Пусковой комплекс гидроузла под Омском достроят только в 2025 году. Омское ВОКУ награждено 2 орденом Красного знамени в 1968. Министр обороны России Сергей Шойгу проверил выполнение гособоронзаказа оборонным предприятием в Омской области, которое специализируется на выпуске танков и тяжёлых. Великие славные традиции Омского ВОКУ за более 2-х вековое существование и наличие территоории учебных корпусов и полигонов которые можно восстановить и подготовить в.
Шойгу проинспектировал производящее танки предприятие в Омской области
Училище состоит из трёх курсантских батальонов, по три стрелковых и одной пулемётной роте в каждом. Стрелковые роты состояли из 4 взводов, в пулемётной роте было 3 взвода. Новый набор курсантов, проведённый в августе-ноябре 1940 года, был одним из самых многочисленных. Наряду с увеличением числа курсантов училище в широких масштабах проводило переподготовку командного состава запаса. Только в 1939 году этой формой учёбы было охвачено 320 человек. Если в 1938 году количество выпускников составляло 129 человек, то в 1939 году — 955, в 1940 году — 948. Только за первую половину 1941 года училище выпустило 790 командиров. Фрунзе 23 июня 1941 года приказом Наркома Обороны училище перешло на сокращённую шестимесячную программу обучения.
Для курсантов установлен 12-часовой рабочий день — 8 часов учебных занятий и 4 часа самоподготовки. Приказом Народного Комиссара Обороны от 7 июля 1941 года на базе училища создаётся 2-е Омское военно-пехотное училище, в которое переходит большая часть командиров, политработников, преподавателей. Произошли организационные изменения и в основном училище, которое приказом НКО с 16 августа получило наименование 1-го Омского военно-пехотного училища имени М. Штатная численность его возросла до 5 батальонов с подготовкой по ускоренной программе военного времени. В августе 1941 года училище проводит первый военный выпуск. Экзамены на командирскую зрелость держали курсанты, прибывшие в училище осенью 1940 года. В октябре — ноябре 1941 года было произведено ещё 3 досрочных выпуска.
Командирами стрелковых взводов уехали на фронт ещё 797 человек. В январе 1942 года завершают шестимесячный курс обучения курсанты июньского набора 1941 года — 344 человека. В тот же период производит свой первый выпуск и 2-е Омское военно-пехотное училище. Около полутора тысяч младших лейтенантов и лейтенантов направилось в действующую армию на должности командиров стрелковых, пулемётных и миномётных взводов. Решение тактической задачи офицерами училища. С 12 декабря по 15 февраля 1942 года училище формирует 282-ю стрелковую дивизию. Её первым командиром стал заместитель начальника училища полковник Белобородов, Панкратий Викулович.
С февраля по май 1942 года училище формирует 308-ю стрелковую дивизию, командиром которой был назначен начальник училища полковник Л. В январе 1942 года командование 1-го Омского военно-пехотного училища создало специальную роту, в которой курсанты-выпускники проходили подготовку в качестве истребителей танков. К осени 1942 года проблема подготовки командных кадров для непрерывно растущей Красной Армии была в основном решена. Не случайно в августе 1942 года часть курсантов Омских военно-пехотных училищ была отправлена на фронт младшими командирами. В связи с уменьшением потребности в командных кадрах отправка на фронт курсантов рядовыми и сержантами после 3-5-месячной учёбы производилась и в 1943 году: в феврале, не получив офицерских званий, ушли на фронт почти все курсанты осеннего набора 1942 года. В августе 1943 года, произведя набор курсантов, в том числе и за счёт фронтовиков, 1-е и 2-е Омские училища перешли на годичную программу обучения. Изменились и штаты училищ.
Вместо пяти курсантских батальонов стало лишь три батальона по 500 человек в каждом. При 1-м Омском военно-пехотном училище в августе 1943 года создан батальон резерва офицерского состава Сибирского военного округа на 300 офицеров. С окончанием Великой Отечественной войны и уменьшением потребности вооружённых сил в офицерских кадрах 2-е Омское военно-пехотное училище, находящееся в Канске, в мае 1946 года, было расформировано. Омское Краснознамённое пехотное училище имени М. Фрунзе Территория училища в 60-е годы XX века до строительства спортивного комплекса. С осени 1945 года училище перешло на трехгодичную программу обучения. Для поступающих в училище необходимо было иметь 8-классное образование.
В 1950 году, когда в училище стала приниматься молодёжь только со средним образованием, срок обучения был сокращён до двух лет. Офицеры, окончившие училище во время войны по ускоренной программе, самостоятельно совершенствовали военные знания и сдавали экзамены за нормальный курс училища экстерном. За период с 1949 года по 1953 год в сотни таких офицеров успешно сдали экзамены экстерном и получили дипломы о среднем военном образовании. В августе 1950 года училищу вручено новое Боевое Знамя с надписью: «Омское Краснознамённое военное пехотное училище имени М. По результатам выпускных экзаменов в 1955 и в 1956 годах училище заняло первое место среди военных училищ Сухопутных войск Советской Армии. Омское высшее общевойсковое командное Краснознамённое училище имени М. Фрунзе В 1958 году училище первым в Сибири и в числе первых в Советских Вооружённых Силах переходит на подготовку курсантов по программе высшего военно-учебного заведения.
Фрунзе — так стало называться оно теперь. Срок обучения увеличился до 4-х лет. Циклы военных и технических дисциплин преобразованы в кафедры. В течение 1958—1960 годов часть курсантов третьего курса завершала учёбу по программе среднего военного училища, а часть их и весь второй курс занимались по переходной программе; курсанты набора 1958 года обучались по программе высшего военно-учебного заведения. Курсанты училища на Всеармейском смотре спортивно-массовой работы Спорту, физической закалке курсантов в училище уделялось особое внимание. Для осуществления гибкого маневра в зимних условиях важную роль играло умение ходить на лыжах. В лыжной подготовке нормой для каждого курсанта являлось пройти за зиму 500 сибирских километров.
В 1966 году на территории училища развернулись работы по сооружению спортивного комплекса, состоящего из нескольких спортивных залов и плавательного бассейна введён в строй в 1968 году. Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище имени М. С 1968 года училище переходит на подготовку общевойсковых командиров-инженеров по эксплуатации колесно-гусеничной техники. Срок обучения прежний — 4 года. В 1972 году училище впервые выпустило большой отряд командиров мотострелковых подразделений — инженеров по эксплуатации бронетанковой техники и автомобилей. Каждый выпускник училища имел спортивный разряд, права на управление автомобилем и является механиком-водителем не ниже 2-го класса. В 1975 году на территории училища был установлен памятник М.
Училище ежегодно отмечалось как лучшее среди вузов округа по спортивно-массовой работе, а в 1984 году в смотре спортивно-массовой работы в Сухопутных войсках завоевало первое место. В 1989 году училище возглавил генерал-майор Фатеев Н. Происходившие в стране процессы неизбежно отражались и на положении дел в училище. Так, с начала 90-х годов в училище было переведено значительное число курсантов из оставшихся за пределами России общевойсковых училищ: Алма-Атинского, Бакинского, Ташкентского, а также из расформированного в 1993 году Владикавказского. В 1992 году было принято постановление Правительства Российской Федерации о ликвидации Омского ВОКУ, набор курсантов в этом году был произведён, но набранные на 1 курс курсанты были направлены на обучение в Новосибирское ВОКУ, вернувшись в родные стены лишь к 3 курсу. Совместными усилиями командования училища и Администрации Омской области училище удалось отстоять и Постановление о его ликвидации было отменено. Приказом Министра обороны Российской Федерации было объявлено о сохранении училища и об установлении даты его образования — 14 мая 1813 года.
На имя министра обороны РФ было отправлено письмо с ходатайством о нерасформировании училища за подписью Председателя Омского областного совета народных депутатов А. Леонтьева, Главы администрации Омской области Л. Полежаева, Председателя Омского городского совета народных депутатов В. Варнавского, Главы администрации города Омска Ю. И этот пакет документов 29. Варнавского был отправлен в Москву. Торжества по поводу 180-й годовщины и сохранения училища прошли на высоком уровне, но без приказа МО РФ о преемственности.
К сожалению, не все понимали значение этого нормативного акта «Что тебе ещё надо, училище-то сохранено? И потребовалась настойчивость и значительные усилия, чтобы довести это все до конца. На территории училища был открыт памятник «Бородинское поле». Здесь захоронена священная земля с Бородинского поля, политая кровью воинов-омичей 24 пехотной 1812 и 32 стрелковой 1941 дивизий. Ведь именно герои Бородинского сражения стояли у истоков первого военно-учебного заведения Сибири. В целях сохранения училища в условиях непрерывно сокращающейся потребности в профессиональных военных кадрах рассматривались различные варианты его реорганизации, в частности в военно-гуманитарный институт. Идея не была реализована, однако в рамках её реализации в 1994 году был произведён первый набор на созданный военно-социологический факультет, предназначенный для подготовки заместителей командиров рот по воспитательной работе, офицеров по общественно-государственной подготовке и информированию, офицеров по социально-правовой работе и профилактике правонарушений.
Всего на этот факультет было произведено два набора 1994 и 1995 годы. В рамках формирования этого факультета было создано две новых кафедры, ранее не характерных для училища: социологии и методики воспитательной работы. В 1994 году училище перешло на пятилетний срок обучения и был произведён двойной набор: на четырёхлетний срок обучения по старой программе, предусматривавшей подготовку инженера по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники и на пятилетний с расширенной инженерной программой подготовки с выдачей диплома инженера по специальности: «военные гусеничные и колёсные машины». В дальнейшем пятилетняя программа претерпела некоторые изменения и в конечном итоге училище перешло на подготовку офицеров по специальности: «Боевая и повседневная деятельность мотострелковых подразделений.
Но после традицию переняли кадеты, к ним подключились выпускники автобронетанкового инженерного института. Щит с погонами. На камне выбито: «Будем помнить всегда, эти дни и года, и друзей, не доживших до этого дня. Трагически погибли 12. Акулич С. Четвёртое имя - погибший за несколько дней до этого курсант выпуска. Электрический столб уже стал мал для погон, поэтому рядом был установлен щит, на котором каждый год появляются всё новые погоны. Памятник с дороги, это улица Воровского. Забор - детского оздоровительного лагеря. Напротив озера Солёное. К сожалению, его не стало в 2022 году.
Лица Шойгу осмотрел арсеналы ракетного и артиллерийского вооружения на базах резерва в Омской области На арсеналах и базах резерва помощь в проведении техобслуживания вооружения и военной техники оказывают курсанты Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. Генералу армии доложили об организации комплексного обслуживания и ремонта бронетанкового вооружения и автомобильной техники, а также о подготовке к отправке этих машин в формируемые воинские подразделения и части. На арсенале хранения ракетного и артиллерийского вооружения глава российского оборонного ведомства проверил организацию регламентного обслуживания и ремонта ракетно-артиллерийского вооружения перед его отправкой подразделениям, принимающим участие в СВО, а также проходящим боевое слаживание в рамках боевой подготовки формируемых подразделений.
Срок учёбы был определён в три года. Пехотная школа, как и курсы, состояла из трёх пехотных рот и пулемётной команды и была рассчитана на обучение 500 курсантов. Почти прежним остался аппарат управления школы и преподавательский состав. Новым было — разделение курсантов на три класса: старший, младший и подготовительный. Каждый класс соответствовал году обучения. Курсанты первого года обучения находились в подготовительном классе, второго — в младшем, третьего — в старшем, выпускном. В декабре 1921 года школа создала приют для детей, прибывших из губерний, поражённых голодом. Пятнадцать человеческих жизней навсегда остались благодарны им за спасение от голодной смерти. Только за период с 1 сентября 1922 года по 1 января 1923 года было проведено 6 полевых выходов — в 2—3 раза больше, чем в других военно-учебных заведениях округа. В июне 1923 года школа впервые выехала на общий лагерный сбор в Ельцовские лагеря около Новониколаевска ныне Новосибирск , где находились также и территориальные части. В течение шести дней она проводила показные учения по теме: «Наступление стрелковой роты» для командного состава войск округа. Томская пехотная школа 25-я, Томская пехотная школа командного состава РККА с 1 октября 1924 года именуется Томская пехотная школа [10] В 1925 году, для подготовки командных кадров для национальных формирований при Томской пехотной школе было открыто Якутское отделение на 25 человек комплектовалось из 5 членов РКП б и 20 членов ВЛКСМ. Очередной выпуск школа произвела 8 августа 1925 года. По своему качественному составу он соответствовал требованиям, предъявляемым к военной школе. В войска на командные должности был направлен 161 человек. Курсанты, командно-преподавательский состав, рабочие и служащие Омской пехотной школы на траурном собрании в память Народного Комиссара по военным и морским делам Михаила Васильевича Фрунзе, 1 ноября 1925 года обратились в Реввоенсовет СССР с просьбой присвоить школе имя М. Ходатайство личного состава, поддержанное Командующим войсками округа, было удовлетворено. На смену не оправдавшему себя лабораторному методу пришёл лекционно-семинарский, умело сочетавший лекции, практические и классно-групповые занятия. Серьёзное внимание уделено росту методических навыков будущих командиров. Наряду с лекциями и практическими занятиями стала систематической стажировка в войсках. Летом 1926 года в территориальных частях проходили стажировку 258 курсантов. Всё большее место в жизни курсантов занимал спорт. Он стал любимым видом их досуга. Особой популярностью пользовался стрелковый спорт. Команды школы на гарнизонных соревнованиях в 1928 году заняли первое место в стрельбе из винтовки на 300 шагов, первое и второе — на 200 шагов. По стрельбе из револьвера «Наган» представители школы завоевали все три призовых места. В заочном стрелковом конкурсе на первенство округа, проходившем в том же году, команды школы были первыми по всем видам стрельбы. Проводились соревнования по знанию материальной части стрелкового оружия. Часто они организовывались в клубе, куда приглашалась молодёжь предприятий и учебных заведений города. Характерной чертой спортивных соревнований являлось большое количество командных видов борьбы военно-прикладного характера. Это не случайно. Групповые соревнования не только закаляли будущих защитников Родины физически, не только давали им определённую военную подготовку. Они также воспитывали у них чувство коллективизма, взаимной поддержки и выручки, то есть то, что в первую очередь необходимо в беге. В зимний период культивировались скоростные пробеги взвода на дистанции от 10 до 40 км, броски на лыжах с полной боевой выкладкой на 25 км со стрельбой. Летом проводились соревнования по командному многоборью. Венцом летних соревнований был марш-бросок в составе взвода на 25 км со стрельбой, по которому курсанты неизменно завоевывали первое место в гарнизонных соревнованиях 1927— 1930 годов. Переходящий приз за этот вид соревнований — знамя Омского окрисполкома — было навечно оставлено в школе и сейчас хранится в музее Омского кадетского корпуса. Успешно выступали курсанты на городских, гарнизонных и окружных соревнованиях и по другим видам спорта. В 1928 году лыжники школы заняли все первые места в гарнизоне по лыжным соревнованиям. Летом того же года на общелагерных соревнованиях было завоевано 12 первых мест. В 1932 году начались работы по созданию лагеря. Партия мелиораторов, назначенная из города, провела осушительные работы. В следующем году построено стрельбище, оборудован спортивный городок. Основные работы к весне 1934 года были закончены, и летний период обучения в том году курсанты провели в своём собственном лагере. С 1932 года при школе открыто ускоренное артиллерийское отделение, начались занятия в группе по подготовке командного состава для железнодорожных войск с шестимесячным сроком обучения. В том же году в штат введено ускоренное пехотное отделение с годичным сроком обучения. В 1933 году ускоренное артиллерийское отделение перешло на нормальный срок обучения. Омская объединённая военная школа имени М. Фрунзе В январе 1934 года в состав Омской школы влились Владивостокская пехотная школа имени Коминтерна и Иркутские курсы подготовки командиров пехоты. В 1935 году школа перешла на новые штаты и с 1936 года стала называться — Омская объединённая военная школа имени М. Фрунзе , готовящая пехотных и артиллерийских командиров. В начале ноября 1935 года в школе состоялся очередной, шестнадцатый выпуск. В том году её воспитанники впервые получили первичные звания — лейтенант. Омское военное училище имени Михаила Васильевича Фрунзе 16 марта 1937 года школа переименована в Омское военное училище имени М. Фрунзе [15]. Училище в тот период состояло из двух батальонов, в которых имелось пять рот и одна артиллерийская батарея. Однако уже в 1938 году происходят изменения в штатах в сторону их увеличения. Сокращается срок учёбы курсантов до двух лет, упраздняется артиллерийское отделение. В сентябре 1938 года в училище имелось 10 рот. Ещё через год училище развёрнуто на 4 батальона по 4 роты в каждом. В марте 1940 года часть преподавателей, командиров и курсантов 1-го курса отправлена во вновь формируемые Канское и Новосибирское военно-пехотные училища. Оставшиеся курсанты были разбиты на два потока, один из которых должен был выпускаться в октябре 1940 года , второй — в мае 1941 года. В ноябре 1940 года ещё раз изменяется штат. Теперь за основу принята троичная система.
Хоценко поздравил выпускников омского автобронетанкового института
Новости Видео Телепрограмма Фильмы Программы Лица. Шойгу осмотрел арсеналы ракетного и артиллерийского вооружения на базах резерва в Омской области. Министр обороны России Сергей Шойгу проверил выполнение гособоронзаказа оборонным предприятием в Омской области, которое специализируется на выпуске танков и тяжёлых. Домой Новости Минобороны России в стране Выпускники Омского ВОКУ поздравили пациентов военного госпиталя Ростова-на-Дону с Днём защитника Отечества. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу проверил организацию учебного процесса в Омском автобронетанковом инженерном институте, сообщили в пятницу в РИА Новости.
