МУЧЕНИЦЕ ЕВДОКИИ Тропарь, глас 1 (5).
Новомученики_ день за днем. Мученица Евдокия Мартишкина. Рассказывает митр. Анто
We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept Житие и страдание святой преподобной мученицы Евдокии В царствование Траяна [1] в городе Илиополе [2], что в Келесирии [3], в области Финикии Ливанской [4], сопредельной с иудейской страной, жила девица по имени Евдокия. По происхождению и по вере она была самарянка [5]. Прельщая своей великой красотой, она многих безжалостно увлекала к погибели, собирая посредством плотской нечистоты, этого легкого способа приобретения, свое постыдное достояние от богатства тех стран. Лицо ее было настолько красиво, что и художник затруднился бы изобразить эту красоту. Повсюду шла о ней молва, и множество благородных юношей и даже представителей власти из других стран и городов стекались в Илиополь, как будто бы за другой надобностью, на самом же деле только для того, чтобы видеть и насладиться красотой Евдокии, греховными делами собравшей богатство чуть ли не равное царской казне. И через это продолжительное собирание сокровищ, Евдокия так омертвела душой в своей нечистой жизни и окаменела в сердечном ожесточении, что никакая сила, кроме Божественной, не исцелила бы безнадежной душевной болезни этой отчаянной грешницы.
Однако настало время, когда избавляющая от погибели рука доброго пастыря, ищущего заблудшей овцы, поспешила и к ней: воззрел Творец на Свое создание, растленное злобой диавола, и восхотел обновить его. Истинный домохозяин позаботился о плодах Своего виноградника, подвергавшихся вражескому расхищению. Владыка небесных сокровищ поспешил принять в вечную сокровищницу валявшуюся на земле в грязи и гибнущую драхму. Хранитель благ, ожидаемых праведными, призвал эту отчаянную самарянку к Своей совершенной надежде, а диавола оставил посрамленным. Он сделал то, что валявшаяся некогда в болоте, как скот, стала нескверною, как агница; прежний сосуд нечистоты наполнился чистотою; навозный ров сделался вечным, невозмутимым источником; грязный поток преобразился в благовонное озеро; смрад прогнившего и засмердевшего колодца оказался алавастром многоценного мира; та, что для многих людей являлась духовной смертью, та самая для многих же оказалась виновницей спасения. Вот как началось обращение к Богу этой великой грешницы.
Один инок, по имени Герман, возвращался через Илиополь из путешествия в свою обитель. Он пришел в город вечером и остановился у одного знакомого христианина, жившего близ городских ворот, причем комната его была смежной со стеной дома той девицы, о которой идет речь. Инок, уснув немного, ночью встал по обыкновению своему для пения псалмов и, по окончании положенного правила, сел и, взяв книжку, которую носил с собой за пазухой, надолго углубился в чтение. В книжке было написано о страшном суде Божием и о том, что праведные просветятся, подобно солнцу, в царстве небесном, а грешные пойдут в огонь неугасимый, где будут преданы навеки лютым мучениям. В эту самую ночь Евдокия, по Божественному смотрению, была одна. Спальня, в которой она затворилась, примыкала к той стене, за которой инок подвизался в молитве и чтении.
Когда начал инок свое псалмопение, Евдокия тотчас же проснулась и, лежа на постели, слушала все до самого конца чтения. Ей слышно было все, что читал инок, ибо одна только стена, и та не толстая, разделяла их, тем более, что инок читал громко. Слушая чтение, грешница пришла в великое умиление и не спала до самого рассвета, с трепетом сердечным размышляя о множестве своих грехов, о страшном суде и нестерпимой муке грешников. Как только настал день, она под действием Божественной благодати, возбуждавшей ее к покаянию велела позвать к ней того, кто читал ночью книгу, и, когда он пришел, спросила его: — Что ты за человек и откуда? Как ты живешь и какая твоя вера? Умоляю тебя, скажи мне всю правду.
Услышав, что ты читал ночью, я смущена, и душа моя истомилась, ибо я слышала что-то страшное и удивительное, до сих пор мне неизвестное. И если правда, что грешники предаются огню, то кто же может спастись? Блаженный Герман сказал ей: — Госпожа! Какой же ты веры, если ты никогда не слыхала о страшном суде Божием и не понимаешь значения читанных мною слов? В книгах нашей веры я таких слов никогда не встречала и поэтому немало встревожилась, услышав что-то новое и неожиданное. Блаженный Герман спросил: — Есть ли у тебя муж, госпожа?
И откуда у тебя безмерное, как ты говоришь, богатство? И если богатые осуждены будут по смерти на такую тяжкую и вечную муку, то какая же мне польза от моего богатства? Герман сказал ей: — Поведай мне истинную правду ибо и Христос мой, Коему я служу, неложен и истинен , хочешь ли ты быть спасенной без богатств и жить благополучно, в веселии и в радости, бесконечные века? Или хочешь с богатством своим жестоко мучиться в вечном огне? Но я удивляюсь, за что богатый будет так казнен по смерти? Ужели Бог ваш питает такую жестокую и неумолимую ненависть к богатым?
Евдокия спросила: — А мое богатство не кажется тебе неправедным? Герман отвечал: — По истине оно неправедно и противнее Богу всякого греха. Тогда она сказала: — Почему же так? Ведь я многих нагих одела, многих алчущих накормила досыта, а некоторым немного и золотом помогла. Как же ты богатство называешь злом? Как же ты можешь некоторыми только делами милосердия очиститься от смрадной и мерзкой скверны греховной, когда ты валяешься в ней добровольно и в то же время презираешь чистую воду Божия милосердия?
Во всяком случае, это болото скверны греховной, как потоп, с великой силой ввергнет тебя в пропасть серную и смоляную, горящую вечным пламенем гнева Божиего. Ибо богатство, которое у тебя так велико, противно великому Владыке и вечному Судии и уже осуждено раньше страшного суда, как нажитое в прелести и блуде. И нисколько тебе не поможет то, что ты из этого большого, но скверного и греховного богатства уделяла иногда частицу немногим убогим, — ибо награду за эту малую добродетель уничтожает безмерное множество злых деяний, подобно тому, как тонкое благоухание заглушается сильным зловонием. Нет, никогда ты не получишь никакой благодати, пока будешь добровольно пребывать в нечистоте, и не иначе сподобишься милосердия Божиего, как только отвергнувши безмерный греховный свой смрад, омывши себя слезами покаяния и украсившись праведными делами. Как у того, кто ходит босой по тернию, много острых заноз, так что если некоторые и вытащить, все же много их останется в теле и будут причинять мучения; так и сделанная тобою когда-нибудь маленькая милостыня нищему если и поможет тебе уничтожить какой-либо небольшой грех, то самое большое терние греховное остается на совести твоей и приведет тебя на тягчайшее мучение. Страшен и праведен мздовоздатель — Бог, прогневанный тобою и угрожающий тебе вечными и нестерпимыми муками, уготованными для грешников нераскаянных.
Но если ты захочешь меня выслушать, то можешь спастись от ожидающих тебя мучений и получить радость вечную. Евдокия сказала: — Раб Бога живого, умоляю тебя, побудь немного со мной, расскажи мне подробно о тех делах, коими можно сподобиться милости Божией, дабы и я, следуя этому образцу, могла получить спасение. Я готова употребить свое богатство на добрые дела. Ты сказал, что Бог любит справедливое и добродетельное распределение богатства: мне же ничто не мешает, даже и с некоторым уменьшением домашнего имущества, избавить себя от тех мучений, которые, по твоим словам, должны принять в день суда ненавидимые Богом. Вот, честный отче, у меня немало рабов. Под твоим предводительством поведу я их, нагруженных золотом, серебром и драгоценными вещами, к твоему Богу, если только Он, по твоему ходатайству, благоизволит принять мое приношение и даровать мне спасение.
Дочь моя, раздай свое богатство больным и убогим, ибо они любезны Богу: данное им кем-либо Он считает данным Себе и за временное имение, розданное нищим, воздает небесными, никогда не оскудевающими сокровищами. Сделай так и потом приступи к святой и спасительной купели крещения, и, омывшись от скверны всех своих грехов, будешь чиста и непорочна, возродишься благодатью Святого Духа и получишь блаженный удел, где будешь наслаждаться нетленным вечным светом, где нет ни печалей, ни болезней, ни злодеяний. Будешь ты святой агницей, пасомой на небесных пажитях Иисусом Христом, Спасителем нашим. Одним словом: если хочешь ты спастись, дочь моя, сделай, как я тебе советую, и будешь блаженна во веки. Евдокия отвечала: — Если бы не запечатлелись в моем уме читанные тобой слова, которые я так ясно слышала в прошедшую ночь, я и не позвала бы тебя сюда. Возьми же у меня, отче, сколько хочешь золота и побудь здесь несколько дней, поучая меня вашей христианской вере и наставляя в добродетели, чтобы я, раздав мои богатства и имение и все, как следует, устроив, могла следовать за тобой, куда бы ты ни пошел.
Блаженный Герман на это сказал: — Не надо мне золота: довольно для меня и надежды на твое спасение, и это для меня — уважительная причина замедлить здесь несколько дней, если я найду погибшую овцу и приведу ее в ограду Христову. Посему, хотя я и спешил в свою обитель, однако пробуду здесь немного дней ради твоего обращения к Богу. Ты же сделай все, что я говорю, — призови одного из христианских пресвитеров, которые живут в этом городе, и пусть он, научив тебя, крестит по церковному чину, ибо в этом начало и основание спасения, а затем все другие богоугодные занятия пойдут своим порядком. Услышав это от блаженного старца, Евдокия призвала одного из слуг своего дома и велела ему сейчас же идти в церковь христианскую и просить пресвитера немедленно прийти к требующему его; при этом запретила говорить, кто именно требует и зачем.
И враг рода человеческого — лукавый — подбил Аннушку на нехорошее дело. В то время начали к ним приходить люди, приносить гостинцы, чтобы Дунюшка помолилась.
А так как ели они мало, то много оставалось. И Аннушка, выкрав всё, убежала к родным. Так любостяжание толкает людей на самые отвратительные грехи. Ведь украсть пропитание и обидеть больного убогого человека — грех, вопиющий к небу об отмщении. Но милосердный Господь дает время покаяться. Голос Божий в человеке — его совесть.
И Аннушка услышала этот голос. Пожила она год у родных и затосковала. Пошла к Дуне, упала в ноги и заплакала. Плакала и Дунюшка. Ведь и у ангелов небесных великая радость бывает и о едином грешнике кающемся. Последней из келейниц-хожалок пришла к ней Дарья Сиушинская.
Она непрестанно молилась Иисусовой молитвой, как и Апостол увещевает: «Непрестанно молитесь» 1 Фес. Еще живя в миру, она прочитывала каждый день весь Псалтирь стоя. Жила она у Дуни последние шесть лет. Так жили великие подвижницы и молитвенницы. Стали ходить к ним люди спросить совета, попросить помолиться, исцеляться от болезней. Как целебны сухарики из чугунка преподобного Серафима , так и Дунюшкины сухарики часто приносили людям исцеление и облегчение болезней.
Дуня некоторым за голову подержится, и боль проходит. Ходили и спрашивали Дунюшку и о бытовых делах: у кого лошадь пропадет или корова. Все поля обошли! Бегите, она у ворот стоит». Идут, а лошадь у ворот стоит. Вот чудо!
Воистину и горы могут переставлять такие святые люди, как Дунюшка. Изгоняла она и бесов, как в простонародье говорят — лечила порченых. Приходили к Дунюшке со всех сторон со слезами, от нее никто не уходил не утешенным. Поучения и наставления Много открывал Господь Дунюшке. И поэтому она помогала людям наставлениями, необходимыми для их спасения. Это та мудрость, которой не обучают в светских учебных заведениях.
Как и апостол Павел говорит: «Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы» 1 Кор. Великое дело помогать больным и страждущим, поэтому доктор — очень хорошая профессия. Дунюшка говорила: кто больного жалеет, крест должен нести, то есть служить для его нужд и днем и ночью, отвергшись себя. Но все же Дуня не велела никому обращаться к врачам: идите в монастырь, примите Святые Дары причастие , воду святую пейте. Велела мазаться освященным маслом и сама никогда к врачам не ходила: «Разве Бог не исцелит? Бог что раньше, что теперь — одинаково».
Нам же, маловерам, необходимой бывает, конечно, и врачебная помощь. Но если кто непоколебимо тверд, то терпение болезни и благодарение за неё Богу вменяется в подвиг. Велела Дунюшка творить милостыню: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут» Мф. Кто имеет корову — велела подавать молоко: «Хоть стакан, а подай». Говорила: «Когда жнешь — «Богородицу» читай, а когда пояс ткёшь — читай «Отче наш». Заповедь — «не укради» — Дунюшка объясняла на разных примерах: кто пашет, не трогай чужого, не переноси межу, лучше пусть твоё останется, а то целый год милостыню за другого будешь давать; кто торгует — не обвешивай, а лучше немного завесь не в свою пользу; кто сдает квартиру — не бери дорого, а по силам, а то будешь вор; если дешево с обманом купишь что, тоже говорила — вор.
Строго запрещала она чужое у себя утаивать и от них милостыню не принимала. Не любила Дуня нотное и быстрое пение, когда пропускали слова: разве святые отцы писали здесь, чтобы слова-то оставлять? Отец Софроний — новый Дунюшкин духовный наставник — не велел на клиросе петь мужчинам и девушкам, говорил: «Сено с огнем не лежит; не принято Богом это богослужение». Дуня говорила: есть пост не в пост, и молитва не в молитву, и послушание не в послушание; если постишься, то и мягкий ржаной хлеб не ешь, и досыта не вкушай.
Новый наместник Диоген стал также преследовать святую. Он приказал схватить ее и доставить к нему. Затем обвинил в колдовстве, мучил голодом и пытал. В это время его поразила молния. Стражник, стоявший рядом, стал молить о воскрешении своего хозяина. Благодаря Господу Диоген ожил и принял православную веру. День памяти За распространение христианства ее оклеветали и назвали колдуньей. Новый правитель Викентий приказал казнить монахиню, обезглавить. Православная церковь отмечает дату памяти Евдокии 14 марта. В народе день называют Явдохой. Именно в это время берет начало весна. В давние времена люди по-особому отмечали праздник, а женщины молились святой. Икона Евдокии Великомученицы со свечой олицетворяет путь очищения от грехов.
Красное летичко! Крестьяне уже всерьез задумывались о будущем урожае, подыскивали работников. Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры.
Remembrance day of the martyrs of Puzo
Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района). 17 августа православные верующие чтят день памяти преподобной мученицы Евдокии Римляныни. Перепост сайта ГАЙДПАРК Преподобномученица Евдокия и святые мученицы Дария, Дария и Мария.
Дивеевская Голгофа
Евдокии Шейковой Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Краткое житие преподобномученицы Евдокии ИлиопольскойСвятая Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна. Память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры, и сестры ее княгини Евдокии, Иустины и Марии, во граде Боровске. Святая мученица Евдокия Семеновна Назина родилась в 1902 году в селе Бурминка Новодеревенского района Рязанской области, в крестьянской семье. Все именины Евдокии по календарю | 13 февраля: Евдоксия Канопская, мученица 14 марта: Евдокия Илиопольская, преподобномученица, игумения 30 мая: Евдокия.
Сретенский Месяцеслов
Однажды в первый день Пасхи им выбили стекла. Евдокия лежала на постели в крови, но не позволила девушкам убрать стекла, пока они не завершат молитвенное правило. Евдокия была прозорлива и предвидела свою кончину, а ее келейницы добровольно пошли с ней на расстрел. Дуню обвинили в пособничестве дезертирам. Во время казни кто-то заступался за святых, а кто-то пытался поживиться их имуществом.
Один пожилой житель Суворова вспоминал о том, как вместе с другими мальчишками залез на сарай и оттуда смотрел, как солдаты били Дунюшку с сестрами, а кто-то в блистающих одеждах их защищал. После этих событий в селе случились три страшных пожара. В августе 2000 года они были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Когда 5 июля 2001 года были обретены и затем освидетельствованы мощи святых мучениц, ученые из Москвы подтвердили, что красноармейцы сильно избивали подвижниц, прежде чем расстрелять.
Их убили выстрелом в голову, а одну из них по преданию, Марию добили штыком. Все мощи были идентифицированы. На Дуниных косточках остались следы от ударения твердыми предметами видимо, ружейными прикладами и оттаптывания солдатскими сапогами. Эксперты пришли к выводу, что блаженная старица Евдокия могла ходить.
Лишь в области колен кости оказались деформированы. Дуня подолгу молилась на коленях... И в наше время в храме возле мощей святых мучениц продолжает происходить много чудесных исцелений.
Hegumenia Sergiya, the abbess of the Seraphim-Diveyevo monastery prayed at the festive services in Suvorovo. Metropolitan Georgiy congratulated the congregation gathered inside the Dormition Church with the day of remembrance of the holy ascetics. In his sermon, His Eminence spoke about the fight between good and evil. He pointed out that the ascetics perished neither in the hands of a foreign aggressor nor non-Christians. They suffered in the hands of fellow Russian people; the adherents of the same faith who let the devil take rein of their hearts and the hell settle in their souls.
Печать 25 мая празднуется день памяти рождения мученицы Евдокии Мартишкиной.
Через год после Октябрьской революции советская власть расстреляет ее мужа, а через 10 лет настанет и ее очередь. В 1937-ом году Евдокию Мартишкину арестуют, обвинив в абсурдных, на взгляд современного человека, «преступлениях»: была церковницей, членом повстанческой организации, вела пораженческую агитацию… Евдокия Петровна Мартишкина родилась 1 марта 1880 года в селе Габлицы Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Муж Евдокии Петровны был расстрелян в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде.
Преподобномученица Евдокия прожила в обители более 50 лет.
Пострадала же она во второй половине II века в правление жестокого гонителя христиан Викентия, который узнав о святой подвижнице, приказал казнить ее. По его приказу Евдокия была обезглавлена. Читайте также: О святых подвижниках православной веры разных эпох и стран читайте здесь. Изображение фрагмент с сайта pravoslavie.
О святых Евдокии, Дарии, Дарии и Марии
Мученицы Наталия Сундукова, Наталия Силуянова, Евдокия Назина, Анна Боровская, Матрона Наволокина, Варвара Деревягина, Анна Попова, Евдокия Гусева, Евфросиния Денисова. 14 марта, в день памяти преподобномученицы Евдокии, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Евдокиевском храме города Казани. Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в крестьянской семье в том же селе Страхова Пуза. Тогда идолопоклонники сняли с мученицы все одежды и покрыли её тело стеблями тростника, срезанными по высоте роста Евдокии. Житие, страдания, подвиги, чудеса святых мучениц Евдокии, Дарии, Дарии, Марии в селе Суворове / Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
О святых Евдокии, Дарии, Дарии и Марии
Пузовские мученицы – блаженная Евдокия и три ее келейницы Дарья, Дарья, Мария – до конца пронесли свой крест в короткой, но нелёгкой земной жизни. 17 августа православная церковь почтит память преподобной святой мученицы Евдокии Персидской. Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в крестьянской семье в том же селе Страхова Пуза. Три из них – Дария Тимолина, Дария Сиушинская и Мария – пострадали вместе с ней, а другие смогли свидетельствовать о жизни и страданиях мучениц. Суворовские мученицы блаженная Евдокия (Авдотья или Дуня) и три ее келейницы — Дарья Тимагина, Дарья Улыбина и Мария до конца пронесли свой крест. Главная» Новости» 14 марта праздник евдокия.