Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Наша паства в Туркменистане обретает чувство причастности к единому православному миру [Интервью]. Архиепископ Феофилакт вручил медали «За труды на благо Пятигорской епархии» III степени секретарю Архиерейского Совета Ставропольской митрополии протоиерею Иоанну Моздору, секретарю Георгиевского епархиального управления протоиерею Анатолию Маршалкину.
Встреча с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом
Рядом с ней не нашлось достаточно образованного православного человека, чтобы адекватно ответить на её вопросы. В то же время агрессивный прозелитизм в отношении славянского населения вызывает тревогу. Пренебрегая православной культурой, как основой фундамента нашего общего кавказского дома, мы рискуем потерять и всё многоцветие наших уникальных культур, допустив перекраску общества в радикальные черно-белые тона», - отметил Владыка. В следующем году запланирован курс лекций для духовенства и активных мирян с привлечением религиоведов, посвященный теме открытых дискуссий с инославными по чувствительным вопросам. О воинах Отмечая изменения в обществе, которые происходят в связи со специальной военной операцией, архиепископ Феофилакт благословил особое внимание уделять воинам, которые нуждаются в пастырской заботе после возвращения с СВО.
Быть готовыми помочь, поддержать, утешить наших героев, вернуть их к мирной и счастливой жизни», - сказал Архипастырь. По итогам обсуждения доклада и ответов на вопросы собрание приняло решение организовать обучение по реабилитации и социализации вернувшихся участников боевых действий.
И в тылу, и на фронте, и в госпитале» Из разных российских обителей насельники в священном сане ездят сегодня в зону специальной военной операции на Украине, беседуют с бойцами как на линии боевого соприкосновения, так и в госпиталях, исповедуют их и причащают. Некрещеных, желающих стать православными христианами, крестят.
В 2003 году для продолжения духовного образования он поступил на заочное отделение Московской духовной академии окончил в 2007 году. В апреле 2004 года назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в городе Изобильном.
С декабря 2004 года нёс послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского. Светозарского защитил дипломную работу «Духовные учебные заведения в Северной Осетии» [5]. Решением Священного синода от 16 марта 2012 года утверждён в должности настоятеля священноархимандрита Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря города Лермонтова Ставропольского края [10].
Просмотров: 855 Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт наградил победителей епархиального конкурса «Фотолетопись Благословенного Кавказа» В этом году 20 авторов представили на суд жюри 90 работ, 53 из которых отобрано для участия в выставке.
Награждение состоялось в Спасском кафедральном соборе Пятигорска. Три лауреата - Лариса Антышева, Варвара Мовчанова и Виктория Ендовицкая - получили из рук архиепископа Феофилакта дипломы и сертификаты на паломничество к святыням Санкт-Петербурга.
Архиепископ Феофилакт молитвенно почтил пророка Илию
13 февраля 2022 года, на Седлогорском кладбище Кисловодска, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении духовенства Кисловодского церковного округа. С 11 по 18 октября по благословению Святейшего Патриарха Кирилла временный управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт посетил православные приходы. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт наградил победителей епархиального конкурса «Фотолетопись Благословенного Кавказа». Архиепи́скоп Феофила́кт — архиерей Русской православной церкви, архиепископ Пятигорский и Черкесский, управляющий приходами Патриаршего благочиния. Накануне, в День семьи, любви и верности и в День памяти благоверных Петра и Февроньи, республику посетил Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Что такое Майкопская и Адыгейская епархия? В канун воскресного дня архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, ВРИО Управляющего Бакинской и Азербайджанской епархией, совершил всенощное бдение в столичном храме Архангела Михаила.
Новости по теме
- В престольный праздник храма Литургию возглавит Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
- Новости Татарстанской митрополии
- Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт — Нам нужно слышать ближних
- Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил рабочую поездку в Патриаршее благочиние в Туркменистане
Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил рабочую поездку в Патриаршее благочиние в Туркменистане
Ранее Владимир Путин наградил ставропольского священника. Настоятель Михайловского храма Новоалександровска и еще в начале СВО попросил направить его на передовую для окормления и духовной поддержки воинов. Вячеслав Бочаров служил молебны, причащал бойцов и даже проводил крещение в водах Днепра в теплое время года.
Особую обеспокоенность вызывает предупреждение о «народном контроле из добровольцев». Из кого он будет состоять? Что он будет делать? Не пускать людей? Сейчас главное донести до людей, особенно до молодежи, как карачаевской, так и осетинской, как мусульманской, так и христианской, что влиятельные силы хотят заполучить финансовые потоки и сделать их разменной монетой в этой игре», — предположил религиовед. В данном случае целесообразно перевести храмы в федеральную собственность. Однако ни КЧР, ни епархия не обладают достаточными средствами для полноценной реставрации храмов — такие огромные деньги есть только в федеральном бюджете. Поэтому РПЦ передавать храмы не стоит.
Есть смысл сделать их федеральной собственностью, чтобы провести максимальное исследование экспертами с последующей реставрацией. Да и местные элиты тогда потеряют к храмам интерес и прекратят разогревать ситуацию», — поделился мнением собеседник. Разрешения и запреты логичны лишь при наличии заключения экспертизы. Именно для этого и необходимо экспертное исследование, которое поможет выработать правила: что можно делать в храмах, а что нельзя. После реставрации, скорее всего, из помещений уберут все современные иконы, как не соответствующие историческому облику и ликвидируют новострои рядом, чтобы не портить архитектурный ансамбль. Храмы должны стоять в аутентичном виде. Однако это не причина для запрета служб — в Европе, например, по церковным праздникам в некоторые старинные церкви вносят все необходимое, проводят службу, после чего убирают за собой. Напомню, что собор Василия Блаженного на Красной площади является филиалом Государственного исторического музея, но в нем проходят службы», — подчеркнул эксперт. Материалы по теме.
Раннюю Литургию, которая началась сразу после полуночи и была совершена на престоле под сенью, установленном перед входом в Собор, возглавили архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон. Архиереям сослужило духовенство Пятигорской епархии во главе с руководителем Административного секретариата иереем Илией Яковенко. По окончании богослужения архиепископ Феофилакт и епископ Гедеон, обратившись к духовенству и мирянам, произнесли проповеди.
Урок в Православной Свято-Никольской гимназии Кисловодска Когда я слышу от чеченцев упреки — дескать, мы были изгнаны, лишены своего дома, я ведь могу в ответ сказать, что меня эта война тоже лишила и дома, и друзей, и я имел статус вынужденного переселенца и знаю, что такое оказаться в чужом городе, среди незнакомых людей. Но, с другой стороны, это и помогло мне. Помогло узнать, что такое сострадание, что такое любовь. Я не скажу теперь, что, лишившись дома, я остался без дома. Очень многие люди помогали тогда нам, когда мы бежали из Грозного, помогали с радостью и без всяких обязательств, даже без наших просьб: первыми спрашивали, чем можно помочь, что нам нужно сейчас в первую очередь, может быть, нам переночевать негде или еще что-то. И я знаю и говорю своим друзьям-чеченцам, когда мы общаемся, что так же относились и к ним тогда, в годы гонений, когда они были оторваны от своей родной земли; что им оказывали поддержку и русские, и люди других национальностей. Так ведь всегда бывает. И поэтому наш военный опыт — он не только о том, насколько страшной может быть жизнь, но и о том, насколько сильной может быть любовь. В Иверском храме Пятигорского епархиального дома — Вы пришли в Церковь подростком и остались в Церкви, как Вы говорили в своих интервью, благодаря священнику Петру Нецветаеву. Исходя из личного опыта, из опыта Вашего церковного отрочества — что бы Вы сказали сегодня родителям, дети которых, достигая подросткового возраста, теряют всякий интерес к Церкви и уходят из нее, не оглядываясь? Что бы Вы им посоветовали? А что бы Вы сказали этим детям, вступившим в возраст подросткового бунта и готовым уйти из храма, как им представляется, навсегда? Очень хорошо, когда у юного человека есть друг, который ведет его ко Христу не через поучения, а через свой личный опыт, через свою жизнь, умение прощать, любить, то есть через личный пример. Такой человек не только говорит подростку, что надо делать и как надо жить; он, может быть, совсем мало говорит, просто поступает, как надо. Я благодарю Бога за то, что в моей жизни всегда присутствовали именно такие люди: они очень мало учили меня словами, зато дали мне много примеров христианского поведения в самых разных жизненных обстоятельствах, в разных ситуациях. Эти люди всегда первыми делали шаг навстречу, первыми спрашивали: «А что у тебя случилось, а давай-ка разберемся в этом…» Эти люди не учили вере, они просто ее показывали. А ведь вера — это всегда дар, который особенно глубоко проникает в нашу душу, когда наша совесть вспахана настоящими, глубокими поступками других людей. Может быть, повседневными, незаметными, но очень искренними поступками. Что посоветовать родителям, дети которых начинают остывать к вере и Церкви? Мне кажется, что в таких случаях необходимо в первую очередь посмотреть на свою собственную жизнь и, конечно же, поискать причину не во внешних обстоятельствах, а в самом себе. Самое печальное и самое, наверное, горькое — то, что мы практически теряем желание и отвечать на вопросы, и задавать вопросы, и слушать на них ответы. Общение ведь заключается не в том, что мы просто рассказываем другому человеку о прожитом дне: что я видел, с кем встретился. Оно заключается еще в интересе к нему. Общаться — означает не только говорить о себе, но и интересоваться другим человеком. Когда у родителей нет интереса к тому, чем живет сейчас их ребенок, тогда и наступает у него охлаждение к тому, чем живут его родители. Ведь для ребенка общение с Богом, само понятие Небесного Отца, Создателя, Творца — это всегда продолжение опыта общения с родителями, это начинается с понятия о земном отце, о земной маме, с их примера — примера любви, строгости, прощения. Родители должны не только учить ребенка вере, они должны примером своим ее показывать, оставаясь, прежде всего, хорошим отцом или матерью. А что посоветовать ребятам… Вот, опять вернусь к этой больной проблеме: не бояться задавать вопросы. И не только родителям, но и священнику. Просто подойти и сказать: «Батюшка, у меня есть очень важный вопрос, мне бы хотелось его задать Вам, я хочу услышать Ваш ответ, мне это очень нужно». И не только священникам можно вопросы задавать, но и людям, которые находятся в храме, которые, возможно, помогают священнику, своим ровесникам, людям, близким по возрасту, или, наоборот, пожилым — всем можно вопросы задавать. Не бояться, потому что незаданные вопросы — это нередко неправильные решения. Это ведь как в лечении — всегда надо о своей болезни спросить у нескольких врачей. А ребятам, наверное, другой пример ближе: когда ты узнаешь, что появилась какая-то новая компьютерная программа, ты, прежде чем ее скачивать, спрашиваешь, наверное, у друзей: что нового она дает, стоит ею пользоваться или не стоит? Вот то же самое и в духовной жизни, и здесь в особенности это так: не нужно бояться задавать вопросы, чтоб быть готовым ко всему, чтоб знать, какие камни преткновения нам могут встретиться. Я думаю, это поможет принимать правильные решения. Храм святителя Тихона, Патриарха Московского, в селе Курджиново Карачаево-Черкесия ; воспитанники казачьих классов местной школы — Вопрос, связанный с Вашим ответом на предыдущий. Согласны ли Вы с утверждением: «Если вера не растет, она умирает»? Мне кажется, что это проблема и тех подростков, о которых Вы сейчас говорили, и взрослых, чья вера в какой-то момент перестает расти, а значит, начинает умирать. Вы знаете, наверное, парадокс веры заключается в том, что она растет как вовнутрь нашего сердца, так и наружу. Поэтому апостол Иаков и говорит нам, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе Иак. Что это означает? Если нет дел, то есть того, что снаружи, то нет и корня — того, что внутри. Значит, вера не проросла в нашу совесть, не проросла в наше сердце, значит, она не питается там и потому не приносит никакого плода. Вера, несомненно, растет и изменяется вместе с нами. Хочу привести такое сравнение: думаю, люди, которые живут в горах, особенно хорошо поймут, о чем я говорю. Вот ты идешь по знакомой горной тропе. С одной стороны, ты знаешь эту тропу, знаешь, куда она ведет, где на ней самые опасные места. Но, кроме этого, ты знаешь одну особенность всех горных троп: она в эту ночь могла измениться. Например, ее могло засыпать камнями. Поэтому каждый раз, когда ты идешь даже по изведанному пути, ты идешь не с закрытыми глазами, широко шагая, а очень аккуратно, внимательно. И при этом, когда ты не один, ты особенно внимательно смотришь вперед, чтобы успеть и самому остановиться, и остановить тех, кто идет за тобой. Это ежедневное испытание, это такая собранная жизнь: ты каждый день идешь по известному пути, но как будто в первый раз. И дорога веры — она именно такая: она, с одной стороны, давно тебе известна, с другой — она каждый раз новая: все, что угодно, могло на ней за ночь произойти. И значит, ты должен быть готов разобраться с этим завалом — обойти его или расчистить; должен быть готов отказаться от каких-то своих планов, заночевать там, где не планировал, не прийти к вечеру туда, куда стремился. Ты понимаешь, что в горах может быть всё, но это не останавливает тебя, наоборот, это помогает тебе каждый раз приобретать новый опыт, спасаться самому и спасать тех, кто идет с тобой рядом. Вот это и есть рост твоей веры. Как, какими судьбами Вы, будучи еще совсем молодым человеком, сказали, подобно Исаие: вот я, Господи, пошли меня? Что привело Вас к этому? Двадцать пять лет пытаюсь я стать монахом, надеюсь, что на двадцать шестом году у меня это получится.
Временным главой Бакинской епархии стал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Архиепископ Феофилакт совершил литургию в храме преподобного Серафима Саровского города Сумгаита. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов). Паломнический центр» Новости» Архиепископ Пятигорский Феофилакт совершил рабочую поездку в Патриаршее благочиние в Туркменистане. В 2021 и 2022 годах по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Феофилакт возглавлял престольные торжества храма.
Регистрация на сайте
Конгресс карачаевского народа обратился к патриарху Кириллу с просьбой сместить архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта (Курьянова). Экзамены у меня принимал нынешний ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, тогда – ректор Ставропольской духовной семинарии. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 8 февраля 2024 года № 108 архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт награжден орденом Почета, архиепископ Якутский и Ленский Роман — орденом Дружбы, сообщает новости прихода. Представляя собравшимся митрополита Григория, архиепископ Мовсес отметил: «Мы имели честь встретиться с владыкой в 2021 году, и помним теплоту той встречи, которую Вы нам оказали. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, временно управляющий Бакинской епархией, совершил очередной архипастырский визит в столицу Азербайджана.
{{commentsCount}}
- Похожие новости
- Покров - Мин.Воды - Архиепископ Феофилакт совершил литургию в храме хутора Красный Пахарь
- Меню раздела
- Актуальная аналитика
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Правящий архиерей
Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский
10 сентября 2023 года архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт навестил протоиерея Анатолия Роткина. Пасхальное послание архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта духовенству, монашествующим и мирянам Пятигорской и Черкесской епархии. ↑ Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт назначен временно управляющим Владикавказской епархией Архивировано 15 марта 2016 года. Николаю Кашурину была вручена Архиерейская грамота от главы Пятигорской и Черкесской епархии – «с благодарностью за труды и в ознаменование 10-летия Пятигорской епархии». Что такое Майкопская и Адыгейская епархия? В канун воскресного дня архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, ВРИО Управляющего Бакинской и Азербайджанской епархией, совершил всенощное бдение в столичном храме Архангела Михаила.
Свято-Троицкий монастырь в КБР посетил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Экспозицию выставки составили иконы, пребывающие в православных храмах города, а также находящиеся в частном пользовании. С приветственным словом к гостям обратился заместитель руководителя Русского дома в Баку Дмитрий Егоров. Руководитель отдела по взаимодействию с общественными организациями Бакинской епархии протоиерей Мефодий Эфендиев рассказал об особом месте иконы в православной традиции. С лекцией на тему зарождения и развития иконописи выступила художник и реставратор храма Архангела Михаила г. Баку Инна Баширова.
Как было отмечено, большое внимание епархией уделяется и такому направлению, как реабилитация детей с ограниченными возможностями.
Например, пояснил архиепископ Феофилакт, организованы и проводятся специальные занятия ипотерапией для детей с аутизмом: применяется подтвердившая свою результативность методика, которая помогает таким ребятам в социализации, развивает их, укрепляет здоровье. Говоря о видах и формах деятельности юридического сообщества, нотариата и Общественной палаты края, имеющемся опыте работы, Николай Кашурин выступил с предложением об оказании всяческого содействия, методической и юридической помощи епархии в подготовке документов для участия в конкурсах на получение грантов Президента Российской Федерации, субсидий и иных форм государственной поддержки некоммерческих организаций. Мы готовы это взять на себя во имя успешного воплощения социально значимых проектов епархии.
Феофилакт: — смеется Ну да, у меня уже такой налет часов, что можно перед некоторыми командирами самолетов и похвалиться.
Мацан: — А не тяжело вот так служить? Феофилакт: — Знаете, Константин, тяжело не знать, что делать, а тяжело, когда ты начинаешь полагаться на какие-то свои собственные силы или на то, что лишнее ты можешь сделать. А когда ты доверяешь промыслу Божию и тем людям, которые рядом с тобой, вот я уже говорил слова благодарности священникам, это слава Богу, есть те люди, на кого можно опереться. Да, сейчас эти полеты стали немножко усложнены и продолжительны в связи со всеми нынешними реалиями и обстоятельствами, но если есть такая возможность, я всегда с большой радостью этой возможностью пользуюсь.
Кстати, был тяжелый период, вот, наверное, отвечающий на вопрос, что такое тяжело лично для меня, был период пандемийных ограничений, когда я не мог посетить свою паству в Туркменистане, когда даже на территории здесь, в России, Северо-Кавказских республик, тоже были некие ограничения по передвижению, особенно в первый период у нас были зафиксированы большие, неконтролируемые так называемые вспышки и тогда вводился какой-то режим пропусков и всего прочего, вот это было очень тяжело, было намного тяжелее и было очень тяжело служить в полупустых храмах и, как я уже сказал, еще тяжелее не иметь возможности посетить свою паству по тем причинам, о которых я уже сказал. Сейчас не тяжело. Мацан: — Вы так, наверное, не случайно, отвечая на мой вопрос, сказали, что вот «тяжело не знать, что делать» и это снова во многом возвращает нас к началу нашего сегодняшнего разговора, мне кажется, что вот эта фраза «не знаю, что делать», она сегодня очень многих людей внутреннее состояние может описать. А как понять, чего от тебя здесь и сейчас хочет Бог?
Феофилакт: — Он хочет быть твоим отцом и твоим другом и Его желание нисколько никогда не меняется, даже тогда, когда меняются наши собственные желания, помните, из Священного Евангелия: «Не смерти грешников хочу, но если обратится, то дам ему жизнь вечную», вот Его хотение — дать жизнь вечную, и оно не меняется никогда, ни при каких обстоятельствах, повторюсь, даже тогда, когда что-то меняется во мне. Важен правильный источник ответа на этот вопрос, вот сегодня может каждый посмотреть на так называемое время, проведенное в телефоне, сейчас есть такая статистика, сколько ты там проводишь времени и провести аналогию, да, конечно, этого времени становится больше, мы по этому экрану бесконечно скроллингом занимаемся, смотрим то ленты новостей, то еще что-то, а вот Священное Евангелие, самый главный источник моего вдохновения, он оказывается чаще в моих собственных руках? А молитвослов? Чаще прикасаюсь я сейчас к чему, где я ищу ответы?
Если человек честно ответит себе на этот вопрос, он и поймет, из чего он сейчас начинает состоять в большей своей степени. И когда говорят: «не знаю, почему, но очень тревожно, очень неспокойно» — а ты вообще сегодня в руки-то Евангелие брал? Ты хотя бы Евангелие дня прочти, ты пользуешься телефоном, замечательно, но открой у себя в телефоне такую возможность, чтобы каждый день читать то Евангелию, которое читалось во всех храмах и хотя бы в течение дня вернись к этому тексту, к этому откровению несколько раз, а вечером вспомни, о чем ты читал утром, чтобы в твоем сознании такой красной нитью проходила не нить военных соприкосновений, а твоей собственной борьбы с тем своим ветхим Адамом, с ветхим человеком и это как раз и будет внушать не просто тебе надежду, а давать тебе шанс. Мацан: — Вы знаете, что еще интересно в этой связи, о чем я вас хотел спросить: ведь иногда даже люди верующие с церковным опытом, мне кажется, сегодня переживают такое состояние, вот высказали: не скроллить новости с полей, но ведь нам важно быть как-то в курсе, мы переживаем свою причастность, психолог бы сказал, что это такая потребность контролировать, хотя мы пытаемся проконтролировать то, что мы не в состоянии, мы не можем проконтролировать, что происходит за много километров, но на этом фоне кажется, что сказать себе, что я больше времени проведу с Евангелием или с молитвой — это как будто бы закрыться от ситуации, как будто бы постараться ее не замечать, что там, за окном бушует пламя, а я такой буду прекраснодушный, отвлекаться мыслями на другое.
И человек может так чувствовать, даже если внутренне понимает, что это не вполне правильно, но вот он так чувствует, что это какая-то беспечность, равнодушие, если я не буду следить и переживать, как же я могу не переживать, что я, отстранюсь от этого? Это невозможно. Что вы на это можете сказать? Феофилакт: — Очень просто: у соседа загорелась, не дай Бог, квартира, ты что, побежишь туда просто дуть на огонь?
Разве ты не наберешь воды в ведро первое попавшееся, разве ты не примешь какие-то меры, чтобы прийти с чем-то, а не с пустыми руками и посмотреть, ну как там, где это пламя сейчас? Тебе нужно вооружиться чем-то, тебе нужно прийти, в том числе к этой нужде, к этому горю, к этой просьбе, к этому крику с чем-то, ты можешь выйти под балкон, стоять и смотреть... Мацан: —... Феофилакт: — И очень переживать, что нередко происходит, включают мобильный телефон, чтобы еще и получить эксклюзивный контент.
Или ты быстренько побежишь на верхний этаж, какие-то веревки найдешь, какие-то средства, чтобы вызволить человека, в конце концов вызовешь спасателей, ты должен быть вооружен.
Копирование, распространение, иное использование опубликованных на сайте видеоматериалов без предварительного согласия правообладателя не допускается. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или лицом, которое главный редактор специально уполномочил. Не каждая позиция главного редактора является официальной позицией редакции.
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт удостоен высокой государственной награды
Феофилакт, Архиепископ Пятигорский и Черкесский. отметил Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. На малом входе архиепископ Феофилакт вручил награды духовенству ко дню Святой Пасхи Права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» удостоен протоиерей Сергий Дмитриенко.
Похожие новости
- Комментарии
- Похожие новости
- Благословенный Кавказ – Telegram
- Православие на Кавказе: глубокие корни
- За Христом по горной тропе