабжается по Ладоге. Но ему указали, что он не прав, что выгоднее держать полностью весь фронт вдоль берега Невы и части Ладоги. Первые наметки плана, который лег в основу операции «Искра», появились еще весной 1942 года. Предложение исходило от Военного совета Ленфронта. Заслуга Леонида Говорова, возглавившего фронт в июне 1942-го, в том, что к январю 1943 года он собрал боеспособные соединения и удачно бросил их в бой на узком участке.

Почему он не сделал этого раньше? Летом 1942 года подобное наступление было бы просто невозможно. Надо было элементарно подкормить бойцов, получить с Большой земли боеприпасы. Ленинградская промышленность делала снаряды относительно небольшого калибра, до 76 мм. Запаса не было - это, кстати, одна из причин того, что в Синявинской операции осени 1942 года Ленинградский фронт выполнял всего лишь вспомогательную функцию. Основной удар наносили волховчане. Кстати, упомянутая Синявинская операция была уже четвертой по счету попыткой прорвать блокаду. Немцев спасло от разгрома лишь то, что у них оказались дополнительные силы в виде войск 11-й армии Манштейна, переброшенной из Крыма после взятия Севастополя.

Она была направлена под Ленинград, имея приказ о его штурме. Более того, с лета 1942 года немецкие войска имели четкое указание взять Ленинград, и эта задача не снималась вплоть до окончательного решения об отводе войск зимой 1944 года на линию «Пантера». До этого с августа 1941-го до лета 1942 года командование вермахта ставило задачу только на окружение города по ближайшему периметру. Однако нам не хватало тяжелой гаубичной артиллерии, необходимой как раз для разрушения долговременных огневых точек противника. В «бутылочном горле» оборону держали три немецкие дивизии. Опытные, обстрелянные, боеспособные. Против Волховского фронта оборону держали две дивизии - 227-я, обжившая эти позиции еще с 1941 года, и 1-я пехотная, которая считалась ударной силой группы армий «Север» с 1941 года. Но была существенная проблема: к январю 1943 года 18-я армия оставалась практически без резервов.

В ходе боев немцы перебросили в «бутылочное горло» несколько батальонов 61-й пехотной дивизии, а также 5-й горнострелковой дивизии. Еще с ноября 1942-го в докладах штаба 18-й армии постоянно звучало, что советское наступление, скорее всего, будет предпринято именно в этом месте, и у вермахта нет сил, чтобы отразить удар. В декабре немцы уже точно знали, что наступление ожидается в январе. Увы, были перебежчики со стороны Ленинградского и Волховского фронтов. В немецких документах есть протоколы их допросов. Так что вопрос был только в датах. Первоначально ведь операция «Искра» назначалась на 1 января, и на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Зима выдалась относительно мягкой.

И потери были очень большие... Причем потери были в значительной степени обусловлены тем, что немецкая артиллерия вела уничтожающий огонь. Это был шквал огня, которому мы не могли ничего противопоставить. Увы, контрбатарейная борьба Ленинградского и Волховского фронтов оказалась недостаточно эффективной. Причины - недостатки разведки, нехватка орудий большого калибра. Однако в целом немецкое командование в этот раз недооценило русских. Понадеялось, что получится, как обычно. Что удастся отбить все атаки и устроить противнику «кровавую баню» на льду Невы.

А Ленинградский фронт смог сразу захватить достаточно большой плацдарм на левом берегу Невы - от Марьина до нынешних южных границ города Кировска, который послужил очень хорошим трамплином. Другое дело, что 13 января ситуация здесь оказалась критической. Во второй половине дня немцы предприняли контратаку.

Ленинград оказался блокированным с суши.

Первая попытка прорвать кольцо блокады у южного берега Ладоги была предпринята в конце сентября 1941 г, но оказалась неудачной - Шлиссельбургом Петрокрепость овладеть не удалось В середине ноября 1941 года положение Ленинграда еще более ухудшилось - немцы захватили Тихвин. Они стремились соединиться с финскими войскам, которые стояли на реке Свирь на участке между Онежским и Ладожским озерами. Тогда кольцо блокады вокруг Ленинграда полностью замкнулось бы и по суше и по воде и доставка грузов в осажденный город стала бы невозможной даже по единственному оставшемуся пути - Ладожскому озеру Дорога Жизни.

Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна. Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения. В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили.

Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось.

За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик. Маршал Советского Союза Кулик Григорий Иванович Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца. Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра. Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек.

По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов. На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов. Атаки шли одна за другой. За период в 43 дня было произведено 79 атак. Задним числом можно говорить, что эти ужасные жертвы были напрасны. Пробить брешь в немецкой обороне не удалось. Но в то время, когда происходили эти кровопролитные бои, этот клочок земли был единственной надеждой на прорыв блокады Ленинграда. А в городе от голода буквально умирали люди.

И умирали тысячами, просто идя по улице. Поэтому сражались без оглядки. Для выполнения этой задачи Ленинградский и Волховский фронт должны были, слаженно действуя, выступить навстречу друг другу.

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. Поклонный крест на месте прорыва блокады Ленинграда. Краткая история и фотографии с мемориала "Невский пятачок" в Ленинградской области и из музея "Прорыв блокады Ленинграда": как пятачок выглядит сейчас и выглядел во время войны. Операция "Искра": прорыв блокады Ленинграда. Графика компании "Меркатор". Прорыв блокады Ленинграда означал крах второй идеи. М.: Советская энциклопедия, 1985. Карта № 10.

Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (Панорама)

Прорыв блокады Ленинграда 18 января В избранное Поделиться 18 января 1943 года — одна из важнейших дат в истории нашей страны. Прорыв блокады Ленинграда стал переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны и предвестником ленинградского Дня Победы, который отмечается 27 января — в день полного освобождения города от фашистской блокады 1944.

Есть гардероб. В ожидании экскурсии можно посетить сувенирный магазин там продаются книги, буклеты, кружки с символикой музея, фигурки воинов и др. С наступлением времени экскурсии сотрудник музея провожает группу в первый зал. Здесь мы располагаемся на стилизованных скамейках-ящиках и смотрим два видеоролика о блокаде Ленинграда и ее прорыве. Первый зал Первый расскажет о самой блокаде. Она началась 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска окончательно отрезали город от остальной страны по суше. Сообщение поддерживалось по Ладожскому озеру.

Магистраль назвали Дорогой жизни, и название это говорящее: по воде летом и по льду зимой в осажденный город доставляли продукты питания и боеприпасы, а обратно везли эвакуированных жителей. Второй видеоролик посвящен прорыву блокады. Во всю стену перед нами разворачивают карту боевых действий. Мы узнаем, что попыток прорыва было несколько, и лишь третья из них, получившая название «Искра», стала успешной. Интерактивная карта военных действий Операция продолжалась с 12 по 18 января 1943 года. По плану Ленинградский и Волховский фронты должны были с двух сторон нанести удар по группировке немецко-фашистских войск, которая разместилась на Шлиссельбургско-Синявинском выступе. В первое же утро пехоте Ленинградского фронта под прикрытием установленных на правом берегу пулеметов удалось перейти Неву и закрепиться на левом. Вместе с пехотой по льду прошла также и легкая техника.

Одновременно с этим началась укладка путей для прохода тяжелых танков: подготовленные бревна укладывались и скреплялись между собой на поверхности льда. Переправа была готова к 14 января. За это время советские войска успели занять несколько поселков и захватить немецкий танк. Вечером 15 января противник был уже отброшен к Шлиссельбургу, но продолжал удерживать город и несколько поселков, отвечая яростными контратаками. Однако советские войска продолжали наступление. Утром 18 января между войсками Ленинградского и Волховского фронтов оставалось несколько километров. Противник решил оставить Шлиссельбург и путем контратак прорываться на юг. Удары эти были отбиты, а Шлиссельбург освобожден от немецких войск об этом подробно можно узнать на экскурсии в крепость Орешек.

Однако высадить десант 19 числа не получилось из-за шторма. Следующая попытка произошла в ночь на 21 сентября. И она не увенчалась успехом из-за волнений на озере. Тогда решено было отправить десант следующей ночью.

Теперь реализовать план помешала навигационная ошибка. Десант высадился в нескольких километрах от нужной точки, оказавшись в тылу 54-й армии. К тому же из-за непогоды несколько лодок перевернулось, двоих бойцов спасти не удалось. Остальные десантники вернулись на исходную позицию.

