Положительные впечатления от «Слова пацана» могут испортить разве что новости о продолжении с теми же героями. Город - 10 декабря 2023 - Новости Саратова - Криминальный Татарстан 1970-2010-х» российского журналиста Роберта Гараева, который в деталях описал собственный опыт участия в жизни уличной группировки.
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана | «Слово пацана» наш собеседник смотрел с большим интересом, хотя многие моменты и вызывали сильное раздражение. |
Умереть молодым. Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала | В основу сценария легла книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева — сборник мемуаров участников группировок и правоохранителей тех лет. |
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана | Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. |
Подростки в Татарстане сбиваются в банды после «Слова пацана»: запретят ли сериал?
страница 1 текста книги: ал: «Кажись, мы его прикончили!» – он, даже не взглянув, передернул плечами: «Подумаешь, делов-то». Роберт Наилевич Гараев читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на пк и телефоне. В сериале «Слово пацана» есть отсылка к этому дерзкому убийству — судя по стоп-кадру, судьбу Амбала показал персонаж Кирилл Суматохин (Самбо), которого также застрелили в больничной палате. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автор которой — Роберт Гараев, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android. "Слово пацана” или как Криминальный Татарстан завоевал мое сердце!
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев
Нас учили быть сильными и готовили отстаивать интересы своей улицы. Чем объяснялась необходимость состоять в них? Когда построили завод «Теплоконтроль», вокруг него создали и новый микрорайон, куда заезжали разные семьи. Подростки из этих семей воспринимались местными враждебно, их постоянно задирали, грабили. В ответ на это ребята из нового района стали собираться вместе, чтобы дать отпор. И запустилась цепная реакция — эта практика распространилась на всю Казань, породила субкультуру. А еще участие в группировке позволяло людям, у которых не было иных социальных лифтов, получить поддержку и внимание. Например, еще до революции в Казани проводились массовые драки, настоящие ледовые побоища — это случалось зимой на озере Кабан.
Татарская слобода дралась с русскими, то есть конфликт имел этнические корни. В советское время это изменилось, национальная рознь затихла, но и в 40-е, и в 50-е люди находили в себе силы и энтузиазм, чтобы просто драться, без какой-либо идеи. К 80-м стихийное и малопонятное уличное насилие стало организованным, появилась новая причудливая логика и этика, в рамках которой существовал целый город. Были созданы около 100 группировок. В 80-е годы дрались за символический авторитет, этот период я называю «битва за асфальт». Тогда участники группировок не искали никакой материальной выгоды — всё это пришло позже, в 90-е. Для пацанов из 80-х значение имело только уважение на улицах.
Почему так вышло в России? Во-первых, маскулинная культура в России была всегда, это основа нашего менталитета. Агрессивная «пацанская» субкультура с ее этикой и эстетикой — часть большой маскулинной культуры. Во-вторых, хрущевская амнистия, после которой на свободу вышло огромное количество заключенных, принесла в культуру очень много своеобразного колорита, появился особый фольклор, да и сами по себе эти освобожденные люди были весьма яркими и запоминающимися личностями. Низовая дворовая эстетика пропитывала жизнь всего Советского Союза, как рэп в наши дни. Это не могло не повлиять на становление пацанов и не войти в культурный код.
Он замкнул все основные финансовые потоки на себя, доверяя лишь правой руке Радику Галиакберову по кличке Раджа.
Именно он возглавил «Хади Такташ» после отъезда лидера на постоянное место жительства в Испанию. Раджа планомерно добил оставшихся «стариков», взял под контроль своей банды всю проституцию Казани и сбыт наркотиков, прибрал к рукам сферу ритуальных услуг. В «подопечные» входили более 40 фирм, заводы, рестораны, банки и два кладбища. Любых конкурентов, рискнувших поднять голову, безжалостно убивали. Однако страна уже оправилась от потрясений, и правоохранительная система стала работать лучше. Бандитов принялись арестовывать. Раджа, даром что был объявлен в федеральный розыск, долго уходил от закона, но в 1999 году его удалось поймать и вместе с соратниками-головорезами отправить под суд.
Большинство арестованных членов группировки «Хади Такташ» отказались давать показания. По подсчетам следствия, на счету ОПГ было не менее 60 убийств, правда, удалось доказать лишь 13 из них. Оставшиеся на свободе бандиты давили на следователей, угрожали свидетелям и даже убили одну из них, однако это не помогло. Галиакберова и его ближайшего помощника приговорили к пожизненным заключениям в колонии «Черный дельфин» Оренбургской области. Два бандита получили по 24 года лишения свободы, остальные поменьше. Не помогли полки адвокатов, затягивание процесса, апелляции и жалобы. Подростки сходились в «Жилку» из других мелких банд.
Они одними из первых обзавелись огнестрельным оружием и скоро стали самой жестокой, но дисциплинированной ОПГ в городе, а в 90-е годы — одной из мощнейших группировок Татарстана. Руководил бандой Хайдар Закиров. Он не брезговал бизнесом: как и «Хади Такташ», бандиты «Жилки» занимались местным комбинатом «Оргсинтез», на котором работали большинство родственников членов группировки. Продукцию воровали не стесняясь, в особо крупных размерах, не забывая отстегивать взятки чиновникам. Не меньше преступников интересовал Казанский вертолетный завод, были попытки проникнуть на «АвтоВАЗ». Скоро имя главаря банды стало символом наглости и агрессии. Это многим не нравилось, и Закиров решил не искушать судьбу: перебрался в Санкт-Петербург, где быстро сколотил новую команду из земляков.
К 1994 году питерский филиал «Жилки» контролировал весь Невский проспект и находившиеся на нем фирмы и магазины, а также некоторые городские банки и рынки.
Однако междуусобная брань его сгубила — и в 1996 году автомобиль Хайдера вместе с телохранителями попал в засаду на улице Руднева в Петербурге. На месте осталось 37 гильз, стреляли из всех видов оружия.
Охранники были убиты на месте, а сам Хайдер получил несколько ранений и скончался в больнице. Но тогда это не стало концом ОПГ. Ведь постепенно бывшие пацаны обрастали политическими связями — считается, что одно время с ними плотно работал Юрий Шутов.
Уроженец Ленинграда, к началу 90-х он стал помощником председателя Ленсовета Анатолия Собчака. Был в числе лиц, входивших в ближайшее окружение Собчака, вместе со многими известными и влиятельными российскими политиками и бизнесменами. Первый раз его арестовали в 1992 году по подозрению в вымогательстве, однако в 1996-м отпустили за недостаточностью улик.
Летом 1997 года в Петербурге был убит вице-губернатор города Михаил Маневич. Он был застрелен автоматной очередью с крыши дома на пересечении улицы Рубинштейна и Невского проспекта. Одним из подозреваемых по этому делу оказался Юрий Шутов, что не помешало ему избраться депутатом петербургского парламента в 1998 году.
Позже Шутова арестовали, а в 2006 году он получил пожизненный срок и скончался в колонии «Белый лебедь». Не всё гладко было и у того же Мартина — в середине 90-х его с группой подручных арестовывают. При обыске изымается целый арсенал , и бандитов отправляют в «Кресты».
Там Мартин упрочивает свою репутацию, умудрившись сначала поконфликтовать, а потом прямо в СИЗО порезать двух своих оппонентов-чеченцев. Сгубили наркотики?
Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен».
Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом. У каждого героя есть небольшая характеристика. О ком-то из них я могу рассказать много — настоящее имя, дату рождения это один из ключевых моментов, ведь он показывает, как менялась жизнь пацанов в каждом поколении , год вступления в группировку, ее название и нынешний род деятельности спикера. Но многие из них хотя и были откровенны в рассказах, были не готовы назвать свои настоящие имена и даже группировку.
Вместе с воспоминаниями других участников я использовал и свои, но так как мой опыт был не самым значительным, они появятся лишь в начале и конце повествования. Кроме того, для чистоты исследования свои воспоминания я записал заранее, чтобы не было соблазна подправить их, когда я окажусь в теме намного глубже. В книге я затрону и современное положение дел на улицах, но в основном сконцентрируюсь на главном десятилетии казанского феномена — 1980-х. Во второй половине этого переходного от социализма к капитализму десятилетия о проблеме заговорили широко в прессе и обществе.
Эти времена запомнились жителям Казани ожесточенными подростковыми драками «за асфальт». Истоки явления находятся в семидесятых годах: именно тогда произошла трансформация дворовых команд в агрессивные территориальные группировки. Мы ихрассмотрим через историю самой известной группировки тех лет — «Тяп-Ляпа». Если вслед за социологами мы рассматриваем группировки и пацанов как квазигосударства со своими гражданами, порядком и принадлежащей государству территорией, лучше всего понять характер взаимоотношений внутри них можно будет, проанализировав специфику их структуры, иерархии, понятий, запретов и ритуалов.
Правила поведения пацанов и структура группировок были общегородскими. Где-то могли быть незначительные отличия в названиях возрастов или способах наказания, но суть не менялась. Достаточно многочисленные поклонники версии появления казанского феномена в кабинетах КГБ считают, что уличные пацаны не могли сами придумать такие вменяемые инструменты управления молодежью, им обязательно должен был кто-то помочь или подсказать.
В Татарстане юные зрители устроили драки в стиле девяностых годов, насмотревшись "Слово пацана"
Реакция официального и неофициального Татарстана на сериал «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала. Роберт Наилевич Гараев читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на пк и телефоне. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. Автор книги «Слово пацана» — о том, почему мы романтизируем насилие.
История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана»
«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов | В 1993 году МВД Республики Татарстан инициирует принятие закона, разрешающего арестовывать участников ОПГ на тридцать суток. |
«Слово пацана»: Казанский феномен - обзор сериала - Кино-Театр.Ру | Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на |
«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана» - МК | Что должно случиться в России, чтобы власть снова оказалась в руках криминальной прослойки? |
Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»
Он прилежный ученик, поэтому, по просьбе педагога, соглашается подтянуть по английскому одного хорошего парнишку, который оказывается тем самым гопником — Маратом Рузиль Минекаев , привыкшим подтягиваться разве что на турниках. Так начинается их дружба и знакомство Андрея с пацанской культурой Казани, поделенной на зоны влияния бандитских группировок. Уроки уличной жизни оказываются куда интереснее, а пример Марата — заразителен: ведь он носит модный пуховик и краденую кепку с надписью USA, знает историю формирования местных ОПГ так, будто сдавал по ней экзамен, и никто в школе не смеет на него наехать. К группировке парень «пришился» потому, что надоело быть чушпаном и, видимо, захотелось стать взрослее, подтянуться к брату Вове Иван Янковски й , который служит в Афганистане. Читать Казанский излом: образы перестроечного кино в «Слове пацана» Борьбу с такими, как Марат, ведут инициативные группы и робкая полиция в лице Анастасии Красовской , которая перед одним из сеансов в кинотеатре пытается вразумить тех, кто встал на скользкую дорожку, показом документального фильма Марины Разбежкиной «А у вас во дворе?
В 1991-м меня отшили — исключили из группировки.
Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное.
Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни.
Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни. С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом.
У каждого героя есть небольшая характеристика.
Особенно зимой, когда холодно и ты хочешь провести время по-другому, но все равно обязан идти на сборы — непонятно зачем. В эти моменты было ощущение серости и беспросветности. Зато ты менялся в статусе — считался пацаном и мог находиться в сообществе людей, которые кажутся крутыми. Если перевести на современный язык, у тебя словно появлялся миллион подписчиков. Правда, я себя суперкрутым не считал — наоборот, у меня был синдром самозванца. Мне казалось, что скоро меня разоблачат — я же ботаник, отличник, и мне тут не место. Боялся, что мне дадут какое-нибудь задание, а я с ним не справлюсь. Внешних опасностей на сборах было две. Во-первых, менты, которые могли приехать и забрать в отделение тех, кто не успеет убежать.
Во-вторых, курировавшие нас старшие, которые заходили с проверками. Проверяли они наше количество, могли внезапно нагрянуть и застать кого-нибудь за курением сигарет, хотя для наказания хватало и сигаретного запаха Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» «Тебе старались сломать нос» Чем «Низы» отличались от других молодежных группировок Казани? Правила поведения у всех группировок были общегородские: всегда стоять за свою улицу, представляться, если идешь по чужой территории, причем даже если понимаешь, что перед тобой враги и они в большинстве. Не курить, не пить, не употреблять наркотики — отличий у группировок было мало. Всего в одноименной группировке из этого микрорайона было около ста человек — точнее сказать сложно, поскольку у участников разных возрастов были свои сборы, и мы пересекались редко. Это была большая и очень сильная группировка, участников которой мы считали отморозками. Однако мое участие в «Низах» пришлось на более-менее спокойное время. Пару раз мы стояли наготове и ждали набега со стороны «Грязи», но все как-то разрешилось. Если и были драки между группировками, то на бытовой почве — они быстро стали обыденными.
Моя первая, например, произошла уже на второй месяц после «пришивания». У нас была война, сейчас уже не вспомню с кем, и к нам в ПТУ приехали драться два вражеских пацана. Неприятели были выше нас на голову. Мы молча зашли в подъезд и встали возле лифтов на первом этаже в боевые стойки. После команды «Поехали» те двое тяжеловесов месили нас на протяжении нескольких минут Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Как складывались ваши отношения в группировке со старшими и ровесниками? Были нормальные старшие, а были — другие. Вот не полюбил тебя такой, и, когда приходило время наказаний в виде побоев, тебе старались нос сломать или уронить ударом. Помню, я не нравился одному. И когда пришло время общей экзекуции за то, что кого-то из участников «Низов» нашего возраста поймали с сигаретой, он прописал мне так, что я очнулся на снегу.
Сейчас я почти не помню ни лиц, ни имен своих старших, но их кулаки помню хорошо. Сильнее всех бил Жбан... Старшие выстраивались в линейку. Все наши должны были по очереди подойти к каждому из них.
А сколько тех, кого не удалось спасти. Главное ведь финал — чем они жизнь закончат.
Один застрелен в гостинице, другой обнаружен, когда снег сошел, третий сожжен в своей машине. Остается только мраморная плита», — вспоминает полковник милиции Михаил Основ. А закончили они не очень» Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым «Раньше фильмы снимали, чтобы воспитать, сейчас — чтобы заработать» Полковник полиции Борис Сагадеев на службу пришел в 1992 году, тоже работал в группе «Лидер», но в Московском районе. Считает, что книга «Слово пацана» — это попытка автора пропиариться. Нужно понять, какую подоплеку он несет. Если раньше фильмы снимали, чтобы воспитать, то сейчас — чтобы заработать.
Ну а те, кто помнит те времена, был участником событий, потерял близких, вряд ли захотят об этом вспоминать. Если посчитать, сколько человек тогда погибло, цифра превысит тысячу. Это молодые парни, которые могли бы работать, создавать семьи. А их убивали просто так. А закончили они не очень», — говорит милиционер. Полковник полиции Борис Сагадеев на службу пришел в 1992 году, тоже работал в группе «Лидер», но в Московском районе Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым Все происходило тогда на примере сицилийской мафии, именно поэтому ребят учили вести здоровый образ жизни.
За участие в этой массовой драке он получил срок за хулиганство. Отсидев, ушел в армию, а потом снова сел за вымогательство», — рассказывает милиционер. Он вспоминает, как в те годы могли убить случайного человека, который попался на пути разъяренной толпы гопников. В начале 90-х у милиции пересменка была с 8 до 9 утра. Группировщики в это время собирались и шли на разборки. Соберутся с утра человек 20-30, пробегутся по чужой территории и всех, кого встречали, без разбора бьют.
Если раньше было правило не бить лежачего, присутствовало какое-то благородство, то потом стали применять и арматуры, и кастеты, и ножи», — вспоминает Борис Сагадеев. Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым «Сначала делили асфальт, потом начали делить бизнес» Прощайки, трико и телогрейки — вот универсальная одежда членов ОПГ тех лет. Опознавательный признак каждой отдельной группировки — шапки. Различали своих именно по головному убору — красная, синяя или с помпоном, поделился Сагадеев. Под одежду подкладывали фанеру, сковородки или ледянки. Места сбора в основном были на хоккейных площадках, клюшки брали всегда с собой, это было очень удобное орудие в бою», — рассказывает полковник.
Групповые драки превратились в точечные удары, вспоминает Борис Сагадеев. Стали решать, кто будет собирать общак. Было две кандидатуры. Если город поделить пополам речкой, то с одной стороны был Хайдер, с другой — Ринат Игламов по кличке Иглам. Воры решили, что будет собирать последний, Хайдер не согласился. В итоге убили Иглама, затем началась война группировок.
Они начали убивать друг друга, красть и пытать. Все из-за власти и денег. Как мы знаем, власть порождает деньги, а деньги порождают власть», — поделился полковник. На Хайдера совершалось множество покушений. В итоге одно из них оказалось удачным. А мой собеседник тогда порвал штаны и зашел назад в квартиру, чтобы зашить.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев
Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», по которой недавно сняли сериал, уверен, что крупных ОПГ было не менее 150 — в юности писатель сам был членом одной из банд. Автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев говорил в интервью, что девочки зачастую объединялись, чтобы избежать группового изнасилования или избиения. В версии «Татарстан-24» там звучит «Седая ночь» «Ласкового мая», в репосте Mash Iptash — «Пыяла» «Аигел», обе песни звучат в «Слове пацана». Реакция официального и неофициального Татарстана на сериал «Слово пацана.
Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице
Положительные впечатления от «Слова пацана» могут испортить разве что новости о продолжении с теми же героями. Культура - 4 декабря 2023 - Новости Казани - В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х от автора Роберт Гараев (ISBN: 978-5-60-449595-7) по низкой цене. Я был домашним мальчиком, любил читать книжки, поэтому во дворе был не в авторитете. Результатом его путешествия по своей — и еще сотни человек — памяти стало «Слово пацана», которое вобрало в себя свидетельства как тех, кто сделал насилие своим кредо, так тех, кто пытался остановить уличное настиле.
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
В банде было 27 членов, из них 8 — несовершеннолетние. За год банда совершила 61 преступление. На её вооружении находилось 8 обрезов, пистолет системы «Парабеллум», револьвер системы «Смит-Вессон», ножи, 2 самодельные и 1 фабричная гранаты, ракетница, боеприпасы, металлическая арматура». Сейчас датой оформления группировки «Тяп-Ляп» обычно называют 1974 год, а первой громкой акцией — нападение 8 февраля 1976 года на ДК им Урицкого на окраине Казани, где вооружённые арматурой «группировщики» жестоко избили десятки посетителей дискотеки.
Один из них, состоявший в БКД с 1975 года, рассказывает: «В одном районе было очень неспокойно. Доходило до того, что люди, которые живут рядом с остановками трамваев, вообще на остановку не выходили. Трамвай из окна увидят — и бегом из дома, чтобы сразу сесть и поехать.
Отправились дежурить туда. Пятёркой идём: двое с одной стороны, трое — с другой. Впереди двое к кому-то пристали, что-то просили… Я говорю: «Взять».
Они рванули, мы за ними. Дворами выбежали к кинотеатру «Тукай». А там — толпа, как осы на нас налетели».
Ныне закрытый кинотеатр имени Тукая улица Габдуллы Тукая, дом 64 находится в центре Казани. Ещё один дружинник прямо упоминает о страхе жителей перед «группировщиками»: «В 1976 году нас по 200 человек собирали и направляли в район «Теплоконтроля». Там уже молодёжь начала диктовать свои условия, терроризировать магазины, частников, запугивать местное население.
Настоящие бандиты. Мы приезжали туда на автобусах, очищали район от всех хулиганов… «Тяп-ляповцы», правда, на открытые столкновения с нами никогда не шли, потому что чувствовали за нами силу… Позже они начали свои сборища устраивать в Молодёжном центре, мы их и оттуда «выкурили», но они к тому времени уже силу почувствовали, с оружием огнестрельным стали ходить, перестрелки устраивать». Про наличие уже в середине 1970-х годов огнестрельного оружия у «Тяп-Ляпа» упоминается и в документальном фильме «Следствие вели… Бунт отверженных», показанном НТВ 17 марта 2006 года.
Бойня в Новотатарской слободе Финал — 31 августа 1978 года на южной окраине Казани «Тяп-Ляп» устроил настоящие массовые беспорядки с применением огнестрельного оружия. Впервые эти события описал в своей статье в 1988 году спецкор «Огонька», но Гараев процитировал в своей книге уже само обвинительное заключение пусть оно и будет длинным : «Во исполнение преступного плана банды Хантимиров, Масленцев и Музафаров в течении 29 — 31 августа 1978 г. Сюда же явились вооружённые обрезами Хантимиров и Масленцев, и все трое организаторов нападения стали встречать прибывавших небольшими группами в целях конспирации членов банды, направляя их к месту посадки в автомашину.
Меховщиков банда с близкого расстояния обстреляла микроавтобус, общеопасным способом покушаясь на жизнь шофёра Спиридонова и пассажиров микроавтобуса Григорьевой, Савиной, Халиуллина. Проследовав по ул. Здесь у д.
Якуба банда с расстояния 25—30 метров открыла огонь из всего имеющегося оружия обрезы, пистолет «парабеллум» по прибывшим на микроавтобусе Спиридонова работникам милиции, Шакирову, Козлову, Исламову и помогавшему им при преследовании бандитов Замалиеву. Приняв работников милиции и Замалиева за преследующих банду жителей Новотатарской слободы, участники бандитского нападения общеопасным способом покушались на их жизнь. Ранив Шакирова — в голову лёгкие телесные повреждения с расстройством здоровья , Замалиева — в ногу лёгкие телесные повреждения без расстройства здоровья.
Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок. В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют.
Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого. Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений.
Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили.
Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше.
Вот только взрослые не оценили эту шутку. Сейчас полиция района проводит проверку всех участников этих съемок, организовывает профилактические беседы с родителями подростков. Пока на учет в инспекцию ПДН никого не поставят, но всех участников этих съемок возьмут «на карандаш», когда будут особенно тщательно следить за их публикациями и друзьями.
В результате чего Хантимирова приговорили к смертной казни и расстреляли в 1982 году. Антипова и Скрябина посадили на 15 лет. Однако в 1990-е они вернулись в Казань и вступили в другие ОПГ. Скрябина застрелили в 1994 году. Антипов уехал в Москву, оттуда в Подмосковье, где и живет до сих пор. В беседе с журналисткой Сашей Сулим он заявил, что группировки не было, а ее члены были просто друзьями. В ОПГ ушли и «тяпляповские» после ареста своих лидеров.
Бандиты из «Хади Такташ» жили по «воровским понятиям». Они промышляли криминалом, воровали полиэтиленовую крошку с «Оргсинтеза» и продавали ее. В 1990-е годы бандиты уже контролировали производство полиэтиленовой пленки. В 90-е годы они захватили свыше 40 небольших компаний Казани. Молодых «барыг» главари группировки принуждали скидываться на «общак». Однако не всем нравился такой расклад. В 1992 году «Хади Такташ» раскололась, лидера «молодых» членов Анвара Халиуллина застрелили.
В начале 1993 года в Москве в отместку убили лидера «старших» Рауфа Шарафутдинова. Это было классическое преступное сообщество с четкой иерархической структурой, боевыми подразделениями, разведкой и контрразведкой. Однако в 1999 году правоохранители поймали одного из «хадишевских» убийц, который сдал Раджу, и других.
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
Подростки в Татарстане сбиваются в банды после «Слова пацана»: запретят ли сериал? Свидетелями событий, показанных в нашумевшем сериале «Слово пацана», стали тысячи жителей Казани. В версии «Татарстан-24» там звучит «Седая ночь» «Ласкового мая», в репосте Mash Iptash — «Пыяла» «Аигел», обе песни звучат в «Слове пацана».
Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Чем цепляет сериал "Слово пацана" и как всё было на самом деле | Гараев рассказал, что для книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 – 2010-х» взял интервью у первого лидера группировки «Тяп-Ляп» и бывшего киллера «Жилки». |
«Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР | Сериал «Слово пацана» режиссера Жоры Крыжовникова и сценариста Андрея Золотарева покорил многих российских зрителей. |
Прокуратура Татарстана проверит книгу про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» | Новый сериал "Слово пацана", в котором рассказывается история подростка, попавшего в одну из казанских банд в 1980-х годах, буквально изумил не только российского зрителя, но и граждан из стран СНГ. |
История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана» | На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автора Роберт Гараев. |
В Татарстане подростки образовали ОПГ
Кровь на асфальте». Фото: Wink Татарские школьники создали игру по мотивам сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», об этом пишет местное издание «Татарстан-24». Она взволновала местных жителей и полицию, а омбудсмен требует запретить шоу. Сериал «Слово пацана» Жоры Крыжовникова основан на одноименной книге Роберта Гараева о татарстанских бандах конца 1980-х годов и рассказывает историю подростков, которые прибились к бандам. В соцсетях у сериала необыкновенный успех: в тиктоке у одноименного хештега больше 2,3 млрд просмотров, а звучащая в шоу песня «Аигел» «Пыяла» сейчас занимает верхнюю строчку как в чарте «ВКонтакте», так и в глобальном топе Shazam.
В городе Сарманово подростки завели сеть телеграм-каналов, названных в честь татарстанских группировок. В них ребята назначают сходки и постят ролики с «забивами» — столкновениями стенку на стенку за контроль над районом.
Писатель Роберт Гараев Восприятие и значение[ править править код ] Книга легла в основу художественного сериала « Слово пацана. Кровь на асфальте », вышедшего на экраны в конце 2023 года. В России этот сериал обрёл большую популярность [2] , в рейтинге «Индекс Кинопоиск Pro» по уровню интереса зрителей обогнал « Игру в кальмара » [3] , благодаря чему книга стала одной из самых продаваемых в жанре нон-фикшн.
Представители «Хади Такташ» у себя объявляли времена сходок и места встреч. Также у них были опубликованы несколько карт, где они делили район между собой.
Персонаж яркий и влиятельный. Владимир Хапалин не дожил до крушения СССР и был застрелен неизвестными 28 сентября 1990 года в собственном гараже. Он получил ранение в руку и два смертельных ранения в грудь и в голову. На похороны Хапалина собрались представители всего криминального мира города. Преступление не было раскрыто. Владимиру Хапалину было 35 лет. Игорь Чикунов или Чикун — один из наиболее известных в Саратове представителей криминала. Хотя он и попадал под уголовные дела и даже сидел в СИЗО по обвинению в вымогательстве, судимостей у Чикуна не было, что, кстати, давало повод старым браткам говорить, что Чикунов обладает авторитетом в городе безосновательно. Тем не менее, Игорь Чикунов был очень влиятельным в городе человеком, покрывал крупный бизнес и о его богатстве ходили легенды. Особую известность в медиа Чикунов получил из-за «бойни в "Грозе"» 20 ноября 1995 года. В офисе малого предприятия «Гроза», находившегося у подножия Алтынной горы в Заводском районе Саратова, несколько киллеров расстреляли находившихся в помещении людей в упор из пистолетов ТТ, убили 11 человек, в том числе и самого Чикуна. Выжили трое, в том числе Александр Тормозов, известный в криминальных кругах как Тормоз, их завалило трупами. Игорю Чикунову было 29, о нем мы делали отдельный материал. Вечером в 18:45 они вместе с водителем поднимались по лестнице, когда раздался взрыв.