Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост. Ведущие в русских народных костюмах познакомили гостей библиотеки с историей зарождения народных промыслов и их особенностями. А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов.
Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы
Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН». Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них.
Мастер-класс «Народные промыслы России» (Чурачикская с/б)
Русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. Современные художницы сохраняют не только стилистические особенности народного промысла, но и традицию преемственности по женской линии. настоящий кладезь уникальных презентов.
Народные промыслы России!
- Добавление комментария
- Какие бывают народные промыслы и ремесла России – основные виды, центры и особенности изделий
- Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля
- Библиотека
- Мастер-класс «Народные промыслы России» (Чурачикская с/б)
Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?
- Основные виды туризма
- 😮 Самые известные народные промыслы в России | Интересные факты | Узнай Всё
- Упадок и возрождение ремесел
Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы
Члены артели занимались росписью по дереву и папье-маше. Так стала развиваться палехская миниатюра — вид лаковой живописи. Обычно художники расписывали небольшие предметы: шкатулки, брошки и пудреницы. Особенности палехской миниатюры — черный фон, вытянутые длинные фигуры людей, плавность и тонкость линий.
Холуйская миниатюра У соседей палехских мастеров, жителей села Холуй, сформировались собственные традиции. Впоследствии местные художники стали создавать лаковые миниатюры, работая темперой на папье-маше. У холуйской и палехской миниатюры есть отличия.
Холуйские мастера не всегда используют полностью черный фон и стараются уделять много внимания пейзажу. Крестецкая строчка В 60-х годах XIX века в селе Старое Рахино Крестецкого уезда, в Новгородской губернии, стала развиваться крестецкая строчка, или крестецкая вышивка. Крестьянки подрезали и выдергивали нити волокна и создавали таким образом красивые геометрические узоры.
Такие узоры украшали салфетки, занавески и одежду. Сейчас народный промысел возрождает предприятие «Крестецкая строчка» — фабрика-музей находится в поселке Крестцы в Новгородской области. Павлопосадские платки Яркие платки и шали, которые до сих пор популярны и вполне могут быть частью современного образа, появились в городе Павловский Посад.
На его основе, с добавлением технических новшеств и фантазии мастеров, разрабатываются новые оригинальные изделия. Для работы, говорят мастера, необходимо иметь хороший набор несложных, но удобных инструментов и набор ниток многообразной расцветки. Выбор иглы для вышивания зависит от материала основы, толщины ниток, характера рисунка. Игла должна быть немного […] Балахнинское кружево История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения оспаривают Италия, Бельгия и Франция.
Художественное своеобразие вологодского кружева слагается сочетанием красивых, живописно изгибающихся орнаментальных форм и строгого ритмического их строя в общем композиционном решении кружевного изделия. Bеликоустюгская артель «Северная чернь» в наше время развилась в крупное предприятие, где молодые художники на основе лучших традиций искусства северной черни, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом успехом и в России и во многих странах мира. Признание в России и за рубежом находят также и изделия других народных промыслов: резьбы и росписи по бересте, ручного ткачества, вышивки, эмальерного искусства. Кроме этого изготовлением изделий народных промыслов занимаются центры ремесел и дома традиционной культуры, профессиональные училища, надомники и мастера народных художественных промыслов. Большую роль в повышении уровня творческой работы художников и мастеров промыслов играет художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам области в состав, которого входят главные художники ведущих промыслов области, искусствоведы, научные сотрудники Вологодского областного музея-заповедника.
Мастера создают эти символы России с использованием традиционных техник, но также добавляют современные элементы дизайна, что делает каждую матрёшку уникальной и привлекательной для коллекционеров и туристов. Другим популярным направлением является производство украшений, вдохновленных русской природой и культурой. Мастера используют различные материалы, включая дерево, металл, и камни, чтобы создавать уникальные украшения, которые воплощают дух русской национальности. Важно отметить, что современные народные промыслы также сталкиваются с вызовами, такими как конкуренция от массового производства и изменения в потребительских предпочтениях. Однако, благодаря поддержке государства и растущему интересу к национальной культуре, многие мастера продолжают существовать и развиваться, сохраняя великолепное наследие народных промыслов в России.
Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой. Множество мастеров создают уникальные ткани, вышивку и национальную одежду, сохраняя при этом традиционные узоры и мотивы. Эти изделия пользуются популярностью как внутри страны, так и за её пределами. Еще одной важной частью современных народных промыслов является производство национальных кулинарных продуктов и напитков. Например, русская и сибирская гастрономия привлекает внимание своими уникальными вкусами и рецептами, а многие мастера изготавливают традиционные кондитерские изделия и напитки вручную, сохраняя вкусы прошлого.
Современные народные промыслы в России
Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Абрамцево-Кудринская резьба - еще один промысел, славящий Россию Вятские кружева О вятских кружевах известно с восемнадцатого века.
Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.
Вятское кружево Новые народные промыслы Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее. Роспись ёлочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово.
Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.
В Данилово действует фабрика ёлочных игрушек «Иней» Фабрика «Ариэль» Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль».
Детали: krestetskayastro chka. Изделия из золотых и серебряных нитей, конечно, могли позволить себе только зажиточные люди бояре, дворяне, императорская семья. Вышивали мастерицы головные уборы, пояса, кошельки, передники, сафьяновую обувь и предметы церковного обихода. Характерны были растительные узоры, чаще всего встречалась роза. Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия, потому что большая часть работы выполняется вручную. Познакомиться поближе с традициями новоторжской вышивки можно в музее «Золотного шитья».
Во время экскурсии вы подробнее узнаете историю возникновения промысла, увидите более тысячи экспонатов, связанных с изготовлением золотного шитья. А после изучения истории вы сами прикоснетесь к традициям промысла и своими руками создадите эксклюзивный сувенир. Мастерицы музея наглядно покажут технику золотной вышивки и расскажут некоторые ее секреты. Детали: zolotoshveya. Испокон веков они занимались ковроткачеством. Ковры в далекие времена являлись не только предметом декора, но и сохраняли тепло жилища. По ним легко можно было определить статус семьи, а когда технологии создания ковров стали усложняться, появились узоры разных цветов, то позволить себе такое изделие могли только очень состоятельные люди.
Долговечность ковра проверяли следующим образом: сначала пускали по нему табун лошадей, затем на несколько дней оставляли под жарким солнцем, а потом ещё несколько дней держали в воде.
Основные цвета синий, реже зелёный [1]. Палехская роспись табакерки художником И.
Голиковым , 1924 год Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т.
Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен.
Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи [1].
Пижемская Печорская роспись [5] зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и буквиц печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края [1].
Пинежская роспись родилась на берегах Пинеги и носит подражательный характер мезенской росписи [1]. Пучугская роспись родом из Пучуги относится к борокско-тоемско-пучугской группе. Господствует древнерусское узорочье , применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорочных бордюров, рамок, уголков, скобок.
Жанровые сюжеты пышные, нередко сопровождены нравоучительными или ироничными надписями. Иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Ракульская роспись Ракуловская роспись [1] по дереву северодвинского типа Архангельской области.
В росписи главную роль играет золотисто- охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный.
Наиболее колоритным образцом русской избы является дома, украшенные глухой резьбой, а в Нижегородском крае таковых сохранилось не мало. Этот вид декоративного искусства получил название "корабельной рези" ибо изначально резьбой украшали носовые части кораблей и лодок , а позднее "домовой" или "глухой" резьбы. При всей традиционности образов и технологии изготовления резьба на крестьянских избах Нижегородской области различна в зависимости от времени и места изготовления. Особенно богатая она в Городецком, Чкаловском, Балахнинском районах. Резьба трудоемка и требует большой физической силы, мастерства и фантазии. На досках обозначались контуры будущих узоров, затем с помощью долот, топора, стамесок мастер вынимал "землю" или фон. Последняя стадия работы заключалась в проработке деталей.
Особенно богато украшались лобовые доски, фронтоны, наличники, где резные образы сплетались в сложные композиции. Тематика такой резьбы унаследовала еще фольклорные языческие мотивы. В четкой последовательности и симметрии располагались богатый растительный орнамент - волнистые ветви с цветами и фантастическими плодами, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, солярные символы, а так же птицы львы и мифологические образы - русалки и берегини, сирины и алконосты. Глухая резьба просуществовала до начала XX в. Но еще можно встретить в Нижегородской области старые дома с глухой резьбой, а отдельные ее образцы, собраны и хранятся в музеях. Любимые персонажи мастеров - лакомящийся медом медведь, взлетающий орел, лев, и др. Ее продукция — шахматы, скульптурные композиции и отдельные фигурки, гребни, заколки, броши, бусы с резьбой и росписью на темы природы Нижегородского края. Село Вареж — 16 км от г.
Павлова имеется школа лозоплетения, куда приезжают учиться даже англичане и китайцы. Казаковцы освоили технику зерни - украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни - спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями, при которой рельефные металлические орнаменты оживляются вкраплениями ярких красок. Изящные вазы, подстаканники, панно, столовые приборы, кубки, броши, украшения, предметы церковного быта - работы казаковских мастеров ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» очень популярны. В Богородске при Доме ремесел создан уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий и увлекательные экскурсии. В Городецком районе село Смиркино знаменито своими гончарным промыслом — здесь старинным способом делают кухонную посуду.
Народный промысел Центральной России
- Русский народный промысел. Как выглядят изделия народных промыслов регионов России
- Народный промысел Центральной России
- Немного о художественной росписи
- 100 к 1. Название народного промысла? - GamePedia - Вопросы, ответы, гайды по играм!
«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)
Впервые в рамках проведения мероприятия проходит Всероссийский конкурс «Уникальные мастера России», задачей которого является выявление наиболее самобытных, талантливых мастеров и художников из разных регионов России. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Возможно участие: - со 2 по 6 мая; - с 8 по 12 мая; - на весь срок выставки - со 2 по 12 мая 2024 г.
Более того, народные промыслы являются мощным ресурсом для развития различных видов туризма. Нижегородская область уникальна ещё и тем, что на её территории собраны почти все существующие виды производств народных художественных промыслов. Это сказывается на показателях — по объему выпущенной продукции местные предприятия НХП занимают первое место в Приволжском федеральном округе и третье в России после Московской области и Дагестана. Региональные власти совместно с местным Фондом развития народных художественных промыслов и мастерами проводят регулярную работу по поддержке и развитию предприятий, которые сохраняют наследие предков и вплетают его в современность. Уникальность нижегородских промыслов Изделия нижегородских мастеров одни из самых узнаваемых в стране. Фото: АО «Хохломская роспись». Любимые мотивы художников городецкой росписи — изображаемые «дамы» и «кавалеры» во время свиданий, чаепитий, прогулок.
Хохломская роспись не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Городецкая роспись, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, хохлома — это лишь часть старинных известных промыслов, которые существуют в Нижегородской области. В регионе уделяют особое внимание сохранению традиционных ремесел, поскольку это и локальные достопримечательности, и производство прикладного искусства, и культурные коды, которые имеют обширный потенциал для местной креативной экономики. На текущий момент на территории области работают 27 организаций, занятых в сфере народных художественных промыслов, а также индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством изделий. Кирова» входят в федеральный перечень системообразующих организаций, ещё 10 предприятий включены в областной список жизненноважных, поскольку оказывают существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность. Именно поэтому власти оказывали им особую поддержку в эпоху пандемии. Преимущество нижегородских промыслов заключается в том, что они крайне разнообразны: есть и художественная обработка ткани, и уникальная металлообработка, и художественная обработка дерева. Качественное развитие промыслов объясняется большой площадью территории Нижегородской области и близким соседством с другими регионами. Также через область издревле проходил торговый путь: мощное судоходство по Волге, сплавы по рекам до Городца и известные нижегородские ярмарки внесли свою лепту.
В регионе действуют десятки предприятий, где работают мастера, сохраняющие древние традиции. Многие из этих организаций охотно принимают у себя гостей, поддерживая и развивая туристический потенциал мест традиционного бытования промыслов. В прошлом году в Нижнем Новгороде и Семёнове состоялся первый Форум креативных территорий, который, в частности, стал площадкой для обсуждения государственно-частного партнерства в сфере НХП.
Существует с 1825 года. Основной узор — цветы. Подходит для росписи посуды и деревянных ложек.
Гжельский фарфоровый завод находится в Раменском районе Подмосковья. Там устраивают экскурсии и мастер-классы для путешественников. Обычно яркие узоры и сюжеты украшали деревянные прялки, а впоследствии — и мебель, и игрушки. Мастера сначала грунтовали дерево, а потом ярко расписывали его, изображая бытовые сюжеты и сценки. Также были популярны изображения животных. Бирюзовые реки, ленточные боры, упоительная тишина и другие секреты региона Палехская миниатюра Миниатюра появилась в Палехском районе — сегодня это часть Ивановской области. В этих краях жило много талантливых иконописцев, но после революции им нужно было искать новые способы заработка. В 20-х годы XX века местные мастера основали Палехскую артель. Члены артели занимались росписью по дереву и папье-маше. Так стала развиваться палехская миниатюра — вид лаковой живописи. Обычно художники расписывали небольшие предметы: шкатулки, брошки и пудреницы. Особенности палехской миниатюры — черный фон, вытянутые длинные фигуры людей, плавность и тонкость линий. Холуйская миниатюра У соседей палехских мастеров, жителей села Холуй, сформировались собственные традиции.
Народные промыслы России: художественная роспись
Народные промыслы – это культурный код страны, заявила сенатор Святенко. Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. В Год культурного наследия народов России портал подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них. одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов.
Художественные промыслы России
Что такое декоративно-прикладное искусство? Это форма, одна из разновидностей творчества, где четко отслеживаются наши традиции, те направления, которые зародились много столетий назад. Все изделия, вышедшие из-под рук таких мастеров, хранят неповторимость и богатство традиционной культуры. Высоким интересом пользуются товары декоративного назначения, придающие любому интерьеру уникальный колорит и теплоту прошлого.
Особенно ценными становятся старинные изделия прикладного искусства, которые всегда пользуются большим спросом на аукционах и уходят с торгов по высокой цене. Особенности прикладного искусства Главной особенностью изделий является их «артельность» массовость. Русский стиль в декоративно-прикладном искусстве более анонимен, нам становятся известными лишь наименования компаний и артелей, чем отдельные мастера например, ювелирная компания Карла Фаберже, мебельная фабрика Гамбса.
Безымянные мастеровые, которые трудились на таких производствах, создавали уникальные по красоте шедевры. Первые работы ювелирного и кузнечного искусства мы встречаем у скифов племена, жившие на большой территории от Сибири до Черноземья. Для них был характерен особенный тератологический звериный стиль.
Славяне северных областей тесно контактировали со скандинавскими и балтийскими соседями, использовали другую стилистику с причудливыми переплетениями орнаментов. В регионах Зауралья проживающие угро-финские племена изготавливали оригинальные амулеты из камня, древесины, бронзы со стилистическими изображениями диких лесных животных. Умело вырезанные деревянные ковши отличаются удивительной пластичностью и яркой выразительностью.
Подобные традиции долгое время сохранялись в нашем творчестве. Развивались и иные его разновидности. Большую популярность приобрел такой вид русского декоративно-прикладного искусства, как роспись по древесине хохломская и городецкая , дымковские игрушки, свистульки из глины, расписные шкатулки из Лукутино и множество других региональных направлений, которые и сформировали уникальный и несравнимый ни с чем народный промысел.
Вологодское кружево Легендарное творчество народов нашего Севера, «застывшая красота зимы русской», как называли кружево, плетеное ручным методом с помощью специальных коклюшек деревянные палочки.
Шемогодская прорезная береста Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Шемогодская прорезная береста Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом». Шемогодская прорезная береста В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате Вологодская область.
И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды. Варнавинская резьба по кости Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа. Варнавинская резьба по кости Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни , шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров. Варнавинская резьба по кости Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов. Абрамцево-кудринская резьба Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абрамцево-кудринская резьба С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.
Абрамцево-кудринская резьба Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров. Гусевский хрусталь История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день. Гусевский хрусталь Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Филигрань Филигрань или скань — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки углубления. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью в том числе финифтью , гравировкой, чеканкой. Скань Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр.
Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое. Казаковская филигрань. Шкатулка Центрами сканного дела сегодня являются: Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань. Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое. Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России. Финифть Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов.
Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый. Вологодская усольская финифть Вологодская усольская финифть — традиционная роспись по белой эмали. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас. Ростовская финифть Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области.
Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи. В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом. Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами. Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда золотили. В конце XIX века самовары стали никелировать. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края. Ручки и самоварные шишки хватки на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати и царских особ — из слоновой кости. Украшались самовары и цветной эмалью. С 1964 года на Тульском заводе «Штамп», единственном заводе, который в послевоенное время занимался производством самоваров, уже электрических, начали выпускать самовары-сувениры, оформленные художественной росписью в национальных мотивах, часто имитируя и гжель, и хохлому, и жостовскую роспись, что увеличивало их коллекционную ценность.
В начале XX века промысел едва не угас: оставалась одна мастерица Анна Мерзина. Но после революции дымковскую игрушку стали популяризировать как народное искусство. Производство перешло под крыло Союза художников и уютно себя чувствует под ним по сей день. Чукотская резная кость Чукчи издревле вырезали поделки из моржовых клыков: в основном животных и бытовые предметы. Но в XIX веке мастера освоили сюжетную гравировку на кости, которая стала популярным предметом обмена с купцами и китобоями. Совершенствуя ценный навык, они научились вырезать полноценные композиции из чукотского быта -- охоту, рыбалку, собачьи упряжки. В 1931-м в поселке Уэлен организовали первую косторезную мастерскую. Наставником стал специально присланный с Большой земли художник Александр Горбунков. Мастерская существует и поныне и называется "Северные сувениры". Перед революцией в губернии было 40 тысяч кружевниц. Советская власть организовала промысел на свой лад: в 1928-м появилась профессионально-техническая школа, в 1930-м -- Вологодский кружевной союз. С 1960-го на базе артелей учредили пять фабрик, вошедших в существующее и поныне объединение "Снежинка". Здесь сохраняют старинные технологии часть кружевниц работает на дому , а узнать вологодское кружево легко по четкому разделению на узор и фон.
Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник
Модный показ в культурной столице, пожалуй, лучшая демонстрация того, что старинная вышивка популярна даже в XXI веке. Супруги Георгиевы — новые владельцы Новгородской фабрики, а Александра еще и дизайнер коллекции осень — зима, которую в Петербурге встретили овациями. Александра Георгиева, дизайнер: «Лен, выдергивается полностью вся матрица, а потом заполняется вышивкой вручную, то есть это колоссально сложная работа». Вышивка настолько кропотливая, что не имеет изнанки, любая сторона может быть лицевой. Такие блузы и платья лимитированной серии пользуются спросом, хоть и позволить себе крестецкую строчку может все еще далеко не каждый. Антон Георгиев, владелец фабрики «Крестецкая строчка»: «Средний диапазон. Если платье, то от 100 до 160 тысяч, да даже меньше. Мы стараемся не завышать стоимость, чтобы клиент мог позволить себе. Стоимость изделия рассчитывается из трудочасов, которые ушли на вышивку и на все процессы». Юрий и Евгения тоже решились взяться на возрождение народного промысла.
Их коллекции пока не встречают такими же бурными овациями, но главного успеха супруги уже достигли — им удалось сохранить северную крестьянскую игрушку. Юрий Безобразов, мастер резьбы по дереву: «Здесь и церковное искусство, и богородская игрушка, и народные предметы быта, такие, как солонки и прялки».
Керамика Гжели. Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 1820-х годов многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время[ когда?
Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изготовленными «под Гжель». Городецкая роспись существует с середины XIX века в районе города Городца. Ею украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и мелкие предметы обихода. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Жостовская роспись — народный художественный промысел. Известен, прежде всего, благодаря художественной росписи металлических подносов.
В настоящее [ когда? Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному , причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: предназначенные для бытовых целей под самовары, для подачи пищи и для использования в качестве украшения. Загорская роспись из подмосковного города Загорска [1]. Костромская роспись родом из Костромской губернии с центром в Молвитино ныне Сусанино возник под влияние малярного отхожего промысла.
Основа композиции — расположенные по вертикали крупные цветы обычно белые неоконтуренные на тёмном бордовом, коричневом, зелёном фоне. Могут добавляться изображения птиц, выписываться сюжетные сценки с ироничными подписями. Главным оставался резной узор [1]. Мезенская роспись родом из Архангельской области составляет собой два цвета: чёрный и красный. Нижнетоемская роспись по дереву в Архангельской области.
Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать.
А золота для «золотой Хохломы » и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название — Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой. Секреты красоты таятся в самой природе.
Появление русской матрёшки было обосновано широким интересом общества к развитию национального искусства. И первая русская матрёшка появилась в конце XIX века в магазине-мастерской Анатолия Ивановича Мамонтова «Детское воспитание» в подмосковном Абрамцево в рамках проекта «Русский стиль». Выточил ее мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С. Малютин, иллюстратор детских книг. Название «Матрёшка» для деревянной разъемной расписной куклы выбрано неслучайно. Для русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространенных и любимых женских имен. Имя Матрёна ассоциируется с образом настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой. В 1900 году русская Матрёшка была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где заняла третье место и мировое признание. Тогда же были получены международные заказы.
Уже в 1911 году матрёшечники из Сергиев-Посада выполнили заказы из 14 стран мира. Огромная популярность игрушки поспособствовала появлению многочисленного количества подражателей, привносивших в игрушку собственные мотивы росписи. Помимо традиционного изображения круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке и русском сарафане, мотивами для росписи становились бояре и русская знать, герои войны 1912 года, былинные богатыри, сказочные и легендарные персонажи. Матрёшку украшали и гжельской, жостовской, хохломской и палехской росписью. Матрёшки в ассортименте.
Традиционные промыслы
Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие. Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью. Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. Русский народный промысел: имя, традиция или бренд? Варенцова Л. Ю. Ремесла и промыслы Нижегородского Поволжья в XVI–XIX веках.
Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам
Народные промыслы – это достояние страны, отражающее ее историю и относящееся к культурному наследию. В целях сохранения и развития отрасли народных художественных промыслов в 2017 году Минпромторгом России был запущен отраслевой портал «». Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах.