Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей. По словам эксперта, многие памирцы живут в страхе возвращения к жестокому конфликту времен гражданской войны в Таджикистане 1992–1997 годов. Эскалация репрессий в отношении памирцев вынудила некоторых людей оказаться на передовой украинского конфликта. Памир пытались завоевать разные Тюрка язычные племена и кто же они? группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района), Афганистаном.
Почему выстрелила «трёхлинейка»?
- Памирские активисты обратились к Рустаму Эмомали: «Мир в ГБАО находится под угрозой»
- Кто такие ПАМИРСКИЕ ТАДЖИКИ?! Происхождение НАРОДА! (11 видео)
- Кто они - эти памирцы?: koparev — LiveJournal
- Свежие записи
- Кто такой Мухаммад Розик из Рушана и почему о нем помнят вот уже 140 лет
- Свежие записи
Уроки равноправия от памирцев
Но, к сожалению, это продолжалось недолго, в середине 1896 года на Западном Памире появились чиновники бухарского эмира. не таджики: у них другой язык, другая религия и другие обычаи. загадка Средней Азии. Смотрите видео на тему «Памир Митинг» в TikTok.
Многонациональный Петербург. Кто такие памирцы?
Далер уступил порцию мне, и пять минут спустя я пил теплый черный кофе без каких-либо признаков льда... После окончания филологического факультета мог остаться в Москве, но решил приехать обратно в родной город. И если честно, то возвращался я, не видя каких-либо перспектив. Было лишь желание переломить ситуацию». Вместе с друзьями Далер создал молодежную организацию, сейчас в ней около четырехсот волонтеров. Далер стучался тогда во все правительственные двери.
В итоге его организации даже выделили вертолет, чтобы доставить в район бедствия груз. И снился мне залитый солнцем город-сад, где царят закон и справедливость, где основной ценностью является человеческая жизнь... Хорог — Мургаб Путь в Мургаб лежит через долины, окруженные суровыми горами. Зимой температура здесь опускается до минус 60 градусов Цельсия. Сильные ветра заметают дороги непролазными сугробами, и машины часто застревают.
Электричество в гестхаусе «У Ибрагима» отсутствовало — деревянные столбы электропередачи, как неприкаянные покосившиеся мачты, топорщились по всему поселку. Через открытую дверь кухни было видно, как дочь и жена хозяина постоялого двора, суетясь, по очереди закидывают в топку куски кизяка. На печи в кастрюле кипел суп, но есть совсем не хотелось. Голова раскалывалась, подташнивало, сердце учащенно билось. Я умылся водой из рукомойника, обустроенного на дворе.
Особо не помогло… «Если почувствуете признаки горной болезни: головная боль, тошнота, аритмия, — обязательно сообщайте», — сказал за столом Диловар. Легкая паника змеиным клубком зашевелилась на дне живота: нам еще два дня здесь быть — продержаться бы… В этот момент у меня зазвонил телефон, и я вышел во двор. Помнишь, как на нас смотрели в ветклинике…» Головная боль не стихала. Сон в таком состоянии представлялся единственным спасением. Я зашел в свою комнату, которую делил с другим участником поездки.
Пахло сыростью, где-то под потолком скреблись мыши. Одеяло было неподъемным: его будто набили песком или сухим цементом. Придавленный им, как могильной плитой, я подумал: «Будь что будет» — и моментально уснул. И снился мне рай на земле, где нет ни войн, ни голода, ни бедствий. Смерти тоже нет...
Тревожных признаков не ощущалось. Но выйдя к завтраку, понял: что чувствую себя сносно, если сижу не шевелясь. Любая нагрузка давалась с трудом. Второй водитель, Анзур, поведал мне в утешение историю из своей молодости.
Иисус мир ему учил своих последователей любить своих ближних и прощать друг друга. В Евангелии от Матфея прямо говорится: «Ибо если вы будете прощать людям их проступки, прощать будет и вам небесный Отец ваш; Если же вы не будете прощать людям их проступки, прощение ваше не ниспадет от Отца вашего небесного тоже. В то время как ислам настаивает на приверженности к вере и следовании примеру пророка Мухаммада мир ему , православное христианство подчеркивает прощение и любовь к ближнему.
В конечном счете, где бы они ни жили и какую бы религию они ни следовали, памирцы стремятся к мирной сосуществованию и доброте, основанными на своей вере и культуре. Памирцы: кто такие мусульмане или христиане? Мусульмане Памира исповедуют ислам, который основывается на единобожии, вере в Аллаха как единого Бога. В Исламе учением является Коран, священный текст, который рассказывает о том, как жить справедливо и милосердно. Пророк Мухаммад мир ему является последним из посланников Аллаха и примером, по которому мусульмане стремятся жить. Этот аят подчеркивает, что вера должна быть основана на свободном выборе и не должна быть насильственно навязана. Христианство также нашло своих сторонников среди памирцев.
Христиане исповедуют веру в Иисуса Христа, сына Божьего, который является их Спасителем. В Новом Завете Господь обещал быть со своими учениками, даже после Своего физического исчезновения. Ислам и христианство предлагают памирцам руководство и помощь в их жизненных проблемах. Верующие исповедуют свою веру, стремясь быть благочестивыми и справедливыми в общении с другими. Они находят в своих священных текстах наставления и примеры, по которым они ориентируются в своей повседневной жизни. Верующие обращаются к своим религиозным лидерам, чтобы получить совет и помощь в решении своих личных проблем. Раздел 2.
Мусульмане в памирской культуре: история и особенности Мусульмане в памирской культуре имеют долгую историю, которая началась еще в VII веке, когда ислам проник на территорию современного Таджикистана. С тех пор ислам стал неотъемлемой частью жизни памирцев и оказал значительное влияние на их обычаи, традиции и мировоззрение. Одной из особенностей мусульманской памирской культуры является глубокое уважение к религиозным традициям и достижениям исламской науки.
Если говорить о памирцах, то они — не один народ, а ряд объединённых племён. Но почему же их родина и они сами получили такое необычное название? В старину на территории, что сегодня принято называть Памиром, существовало несколько княжеств, ряд которых сохранял относительную независимость от соседних народностей и их государств. К таким принадлежал и Мургаб, который историки назовут восточным Памиром или просто Памиром. Он представлял собой лишь небольшую часть полунезависимых владений.
В дальнейшем, по аналогии с названием региона, стали именовать и народности, проживающие в нём, — памирцами. Что интересно, несмотря на смену официального именования Памира, прежнее название остаётся приоритетным в разговорной речи и художественной литературе. Что за народ? Ответить однозначно, какие народности являются предками памирцев, не сможет ни один современный историк. Конечно, строится масса предположений, но не стоит забывать, что речь идёт о группе народов, а потому и предки могут быть разными. Да и сами памирцы с ходом времени не потеряли своей загадочности. Согласно самому распространённому мнению, основу для появления памирской группы племён составили ираноязычные народности, что перебирались на Памир в разное время. По сути, было несколько волн миграции.
Несмотря на то, что Таджикистан - одна из самых маленьких стран СНГ, она очень и очень разнообразна. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте.
Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м отгонно-пастбищное скотоводство. Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод.
Кто такие памирцы?
Бадахшон Памир Badakhshon Pamir #новости #интересно #памирцы #чоршанбечоршанбиев #таджикистан #мирПодробнее. До ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах. Чоршанбе против Артура Шапиева В августе 2020 у памирца состоялся бой с Михаилом Сивым Долгополовым, который он эпично проиграл. — А эти тоже, — машет рукой Абдумамад, — кто на стройке, а кто по квартирам ремонт делает. Лишь очень немногие из памирцев находят работу по специальности в Москве, рассказывает Карамшо Мамаднасимов. Таджикистан Памир и Памирцы. В результате памирцы стали гармоничной смесью древних индоариев и скифов, которые, впрочем, тоже являлись одними из их потомков.
Памирец что за нация. Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции
Среди застрявших граждан есть студенты-таджикистанцы, проходящие обучение на территории России за счет образовательных квот Правительства Российской Федерации. Из общего количества застрявших в аэропорту Внуково граждан Таджикистана после многочасового ожидания на территорию России допущены 322 человек. При этом, по имеющейся информации, российские власти намерены внести 306 человек в так называемый «список выдворяемых».
Сайт будет полезен учителям математики и родителям, которые заинтересованы в развитии своего ребенка. На сайте есть информация по истории математики, о великих ученых и деятелях, которые стояли у истоков науки, которые делали и продолжают делать удивительные открытия в области математики.
При нынешнем быстром темпе развития общества система образования часто не успевает адаптироваться и предложить прогрессивные методы обучения, которые бы позволяли ученику качественно воспринимать информацию за короткие сроки обучения. Поэтому многие ученики начинают отставать по определенным предметам, в частности по математике. Есть ученики, которые добросовестно пытаются минимизировать это отставание и у некоторых это получается. При этом встречаются ребята, которые тоже бы рады иметь прочные знания и хорошие оценки по математике, но в силу своего возраста и некоторой неорганизованности, они не в силах вовремя выделить тему, над которой необходимо дополнительно поработать.
Дом воплащает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Столб Мухаммад — основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома.
Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима — символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али — символ дружбы, любви, верности, соглашений.
Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длинее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн — символ света и огня.
Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека. Четырехступенчатый свод дома — «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь. Брак и семья Наиболее архаичной формой семьи у горных таджиков являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей.
Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая еще в той или иной мере патриархальные отношения.
С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени ее участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, ее положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам.
Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни.
В течении года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный Кисляков 1951: 7-12. В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 для, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь.
Пещерева 1947: 48 Традиционная пища В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клецки, болтушка , в дробленном виде для густой или жидкой каши , бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко. Чай и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом.
К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Пещерева 1947: 48 Традиционные занятия Земледелие, скотоводство Основное занятие горных таджиков- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы.
В документе сообщается о том, что команду на уничтожение мирных граждан дал сам президент республики, что репрессии в отношении памирцев продолжаются до сих пор. Цитата «С момента убийства, правительство Рахмона закрыло регион для независимых журналистов, международных организаций и правозащитников и буквально взялось за террор местного населения. В связи с этим, памирская диаспора, проживающая за пределами Таджикистана, выражает свое глубокое соболезнование семьям и близким погибших, арестованных, преследуемых властями соотечественников», говорится в обращении.
Кто такие памирцы?
Согласно уголовному кодексу Таджикистана, участие в организации, признанной судом экстремистской, наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на дарвазцев, ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы.
Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Возможно также влияние более древнего, доиндоевропейского населения, близкого к буришам , а также древних дардских и тохарских племён [16]. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой.
Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в. В 1883 году Рушаном, Ваханом и Шугнаном на короткое время завладел Афганистан [17]. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г.
Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи [17]. Граница по р.
Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. В средневековье у памирских народов существовало подобие сословного деления. В Ишкашиме и Вахане: «сеиды» — потомки духовной касты, «акобиро» — военная аристократия наукяры , «чокар» — слуги. В Шугнане: «сеиды» — потомки духовной касты, «миры» — благородные люди, «факиры» — простой народ. В Язгулеме до XIX века также сохранялось сословное деление патронимий каумов : «миры» — благородное сословие и «факиры» — простой народ.
Из числа «миров» дарвазскими шахами назначались правители районов, у них имелись привилегии при уплате налогов и владении землёй. В начале XX века, при советской власти, деление постепенно исчезло. Следы патриархально-родового строя в виде разделения селений на кварталы по родовому признаку, где традиционно живут члены родственной патронимии, сохраняются до настоящего времени [16] [18]. Исследования мтДНК , проведённые в 2017 году, отражают сложную историю заселения Памира, языковые отличия ваханцев, сарыкольцев, северных памирцев. Интересный факт, что субгаплогруппа U5a2a1, извлечённая из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире, сохранилась у нескольких современных представителей 4 памирских народов, участвовавших в этом исследовании мтДНК [19].
Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20]. Религия[ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в.
Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек.
Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей.
У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский.
Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 гг. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.
Родители Алимы, Укумат и Давлатбегим, показали, как готовить ботш — блюдо из коровьей головы. В голове коровы 13 кг мяса. Ее обжигают паяльной лампой, чтобы избавить от шерсти, а дальше варят всю ночь с горохом. Когда я фотографировала процесс готовки, Укумат шутил: «Если твоя мама это увидит, никогда сюда не отпустит». То, что оказалось в тарелке, напоминало густой суп, из которого торчат уши. Я не спешила пробовать блюдо при всей моей любви к мясу.
Ботшом меня все-таки накормили, оказалось — съедобно. Она научила меня плести из бараньей шерсти нить. Мы вместе сидели за веретеном, скручивали бараньи кудри в нитки, и она говорила, что очень любит эту работу. Напоследок надарила мне носков. В Москве я нашла ее сына Мирфароза. Мирфароз работает на стройке. Он дольше всех не хотел со мной встречаться. Сначала отправил ко мне приятеля. Когда тот подтвердил, мол, «все нормально с ней», мы увиделись. Разговаривали три часа.
Он рассказывал, как строятся отношения мужчины и женщины в их культуре. Жених и невеста не имеют близких отношений до свадьбы — «иначе неинтересно». И жена должна зависеть от мужчины. Тогда у него уже была невеста, и как только Мирфарозу заплатили деньги на стройке, он решил сыграть свадьбу. Невеста оказалась из соседней памирской деревни, но познакомились они в Москве. Она работает уборщицей в банке. Басхотун, мама Мирфароза, тоже приехала на свадьбу и привезла мне в подарок памирский сушеный урюк. Сказала, что за несколько дней в Москве ощутила скуку: «Здесь как будто все крутится вокруг тебя, а ты стоишь на месте». Отцы молодоженов не приехали, остались следить за домашним хозяйством. На свадьбе гуляло 500 человек.
Думаю, больше половины из них Мирфароз и его невеста даже не знали. Стол был накрыт скромно, но вкусно. Обошлись без алкоголя — не принято. Платье невесты взяли в аренду, зато заказали лимузин.
Памирцы - самый загадочный и один из самых дискриминируемых народов на земле
Нет вы не правы Мехрубон не один милиционер в Москве незнает кто такой Памирец все мы таджики для него а в посольстве в Москве не один Памирец не работает. Таджик женился на Африканке таджикская свадьба кто такие памирцы туйи точики таджикский танец. Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом. По словам блогера, он — памирец, представитель иранского народа, населяющего высокогорные области Таджикистана.
Руслан Бобиев из Москвы — кто он, биография, что он сделал
Более того, не только племена Таджикистана (как те же памирцы), но и ряд афганских народностей причисляет себя к этносам Памира. Вот и памирцы можно смело сказать относятся к таким вот не самым многочисленным народам. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками. По словам блогера, он – памирец, представитель иранского народа, населяющего высокогорные области Таджикистана.
Мусульмане или христиане: различия и схожести среди памирцев
Стоп-кадр из видео на Facebook Гражданские активисты Горно-Бадахшанской автономной области ГБАО Таджикистана записали видеообращение к спикеру верхней палаты парламента Рустаму Эмомали, в котором попросили его взять ситуацию в городе Хороге областной центр под личный контроль и оказать поддержку народу Памира. Они заявили, что мир и стабильность в ГБАО находятся под угрозой из-за неправомерных действий правоохранительных органов. Обращение, выложенное на портале Pamir Daily News вечером 19 декабря, зачитал Фаромуз Иргашев, руководитель группы переговорщиков от участников митинга 25-28 ноября так называемой группы-44. Он отметил, что в ходе митинга силовики открыли огонь, в результате чего пострадали 17 человек, двое из которых погибли. Но гибель и ранение мирных жителей никем не расследуется. В обращении подчеркнуто, что «толерантный народ Бадахшана» всегда поддерживал политику главы государства, хотя в ГБАО всегда были самые высокие цены на продукты, ГСМ и электричество и самые худшие дороги в стране. Мир и спокойствие, единство таджикского народа, целостность государства, которые Лидер нации, президент Эмомали Рахмон достиг с большими сложностями, в ГБАО сегодня находятся под угрозой. В связи с этим мы, миролюбивый народ Бадахшана, обращаемся к вам с надеждой, что, используя все свои знания и влияние, вы возьмете ситуацию в Хороге под свой строгий контроль и окажете нам свою поддержку», — сказано в обращении активистов.
