Новости гагаузы что за нация где живут

ГАГАУЗЫ (самоназвание – gagauzlar), тюркоязычный народ в северо-западном Причерноморье. Живут в основном в исторической области Буджак на юге Молдавии (автономно-территориальное образование Гагаузия – Гагауз-Ери). последние известия. Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек).

Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева

Как военное, так и невоенное, на территории Румынии или за ее пределами будет проходить по рекомендации президента и с одобрения Высшего совета национальной обороны», — говорится в документе. И это не смотря на то, что ещё в июне Клаус Йоханнис исключал возможность подобного вмешательства в ту же Молдову, теперь румыны развязывают себе руки при принятии решений о военных интервенциях. Лет 10 назад на западе придумали «хайли-лайкли», чтобы оправдывать незаконные односторонние действия и ограничения, теперь у всех на устах новая универсальная фишка — можно точно также безнаказанно нести любую «пургу» и, что самое страшное, развязывать политический террор. Но почему именно Молдова?

Они всегда шли туда, куда смотрел их нос и не сворачивали с пути. Гагаузы православные, но вплоть до ХIХ сохраняли множество элементов язычества. Их численность оценивается в 250 тысяч человек, больше половины из которых проживает в Молдавии.

Общины гагаузов есть в Турции, Греции, Румынии, Болгарии. Как и чеченцы, гагаузы не платили дань в общак и держались обособлено от остального криминального мира. Не подчинялись они и «ворам в законе», которые предпочитали не связываться с «горячими» гагаузами.

Они и сегодня отличаются дерзостью, а среди полицейских Одесской области сначала полушутливый термин «Гага Ностра» вызывает все меньше улыбок. Основной заработок этнических группировок — воровство со складов в России, Украине, Румынии и Болгарии. При этом как налетчики славятся гагаузы из сел запада Одесской области, где сформировался свой аналог Сицилии.

Промышляют они и кражами банкоматов, воровством товара на оптовых рынках, складах агрофирм, вооруженными налетами и похищениями ради выкупа.

Сейчас медиа пространство Молдовы стало ареной развертывания информационной борьбы. При просмотре новостей с ее территории может создаться впечатление, будто все православные христиане Молдовы категорически против дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии. Однако это далеко не так. Эти претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания. Массовые протесты христианских священнослужителей больше похожи на пиар. А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе, а в разгар кампании по недавно прошедшим местным выборам, заставляет думать о политической подоплеке «крестового похода». Вероятно, также, что молдавская Церковь обеспокоенная уменьшением количества своих прихожан, вызванное повальным выездом на длительный период времени на работу в Европу, Россию и Турцию, пытается таким образом сохранить оставшуюся часть своей паствы, ограждая ее умы от «захвата» другими конфессиями.

Причем аргументами на проводимых митингах протеста по всей Молдове «борцы за веру» не гнушались. Одним из аргументов в развернувшейся вокруг вопроса полемике является воззвание к исторической памяти народа и ссылки на молдавско-турецкие войны, которые имели место быть. Аргумент довольно странный, если учитывать, что Молдова с Турцией в наше время строят довольно тесные партнерские отношения и намерены в дальнейшем их развивать. Тем более не могут и не должны отвечать за конфликты с государством, к правопреемнику которого у официального Кишинева никаких претензий не имеется, молдавские мусульмане. Турция - не единственная страна, с которой молдаване в свое время воевали. Однако, как отмечают сами же использующие анти-турецкие аргументы участники обсуждения, за практически 300 лет османского правления в Молдове не было построено ни одной мечети. Приводящие этот аргумент люди видят это в свете того, что строительство мечетей остановили их предки и взывают именно к их исторической памяти, не желая видеть очевидного: завоеватель, могущественная империя, у которой хватило военного ресурса подчинить себе молдавские земли, при желании могла бы без труда найти военный ресурс и на принудительную исламизацию этих земель. Но этого сделано не было, несмотря на наличие возможности и подчиненный статус Молдовы.

Более того, Штефан чел Маре Великий , фактически впервые консолидировавший молдаван как нацию и немало воевавший с турками, предвидел, что в будущем Молдова может потерять свою самостоятельность.

Особо она выделила проблемы плохой воды, отсутствия канализации, плохой инфраструктуры, которые просили решить избиратели. Однако гораздо интереснее международная политика, которую планирует проводить Гуцул. Мы хотим дальше дружить с Российской Федерацией, дружить с другими странами. Мы не хотим никаких конфликтов", - заявила она.

Но когда другие говорят, что мы восстановим дружеские отношения с Россией, пока они говорят о будущем, мы уже это делаем", - добавила Гуцул. Среди первоочередных ее планов - открытие представительства региона в Москве, разблокирование экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию запрет был введен в 2022 году из-за нарушения карантинных требований.

Гагаузскую автономию пытаются отменить

А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением. В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа. Сегодня большая часть гагаузов живёт в Молдове, там, где когда-то начинали строить свою независимость их предки.

Гагаузы - кто это? История, описание, фото

Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ. последние известия. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Их целью стал компактный район, где жили гагаузы. Гагаузы – тюркский народ, традиционно исповедующий православие.

Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама

Лейчу представил гагаузским депутатам декларацию для международных организаций с призывом «защитить Гагаузскую автономию и гагаузский народ от центральных властей страны». За декларацию проголосовало большинство депутатов Народного собрания. Между тем предложения гагаузов не были учтены и при принятии нового Избирательного кодекса РМ. Депутат Сергей Чимпоеш ранее рассказал «НГ», что в законе о правовом статусе Гагаузии прописано участие гагаузов в парламенте РМ на основе квот, однако автономия так и не представлена в парламенте республики. Те депутаты-гагаузы, которые в нем присутствуют, прошли в Законодательное собрание РМ по партийным спискам. Народное собрание Гагаузии обратилось к парламенту РМ с просьбой принять соответствующий закон и обеспечить в нем представительство автономии.

Вопрос обсуждала межпарламентская группа, в которой участвовали представители Народного собрания Гагаузии и парламента РМ. Но, по словам главы гагаузской делегации в межпарламентской группе Сергея Чимпоеша, молдавская сторона не стала рассматривать данный вопрос. Во вторник гагаузские депутаты предприняли очередную попытку договориться с молдавским парламентом. Следует отметить, что отношения Кишинева и Комрата столицы Гагаузии никогда не были безоблачными, но после выборов башкана главы Гагаузии весной текущего года они серьезно обострились. Дело в том, что гагаузы избрали башканом Евгению Гуцул, она пошла на выборы как представитель партии «Шор», лидер которой Илан Шор находится в оппозиции действующим властям Молдавии.

Более того, в Кишиневе считают его партию пророссийской, а его самого — причастным к выводу из молдавских банков 1 млрд долл.

Единый реестр иностранных агентов: «Евразийская антимонопольная ассоциация»; Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»; Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона»; Автономная некоммерческая научноисследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»; Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»; Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»; Калининградская региональная общественная организация «Экозащита! Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д.

Атмосфера спокойная и своеобразная, вот ребята решили заняться в выходной чем-то полезным и починить телегу, а на окраине села среди степи разлилось небольшое зеленое озеро в форме сердца - любимое место каждой второй бешалминской утки и каждого третьего гуся. Гагаузская долина мельниц Здесь же на холме можно увидеть рабочую мельницу. В середине 20 века только в одной Бешалме их было около 60 штук. Сейчас осталось только 2, использовать их по назначению уже давно не выгодно, но как памятник и место для селфи оставили. Внутри огромные механизмы, а снаружи пострадавшие от последнего урагана лопасти. Избушку кстати можно развернуть к ветру передом, для чего тут есть специальное колесо. Не просто переселенцы Центр маленькой Бешалмы выглядит как небольшой городок, с фонтанами, памятниками и храмом. Здесь в музее будем погружаться в историю Гагаузии, тем более, гостей тут встречают с виноградом. В здании несколько залов и каждый отвечает за определенную эпоху. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. Если бы не он, мы бы не знали как жили наши предки 100 лет назад», - рассказывает гид по музею Кеся Мария Ивановна. Гагаузы в Бразилии Отдельный стенд в музее посвящен массовой эмиграции из Гагаузии в Бразилию в начале 20 века, когда эти края были частью Румынии вместе с остальной Бессарабией.

Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости. В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар. В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам. Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью.

"Будем дружить с Россией". Новой главой Гагаузии стала Евгения Гуцул

Тысячи гагаузов тогда бросили родные края, часть из них вернулась, а остальные надолго потеряли контакт с родиной, пока в последнее время он не начал налаживаться. Уехать можно было только всей семьей и даже на паспорт фотографировали сразу всех её членов. Кто в доме хозяин? Многое в музее говорит об особенностях гагаузской семьи, где роли мужчины и женщины разделены сильнее чем в других народах. Ей так было удобнее», - с улыбкой продолжает гид.

Для того, чтобы большую гагаузскую семью было проще представить, здесь есть и макет типичного двора, где на самом почетном месте сидит старший. За жизнь он должен успеть построить дома всем своим сыновьям, кроме младшего, который остается с ним в доме. Не менее драматическая история у другого экспоната — сильно изношенной пары ботинок. Спустя годы он принес их в наш музей как самое дорогое, что есть у него в жизни», - рассказывает сотрудница музея.

Послевоенные годы тоже были для гагаузов тяжелыми, как и для других народов Союза. Из-за голода гибли целые семьи и из 5000 осталось только 2200», - говорит на видео гид. Тем не менее, советское время здесь вспоминают с позитивом - графики роста экономики и герои труда, которыми наравне с мужчинами становились и женщины - трактористки и шахтерки.

Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г.

Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом. Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии. Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно.

XX век: Январь 1906 г.

Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. Степень влияния согласного у йот и аффрикаты с дже на предшествующие широкие гласные а и е. В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у йот и аффрикатой с дже сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо Ср.

Выпадение согласного h в начале слова. Согласный h, звучащий в гагаузском языке как легкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков. В советский период развивалась и гагаузская культура.

Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» След легенд, 1974 , «Узун керван» Длинный караван, 1985 , «Жанавар йортулары» Праздники волка, 1990 и многие другие. До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики. Одежда Гагаузы в национальной одежде В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок чемьберь поверх тонкого белого платка мода.

Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. Да и вряд ли гагаузские депутаты делали своё обращение с этой целью. Но далеко не первый звоночек Кишинёву от гагаузов снова прозвучал. И прозвенел он не только с целью прекратить ущемление русского языка, но и предупредить власти, если те сдадут свою страну Румынии, о последствиях.

Гагаузы были обмануты, не получив никакой автономии. Более того, единая Гагаузия была раздроблена. Часть регионов были изъяты и присоединены к другим территориальным единицам Молдавии. Но в 2014 году на фоне событий в Крыму и Донбассе гагаузы провели референдум, главным вопросом которого было право отделиться от Молдавии в случае, если Кишинёв интегрируется в Румынию.

Кишинёв не признал этот референдум, но он достаточно чётко обозначает настроение властей и элит Гагаузии. То есть, если нынешнее Правительство Молдавии, которое абсолютно прорумынское, решит сдать суверенитет Бухаресту, то Гагаузия объявит отделение. Молдавия, конечно, попытается этому препятствовать. Что будет дальше, это уже вопрос дискуссионный, — пояснил политолог Дмитрий Родионов.

В перспективе вопрос сепарации Гагаузии может возникнуть и в случае евроинтеграции Молдавии. Жители и элиты автономии — традиционно против включения республики в западные структуры. Эти процессы, к которым ведёт нынешнее абсолютно прозападное марионеточное руководство Молдавии, грозят стране как минимум дестабилизацией и внутренним политическим кризисом.

Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа

Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. Руководство страны делает абсурдные заявления о том, что экономические агенты Гагаузии не участвуют в формировании бюджета Молдовы. У гагаузов, как и всех народов, есть свои интересные праздники и обряды, но особой строкой исследователи выделяют их культ волка. Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека.

Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».

По одним данным гагаузы это отуреченные славяне, «принявшие» турецкий язык, но сохранившие православие. По другим — они молдаване. Сами же гагаузы относят себя к болгарам. Бывают случаи, когда в одной семье два родных брата считают себя представителями разных национальностей. Недавно в Моздокском районе было создано гагаузское национально-культурное общество «Кардыглык», куда вошли жители Моздока, а также сел Нижний Малгобек и Сухотское. Эти два села раньше находились в составе Кабардино-Балкарии, но затем были переданы Северной Осетии. При Сухотской средней школе создан музей гагаузской культуры. Местные жители буквально по крупицам собрали для него редкие экспонаты, которые свидетельствуют об истории и традициях гагаузского народа. К несчастью, фамилии свои они не сохранили, в документах их записывали по роду своей деятельности, так гагаузы стали Мельниковыми, Гончаровыми.

Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет лифт. Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс кушак , шляпа — летом, каракулевая меховая шапка калпак — зимой. У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины мешин мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины кюрк , иногда декорированная красной или зелёной строчкой. Национальная кухня В народной кухне оседлых гагаузов прослеживаются многие черты кочевого быта в особой обработке молока, хранении мяса, творога, брынзы в шкуре и т. Важное место в питании занимал хлеб. Популярны пироги, в том числе слоёные с брынзой кывырма , круто наперченные соусы манджя , холодцы пача. Традиционный гагаузский обряд курбан известный по описаниям середины XIX века , сочетавший приготовление пшеничной каши булгур с жертвенным бараном, а также сохранившийся культ волка позволяют просматривать этнокультурные связи гагаузов, с одной стороны, с балканским миром, а с другой — с кочевыми степными цивилизациями. Генетика и фенотип гагаузов Описания и высказывания о гагаузах В. Мошков 1895 г. Вообще это очень способный, энергичный и трудолюбивый народ, который легко сам найдет себе новый заработок даже и в том случае, если, вследствие естественного прироста населения, обеднеет в земельном отношении».

Сегодня этот город является столицей Автономно-территориального объединения Гагаузия в составе Молдавии. Тогда решительное восстание центральные власти подавили за 5 суток. После большевистской революции Бессарабия объединилась с Румынией, и гагаузы замкнулись по своим селениям. Встал вопрос о национальных правах отдельного этноса в составе Молдовы, введено преподавание гагаузского языка. В период расцвета Советского Союза гагаузы активничали в управлении на местах, смело напоминая о собственной идентичности. Гагаузов во властных структурах допускалось очень мало на фоне молдавских представителей. Подобные притеснения и обострили внутренний конфликт 80-90х. Формировались национальные общественные движения, вспыхивали митинги, съезды гагаузских депутатов. Особенно важным стало собрание в ноябре 1989 года, когда гагаузы объявили о создании в рамках Молдовы автономии. Но Кишинев не одобрил сепаратистские амбиции, не среагировала и Москва. Важной вехой тогда стало экспертное заключение о народной самостоятельности гагаузов при достаточной численности и хозяйственной рентабельности. В южной Молдавии, где компактно проживали гагаузы, начались смелые протесты. Народ вслух заговорил о создании отдельного государства. Для укрощения сепаратистов в октябре 1990-го в сегодняшнюю Гагаузию выдвинулись молдавские националисты-добровольцы. Когда до жителей гагаузских сел дошли слухи о приближающейся угрозе, они решительно вооружились топорами, молотками, палками и арматурой, готовясь к уличным боям.

Он был пример во многом! Писать буду со слов своего папы, потому что дедушка не любил говорить о прошлой жизни, единственное он всегда с теплотой вспоминал о Комрате, откуда был родом. Самые страшные воспоминания его о Румынской армии, где очень жестоко обращались с солдатами.

Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России

Примечательно, что «ороз» хороз - петух и сейчас традиционно украшает ворота и крыши домов в Добрудже и Буджаке, и является фигуральным мотивом, вышиваемым гагаузскими женщинами на тканях и домотканых коврах, а также присутствует и в гагаузских традиционных ритуалах». Похожими пересечениями, бытовыми, религиозными и культурными «перекличками» полна история православных турок — гагаузов. На данный момент в России гагаузов насчитывается более 15 тысяч. Долгое время основная масса их проживала в Кабардино-Балкарии, сейчас центром сосредоточения диаспоры называют Тюменскую область.

О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез. Гораздо больше, чем о происхождении других народов. Кто-то считает предками гагаузов огузов, печенегов, куманов, живших в степях Монголии и Центральной Азии.

Другие уверены, что сегодняшние гагаузы потомки турок-сельджуков. Третьи считают их отуреченными болгарами. Четвертые — продолжателями волжских булгар.

Пятые убеждены, что гагаузы автохтонное население Балкан, заимствовавшее тюркский язык у неизвестного кочевого племени, ассимилировавшего их. Затем они выделились в силу принятия христианства. А есть еще шестая версия, седьмая и … двадцатая.

Если придерживаться версии про турок-сельджуков, тогда предки гагаузов появились на севере Балканского полуострова в 13 веке. Если булгарской версии — то еще в 7 веке. Исследования показывают, что генетически гагаузы очень неоднородны: «В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские ».

Негенетические исследования подтверждают участие в формировании этого этноса кыпчаков, печенегов, половцев, огузов, булгар-тюрок и схожесть с формированием этносов ногайцев, крымских татар, чуваш, волжских татар, башкир. Внешне гагаузы больше всего похожи на молдаван, южных украинцев, болгар, сербов, македонцев, но достаточно часто встречаются татарские и турецкие лица.

В Гагаузии есть собственный герб, флаг и гимн.

Кроме того, в Гагаузии есть глава, который избирается на свои полномочия раз в четыре года и входит в состав молдавского правительстве. Стоит отметить, что сегодня гагаузский язык считается одним из самых редких на планете. При этом турки, когда слышат бытовую речь гагаузов, спокойно могут посчитать их соотечественниками, так как фонетика, лексика и грамматика очень похожи.

При просмотре новостей с ее территории может создаться впечатление, будто все православные христиане Молдовы категорически против дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии. Однако это далеко не так. Эти претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания. Массовые протесты христианских священнослужителей больше похожи на пиар.

А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе, а в разгар кампании по недавно прошедшим местным выборам, заставляет думать о политической подоплеке «крестового похода». Вероятно, также, что молдавская Церковь обеспокоенная уменьшением количества своих прихожан, вызванное повальным выездом на длительный период времени на работу в Европу, Россию и Турцию, пытается таким образом сохранить оставшуюся часть своей паствы, ограждая ее умы от «захвата» другими конфессиями. Причем аргументами на проводимых митингах протеста по всей Молдове «борцы за веру» не гнушались. Одним из аргументов в развернувшейся вокруг вопроса полемике является воззвание к исторической памяти народа и ссылки на молдавско-турецкие войны, которые имели место быть.

Аргумент довольно странный, если учитывать, что Молдова с Турцией в наше время строят довольно тесные партнерские отношения и намерены в дальнейшем их развивать. Тем более не могут и не должны отвечать за конфликты с государством, к правопреемнику которого у официального Кишинева никаких претензий не имеется, молдавские мусульмане. Турция - не единственная страна, с которой молдаване в свое время воевали. Однако, как отмечают сами же использующие анти-турецкие аргументы участники обсуждения, за практически 300 лет османского правления в Молдове не было построено ни одной мечети.

Приводящие этот аргумент люди видят это в свете того, что строительство мечетей остановили их предки и взывают именно к их исторической памяти, не желая видеть очевидного: завоеватель, могущественная империя, у которой хватило военного ресурса подчинить себе молдавские земли, при желании могла бы без труда найти военный ресурс и на принудительную исламизацию этих земель. Но этого сделано не было, несмотря на наличие возможности и подчиненный статус Молдовы. Более того, Штефан чел Маре Великий , фактически впервые консолидировавший молдаван как нацию и немало воевавший с турками, предвидел, что в будущем Молдова может потерять свою самостоятельность. Они, если приходят на какую-либо землю - никогда не уйдут с нее, и под любым предлогом заставят вас отказаться от своей веры, и они будут требовать говорить на их языке, и это будет двойным гнетом.

Об этом заявила глава региона Евгения Гуцул. Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила в среду в своем Telegram-канале, что уголовное дело против нее сфабриковано по указанию президента Молдавии Майи Санду из-за критики разрушительных действий властей республики. Гагаузия видит будущее Молдовы в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов и уважения, заявила глава автономии Евгения Гуцул. Гагаузия видит будущее Молдавии в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов, взаимопонимания, уважения и поддержки, заявила в среду глава молдавской автономии Евгения Гуцул.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий