Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. Нарушение памяти — это патологические состояние, которое может быть симптомом множества заболеваний. Виды нарушений (расстройств) памяти | Сеть пансионатов и домов престарелых Пансион 24 в Москве и Московской области. Так что синдромы нарушения памяти представлены в психологии достаточно широко. Большинство людей с феноменальной памятью — саванты: они испытывают трудности при общении с другими людьми на фоне нарушений развития головного мозга.
Загадочная тайна памяти: взгляд в глубину амнезии
Как работает человеческая память? Чтобы понять суть нарушений памяти, сначала необходимо понимать, как работает человеческая память. Прежде всего следует отметить, что это чрезвычайно сложный и не до конца изученный механизм. Самое главное — различать долговременную и кратковременную память.
Кратковременная память длится от нескольких секунд до нескольких минут и позволяет выполнять повседневные задачи - например, вспомнить начало этого предложения, когда вы закончите его читать. С другой стороны, долговременная память — запоминаемые события, изученная информация, имена людей, которых мы знаем, и все остальные воспоминания. Теоретически она имеет неограниченную емкость и долговечность, хотя на практике это нормально - забыть давно неиспользуемую и не относящуюся к делу информацию.
Провалы и нарушения памяти Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Нарушение памяти — это более широкое понятие. Сюда также входят качественные расстройства памяти, при которых искажаются существующие воспоминания.
Постарайтесь спать не менее 7-8 часов в день. Питайтесь правильно. Убедитесь, что рацион содержит достаточное количество питательных веществ, омега-3 жирных кислот, антиоксидантов и витаминов группы В. Физическая активность. Регулярные умеренные физические нагрузки способствуют улучшению кровоснабжения мозга и стимулируют рост новых нейронов. Рекомендуется заниматься физическими упражнениями не менее 30 минут в день. Мозговая тренировка. Постоянное обучение и интеллектуальные задачи помогают укрепить связи между нейронами и улучшить работу памяти.
Решайте кроссворды, играйте в головоломки и учите новые навыки. Управление стрессом. Стресс имеет негативное влияние на память. Используйте разные методы управления стрессом, медитацию, глубокое дыхание и йогу. Поддерживайте социальные связи.
С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу. К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам. Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения.
Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть. Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство. Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование.
Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине. Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области?
Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи. Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга.
Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей. Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти. Также низкие результаты были продемонстрированы при выполнении вербальных и визуальных тестов.
К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память.
При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти? Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования. Что делать, если ухудшается память Примириться с потерей памяти и развитием заболевания трудно. Некоторые пытаются скрыть симптомы, из-за чего близкие долгое время могут не осознавать проблему. Если вы заметили, что с возрастом ухудшилась память, что делать с этим вы поймете лучше, если узнаете причины. Из-за чего же происходит возрастное снижение памяти?
Во-первых, гиппокамп, область мозга, которая участвует в формировании и восстановлении воспоминаний, снижает свое функционирование. Во-вторых, утрачивается активность гормонов и белков, которые выполняют для нейронов защитную и стимулирующую функцию. И в-третьих, происходит снижение притока крови к мозгу, что приводит к ухудшению памяти и когнитивных навыков. Чтобы быть в тонусе, наш мозг, как и все тело, требует заботы и регулярных тренировок. Если вы уже заметили проблемы с памятью, что делать вам подскажет врач, но и вы сами можете улучшить положение при помощи советов, которые помогут адаптироваться и поддержать активность мозга. Учтите, что при когнитивных нарушениях все проблемы должны обсуждаться с семьей, так как пациенту будет необходима помощь и участие близких. Если ухудшается память что делать вам подскажет следующий список: Продолжайте участвовать в повседневных делах. Регулярно обучайтесь, изучайте новое и делайте умственные упражнения, например, стратегические игры, кроссворды и головоломки. Используйте вспомогательные инструменты, такие как заметки с напоминаниями, списки дел и календари. Находите время для друзей: многие отказываются от социальной жизни, когда слабеет память чего делать категорически нельзя.
Исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало, что люди с активной социальной жизнью имеют самый медленный спад памяти. Кладите нужные вещи, такие как ключи или очки, всегда в одно и то же место. Много отдыхайте: лишение сна снижает рост новых нейронов в гиппокампе. Соблюдайте полноценную диету: особенно полезны для мозговой деятельности продукты, богатые Омега-3 — лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи. А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить.
Проблемы с памятью: причины, лечение
Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. В психологии есть немало теорий, объясняющих, почему именно так устроена наша память. Такие проявления когнитивных нарушений являются обратимыми при своевременном начале терапии и чаще встречаются у молодых. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации.
Какие проблемы с памятью сигнализируют о ее нарушении?
- Помнит все с младенчества
- Первые признаки
- Лекция 7 Нарушения памяти
- Как формируются воспоминания
- Нарушения памяти и деменции
6 причин, почему память иногда подводит нас
Особенно часто когнитивные нарушения развиваются в пожилом возрасте. Слово «когнитивные» в переводе означает «познавательные» от англ. Когнитивные нарушения - это нарушения наиболее сложных функций головного мозга, к которым относится память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению двигательных навыков. Дело в том, что в процессе старения в головном мозге уменьшается количество нервных клеток и содержание некоторых биологически активных веществ. Сами по себе эти изменения не приводят к каким—либо симптомам, однако «мозговой резерв», то есть возможность компенсации и борьбы с различными вредностями, уменьшается. По статистике примерно у каждого пятого жителя планеты после 65 лет наступает ухудшение памяти и умственной работоспособности. При легких расстройствах памяти человек забывает, что и куда положил, как зовут его недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. С годами появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах.
Когнитивные нарушения развиваются по разным причинам. Чтобы установить их вовремя и желательно как можно раньше, необходимо пройти обследование у врача— невролога.
Тысячи обычных семей были разрушены ложными и уверенными обвинениями в кровосмесительных связях и даже ужасными сатанинскими ритуалами с насилием. Многие пациенты в результате этих процессов стали еще более несчастны.
Ну а кто бы не впал в смятение, внезапно «вспомнив» ужасные истории из детства, имплантированные в мозг и замаскированные под реальные воспоминания? Последующее отчуждение от родителей и семьи только усугубит трудности пациента. Создание ложной памяти — важное и несчастное событие. Имплантация памяти Факт того, что воспоминания могут быть внедрены, а затем искренне но ошибочно вспомниться, может показаться удивительным.
Однако это было продемонстрировано в лабораторных экспериментах. Никто не знает об имплантации памяти больше, чем член Национальной академии наук, Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвине. Свои исследования Лофтус начала с проверки податливости воспоминаний об автомобильных столкновениях. Вместе с Дж.
Палмер они показывали людям нарезку фильма с автомобильными столкновениями. Потом просили людей вспомнить, сколько автомобилей было «разбито», а сколько просто «ударилось». Неделю спустя опрос был повторен. На вопрос о том, присутствовало ли в клипе разбитое стекло, ответы просто поразили исследователей.
Люди, которые видели «разбитые» автомобили более вероятно говорили о разбитом стекле, чем люди, видевшие «удары». Но если верить Лофтус и Палмер, в фильме не было «разбитого стекла в авариях» вообще. Многочисленные эксперименты углубили и расширили понимание этой сферы. В одном из тестов треть очевидцев запомнили «преступника» в очереди, в которой вовсе не было преступника.
А когда исследователи обманули опрошенных, сказав, что в очереди был преступник, уровень неправильных воспоминаний вырос до трех с лишним четвертей. Наверное, нужно задаться вопросом, сколько невинных людей сидит в тюрьме из-за этого явления. Война за разум определенно проиграна вчистую. Но глупый кролик — это персонаж Warner Bros.
Он точно не живет в Диснейленде. Безобидный детский мультик? Но все может быть страшнее.
Кто перекрасился?
Какая раскраска? Не понимаю, о чем вы толкуете? Корсаковский синдром часто сочетается также с нарушением ориентировки во времени. Былые события причудливым образом сочетаются с настоящим.
Нарушается линейность времени, то есть возможность упорядочения и увязывания отдельных отрезков жизни между собой. Особенно ярко эта сторона нарушения наблюдается при прогрессирующей амнезии. Прогрессирующая амнезия — это одно из наиболее тяжелых расстройств памяти, она распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий, у них выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.
Например, одной больной казалось, что она живет в начале прошлого века, что только что кончилась первая мировая война и началась Октябрьская революция. Другой больной с таким нарушением в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет «хозяина». Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, потом недавнего прошлого, затем стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени.
Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его левит диффузный, равномерно протекавший атрофический процесс коры головного мозга.
Нарушение динамики мнестической деятельности Описанные выше нарушения памяти носят в основном стабильный характер. В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики, больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать, то есть на первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов при десяти предъявлениях и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3 слова, а после шестого - опять 6 слов.
Оценка памяти подобных больных в терминах «память больного снижена», «память больного не нарушена» не является адекватной. Точно такой же лабильный характер носит воспроизведение какого-нибудь текста. Больные то подробно с детализацией воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать более легкий сюжет. Нередко также нарушения памяти сочетаются с амне-стическими западениями в речи: больные вдруг забывают названия каких-либо предметов, явлений, через короткое время спонтанно их вспоминают.
Иными словами, мнестическая деятельность больных носит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона. Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга в отдаленном периоде болезни , при некоторых интоксикациях и профвредностях. Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома.
Следует отметить, что одним из показателей нарушений динамики мнестической деятельности является возможность ее улучшения при применении средств опосредования. В повседневной своей жизни больные сами прибегают к такому способу, отмечая: «Я уже стал делать себе отметочки на память», «Я себе примечаю что-нибудь, чтобы мне напомнило». Однако в некоторых случаях выступили парадоксальные факты: операция опосредования например, метод пиктограмм приводила не к улучшению, а к ухудшению процесса воспроизведения. Нарушение динамики мнестической деятельности может выступить и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости.
Аффективная дезорганизация больного, часто сопутствующая многим органическим заболеваниям посттравма-тического, инфекционного и другого генеза , может проявиться в забывчивости, в неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала. Точно так же может действовать и аффективная захваченность больного, приводящая к забыванию намерений, недифференцированному восприятию и удержанию материала. Во всех этих случаях измененным оказывается именно динамический компонент памяти. Клиническому психологу следует иметь в виду, что правильная квалификация нарушений динамики мнестической деятельности.
Утрату своей работоспособности больные нередко объясняют снижением памяти, особенно часто такое объяснение применяется при снижении учебной успеваемости. Больные пытаются «тренировать» свою память, заучивать, по много раз повторять материал. Коррекционная работа в подобных случаях должна состоять либо в создании условий, предупреждающих наступление истощаемости, либо в нахождении путей, которые могут скомпенсировать невозможность удержания цели. Нарушение опосредованной памяти Опосредованное запоминание - это использование промежуточного, или опосредующего, звена узелки, пиктограммы, рисунки и т.
Из общей психологии работы А. Леонтьева известно, что акт опосредования своих действий является адекватным свойством психической деятельности зрелого человека, что одним из показателей развивающейся личности является формирование умения опосредовать свое проведение. При этом опосредование, несмотря на то, что оно отвлекает на себя усилия человека, не заслоняет собой содержания мнестической деятельности и не ухудшает памяти. У больных фактор опосредования, улучшающий запоминание в норме, часто становятся помехой.
Этот факт был еще в 1934 г. Исследуя больных разных нозологии с помощью метода пиктограммы, она показала, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания. Как известно, метод этот, предложенный А. Лурия, состоит в следующем: испытуемый должен запомнить 14 слов.
Для лучшего запоминания ему нужно придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем помочь воспроизвести предложенные слова. Никаких записей или пометок буквами делать не разрешается. Испытуемые предупреждены, что качество их рисунка не имеет значения. Точно так же не учитывается и время выполнения этого задания.
Задание по методу пиктограммы может быть выполнено двумя способами. Первый заключается в том, что изображение представляет собой условное обозначение понятия, заключенного в слове. Например, для запоминания слова «развитие» можно нарисовать любую маленькую и большую фигуру квадрат, круг , для слова «сомнение» - вопросительный знак и т. При втором способе выполнения задания условно изображается, например, понятие, менее общее по сравнению с заданным; первое должно служить как бы условным знаком для второго.
Например, «развитие» - «развитие промышленности», «развитие умственное» и т. То же с предметом и т. Посмотрим, в чем состоит психологический механизм опосредованного запоминания. Задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием.
Чаще всего нам удается предотвратить дальнейшую потерю памяти. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты за счет хронической алкоголизации или нарушения усвоения витаминов синдром мальабсорбции, аутоиммунный гастрит. В таком случае происходит нарушение питания гиппокампа хранилища краткосрочной памяти, откуда потом информация перемещается в долгосрочное хранилище.
Такое нарушение обратимо даже при частичной потере памяти, пока живы и функционируют клетки гиппокампа лечение нужно начинать как можно раньше. Нарушения эндокринной системы, такие, как снижение функции щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов, повышение продукции пролактина, инсулинорезистентность. Мы обладаем достаточным набором диагностических средств для выявления причины снижения, расстройства или потери памяти и продуктивного лечения.
Диагностика снижения памяти Обследование на предмет снижения памяти начинается с неврологического осмотра, который и дает большую часть нужной информации. Если необходимо уточнить детали, мы можем рекомендовать некоторые исследования из этого списка: Электроэнцефалография ЭЭГ. С помощью ЭЭГ мы регистрируем биотоки мозга.
Память, речь, внимание и их расстройства (когнитивные нарушения). Нарушение памяти
Виды нарушения памяти следует начать рассматривать с нарушения непосредственной памяти. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Психолог Корнельского Университета Chuck Brainerd (2015) проводил исследование памяти детей и подростков, перенесших тяжелые нервные потрясения. Кратковременная потеря памяти, если она не вызвана неврологическим расстройством, при грамотной коррекции устраняется довольно быстро.
ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ
Нарушение памяти в психологии и психиатрии считается серьезной проблемой, которая требует медицинской коррекции. Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Синдром корсакова проявляется нарушением памяти о последних событиях жизни, но события прошлого остаются в памяти в хорошем воспоминании. Кратковременная потеря памяти, если она не вызвана неврологическим расстройством, при грамотной коррекции устраняется довольно быстро. Качественные расстройства памяти (парамнезии) — искажение содержания воспоминаний.
Виды потери памяти
- Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах
- Проблемы с памятью. Нарушения памяти. Лечение.
- Ухудшение памяти: причины плохой памяти, рассеянности, забывчивости. Лечение проблем с памятью
- Появление провалов в памяти: причины, виды, последствия, методы, как лечат
Проблемы с памятью: причины, лечение
Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний.
Снижение памяти
Дефицит питания, аминокислот, витаминов и микроэлементов в рационе. Самыми важными для восстановления функций мозга являются жиры — не только растительные, но и животные. Потому что жиры, жирные кислоты входят в состав оболочки каждой клетки. Сами понимаете, почему дефицит питания, связанный с обилием углеводов и малым количеством белка и жиров, — плохо.
В то же время важно не допускать тотального дефицита углеводов. Недополучая их, клетки мозга истощаются. Соответственно, ухудшается память.
Помимо сбалансированного питания, крайне важно соблюдать питьевой режим. Из-за недостаточного количества воды кровь становится густой. Как следствие, ухудшается кровоснабжение, что может привести к развитию дисциркуляторной энцефалопатии.
В числе более серьезных причин, приводящих к ухудшению памяти, можно выделить: снижение зрения это один из важных признаков, который будет предшественником нарушения памяти ; черепно-мозговые травмы; атеросклероз сосудов мозга ведет к нарушению кровообращения ; сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, сердечная, дыхательная, почечная недостаточность, заболевания печени; вирусные заболевания, бактериальная интоксикация; хроническая и острая интоксикация различными веществами; болезнь Альцгеймера связана с дегенеративными процессами в мозгу. Тактика избавления от проблем, связанных с ухудшением памяти, зависит от причин, которые привели человека к этому.
Например, нам трудно вспомнить о рабочем дне, который был неделю назад, потому что наша память хранит воспоминания о множестве других дней, похожих друг на друга. Однако, уникальные и отличительные события мы вспомним детально и правильно. Например, свою свадьбу, рождение ребенка или любые дни, не похожие на другие. Интерференция также играет роль в так называемом эффекте последовательного положения или тенденции вспоминать первый и последний элементы списка. Первое и последнее, что мы записали, кажется нам более уникальным, чем то, что находится посередине. Поэтому нам легче это запомнить. Из-за быстротечности Из-за быстротечности памяти многие жизненные моменты стираются с течением времени.
Особенно если мы не вспоминаем информацию периодически. Со временем мы помним только суть того, что произошло. А менее яркие и памятные события и вовсе быстро забываются. Иногда быстротечность доставляет нам неприятности. Это может подтвердить каждый, кто забывал имя человека сразу после того, как слышал его. Простое решение, чтобы запомнить что-либо конкретное и в неизменном виде, — записать это как можно точнее и скорее. Так мы сможем сделать наши воспоминания менее расплывчатыми. Другой подход — ассоциировать и связывать то, что хочешь запомнить, с чем-то другим знакомым.
По динамике: фиксационная — человек не может зафиксировать в памяти текущие или недавно произошедшие события, часто развивается при атеросклерозе , недостатке витаминов группы В и алкоголизме; регрессирующая — со временем память постепенно восстанавливается; стационарная — человек не может вспомнить конкретные события, этот фрагмент так и не восстанавливается; прогрессирующая — пациент постепенно забывает события, которые находятся всё дальше в прошлом закон Рибо — Джексона ; ретардированная отсроченная — события забываются через некоторое время.
По причине развития: истерическая — в памяти исчезают конкретные неприятные для человека события потеря близкого, насилие и т. Виды ложных воспоминаний: конфабуляция — пациент забывает событие или непреднамеренно заменяет его вымыслом; псевдореминисценция — пробелы в памяти заменяются воспоминаниями из прошлого; криптомнезия — пациент принимает прочитанные или увиденные в кино события за реально пережитые; эхомнезия — пациенту кажется, что события постоянно повторяются, т. Осложнения нарушения памяти Параллельно с нарушениями памяти развиваются проблемы при письме, чтении и работе с числами. Со временем человеку всё сложнее ориентироваться в пространстве и планировать свой день, что ограничивает его социальную активность вне дома. При выраженных нарушениях памяти снижается качество жизни, утрачиваются профессиональные навыки и способность к обучению. Постепенно пациент утрачивает речь и практические навыки, он не может самостоятельно обслуживать себя. Длительное течение, отсутствие грамотной терапии и необходимой реабилитации приводит к выраженному снижению интеллекта [2] [12]. Диагностика нарушения памяти Диагностикой заболеваний с нарушениями памяти занимается врач-психиатр и врач-невролог. В первую очередь специалист тщательно собирает анамнез историю жизни пациента с помощью родственников или проживающих рядом людей.
Врача интересует: когда начались проблемы с памятью; принимал ли пациент лекарства и пищевые добавки; не начал ли недавно применять новый препарат; какие действия кажутся пациенту трудными; что пациент предпринимал для улучшения памяти; принимает ли алкоголь и в каких количествах; попадал ли в аварию, падал или повреждал голову; болел ли чем-то недавно; чувствует ли пациент грусть, депрессию или тревогу; переживал ли он недавно крупную потерю, серьёзные изменения или стрессовое событие в жизни [15]. Лечение нарушения памяти Тактику лечения подбирают индивидуально в зависимости от причины — основной болезни [1]. Первичное заболевание, которые привело к нарушению памяти, влияет на выбор медицинского препарата. Например, в комплексном лечении нарушений мозгового кровообращения используют ноотропные препараты, в том числе Фезам. Но не все ноотропы обладают доказанной эффективностью, поэтому правильно подобрать препарат может только врач [16]. Методы психокоррекции облегчают запоминание и постепенно увеличивают объём памяти: Метод Цицерона — пациент мысленно расставляет необходимые для запоминания объекты в знакомом пространстве в квартире, по пути на работу и т. Важно «помещать» объекты в ярко освещённые места. Если объекты слишком маленькие, их можно увеличить и наоборот. В качестве объектов выступает что угодно: мысли, идеи, даты.
Главное, чтобы связка была яркой, необычной и динамичной. Затем человек детально воспроизводит в воображении эту комнату или улицу и вспоминает то, что зафиксировано в памяти. Метод Цицерона Метод Айвазовского — пациент несколько секунд смотрит на предмет или пейзаж, а затем закрывает глаза и перебирает в голове детали увиденного: форму предметов, цвет и расположение. Этот метод направлен на развитие фотографической памяти. Существует много других техник для запоминания в зависимости от того, какой компонент памяти поражён более сильно. Важно, чтобы пациент постоянно гулял на свежем воздухе, активно общался с людьми, высыпался, придерживался сбалансированной диеты с низким содержанием жиров, ел много фруктов и овощей. Врачи также рекомендуют ежедневно проводить тренировки памяти и интеллекта [6] [7] [8]. Профилактика Чтобы достичь максимального результата при лечении, необходимо вовремя обратиться к врачу-психиатру или неврологу, провести диагностику и подобрать комплексную терапию, которая также будет направлена на устранение основного заболевания [8] [13]. Профилактика нарушения памяти Чтобы снизить риск развития деменции, следует вести правильный образ жизни, причём это касается не только физического состояния.
Например, люди, которые в детстве хорошо учились, реже страдают от нарушения памяти. Во взрослом возрасте на память негативно влияет снижение слуха, гипертоническая болезнь , сахарный диабет и другие хронические болезни. Поэтому для предупреждения проблем с памятью важно лечить и контролировать эти заболевания. В качестве профилактики врачи также рекомендуют постоянно повторять усвоенные навыки. В пожилом возрасте многое зависит от гиподинамии, курения, алкоголизма и социальной изоляции. В этот период очень важна физическая активность, она поддерживает работу гиппокампа и влияет на его увеличение. Прогулки, занятия физкультурой и водные процедуры прекрасно влияют на работу мозга, поэтому физической активности необходимо уделять не менее 30 минут в день.
Например, нам трудно вспомнить о рабочем дне, который был неделю назад, потому что наша память хранит воспоминания о множестве других дней, похожих друг на друга. Однако, уникальные и отличительные события мы вспомним детально и правильно. Например, свою свадьбу, рождение ребенка или любые дни, не похожие на другие. Интерференция также играет роль в так называемом эффекте последовательного положения или тенденции вспоминать первый и последний элементы списка. Первое и последнее, что мы записали, кажется нам более уникальным, чем то, что находится посередине. Поэтому нам легче это запомнить. Из-за быстротечности Из-за быстротечности памяти многие жизненные моменты стираются с течением времени. Особенно если мы не вспоминаем информацию периодически. Со временем мы помним только суть того, что произошло. А менее яркие и памятные события и вовсе быстро забываются. Иногда быстротечность доставляет нам неприятности. Это может подтвердить каждый, кто забывал имя человека сразу после того, как слышал его. Простое решение, чтобы запомнить что-либо конкретное и в неизменном виде, — записать это как можно точнее и скорее. Так мы сможем сделать наши воспоминания менее расплывчатыми. Другой подход — ассоциировать и связывать то, что хочешь запомнить, с чем-то другим знакомым.
Нарушения памяти и деменции
С ней мы поговорим об ошибках памяти; как устроена человеческая память? В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. *В случае тяжелых или прогрессирующих нарушений памяти медикаментозное лечение необходимо. разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти (Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции). это расстройство, которое приводит к потере памяти, но не мешает человеку, который им страдает, в его повседневной деятельности. Виды нарушений (расстройств) памяти | Сеть пансионатов и домов престарелых Пансион 24 в Москве и Московской области.
Симптомы нарушения памяти
- 6 причин, почему память иногда подводит нас – HEROINE
- Симптомы нарушения памяти
- Что такое память и ее нарушение
- Появление провалов в памяти: причины, виды, последствия, методы, как лечат