сообщество омсквоку
На плацу Омского автобронетанкового инженерного института собрались командиры, преподаватели, курсанты, гражданский персонал, ветераны вуза, родители выпускников, начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ Александр Шестаков и врио губернатора Виталий Хоценко. Гости осмотрели сквер 100-летия отечественного танкостроения, который открыли в 2020 году, и высадили там деревья в честь 103 выпуска специалистов. На торжественной церемонии Виталий Хоценко поздравил лейтенантов с завершением учебы и пожелал успехов в службе.
Куйбышева — Николай Владимирович — известный советский военачальник. Его воспитанники участвовали в боях за свободу и независимость страны Советов в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны, с китайскими милитаристами на КВЖД , с японскими агрессорами в районе озера Хасан и на реке Халхин-Гол на Карельском перешейке. В боях и сражениях Великой Отечественной войны воспитанники училища успешно руководили подразделениями, частями и соединениями.
Начало пути Славная история Омского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени М. Фрунзе берет свое начало в городе Томске. В соответствии с существовавшей в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны системой подготовки военных кадров предусматривались курсы трех ступеней: 1-й ступени — для изучения будущими командирами общеобразовательных дисциплин и основ военного дела; 2-й ступени — для подготовки командиров взводов; 3-й ступени — для подготовки старшего командного состава. Курсанты изучали военные предметы и продолжали совершенствовать общеобразовательную подготовку. Учебная программа на курсах первоначально была рассчитана на четыре месяца, затем срок обучения был увеличен до шести месяцев.
В июле 1920 года срок обучения на курсах был увеличен до года. Это время состояло из трех периодов: подготовительный — со сроком учебы шесть месяцев, специально-военный — четыре месяца и дополнительный — два месяца. Курсы являлись не только учебной, но и строевой частью Красной Армии. Основу их составлял курсантский батальон четырехротного состава. При определении требований общего образования будущих курсантов командование курсов исходило из того, что рабочие и крестьяне в условиях самодержавного строя не имели возможности учиться.
Поступающие должны были уметь бегло читать и писать, излагать прочитанное без искажения смысла и знать четыре действия с целыми числами и дробями. Лица, имеющие образование в объеме шести классов реального училища или семи классов гимназии , принимались на курсы без вступительных экзаменов. Наглядное представление о характере требований, предъявляемых к курсантам, дает объявление, опубликованное в Томске в газете «Знамя революции»: «Рабочие и крестьяне! В Томске открылись пехотные и артиллерийские курсы командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Прием прошений производится ежедневно с 10 до 2 часов дня в здании духовной семинарии Никитская, 8.
Требуется рекомендация двух советских работников. Образование безразлично. Военком Кошкаров». С 1 марта 1920 года начались регулярные плановые занятия. Курсы приступили к решению основной задачи — подготовке красных командиров.
За короткий срок курсанты должны были освоить большой по объему материал: тактику и фортификацию , топографию и уставы, артиллерию и связь, социально-политические и общеобразовательные предметы. Много времени отводилось изучению оружия. Помимо трехлинейной винтовки образца 1898 года, станкового пулемета системы Максим , изучались ручные пулеметы Льюиса и Кольта , станковые пулеметы Виккерса, Шварцлозе , Гочкисса , Сен-Этьена, пушки системы Розенберга и Маклена, миномет « Дюмезиль » и другая техника, которая досталась Красной Армии в качестве военных трофеев от английских, французских, американских и японских империалистов и их ставленников — Колчака , Деникина , Юденича и других. В мае 1920 года по ходатайству военкома штаб 5-й армии прислал четырех военспецов, в числе которых был и начальник курсов — Михаил Иванович Шпилев, подполковник РИА , всю Первую мировую войну находившийся на фронте, в окопах. В течение 1920 года 2-е Сибирские командные курсы постоянно находились в состоянии полной боевой готовности.
Личный состав курсов, разделенный на две части, посменно дежурил по городу. Корицкого участвовали в разгроме кулацкого мятежа, охватившего район Кулунды. В 1921 году 1-е Сибирские имени III Коминтерна пехотные командного состава курсы РККА были преобразованы в 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна, передислоцированную затем в 1924 году во Владивосток и переименованную во Владивостокскую пехотную школу имени Коминтерна. Распоряжением Реввоенсовета республики курсы организовали ускоренную подготовку и досрочный выпуск красных командиров. В общей сложности в войска на должности красных командиров было направлено 107 человек.
Приказом Реввоенсовета Республики от 5 февраля 1921 года 2-е Сибирские пехотные курсов были преобразованы в 25-ю, Томскую пехотную школу командного состава РККА, срок учебы в которой определен в три года. Пехотная школа, как и курсы, состояла из трех пехотных рот и пулеметной команды и была рассчитана на обучение 500 курсантов. Почти прежним остался аппарат управления школы и преподавательский состав. Новым было — разделение курсантов на три класса: старший, младший и подготовительный. Каждый класс соответствовал году обучения.
Курсанты первого года обучения находились в подготовительном классе, второго — в младшем, третьего — в старшем, выпускном. С 1932 года при школе открыто ускоренное артиллерийское отделение, начались занятия в группе по подготовке командного состава для железнодорожных войск с шестимесячным сроком обучения. В том же году в штат введено ускоренное пехотное отделение с годичным сроком обучения. В 1933 году ускоренное артиллерийское отделение перешло на нормальный срок обучения. В январе 1934 года в состав Омской школывлились Владивостокская пехотная школа имени Коминтерна и Иркутские курсы подготовки командиров пехоты.
В 1935-м школа перешла на новые штаты и с 1936 года стала называться — Омская объединенная военная школа, готовящая пехотных и артиллерийских командиров. Училище в тот период состояло из двух батальонов, в которых имелось пять рот и одна артиллерийская батарея.
В контрольное время укладывались далеко не все, и давалось это нелегко. Так нас, курсантов, готовили к предстоящим жестоким боям с врагом». Впрочем, обстановка на фронте была такой, что добрая половина юношей училища не заканчивала, офицерских званий и светлого будущего не получила, а отправлялась на фронт рядовыми солдатами или младшими командирами. Начальником Алма-Атинского военного пехотного училища в начальный период войны являлся полковник Филатов Михаил Алексеевич.
Он родился 20 августа 1895 в г. Асхабаде, умер 11 марта 1962 г. Михаил Алексеевич Филатов прошел большой и славный боевой путь. В Первую мировую войну он поручик, командир роты 162-го Ахалцыхского пехотного полка, воевал на Юго-Западном фронте, в июле 1917 г. В гражданскую войну воевал с басмачами. В последующие годы Великой Отечественной войны был командиром 68-й горнострелковой дивизии , затем - начальником Орловского пехотного училища, командиром 3-го горнострелкового корпуса, участвовал в Крымской наступательной операции.
В 1942 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора. С ноября 1944 года он заместитель начальника штаба 4-го Украинского фронта. После войны — заместитель начальника штаба ТуркВО, с марта 1958 г. Выпускники Алма-Атинского военного пехотного училища героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, многие из них пали смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины. Изучение боевых дел выпускников училища показывает, что они смело преодолевали трудности, сознательно и умело действовали в боевой обстановке, а если было нужно, жертвовали ради победы своей жизнью. Многим воспитанникам училища за проявленные мужество и героизм было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, на сегодняшний день имеется информация о пяти выпускниках училища.
За трудовые подвиги в мирное время одному выпускнику училища присвоено высокое звание Героя Социалистического труда. Среди выпускников училища, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, тысячи были награждены правительственными наградами. О некоторых выпускниках хочется сказать особо. Выпускник училища 1941 года выпуска Герой Советского Союза посмертно старший лейтенант Беляков Иван Дементьевич 1920-1943. Родился в 1920 году в селе Буранное ныне Соль-Илецкого района Оренбургской области в семье крестьянина. Окончил начальную школу в родном селе.
До призыва на военную службу строил Большой Ферганский канал, работал бухгалтером главпочтамта в городе Коканд Ферганской области Узбекистана. В 1940 году был призван в Красную Армию Кокандским горвоенкоматом. В 1941 году окончил Алма-Атинское военное стрелково-пулеметное училище. В действующей армии с марта 1943 года. Воевал на Степном и 2-м Украинском фронтах, участвовал в освобождении Украины. Особо отличился при форсировании Днепра и в боях за удержание плацдарма на правом берегу.
Командир миномётной роты 793-го стрелкового полка 213-я стрелковая дивизия, 7-я гвардейская армия, Степной фронт. В ночь на 27 сентября 1943 года минометная рота старшего лейтенанта Белякова форсировала Днепр в числе первых подразделений. Умело организованным огнем минометов часть его роты с восточного берега уничтожила живую силу и технику противника, обеспечивая переправу и одновременно защищая плацдарм для наступающих. Беляков во главе подразделений переправился с минометами и боеприпасами на плотах и лодках вместе с передовыми подразделениями полка, умело управлял ротой, поддерживал огнем передовые отряды стрелков в ходе захвата и расширения плацдарма в районе села Днепровокаменка Верхнеднепровский район Днепропетровской области. Упорно продвигаясь вперед в боевых порядках пехоты, рота Белякова, после ожесточенных боев 14 октября, перерезала участок дороги Днепропетровск - Кременчуг и заняла огневые позиции у села Калужина. На второй день, 15 октября, противник превосходящими силами атаковал роту с флангов.
Враг располагал почти пятидесятью танками и бронемашинами. Разгорелся тяжелый неравный бой. Бойцы во главе с командиром гранатами, огнем минометов и стрелкового оружия отражали атаки гитлеровцев. Когда были израсходованы боеприпасы, минометчики вступили в рукопашный бой. Они пустили в ход все, что было под руками: лопаты, штыки, ножи. Командир ловил на лету немецкие гранаты и бросал их в наседавших врагов.
В этом неравном бою старший лейтенант Беляков и его боевые товарищи погибли смертью героев, но не отступили ни на шаг. Похоронен на месте боя, в селе Днепровокаменка Верхнеднепровский район, Днепропетровская область. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды. Родился 31 октября 1919 года в городе Новосибирске в семье рабочего-железнодорожника. В 1937 году окончил среднюю школу в Новосибирске, для получения дальнейшего образования уехал в г. Алма-Ату и там, в 1941 году, окончил Казахский горно-металлургический институт.
В Красной Армии с июля 1941 г. Окончил Алма-Атинское военное пехотное училище 1941 , специальные курсы командиров истребительно-противотанковых рот 1942. На фронте с апреля 1942 г. Заместитель командира 7-й стрелковой роты 48-го стрелкового полка 38-й стрелковой дивизии январь - март 1942 , старший адъютант полка март - апрель 1942 , помощник начальника штаба полка по разведке и оперативной части июнь 1942 - январь 1943. В январе 1943 - марте 1944 начальник штаба 343-го стрелкового полка 214-го гвардейского стрелкового полка 73-й гвардейской стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии. В марте 1944 - июле 1945 командир 214-го гвардейского стрелкового полка, затем командир 211-го гвардейского стрелкового полка 73-й гвардейской стрелковой дивизии 57-й армии 3-го Украинского фронта.
Участвовал в Харьковской наступательной операции 1942 , обороне Сталинграда 1942-1943 , боях на Курской дуге , на территории Правобережной Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, был четырежды ранен. Отличился в бою 13 ноября 1944 г. После войны продолжил службу в Вооруженных Силах, окончил Военную академию имени М. Фрунзе 1948. В 1954-1955 гг. Кировский областной военный комиссар.
В мае 1967 г. С 1980 г. Родился 1 января 1921 года в поселке Зайсан, ныне город Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Алма-Атинское военное пехотное училище.
В боях Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Боевое крещение получил на Северо-Западном фронте. Командовал взводом, ротой. В 1943 году был назначен начальником штаба батальона, затем командиром стрелкового батальона. Особо отличился в боях в Прибалтике и Восточной Пруссии. В течение двух суток бойцы отбивали контратаки противника.
При отражении одной из них комбат был схвачен немцами, но отбился, уничтожив несколько вражеских солдат. Выполняя боевую задачу , майор Головченко обеспечил удержание плацдарма до переправы главных сил полка. Когда началось наступление на Восточную Пруссию , майор Головченко во главе своего батальона одним из первых форсировал пограничную реку Шешупе. За энергичное руководство действиями батальона, личную смелость и отвагу был представлен к присвоению геройского званию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Головченко Василию Евстафьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали " Золотая Звезда " N 4731. После войны продолжил службу в армии.
С 1967 года полковник Головченко - в запасе. Жил в городе Кустанае. Работал начальником Госохотинспекции Кустанайской области. Умер в марте 1990-го года. Похоронен в Аллее почетных захоронений городского кладбища г. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Родился в 1912 году в Шортандинском районе Акмолинской области в ауле, позже получившем название зерносовхоза имени Сакена Сейфуллина. После окончания школы в 1930 году работал чертежником на стройкомбинате Казжелдорстроя. В октябре 1931 года юноша поступает в железнодорожный строительный техникум и успешно заканчивает его в 1934 году. Тогда же он становится студентом геологоразведочного факультета Казахского горно-металлургического института. В июле 1935 года временно прерывает учебу и переходит работать секретарем школьного отдела Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана. В 1937 году продолжает учебу в Казахском горно-металлургическом институте и в июне 1941 года, в самом преддверии Великой Отечественной войны, успешно оканчивает его.
Уже в июле 1941 года молодой инженер Тукенов призывается в ряды Красной Армии и становится курсантом Алма-Атинского военного пехотного училища. Трудные и долгие годы войны он завершает командиром роты стрелковой дивизии в 1946 году. Только тогда инженер-геолог Н. Тукенов приступает к работе разведчика недр. Нурлыгайын Тукенов относится к первому поколению геологов Казахстана, получивших геологическое образование в своей стране, в стенах первого технического вуза республики - Казахского горно-металлургического института. Он стал после К.
Сатпаева и Ж. Айталиева руководителем геологической организации среднего звена, первым возглавил крупную региональную геологическую службу Казахстана, он - первый и единственный Герой Социалистического Труда из числа инженеров-геологов Казахстана,создавших уникальную минерально-сырьевую базу мирового уровня, составляющую ныне основу экономики страны. Поэтому имя Н. Тукенова занимает одно из ведущих и почетных мест в списке казахстанских геологов. Уйдя из жизни сравнительно рано, на шестьдесят первом году жизни, в 1973 году, он оставил глубокий след в экономике Восточного и Южного Казахстана, где с его геологической деятельностью связано развитие городов Зыряновск, Текели, Кентау и Чимкент, ряда горнорудных предприятий. Славным именем Нурлыгайына Тукеновича названы некоторые месторождения республики и улица в городе Кентау.
В 2001 году ему в Кентау на Аллее трудовой славы в парке горняков был сооружен монумент. Родился в 1922 году в городе Урумчи. Член КПСС. Перед войной работал электромонтером, электромехаником по эксплуатации высоковольтных линий Карагандинской ЦЭС. Призван в армию в 1941 году Карагандинским горвоенкоматом. В 1942 году окончил Алма-Атинское военное пехотное училище, а затем в звании младшего лейтенанта обучал бойцов и готовил маршевые роты в запасном полку.
С декабря 1943 года в действующей армии. По дорогам войны командир-пехотинец прошел большой и славный боевой путь. В Прутской долине водил бойцов в штыковые атаки, в предгорьях Карпат с зажигательной бутылкой в руке вставал один на один против фашистских танков и побеждал их. Части 5-й армии сражались на румынской земле. Шли жаркие бои в Прутской долине. Рота Юрия Павлова преодолела укрепленную оборону противника и ворвалась в деревню Кирпицы.
Бойцы с ходу форсировали реку Жижа приток Прута , овладели высотой и расположенным на ней монастырем, превращенным фашистами в опорный пункт обороны. Противник в течение дня неоднократно пытался вернуть высоту. Атака следовала за атакой. Вражеская пехота шла под прикрытием танков. Рота Павлова выстояла под яростным натиском фашистов, удержала важный рубеж до подхода подкреплений. За проявленное мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками, героизм и отвагу, умелое командование вверенной ему ротой, Президиум Верховного Совета СССР 13 сентября 1944 года присвоил Ю.
Павлову звание Героя Советского Союза. После войны Герой окончил Республиканскую партийную школу, долгое время работал в городе Алма-Ате заместителем директора института «Казгипрониихиммаш». Выпускник училища 1942 года выпуска ускоренный курс 1941-1942 гг.
Это партия дополнительно к ним», — добавил Шестаков. В ведомстве сообщили, что Шойгу указал руководству предприятия на строгое соблюдение графика выполнения государственного оборонного заказа и поставил задачу продолжить расширение производственных мощностей по выпуску танков и ТОС для обеспечения потребности российских войск, выполняющих задачи специальной военной операции. Оружие в зону СВО Шойгу также проверил подготовку техники и вооружения к отправке в зону проведения специальной военной операции на арсеналах и базах резерва, дислоцированных на территории региона. Министру «доложили организацию комплексного обслуживания и ремонта бронетанкового вооружения и автомобильной техники, а также ее подготовку к отправке в формируемые воинские подразделения и части». На арсенале хранения ракетного и артиллерийского вооружения Шойгу проверил организацию регламентного обслуживания и ремонта ракетно-артиллерийского вооружения перед его отправкой подразделениям, принимающим участие в специальной военной операции, а также проходящим боевое слаживание в рамках боевой подготовки формируемых подразделений.
Омское высшее общевойсковое командное
На арсенале хранения ракетного и артиллерийского вооружения глава российского оборонного ведомства проверил организацию регламентного обслуживания и ремонта ракетно-артиллерийского вооружения перед его отправкой подразделениям, принимающим участие в СВО, а также проходящим боевое слаживание в рамках боевой подготовки формируемых подразделений. Главе Минобороны России также сообщили, что на арсеналах и базах резерва существенную помощь в проведении техобслуживания вооружения и военной техники в качестве войсковой стажировки оказывают курсанты Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. Ранее министр обороны России проинспектировал одно из предприятий «Алмаз-Антея» , выполняющее государственный оборонный заказ.
За минувшую неделю налажены бытовые условия. Мобилизованных разместили в теплых и приспособленных для проживания помещениях с полноценными спальными местами и штатных казармах.
Призванные граждане обеспечены всем необходимым, отмечают в центре. В графике - трёхразовое питание, посещение бани. Всех мобилизованных вакцинируют от коронавируса. Работают медицинский кабинет, комнаты бытового обслуживания, парикмахерские.
Указ президента РФ от 15 мая 1995 года. Баталов, Игорь Адольфович, 1988 год выпуска. За мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе. Паньков, Вадим Иванович, 1990 год выпуска. За мужество и героизм, проявленные в контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Руководитель предприятия доложил, что объем выпуска продукции за последние месяцы увеличился в разы. Это удалось сделать благодаря эффективным инженерным решениям. Ранее президент РФ Владимир Путин заявил , что все задачи, поставленные перед российской оборонной промышленностью, будут выполнены.
Он отметил, что сейчас идет активное наращивание производства современных видов вооружения.
Омское военное училище: история легендарного учебного заведения
Новости Видео Телепрограмма Фильмы Программы Лица. Шойгу осмотрел арсеналы ракетного и артиллерийского вооружения на базах резерва в Омской области. В канун 50-й годовщины Советских Вооружённых Сил ВОКУ наградили вторым орденом Красного Знамени. Этот день в Омском автобронетанковом институте называют Днем открытых дверей. Спикер Омского городского Совета генерал-майор внутренней службы Владимир КОРБУТ – потомственный офицер, имеющий 38 лет выслуги.
Шойгу проверил выполнение ГОЗ на предприятии по выпуску танков в Омской области
Фото Встреча фронтовиков с курсантами Омского ВОКУ в сентябре 1986 года/Meeting Of Front-line Soldiers. В течение нескольких недель в Омске на базе 242-го УЦ ВДВ перед отправкой в воинские части ВДВ каждый призванный проходит ускоренный курс обучения. Андрей Мамонтов и Андрей Уланов — выпускники Омского автобронетанкового инженерного института: «Договорились встретиться на 30 лет выпуска, и сегодня у нас здесь место встречи. Омское ВОКУ 1-е Омское пехотное училище им. М. В. Фрунзе при Сталине (перед парадным входом статуи Ворошилова и Сталина).
Боевое братство
- Курсанты Омского ВОКУ 1981-1985 (фото): mil_history — LiveJournal
- Шойгу проинспектировал производящее танки предприятие в Омской области - Новости
- Омское ВОКУ имени М.В. Фрунзе
- Развалины учебного центра Омского общевойскового командного училища: mib55 — LiveJournal
- Омское высшее общевойсковое командное училище — Википедия с видео // WIKI 2
Учебные заведения
Министр обороны Сергей Шойгу проверил выполнение гособоронзаказа на предприятии оборонно-промышленного комплекса в Омской области. Омское ВОКУ им Видео о Омское ВОКУ 23 февраля/Omsk VOKU February 23, УШЛИ ИЗ ЖИЗНИ, 1980-1984, КУРСАНТСКИЕ ГОДЫ, Омское ВОКУ, 30 лет. Омское ВОКУ 1-е Омское пехотное училище им. М. В. Фрунзе при Сталине (перед парадным входом статуи Ворошилова и Сталина).
Теперь курсантов Омской академии МВД встречает «связь поколений»
С 1932 года при школе открыто ускоренное артиллерийское отделение, начались занятия в группе по подготовке командного состава для железнодорожных войск с шестимесячным сроком обучения. В том же году в штат введено ускоренное пехотное отделение с годичным сроком обучения. В 1933 году ускоренное артиллерийское отделение перешло на нормальный срок обучения. Омская объединённая военная школа имени М.
Фрунзе В январе 1934 года в состав Омской школы влились Владивостокская пехотная школа имени Коминтерна и Иркутские курсы подготовки командиров пехоты. В 1935 году школа перешла на новые штаты и с 1936 года стала называться — Омская объединённая военная школа имени М. Фрунзе , готовящая пехотных и артиллерийских командиров.
В начале ноября 1935 года в школе состоялся очередной, шестнадцатый выпуск. В том году её воспитанники впервые получили первичные звания — лейтенант. Омское военное училище имени Михаила Васильевича Фрунзе 16 марта 1937 года школа переименована в Омское военное училище имени М.
Фрунзе [15]. Училище в тот период состояло из двух батальонов, в которых имелось пять рот и одна артиллерийская батарея. Однако уже в 1938 году происходят изменения в штатах в сторону их увеличения.
Сокращается срок учёбы курсантов до двух лет, упраздняется артиллерийское отделение. В сентябре 1938 года в училище имелось 10 рот. Ещё через год училище развёрнуто на 4 батальона по 4 роты в каждом.
В марте 1940 года часть преподавателей, командиров и курсантов 1-го курса отправлена во вновь формируемые Канское и Новосибирское военно-пехотные училища. Оставшиеся курсанты были разбиты на два потока, один из которых должен был выпускаться в октябре 1940 года , второй — в мае 1941 года. В ноябре 1940 года ещё раз изменяется штат.
Теперь за основу принята троичная система. Училище состоит из трёх курсантских батальонов, по три стрелковых и одной пулемётной роте в каждом. Стрелковые роты состояли из 4 взводов, в пулемётной роте было 3 взвода.
Новый набор курсантов, проведённый в августе-ноябре 1940 года , был одним из самых многочисленных. Наряду с увеличением числа курсантов училище в широких масштабах проводило переподготовку командного состава запаса. Только в 1939 году этой формой учёбы было охвачено 320 человек.
Если в 1938 году количество выпускников составляло 129 человек, то в 1939 году — 955, в 1940 году — 948. Только за первую половину 1941 года училище выпустило 790 командиров. Фрунзе 23 июня 1941 года приказом Наркома Обороны училище перешло на сокращённую шестимесячную программу обучения.
Для курсантов установлен 12-часовой рабочий день — 8 часов учебных занятий и 4 часа самоподготовки. Приказом Народного Комиссара Обороны от 7 июля 1941 года на базе училища создаётся 2-е Омское военно-пехотное училище , в которое переходит большая часть командиров, политработников, преподавателей. Произошли организационные изменения и в основном училище, которое приказом НКО с 16 августа получило наименование 1-го Омского военно-пехотного училища имени М.
Штатная численность его возросла до 5 батальонов с подготовкой по ускоренной программе военного времени. В августе 1941 года училище проводит первый военный выпуск. Экзамены на командирскую зрелость держали курсанты, прибывшие в училище осенью 1940 года.
В октябре — ноябре 1941 года было произведено ещё 3 досрочных выпуска. Командирами стрелковых взводов уехали на фронт ещё 797 человек. В январе 1942 года завершают шестимесячный курс обучения курсанты июньского набора 1941 года — 344 человека.
В тот же период производит свой первый выпуск и 2-е Омское военно-пехотное училище. Около полутора тысяч младших лейтенантов и лейтенантов направилось в действующую армию на должности командиров стрелковых, пулемётных и миномётных взводов. Решение тактической задачи офицерами училища.
С 12 декабря по 15 февраля 1942 года училище формирует 282-ю стрелковую дивизию [16]. Её первым командиром стал заместитель начальника училища полковник Белобородов, Панкратий Викулович. С февраля по май 1942 года училище формирует 308-ю стрелковую дивизию , командиром которой был назначен начальник училища полковник Л.
В январе 1942 года командование 1-го Омского военно-пехотного училища создало специальную роту, в которой курсанты-выпускники проходили подготовку в качестве истребителей танков. К осени 1942 года проблема подготовки командных кадров для непрерывно растущей Красной Армии была в основном решена. Не случайно в августе 1942 года часть курсантов Омских военно-пехотных училищ была отправлена на фронт младшими командирами.
В связи с уменьшением потребности в командных кадрах отправка на фронт курсантов рядовыми и сержантами после 3-5-месячной учёбы производилась и в 1943 году : в феврале, не получив офицерских званий, ушли на фронт почти все курсанты осеннего набора 1942 года. В августе 1943 года , произведя набор курсантов, в том числе и за счёт фронтовиков, 1-е и 2-е Омские училища перешли на годичную программу обучения. Изменились и штаты училищ.
Вместо пяти курсантских батальонов стало лишь три батальона по 500 человек в каждом. При 1-м Омском военно-пехотном училище в августе 1943 года создан батальон резерва офицерского состава Сибирского военного округа на 300 офицеров. С окончанием Великой Отечественной войны и уменьшением потребности вооружённых сил в офицерских кадрах 2-е Омское военно-пехотное училище , находящееся в Канске , в мае 1946 года , было расформировано.
Омское Краснознамённое пехотное училище имени М. Фрунзе Территория училища в 60-е годы XX века до строительства спортивного комплекса. С осени 1945 года училище перешло на трехгодичную программу обучения.
Для поступающих в училище необходимо было иметь 8-классное образование. В 1950 году , когда в училище стала приниматься молодёжь только со средним образованием, срок обучения был сокращён до двух лет. Офицеры, окончившие училище во время войны по ускоренной программе, самостоятельно совершенствовали военные знания и сдавали экзамены за нормальный курс училища экстерном.
За период с 1949 года по 1953 год в сотни таких офицеров успешно сдали экзамены экстерном и получили дипломы о среднем военном образовании. В августе 1950 года училищу вручено новое Боевое Знамя с надписью: «Омское Краснознамённое военное пехотное училище имени М. По результатам выпускных экзаменов в 1955 и в 1956 годах училище заняло первое место среди военных училищ Сухопутных войск Советской Армии.
Омское высшее общевойсковое командное Краснознамённое училище имени М. Фрунзе В 1958 году училище первым в Сибири и в числе первых в Советских Вооружённых Силах переходит на подготовку курсантов по программе высшего военно-учебного заведения. Фрунзе — так стало называться оно теперь.
Срок обучения увеличился до 4-х лет. Циклы военных и технических дисциплин преобразованы в кафедры. В течение 1958— 1960 годов часть курсантов третьего курса завершала учёбу по программе среднего военного училища, а часть их и весь второй курс занимались по переходной программе; курсанты набора 1958 года обучались по программе высшего военно-учебного заведения.
В настоящее время выпускники училища являются министрами обороны независимых государств Абхазия, Н. Карабах,Киргизия , возглавляют Главные командования Сухопутных войск в вооруженных силах стран СНГ, командуют войсками военных округов региональных командований , соединениями, являются руководителями органов военного управления, военно-учебных заведений вооруженных сил стран бывшего Советского Союза, начальниками управлений оперативных, организационно-мобилизационных, боевой подготовки, кадров видов вооруженных сил, заслужили высокие воинские звания и награждены правительственными наградами. Конева и десятилетиях плодотворной деятельности профессорско-преподавательского и командного состава ВУЗа по подготовке офицерских кадров, нельзя обойти вниманием важные исторические моменты , ставшими ключевыми в истории нашего училища, так называемые «этапы становления и развития», которые неразрывно связаны с историей нашего великого государства и его славными Вооруженными Силами.
Конева испытывают чувство большой гордости за историческое прошлое родного ВУЗа, они являются наследниками и продолжателями ратной славы и боевых традиций предшествующих военно-учебных заведений, стоящих у истоков общевойскового училища: 15-х Алма-Атинских Верненских кавалерийских командных курсов февраль 1920 г. Именно эти славные военно-учебные заведения являются предшественниками Алма-Атинского ВОКУ, именно они сыграли большую воспитательную роль в формировании лучших воинских традиций будущего общевойскового командного училища. Необходимо отметить, что до 1940 года на территории Казахстана функционировали только военные курсы и школы, созданные еще в 20-х годах прошлого столетия.
В июне 1940 года было создано Алма-Атинское стрелково-пулеметное училище, первое в Казахстане. Уже в 1941 году училище сделало пять выпусков, подготовив для Красной Армии более 2 тысяч молодых офицеров. Всего за годы Великой Отечественной войны училище подготовило и выпустило более 6 тысяч офицеров, а в самые суровые годы войны, в 1941 и 1943 годах, около семи тысяч курсантов отправились на фронт рядовыми и сержантами.
С началом Великой Отечественной войны в Казахстане было расквартировано множество военных училищ, эвакуированных с территорий, оккупированных фашистами. На годы войны Казахстан стал домом для десятков тысяч курсантов различного профиля обучения. Города и аулы Казахстана стали учебными полигонами.
Также в Алма-Ату были переведены Московская высшая пограничная школа и Харьковское военное училище НКВД, на базе которых в настоящее время действует нынешний Военный институт пограничных войск Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Всего в Казахстане в 1941 — 1945 годах действовало 27 военно-учебных заведений, в которых обучалось более 16 тысяч офицеров, около 10,5 тысяч сержантов, более 10 тысяч курсантов ушли на фронт до завершения учебы. Исторические факты свидетельствуют о том, что большинство молодых офицеров, получивших образование в годы войны в военно-учебных заведениях, дислоцированных на территории Казахстана, имели хорошую боевую подготовку , серьезную полевую выучку и опыт работы с личным составом, внесли весомый вклад в борьбу с фашизмом и Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.
Ташкенте при Среднеазиатской школе имени В. В августе того же года курсы были передислоцированы сначала в г. Самарканд, а затем в г.
Алма-Ату, где получили свое наименование — «15-е Верненские кавалерийские командные курсы» , в 1921 году, после переименования г. Верный в г. Алма-Ату, курсы стали называться «15-ми Алма-Атинскими Верненскими кавалерийскими командными курсами».
Алма-Ате курсы просуществовали до ноября 1922 г. В сентябре 1920 г. Первое боевое знамя было в торжественной обстановке вручено курсам от имени Центрального исполнительного комитета Туркестанской Советской Республики в ноябре 1920 г.
В программу подготовки красных командиров были включены: тактическая подготовка, топографию, артиллерия, инженерное и пулемётное дело, стрельба, верховная езда, уставы, автотракторное дело, политическая экономия , география, история, основы физики, химии, электротехники, практические занятия. Были созданы классные отделения по 25-30 человек. Должности командиров и преподавателей курсов занимали военные специалисты старой, царской армии исключение составляли должности начальника школы, военного комиссара и политработников , большинство которых, имея хорошую специальную военную подготовку и навыки преподавания военных дисциплин, добросовестно передавали свои знания будущим красным командирам.
Большой популярностью среди курсантов и командиров пользовался спорт. Курсанты и командиры принимали активное участие в различных секциях гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, стрелковой секции , добивались высоких спортивных показателей. Широкое распространение получили прикладные виды спорта: военизированные кроссы, фехтование, рубка, джигитовка, скачки, стрельба.
Курсанты и командиры курсов воевали на фронтах гражданской войны , принимали активное участие в разгромах басмаческих банд, проводивших по решению Реввоенсовета Туркестанского фронта. В апреле 1922 года курсанты и командиры 15-х Алма-Атинских Верненских кавалерийских командных курсов в составе двух эскадронов, вместе с другими частями фронта, в течение нескольких месяцев принимали активное участие в боях с басмачами Энвер-паши, проводивших по решению Реввоенсовета Туркестанского фронта операцию в восточной Бухаре. Ленина и 3-ми артиллерийскими Туркестанскими командными курсами были реорганизованы в объединённую школу комсостава с присвоением ей наименования Ташкентская объединённая имени В.
Ленина командная школа ТОШ. Позднее, 9 мая 1923 года, школа была переименована в 4-ю Ташкентскую объединенную имени В. Ленина командную школу.
Выпускники курсов героически сражались на фронтах гражданской войны, награждены высокими правительственными наградами, впоследствии занимали высокие командные должности в Красной Армии. Верном, ставший впоследствии командиром 57-й кавалерийской дивизии, участвовавшей в составе 10-й армии Западного фронта в контрнаступлении под Москвой, в Тульской и Калужской наступательных операциях, с марта по октябрь 1942 г. После окончания войны с февраля 1946 года исполнял должность военного комиссара Самаркандской области Узбекской ССР, кавалер ордена Ленина 22.
Алма-Атинское стрелково-пулеметное военное пехотное училище июнь 1940 — сентябрь 1946 Алма-Атинское стрелково-пулеметное училище было сформировано накануне Великой Отечественной войны в июне 1940 года, оно упоминается в Приказе Народного Комиссара обороны СССР от 24 августа 1940 г. Училище подчинялось начальнику Управления военно-учебных заведений Красной Армии. Алма-Ате на территории Среднеазиатского военного округа.
Приказом был объявлен новый перечень наименований военно-учебных заведений Красной Армии и отменены прежние наименования военных училищ после их передислокации из одних округов в другие в связи с военным положением. В связи с острой нехваткой на фронте в действующей армии военнослужащих командного состава различных специальностей, на территории Среднеазиатского военного округа, в частности на территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, были в спешном порядке развернуты многочисленные профильные военно-учебные заведения для подготовки младшего командного состава и офицеров-специалистов. Ускоренный период подготовки в 1942-1943 гг.
Эти училища готовили сержантов - командиров отделений по шестимесячной программе, офицеров младших лейтенантов - по десяти-двенадцати месячной. В середине 1945 года большая часть этих военно-учебных заведений, развернутых в годы войны в САВО, была расформирована. Ветераны Алма-Атинского военного пехотного училища вспоминали, что: «Условия обучения в училище были очень строгими, даже суровыми.
Работало оно по ускоренной программе: за полгода необходимо было сделать очередной выпуск среднего комсостава, потери которого на фронте были очень велики. Кроме пехотных, в училище готовили командиров взводов разных специальностей: стрелковых, пулемётных, противотанковых ружей, миномётных, истребительных. Учёба в училище была напряжённой, занимались без выходных, в воскресенье устраивались всевозможные смотры, много времени отводилось строевой подготовке.
Больше всего внимания уделялось тому, что потребуется на войне: тактике наступательного и оборонительного боя , знанию материальной части, стрельбе из всех видов стрелкового вооружения из различных положений, его разборке и сборке, рукопашному бою, уставам. Нередко, после объявления «тревоги» проводились марш-броски по пересеченной местности и бездорожью. Выходили в полном боевом снаряжении: с винтовкой, противогазом, вещмешком и подсумком.
Нормативы были жесткими: на 16 км отводилось не более 3 часов. В контрольное время укладывались далеко не все, и давалось это нелегко. Так нас, курсантов, готовили к предстоящим жестоким боям с врагом».
Впрочем, обстановка на фронте была такой, что добрая половина юношей училища не заканчивала, офицерских званий и светлого будущего не получила, а отправлялась на фронт рядовыми солдатами или младшими командирами. Начальником Алма-Атинского военного пехотного училища в начальный период войны являлся полковник Филатов Михаил Алексеевич. Он родился 20 августа 1895 в г.
Асхабаде, умер 11 марта 1962 г. Михаил Алексеевич Филатов прошел большой и славный боевой путь. В Первую мировую войну он поручик, командир роты 162-го Ахалцыхского пехотного полка, воевал на Юго-Западном фронте, в июле 1917 г.
В гражданскую войну воевал с басмачами. В последующие годы Великой Отечественной войны был командиром 68-й горнострелковой дивизии , затем - начальником Орловского пехотного училища, командиром 3-го горнострелкового корпуса, участвовал в Крымской наступательной операции. В 1942 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора.
С ноября 1944 года он заместитель начальника штаба 4-го Украинского фронта. После войны — заместитель начальника штаба ТуркВО, с марта 1958 г. Выпускники Алма-Атинского военного пехотного училища героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, многие из них пали смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины.
Изучение боевых дел выпускников училища показывает, что они смело преодолевали трудности, сознательно и умело действовали в боевой обстановке, а если было нужно, жертвовали ради победы своей жизнью. Многим воспитанникам училища за проявленные мужество и героизм было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, на сегодняшний день имеется информация о пяти выпускниках училища. За трудовые подвиги в мирное время одному выпускнику училища присвоено высокое звание Героя Социалистического труда.
Среди выпускников училища, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, тысячи были награждены правительственными наградами. О некоторых выпускниках хочется сказать особо. Выпускник училища 1941 года выпуска Герой Советского Союза посмертно старший лейтенант Беляков Иван Дементьевич 1920-1943.
Родился в 1920 году в селе Буранное ныне Соль-Илецкого района Оренбургской области в семье крестьянина. Окончил начальную школу в родном селе. До призыва на военную службу строил Большой Ферганский канал, работал бухгалтером главпочтамта в городе Коканд Ферганской области Узбекистана.
В 1940 году был призван в Красную Армию Кокандским горвоенкоматом. В 1941 году окончил Алма-Атинское военное стрелково-пулеметное училище. В действующей армии с марта 1943 года.
Воевал на Степном и 2-м Украинском фронтах, участвовал в освобождении Украины. Особо отличился при форсировании Днепра и в боях за удержание плацдарма на правом берегу. Командир миномётной роты 793-го стрелкового полка 213-я стрелковая дивизия, 7-я гвардейская армия, Степной фронт.
В ночь на 27 сентября 1943 года минометная рота старшего лейтенанта Белякова форсировала Днепр в числе первых подразделений. Умело организованным огнем минометов часть его роты с восточного берега уничтожила живую силу и технику противника, обеспечивая переправу и одновременно защищая плацдарм для наступающих. Беляков во главе подразделений переправился с минометами и боеприпасами на плотах и лодках вместе с передовыми подразделениями полка, умело управлял ротой, поддерживал огнем передовые отряды стрелков в ходе захвата и расширения плацдарма в районе села Днепровокаменка Верхнеднепровский район Днепропетровской области.
Упорно продвигаясь вперед в боевых порядках пехоты, рота Белякова, после ожесточенных боев 14 октября, перерезала участок дороги Днепропетровск - Кременчуг и заняла огневые позиции у села Калужина. На второй день, 15 октября, противник превосходящими силами атаковал роту с флангов. Враг располагал почти пятидесятью танками и бронемашинами.
Разгорелся тяжелый неравный бой. Бойцы во главе с командиром гранатами, огнем минометов и стрелкового оружия отражали атаки гитлеровцев. Когда были израсходованы боеприпасы, минометчики вступили в рукопашный бой.
Они пустили в ход все, что было под руками: лопаты, штыки, ножи. Командир ловил на лету немецкие гранаты и бросал их в наседавших врагов. В этом неравном бою старший лейтенант Беляков и его боевые товарищи погибли смертью героев, но не отступили ни на шаг.
Похоронен на месте боя, в селе Днепровокаменка Верхнеднепровский район, Днепропетровская область. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды. Родился 31 октября 1919 года в городе Новосибирске в семье рабочего-железнодорожника.
В 1937 году окончил среднюю школу в Новосибирске, для получения дальнейшего образования уехал в г. Алма-Ату и там, в 1941 году, окончил Казахский горно-металлургический институт. В Красной Армии с июля 1941 г.
Окончил Алма-Атинское военное пехотное училище 1941 , специальные курсы командиров истребительно-противотанковых рот 1942. На фронте с апреля 1942 г. Заместитель командира 7-й стрелковой роты 48-го стрелкового полка 38-й стрелковой дивизии январь - март 1942 , старший адъютант полка март - апрель 1942 , помощник начальника штаба полка по разведке и оперативной части июнь 1942 - январь 1943.
В январе 1943 - марте 1944 начальник штаба 343-го стрелкового полка 214-го гвардейского стрелкового полка 73-й гвардейской стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии. В марте 1944 - июле 1945 командир 214-го гвардейского стрелкового полка, затем командир 211-го гвардейского стрелкового полка 73-й гвардейской стрелковой дивизии 57-й армии 3-го Украинского фронта. Участвовал в Харьковской наступательной операции 1942 , обороне Сталинграда 1942-1943 , боях на Курской дуге , на территории Правобережной Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, был четырежды ранен.
Отличился в бою 13 ноября 1944 г. После войны продолжил службу в Вооруженных Силах, окончил Военную академию имени М. Фрунзе 1948.
В 1954-1955 гг. Кировский областной военный комиссар. В мае 1967 г.
С 1980 г. Родился 1 января 1921 года в поселке Зайсан, ныне город Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, в семье крестьянина. Окончил 10 классов.
В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Алма-Атинское военное пехотное училище. В боях Великой Отечественной войны с ноября 1941 года.
Боевое крещение получил на Северо-Западном фронте.
Хрулева Минобороны РФ в Омске прошел выпуск молодых офицеров. На плацу Омского автобронетанкового инженерного института собрались командиры, преподаватели, курсанты, гражданский персонал, ветераны вуза, родители выпускников, начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ Александр Шестаков и врио губернатора Виталий Хоценко. Гости осмотрели сквер 100-летия отечественного танкостроения, который открыли в 2020 году, и высадили там деревья в честь 103 выпуска специалистов.
В 1989 году училище возглавил генерал-майор Фатеев Н. Происходившие в стране процессы неизбежно отражались и на положении дел в училище. Так, с начала 90-х годов в училище было переведено значительное число курсантов из оставшихся за пределами России общевойсковых училищ: Алма-Атинского, Бакинского, Ташкентского, а также из расформированного в 1993 году Владикавказского. В 1992 году было принято постановление Правительства Российской Федерации о ликвидации Омского ВОКУ, набор курсантов в этом году был произведён, но набранные на 1 курс курсанты были направлены на обучение в Новосибирское ВОКУ, вернувшись в родные стены лишь к 3 курсу. Совместными усилиями командования училища и Администрации Омской области училище удалось отстоять и Постановление о его ликвидации было отменено. Приказом Министра обороны Российской Федерации было объявлено о сохранении училища и об установлении даты его образования — 14 мая 1813 года. На имя министра обороны РФ было отправлено письмо с ходатайством о нерасформировании училища за подписью Председателя Омского областного совета народных депутатов А. Леонтьева, Главы администрации Омской области Л. Полежаева, Председателя Омского городского совета народных депутатов В. Варнавского, Главы администрации города Омска Ю.
И этот пакет документов 29. Варнавского был отправлен в Москву. Торжества по поводу 180-й годовщины и сохранения училища прошли на высоком уровне, но без приказа МО РФ о преемственности. К сожалению, не все понимали значение этого нормативного акта «Что тебе ещё надо, училище-то сохранено? И потребовалась настойчивость и значительные усилия, чтобы довести это все до конца. На территории училища был открыт памятник «Бородинское поле». Здесь захоронена священная земля с Бородинского поля, политая кровью воинов-омичей 24 пехотной 1812 и 32 стрелковой 1941 дивизий. Ведь именно герои Бородинского сражения стояли у истоков первого военно-учебного заведения Сибири. В целях сохранения училища в условиях непрерывно сокращающейся потребности в профессиональных военных кадрах рассматривались различные варианты его реорганизации, в частности в военно-гуманитарный институт. Идея не была реализована, однако в рамках её реализации в 1994 году был произведён первый набор на созданный военно-социологический факультет, предназначенный для подготовки заместителей командиров рот по воспитательной работе, офицеров по общественно-государственной подготовке и информированию, офицеров по социально-правовой работе и профилактике правонарушений.
Всего на этот факультет было произведено два набора 1994 и 1995 годы. В рамках формирования этого факультета было создано две новых кафедры, ранее не характерных для училища: социологии и методики воспитательной работы. В 1994 году училище перешло на пятилетний срок обучения и был произведён двойной набор: на четырёхлетний срок обучения по старой программе, предусматривавшей подготовку инженера по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники и на пятилетний с расширенной инженерной программой подготовки с выдачей диплома инженера по специальности: «военные гусеничные и колёсные машины». В дальнейшем пятилетняя программа претерпела некоторые изменения и в конечном итоге училище перешло на подготовку офицеров по специальности: «Боевая и повседневная деятельность мотострелковых подразделений. Многоцелевые гусеничные и колёсные машины». В 1997 году училище произвело последний набор курсантов. Было набрано две роты сокращённого состава. На плацу училища было начато строительство Часовни Великомученика Георгия Победоносца, в которой на мраморных досках золотом высечены имена Героев — выпускников: Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза и Героев России. Расформирование С 1998 года начался процесс расформирования училища. Последний выпуск офицеров был досрочным, в преддверии начала Второй чеченской войны, состоялся он 27 марта 1999 года.
Несколько ранее, в январе и феврале 1999 года, курсанты, не подлежавшие в 1999 году выпуску из училища, были переведены: 2, 3 и часть 4-го курса — в Новосибирский военный институт, вторая часть 4-го курса — в Казанское высшее танковое командное училище в то время — Казанский филиал Челябинского танкового института. После произведённого последнего выпуска училище было окончательно расформировано, Боевое Знамя передано в Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации. На фондах училища был воссоздан Омский кадетский корпус, первый набор в который был произведён летом 1999 года. Награды Первый Орден Красного Знамени 28 декабря 1944 года 1-е Омское военно-пехотное училище отмечало 25-ю годовщину со дня своего основания. Родина высоко оценила его заслуги в деле подготовки офицерских кадров. В этой награде — оценка самоотверженного труда по укреплению Красной Армии и обороноспособности страны в годы мирного социалистического строительства более чем пятитысячной армии воспитанников училища предвоенных лет и их ратных подвигов в годы Великой Отечественной войны. В этой награде — героические боевые дела около 5500 выпускников военных лет, вынужденных в сжатые сроки осваивать основы командирского мастерства и совершенствовать их в жестоких схватках с ненавистным врагом. В этой награде — боевые пути и дороги более чем 6000 курсантов, которые досрочно, без присвоения офицерских званий, покинули стены училища и сражались на фронтах рядовыми и сержантами. Высокую награду вручил фрунзенцам Командующий войсками Сибирского военного округа генерал-лейтенант В. В тот же день на имя начальника училища и начальника политического отдела поступила поздравительная телеграмма от начальника Главного политического Управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерала армии А.
Своим упорным трудом коллектив училища внёс достойный вклад в дело подготовки офицеров — боевых руководителей, мастеров обучения и воспитания личного состава. Выражаем твёрдую уверенность в том, что в ответ на высокую правительственную награду коллектив училища добьется новых успехов в подготовке высококвалифицированных и беспрекословно преданных Родине и Коммунистической партии кадров для наших Вооружённых Сил». Командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник С. Знамёна Почётное революционное Красное Знамя 15 сентября 1930 года Омской пехотной школе им. Это была правительственная награда для вручения частям, особо отличившимся в боях с врагами социалистического Отечества или показавшим высокие успехи в боевой и политической подготовке в мирное время. Боевые знамёна В августе 1950 года, в присутствии представителей партийных и советских органов города по поручению Военного Совета Сибирского военного округа помощник командующего СибВО по вузам генерал-майор Данилевич вручил училищу новое боевое Красное знамя с надписью: «Омское Краснознамённое пехотное училище имени М. Руководители учебного заведения 1919—1920 гг. Кошкаров, Прохор Ефремович 1920 г. Левочкин пишет, что «За время формирования курсов пришлось очень часто делать фильтрации, двух начальников курсов я отправил в Чека и 4-х сменил, пока не прислали спеца из Красной армии» Центр документации новейшей истории Томской области ЦДНИ ТО. С 1920 по 1922 гг.
Фамилии всех пока установить не удалось. Войтюк, Николай Кузьмич 1925—1926 гг. Кузьмин, Фёдор Кузьмич 1926—1928 гг. Лаур, Жан Иванович 1928—1931 гг. Глухов, Михаил Иванович 1931—1933 гг. Черников, Александр Никифорович 1933—1937 гг. Фрунзе, Вдодович, Иван Амвросиевич, комендант Томской военной пехотной школы командного состава, г. Томск, 1920—1925 гг. Фрунзе, 1937 год, Ерошкин, Матвей Сергеевич, 1926—1928 гг. Катков, Фёдор Григорьевич, командир роты, с мая 1928 по апрель 1930 гг.
Матьянов, Михаил Иванович, штатный преподаватель, 1920—1921 гг. Фрунзе, 1929—1934 гг. Садовский, Семён Леонидович, 1939—1941 гг. Субботин, Степан Давыдович, начальник учебной части, 1921 г. Памятные места на территории училища Памятник М. Фрунзе В 30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне училище посетили ветераны 308-й Гуртьевской дивизии. С их участием был открыт музей боевой славы училища и памятник М. Фрунзе, выполненный из металла и бетона скульптором Ф. Здесь молодые воины принимают военную присягу, дают клятву на верность Родине. Отсюда выпускники-фрунзенцы уходят в войска.
Мемориальный комплекс в честь воинов-омичей, сражавшихся на Бородинском поле в Отечественных войнах 1812 г. Бюст основателю училища Г. Глазенапу и памятник Сибирским дивизиям с захороненной землёй, доставленной с Бородинского поля. Фото 2008 года. Фатеева, был открыт мемориальный комплекс в честь воинов-омичей, сражавшихся на Бородинском поле в Отечественных войнах 1812 г. В нём, как в судьбе Отечества и в судьбе училища, нерасторжимо соединились два столетия и два поколения воинов-сибиряков Памятник воинским формированиям, сформированным в училище в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В год 50-летия Победы над фашистской Германией — в 1995 году в учебном центре училища п. Карьер был открыт памятник воинским формированиям, которые отсюда уходили на фронт в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. На этих полях получили военную подготовку 5600 выпускников Омского военного училища имени М. Фрунзе, около 250 тысяч жителей города Омска и области в составе 19 воинских формирований и 630 маршевых рот.
С 1995 года традиционно в п. Карьер у памятника омским формированиям накануне Дня Победы проводится встреча фронтовиков «В лесу прифронтовом».
Офицеры посмертно. К месту гибели курсантов выпускников приносят погоны
Сайт 2 батальона 1985 года выпуска. Министр обороны России Сергей Шойгу провел инспекцию оборонно-промышленного предприятия в Омской области, где производят танки и тяжелые огнеметные системы. После известий о сохранении училища была продолжена работа по формированию пакета документов для подтверждения преемственности Омского ВОКУ Казачьему войсковому. Сайт 2 батальона 1985 года выпуска. Затоплена подгорная часть омского Кадетского корпуса вместе с подвалом, возможно, специально. Омское ВОКУ им
Подпишитесь на
- Читайте также:
- Омское ВОКДКУ имени М.В. Фрунзе в 1972 году. Альбом первый.
- Минобороны: омское предприятие повысило защищённость бронетехники для СВО
- Омское высшее общевойсковое командное училище это. Омское высшее общевойсковое командное училище
- Выпускники Омского ВОКУ передали подарки пациентам военного госпиталя Ростова-на-Дону