Экспортная цена на уголь из России показала рост в прошлом месяце. Внутренние цены на коксующийся уголь растут вслед за мировыми. 910 объявлений по цене от 2 руб. В апреле стоимость коксующегося угля на внутреннем рынке России поднялась на 30 процентов, до 13,5 тысячи рублей за тонну. Цена при объеме свыше 100 тонн (включая НДС). Уголь-антрацит марки АК. Фракция: 70–200 мм Влага: не более 5% Зольность (Ad): не более 10% Сера (Std): не более 1,3%.
Вот такой уголь можно купить по 100 рублей за тонну на Сахалине
Но долгосрочные перспективы будут зависеть от нескольких ключевых факторов: цена зимой она будет расти , спрос и предложение Китай и Индия сами наращивают добычу и это риск и, конечно, состояние инфраструктуры в России. А состояние инфраструктуры - ограниченная пропускная способность железных дорог Восточного полигона - давняя проблема угольщиков уже ведутся работы по увеличению провозной способности до 180 млн т. Экономика поставок из портов Европейской части России не слишком хорошая. По состоянию на сентябрь FCF всех таких поставок был отрицательным.
А по коксующемуся углю с доставкой в Индию он был отрицательным и при отправлении из Находки Индия располагает собственными большими запасами коксующегося угля, поэтому цены на него там относительно невысоки », - объяснил Коптев. Шахты закрываются? В 2021 году российские угольные компании добыли 439,5 млн т угля более 52 млн т ушло в отходы при обогащении.
На рынок было выведено 386,8 млн т. Но по итогам 2022 года точно будет спад.
A Названы российские города с самыми дорогими углём и дровами Ханты-Мансийск, Евпатория и Черкесск — города с самыми высокими ценами на уголь в РФ, следует из данных Росстата за октябрь 2022 года. По дровам топ-3 несколько иной: среди самых "дорогих" городов — Красноярск, Комсомольск-на-Амуре и Черняховск. При этом средняя цена тонны угля по России превысила 3700 рублей, а кубометра дров — 1800 рублей.
То есть поставки на Восток выросли, но не смогли полностью компенсировать потерю европейского рынка, причем часть отгрузок шла через запад России. В перспективе мы сможем увеличить отгрузки через дальневосточные порты. Речь идет о Восточном полигоне - программе расширения БАМа и Транссиба, по итогам которой грузопоток на Восток сможет вырасти на 40 млн тонн.
Но на это потребуется еще два года по плану работы продолжатся до конца 2024 года , а угледобывающим компаниям как-то нужно прожить этот период. В 2022 году это удалось сделать благодаря высоким ценам, но сейчас, в результате их падения экспорт в Азию через европейские порты становится все менее рентабельным. Почему же тогда продолжают увеличиваться отгрузки?
Причины роста, по мнению Белогорцевой, в том, что в условиях падающих цен морской экспорт энергетического угля из портов европейской части России даже на уровне нулевой рентабельности позволяет предприятиям не сокращать добычу и персонал в ожидании сезонного повышения цен. Кризис пока не затронул экспорт нашего коксующегося угля, он по-прежнему отправляется через порты Дальнего Востока Завкафедрой ГМУ Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина также подчеркнула, что у российского угля низка себестоимость добычи. Поэтому наши компании могут некоторое время работать даже на нулевой рентабельности.
У конкурентов себестоимость добычи и обработки угля выше, и они могут быть выбиты с рынка частично или полностью в зависимости от того, как долго продержатся низкие цены на уголь, а это снизит объемы предложения угля и вызовет рост цен.
Рентабельность по направлениям Специалисты консалтингового агентства Neft Research подсчитали, сколько должна стоить тонна энергетического угля для получения угольщиками нулевой рентабельности. При экспорте сырья через дальневосточные порты по состоянию на начало февраля его цена должна быть на уровне не ниже 8,1 тыс. При экспорте через южные порты — не ниже 6,9 тыс. При экспорте через порты северо-запада — не ниже 7,6 тыс. Раскладки по «заработкам» угольщиков могут выглядеть следующим образом. В портах Северо-Запада они ушли в убыток.
При этом важным фактором в расчётах является себестоимость добычи угля. Для отдельных предприятий угольной промышленности она может быть существенно больше. Угольщики стремятся на восток Напомним, что в конце прошлого года холдинг «РЖД» заключил соглашения с регионами на текущий год о вывозе около 100 млн тонн угля на экспорт в восточном направлении. Так, в 2024 году грузоотправители должны предъявить к транспортировке, а ОАО «РЖД» обеспечить перевозку каменного угля на экспорт из Кузбасса — 54,1 млн тонн, из Якутии — 26,3 млн тонн, из Бурятии — 8,5 млн тонн, из Хакасии — 6,5 млн тонн, из Иркутской области — 3,3 млн тонн, из Тувы — 0,65 млн тонн.
Что ждёт угольную отрасль России в 2024 году?
Дополнительной нагрузкой стали пошлины на экспорт, привязанные к курсу валюты, признал один из собеседников газеты. На этом фоне логистические издержки только растут, добавляют источники «Ведомостей». По их словам, экспорт через северо-западные и южные порты России для многих производителей уже стал убыточным, а поставки через Дальний Восток «балансируют на грани рентабельности». В результате не только падает экспорт, но и сокращается производство, отмечает один из собеседников.
Уголь вместе с тем остается популярным энергоресурсом, мировые цены и спрос растут, отмечал ранее Bloomberg. Это стало результатом энергетической нестабильности Китая, заставляющей Пекин возвращаться к надежным источникам энергии, растущего спроса в Индии, последствий конфликта на Украине и сбоев в международных программах по «отучению развивающихся экономик от ископаемого топлива», объясняет агентство.
Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на сообщение Минпромторга. Рост цен привел к повышению себестоимости производства листового металлопроката на 1,5—2 тысячи рублей на тонну, отметили в ведомстве. Удорожание связывают с привязкой контрактов на внутреннем рынке к мировым ценам.
Однако часто они предпочитают использовать теневые схемы сбыта, продавая коксующийся уголь под видом более дешевого каменного и бурого «серым» трейдерам и тем самым занижая выручку, а после его реализации на экспорт как металлургического уже самими трейдерами — разделяя и выводя в офшоры сверхприбыли. Заинтересованное в получении высоких прибылей от экспорта угля государство никак не контролирует данный сегмент — качество продаваемых углей, как правило, отслеживают собственные углехимические лаборатории, которые выдают соответствующие сертификаты. В результате бюджет остается без необходимых поступлений, тогда как теневой рынок экспорта угля, напротив, процветает. На фоне периодически вбрасываемых в публичное поле опасений, связанных с сокращением мирового спроса на уголь к 2030 году и заменой его трудозатратной добычи экологически чистыми альтернативными источниками энергии, игроки рынка таким образом пытаются успеть заработать на теневом экспорте. Сегодня внимание вопросам развития топливно-энергетического комплекса и одному из важнейших направлений — угольной отрасли — уделяет Торгово-промышленная палата ТПП России, возглавляемая Сергеем Катыриным. По мнению ответственного секретаря комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК, главного эксперта департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Дмитрия Полохина, государство должно полностью контролировать эту зону экономики, но это не так просто. Решить вопрос с подменой серыми трейдерами и перевозкой дорогого коксующегося угля под видом более дешевого энергетического можно и нужно, но введение механизма контроля потребует дополнительных затрат и времени. Здесь еще важно, чтобы от введения нового механизма контроля не пострадали добросовестные поставщики и трейдеры, — сказал он «ФедералПресс». Потребуется время на разработку данного механизма и его обсуждение с производителями, перевозчиком и трейдерами, у всех участников возможны разные мнения, потребуется закрыть лазейки в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов ЕТСНГ ». Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых.
Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта. Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов. Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться. Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он. Как отметила в беседе с «ФедералПресс» директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова, «основная идея противодействия любым негативным явлениям заключается в том, чтобы издержки на борьбу оказались не выше, чем выгоды, которые получит страна в результате решения проблемы». В КНР весь ввозимый уголь из других стран проходит обязательную экспертизу. Понятно, что покупателю не все равно, какой уголь он приобретает с технологической и экологической точки зрения.
Для России такие цены приведут к околонулевой рентабельности экспорта». Для российских производителей ситуацию усугубляет запрет на поставки в ЕС и переориентация отгрузок из черноморских и балтийских портов в Азию, что значительно увеличивает расходы на транспортировку. Тем не менее, отмечает Максим Худалов, за счет поставок сортовых углей и смесей с высокой калорийностью отечественным угольщикам удастся продержаться год — полтора периода низких цен. Фактически ситуация повторяет сценарий 2015 года», — отмечает эксперт. По его мнению, российские производители продолжат наращивать экспорт в Азию, но за счет портов Северо-Запада России это будет делать труднее, и, скорее всего, погрузка угля в этом направлении снизится.
ФАС: В I п/г 2023 года цены на энергетический уголь ниже по сравнению с АППГ
Напомним, средняя стоимость угля в I квартале 2024 г. была $304 за тонну (FOB Австралия), а наш прогноз на 2024 г. составил $260 за тонну, на 2025 г. — $230 за тонну. За два года в России значительно выросла доля убыточных компаний в угольной отрасли. Экспорт энергетического угля из России практически перестал быть рентабельным из-за глобального снижения цен на сырье. Средняя цена угля в апреле может подняться на 25%, отметили в Metals&Mining Intelligence. «Концентрат коксующегося угля на российском рынке в первую неделю апреля подорожал в среднем на 24% по отношению к марту до 7 000-15 000 руб/т без НДС на базисе FCA. Если средняя экспортная цена коксующегося угля по итогам 2023 г. составила более $200 за тонну, то для энергетического угля она превысила порог в $100 за тонну.
Почти половина угольных компаний России с начала 2024 г. стали убыточными
Это привело к росту нагрузки на восточное направление железных дорог, из-за чего угольщики не могут наращивать добычу. В Якутии один из крупных угольщиков объявил о приостановке работы двух угольных обогатительных фабрик, так как на складах и железнодорожных линиях скопился избыток угля. Растут расходы угольщиков на транспортировку товара. РЖД постоянно пытается отменить скидку на перевозку угля по железной дороге. Ее ввели в 2022 году на фоне переориентации поставок угля на восток, и она будет действовать минимум до конца 2024 года. Если скидку отменят, то это дополнительно увеличит логистические расходы угольщиков.
В декабре 2024 года должен завершиться этап модернизации Восточного полигона , который увеличит пропускную способность железных дорог на Дальнем Востоке с 173 до 180 млн тонн в год. Завершение ремонтных работ и открытие новых путей может помочь снизить логистические издержки угольщиков, но основной вклад в рост объемов продаж компаний будет только в 2025 году. Налоги и пошлины Российские и китайские власти бьют по доходам российских угольщиков с помощью пошлин. Китайцы вводят их, чтобы защитить местные горнодобывающие компании, а российские власти — чтобы увеличить сбор налогов. При этом австралийские и индонезийские конкуренты не подпали под пошлины из-за наличия соглашения о свободной торговле с Китаем.
Вместе с тем цены на уголь на мировом рынке продолжают снижаться, что «ограничивает дальнейший рост экспортной альтернативы». Материалы по теме:.
Также снижаются цены на западном и южном направлении.
По данным источников Ъ, что экспорт через Тамань в 1м квартале 2023 г. Объем экспорта на юге зависит в первую очередь от пропускной способности железных дорог и если РЖД согласует больший объем, то экспорт вырастет. В сегменте PCI с начала 2023 г. Угли марки ГЖ газовый жирный, наиболее распространенная марка металлургических углей несколько недель находятся на уровне 216 долл.
Увеличение поставок из Австралии в Китай оказывает ограниченный эффект на цены. Причины столь низких объемов - высокая стоимость продукции, долгий срок доставки и отсутствие свободных объемов угля после периода дождей.
Источник: AP 2023 Источник: AP 2023 Экспортные цены на российский энергетический уголь упали до минимальных значений за три года, с 2021 года, из-за низкого спроса на ключевых рынках в Индии и Китае, пишут «Ведомости» со ссылкой на сведения Центра ценовых индексов ЦЦИ. Минимальный уровень цены достигли еще в середине марта, в следующем месяце снижение не прекратилось. В предыдущий раз настолько низкие цены сложились в мае 2021 года, уточнил источник издания, знакомый со статистикой экспорта. Экспортные цены в портах на юге и северо-западе оказались еще ниже. Нынешние цены делают экспорт российского угля нерентабельным, указывают в ЦЦИ. Индия и Китай стали получателями основных объемов угля после запрета на импорт, введенного Евросоюзом.
Казахстанские поставщики повысят цены на уголь для РФ
Минпромторг наблюдает рост цен на коксующийся уголь в России в апреле на 30%, что привело к повышению себестоимости листового металлопроката, – пишет газета Коммерсантъ. Прогноз добычи каменного угля в России в 2024-2032 гг. Между тем цена на российский энергетический уголь в портах Балтии к середине октября увеличилась до рекордных $200 за тонну против чуть более $63 за тонну в январе этого года. Если в первом квартале стоимость на уголь марки Newcastle FOB Австралия составляла $197 за тонну, то в четвёртом квартале они могут увеличиться до $475 за тонну в оптимистичном сценарии и до $450 — в базовом. Прогнозируется, что стоимость австралийского коксующегося угля снизится с 377 долларов США за тонну до примерно 230 долларов США к 2024 году.
Уголь дорожает для населения Сибири. Дрова в части регионов резко подскочили в цене
Цены на уголь взлетали в прошлом году на фоне проблем с поставками угля в Европу, когда Европа отказалась от нашего угля, были пиковые цены на газ в том числе. стоимость энергетического угля калорийностью 5500 NAR поднялась до 108 долл. За два года в России значительно выросла доля убыточных компаний в угольной отрасли. Цены на австралийский уголь продолжают оставаться высокими: в начале сентября стоимость тонны превысила $463, а 3 октября октябрьский фьючерс стоил $399/сть удобрений также росла на фоне СВО.