Единственной уступкой, на которую ХАМАС готов, является худна[en] (временное соглашение с неверными). У суннитов к шиитам две основные претензии, которые довольно тесно переплетены. Ранее Египет передал Израилю предложение «Хамаса» о прекращении огня на год в обмен на отказ палестинского движения от нападений на израильские вооруженные силы. Различия в вероисповедании между суннитами и шиитами, а также сложные отношения между арабами и персами ограничивают влияние Ирана. Читайте в материале РЕН ТВ подробности об истории появления ХАМАС и его борьбы с Израилем.
Содержание
- На сцене — хуситы
- шииты и сунниты
- ХАМАС начал изучать новые предложения Израиля по урегулированию в Газе
- Численность и структура
- С Кораном против англичан
- ХАМАС толкнул «пирамидку»
Anti-war protesters dig in as some schools close encampments after reports of antisemitic activity
Движение ставило целью освободить не только сектор Газа и Западный берег реки Иордан , которые вошли в состав новообразованного государства Израиль , но и всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан. Деньги и оружие Однако в начале 2014 года, по данным западной прессы, и Тегеран, и руководство ХАМАС озвучили намерение возобновить связи. Тогда же состоялись прошли переговоры о политической и материальной поддержке Ираном палестинского сопротивления. В интервью телеканалу "Аль-Маядин" один из членов делегации ХАМАСа тогла заявил: Если между двумя сторонами и были противоречия, то сейчас они преодолены и отношения вернулись в прежнее русло. Однако о какой именно помощи идет речь, не уточнялось.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации ". Полный перечень лиц и организаций, находящихся под судебным запретом в России, можно найти на сайте Минюста РФ.
В основе этого конфликта — давнее противостояние шиитов и суннитов, поэтому примириться они не могут, но и возможностей для уничтожения противника у них недостаточно, поэтому кровавые столкновения обречены на бесконечное продолжение. Это обращение появилось в мае 2015 года, спустя примерно год после того, как аль-Багдади объявил о создании халифата на территории Сирии и Ирака — того самого «Исламского государства Ирака и Леванта», или ИГИЛ, которое называли авангардом мусульманских армий. Когда самопровозглашенный халиф записывал обращение, ИГИЛ был на пике своих территориальных завоеваний.
Террористическая организация подчинила себе едва ли не половину Сирии и контролировала огромные пространства на западе Ирака. Но уже тогда было видно, как над детищем аль-Багдади сгущались тучи: страны Запада к тому времени собрали свою военную коалицию для новой войны на Ближнем Востоке, их самолеты бомбили базы и конвои ИГИЛ, да и местные — сирийские и иракские — антиигиловские силы оказывали бойцам халифата всё большее сопротивление. Перед аль-Багдади и его соратниками уже не стоял вопрос новых территориальных приобретений, им необходимо было удержать то, что удалось захватить. А для этого ИГИЛ нужны были люди. Те самые армии мусульман, которые, как ожидал аль-Багдади, услышат его призыв и поспешат присоединиться к нему. Только в «тени халифата», говорил глава ИГИЛ, мусульмане будут свободны от лжи, насилия и унижений со стороны неверных. И он знал, что для многих из тех, к кому он обращался, неверными были не только христиане, евреи и атеисты, но и мусульмане-шииты. Для многих из тех, к кому обращался аль-Багдади, неверными были не только христиане, евреи и атеисты, но и мусульмане-шииты В 13-м номере издававшегося пропагандистами ИГИЛ журнала «Дабик» была опубликована статья об истории шиизма. Проиллюстрированная портретом верховного лидера Ирана аятоллы Хомейни с наведенным на его лицо прицелом снайперской винтовки и названная «Знай своего врага».
Она не оставляла сомнений в том, как именно ИГИЛ относится к шиитам. Главным грехом было названо именно неверие, а все остальные — его следствиями. Неверие в данном контексте не означает отсутствие веры в Бога — шииты верят в Аллаха и поклоняются ему. Для многих суннитов, даже не таких радикальных, как последователи ИГИЛ, неверие — это, в первую очередь, отказ от основных доктрин суннитского ислама, таких как почитание первых четырех праведных халифов, возглавлявших мусульманскую общину после смерти пророка Мохаммеда, и воздержание от религиозных практик, не имевших распространения среди первого поколения мусульман. Шииты же считают первых имамов самозванцами. В этом вообще главное их доктринальное отличие от суннитов. Они уверены, что Аллах назначил одну семью стоять во главе исламского мира до конца времен — зятя пророка Мухаммеда по имени Али и его потомков. Все остальные, претендующие на лидерство, в том числе и первые халифы — мошенники и узурпаторы. Шииты особо почитают Али, который стал четвертым халифом, но вскоре погиб от рук врагов, а также его потомков, наследовавших главенство над шиитской общиной.
Это почитание не имело и не могло иметь распространения среди первого поколения мусульман, а потому воспринимается суннитами как нежелательное или даже опасное нововведение — «бида». Именно это заставляет значительную часть суннитского мира отказывать шиитам в праве даже называться мусульманами. Современные шииты подчеркивают , что их предки столетиями вынуждены были жить под властью суннитов, которые маргинализировали и подвергали преследованиям тех подданых, которых не считали своими единоверцами. Даже возникший в Х веке Фатимидский халифат, во главе которого стояли шииты, не был в полном смысле этого слова шиитским государством. Его основные владения располагались в Северной Африке, довольно далеко от духовных центров шиизма в Ираке и Иране. Большую часть подданных фатимидских халифов составляли сунниты. Да и сами правители относились к сравнительно небольшому ответвлению шиитского ислама, довольно революционному по меркам ортодоксальных шиитов. Иран во главе шиитов Процесс превращения шиизма из идеологии маргинальной малочисленной секты в значимый фактор ближневосточной, а потом и мировой политики шел довольно долго — с начала XVI века и до XVIII века — и весьма кроваво. Начал его шах Исмаил I — основатель правящей персидской династии Сефевидов.
Он подчинил себе практически всю территорию современного Ирана, а также Азербайджан, Армению и часть Дагестана, после чего приступил к обращению в шиизм иранцев, которые в те времена были преимущественно суннитами.
Также он являлся отцом жены Мухаммеда, то есть его тестем. Но он не был кровным родственником пророка это важно. Вторая же часть мусульман посчитала, что место Мухаммеда должен занять его двоюродный брат — Али. То есть кровный родственник. Таким образом, мусульмане разделились как бы на две политические силы, каждая из которых продвигала своего лидера. При этом, тех кто выступал за Абу Бакра было больше, поэтому на голосовании выбрали его и он стал первым праведным халифом грубо говоря, это как «Папа Римский» или «Патриарх», только у мусульман. После Абу Бакра «родословная» халифов пошла по суннитской линии. Вторым праведным халифом стал Умар также ближайший сподвижник Мухаммеда , а третьим — Усман. Усман был не только сподвижником пророка Мухаммеда, но и его зятем родственником, но тоже не кровным.
Жизнь этого человека оборвалась в результате убийства, после чего халифом стал тот самый Али, двоюродный брат пророка Мухаммеда которого изначально продвигали шииты. Естественно, в смерти Усмана обвинили шиитов сторонников Али и после этого началась религиозная гражданская война условно говоря, между суннитами и шиитами. Вот с тех самых пор два этих течения и «враждуют». Получается, сунниты и шииты по-разному понимают «цепочку преемственности» в исламе. Шииты считают, что истинный ислам идет от Мухаммеда через его кровного родственника Али и далее по цепочке кровного родства. Первых трех халифов они не признают. До сих пор шииты признают духовную власть только за потомками кровными родственниками пророка Мухаммеда. Сунниты же считают, что духовная власть может принадлежать любому человеку, если он ведет себя должным образом и достоин столь высокого сана. Соответственно, они признают первых трех халифов НЕ кровных родственников Мухаммеда. Таким образом, мы имеем дело с классическим религиозным расколом, при котором верующие «избирают» себе духовных лидеров по разным линиям.
Подобные же вещи случались и в христианстве, и в иудаизме и во многих других религиях случаются и до сих пор, если посмотреть на нашу соседку в Восточной Европе Фактические различия Итак, причины раскола и вражды суннитов и шиитов мы выяснили. Но в чем же заключается фактическая разница в поведении суннитов и шиитов? Вообще, и те, и другие — это все-таки мусульмане. Разница заключается в нюансах.
Шииты в Секторе Газа – ХАМАС предлагает суннитам «терпение»
Разыскивая их, Израиль начал самую масштабную за десятилетие операцию на Западном берегу. За 16 дней Армия обороны поразила 3,3 тысячи объектов террористической инфраструктуры в секторе Газа. Тогда американский лидер признал Иерусалим столицей Израиля и выразил намерение перенесли туда американское посольство. Контроль над всей территорией Иерусалима Израиль получил в результате Шестидневной войны 1967 года, по итогам которой под его суверенитет перешла восточная часть города. Согласно резолюциям ООН, статус Иерусалима как израильской столицы оспаривается значительной частью мирового сообщества, большинство стран расценивает Восточный Иерусалим как палестинскую территорию, оккупированную Израилем. Нападение на участников музыкального фестиваля 7 октября 2023 года представители ХАМАС напали на участников музыкального фестиваля Nature Party на юге Израиля. Вечеринка была посвящена еврейскому празднику Суккот, большинство присутствовавших — молодежь, среди которой много туристов.
По словам участников фестиваля, террористы, одетые в военную в форму, прибыли в фургонах и открыли стрельбу по присутствующим.
Каждый мусульманин в основе своей является мусульманином до тех пор, пока не утвердится обратное, в противном случае он остается муслимом. И мы будем обращаться с ним, как с мусульманином. Саъад из Саъудии задал вопрос шейху Усману аль-Хамису: кто такие шииты — это религия или мазхаб?
Если это мазхаб, подобно 4 суннитским мазхабам, то нет никаких проблем, но если они разнятся с нами в вопросах убеждения и выходят из ислама, то как тогда они могут посещать Мекку и совершать хадж и умру, тогда как Аллах сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети»; то есть пусть не приближаются к Каабе? Я не могу представить шиизм как мазхаб, это целая религия.
Это религия, которую мы не знаем! Начиная с тавафа у могил, оскорблений сподвижников пророка мир ему …, многобожие в чистом виде, ни веры в Господство Аллаха, ни в Его божественность…, даже курайшиты-язычники ничто по сравнению с ними. То есть удивительные вещи из многобожия мы можем найти в их книгах и в их словах. Так почему же им позволяют совершать хадж?
Мы не верим в то, что все шииты придерживаются этих искаженных убеждений.
После него по порядку идет мусульманин нововведенец. Вслед за ним идет неверующий из числа людей Писания.
И затем, в порядке убывания, идет неверующий не из их числа. И если мы радовались победе людей Писания над неверующими, подобно тому, как радовались верующие вместе с Пророком мир ему , что подтверждают слова Аллаха: «Побеждены римляне, в ближайшей земле, но после своего поражения они одержат верх, через несколько лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого.
Они радовались победе римлян над персами, и поэтому мы радуемся победе людей Писания над неверующими не из их числа. И также мы огорчаемся победе неверующих над людьми Писания, несмотря на то, что все они — неверующие. Это же относится к вопросу, связанному с выбором между мусульманином нововведенцем и неверующим из числа людей Писания или не из их числа.
Без сомнений мы выберем мусульманина нововведенца вместо неверующего, будь он из числа людей Писания или нет. За исключением того случая, когда нововведенец дошел до ширка, тогда он станет вероотступником. И раз он станет муртаддом, то он будет хуже обычного неверующего из людей Писания, и будет наравне с неверующим мушриком.
Вероотступник хуже приверженца Писания.
Между тем, согласно информационным структурам близким разведслужбе Египта, "значительный прогресс достигнут на переговорах между египетскими посредниками и израильской делегацией". Представители Израиля также заявляют, что "переговоры прошли очень хорошо, в доброй обстановке, и что налицо прогресс по всем параметрам". По их словам, египтяне пытаются надавить на ХАМАС, чтобы группировка заключила соглашения, поскольку Израиль имеет очень серьезные намерения выдвинуться в направлении Рафаха.
ХАМАС толкнул «пирамидку»
- ХАМАС начал изучать новые предложения Израиля по урегулированию в Газе
- ХАМАС ждет ответа своего лидера в Газе на предложения по обмену заложников
- Что такое «Хезболла»?
- Telegram-канал «Сезон хамсинов»: ХАМАС теряет поддержку — Росбалт
- Восток запылал: обернется ли конфликт на Ближнем Востоке третьей мировой
Восток запылал: обернется ли конфликт на Ближнем Востоке третьей мировой
Хамас незаинтересован в перемирии или достижении компромисса с Израилем. Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны. Hamas expressed “disappointment” that the United States and 17 other nations have called for the release of hostages, saying in a statement the countries omitted calls for a lasting cease-fire and Israeli withdrawal from Gaza.
Асад шиит или суннит. Почему Асада не любят в арабских странах и в целом на Ближнем Востоке
В ответ Армия обороны Израиля нанесла авиаудары. По заявлению израильских военных, они поразили 140 военных целей. В Израиле в результате обстрелов погибли 12 человек, более 300 были ранены. В результате операции в секторе Газа погибли 243 человека, более 1,9 тысячи были ранены. Группировка выпустила от 2500 до 5000 ракет по Израилю, в результате чего погибло по меньшей мере пять человек. Одновременно с этим около 3 тысяч боевиков пересекли границу с Израилем. Часть из них напала на проходивший неподалёку фестиваль Nature Party. Боевики захватили концертную площадку, открыли стрельбу по толпе и взяли многих участников в заложники. На фестивале были убиты 347 молодых людей, граждан Израиля и других стран, и 17 полицейских.
Так, в результате атаки на кибуц Беэри были убиты по меньшей мере 130 человек, включая женщин и детей. Множество людей было похищено и угнано в сектор Газа. Количество жертв составило 1139 человек, включая 36 детей, 71 иностранца, 695 израильских гражданских. Эта цифра не учитывает пропавших без вести и жертв сексуального насилия [118]. Около 6900 человек в результате атаки были ранены [117]. Также существуют свидетельства о массовых изнасилованиях израильтянок боевиками ХАМАС [119] [120] [121]. Как стало известно позднее, ХАМАС планировал продолжать атаки на Израиль после нападения 7 октября, в том числе продвигаясь к крупным городам. Боевики хотели спровоцировать операцию Израиля в секторе Газа и более масштабный конфликт на Ближнем Востоке, который бы привёл к разрыву связей Израиля с арабскими странами [122] [123].
В качестве ответных действий Израиль начал наземную операцию «Железные мечи» в секторе Газа, поставив перед собой цель полностью уничтожить ХАМАС [124] [125] [126]. На начало января Израиль завершил наземную операцию на севере сектора Газа и планировал начать операцию на юге [127]. Чтобы завоевать поддержку населения, ХАМАС инкорпорировал в свою идеологию элементы исламизма , джихадизма и палестинского национализма. Это позволило привлечь значительное число сторонников, разочарованных неэффективностью работы ООП и отсутствием радикального движения за освобождение Палестины [129] [130] [131] [132] [133]. Основные идеологические принципы организации изложены в уставе ХАМАСа [en] , принятом 18 августа 1988 года. Помимо Устава, шейх Ахмед Ясин не оставил трудов, в которых были бы представлены его политические и философские взгляды [134]. Поэтому Устав ХАМАСа 1988 года начинался с цитаты египетского исламского проповедника Хасана Аль-Банны : «Израиль будет существовать только до тех пор, пока не будет уничтожен исламом, так же, как ислам уничтожил других до него». Даже на гербе организации изображены два скрещённых меча на фоне Купола Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме и в обрамлении палестинских флагов , а вверху — контур палестинского государства, занимающего территорию Израиля [135].
В состав «Оси», помимо ХАМАС, входят ливанская шиитская организация « Хезболла » признана террористической в ряде стран и про-сирийские ополченцы [136]. Хартия описывает «западную цивилизацию» как находящуюся в зависимости от «еврейских финансовых кругов» и коллаборационирующую с «сионистскими захватчиками» [134]. При этом евреи обвиняются в развязывании мировых войн и в разрушении Исламского халифата. Хартия содержит выдержки из Корана и хадисов. Ислам и иудаизм рассматриваются как абсолютные противоположности, и противостояние между ними является определяющим аспектом всего процесса мировой истории [134] [129]. В тексте также подчёркивается вклад женщин в освободительную борьбу, отмечая, что «роль мусульманской женщины не менее значима, чем роль мусульманина» [130]. Судный день не наступит до тех пор, пока мусульмане не сразятся с иудеями. Мусульмане будут убивать их, так что иудеи будут прятаться позади камней или деревьев, а камни и деревья будут говорить: «О мусульманин, вот позади меня иудей, иди же и убей его!
Для этого мусульманам нужно вернуться к «истинному исламу» и использовать методы джихада для полного уничтожения Израиля и евреев [137] [138]. Вскоре после публикации Устава в 1988 году официальное информационное агентство ХАМАС выступило с заявлением, что территория Палестины является исламской, а любые усилия в направлении «мирного урегулирования» противоречат принципам Исламского движения сопротивления [134]. Худна отличается от идеи постоянного мирного урегулирования и подразумевает временные соглашения с врагом на период до 10 лет. Это не предполагает признание Израиля или согласие ХАМАС на территориальные уступки — только временное прекращение огня или насилия [134]. Написанные в период до Второй интифады документы по тональности были менее радикальными, чем Устав 1988 года. Однако они по-прежнему описывали ХАМАС как агрессивное исламистское движение, борющееся за «освобождение Палестины» и выступающее против права Израиля на существование [77]. Подобные радикальные взгляды значительно ограничили возможности взаимодействия группировки с внешним миром [139]. Движение ХАМАС стремилось к улучшению своих отношений с Египтом и Западом, а также к созданию более умеренного облика, что помогло бы ему выйти из списка террористических организаций [141] [130] [142].
В 2017 году организация опубликовала более умеренную декларацию, определяющую основные идеологические мотивы движения [143] [144]. Новая декларация отличалась от Устава 1988 года по трём основным пунктам. Согласно новой декларации, «ХАМАС отвергает любую альтернативу полному и окончательному освобождению Палестины, от реки до моря », но считает создание суверенного палестинского государства в границах 1967 года «формулой национального консенсуса» [145] [130]. Также в новом документе ХАМАС подчеркнул существующее различие между евреями и иудаизмом и современным сионизмом. ХАМАС заявил, что борьба ведётся против «расистского, агрессивного, колониального и экспансионистского» сионистского проекта Израиля, но не против иудаизма или евреев. Также обновлённой декларации отсутствовали некоторые антисемитские формулировки Устава 1988 года. Более того, из обновлённой декларации были убраны упоминания о «Братьях-мусульманах» [129]. Несмотря на это, ХАМАС сохранил определение освобождения Палестины как «законной деятельности» и «акта самообороны», подчёркивая, что оружие остаётся основным средством достижения целей [130].
Антисемитизм См. В своём уставе 1988 года ХАМАС ссылается на антисемитские документы, такие как « Протоколы сионских мудрецов », и выражает непримиримую вражду к еврейскому народу и Израилю [146] [147]. Организация активно использует антисемитскую пропаганду для достижения своих целей, в том числе через литературу и телевизионные программы. Книга «Конец евреев» араб.
Anti-war protesters dig in as some schools close encampments after reports of antisemitic activity Police in riot gear cleared an encampment on the campus of Northeastern University in Boston as several dozen students shouted and booed at them from a distance. College tent encampments protest Israel-Hamas war in Evanston, Ill.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Поскольку сунниты то же считают, что следует жить так как записано в Коране и поэтому в той же Саудовской Аравии где доминирует ваххабизм — суннитское течение даже под микроскопом очень трудно разглядеть где заканчивается светское и начинается религиозное.
За тысячу с лишним лет существования ислама, шиизм и суннизм разошлись так же далеко как и Вояджер с Землей. Сформировались религиозные обоснования для каждого ответвления ислама и возникли политические центры, которые никогда не расстанутся со своей властью и всячески будут сохранять это разделение. Главным местом силы шиизма на сегодняшний день является Иран, это единственное в мусульманском мире государство победившего шиизма, больше таких нет, во всех остальных странах шииты даже если составляют большинство, то не у власти. А если их половина или даже больше, как в Ираке или Бахрейне, тогда остается уповать на Аллаха дабы он помог сохранить власть суннитов. На самом деле, опросы на религиозную тему в мусульманских странах не проводят, ибо это чревато вспышками насилия со как стороны тех, кто увидев, что он в меньшинстве в целях самозащиты начнет сокращать численность большинства посредством автомата Калашникова, так и со стороны тех кто поняв что он в большинстве, захочет пользуясь своим превосходством еще больше уменьшить меньшинство. Но даже при таком великолепном соотношении нападения и защиты на поле, у суннитов пока не получается выиграть матч , хотя они безусловно стараются.
Китай созывает «палестинский саммит» с ХАМАС и ФАТХ
Детали ответа еврейского государства в ХАМАС раскрывать не стали. Хамас на протяжении многих лет получал, деньги и оружие от израиля для того чтобы та воевала с движением Ясира Арафата. Поддержка действий ХАМАС в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан снижается.
Восток запылал: обернется ли конфликт на Ближнем Востоке третьей мировой
Также ХАМАС сотрудничает с шиитами и делает это открыто, будь это шииты Ирана или же "хизбу-Ллах" Ливана. Ранее высокопоставленный представитель ХАМАС Халил аль-Хайя заявил в интервью АР, что его организация согласится на перемирие на пять лет при условии, что израильская сторона пойдёт на создание независимого палестинского государства в границах 1967 года. Видео, как отмечает газета, целенаправленно адресовано израильской общественности, при этом ХАМАС утверждает, что военное давление не привело к освобождению заложников и что израильтяне должны продолжать оказывать давление на своих собственных лидеров. В ходе непрямых переговоров выяснилось, что ХАМАС не требует окончательного прекращения войны на первом этапе сделки.
Израиль ждет ответа от ХАМАС
При этом Халиль аль-Хайя не упомянул, кому будет принадлежать Иерусалим в случае урегулирования конфликта. Статус Иерусалима является одной из главных причин начала палестино-израильского конфликта. Он отметил, что палестинцы продолжат их удерживать до тех пор, пока израильтяне не прекратят боевые действия и полностью не выведут свои вооруженные силы из сектора Газа.
А шииты помимо этих мечетей совершают паломничество и в иракский город Кербела - к мавзолею убитого имама для обряда поминовения.
Основные мусульманские праздники Курбан-байрам, Ураза-байрам все мусульмане отмечают по единым традициям, а день Ашура с расхождениями. Для шиитов это поминальная процессия, связанная с мученической смертью внука Мухаммеда Хусейна. По сей день в отдельных шиитских общинах практикуют в эту дату нанесение себе кровоточащих ран мечом или цепями под траурные песнопения.
Сунниты воспринимают день как любой другой траур. Сунниты с шиитами расходятся и во взглядах на временный брак. Первые считают, что это хоть и разрешено пророком Мухаммедом во время военного похода, но вскоре попало под запрет по его же воле.
А вот шиитские проповедники ссылаются на Коран, признавая временные браки и не ограничивая их количество. Современные очаги конфликтов и роль американцев Размещение представителей двух ветвей. На рубеже веков обострились разногласия между двумя течениями, что спровоцировала политическая обстановка на Ближнем Востоке.
В 1979-м в Иране прогремела Исламская революция, подбодрившая шиитов. И Ирак, где большую часть населения представляют шииты, а верхи суннитские, объявил Ирану войну. Это стало первым вооруженным столкновением мусульман в новейшей истории.
Свержение Саддама Хуссейна в 2003-м стало новым конфликтом. Шииты возвратили себе высокие посты и укрепились в системе госуправления, что не обрадовало суннитов. Эти столкновения уже сильнее походили на борьбу за власть.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
За вылазкой террористов с большой долей вероятности могут стоять радикальные суннитские террористические группировки, которые, возможно, аффилированы с ИГИЛ. При этом не стоит исключать и возможную причастность к сегодняшней атаке израильской стороны», - пояснил эксперт. Учитывая, что ИГИЛ вышел из Ирака, где большинство населения шииты, так же как и в Иране, по мнению политолога, ираниста Карине Геворгян, Ирану долгое время удавалось предотвращать теракты благодаря неплохой работе агентуры. Иран для ИГИЛ один из главнейших врагов по идейным соображениям, поэтому исламисты собирались устроить там аналог Сирии, пояснила востоковед. В глобальном ближневосточном конфликте Иран стал выступать чуть ли не как миротворец, как некий центр притяжения. Поэтому не исключено, что есть заинтересованные силы, в частности из-за океана, дестабилизировать Исламскую республику и нивелировать все его потуги на международной арене как хладнокровного и влиятельно игрока.
Ранее несколько мусульманских стран разорвали дипломатические отношения с Катаром. Страны, присоединившиеся к блокаде, обвинили Катар в поддержке террористов и финансировании «террористических, экстремистских и сектантских группировок во главе с ассоциацией «Братья-мусульмане». Вслед за разрывом дипломатических отношений с Катаром, страны залива решили объявить Дохе и экономическую блокаду. При этом шиитский Иран был обвинен в некой тайной игре с суннитским Катаром. По мнению востоковеда Бориса Долгова, обострение ситуации носит временный характер, и ждать начала большой ближневосточной войны не стоит.
Hamas says it received Israel's official response to its position over ceasefire
Но есть еще один аспект, который упоминается реже: сирийский конфликт, не являющийся религиозным по своей сути, нередко провоцирует вражду на религиозной почве. В связи с событиями на Ближнем Востоке сегодня многие говорят об исходе беженцев и о терроризме как об общих бедах. О том, что из Сирии бегут многие христиане, говорил 22 января 2014 года в Швейцарии министр иностранных дел России Сергей Лавров, открывая международную конференцию по Сирии. Еще одна фраза из его выступления , наверняка, привлекла внимание не только специалистов: «Все более опасные масштабы в преломлении сирийского кризиса принимают противоречия внутри ислама, которым нельзя позволить возобладать».
От войны в Сирии выигрывают экстремисты Речь идет, в первую очередь, о противоречиях между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами. Раскол в исламе возник почти четырнадцать веков назад, сразу же после смерти пророка Мухаммада. В истории были периоды стабильности, когда различные общины в тех или иных государствах мирно уживались друг с другом, но периодически случались и конфликты.
И сейчас на Ближнем и Среднем Востоке мы наблюдаем очередной всплеск напряженности. Хотя, на мой взгляд, о масштабной войне между шиитами и суннитами речи пока не идет, эта угроза резко возрастет, если международные посредники не смогут остановить разрушительные процессы в Сирии. PEW Forum on Religion and Public Life В отличие от многих других стран Тунис, Египет, Ливия , мозаичная с точки зрения религиозного и национального состава Сирия при резкой и кардинальной смене режима окажет гораздо более ощутимое влияние на расстановку сил на Ближнем Востоке.
Но и продолжение войны в Сирии, как это происходит сейчас, тоже не сулит ничего хорошего. Чем дольше люди воюют, тем ожесточеннее они становятся, тем больше с обеих сторон радикалов, а они воспринимают ситуацию упрощенно. Некоторые противники Асада, например, считают, что более сорока лет у власти в Сирии находится шиитское меньшинство, за которым сегодня стоит шиитский Иран, а противостоит ему суннитское большинство, опирающееся на поддержку арабских суннитских монархий.
Этот тезис примитивен и отражает лишь малую часть общей картины. Но если в самом начале сирийский конфликт не носил религиозного характера, то сегодня можно привести немало примеров гибели людей в Сирии только из-за «иной» религиозной принадлежности.
Дальше — больше. В этот день Иран возобновил дипломатические отношения с Суданом, который до этого пошёл на нормализацию отношений с Израилем.
В тот же самый день официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Насер Канани предостерёг Израиль от совершения каких-либо «глупых шагов» в отношении Исламской республики. Фрагменты из выступления Канани свидетельствуют о том, что в Тегеране явно не расстроены событиями в Израиле: «Палестинская нация, права которой нарушались израильским режимом на протяжении более 75 лет, имеет право использовать свои возможности для самозащиты и предотвращения актов агрессии… Выдвижение подобных заявлений о причастности Ирана к атаке ХАМАС. В общем, у Ирана точно нет поводов для скорби, ведь Израиль несёт потери. Атака ХАМАС уже негативно отразилась на шекеле, а палестинские ракеты повредили или разрушили часть жилого фонда еврейского государства.
Кроме того, хамасовцы нанесли удары по электростанции «Рутенберг» в Ашкелоне, которую придётся восстанавливать. Как ни крути, а всё же евреям лучше живётся в таких странах как Россия, США и Канада, а не в маленьком Израиле, где мало территории, засушливый климат, высокие цены и беспокойные арабские соседи. На отток населения из Израиля, особенно образованной части, давно делают ставку как палестинские группировки, так и ливанская шиитская группировка Хезболла. Религиозные различия хамасовцы — сунниты, а большинство иранцев — шииты в данном случае не являются определяющими, тем более что официальный Тегеран работает с суннитами.
Поэтому телефонные переговоры, состоявшиеся на второй день боевых действий 8 октября между президентом Ирана Ибрахимом Раиси и главой политбюро ХАМАС Исмаилом Ханией выглядят вполне естественно. Те, кто занимается пустословием, утверждая, будто недавний героический подвиг совершили не палестинцы, ошибаются в расчётах». Более того, Хаменеи даже пригрозил Израилю и его покровителям последствиями: «Сионистский режим, играя роль жертвы, стремится удвоить притеснения палестинцев, нападать на мирных жителей и убивать жителей Газы.
Его заместитель Ахмед Авад ибн Мубарак отказался возглавить правительство, опасаясь угроз со стороны лидера хуситов Абдул-Малика аль-Хуси. В результате через две недели власть в стране перешла к новому премьеру Халиду Махфузу Бахаху, кандидатуру которого одобрили хуситы. Но и этого йеменским военным радикалам показалось мало. Вооружённая борьба продолжилась, и вскоре под контролем группировки оказались ещё несколько крупных городов в центре страны, здания государственной нефтяной компании «Сафер петролеум» и государственной газеты «ас-Саура» в Сане.
Бахах, поначалу поддержанный хуситами, вскоре перестал устраивать их на посту главы правительства. Так что 19 января 2015 года боевики «Ансар Аллах» захватили правительственный кортеж премьера и здание государственной телекомпании в Сане, а 20-го — здания спецслужб и столичную резиденцию президента Абд Раббу Мансур Хади. После этого 22 января президент под давлением хуситских боевиков подал прошение о своей отставке, в то время как члены правительства Йемена тоже решили уйти в отставку. Экстренное заседание правительства, где должны были проголосовать за или против отставки главы государства, так и не состоялось. И 1 февраля хуситы выдвинули политическим партиям страны новый ультиматум: если через три дня правительство не сформируют, политические решения будут принимать повстанцы. Так и произошло: официальные власти оказались абсолютно дезориентированы происходящим и не смогли ни прийти к консенсусу, ни выдвинуть новых кандидатов на фоне угрозы вооружённых столкновений с недовольными хуситами. Большинство политических сил страны вступили с ними в коалицию и организовали «президентский совет», который должен был управлять страной в течение года до новых выборов.
Помимо того, хуситы заявили о роспуске палаты представителей страны и формировании правительства технократов. Временным же правительством стал Революционный комитет под управлением Мухаммедом Али аль-Хуси. Военная операция против хуситов Военный переворот в Йемене не понравился союзникам этой арабской страны. И в первую очередь — Саудовской Аравии, которая уже принимала участие в подавлении восстания хуситов. Вечером 25 марта 2015 года ВВС Саудовской Аравии начали военную операцию «Буря решимости», целью которой был разгром сил хуситов и возвращение законной власти в Йемене. При этом с саудитами сотрудничали другие страны Персидского залива — Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн и пр. Затем саудовские ВВС закрыли воздушное пространство над Йеменом и объявили его зоной, запретной для полётов.
Следом начались полномасштабные военные действия с применением авиации, артиллерии, ВМС. Однако сразу после «Бури решимости» объявили другую операцию, «Возрождение надежды». Цель — точечная борьба с терроризмом, защита гражданского населения и возвращение политической стабильности в Йемене. Авиаудары по военным базам и позициям хуситам продолжились , а на города и провинции сбрасывались листовки, призывающие местных жителей присоединяться к борьбе с мятежниками. Тем временем экс-президент Йемена Абд-Раббу Мансур Хади, бежавший из страны после начала заварушки, объявил, что планирует вернуться в страну и сделать город Сайун, расположенный в восточной провинции Хадрамаут, временной столицей государства. Одновременно свои бомбардировки продолжали войска арабской коалиции, в результате чего был серьёзно повреждён Старый город столицы Йемена Саны, включённый в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дело уверенно двигалось к гуманитарной катастрофе.
В связи с обстановкой многие зарубежные страны временно закрыли свои посольства в Йемене и эвакуировали граждан. Однако уже через несколько дней коалицию из этого списка убрали под давлением Саудовской Аравии, пригрозившей прекращением финансирования ряда гуманитарных программ для детей из Палестины, Южного Судана, Сирии, Йемена. ООН подготовила дорожную карту выхода из кризиса в Йемене, которая предполагала: отмену принятой хуситами Конституции 2015 года; роспуск Революционного совета; двухлетний переходный период; возвращение беглого правительства в Сану в течение двух месяцев.
При этом Халиль аль-Хайя не упомянул, кому будет принадлежать Иерусалим в случае урегулирования конфликта. Статус Иерусалима является одной из главных причин начала палестино-израильского конфликта. Он отметил, что палестинцы продолжат их удерживать до тех пор, пока израильтяне не прекратят боевые действия и полностью не выведут свои вооруженные силы из сектора Газа.