Ответственный за операцию капитан-лейтенант Балтачи вскоре был отстранён от должности и по решению военного трибунала приговорён к восьми годам заключения. Ленинградцы расчищают улицы города. Wikimedia Commons Попытки высадить десант продолжались. В ночь на 24 сентября было отправлено две группы.

Первая должна была высадиться недалеко от Шлиссельбурга и выдвинуться к крепости; вторая, состоявшая из разведчиков, — на Шлиссельбургской губе. Десантникам выполнить задачу не удалось. Катерам подобраться к берегу помешала каменная гряда. А вот разведотряд добрался до места назначения.

После высадки сорок бойцов несколько километров шли по затопленной отмели. Затем они добрались до берега, рассредоточились и замаскировались. Провели разведку системы обороны, после чего ушли в расположение 54-й армии, прорвавшись через линию фронта. Утром 25 сентября произошла очередная попытка высадки десанта.

Около двухсот человек отправились к Шлиссельбургу. Скомканная подготовка привела к провалу. Противник заметил советские катера и открыл огонь. Десантникам всё же удалось высадиться и даже закрепиться на берегу.

Но потом атаку произвела вражеская авиация, следом ударили танки. Шансов на успех у десантников не было. К ночи сражение завершилось. Почти все десантники 175 человек погибли.

Рано утром 27 сентября вновь был отправлен десант. Очередная попытка привела лишь к гибели 17 человек. Остальные бойцы вернулись. После этой неудачи Жуков пересмотрел план.

Он приказал отправить стрелковый батальон 1-й дивизии НКВД 200 человек с орудиями и миномётами в крепость Орешек, в которой находился советский гарнизон. А оттуда десантники должны были добраться по невской протоке до Шлиссельбурга. Подготовка к операции заняла всего лишь несколько часов, поскольку Жуков потребовал осуществить высадку ночью этого же дня. С первого захода выполнить задачу удалось лишь одному тральщику.

Ещё 130 десантников и орудия добрались до Орешка следующей ночью. Однако план так и не был осуществлён. Уже 1 октября операцию отменили, а бойцов вернули на исходные позиции. Ополчение Ленинграда Как только началась Великая Отечественная война в Ленинграде стали раздавать повестки.

Но много было и тех, кто приходил в военкомат по собственному желанию. Поскольку добровольцев оказалось много, началось формирование дивизий и полков. Так как практически никто из ополченцев не являлся военным и не проходил соответствующей подготовки, то командирами были назначены кадровые офицеры. В общей сложности, в добровольческие отряды было призвано свыше 135 тыс.

В начале добровольцев отправили на строительство стратегически важного оборонительного рубежа Кингисепп — Луга — озеро Ильмень. На участке в 175 км ленинградцы копали противотанковые рвы глубина от 10 до 15 метров , возвели 160 км эскарпов и соорудили свыше пятисот дотов и дзотов. После чего добровольческие отряды стали участниками боёв за Ленинград. Однако городское ополчение столкнулось со множеством проблем.

Поскольку враг быстро добрался до города и осадил его, начались проблемы со снабжением. Это привело к тому, что у многих добровольцев отсутствовало оружие, форма. Затем вскрылись проблемы с медицинской помощью. Но когда фашисты попытались взять город штурмом, ополченцы были отправлены на передовую.

Подвоз продуктов по Ладожскому озеру. Wikimedia Commons Особенно тяжёлые бои шли против танковых дивизий. На отдельных участках фронта неподготовленные люди просто бросали позиции из страха. Те, кто сумел пересилить себя и пошёл в бой, чаще всего погибали, поскольку остановить продвижение танков им было нечем.

Потери среди добровольческих отрядов были колоссальные — ориентировочно, около 70 тыс. В сентябре немцы перешли в атаку по всему фронту от Финского залива до Пулковских высот. Основной удар пришёлся на участок Кискино-Галлерово, который предварительно обстреляли из артиллерийских орудий. Противника встретила 5-я дивизия Ленинградской армии народного ополчения.

Несмотря на огромные потери, вчерашние мирные жители не пустили немцев дальше Пулковских высот. План противника по прорыву в тыл советских войск не удался. С ожесточённым сопротивлением столкнулись фашисты на линии Лигово — Урицк, когда решили танками проложить путь к Кировскому заводу. В итоге немцы остановились всего лишь в нескольких километрах от предприятия, но оставшийся путь преодолеть так и не смогли.

Ополченцы остановили врага, подбив около трёх десятков танков. Не удалось немцам прорваться и на Лужском направлении. При этом фашисты считали, что здесь у них никаких проблем не возникнет. Ефрейтор Гюнтер даже написал в дневнике: «Нам осталось перешагнуть Неву, и Северная столица большевиков падёт».

В ходе дальнейшего наступления всех трёх фронтов на нарвском, псковском и идрицком направлениях группа армий «Север» должна быть разгромлена, а Ленинградская область — освобождена. Войска Ленинградского фронта ведут бой за освобождение Красного Села. Источник: Архив Lesta Games. На первом этапе наступления войсками Ленинградского фронта планировалось нанести два сходящихся удара в направлении Ропши с ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И. Федюнинского и с Пулковских высот частями и соединениями 42-й армии генерал-полковника И. Предполагалось уничтожение противника в районе Красное село — Ропша — Стрельня, а затем развитие наступление в двух направлениях: Кингисепп — Нарва и Красногвардейск Гатчина — Луга. Задачей 67-й армии генерал-лейтенанта В. Свиридова было сковывание врага в направлении Мги и подготовка собственного удара на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы вместе с 8-й армией командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков Волховского фронта окружить и уничтожить там немецкие войска.

И грянул гром Подготовка операции велась в строжайшем секрете, советское командование всеми силами старалось дезинформировать противника о планах и основных направлениях действий. Передовые части выдвинулись на позиции менее, чем за сутки до начала наступления, а танки — в ходе артиллерийской подготовки, когда уже грянул гром. А он грянул не только в переносном смысле «Январский гром» — кодовое название Красносельско-Ропшинской операции , но и в прямом. В течение лета и осени 1943 года Ставка насыщала Ленинградский и Волховский фронты артиллерией — как противотанковой, так и дивизионной, и тяжёлой. В декабре 1943 года он был равен 82,8 тонны против 29,8 тонн в декабре 1941 года, то есть вырос в 2,8 раза без учёта 50-мм минометов , — отмечает исследователь Б. На Волховском фронте к началу наступления имелось 3551 орудие и миномёт, а кроме того, 21 дивизион полевой реактивной артиллерии. Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут. Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах. Артиллерийская поддержка серьёзно упростила для красноармейцев выполнение боевых задач: из 251 цели огнём были поражены 169, а батареи противника отмалчивались более получаса.

Однако вскоре руководство войсками 3-го танкового корпуса СС было восстановлено, и началась борьба, особенно ожесточённая в районе опорного пункта Гостилицы. Роль танков, самоходок и другой техники Войска 48, 90 и 131-й стрелковых дивизий 2-й ударной армии в наступлении поддерживали артиллеристы и танкисты: армии было придано 169 танков и два десятка самоходок. После занятия передовой траншеи противника пехотой свой ход сделали танкисты. К концу дня войска Красной Армии углубились в неё на направлении главного удара — почти на 4 километра, а общая протяжённость фронта наступления 2-й ударной армии составила 10 км. Бой на северо-западе Гостилиц был особенно ожесточённым, противоборствующие войска неоднократно выбивали друг друга с этой полосы земли. Тем не менее, на исходе первого дня наступления верх в этой борьбе одержала советская армия. Итог дня — продвижение в районе Лиговского канала на 4,5 километра в центре и до полутора километров на флангах; ещё день спустя — прорыв на 8 км. Симоняка достиг второй полосы вражеской обороны. Под Новгородом, на Волховском фронте, 14 января части 59-й армии незаметно достигли по льду западного берега озера Ильмень и закрепились на нём.

Снегопады и метели не позволяли авиации 14-й воздушной армии поддержать войска, артиллерии же не удалось подавить все вражеские опорные пункты.

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта

Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими войсками с участием военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Прорыв блокады Ленинграда – история праздника 18 января, ход операции Искра, когда годовщина в 2024, мероприятия, где и как отмечают в Петербурге.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий