В ноябре Лев Додин выпустил "Короля Лира" в МДТ. В Малый драматический театр с Дарьей Павленко (16+). На первый план спектакля выдвигается то же, что у Шекспира, и это является лейтмотивом для спектакля МДТ. Театр представил на суд жюри и зрителей постановку Петра Шерешевского «Король Лир». Театр представил на суд жюри и зрителей постановку Петра Шерешевского «Король Лир».
Последние комментарии
- Как купить билеты в театр?
- Премьера спектакля "Король Лир", Театр Российской армии, 26 апреля
- Воронежский театр драмы сменил «Гамлета» на «Короля Лира»
- Премьера спектакля "Король Лир", Театр Российской армии, 26 апреля
В Театре Российской армии состоялся показ премьерного спектакля "Король Лир"
В оформлении спектакля будет использовано сценографическое решение Давида Боровского, выпускающий художник — Александр Боровский. Художник по свету — Дамир Исмагилов.
Мы рассказываем о семье короля, который своими руками разрушил не только королевство, но и свою семью. Осознание пришло к нему слишком поздно, когда уже ничего нельзя было исправить», — комментирует постановщик. Борис Манджиев работал над спектаклем в Чебоксарах вместе с художником-сценографом Эмилем Капелюшем, заслуженным художником России и лауреатом Национальной театральной премии России «Золотая маска».
И почему бы не ублажить отца славословиями, тем более что, судя по театральной мизансцене дочки сидят в ряд у дальней стены, а отец внимает им на авансцене и по тому, что Гонерилья Марина Гончарова и Регана Дарья Ленда чеканят свои любовные признания так, словно отвечают давно выученный урок, этот спектакль — давно освоенный ритуал. У прежней Корделии — Дарьи Румянцевой характер был явно отцовский, она сознательно играла с огнем, произнося свое «ничего» с дерзким вызовом. У Корделии новой причина иная: судя по тому, как она спустя несколько минут будет смотреть на одного из своих женихов, герцога Бургундского Евгения Шолкова , именно из-за него она не хотела участвовать в дурацкой комедии и кривляться, подобно сестрам, которые и не поглядят на своих будущих мужей. Корделия явно влюблена, и оттого ей хочется быть лучше, но любовь — это и беззащитность, так что поток обрушившихся на нее словесных проявлений отца, который еще и усадил младшую дочь на свой стул и нависает над ней, как коршун, вызывает шок и слезы в распахнутых от ужаса глазах. Но смотрят эти глаза на вошедшего герцога, а он запросто отказывается от нее-бесприданницы, так что поздравлять юную бунтарку с браком с благородным французским королем Артуром Козиным в данном случае — всё равно что поздравлять со столичным замужеством Татьяну Ларину. Все остальные человечные проявления героев Додин сократил до предела. А история Корделии на этом и вовсе заканчивается. В последней части спектакля она появится именно как дух, видение сошедшего с ума Лира, хотя слезы её и будут по-настоящему мокрыми. Пылкий диалог Корделии с прозревшим, обессилевшим отцом будет безжалостно сокращен, как и страсти её сестер в борьбе за бастарда Эдмунда, закончившейся смертями обеих, как и роль мужа Гонерильи, вставшего на сторону короля, как и воображаемый прыжок в бездну ослепленного Глостера и сцена обретения им родного сына, от которой обычно заливаются слезами самые циничные представители публики. Всё это Додину нынче неважно, и он действует подобно великому скульптору Микеланджело, отсекая от глыбы шекспировского «мрамора» то, что для его сегодняшнего сюжета лишнее. А сюжет — это режиссерское исследование единственной темы, которой Мастер прицельно занят как минимум с 2016 года, когда вышел его знаменитый «Гамлет»: темы власти, её влияния на человеческий мозг и всё внутреннее устройство. Поэтому отчетливый крупный план здесь есть только у одного артиста — исполнителя роли Лира Сергея Курышева, актера-соавтора и партнера, переигравшего в спектаклях Додина множество ключевых ролей. Но этот план — прежде всего режиссерский микроскоп, помогающий проявить детали. Новый, в значительной степени прозаический перевод Дины Додиной — почти подстрочник, в котором сохранена вся физиология, табуированная в советские времена, когда сделано большинство переводов английского барда, — Курышев осваивает со свойственной дотошностью и самоотверженностью. Изгнав Корделию и раздав свои владения, Лир, что называется, «слетает с катушек»: затыкает Глостера Сергей Власов , посылает в ж… вот прямо это слово и произносит преданного Кента Игорь Иванов , чей здравый смысл и честь верного слуги короля не позволяют бездействовать, когда «власть пожирает саму себя». Кент уходит, чтобы тут же вернуться, надвинув на глаза капюшон и, сказавшись Каем, пожелавшим служить королю роль Иванова оказывается тут второй по важности после Лира, но о ней позже. А Лир, добровольно отдавший земли, продолжает вести себя на них как полноправный правитель. Оттого что тряпичный «трон» переехал с авансцены в центр, Лир-Курышев своего поведения не изменил. И дело не в количестве прислуги — её в спектакле Додина у короля нет вовсе, поэтому, говоря о «людях короля», и Гонерилья с Реганой, и сам Лир указывают на шута и только. Дело в другом: от новой и законной правительницы Гонерильи король требует полного подчинения, вплоть до требования не хмуриться, а улыбаться при его появлении. Тут важно подчеркнуть, что Курышев в этой сцене не играет безумие, проявления его героя — нечто гораздо более опасное для окружающих и для страны: это беспредельная распущенность, которую никому не под силу остановить, потому что ощущение неограниченности своего всевластия вопреки любой логике — то, что намертво вживается в человека, долгие годы безраздельно сидящего на троне. При этом Додин работает в прежних декорациях Давида Боровского выпускающий художник Александр Боровский , где доски, скрещенные в форме буква Х у каждой из трех стен, создают ощущение наглухо заколоченного, изолированного от мира пространства, внутри которого разнузданная воля единственного человека разрушает всё живое.
Но эта пьеса не только о семейных отношениях, но и о политической власти. Поражает как Лев Додин остро чувствует время! Я смотрела спектакль в предыдущей постановке - очень много переосмысленно! Очень советую посмотреть тем, кто ее видел - сравнивать интересно. Шут - совсем другой! А его сентенция: "Безумцы ведут слепцов" до сих пор звучит в ушах! Потрясающая игра актеров! А на традиционном обсуждении, среди своих, часто знакомых, таких интеллигентных людей, интересно послушать разные впечатления - для кого-то важным прямо- таки триггером оказался семейный сюжет, а кто-то задумался о трагедии власти. Минималистичное оформление сцены кому-то напомнило средневековый замок, а кто-то увидел дремучий лес! Услышать разные мнения и впечатления - так важно! Спасибо ДК Лурье и обаятельной чудесной Дарье за это клуб, за великолепный подбор лучших спектаклей. Черно-белые декорации и костюмы не отвлекают от содержания.
Лев Додин возродил "Короля Лира"
Некогда всемогущий король Лир стал стар, не замечает бег времени в изменившемся мире, не понимает, что в этом мире ему нет места. Непредусмотрительно разделив королевство между двумя дочерьми, прокляв правдивую Корделию, он оправдал собственный афоризм — из ничего и будет ничего. На первый взгляд Лир Сергей Курышев далеко не трагический герой — слишком гротескны его речи и поступки, оттененные непривычно юным шутом с его беспощадными шуточками, бесстрашно выкладывающего правду Лиру в лицо о том, что мир его не принимает. Лир это осознает далеко не сразу. Должны были состояться встречи со слепым Глостером, над которым надругался сын, и с оскорбленным Кентом, что помогло Лиру осмыслить жестокость не только его дочерей Гонерильи и Реганы, но и собственную и почувствовать благородство Корделии.
Этого не выдерживает психика старого короля, и он забывается сном, в котором возникают три его прелестные дочери такими, каких он их знал и любил. Меняются черты его лица, которое в этом смертном сне становится прекрасным лицом мудреца. Лев Додин поставил спектакль о Лире, существующем в абсурдном мире, отражением которого являются его собственные поступки и неясные ему действия дочерей. Сергей Курышев, за плечами которого большой список созданных им образов в разных эстетиках, идеально воплотил замысел Додина.
Его пьесы, закрепившие особенности общественной мысли Англии, воплотили некий синтез политических и этических воззрений, которые, однако, шагнув на континент, преодолели не только географические пространства, но и временные преграды, оставаясь актуальными не только для современников Шекспира, но и для людей бешеного, стремительного XXI века, ведь с течением лет меняется только форма, внешняя малозначимая оболочка, которая скрывает перманентную человеческую начинку, суть, которая остается неизменным содержимым. Недаром творчество Великого Англичанина всегда было востребовано, поскольку в любые времена отвечало существующим реалиям и звучало в такт проблематике общества, личности, государства. Так и по сей день ведущие режиссеры, известнейшие театры, популярные актеры берутся за постановку с одной стороны архаичных, но с другой таких остро актуальных произведений В. Одним из наиболее популярных, полемичных, оригинальных воплощений всемирно известной шекспировской истории стала постановка Л. Премьера спектакля состоялась 17 марта 2006 годы, и за годы своего существования он успел удостоиться не только таких театральных наград, как «Золотая маска» и «Золотой софит», но и обзавестись массой характеристик, отзывов, рецензий, как профессиональных критиков, так и рядового зрителя, зачастую спорных и неоднозначных. Но вероятно в этом и заключается особенность спектакля, ведь если он порождает полемику, значит представляет собой действительно значимое, стоящее внимание явление в театральной жизни, ведь пустота, по сути, ничего породить не способна. Тем более непохожей и оригинальной представляется постановка «Короля Лира» в МДТ, поскольку здесь консервативные почитатели Шекспира не найдут классического перевода пьесы, который неизменно звучал на подмостках многих театров, на смену ему приходит специально подготовленный для данного спектакля текст, который вероятно поразит зрителя сочетанием высокого стиля и нецензурной лексики… но это не создает диссонанса в восприятии… В конце концов, не будем снобами и закоренелыми скептиками! Гораздо важнее, что в постановке МДТ они не режут слух, бездумно употребляясь при всяком удобном и неудобном случае, а весьма органично и обоснованно вписываясь в контекст действия, отражая остроту той или иной мысли, которую автор стремится донести до зрителя.
Занятие рассчитано на семейную аудиторию.
Но когда обе сестры объединяются в борьбе за власть, с определением Лира «две ведьмы» уже вполне можно согласиться. Между тем слово «отец» но уже с прощальной интонацией вырвется из уст обеих молодых женщин еще раз: после опять же зеркальных постельных сцен с Эдмундом — условно-постельных, потому что никаких постелей тут нет, а есть кабинки на колесиках, с тремя отсеками в каждой, напоминающие конюшни. Секс здесь тоже — не пространство чувств, а территория преступного сговора против родителя, потому что власть всегда имеет тенденцию стать безраздельной. Отношения между членами главной семьи в государстве подданными немедленно и бессознательно считываются как тренд. Мы не успеваем оглянуться, а роковое «ничего» пробирается в семью Глостера, которого играет еще один корифей здешней труппы, Сергей Власов. Усевшись ровно в ту же позу, что и король в сцене с дочерями — на стул перед залом, он продолжает «копировать» модель поведения монарха. И очки этот Глостер в самом деле не надевает, но не потому, что заранее не собирается верить в то, что сын готов его убить, а наоборот, потому, что поверил, не читая письма, — тем более что «расположение светил» указывает на то, что семейные распри неизбежны. Отсутствие сомнений в предательстве ближних, даже если этот ближний твоя кровь, — еще одна узнаваемая примета времени. Под благородной внешностью Глостера — Власова скрывается бесчувственный чурбан, который вскоре в спектакле Додина всё случается очень быстро расплатится за свое внутреннее «ничто». Удивительным образом упругость в спектакле от начала и до конца сохраняют только два героя: шут и Кент. Играющему шута Никите Каратаеву не позавидуешь, ибо соревноваться ему приходится с образом, созданным в своё время Алексеем Девотченко. В первой версии, где торжествовали принципы балагана, площадного народного театра, Девотченко был незаменим. В версии новой, где балаган заменен на политический театр, шут — это всего лишь критическое мышление монарха, насколько оно вообще возможно. Девотченко играл существо, максимально близкое к шекспировской стихии: это была лихая и отчаянная неуправляемая смеховая природа, накрепко связанная с исконной человеческой свободой.
Всё продумано до мелочей
- Король лир
- В Театре Российской Армии пройдет премьера спектакля "Король Лир"
- В Москву из Петербурга привезли скандальный спектакль "Король Лир", где обнажаются герои-мужчины
- Телеканал НТВ о премьере Льва Додина "Король Лир" 2023 - YouTube
- Что смотреть в театрах Петербурга до конца года? |
Спектакль «Король Лир» ПРЕМЬЕРА!
В Малом драматическом театре – Театре Европы состоялась премьера – «Король Лир». купить билеты на мероприятие в Санкт-Петербурге по выгодным ценам. Классическая трагедия Уильяма Шекспира «Король Лир» переработана театром в захватывающую историю, где одной и ведущих стала тема взаимоотношений отцов и детей. Трагедия из «ничего»: Лев Додин выпустил новую версию «Короля Лира», стремительную и до боли узнаваемую Это вторая редакция «Короля Лира» Льва Додина в петербургском Малом драматическом театре, в -2.
23 декабря 2023 16:00
- Дима Билан
- «Театральный клуб». Король Лир. В Малый драматический театр с Дарьей Павленко (16+)
- В Москву из Петербурга привезли скандальный спектакль "Король Лир" - Ореанда-Новости
- Материалы рубрики
Что смотреть в театрах Петербурга до конца года?
Премьеру спектакля Льва Додина «Король лир» сегодня представят в Малом Драматическом театре. МДТ (Малый Драматический Театр Европы). Главной сюжетной линией «Короля Лир» в интерпретации МДТ становится конфликт отцов и детей, ужесточенный новым переводом пьесы. «Король Лир», МДТ — Театр Европы (16+). К одной из самых известных пьес Шекспира в МДТ обращаются не впервые. Все Мариинский театр Михайловский театр БДТ МДТ Александринский театр БКЗ Октябрьский А2 Green Сoncert Космонавт Ледовый дворец Газпром Арена AURORA Concert Hall Санкт-Петербургская филармония им. овича Мюзик-Холл Театр музыкальной комедии. Премьеру спектакля Льва Додина «Король лир» сегодня представят в Малом Драматическом театре.
«Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»
Театр, однако, неустанно к «Лиру» возвращается. На первый план спектакля выдвигается то же, что у Шекспира, и это является лейтмотивом для спектакля МДТ. Малый драматический театр Театр Европы покажет онлайн версию спектакля Льва Додина Король Лир. Классическая трагедия Шекспира Король Лир поставлена режиссером. 2 апреля 2023 года на Большой сцене Театра Российской Армии состоялась премьера спектакля "Король Лир" в постановке заслуженного артиста России, режиссера.
В Москву из Петербурга привезли скандальный спектакль "Король Лир", где обнажаются герои-мужчины
У актрисы получается существо отчасти эфемерное, бесполое шута окликают «парень, дурак» , нездешнее. Окунаясь в сумасшествие, Лир убивает всегда говорившего честно Шута читай: уничтожает собственный разум , но вёльва-шут до самого конца спектакля будет появляться на сцене — теперь уже окончательно утвердившись в статусе существа потустороннего. Намек на вёльву есть и в других мизансценах: когда, например, Шут выходит с дымящимся угольком и начинает обмахивать дым, стремясь наполнить им все пространство, запах тлеющего дерева достигает даже последних рядов зрительного зала. А ведь задымление помещения — один из методов, которые использовали вёльвы, прибегая к магии сейда. И режиссеру, который давно интересуется скандинавской мифологией, наверняка это хорошо известно. Спектакль замечателен еще и вот этой насыщенностью символикой и метафорами — при этом не навязчивыми, не являющимися спутанным нагромождением. Все метафоры и символы здесь аккуратно вплетены в ткань повествования. Знающим — подарят радость узнавания и открытия, не знающим — не помешают, а сработают если не на понимание, то на атмосферу. Так, как работают канаты — по сути отсылка к корням ясеня Иггдрасиля, Мирового древа, в виде которого викинги представляли все мироустройство. Как бог Один, готовый пожертвовать жизнью ради достижения истины, подвешивал себя вниз головой на Иггдрасиле, так и Лир, теряющий остатки разума, хватается за канат-корень и повисает вниз головой.
Отсылки к образу верховного бога есть и в одеяниях Лира все костюмы персонажей, как и декорации, придумала художник Марина Шипова. В первом акте король появляется в полном облачении, и на вороте его одежд три переплетенных треугольника — скандинавский символ Одина, валькнут, означающий переплетение трех миров: мира богов, мира людей и мира мертвых. На одеяниях графа Кента Евгений Трубкин распускают крылья вороны Хугин и Мунин — «глаза» Одина, сообщающие ему обо всем происходящем. Имена воронов переводятся как «мысль» и «память» — а ведь именно граф Кент по сюжету трагедии становится глазами сумасшедшего короля, его голосом разума, помнящим и здраво оценивающим все случившееся. И он же в финале спектакля подводит для зрителя черту под увиденным: «Какой тоской душа ни сражена, Быть стойким заставляют времена.
Некогда всемогущий король Лир стал стар, не замечает бег времени в изменившемся мире, не понимает, что в этом мире ему нет места. Непредусмотрительно разделив королевство между двумя дочерьми, прокляв правдивую Корделию, он оправдал собственный афоризм — из ничего и будет ничего. На первый взгляд Лир Сергей Курышев далеко не трагический герой — слишком гротескны его речи и поступки, оттененные непривычно юным шутом с его беспощадными шуточками, бесстрашно выкладывающего правду Лиру в лицо о том, что мир его не принимает. Лир это осознает далеко не сразу. Должны были состояться встречи со слепым Глостером, над которым надругался сын, и с оскорбленным Кентом, что помогло Лиру осмыслить жестокость не только его дочерей Гонерильи и Реганы, но и собственную и почувствовать благородство Корделии. Этого не выдерживает психика старого короля, и он забывается сном, в котором возникают три его прелестные дочери такими, каких он их знал и любил. Меняются черты его лица, которое в этом смертном сне становится прекрасным лицом мудреца. Лев Додин поставил спектакль о Лире, существующем в абсурдном мире, отражением которого являются его собственные поступки и неясные ему действия дочерей. Сергей Курышев, за плечами которого большой список созданных им образов в разных эстетиках, идеально воплотил замысел Додина.
Цветовая гамма спектакля выдержана в основном в черно-белых тонах. При этом в роскошные костюмы облачены только женщины. Мужчины же, включая заглавного героя, совсем непритязательны в одежде, а к концу действия режиссер и вовсе снимает с них костюмы, обнажая до полной наготы, сообщает ИТАР-ТАСС. Замысел своего "Короля Лира" режиссер вынашивал 2,5 года. За долгую и чрезвычайно плодотворную творческую жизнь это для него практически первое обращение к Шекспиру.
Брат идет на брата. Гонерилья Елена Соломонова и Регана Дарья Ленда рвут на части наследство Корделии Екатерина Тарасова , готовы перегрызть друг другу глотку из-за любви интриганта Эдмунда. На сцене нет крови, но смерть порождает смерть. Проклинающая фраза Лира оборачивается против него самого. Жертвы и палачи меняются местами. Процветавшее королевство становится пустым пространством.
КОРОЛЬ ЛИР ЛЬВА ДОДИНА
Огромный зал, вмещающий 1500 человек, был полон зрителей: почетные гости, друзья театра. Мы поздравляем создателей, артистов, творческие цеха с премьерой и желаем спектаклю долгой жизни! Подписаться на рассылку Я согласен на обработку персональных данных Министерство обороны.
В Малом драматическом театре премьера. Но сохранившиеся с тех пор декорации и костюмы — единственное, что объединяет две постановки. Перемены диктует его величество время.
Музыкальный монолог Лира на распахнутом настежь фортепьяно начинается в нижнем регистре, а потом обрывается в соло одинокой струны. Чувства добрые он Лиром пробуждал и пробуждает вновь. У Сергея Курышева, игравшего и в предыдущем «Лире», теперь главная роль.
Его единственным обращением к Шекспиру была в 1979 г.
Как сообщает пресс-служба МДТ, замысел нынешней постановки художественный руководитель труппы народный артист России Лев Додин вынашивал несколько лет.
Постепенно из населённого и ещё чуть тёплого мира королевства будут постепенно вычёркивать одного за другим, одно вычитание, никакого преумножения. Лир Сергей Курышев вначале восторженно безумен, он придумал умный парадокс - переложить обязанности на дочерей, а себе оставить привилегии.
Эта память, как внутреннее натяжение, держит артиста на протяжении всего спектакля. Казалось бы, пройдя сквозь бурю в прямом и переносном смысле, Лир как Иов должен переродиться через страдания. У Додина он только в самом начале пути, не успевает.
Разум и жизнь короля гаснет вместе с последним софитом на сцене. Шут Никита Каратаев видится наиболее живым среди всех персонажей. Его роль - бушевать в дальнем углу сознания Лира, он - совесть, резкость мира.
Он - остатки человеческой жизни, бьющиеся в раскрытое пианино.