Поклонники Гоши Куценко ликуют — актер возвращается к роли Григория Котовского в самом нестандартном на современной российской сцене спектакле Павла Урсула «Чапаев и Пустота». На сцене ДК «Химик» прошел спектакль по роману Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». спектакль по мотивам одноимённого романа Виктора Пелевина - обретает свою силу в сочетании аудиовизуальных решений и полушутливого тона в подходе к серьёзным темам. Культовый спектакль по культовому роману Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» – один из самых успешных и нестандартных спектаклей на современной российской сцене. Основная сюжетная линия в книге Пелевина — взаимоотношения Василия Чапаева, командира Азиатской конной дивизии, и главного героя Петра Пустоты, назначенного ее комиссаром.
Михаил Ефремов отметит 55-летие на сцене в культовой постановке «Чапаев и Пустота»
Поклонники Гоши Куценко ликуют — актер возвращается к роли Григория Котовского в самом нестандартном на современной российской сцене спектакле Павла Урсула «Чапаев и Пустота». Вчера ивановские поклонники творчества Виктора Пелевина смогли посмотреть спектакль Чапаев и Пустота, поставленный по его одноименному роману. Очередной показ спектакля «Чапаев и Пустота» снятый Павлом Урсула по книге Виктора Пелевина активно анонсировался в СМИ, поскольку был юбилейным. "Главный" поговорил с постановщиком спектакля "Чапаев и Пустота", показ которого состоится 11 декабря в Ростове. Однако пелевинские Чапаев и Пустота практически не имеют никакого отношения к персонажам Фурманова и героям гражданской войны. В результате, “Чапаев и Пустота” получился, кажется, самым монолитным и масштабным спектаклем как для режиссера, так и для театра “Практика”.
ЧАПАЕВ И ПУСТОТА
Поэтому спектакль “Чапаев и Пустота” в Практике прошел и мимо моего мозга и мимо моего сердца – этот культурный пласт я как-то обошла стороной. 9 ноября в 19.30 постановка Павла Урсула «Чапаев и Пустота» по роману Виктора Пелевина Виктор Пелевин открывает 18-й сезон. Несмотря на кажущуюся бесшабашность сюжета, “Чапаев и Пустота” – спектакль философский, пронзительно грустный и, при этом, невероятно смешной и современный. 9 ноября в 19.30 постановка Павла Урсула «Чапаев и Пустота» по роману Виктора Пелевина Виктор Пелевин открывает 18-й сезон. Роль именитого военачальника в спектакле «Чапаев и Пустота» в новом театральном сезоне сыграет актёр Александр Устюгов, знакомый по сериалу «Ментовские войны».
Столичные актеры в спектакле "Чапаев и пустота" в Самаре пошутили про объединение вузов
Вот, если хотите, именно по этому принципу и разделены три акта спектакля. Более того, это разделение обладает еще и дополнительным подтекстом триединства — в первом акте будет прямая отсылка к "богу"; во втором — к достижению "вечного кайфа" поведет уже "сын божий", и, наконец, в третьем — "полного катарсиса" поможет достигнуть некий "святой дух". В результате все смыслы, юмор и критика государства, общества, консьюмеризма, советского и постсоветского человека, православия и "духовных скреп", которые автор вывел уже более 20-ти лет назад, актуализируются в сегодняшнем дне. Кто-то однажды емко заметил, что роман Пелевина — это "яд и противоядие". Я бы сказал, что эти три акта — это только "противоядие" от яда, которого нам сегодня хватает и в окружающей действительности. Но спектакль начнется для вас задолго до первого действия! Это редчайший пример, когда приход в театр и выход из него — всё есть спектакль. Или спектакль есть всё. Кому как удобнее. Начинается действие в 20:00. Длится аж 3 с половиной часа.
Длится все время. До начала первого акта вас встретит "доктор биологии" из Бразилии и по совместительству "доктор теологии" из Нью-Йорка — Евгений Керн. Он же будет сопровождать вас на всем протяжении обоих антрактов. Вы, разумеется, сможете сходить покурить, перекусить в буфете и сделать все, что пожелаете. Доктору не привыкать говорить с пустотой. Но даже после финала спектакль вас "проводит" к выходу по этой причине не могу приложить традиционные аплодисменты и поклоны к видео и заменю их на три анекдота от "доктора", потому что иначе будет мощный и ненужный спойлер. Наверное бессмысленно и уточнять, что время здесь немного изменяется. Эти 3 с половиной часа не проходят незамеченными, но при этом пролетают незаметно. Гений Пелевина заключается в том, что он посредством своих текстов, ведя героев к "просветлению", проводит к нему и читателя, воздействуя именно на него и постоянно держа его в напряжении соучастника. От такого переноса в театр все экзистенциальные смыслы начинают буквально играть на сцене.
По-прежнему никакого героя, никакого сюжета — только смыслы.
В зале был практически аншлаг — во время спектакля актеры даже пошутили по поводу того, что у зрителей все хорошо, раз раскуплены практически все билеты. Спектакль «Чапаев и Пустота» относится к одним из самых известных и успешных на отечественной сцене — его играют уже более 10 лет. Павла Урсула, режиссера спектакля, можно назвать героем — разрешение на постановку у Пелевина до него никто не мог получить. Однако Павел пообещал воплотить на сцене древнебуддистский миф о вечном невозвращении — и получил благословение писателя. Последний даже присутствовал на репетициях. Постановка представляет собой вольный пересказ основных фрагментов романа: пациент психиатрической больницы Петр Пустота путешествует между мирами, пытается осознать, какой из них реален и что такое реальность вообще.
Абсурдную и необычную историю покажут сегодня на сцене краевого музыкального театра в рамках фестиваля "Амурская осень". Писатель Виктор Пелевин настолько долго и умело мистифицирует читателей, что среди них даже бытует мнение, что реального автора не существует. Что не мешает, однако, ему выпускать роман за романом и нисколько не задаваться вопросом собственного бытия. Самый знаменитый фильм страны Советов «ЧАПАЕВ» братьев Васильевых превратился у Пелевина и его постановщиков в абсурдистский анекдот, в опус, в песню, и , по словам музыканта Гарика Сукачева, по жанру это, скорее всего, рок-н-ролл. Однако пелевинские Чапаев и Пустота практически не имеют никакого отношения к персонажам Фурманова и героям гражданской войны. Их образы переосмыслены с позиций классического постмодернизма. Так, Чапаев выступает в роли буддийского наставника, раскрывающего перед своим учеником Петром подлинную сущность бытия.
Но зритель все равно идет на эту постановку, ведь поклонников творчества Виктора Олеговича все-таки довольно много — в результате аншлаг почти везде. Интересно народу, как можно поставить Пелевина, считающегося «непостановочным». В свое время прочитал роман «Чапаев и Пустота». Не считаю, что это лучшая книга автора. Однако, интерес, и не слабый, она вызвала. Поэтому и от спектакля ожидал примерно того же, тем более что в нем задействованы такие известные актеры как Михаила Полицеймако в ролях Небесного света и Котовского и Михаил Ефремов в ролях Чапаева и главврача. И вот начинается. На сцене минимализм - только железная кровать и штанга. Последняя, кстати, совсем и необязательна. А вот кровать выступает сразу в нескольких ипостасях, как, впрочем, и все в пелевинской постановке.
Роль Михаила Ефремова в спектакле «Чапаев и Пустота» отдали Александру Устюгову
В сценах второй части обыгрывается все та же раздвоенность человека: с одной стороны, он объективен, с другой — существует только потому, что существует в чьем-то сознании: «…если бы рядом оказался некий посторонний наблюдатель, он бы, наверно, подумал, что мы нереальны, что мы просто игра теней и отблесков огня». Третье действие происходит под акапельный напев «Мне малым-мало спалось…», от которого в определенный момент остается единственная строчка «Ой, да во сне привиделось». Многократно повторяемые, эти слова становятся своего рода буддийской мантрой. Но при этом они — порождение воспаленного сознания Петра Пустоты. Под распеваемый на все лады напев актеры в винтажных мужских купальных костюмах то ли исполняют ритуальный танец, то ли и правда плывут по какому-то только им видимому течению, под конец исчезая в нем, как будто растворившись в пространстве. На сцене остается только Пустота. Или пустота? Но ведь абсолютной пустоты не бывает. По всем физическим и метафизическим законам она всегда стремится к заполнению. Мир — иллюзия.
Несомненно, это как раз тот случай, когда сумма всех слагаемых больше, чем каждый актер по отдельности.
К тому же в спектакле горят такие любовные и человеческие страсти, что ни о какой пустоте, вынесенной в название, не может быть и речи — во всяком случае, пустоте зрительских чувств. Кстати, в рамках проекта «Лувр на диване» москвичи перенесутся из Культурного центра «Северное Чертаново» в Лос-Анджелес.
Вдобавок к этому, инсценировку осуществит Максим Диденко, сооснователь Инженерного театра АХЕ, один из самых известных российских театральных авангардистов. Спектакль Диденко — история на грани быта и бытия, реальности и иллюзии, политики и экзистенции, прошлого и настоящего, Европы и Азии. Это карнавальное действо, где героев выбрасывает в метафизическое пространство, которое можно постичь, лишь осознав себя самого.
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Спектакль «Чапаев и Пустота» пошел нестандартно для Михаила Ефремова
Все необходимые вводные для успеха это спектакль имеет: свежее режиссерское видение, знаменитый одноименный роман Пелевина, лежащий в основе, участие старших и младших «брусникинцев» в конце концов. «Чапаев и пустота» длится три часа с двумя антрактами. Во-вторых, получился одновременно самый красивый, масштабный и долгий спектакль «Практики» за всю ее историю. Несмотря на кажущуюся бесшабашность сюжета, “Чапаев и Пустота” – спектакль философский, пронзительно грустный и, при этом, невероятно смешной и современный. Cпектакль «Чапаев и Пустота» — один из самых нашумевших и противоречивых спектаклей на российской сцене. Максим Диденко вместе с актерами "Мастерской Дмитрия Брусникина" поставил в театре "Практика" спектакль "Чапаев и Пустота" по одноименному роману Виктора Пелевина.
«Чапаев и Пустота». Мантра от брусникинцев
9 ноября легендарная постановка Павла Урсула «Чапаев и Пустота» по роману Виктора Пелевина открывает свой уже 18-й по счету сезон. Однако пелевинские Чапаев и Пустота практически не имеют никакого отношения к персонажам Фурманова и героям гражданской войны. Все необходимые вводные для успеха это спектакль имеет: свежее режиссерское видение, знаменитый одноименный роман Пелевина, лежащий в основе, участие старших и младших «брусникинцев» в конце концов. «Чапаев и пустота» длится три часа с двумя антрактами.
В ДК Ленсовета покажут культовый спектакль «Чапаев и Пустота»
К тому же в спектакле горят такие любовные и человеческие страсти, что ни о какой пустоте, вынесенной в название, не может быть и речи — во всяком случае, пустоте зрительских чувств. Кстати, в рамках проекта «Лувр на диване» москвичи перенесутся из Культурного центра «Северное Чертаново» в Лос-Анджелес. Интерактивное путешествие состоится 28 октября.
Начинается действие, как и у Пелевина, в литературном кабаре "Музыкальная табакерка" и маленькая сцена театра "Практика" действительно похожа на шкатулку. И одновременно - на студию звукозаписи с шумоизолирующим покрытием. Но в сцене коллективного психоанализа она выглядит и как изолятор в психбольнице с мягкими стенами. Атмосфера сумасшедшего дома сохраняется, но приобретает параллельные смыслы - в третьем акте клеточки работают, как кафельная плитка в бассейне. А во втором - пирамидки поролона выглядят как острые шляпки галлюциногенных грибов. Та же история и с реквизитом - персонажи почти во тьме торжественно несут три щита на коротких шестах - то ли парад с плакатами, то ли крестный ход с иконами. Когда подходят ближе, становится видно, что на каждом написана одна буква. Вместе они образуют слово "Бог".
Буквы красные и плакатные, а фон темно-золотой, как на старых иконах. В другой сцене световые мечи работают и как психиатрические электрошокеры, а прозрачные шарики для сухих бассейнов, которые имитируют реку, ассоциируются с буддийской "Жемчужиной Лотоса". С костюмами та же история. Во время употребления галлюциногенных грибов герои одеты в белые олимпийки и длинные юбки с обручами снизу - одновременно похожи и на белых монахов, и на бледные поганки.
Быстрый темп спектаклю сходу задают композитор Иван Кушнир и хореограф Ирина Га. Отдельно запоминается танец в третьем акте: тела артистов складываются в причудливые узоры, а движение постепенно угасает волнами, когда танцующие ныряют в импровизированную реку Урал. Весь спектакль ощущается как интенсивное мистическое переживание; оно только усиливается благодаря едкой иронии и юмору, которыми изобилует роман Пелевина и которому нашлось место на сцене.
Режиссёр Максим Диденко создаёт авторское высказывание на тему страха и возможностей человеческой психики, что пытается вступить в сложный контакт с миром».
Потом у меня разбился айпад и пришлось срочно бежать в книжный магазин «Москва». А это был День города и на Тверской творился абсолютно пелевинский треш! Фонтан «Дружба народов», тачанки какие-то… В итоге я прорвался в магазин и около полки с книгами Пелевина встретил бабушку, которая попросила посоветовать ей что-нибудь для начала. После того как я устроил ей экскурс в творчество писателя, мне все-таки удалось купить книжку, и тут, выходя из магазина, я прочитал фейковую новость о том, что Пелевин умер во время спиритического сеанса. Хороший вход в творческий процесс! Я давно, честно говоря, не перечитывал, но мне кажется, что она все-таки сильно ко времени привязана? В сегодняшнем мире очень важным процессом стало переосмысление 90-х.
Страна пережила какой-то кусок истории, за который мы от свободы пришли к тому, к чему пришли. Сейчас мне кажется очень важной рефлексия на тему того, почему мы находимся там, где мы находимся. Я очень удивился как раз в процессе подготовки, насколько этот текст острый — там тоже есть и Сталин, и православие, и богоискательство за рамками нашего современного государственного православия. Плюс Чапаев и Петька это же мифические персонажи, а министр культуры как раз недавно говорил о том, что мифологизация истории очень полезна. Мне кажется, это очень по-пелевински. Кроме того, мне интересно то, насколько этот текст воздействует на сознание, открывает другие способы восприятия реальности. Ты практически читаешь буддийский трактат, но при этом в форме художественного произведения, который особенно сильно воздействует именно на советского и постсоветского человека. Он производит просто-таки психотерапевтический эффект.
У нас все так устроено, что на каждом следующем этапе мы стремимся отрицать предыдущий — как юношеское отрицание родителей. А Пелевин уравновешивает реальности, в которых мы жили за последние годы, — советскую, 90-е, современную. Он говорит о том, что они равноправны, что реальность это не плоская вещь. Или вот сейчас в России есть либералы и консерваторы, и между ними нет никакого равновесия. Одна позиция другую отрицает до абсолюта, это не может привести к конструктивным результатам. Пелевин дает возможность гармоничного сосуществования этих реальностей и возможность выбора между ними. Пафосно, да. Ну а как еще?
У вас будут какие-то прямые отсылки к дню сегодняшнему?