В сочетании чт буква ч произносится как [ш] в словах что, что-то, чтобы, кое-что, ничто и других однокоренных словах.
Согласные звуки и буквы
Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд: вожжи, дребезжать, дождь. Звонкие и глухие согласные звуки Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие. Глухие согласные звуки — это звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума.
Он звонкий: жар, жужжит, жёлтый. Шипящие ж— ш составляют пару по звонкости-глухости: жар-шар, жаль-шаль, жест-шест. Звуки ч, щ не имеют пары по звонкости. По мягкости-твёрдости ни одна шипящая не образует пары с другими согласными. Всегда твёрдыми согласными являются шипящие звуки[ж], [ш]: жук [жук], шорох [шорах].
Правописание шипящих в сочетаниях с гласными и согласными Ребята, чтобы быть грамотными, надо знать правила написания букв в разных словах. Сегодня мы выучим правописание шипящих с гласными, выясним, как пишутся сочетания чк,чн, чт, щн. Правила написания ча-ща, чу-щу, жи-ши Шипящие звуки дружат не со всеми гласными. Послушайте историю от Мудрого Филина, почему так получилось. Солнце светило ярко, деревья приветливо шелестели листьями. Грибы сидели почти под каждым листом и травинкой. А тут и ягоды сами в корзинку просятся.
Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило: согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э; и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я. Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными. Твердые и мягкие согласные Глухие и звонкие согласные звуки Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные — только из шума. Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит!
Подробнее Проект Дефектология Проф Первое знакомство ребенка со звуками и буквами происходит еще в младших классах. К тому времени малыш уже умеет говорить, но еще не понимает, из чего состоит его речь. Многие родители занимаются обучением дошколят дома. Ребенку достаточно просто объяснить, в чем заключается разница между гласными и согласными, но отличия между твердыми и мягкими звуками не всем даются так легко. Предлагаем несколько популярных способов обучения, которые в игровой форме помогут ребенку научиться разбираться в этом вопросе. Перед тем, как приступить к обучению, вы должны объяснить малышу, что из себя представляют разные органы носоглотки, которые необходимо задействовать для произнесения тех или иных звуков. Твердые и мягкие согласные Как научить ребенка отличать мягкие звуки от твердых? Начать надо с того, что мягкость и твердость — это характеристика только для согласных звуков. Гласные здесь на подпевках. Хотя твердость и мягкость для них не характерна, именно их близкое соседство в некоторых словах может повлиять на эти свойства согласных звуков. Основное отличие между мягкими и твердыми звуками заключается в особенностях их произношения. Если человек произносит мягкие согласные звуки, то середина его языка приподнимается к небу и перекрывает проход, по которому движется воздух, а кончик слегка выдвигается вперед к зубам. Это дополнительная артикуляция. Сам процесс называется палатализацией. Малышам знать такие сложности ни к чему, но родителям для расширения кругозора подобный термин может пригодиться. Во время произношения твердых звуков подобное не происходит. Чтобы самому понять разницу, достаточно произнести на пробу слово, в котором один и тот же звук выступает в роли твердого и мягкого. Для примера возьмем «перерыв».
Согласные звуки
"Буква ч звонкая или глухая?" есть на нашей странице! Подробно рассмотрим задачу и пути ее решения! Итак, вы теперь знаете, что буква Ч является согласным звуком. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. На странице вопроса Буква Ч может означать звук: мягкий, твердый, гласный, мягкий и твердый?
Буквы «ч» и «ш» перед «н» и «т»
При этом стоящие перед ними согласные изменяются. При произношении слов они воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция уподобление согласных по признаку мягкости. Например, в словах «дочка», «изящный», «конечный» эта характеристика очевидна.
Это можно понять по словам, которые изменили своё звучание, например, кори[шн]евый и сливо[шн]ый. Подобное произношение вышло из употребления и не является верным.
Поэтому в русском языке существует орфографическое правило. Правило Сочетания «ча», «ща» пишутся с буквой «а», а «чу», «щу» — с буквой «у». Эта приобретённая фонетическая мягкость согласных не обозначается в письменной речи.
Используем звуковые модели. Артикуляция звука ч губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы не смыкаются. Вывод: согласный, глухой, всегда мягкий. Где слышим, какой он? Е Знакомство с буквой найти букву в кассе, объяснить, почему их две, затем найти её на ленте букв. Первой букве в слове чтение — букве Ч моё почтение.
Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом! Разобралась сразу же , всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время , сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем! Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Буквы «ч» и «ш» перед «н» и «т»
Согласные звуки довольно часто звучат грубее гласных и чаще всего произносятся с характерной голосоподачей. В отличие от гласных звуков, согласные могут быть: Мягкими и твёрдыми Звонкими и глухими Парными и непарными Звонкие звуки подаются с дрожанием артикуляционного аппарата, а глухие — с незначительным шумом. Разница заключается в том, как будет звучать слово в конечном счёте. Парные согласные имеют пару из глухого или звонкого звука.
Дочка, мечта, ночной, пончик, женщина, овощной, борщ. Произнесите эти слова вслух и обратите внимание: между выделенными согласными будто бы слышится мягкий знак. Однако теперь мы знаем, что писать его там не следует.
Дело в том, что иногда в словах с сочетаниями чн или чт буква ч произносится как [ш]. Рассмотрим сначала сочетание чн. В некоторых случаях единственным правильным произношением будет именно [шн], например, в словах конечно, скучно, нарочно, яичница. Это касается слов булочная, прачечная.
В отличие от гласных звуков, согласные могут быть: Мягкими и твёрдыми Звонкими и глухими Парными и непарными Звонкие звуки подаются с дрожанием артикуляционного аппарата, а глухие — с незначительным шумом.
Разница заключается в том, как будет звучать слово в конечном счёте. Парные согласные имеют пару из глухого или звонкого звука.
Считается, что самые первые механические карманные часы были изготовлены в 1503 году, немецким часовщиком Питером Хенлейном из Нюрнберга.
Он решил заменить маятник и гири, которые использовались в настенных и напольных часах на спиральную пружину. Заводить часы изготовленные Питером Хенлейном достаточно было раз в двое суток. Достаточно быстро карманные часы завоевали популярность. Следует отметить тот интересный факт, что их стали называть «Нюренбергским яйцом», хотя их форма была совсем не похожа на яйцо.
Первые наручные часы были изготовлены в 1812 году для королевы Неаполитанской. Изготовил эти часы часовщик из Швейцарии — Авраам-Луи Брег. Следует так же отметить тот интересный факт, что на протяжении достаточно долгого времени наручные часы считались женским аксессуаром, поэтому их производили в достаточно малых количествах. Мужчины смогли оценить удобство наручных часов, в период Первой Мировой войны.
Привычка сверять время по наручным часам сохранилась и в мирное время, в силу этого к началу Второй Мировой войны они фактически полностью вытеснили карманные. Карманные часы продолжали изготавливаться лишь для любителей стильных вещей. Чтение рассказа про часы. Буква н и звук н.
Формирование умения находить букву.
Конспект урока по обучению грамоте «Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч»
Нечасто младшему школьнику удается запомнить эту информацию сразу. Скачать картинку Для ускорения запоминания можно сделать инсталляцию: изготовить 3 поролоновых фигурки, на них изобразить буквы «ч», «щ», «й», также сделать 3 фигурки из твердого материала, например, древесины, начертить на них «ж», «ц», «ш». По структуре материалов ребенок сразу вспомнит, к какой категории относятся звуки: поролон мягкий, а дерево твердое. Сделанные фигурки желательно зафиксировать на видном месте, на письменном столе, где школьник занимается. Ежедневно ребенок будет поглядывать на буквы, постепенно у него в памяти отложится правильная информация.
Как определить твердый или мягкий согласный звук Прежде чем рассказывать школьнику, как различить мягкие и твердые звуки, необходимо объяснить ему, что понятие мягкости-твердости характерно исключительно для согласных. Гласные фонемы при произношении певучие, протяжные, установить для них твердость или мягкость невозможно. Но именно гласные определяют, к какой категории относится стоящая впереди согласная. Потому что от гласной зависят артикуляционные особенности проговаривания одной и той же согласной.
При мягком проговаривании согласной средняя часть языка поднимается к нёбу, тем самым перекрывает выходящий ток воздуха. Одновременно конец языка высовывается в сторону зубов. Описанная артикуляционная особенность — это палатализация.
В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей.
В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем. Как только станет понятно, что с основами определения звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по принципу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего. Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.
Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим. Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок. Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии. Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец? Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими. Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные исключение [ж]-[ш] [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка». Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу: Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать. Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме. Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное — не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый — ребенок ловит мяч, а если мягкий — нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку. Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков. Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким.
Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ. Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить. Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх. Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью.
Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию. Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными например, мелодия «В лесу родилась елочка». А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении. Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество. При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме.
В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил. Первый класс — это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится.
Всегда мягкими - «й», «ч» «щ». Остальные согласные звуки будут «соглашаться» с гласной или Ь и Ъ, стоящими после согласного. Соглашаться быть твердыми или мягкими. Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» и «ъ» будут превращать согласный звук в твердый. Гласные «я», «ё», «ю», «е», и «ь» будут превращать согласный звук в мягкий. Теперь вернемся к слову «ёжики» [Й] — согласный, непарный, звонкий, мягкий. Ё [О] — гласный, ударный. Ж [Ж] — согласный, парный, звонкий, твердый.
Твёрдые и мягкие согласные звуки .
В сочетании чт буква ч произносится как [ш] в словах что, что-то, чтобы, кое-что, ничто и других однокоренных словах. Мягкий [ц'] произносится в слове пяться; в сочетании мать Сережи, где такой звуковой облик приобретает мягкий [т'] перед мягким [с']. Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Большинство букв могут обозначать как твердые, так и мягкие звуки, в зависимости от того, какие звуки находятся рядом с ними.
Задавайте вопросы носителям языка бесплатно
- Шипящие согласные [ж], [ш],[ч'], [щ'] — урок. Русский язык, 2 класс.
- Содержание
- Глухие и звонкие согласные звуки
- Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (с таблицей)
Твердый и мягкий согласный звук — понятие и основные отличия
В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. Правописание букв «ч» и «ш» перед «н» и «т» на стыке значимых частей слова. Некоторые особенности произношения твёрдого звука «ш» вместо мягких «ч» и «щ». Буду ли я ошибочной, если предположу, что некогда в русском существовали и твёрдая, и мягкая Ч, со временем они слились в один звук, а правописание -ч, -чь так и осталось?
Буква Ч: черти в церкви
Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже. Объясните понятно? Kirill221133 27 апр. Все остальные это непереходные.
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой профиль! Footballivan03 27 апр. Каныш Сатпаев.
Динмухамед Кунаев. Нурсултан Назарбаев... Елизавета199 27 апр.
Ведь животные наши братья меньшие. Все прекрасно знают , что животное тебя не предаст, не кинет , не обидит.
Буква ь обозначает мягкость согласных звуков на письме в конце и в середине слова. Например: журнальчик, штопальщик. В сочетаниях чн, чк, щн, нч, нщ, чт буква ь не пишется, так как буквы ч, щ обозначают всегда мягкие звуки и не нуждаются в дополнительном смягчении с помощью ь. Например: отличник, печка, хищник, почти, птенчик, каменщик, нянчить.
На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком ь : Например: тетрадь, конь Буква ь пишетсяч перед суффиксами -чик, -щик только после л Например: пальчик, стульчик, пильщик, стекольщик, но одуванчик, балкончик, банщик, каменщик. В буквосочетаниях чк, чн, щн мягккий знак не пишется. Например: Нет Сочетания букв жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, нщ, рщ на письме воспроизводятся всегда в одном и том же виде в любой части слова. Например: Нет 5-9 класс. УМК под редакцией В. Бабайцева, Л.
Перед мягкими согласными в середине слова мягкость согласных обозначается не всегда: песня, вести, гвозди. УМК под редакцией А. Авторы: А. Шмелёв, Э.
Например: мал — [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.
Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда: стоят после гласной, например: маяк — [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк — 4 буквы, 5 звуков; стоят в начале слова, например: ёлка — [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка — 4 буквы, 5 звуков; стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга — [ю] обозначает два звука, так как после него стоит Ь. Буква Е обозначает звуки [Й] [Э]. Буква Ё обозначает звуки [Й] [О]. Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж, непарных мягких ч, щ. Шипящие согласные видео 2. Запомнить непарные твердые и мягкие шипящие таблица 3.
Мягкие и твёрдые согласные
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Какая мягкая и твёрдая буква ч. Вы узнаете что такое согласные звуки, чем отличаются глухие согласные от звонких, какие буквы всегда твердые и какие мягкие. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные. Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
Глухие и звонкие согласные звуки
- Твердые и мягкие согласные (с таблицей)
- Звук «ч» мягкий согласный
- Мягкие согласные буквы в русском языке – правило и примеры звуков в таблице (1 класс)
- Мягкие согласные буквы в русском языке – правило и примеры звуков в таблице (1 класс)
- Буква Ч: черти в церкви