Вначале была проблема: играть дома было нельзя. Во-первых, там спали уставшие, вернувшиеся со смены люди. Во-вторых, вечером соседи могли пожаловаться на шум, и тогда явится милиция, прогонят с квартиры. Поэтому собирались изредка с земляками, играли для себя, где придется. Иногда приходили другие памирцы, просто послушать знакомые с детства народные песни. Их круг расширялся. Растущая памирская диаспора организовывалась. Земляки создали общественную организацию «Нур» в переводе «Свет». Появилось место и для репетиций, и для периодических выступлений. Абдумамад выступал все чаще. Помимо народных песен он стал исполнять и собственные. Он пишет о том, чем живет сам и тысячи его соотечественников, оказавшихся в чужой стране. В переводе эти песни звучат как сухая проза, но когда слышишь их вживую, то они трогают сердце: Сегодня все мы вдали от родины, От своих родителей, от детей и от родных, На чужбине скучаем, От родителей, от детей и от дома далеки, В чужой стране мы в разлуке, Или место ищем, или дорогу, или работу, Мир неспокойный, везде опасно. В сентябре 2012-го Абдумамад впервые за 20 лет вышел на сцену как драматический актер. В московском Театре. На сцену выходили трое — уборщица, плиточник и помощник маляра. Они рассказывали свои истории. Простые, бесхитростные. О том, на какой стройке лучше работать, о том, как доехать от Памира до Москвы, о войне, о смерти и о доме. Каждый рассказ сопровождался песней. Стихи к песням писал Абдумамад, музыку использовали народную. Каждый раз спектакль проходил при полном зале. В 2014-м авторы и исполнители «Акын-оперы» получили главную российскую театральную премию — «Золотую маску». Церемония награждения происходила в Большом театре. Абдумамад пришел после рабочего дня на стройке, он едва успел переодеться. Ему вручили приз «за преданность традиционной музыкальной культуре своего народа в экстремальных жизненных условиях». Мы сантехники и обои клеим… Этот странный переход от сцены к стройке, от шпателя к микрофону в его жизни случается постоянно. На репетиции в театре Абдумамад часто приходил с опозданием. Его задерживали на работе. А как-то раз их с братом избили у метро скинхеды. Он попал в больницу, а на следующий день у него был спектакль. Он пришел и сыграл свою роль прямо с больничными бинтами на лице. Настоящее народное искусство так и создавалось веками в коротких перерывах между тяжелой, изнурительной работой. Его творили мужчины и женщины, рассказывавшие о своей доле, о своих мечтах и страхах. Среди ночи приходит с работы, а рано утром уходит, На цыпочках ходит по квартире, чтобы не разбудить других, Наши красавицы вот так работают в Москве, Мое сердце, сестренка, обливается кровью, Не знаю, как помочь, никто не будет жалеть тебя. Только ты сама себе можешь помочь, Скажите тогда: нужно такое государство и такая Родина? За 21 год он только трижды был дома. За это время у него родились и выросли трое детей. Когда он приехал впервые, жена встречала его в аэропорту с сыном и каким-то другим ребенком того же возраста. Абдумамад узнал. Чужой ребенок глядел по сторонам и пританцовывал, а его собственный не отрывал глаз от выхода из аэропорта — ждал отца, которого никогда не видел. Музыканты, поэты и строители Мы разговариваем с Абдумамадом в маленькой чайхане возле метро «Рязанский проспект». Я рассказываю ему, как меня удивило, что памирский священнослужитель, он называется «халифа», у которого мы останавливались на ночлег во время путешествия по Бадахшану несколько лет назад, целый день работал в поле как простой крестьянин. Оказывается, в Москве памирские священники тоже трудятся наравне со всеми. Лишь очень немногие из памирцев находят работу по специальности в Москве, рассказывает Карамшо Мамаднасимов.
Но лимузин, кстати, на их свадьбу так и не доехал — в этот день патриарх освещал церковь, и дороги были перекрыты. Это что-то вроде местного священнослужителя. Он проповедует закон Корана, проводит религиозные ритуалы на свадьбах, при рождении детей, по пятницам читает молитвы для всего кишлака. Это знание передается по отцовской линии: его отец и дед тоже были халифами. А вот сын Холика халифой не стал. Карим уже 7 лет работает в Москве грузчиком, чтобы прокормить семью. Когда мы пришли к нему в дом в Москве, я попросила прочитать молитву после еды. Он не вспомнил ее текст. Хотя, возможно, стеснялся. Карим очень скромный парень. Живет в Подмосковье с женой. От него я впервые услышала о том, что жены памирцев приезжают к мужьям в Москву, беременеют, оставляют ребенка в Памире бабушками и дедушкам, а сами возвращаются к мужьям в Москву. Дочери Карима три года, и он ее ни разу не видел. Иногда он говорит с ней по телефону. С того конца провода обычно детский голос говорит две фразы: «Когда приедешь? Вместе с женой Карим начинает утро в Москве ширчой — соленым молоком с маслом и чаем, в которое опускают лепешки и едят как похлебку. Это традиционный памирский завтрак. Лепешки пекут сами. Джума отучился на геолога в Душанбе, вернулся в деревню и всю жизнь был крестьянином. Он большой философ, много говорит о том, что все люди равны и неважно, где ты родился, какой национальности и религии, — все люди должны одинаково уважать друг друга. Алихон в 17 лет вместе с женой уехал в Москву на заработки. Сейчас трудится электриком. У него инвалидность по зрению, поэтому профессии грузчика или строителя ему не подходят. У них с женой Таминой есть шестилетняя дочка, которая живет в Памире. Алихон дочь никогда не видел. Она называет его «дядя», а свою маму Тамину — «тетя», часто говорит: «Мама моего брата звонит». Раз в год Алихону удается накопить на один билет до Душанбе — он стоит 10 тыс. На два билета денег уже не хватает. Потому домой едет только жена. Когда я вернулась из Памира и показала Алихону фото его дочери, у него задрожали губы, но он сдержал эмоции.
К настоящему времени исмаилизм в сознании памирцев полностью отождествляется с шиизмом. Впрочем, и дореволюционные историки-востоковеды отмечали, что одной из особенностей памирского исмаилизма являлась неосведомленность верующих о его особенностях: даже руководители общины не могли четко изложить сущность исмаилитского вероучения. В последние годы население Памира, как и Таджикистана в целом, обратилось к своему религиозному прошлому. Деятельность Ага-Хана IV, оказывающего гуманитарную помощь населению, разоренному гражданской войной, сделала его в глазах памирцев чуть ли не живым богом. Хотя облик нынешнего имама исмаилитов довольно современен. Ага-Хан IV — Керим, родился в 1936 г. Раннее детсво он провел в Кении, затем в течение девяти лет учился в престижной школе в Швейцарии, а в 1959 г. Но более значительное событие в его жизни произошло двумя годами раньше — в 1957 г. В течение многих лет представители семьи Ага-Ханов играли существенную роль в международной поитике. Активно действует созданная 35 лет назад Организация Ага-хана по развитию, занимающаяся вопросами здравоохранения, образования, экономического развития и культуры. Гуманитарная программа финансируется многими правительственными организациями, в том числе тремя государственными агентствами США - Госдепартаментом, Агентством международного развития, Департаментом сельского хозяйства; Канадским департаментом иностранных дел; Европейским сообществом; правительствами Нидерландов и Швейцарии, многими негосударственными организациями. Для установления деловых контактов Ага-хан IV побывал с визитами во многих странах мира, в том числе и в России. Сюда он прибыл в январе 1995 г. Имам исмаилитов встретился в Москве со многими политическими деятелями, премьер-министром В. По мнению представителей этой Организации, связи России с Таджикистаном играли и будут играть значительную роль в жизни населения республики, в том числе и исмаилитов Горно-Бадахшанской автономной области. В Средней Азии Организация работает уже десятый год. Первоначально ее усилия были направлены на развитие культуры: с 1986 г. Самарканда Узбекской ССР. С 1992 г. Как известно, в ходе гражданской войны эта горная область с населением 215 тыс. Не имея своей промышленной структуры, памирцы оказались на грани вымирания. Эвакуация больных из Бадахшана. Фото С. В декабре 1992 г. Фонд представил властям ГБАО программу социально-экономического развития региона, в разработке которой участвовали эксперты нескольких западноевропейских стран. Для реализации программы, рассчитанной на три года, Фонд выделил 15 млн. С этими республиками заключались соглашения о поставках продуктов питания, мыла, топлива. Непосредственная доставка осуществлялась Департаментом сельского хозяйства США. В мае 1995 г.
Таджикистан. Древнейшие горцы Памира
Исмаилизм 5:22 Памир и Памирцы 7:25 Памирцы история происхождения 9:56 Почему Памирцев не удалось покорить? По словам блогера, он – памирец, представитель иранского народа, населяющего высокогорные области Таджикистана. Таджикистан Памир и Памирцы. Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами.
Официально
- «Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане
- Кто такой Мухаммад Розик из Рушана и почему о нем помнят вот уже 140 лет
- Памирцы: самый загадочный народ СССР :: Новости :: StanRadar - новости Центральной Азии
- Свежие записи
Памирец что за нация. Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции
Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м отгонно-пастбищное скотоводство. Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков - кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей.
Однако многочисленные сложности не помешали исмаилитам создать тайную разветвленную организацию приверженцев своей разветвленную организации приверженцев своей секты. Крупные мыслители Востока склонялись к исмаилизму, дававшему возможность вольно толковать Коран и не погружаться в богословскую ортодоксию. Еретическое учение жестоко каралось. По этой причине в исмаилизме сформировались две доктрины - внешняя экзотерическая доступная для посвященных и внутреняя эзотерическая , которую открывали только немногим посвященным членам секты высших степеней. Эзотерическая доктрина состояла из двух частей — аллегорического толкования Корана и шариата и общей системы философии в соединении с теологией. Исмаилиты, скажем, верили в переселение душ и считали, что после смерти человека его душа может воплотиться в любое другое существо или предмет — животное, растение, камень, в зависимости от образа жизни верующего; Важное место в философии исмаилизма занимала идея Мирового Разума, Мировой Души, почитаемых как высшее проявление божественности. Вступая в исмаилитскую общину, верующие проходили ряд степеней посвящения.
Всего их в исмаилизме семь - от новичка, ничего не знающего о тайной доктрине, до высшей степени - имама. Члены третьей и четвертой степеней составляли элиту секты, но для них были также недоступны три высших степени. Все это создавало в секте жесткую дисциплину и подчиняемость. Начало распространения исмаилизма на Памире связывают с именем Насира-и Хосрова 1004-1088. Согласно преданию, он родился в семье небогатых дехкан в городе Кубадиян на территории Таджикистана. В юности изучал различные науки, особенно интересовался вопросами религии и философии. Много путешествуя, Насир-и Хосров побывал в Египте, где встретился с руководителями исмаилитской секты.
Эта поездка сделала его ревностным исмаилитом. Странствуя по городам Персии, он вел пропаганду исмаилитских идей, за что подвергся преследованиям и был вынужден скрываться. После долгих скитаний бежал в долину Юмган на Памире в настоящее время территория афганского Шугнана. Именно здесь он написал большинство своих исмаилитских произведений, таких, как "Провиант путников", "Лик веры", "Гармония двух мудростей", поэмы "Рушан-и намэ" "Книга света" , "Саадат-и намэ" "Книга счастья". Среди жителей Юмгана Насир-и Хосров вел активную пропаганду исмаилизма и к концу своей жизни занял положение правителя этой местности, пользуясь большим авторитетом у местного населения. С его именем и по сей день на Памире связано много народных преданий и легенд. Мазары афганского Бадахшана.
Фото Н. Емельяновой Тысячелетия горной замкнутости сказались на мировоззрении жителей. Памирцы равнозначно чтут как традиции ислама, так и свои старые исконные верования и обычаи, которые у равнинных таджиков почти исчезли. Вплоть до наших дней здесь сохранились отголоски язычества и зороастризма. Своих предков они называют "оташ-е параст", то есть почитатели огня, огнепоклонники. И поныне в горных кишлаках рассказывают легенды о священнослужителях чистейшей из стихий - огня - всемогущих мудрых мугах и упоминают имя Заратустры. По представлениям горных таджиков, во главе всего видимого и невидимого мира стоит Худо-Парвардигор Бог-Создатель.
Смертным не дано знать, кто он и откуда появился.
Автономия позволяет группе, являющейся меньшинством в государстве, осуществлять свои права, обеспечивая при этом гарантии единства, суверенитета и территориальной целостности государства. Автономный статус означает, что автономные образования наделяются определенными полномочиями, оставаясь при этом неделимой частью страны. Для того чтобы обеспечить надлежащие условия для сохранения автономии, применяются основные принципы, включая создание правовой основы для автономного статуса. Именно этими правовыми основами являются глава 7 Конституции РТ, Конституционный закон Республики Таджикистан о ГБАО, четвертая статья «Закона о Государственном языке Республики Таджикистан», которая закрепляет за памирскими и ягнобскими языками именно статус языка, а не диалекта и обязывает правительство Республики Таджикистан создавать условия для свободного применения и развития этих языков. Теперь перейдем в плоскость международного права. Общие договоры ООН по правам человека ратифицированные Республикой Таджикистан также содержат важные стандарты для защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам. Учитывая широкую ратификацию МПГПП и КПР, каждое государство в мире имеет юридически обязательное обязательство защищать права меньшинств на основе своих добровольных обязательств по международному праву, но не будем на этом останавливаться подробно так как это уже расписано детально в рекомендациях договорных органов ООН для Республики Таджикистан. Существование меньшинства в международном праве- это вопрос установление факта и включает объективные факторы такие как наличие общей этнической принадлежности, география проживания, языка или религии , и субъективные факторы люди должны идентифицировать себя таковыми. Международным правом общепризнано, что признание статуса меньшинства не является исключительной прерогативой государства, а основываться на приведенных объективных и субъективных критериях.
В совокупности, все принципы автономии и характеристики населения ГБАО, закрепленные уже в национальном законодательстве, и являются бесспорными объективными факторами. Вторым условием является субъективный фактор, то есть право на самоопределение и это право, к сожалению, исторически и до сегодняшнего дня официально не было полностью предоставлено памирским народностям. Даже сейчас, так называемая часть «интеллигенции» памирского народа предлагает применить уголовное наказание ко всем, кто идентифицирует себя как памирцы, нарушая при этом нормы конституции и других законов. В историческом контексте это право было реализовано в 1926 году, когда всесоюзная перепись населения зарегистрировала в стране 190 этнических единиц, в том числе памирцы были включены в список народностей СССР.
Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов.
Исмаилиты совершают намаз молятся всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы — потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.
По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы — древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири. Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада.
Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах. Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры. Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты.
Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути. На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен.