Великий пост в этом году начинается 11 марта и закончится 27 апреля празднованием Пасхи – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. Недели Великого поста посвящены событиям и личностям совсем разных временных периодов. События Недели Ваий относятся еще ко времени жизни Иисуса Христа, а святитель Григорий Палама родился в самом конце XIII века. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно).
Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение
Пропостившись всю так называемую Первую седмицу Великого поста, в воскресенье человек вдруг узнает, что наступила «Неделя первая Великого поста». Вот так сюрприз! С чем это связано? Дело в том, что по-церковнославянски слово «седмица» означает привычный нам временной отрезок в семь дней начиная с понедельника. А вот слово «неделя» на этом древнем языке означает — воскресный день, то есть день, в который по причине праздника не делают никаких отвлекающих от воскресной службы работ.
Таким образом, по-церковнославянски в календарях и написано, что в этом году, например, первая седмица поста начнется в понедельник 14 марта по новому стилю, а «Неделя первая» то есть первое воскресенье поста — это 20 марта. Как появился Великий пост? В первые века христианства верующие постились перед Пасхой по-разному. Это было время такого духовного подъема, который не нуждался в дополнительном «возгревании» посредством долгого физического поста.
Постились, сопереживая страданиям Спасителя, около трех дней это примерный период от заключения Христа под стражу и последующих мучений до Воскресения. Позже пришли к практике шестидневного поста то есть особо выделилась Страстная седмица. Но уже к IV-V векам практика Четыредесятницы стала повсеместной.
В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина , поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.
Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи. Такие строгости были связаны с основной идеей поста — пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.
Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам. Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником. На заставке: Иван Крамской.
Христос в пустыне.
И тогда наши действия будут спокойными, более ли менее свободными и совершенными». Прощёное воскресенье перед Великим постом Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощёным. Оно считается кульминацией подготовительного периода. В этот день принято просить друг у друга прощения. В храмах на вечернем богослужении настоятель просит прощения у присутствующих на службе, и то же самое делают прихожане. То, что Прощёное воскресенье наступает именно перед Великим постом, обосновано концепцией православия. Пост и покаяние считаются жертвой христианина Богу.
А принесение жертвы уместно только тогда, когда с ближними установлен мир. Родительские субботы в Великий пост На Великий пост приходятся сразу три родительские субботы — дни особого поминовения усопших, когда в церкви читают специальные заупокойные молитвы. Это суббота второй, третьей и четвёртой недель Великого поста. В 2024 году они выпадают на 30 марта, а также 6 и 13 апреля. Она посвящена воспоминаниям о последней неделе жизни Иисуса Христа, а также о его страданиях и мучительной смерти. Особенное значение на Страстной неделе имеют Великий четверг, Страстная пятница и Великая суббота, когда Иисуса Христа предали, судили, мучили, распяли и погребли. Завершается же пост Пасхой, светлым Воскресением Христовым. Это величайший христианский праздник, установленный в память о воскресении Иисуса Христа.
Все ли христиане соблюдают Великий пост Великий пост появился на заре христианства, до его разделения на несколько ответвлений.
Так же в Дидахе в отношении поста написана ещё одна интересная мысль: Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый вторник и пятница день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой. Дидахе Опять смешно: чем лицемерный пост по четвергам и субботам отличается от лицемерных постов по вторникам и пятницам? Ведь проблема лицемерных постов не в дне недели, а в самих лицемерах. А если лицемеры будут поститься во все дни, то для "настоящих христиан", получается, места не останется? Просто нелепо! Да и разве в Великий пост по вторникам и пятницам поститься не надо, раз церковь закрепила эти дни за лицемерами? Сколько времени нужно поститься? Если вернуться к происхождению Великого поста, то первое его упоминание можно найти у Иринея Лионского в письме Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий.
Именно это место часто приводят в доказательство древности этой традиции. Но на самом деле там не говорится ничего про Великий пост и что нужно поститься сорок дней: Ибо, некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста. Евсевий Кесарийский Один хитрый переводчик перевёл слова сорок часов как сорок дней, и теперь "благодаря" его обману многие православные ссылаются на Евсевия, как на доказательство древности происхождения Великого поста. Однако современная наука уже давно доказала правильность перевода в сорок часов.
У православных наступил Великий пост
Шестую седмицу Великого поста, или «седмицу ваий», в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой по той причине, что в конце ее — в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, — в России было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье цветоносное. В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением — в день воскрешения праведного Лазаря, или Лазареву субботу, — можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины. После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название — Великий Понедельник, Великий Вторник и т.
Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме. Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий или Страстной Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» Мф. Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем. Никифоров-Волгин описал, как в Калязинском уезде Тверской губернии «на Страстной неделе тише ходили, тише разговаривали и почти ничего не ели.
Вместо чая пили сбитень горячую воду с патокой и закусывали его черным хлебом. Вечером ходили в монастырскую церковь, где службы были уставнее и строже. Воздерживались не только от всякой скоромной пищи, но даже и от чая — пить его во время Великого поста считалось не совсем дозволенным. Многие пожилые люди ели один раз в день хлеб или сухари с водою. Наиболее же благочестивые старались ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Народ верил, что полное воздержание от пищи дает постнику прощение от грехов, совершенных после последней исповеди. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече.
Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Крестьяне относились к нему благоговейно. На самом деле мы не знали, когда чтение начинается и когда оно кончается. При начале чтения первого Евангелия мы зажигали свои свечи и тушили их по окончании каждого Евангелия. Так повторялось двенадцать раз. Мы, дети, а иногда и взрослые, чтобы сосчитать, сколько Евангелий прочитано, отламывали кусочек воску от свечи и лепили из него шарик.
После двенадцатого Евангелия зажженную свечу несли домой и старались сделать все возможное, чтобы защитить его от ветра. Иногда окружали свечку шарообразным бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Тот, кому удавалось донести свечку до дома под полой или же просто между двумя ладонями, сложенными в форме шара, считался особенно ловким... Если случалось, что у кого-нибудь загорался фонарик и свеча погасала, это было непоправимым несчастьем, тогда как счастливцы, донесшие священный огонь до дому, ставили метку копотью от свечки в виде креста над входной дверью, обходили весь двор и входили в хлев во все темные углы. Этим всегда занимался отец, я шел за ним сзади, дрожа от страха... Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери каждый крестьянин подавал в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской. Особо строгий пост соблюдается в пятницу — Великий Пяток.
Пятая неделя — Преподобной Марии Египетской. Ее почитают за то, что святая усиленным постом смогла избавиться от развратной жизни. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий. Название происходит от слова «ваий» — листья пальмы, которыми устилали путь Христа перед въездом в город Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются веточки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Что разрешено и запрещено есть в Великий пост? Соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи и сухофрукты.
Что касается алкоголя, то он запрещен - за исключениме вина в отдельные дни. Воздержаться нужно от мяса, колбасных изделий, ветчины, копченостей, молока, кефира, йогурта, сметаны, сыров, творога, сливочного масла, яиц, сдобного хлеба, выпечки, шоколада, слишком соленых или сладких продуктов. Рыба и морепродукты разрешены в Благовещение и Вербное воскресенье.
На этой неделе Церковь отменяет два постных дня в знак последования своих чад примеру мытарева смирения, указывая таким образом верующим на опасность заразиться фарисейской гордыней. Поэтому эта неделя названа «сплошной». Другое название — «всеядная» — связано с тем, что во все дни этой недели включая среду и пятницу Церковь позволяет «всеястие», то есть употребление любой пищи. Третья подготовительная седмица следует после воскресения, названного «Неделей о блудном сыне». Из притчи о блудном сыне следует, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние, которое омывает человеческие грехи.
О покаянии возвращающегося к Нему грешника Бог радуется более, чем о жизни праведника, ибо это радость о тех, кто «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» Лк. Суббота этой седмицы называется «Родительской» и входит в число дней, когда поминают умерших. Воскресение в конце седмицы известно как «Неделя мясопустная». Оно посвящается Суду Христову над миром и Всеобщему Воскресению из мертвых, поэтому получило название «Неделя о Страшном суде». В этот день последний раз можно есть мясо, далее наступает заговенье на мясо. С началом следующей седмицы «сырной», или «сыропустной», более известной как масленица, церковный устав предписывает воздержание от мяса. Это последняя перед Великим постом неделя. На масленице разрешается во все дни есть рыбу, яйца, масло, сыр и другие молочные продукты.
Народный обычай отмечать масленицу веселыми играми и гуляниями, а также поминать предков блинами сохранился до наших дней. Запрет на мясо в эти дни уже сам по себе служит напоминанием о предстоящем посте. Последнее воскресение перед Великим постом «Неделя сыропустная» имеет особое название «Прощеное воскресение» или «Прощеный день». Церковь вспоминает о «первородном грехе» человечества, поэтому второе, литургическое название этого воскресения «Воспоминание Адамова изгнания» «Изгнание Адама из рая». Прощеное воскресение кульминация подготовительного периода к Великому посту. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост. Обычно при взаимном прощении принято три раза поцеловаться, потому это воскресение в центральных губерниях России называли «прощаньями», или «проводами», а в северных губерниях и Сибири «целовником», или «целовальником». В Прощеное воскресение принято навещать родственников: в прежние времена младшие ходили к старшим, бедные — к богатым; новобрачные ездили к тестю и теще, отдаривали их и сватов за свадебные подарки, на «прощание» дарили пряники.
В каждой семье «прощались» после ужина: дети кланялись родителям в ноги, целовались друг с другом и на слова «Прости меня» отвечали: «Бог тебя простит, меня прости». Этот день имел особое значение еще и потому, что по народному понятию «светопреставление» последует в ночь на «Прощеное» воскресение. Вот почему как бы в преддверии Страшного суда крестьяне искренне испрашивали последнее прощение у близких людей. Наступающий после Прощеного воскресения Великий пост прерывал шумные и веселые развлечения вносил большие изменения в повседневную жизнь верующих. Это касается как духовного состояния, так и характера питания. Впервые пять дней Великого поста соблюдается «сухоядение»: есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье. В прежние времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб и соль; на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый варили коливо кутью — кашу из цельных зерен пшеницы, или гороха, или риса с добавлением меда, изюма или ягод коливо освящалось в церкви после литургии в пятницу. Впервые четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т.
В субботу и воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом. Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста так же, как и пища, имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону оттого первая седмица и названа «Федоровой неделей» и совершается благословение колива. Первая седмица заканчивается воскресением, названным «Торжество православия». В XIX в. К этому времени приурочивались будничные собрания замужних женщин, например, в Пермской губернии. В начале Великого поста многие крестьяне отправлялись на богомолье и на поклонение святыням. Паломничать шли с небольшой суммой денег — «про запас», по дороге часть денег тратили, но в основном просили подаяние «именем Христовым», в котором никто не отказывал: не подать богомольцам почиталось за грех.
В течение 40 дней Сын Божий ходил по бесплодной земле без еды и воды.
Под конец к нему явился дьявол, предлагая различные блага и славу в обмен на отказ от веры, но Спаситель не прислушался к его словам и обрел духовную силу. Второй период Великого поста — Страстная седмица. Так называют последнюю неделю перед Пасхой. В эти дни пост особенно строгий, так как церковь вспоминает о предательстве Иуды и крестных страданиях Христа. Начало Великого поста Чистый понедельник в 2024 году — традиции и смысл Особой строгостью отличается и первая неделя Великого поста, которая называется «Торжество православия». В это время церковь празднует победу над иконоборческой ересью в IX веке нашей эры, восстановление традиции почитания святых образов и мощей. Таким образом провозглашается победа веры над всеми когда-либо существовавшими ложными учениями. Открывает Великий пост Чистый понедельник.
Свое название он получил за то, что «прокладывает» дорогу к Пасхе — самому светлому христианскому празднику. Существует мнение, что в этот день нужно обязательно прибраться в доме, выбросить все ненужные вещи и надеть чистую одежду.
5 удивительных фактов о Великом посте
У православных наступил Великий пост | Чего нельзя делать в Великий пост? |
Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы | О Великом посте: суть Великого поста. Великий Пост имеет миссионерское происхождение. |
Великий пост. История и особенности
Строгая диета, молитва, освобождение от обид, прощение врагов, очищение от зависти и злости, приближает человека к тому состоянию, в котором его хотел бы видеть Бог. В этот период существовала практика 40 часового поста, во время которого христиане не принимали пищу. В III веке был принят шестидневный пост, в который вспоминали о событиях Страстной недели. В начале V века возникла идея сорокадневного Великого поста, как десятины года. В этот же период церковь начала считать его обязательным для всех христиан. Что можно есть в Великий пост: правила питания Великий пост самый строгий. Основными продуктами питания в данный период являются соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты. Первую неделю придерживаются особо строгого поста. В первый день Чистый понедельник необходимо полностью воздержаться от принятия пищи. Затем, со вторника по пятницу, можно есть хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду разрешено сухоядение , а в субботу и воскресенье — горячую пищу с маслом.
Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. В период Страстной седмицы придерживаются строгого поста. Во все дни этой недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы. В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи можно кушать рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление в пищу рыбной икры. Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням.
Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста. Кому разрешается не соблюдать пост По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями. Как подготовиться и планово войти в пост Подготовку к посту лучше начать за пару недель. Необходимо постепенно снижать в рационе содержание продуктов животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. В последнюю неделю перед постом необходимо создать белковое депо, чтобы организм не испытывал недостатка. Диетологи рекомендуют ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Мясо животных лучше исключить, так как оно хуже усваивается организмом. Необходимо приучить организм к клетчатке. Основной рацион постной пищи — овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку.
Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов. Помочь в этом может масляничная неделя, если добавлять в тесто для выпекания блинов отруби или муку грубого помола. Восстановите микрофлору кишечника. Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, необходимо позаботиться кишечнике — заселить его полезными бактериями. Для этого за неделю до поста ежедневно рекомендовано употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу. Эти продукты можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий. В первые дни поста рекомендовано увеличить порции и количество приемов пищи. Постные блюда менее калорийные. Это позволит не испытывать чувство голода.
Делайте овощные и фруктовые перекусы, что будет поддерживать чувство сытости на протяжении всего дня. Календарь питания по дням для 6 степеней строгости поста 18 мартаПн Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
Так пророк Исайя говорит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу... Тогда откроется, как заря, свет твой... Евангелисты рассказывают нам об особом посте Спасителя. Вскоре после своего Крещения, перед тем как выйти на проповедь и служение миру, Христос на сорок дней удалился в пустыню. В память об этом появилась практика сорокадневного поста для тех, кто собирается принять Святое Крещение. Дело в том, что в первые века христианами становились, по преимуществу, взрослые люди. Они изучали основы веры, долго и тщательно готовились.
Их называли оглашЕнными. Крестилось, как правило, сразу несколько человек, а само крещение совершали в большие христианские праздники - Рождество или Воскресение Христово. Но Пасхе предшествовал пост на Страстной неделе.
Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений. Ясно, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его. О «вреде» поста говорят только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, — никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но — положительно полезен для телесного здоровья. Врач высшей категории Владимир Николаевич Бекетов: «Соблюдать пост — это и есть польза для здоровья… Мясо, хотя и бывает полезно для мышц и мозга, несет в себе множество шлаков, которые оседают в кишечнике, почках, желчном пузыре. Пост с его сменой диеты вымывает шлаки из организма. Данные церковным уставом посты имеют в своей основе колоссальный заряд здравого смысла. Постящийся сохраняет и укрепляет здоровье, даже не думая об этом. Не надо особых диет, не надо искусственных добавок и витаминов. Соблюдай посты! Вот в чем физическая и медицинская суть постов. И в пост пища должна быть разнообразной: капуста, другие овощи, злаки, травы, те же самые щавели с дачи… Человеческий организм приспособлен ко всеядению… Никто не умирал от трехдневного голодания». Я его угощал великопостным кушаньем, а оно было очень скудное. У нас в академии для преподавателей пост без рыбы студентам дают рыбу кроме первой, четвертой и страстной недели, Среды и Пятницы. Мы по этому поводу шутили, не пойти ли нам в студенты на Великий пост. Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост — сколько мы постимся, как часто бывает пост и прочее. Нам бы, медикам, тогда и делать было бы нечего». Врач, хирург, лауреат Сталинской премии, святитель Лука Войно-Ясенецкий : «Те из вас, кто усердно читает жития святых, знает, каким непостижимым для нас постом постились во множестве все преподобные отцы и жены. Они постились постом постоянным, для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется вам опасным: как так, только хлеб и вода, а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах, и тем не менее в таком тяжелом посте жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний, часто вызывают головные боли, подагру. Болезней этих совсем не знали те преподобные, которые жили всегда в тяжелом, суровом посте. Итак, да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а напротив, даст крепость и телу, и духу». Воздержно яждь, мало пий и здрав будеши. К сожалению, воздержание от скоромной пищи еще не пост, но невоздержание уже грех. Вы — строгий постник Можно подумать, Богу нужен наш пост! Дьявол явился Великому Антонию и говорит: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Не этим ты победил меня! А смирением ты победил меня». Сказал и ждет: не возгордится ли своим смирением Антоний? А мы попадаемся на удочку гордыни от выполнения с особой тщательностью церковных правил и установлений. Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба. Почему мы постимся, а Ты не видишь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден он часто.
Полагают, что обычай соблюдать Великий пост основывается на примере Иисуса, который, крестившись, постился 40 дней. Учредил ли он тем самым ритуал, которому надлежит ежегодно следовать? Вовсе нет. Это явствует из того, что в Библии не говорится о таком обычае ранних христиан. Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Между ними есть даже два непостных дня. Они не относятся к сорока дням поста и не принадлежат Страстной. Это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения. И первое, и второе происходило перед Пасхой. Сегодня у нас оба эти важные момента жизни Церкви находятся рядом между ними лишь два дня перерыва, о чем упомянуто выше. Как мы постимся сегодня? Сорок дней — это Святая Четыредесятница, или, как мы привыкли говорить Великий пост, а два дня — это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Затем наступает шестидневный пост Страстной седмицы. По времени эти посты — сорокадневный и шестидневный — практически совпадают.
В древности же они совершенно совпадали. Когда мы читаем в канонах Церкви предписание всем обязательно поститься Святую Четыредесятницу, то речь идет о Великом посте, объединенном со Страстной неделей. Вот что пишет о древней Четыредесятнице римская паломница Эгерия. Ее свидетельство относится примерно к 380-м годам: «Когда наступает время Великаго поста, то он соблюдается здесь следующим образом. Итак, если вычесть восемь воскресений и семь суббот так как в одну субботу нужно поститься , то остается сорок один день, которые проводятся в посте и которые называются здесь eortae 5 , или, по-нашему, Четыредесятница». Итак, в древности Великий Пост и Страстная были объединены. Но это не значит, что у них одна причина происхождения. Как уже было сказано выше, Страстная имела в основе своей пост в честь искупительных Страстей Христовых, Великий же пост происходил из обычая поститься перед принятием Таинства Крещения. Проследим, в основных чертах, как возникли эти традиции.
Сначала скажем о посте Страстной недели. От самых первохристианских времен мы имеем свидетельства, что перед Пасхой верующие люди постились. Единообразия в этом вопросе примерно до III в. Одни советовали поститься лишь один день, иные постились всю неделю. В письме св. Иринея Лионского, написанном около 180 г. И эта разность в соблюдении поста произошла не в наше время, но задолго до нас, у наших предков получила свое начало». Этот пост перед Пасхой с воспоминанием Страстей Христовых и был тем, что ныне мы называем Страстной седмицей. Несколько иначе шло развитие того поста, которым постились все желающие принять Крещение.
О том, что перед принятием Крещения нужно пройти через какое-то испытание, воздержание, споров не было. Обычай поститься перед принятием судьбоносных решений, при вступлении на ответственную должность — традиция еще дохристианская. Вспомним уже упоминавшиеся 40-дневные посты Моисея, Илии, Спасителя. В первохристианские времена разный по продолжительности пост предписывался желающим принять Таинство Крещения. Это сегодня мы имеем грустную и порочную практику, что крестят всех желающих, не проверяя подлинности их желания. В Древней Церкви кандидат на Крещение должен был делом, а именно — аскетическим подвигом доказать серьезность своих намерений. У автора послеапостольского времени, св. Иустина Философа, первым из святых отцов описавшего практику Крещение своего времени, находим этому подтверждение: «Кто убедится и поверит, что это [христианское] учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются … как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».
В этом документе самого начала II века мы находим удивительное указание на то, что желающие принять Крещение постятся, и «мы молимся и постимся с ними». Крещение, как уже говорилось, обычно, совершалось в Пасху, поэтому пост перед Крещением являлся как раз предпасхальным постом. Но готовящиеся ко Крещению постились не обязательно 40 дней, а произвольное время. Лишь к IV в. Соблюдать такой пост призывали людей святитель Иоанн Златоуст, св. Святитель Амвросий Медиоланский в 380-е годы обращался к пастве со следующими словами: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди же…, какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился». Можно сказать, что на протяжении всего IV в. Но если на Востоке принимали сорокадневный пост с воодушевлением, то на Западе к нему привыкали неохотно.
На Западе Великий пост всегда, и сейчас, был мягче, чем на Востоке. Римская паломница Эгерия, посетившая Восток примерно в это же время, оставила уникальное описание того, как постились в Палестине в дни Великого поста. Ради них, чтобы они могли быть разрешены от поста как можно раньше, литургия совершается в храме Воскресения по субботам до восхода солнца. И не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше. Ибо таков обычай здесь. Надо сказать, что римская паломница подробно описывает лишь те виды поста, которые поразили ее воображение, прочие же лишь упоминает. Из других документов тех веков мы узнаем, что диапазон постных подвигов в дни Великого поста был очень велик. Кто-то не вкушал пищу все дни, кроме небольшого обеда в субботу и трапезы в воскресенье; Некоторые питались раз в день; Иные в Великом посту вкушали немного, а по понедельникам, средам и пятницам совершенно воздерживались от пищи… Словом, каждый постился, как мог, никаких предписаний здесь не было, причем, как замечательно свидетельствует Эгерия, «не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше». Вместо полного воздержания от пищи появился обычай отказываться от пищи какого-то рода, например мясной.
Или же воздерживались от пищи до какого-то времени. Такой пост предписывал преп. Ефрем Сирин даже детям. Он говорил, что хорошо, если бы дети воздерживались в дни Четыредесятницы от пищи хотя бы до 9 утра. Кто может, до полудня, а великовозрастные дети — и до 3 часов дня. Монахи отказывались не только от молочной, но и от вареной пищи, от мирян этого не требовали. Исторически это связано с рядом причин. Одна из них — стояние в истине монахов во времена иконоборчества. Авторитет монахов был так высок, что миряне, духовно окормляясь у приходского священника, периодически посещали и какого-нибудь авторитетного монаха в монастыре.
Его советам внимали, по монашеской жизни поверяли свою. И в отношении поста ориентиром становится монашеская дисциплина. Но если на Востоке миряне прекрасно понимали, что монашеские требования — лишь высоко заданный уровень, к которому следует в той или иной мере стремиться, но он необязателен, то на Руси монашеский Устав поста восприняли как непреложный канон. Сегодня мы говорим о том, что сначала в отношении поста был принят Студийский Устав, потом — Иерусалимский… И как-то забываем упомянуть, что это именно монашеские Уставы. Написанные для монахов, пригодные именно им — живущим в монастыре, не обремененным тем рядом забот и сует, которыми обременены люди, живущие в миру. Все же: что это за упомянутые мною Уставы, по которым жили монахи? Это, прежде всего, Устав монастыря св. Феодора Студийского, или, как принято говорить, Студийский Устав. Этот монастырь обладал большим авторитетом, назывался Лаврой, то есть великим монастырем.
Трудами преподобного Феодора в этом монастыре был разработан Устав монашеской жизни и богослужения. Одна из тем Устава — пост. Согласно Студийскому Уставу, в Великом посту дозволялось есть один раз в день, в 3 часа пополудни. Это время окончания церковной службы. В праздничные дни, субботы и воскресенья ели дважды в день, причем в эти дни дозволялось оливковое масло и вино. Наиболее строгий пост соблюдался в первую и четвертую Крестопоклонную недели; разрешалось лишь сухоядение. В пищу употреблялись сушеные и неразваренные плоды, притом без масла. Вино принимать запрещалось, вместо него пили так называемое благосмешение из перца, тмина и аниса. В Страстную седмицу, что может показаться удивительным, был нестрогий пост, а в Великую субботу, в которую нынешний Устав предписывает полное воздержание от пищи, в 5 часов пополудни полагалось разговение: иноки вкушали сыр, яйца и испивали по три чаши вина.
Студийский Устав был принят основателем иночества на Руси, игумном Киево-Печерского монастыря, преподобным Феодосием Печерским. Именно на него в отношении постов ориентировались древнерусские духовники, определявшие норму пощения для верующих. Еще раз повторюсь, что русским духовником не было понято, что это именно монашеский Устав и во всем объеме применять его к мирянам нецелесообразно. Причем, что уж совсем странно, подобный пост на Руси стали предписывать не только взрослым, но и детям. Если в Греции дети практически не воздерживались от еды, на Руси сначала стали учить, что ребенок с двух лет должен воздерживаться от молочной пищи, а затем этот срок понизили до года. Некоторые не по уму ревностные русские духовники стали учить, что ребенок может сосать материнское молоко только в один пост, а на третий должен поститься. Под постами тут стали понимать вообще все многодневные посты года, а их 4 в то время было 3, Успенский пост появился на Руси с XIV столетия. Соответственно младенца требовали отнимать от груди и раньше года. Однако с XIV в.
Теперь, если ребенок рождался в июне, то, согласно прежним правилам, его следовало полностью переводить на постную пищу уже к августу». Но одновременно с этими неудобовразумительными строгостями рыба не считалась скоромным блюдом и ее можно было вкушать мирянам во все посты. В течение 13—14 вв. Со Студийского русские монастыри перешли на Иерусалимский. А этот Устав был еще более строгим. Мы помним из рассказа Эгерии о неких евдамадариях, которые во многие дни поста вообще не вкушали пищи. Вот эта тенденция — полного воздержания от пищи в особые дни — и пришла на Русь вместе с Иерусалимским Уставом. Вот его пищевые требования. Рыба разрешается только в праздник Благовещения если он не совпадал со Страстной седмицей и в Вербное воскресенье, а в иные дни не позволяется не только рыба, но и растительное масло.
В первую неделю поста Иерусалимский Устав так же, как и Студийский, предписываетл мирянам сухоядение без масла однажды в день, время принятия пищи — 3-й час пополудни. Монахи же с понедельника до среды первой недели должны проводить без пищи. В среду на трапезе разрешается хлеб с теплой водой. Остальные дни — четверг и пятница — проводятся также без пищи. Для больных разрешается хлеб с водой, а тяжелобольным дозволяется по захождении солнца вкушать пищу ежедневно. В остальные недели пять дней инокам предписывается сухоядение, а в понедельник, среду и пятницу всех недель пост еще строже. На Страстной седмице и миряне, и иноки могут лишь есть хлеб, «зелие неварено» и пить воду с воздержанием. В Великий четверг разрешается вареная пища, но без масла. Великий пяток предписывается проводить без пищи, а в Великую субботу — поститься до 9 часов вечера, после чего разрешается вкушать хлеб.
В субботы и воскресенья мирянам и инокам предписывается масло и вино. В соблюдении поста мирянам так же, как и инокам, следовало руководствоваться рассуждением своего духовного отца. Эти предписания были настолько строгими и неподъемными для жителей нашего климата, что многие епископы своими циркулярами смягчали их. В монастырях также существовали свои особые правила. Вот, например, Устав о посте Соловецкого монастыря в квадратных скобках перевод малопонятных слов : «На 1-й неделе в понедельник, среду и пяток, трапезы не поставляют. Во вторник, четверг на братию хлебы белыя, взвар с медом, ягоды морошка, капуста соленая, да толокно мешеное. В субботу шти белыя [щи из белой капусты], лапша гороховая, каша соковая [пюре из ягод] — все с маслом. В воскресенье ко штям пласти [кушанье из мороженой рыбы], да каша. На прочих же неделях, в понедельник, среду и пяток ко штям [к горячим щам] две ествы студеныя [два холодных блюда], во вторник же и четверг шти борщовыя с соком, да сухари, да ества студеная, другая горячая».
Нетрудно заметить, что это вполне реальная и даже вкусная постная дисциплина. Миряне могли следовать монашескому Уставу, но могли поститься и более щадяще. Вот какое предписание о посте на 1-й недели Великого поста дает, например, Домострой, известный памятник русской литературы и благочестия XVI в. Таким образом, и в самый строгий пост за столом богатого горожанина можно было увидеть более 30 различных кушаний, в том числе рыбных. В монастырях, а в иных особенно, постились очень строго. Иностранцы были поражены таким строгим соблюдением поста русскими людьми. По этой причине мы испытывали неописуемую муку… Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь [в Сирии] не жаловался на пост». Такая дисциплина — для монахов строгий пост, для мирян послабление — дошла и до нашего времени. Другое дело, что это должно быть свободным, а не принудительным решением.
Совершенно непонятно, почему некоторые пастыри предписывают мирянам строгие монашеские правила поста. Я как священник устаю давать благословения «на послабление», причем часто верующие требуют даже не послабления на рыбу или молочное, но на подсолнечное масло. Какие конкретные рекомендации относительно пищевого поста автор считает приемлемыми для современного человека? Автор считает, что сегодня мы должны требовать от верующих людей поститься лишь в Великий пост да пост среды и пятницы. Можно повысить эти требования до того, что предписывать верующим людям поститься еще по одной неделе в посты Успенский, Рождественский и Петровский. Вопрос об этих последних многократно обсуждался. Несмотря на появление в Уставе этих постов, они никогда не адресовались мирянам. В лучшем случае рекомендовалась неделя поста. Известный канонист Востока патриарх Вальсамон XII век , приводя 69-е Апостольское Правило «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен» , комментирует его так: «Заметь, из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою… Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как то: в пост св.
В другом месте Вальсамон ссылается на решение Константинопольского патриаршего Синода при патриархе Николае III 1084—1111 , который определил, что перед праздниками следует поститься только семь дней Вальсамон заключает: «Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским Уставом, предоставляется полная свобода». На этой же точке зрения стоит канонист XIX века епископ Никодим Милаш , чей фундаментальный труд по опубликованию и комментированию канонов много раз переиздавался и в последнее время. Многие русские иерархи на Поместном соборе 1917-1918 года настаивали именно на таких предписаниях: требовать поста в среду, пятницу и в Великий пост, а от остальных просто оставить только неделю. Кстати сказать, по Студийскому Уставу, по которому жила Русь, мирянам разрешалось во все многодневные посты, кроме Великого, вкушать молочное, яйца и рыбу. Когда на смену Студийскому Уставу пришел Иерусалимский, требования стали строже. Итак, вернусь к тому, что я думаю про соблюдение поста сегодня: Великий пост, а также среда и пятница в течение года — святая обязанность. Весь Великий пост проводить без мясного и молочного. Первую и Крестопоклонную седмицы поста, да Страстную проводить без рыбы. В остальные недели рыба, икра, морепродукты разрешаются.
Не следить за нюансами Устава относительно масла, сухоядения и проч. Подросткам и студентам, кроме Первой, Крестопоклонной седмиц поста и Страстной, разрешить употребление кисломолочных продуктов. О детях речь будет ниже. Постные сладости и лакомства разрешаются только в субботы и воскресенья. Кажется, причина ничтожная, а между тем сколько она делает вреда для чистоты нашей…» Дневник св. Иоанна Кронштадтского. Желательно на весь пост воздержаться: от алкоголя за исключением особых праздничных дней , телевизора, посещения увеселений и проч. Рассказываю жене, что отец Александр Шмеман вспоминал, что ощущал в детстве наступление поста по тому, что в семье зачехляли фортепиано. Десятилетняя дочь: «Ух ты!
Мама, нам тоже надо такую традицию ввести! И учебники по математике, по русскому, тоже хорошо бы убрать…» И еще. Пост — это не только «переход с мясомолочной пищи на растительную», как пишут при начале поста в светских газетах, но и ограничение себя в еде. Можно объесться постной картошкой, можно проводить долгие часы на кухне, готовя вкусный и разнообразный постный стол, но все это как раз не соответствует подлинному пониманию поста. Однажды это реальный случай, который я услышал от одного отца протодиакона некий протодиакон лег на операцию по удалению жира. И вот врачи его спрашивают: «Вы нас, конечно, простите, батюшка, но ведь есть у вас там какие-то посты… Как вы питаетесь-то? Протодиакон с улыбкой: «Ну, есть посты. А как питаюсь? Два батона, кочан капусты да кастрюля картошки…» Все святые отцы отмечают, что пост — это время, когда не отягченный жирной и обильной пищей ум бодрствует и готов к молитве, богомыслию.
Игнатий Брянчанинов. Если мы утучнили себя хоть бы даже и постной пищей, то ум наш опять попадает в дремотное состояние, душа теряет бодрость. Поэтому будем не только в роде пищи, но и в ее количестве соблюдать меру. Или вот это, из святителя Иоанна Златоуста: «Пост возводит любящих его на небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми… Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых». Или известное мнение отцов, что пост — «прогонитель демонов». В чем механизм поста? Как смена одного рода пищи на другой может доставить все это человеку? Или, может быть, это все лишь благочестивые обороты речи? Поймем мы это, если перестанем мыслить пост в категории смены рода пищи, а будем воспринимать пост как время вообще воздержания и ограничения себя.
Один человек рассказывал мне, что ощутил подлинную легкость и смысл поста «тут-то я и понял механизм поста» , когда стал в дни Великого поста отказываться от еды по средам и пятницам. Совершенно отказываться от еды необязательно, но ограничение себя, еда не до сытости, не до отяжеления желудка — все это поможет ощутить легкость в теле.
Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин.
Кроме того, по его словам, не стоит подражать посту другого человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души", — сказал протоирей. Советы врача Прежде чем принять решение о соблюдении Великого поста, необходимо обратить внимание на свое здоровье, рассказала главный внештатный специалист по общей врачебной практике Минздрава РТ, доцент кафедры госпитальной терапии КГМУ Люция Фейсханова. Она не рекомендует поститься беременным женщинам, людям с хроническими заболеваниями, в частности, связанными с сердечно-сосудистой системой, желудочно-кишечным трактом. По ее словам, готовиться к посту лучше всего за неделю: сначала можно ограничить употребление мяса, но оставить в рационе рыбу, сливочное масло и молочную продукцию. Фейсханова предупредила: в первые несколько дней поста возможны усталость, слабость и головокружения. Поэтому рекомендуется взять пару выходных дней на работе или снизить нагрузку. Если во время поста начали обостряться какие-либо заболевания, необходимо сразу же обратиться к врачу, заключила специалист. В частности, не рекомендуется следовать строгим правилам поста: беременным и кормящим;.
В чём христианский смысл поста? Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. Названия недель — символы, за которыми стоит духовная реальность.
Первая неделя — Торжество православия. В эту неделю чтят победу в иконоборчестве. Дань памяти высказывается императрице Феодоре Константинопольской, благодаря которой было восстановлено почитание икон в церкви после запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы.
Именно он объяснил связь между миром и Богом. Церковь почитает этого святого за учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами крест.
Седьмая неделя — Страстная седмица. Период воспоминаний последних дней земной жизни Иисуса Христа, его страданий, смерти и погребения. Какие правила соблюдают во время поста? Во время Великого поста православные христиане соблюдают ряд правил, которые призваны помочь очиститься физически и духовно: много молятся утром и вечером , посещают храм утренние и вечерние службы , каются в первые 40 дней поста верующие осмысляют свои грехи , следят за собой не сравнивают себя с другими, не завидуют, не хвастаются, не поучают и не осуждают , совершают добрые дела важно делать это от чистого сердца , ограничивают рацион питания подробно — далее в тексте.
Ограничение привычного рациона во время Великого поста может стать непосильной нагрузкой для организма. Чтобы не навредить здоровью, целесообразно заранее и постепенно подготовиться к посту. Для этого достаточно соблюсти три простых правила: минимум за две недели до поста постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения в рационе; ежедневно увеличивать долю пищи растительного происхождения; примерно за неделю до поста перестать употреблять кефир, йогурты, простоквашу и другие кисломолочные продукты. Как питаться во время поста?
Во время Великого поста из рациона исключаются: мясо и птица; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр; яйца и все продукты с их содержанием; сливочные соусы; алкогольные напитки кроме вина в отдельные дни ; сдоба и кондитерские изделия, в том числе те, в которых есть сливочное масло и яйца. Несмотря на такие строгие ограничения, список разрешённых продуктов позволяет создавать вкусные и разнообразные блюда. В Великий пост можно употреблять: овощи; бобы, чечевицу, сою, нут, фасоль и производные; все виды злаков;.
Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами
как и почему появился, какую несет идею и каких придерживается правил. В 2024 году Великий пост начнется 18 марта и закончится 4 мая. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. Святая Церковь призывает нас в дни Великого поста вести непримиримую борьбу с собственными греховными страстями – гордыней, эгоизмом, самовлюбленностью, духовной ленью, вредными привычками. Великого поста. подробный рассказ и историческая справка.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Великий пост в 2024 году | Откуда появилась традиция Великого поста? Великий пост – один из древнейших обрядов христиан. |
Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается | Даты начала и окончания Великого поста меняются каждый год, так как зависят от времени празднования Пасхи. |
Почему в Церкви четыре поста?
Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост – сколько мы постимся, как часто бывает пост и прочее. Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи (Светлое воскресение). Ограничение привычного рациона во время Великого поста может стать непосильной нагрузкой для организма. Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы. Великий пост был установлен в память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне перед выходом на проповедь и служение. Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Постный стол. Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду. Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные.
Здесь практикуется «воздержание», а не полный отказ. Строгие запреты на различные виды еды на Западе тоже действовали довольно долго, что стало, например, причиной печально известного анекдота про капибар, мясо которых католическая церковь в свое время отнесла к разряду постных продуктов, из-за чего христиане Южной Америки почти истребили несчастных животных. Однако в 1966 году Папа Павел VI ввел новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: Пепельную среду и Великую пятницу.
Конечно, регламент Павла VI — только минимум, и любой адепт западной католической Церкви может взять на себя дополнительные ограничения, не обязательно связанные с пищей. Книги по теме.
Отказ от еды в этом списке занимает последнюю строчку. Если вы всё же решите перейти на ограниченное питание, то стоит проконсультироваться с врачом, особенно если у вас есть хронические заболевания. Беременным и кормящим женщинам, детям, пожилым, больным онкологией и диабетом, а также страдающим от заболеваний ЖКТ поститься строго не рекомендуется. Как подготовиться к посту Резкий отказ от привычного рациона на время Великого поста станет сильным стрессом для организма, так что лучше подготовиться к ограничениям в еде заранее. За две недели можно начинать потихоньку убирать из еды продукты животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи.
За неделю до начала поста рекомендуется отказаться от кисломолочных продуктов — молока, йогурта, сыра, кефира и так далее.
Мозг человека часто ошибочно воспринимает чувство жажды, как голод. При желании отправиться на перекус, рекомендовано выпивать стакан воды. Это предотвратить переедание. Что делать если угощают непостной пищей? В дни Великого застолья может произойти ситуация, когда в гостях или на застолье угощают непостными блюдами, от которых нельзя отказаться, чтобы не обидеть хозяйку. В таком случае можно позволить себе употребление запрещенных продуктов.
Однако после этого следует возложить на себя более строгие обязательства поста. Разрешенные продукты во время Великого поста Овощи и фрукты. Эти продукты являются основой постного питания. Овощи используют для приготовления салатов, основных блюд, закусок и гарниров. Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным. Сухофрукты и орехи.
Курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью станут главными лакомствами во время поста. Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков. Однако не стоит забывать об их высокой калорийности. Рынки и супермаркеты предлагают большое разнообразие круп: рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка, производные пшеницы станут отличным гарниром. Приправив кашу медом, сухофруктами или орехами можно получить сладкий и сытный десерт. Крупы являются источником сложных углеводов, что отвечает за чувство насыщения и позволяет долго не ощущать голода. Бобовые культуры.
Соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — отличный источник белка во время поста. Правильно приготовленные блюда заменят мясные продукты. Тем, кто не может отказаться от молочных продуктов можно разнообразить свой рацион сырами, молоком, йогуртом, которые делаются из сои. По своим вкусовым качествам они не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Ценный источник белка и альтернатива мясу. Их употребляют в пищу в сыром, сушеном, соленом виде, тушат, жарят, варят, готовят на пару. Рыба и морепродукты.
Разрешается только 2 раза в пост — на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Рыбу лучше не жарить. Рекомендуется отдать предпочтение тушеным, вареным или приготовленным на пару блюдам. Растительное масло. Служит источником жиров и жирорастворимых витаминов. Добавляется в качестве заправки к салатам и гарнирам. Разрешено в дни нестрого поста.
Его едят в качестве десерта, а также добавляют в другие блюда: фруктовые салаты, каши, кисели, компоты, выпечку. Кондитерские и хлебобулочные изделия. Разрешены те продукты, для приготовления которых не используют яйца и продукты молочного происхождения. Что нельзя кушать во время Великого поста Мясо и все производные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености. Животные жиры Яйца и продукты, для производства которых они используются.
Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин. Кроме того, по его словам, не стоит подражать посту другого человека.
Кто придумал Великий пост
18 марта, заканчивается 4 мая. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. О Великом посте: суть Великого поста. Великий Пост имеет миссионерское происхождение.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Кто придумал Великий пост — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. |
Великий пост: история и смысл | Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения. |
История Великого поста - Православный журнал «Фома» | В отношении Великого поста у меня возникли следующие вопросы, которые я решил исследовать. |
Всё, что вы не знали о великом посте | Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы. |
Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение | длится Великий пост. Во время Великого поста нельзя есть все мясные и молочные продукты, фастфуд, шоколад, выпечку и ограничивать пищу с интенсивным вкусом — слишком соленую, сладкую и пряную. |