Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы.
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
Рембрандт Даная В живописи есть много популярных сюжетов, которые кочуют из одной эпохи в другую. Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его. Сюжетом, вдохновившим Рембрандта на создание произведения, является знаменитый древнегреческий миф о Данае — матери Персея, и его традиционный сюжет. "Даная" перенесла покушение вандала в 1985.
В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие
Даная Рембрандт Даная Рембрандт 1636—1647 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник.
ЗАГАДОЧНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАРТИНЫ РЕМБРАНДТА "ДАНАЯ"
- Картина Даная, Рембрандт, 1636
- Пять легендарных картин Рембрандта, которые можно увидеть в Эрмитаже
- Интересные факты
- "Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.: sergeyurich — LiveJournal
- Случаи вандализма в музеях. Хроника 1913-2009
- Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего
Картина «Даная» Рембрандта Ван Рейна
Вот-вот появится ее божественный возлюбленный. В образе Данаи Рембрандт запечатлел черты своей жены Саскии. После ее смерти они были изменены и дополнены чертами новой любимой женщины художника. Смеющегося ангелочка в изголовье кровати Рембрандт также переписал, теперь он плачет, очевидно, по усопшей.
О бюджете и демонстрациях протеста Когда Михаил Пиотровский начинал работать директором Эрмитажа, его американские друзья шутили, что он самый эффективный директор мира: огромный музей функционирует, а в Ассоциацию американских музеев его бы не приняли. Из-за бюджета — всего один миллион долларов сегодня, для сравнения, 75. И отдельная строка в бюджете, но все равно смета Эрмитажа в 10 раз меньше, чем в Метрополитен-музее, и в 5, чем в Лувре, притом, что в этом году 60 процентов средств музей заработал самостоятельно.
Во всех спорах с министерством по поводу доходов музея, Пиотровский всегда остается на стороне тех, для кого существуют социальные программы: треть посетителей Эрмитажа любуется экспонатами бесплатно. Поэтому он возражает против требований министерства повысить заработок, это приведет к повышению цен и ликвидации социальных программ. Директор Эрмитажа рассказал, что музей научился зарабатывать деньги, «выбивать» их из государства, общаться на эту тему с бизнесом, но невозможно согласиться с запретами привлекать в качестве спонсоров нефтяные, медицинские и другие компании. Например, в Британском музее каждую выставку сопровождают акции протеста против их спонсора «Бритиш петролеум», портящей окружающую среду. Пиотровский считает, что решать, у кого брать-не брать деньги, должен музей. А у нас юристы выдвигают такие сложные программы, что мы не можем беспрепятственно разместить логотип спонсора, словно хотим унизить того, кто дает деньги.
Даже красиво сказать «спасибо» не можем. В значительной мере мы сами куем свое счастье, важно сделать разумное законодательство». На вопрос корреспондента отдела культуры редакции «ГлагоL»МТ, как директор Эрмитажа однозначно отвечает на вопрос — «Даная» Рембрандта, которую облили кислотой, погибла или спасена, Пиотровский сказал: «Конечно, она не погибла, она ранена, как бывает ранена всякая картина, но она спасена. Что-то потеряла, что-то приобрела, ни одна из музейных работ не соответствует тому своему виду, когда была написана.
Харменс ван Рейн попытался накинуться на полотно с ножом, однако нож не прошел через толстый слой краски. Следующий акт вандализма случился с картиной в 1975 году. Учитель по имени Вильям де Рийк осуществил задумку своего «предшественника» и всё-таки ударил картину ножом. По словам учителя, его на этот поступок побудил слышимый им голос Господа. А в 1990 году «Ночной Дозор» постигла участь уже упомянутой «Данаи»: картину облили серной кислотой.
Миф подробно изложен в отдельной статье , но напомним его краткий сюжет. Краткий сюжет мифа о Данае, Персее и Медузе Горгоне Даная, дочь царя которому было предсказана погибель от рук внука. Что бы пророчество не сбылось, царь посадил красавицу дочку в подземную "золотую темницу", но очарованный красотой девушки громовержец Зевс, превратившись в золотой дождь, просочился в темницу и девушка родила от него сына Персея. Узнав об этом царь посадил дочь с внуком в бочку и бросил в море. Бочку прибило к чужому берегу где Персей вырос при дворе, а Даная стала объектом страсти местного царя. Желая избавиться от Персея он отправил его убить саму Медузу Горгону, но полу-бог справился с заданием и вернувшись с головой Горгоны превратил похотливого царя в камень. После этого они вернулись в царство отца Данаи где мирно жили пока однажды, во время спортивных игр, в голову царя случайно попал бронзовый диск запущенный мощной рукой Персея. Так предсказание исполнилось. Даная после этого добровольно вернулась в свою темницу где прожила всю оставшуюся жизнь молясь за отца, а Персей отправился на подвиги и стал известен на весь мир. Источник: ru.
Побеждая кислоту. Секреты картины Рембрандта «Даная»
Конечно же это был шедевр Рембрандта «Даная», написанный по мотивам мифов Древней Греции. Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. «Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным.
Картины Рембрандта в Эрмитаже
15 июня 1985 года житель Каунаса Бронюс Майгис, находясь в Эрмитаже, плеснул на картину Рембрандта «Даная» серной кислотой и порезал ее ножом. Три художника-реставратора под чутким руководством научной комиссии восстанавливали «Данаю» 12 лет. Конечно же это был шедевр Рембрандта «Даная», написанный по мотивам мифов Древней Греции.
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института и директор Института химии силикатов им. Гребенщикова академик Михаил Шульц. Его помощь в реставрации «Данаи» ценна тем, что он был не только талантливым химиком, но и художником. Таким образом, он знал о и технике масляной живописи, и о химических процессах, сопровождающих её.
Картина после нападения. На бедре и животе Данаи видны порезы. Больше всего пострадало изображение Данаи, что характерно для повреждённых картин с обнажёнными женщинами.
Стекающая кислота оставила на полотне безобразные потёки, заполняющиеся разъеденной краской. Центр картины представлял собой смесь бурых рельефных пятен, брызг и вертикальных натёков. Такая бурная химическая реакция связана с тем, что кислота, разрушив слой лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом.
За счёт этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Усугубляли ситуацию два глубоких пореза, один из которых достигал 12 см. Ущерб оценили в 200 тыс.
Сначала партийные работники пытались скрыть информацию от СМИ особенно зарубежных , но когда стало ясно, что это невозможно, то они заверили общественность, что ситуация под контролем и реставрация завершится за год. Специалисты такого оптимизма не разделяли, и дальнейшие события подтвердили их правоту: одно удаление с фигуры Данаи потёков кислоты, смешавшейся с краской, заняло несколько лет! И только после этого стало возможным оценить перспективы восстановления картины.
Но до этого нужно было сделать важные шаги по сохранению самого полотна. Первым делом нужно было укрепить краску на холсте. Благодаря тому, что кислоту сразу же начали деактивировать, она не прожгла само полотно и, что не менее важно, не иссушила его.
Однако сама краска была повреждена и местами отслоилась от грунта. Чтобы сберечь её, реставраторы изготовили необычный клей — осетрово-медовый. Он применяется в реставрации для укрепления живописи, а в случае с «Данаей» ещё и помог нейтрализовать оставшуюся после промывки серную кислоту.
Реставратор Евгений Герасимов, 1993 г. Холст, прорезанный ножом, продублировали. В этом плане «Данае» повезло: мощное деревянное крепление минимизировало удары ножа, не позволив преступнику изрезать полотно.
После этого была проведена большая работа по реставрации лака: где-то его слои сняли, где-то выровняли. Это позволило лучше изучить палитру Рембрандта, что также помогло реставраторам. К концу 1985 г.
Следующие полтора года реставраторы под микроскопом удаляли следы кислотной реакции. Последний шаг заключался в восстановлении самой живописи. И он вызвал среди искусствоведов споры.
Дискуссия о восстановлении Параллельно с подготовкой к реставрации специалисты и искусствоведы начали обсуждать, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту. Многие не принимали «коллективного творчества», считая, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать. В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале экспонируется копия.
Известно, что Рембрандт писал картину для себя, продавать её не собирался. Но это пришлось сделать, когда в 1656 году кредиторы потребовали возврата немалых долгов. К кому попал шедевр, сейчас уже не узнать. Возможно, что семейство Кроза стало первым владельцем «Данаи» после создателя полотна. В 1772 году картину для Эрмитажа приобрела Екатерина Великая. История названия Художник не писал на картинах их названий. В том числе имя Даная Рембрандт своей рукой не выводил. В числе прочих произведений искусствоведы спорили и об этом внушительном полотне. Предлагались всевозможные толкования, к героине примерялись различные имена и судьбы.
Да и простая женщина, красавица-горожанка. Автор предположения, что на картине именно Даная под золотым светом, олицетворяющим золотой дождь из мифа, историк и искусствовед первой половины ХХ века Эрвин Панофский. Название закрепилось.
Вспоминает Константин Ранкс. В этот день в 1985 году в Эрмитаже случился акт вандализма — житель города Каунаса Литовской ССР Бронюс Майгис плеснул на полотно кисти Рембрандта «Даная» серной кислотой и нанес два сквозных пореза. Несмотря на экстренные меры, красочный слой был частично утрачен, и «Даная» ушла на реставрацию, которая длилась почти 12 лет. Действие Бронюса Майгиса удивили специалистов. Его нельзя было назвать одержимым какой-то манией, и первые экспертизы признали его здоровым.
Тем более что поначалу он говорил, что совершил нападение на картину в рамках политического протеста, против оккупации Литвы Советским Союзом перед Второй мировой войной. Затем он сделал акцент на том, что его всегда раздражали развратные картины и он чувствовал необходимость уничтожить эти публичные образцы разврата, каковой является обнаженная Даная.
В середине прошлого века при помощи рентгеноскопии искусствоведам удалось обнаружить признаки, свидетельствующие о том, что художник дорабатывал полотно.
В первоначальном варианте взор женщины был направлен вверх, как и ладонь протянутой руки. Помимо этого, в первом варианте картины Рембрандта «Даная» лицо женщины было написано с Саскии, но после ее смерти художник слегка изменил его черты — так, чтобы они напоминали ему и о Саскии, и о его новой возлюбленной Гертье Дикс. В 1656 году имущество живописца было распродано за долги.
В 1772 году по поручению Екатерины II картина Рембрандта «Даная» была куплена у наследников коллекционера и помещена в Эрмитаж. Летом 1985 года житель Литвы Бронюс Майгис плеснул на картину серной кислотой, которую он принес с собой в Эрмитаж, затем достал нож и нанес два режущих удара по полотну.