Первый полет человека в Космос Во второй половине ХХ века произошло очень знаменательное событие для всего человечества – впервые человек полетел в космос. 55 лет назад первый человек полетел в космос – Юрий Алексеевич Гагарин обессмертил не только свое имя и принес славу родной стране, но и открыл эру освоения космоса человеком. Первый полет в космос Юрия Гагарина. первый человек в открытом космосе леонов. 12 апреля 1961 года, в девять часов семь минут по Москве первый человек в космосе, старший лейтенант Юрий Гагарин после старта двигателей ракеты весело крикнул: «Поехали!».
Первый выход в космос
Ему надо было вступить в неизвестность! Прилетишь — расскажешь. Он мог пролететь тогда не только один виток вокруг Земли, больше, но это просто боязнь была, что вдруг что-то произойдет, вдруг. Ему надо было вступить в неизвестность Правильно, потому что мы не знали, каково воздействие той среды, в которой он оказался, на мозговую деятельность человека, в общем и целом на организм. Потом стали смелее, мы пошли на суточный полет. А вначале-то виточек один, но какой!
Тогда не было Центра управления полетами, поэтому все космонавты разъехались по крупным городам, где стояли станции связи. Связь осуществлялась на длинных, коротких, средних и ультракоротких волнах. Я был послан на Камчатку. Юрий вышел на связь. Он запрашивает: какая моя дорожка?
А было четкое указание: без разрешения Москвы на связь не выходить. Для того, чтобы ответить, мне надо было по земному кабелю спросить Москву: «А можно ли, я поговорю с Гагариным? Оператор выручил, нажал на тангенту: «Так, скажи, что все нормально». Он мой голос услышал, говорит: «Всё понял. Привет блондину!
Вот такая была короткая связь, и он ушел из зоны связи, чтобы над Африкой включить тормозную двигательную установку, чтобы приземлиться в районе Волги и Саратова. Интересно, он учился в Саратове, летал на этом аэродроме Рыкова — и после космического полета приземлился на этот аэродром. Москва, 14 апреля, была температура плюс 20 градусов. Я прилетел с опозданием, выхожу. Тогда пассажиров привозили на площадь и высаживали у Исторического музея.
Я выхожу и не могу понять, что кругом происходит: люди идут, поют, все с цветами. Я говорю: «А что случилось-то? Гагарин в космосе был! Был большой митинг на площади, потом прием. Но, поскольку я дальше всех находился, я просто опоздал на этот прием.
Люди идут, поют, все с цветами. Интересно, что везде была разная погода: и дождь был, и ливни были, а у всех остался в памяти яркий солнечный день. Вот на Камчатке точно был яркий солнечный день, капель шла, снег глаза резал, и команда была: «Свободным от вахты выйти и продолжать наблюдение». В центральной части дожди были, однако все приехали, и говорят, что «солнечная погода была». Такой был праздник большой внутри каждого из нас!
Что произошло? Это новое направление деятельности всего человечества открылось. Теперь это уже не остановить. Человек вырвался за пределы земного тяготения и дальше пойдет. Гагарин, кинохроника: «Я космонавт, всё работает нормально, продолжаю полёт.
Нет, я не ощущал скуки и не был одинок». Место гибели Юрия Гагарина — Знаю, что вы всю жизнь мечтали построить храм на месте гибели Гагарина, и вам удалось осуществить эту мечту. Расскажите, как это произошло? Храм был построен Александром II в память о погибших героях войны 1812 года. Когда искали место гибели, то проходили мимо этого храма.
Он был вообще брошенный полностью, крыша разрушена, колокольня разрушена, окна выломаны, двери выломаны… — Это под Киржачом Владимирской области? Это деревья Новоселово. В ужасном состоянии, но я это место считаю особым, раз это последнее место Гагарина, ведь могила не в стене кремлевской, а под Киржачем. Я решил, что если мы нормальные люди, мы должны замолить грехи наших отцов и дедов, восстановить этот храм. Внутреннее такое вот желание было.
Я нашел сподвижников. И мы начали заниматься. Восстановили крышу, купола сделали золотые, восстановили полностью колокольню, которая была разрушена. Он состоит из 3 частей: летний храм внутри расписывается. Контролирую, как идет роспись, ребята работают день и ночь.
На сводах надо начать роспись. Все это я утвердил заранее, и они, в соответствии с утвержденными эскизами, выполняют работу. А вот главный придел — там высота 20 метров. Это только наверху остались фрески целые. Даже, прости меня Бог, жгли костры в храме, и от огня они почернели все.
А самая главная задача — это его просушить. Уже три года сушим! Я сделал 4 пазухи, из которых выкачали по полторы тонны воды. Угловые пазухи, туда вода попадала. Нашли оригиналы окон и дверей.
Двери сохранили, я декорировал новым деревом, но оставил то, что было раньше, 150 лет тому назад, даже железную связку ключей. Свято-Андреевский храм Если мы нормальные люди, мы должны замолить грехи наших отцов и дедов Скоро летняя часть храма будет принимать людей, и там будет служба. Хотя раньше там уже проводили службу. Девять колоколов отлили.
К ним были технические вопросы: их оборудования едва ли было достаточно, чтобы ловить и записывать сигналы с космических кораблей. Были и фактические вопросы. К примеру, сердцебиение, дыхание и другую биометрию в советских кораблях никогда не передавали по голосовым каналам. Тем не менее, версия про «фантомных космонавтов» жива до сих пор, как и один из братьев. Социальная экономика А вы случайно не конспиролог? Пройдите тест и узнайте Почему в это верят История про «фантомных космонавтов» была популярна в основном в западных странах.
Джеффри Скотт, аэрокосмический инженер и главный редактор сайта aerospaceweb. Любые неудачи американской космической программы оказывались на первых полосах газет. В СССР отсутствие свободной прессы позволяло и без того непубличной космической программе скрывать большинство своих недостатков. Ракетная техника и космические полеты были одними из самых передовых технологий. Поэтому на Западе было ощущение, что в советской программе случались такие же неудачи, как у NASA, но о них просто не сообщалось.
Обо всех этих фактах стало официально известно в 1989 году, хотя слухи ходили и раньше. Однако о «Людмиле» и остальных «фантомных космонавтах» не было ни слухов, ни документов. Не было инженеров, которые бы работали над этими провалившимися миссиями, не было членов семей якобы погибших космонавтов и каких бы то ни было официальных или неофициальных заявлений. Джеймс Оберг, один из ведущих специалистов по истории космонавтики СССР и России, даже публиковал подробный разбор доводов братьев Юдика-Кордилья, где объяснял, почему ни он, ни любой другой профессиональный историк космоса им не верит.
К ним были технические вопросы: их оборудования едва ли было достаточно, чтобы ловить и записывать сигналы с космических кораблей. Были и фактические вопросы. К примеру, сердцебиение, дыхание и другую биометрию в советских кораблях никогда не передавали по голосовым каналам. Тем не менее, версия про «фантомных космонавтов» жива до сих пор, как и один из братьев. Социальная экономика А вы случайно не конспиролог? Пройдите тест и узнайте Почему в это верят История про «фантомных космонавтов» была популярна в основном в западных странах. Джеффри Скотт, аэрокосмический инженер и главный редактор сайта aerospaceweb.
Ученые и исследователи просто не знали, как человеческий организм отреагирует и перенесет экстремальные перегрузки. Возникал вопрос о том, сможет ли выдержать психика космонавта условия полета, сможет ли он остаться в здравом уме и сохранить работоспособность в условиях невесомости.
Для того чтобы минимизировать все возможные риски, полет было решено проводить полностью в автоматическом режиме. Юрий Гагарин мог взять управление на себя лишь в случае отказа автоматических систем корабля, но для этого ему нужно было вводить специальный цифровой код. Часть врачей опасалась того, что в полете космонавт, оказавшийся в стрессовой ситуации, с которой не сталкивался ни один человек на Земле, потеряет контроль над собой и захочет взять управление на себя, перейдя на ручной режим без какой-либо необходимости в этом. Чтобы перестраховаться, секретный код был помещен в специальный запакованный конверт рядом с креслом летчика-космонавта. Психологи справедливо считали, что вскрыть конверт для извлечения кода сможет только человек, находящийся в здравом рассудке. Проблемы с кораблем «Восток» начались уже на старте Полет Юрия Гагарина в космос сопровождали различные нештатные ситуации и неполадки на борту, которые при неблагоприятном развитии ситуации могли привести к трагедии. Все они лишь подчеркивали насколько героическим и трудным был этот полет как для самого Гагарина, так и для конструкторов, в первую очередь Сергея Королева, переживающего за жизнь космонавта. Первая из нештатных ситуаций возникла перед самым стартом 12 апреля 1961 года. Когда Юрий Гагарин уже находился в своем кресле внутри кабины корабля «Восток», выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся, но один из трех контактов «люк закрыт» не сработал и не замкнулся.
Этот контакт был очень важен для полета. За счет правильного срабатывания контакта во время спуска после отстрела крышки люка должен был активироваться таймер катапультирования космонавта из спускаемого аппарата. По указанию Сергея Королева люк пришлось открывать, контакт был поправлен, после чего его закрыли заново.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
После первого полета человека в космос, сопровождавшегося проблемами как при подготовке, так и во время выполнения, Юрий Гагарин обрел всемирную славу и побывал с официальными визитами более чем в 30 зарубежных странах. Первый человек в космосе: Юрий Гагарин. Первым же человеком, который полетел в космос, был советский космонавт – Юрий Гагарин. Его полет был произведен 12 апреля 1961 года. Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС. "12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический. Первый полет человека в Космос Во второй половине ХХ века произошло очень знаменательное событие для всего человечества – впервые человек полетел в космос. Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе.
«Поехали!» Интересные факты о первом полете человека в космос
И это действительно так. Вы не пропадете все равно. Из миллионов девчонок вас выбрали", - напутствовал глава государства. За несколько дней до старта глава государства пообщался по видеосвязи с Мариной Василевской и Олегом Новицким. Президент пригласил их в гости и пообещал угостить фирменным салатом. Как прошел старт "Союз МС-25" на Байконуре День старта был назначен на 21 марта, белорусское время - 16. Утром основной и дублирующий экипажи встречали у гостиницы "Космонавт" в городе Байконур. Проводить участников космического полета на космодром пришли не только родные и близкие, но и десятки, если не сотни туристов из самых разных стран. У экипажа проверили скафандры, связь и записали медицинские параметры.
После этого их отвезли к месту старта ракеты-носителя корабля "Союз МС-25". В основной день старта пуск ракеты-носителя корабля "Союз МС-25" отменили из-за возникновения нештатной ситуации. Экипаж эвакуировали с корабля и стали устранять причину, по которой старт пришлось отменить.
Безусловно, больше всего ученые боялись за жизнь и здоровье первого космонавта. Нужно сказать, что полет проходил полностью в автоматическом режиме, а сам Юрий Гагарин выступал в роли пассажира. Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль.
Именно поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код. Какие задачи стояли перед космонавтом?
На каждом этапе СССР снова и снова обгонял конкурентов. Достаточно вспомнить триумфальный полет Белки и Стрелки — двух космических собак-первопроходцев, которые достигли околоземной орбиты, 17 раз облетели вокруг нашей планеты и благополучно вернулись домой живыми и невредимыми.
От такого полета до запуска в космос человека оставался лишь шаг. Да и у нас знали о колоссальных финансовых возможностях США, и многие всерьез опасались, что первым человеком в космосе все-таки станет американец. Словом, две державы с тревогой приглядывались друг к другу. Кстати, ни американская, ни советская разведка не сумели добыть точных сведений о космических разработках противоположной стороны. Поступали только ориентировочные сведения о работе конкурентов. И в СССР примерно с начала 1960 года знали, что американцы готовят полет человека в космос.
Именно тогда и наши конструкторы стали форсировать этот сложный и рискованный проект, проект, в котором частичной удачи быть не могло. Недостаточно было вывести первого космонавта на орбиту. Он должен был непременно вернуться живым. Но с животными и манекенами было немало неудачных запусков. Риск был велик. Отряд для «Востока» Наши возможности были известны, их хватало на различные вариации шарообразного спутника, одним из которых и стал будущий космический корабль «Восток-1».
Чтобы действовать в столь тесном пространстве, будущий космонавт должен быть худощавым, по-юношески гибким. Сразу можно было исключить из числа кандидатов летчиков выше среднего роста. Подготовку первого отряда космонавтов пришлось форсировать с оглядкой на заокеанских конкурентов. Поэтому наши «отцы космонавтики» сделали ставку на молодых, но уже достаточно опытных летчиков, которые способны были выдержать тяжелейшую программу подготовки, а потом не сломаться в полете. И тут, как в революционной песне, «были сборы недолги» — всего лишь один год. Недолги, но трудны беспрецедентно.
Это были изнурительные испытания на выживание, без компромиссов. Юрий Гагарин и Герман Титов прошли этот путь чуть лучше других. И первый космический корабль был далеко не просторным. В гагаринском скафандре имелся запас кислорода на четыре часа. Такова была первая космическая квартира — малогабаритная, зато, как показал полет, надежная. Было ясно, что в полете человека ждут невиданные перегрузки.
И ни врачи, ни главные конструкторы не знали в точности, от чего и как следует защищаться. Ни малейших гарантий безопасности у космического первопроходца не было, хотя инженеры, конечно, делали все возможное, заранее борясь за жизнь космонавта. Рассчитывали аварийные режимы, разработали систему экстренного спуска на парашютах при пожаре на старте ракеты. Но многих неожиданностей, которыми чреват космос, они предвидеть не могли. И знали об этом.
Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код. Какие задачи стояли перед космонавтом? В ходе полета космонавт обязан был проверить все системы пилотируемого корабля, изучить воздействие невесомости на организм человека и его психологическое и физиологическое состояние. Для этого Юрия Гагарин постоянно фиксировал свои ощущения и наблюдения на бортовой магнитофон.
В небо запустят 108 тысяч воздушных шаров с портретом Гагарина — он провел на орбите именно 108 минут. Масштабные торжества будут и на космодроме Восточный, где сейчас готовятся к первому старту.
Юрий Гагарин – во время возвращения из космоса: «Я горю! Прощайте!..»
В 2020 году исполнилось 60 лет первому отряду космонавтов. Из тысяч претендентов в него попали лишь 20 человек, из которых на орбиту отправились 12. Но только одному было суждено войти в историю в качестве первого человека в космосе. Юбилею посвящена виртуальная выставка Музея космонавтики «Первый космический отряд.
Кого возьмут в космонавты». Истории пяти летчиков, вошедших в 1960 году в первый отряд, — в совместном материале mos. Таких берут в космонавты Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов.
Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние. Главный конструктор первого оборонного конструкторского бюро ОКБ-1 Сергей Королев указал рамки, которым должен был соответствовать будущий космонавт: возраст — около 30 лет, рост — не более 170 сантиметров, вес — до 70 килограммов. Комиссия сразу определила круг поисков — космонавтов отбирали из летчиков-истребителей, которые в своей работе испытывали нагрузки, схожие с теми, что предстояли человеку, отправляющемуся в космический полет.
За несколько месяцев комиссия изучила дела более трех тысяч кандидатов, 20 из них в итоге вошли в первый отряд космонавтов СССР. В своей книге «Дорога в космос» Гагарин рассказывал: «Он был тренирован так же, как и я, и, наверное, способен на большее. Может быть, его не послали в первый полет, приберегая для второго, более сложного».
В августе 1961-го, через четыре месяца после легендарного полета Гагарина, на орбиту отправился и Титов. Его миссия действительно была сложнее. Титов стал вторым советским космонавтом, но первым человеком, совершившим длительный космический полет.
Как известно, Гагарин провел на орбите 108 минут, сделав полный виток вокруг Земли. Руководство космической программы СССР планировало, что следующий полет должен продлиться дольше. Врачи настаивали на том, что следующий корабль должен сделать не более трех витков: никто не знал, как воспримет человеческий организм длительное пребывание в космосе.
Но конструкторы во главе с Королевым считали, что только 24-часовой полет способен дать новые данные о влиянии космической среды на человека. Корабль «Восток-2» с космонавтом Титовым на борту отправился на орбиту 6 августа 1961 года. Космонавт успешно выполнил свою задачу и провел в полете 25 часов 11 минут, совершив 18 витков.
Больше других таких рек нет в этом районе", — вспоминал Гагарин. Он рассказывал, что катапультирование произошло над берегом, и космонавт опасался, что ветром его отнесет к реке и придется приводняться. Меж тем силы поиска и спасатели ждали почти в 200 км от этого места. После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность.
Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается.
Я подумал о том, что, наверное, это Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца", — говорил Гагарин.
Спустя некоторое время "в облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют". Из-за этого он не мог эффективно управлять полетом. Гагарина управлять полетом на парашютах ему не удалось, почти до самой Земли он спускался лицом к ветру", — говорится в отчете ОКБ-1 по результатам запуска корабля-спутника с пилотом на борту. Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло лицом по сносу, что позволило приземлиться уверенно и мягко. Гагарин спускался в герметичном скафандре.
После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы дышать атмосферным воздухом, но открывающий тросик затерялся в складках одежды. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут шесть никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально", — вспоминал сам Гагарин. Во время спуска у Гагарина выпал носимый аварийный запас НАЗ.
Внутри была надувная лодка, она пригодилась бы в случае приводнения на Волгу, продукты, медикаменты, радиостанция и пистолет. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан", — говорил Гагарин. Однако потеря этих 30 кг сделала космонавта легче, и его отнесло еще дальше от берега.
Примерно через 108 минут после старта с Байконура Юрий Гагарин вернулся на родную землю. Он приземлился в поле недалеко от Энгельса в Саратовской области.
На фото: Владимир Комаров на тренировке в макете космического корабля Скриншот из фильма «Катастрофа Союз-1. Владимир Комаров предпринял попытку открыть ее с помощью раскрутки корабля вокруг своей оси, но это не привело к желаемым результатам. Однако после вхождения в плотные слои атмосферы произошел отказ парашютной системы на заключительном участке приземления. На фото: Владимир Комаров во время полета. Снимок сделан с телевизионного экрана. Скриншот из фильма «Катастрофа Союз-1.
Да Не сейчас 12 апреля 2024, 18:00 63 года назад, 12 апреля 1961-го, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос Один час 48 минут, которые перевернули наши представления о космосе и открыли новые возможности для освоения безвоздушного пространства. Сегодня мы отмечаем День космонавтики.
Ровно 63 года назад прозвучало знаменитое «Поехали! Старт на корабле «Восток» с космодрома Байконур.
Российские космонавты впервые в 2024 году вышли в открытый космос
Первый выход человека в открытый космос 18 марта 1965 года стал ещё одной победой Советского Союза в космической гонке с США. Её почти что вырвали из рук американцев — сроки подготовки и испытаний свели до минимально возможных. В первом полетел макака-резус Сэм, а во втором – первый астронавт шимпанзе Хэм. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель».
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
О триумфах и трагедиях первых советских космонавтов и тех, кто так и не смог полететь в космос. В третий раз Валерий Быковский полетел в космос командиром корабля «Союз-31» и советско-немецкого экипажа (26 августа — 3 сентября 1978 года). Именно он в итоге и полетел в космос, а его коллега по группе – Герман Титов – выступал дублером. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». 63 года назад человек впервые полетел в космос — это положило начало новой эпохе. 12 апреля 1961 года вся планета узнала имя Юрия Гагарина — первого космонавта в истории. Им стал Герман Титов, который полетел в космос вторым после Гагарина.
День космонавтики – 2023: история полета Гагарина в цифрах / Известия
Первые в космосе: хронология освоения, 1957 - 2021 | А четвертый член экипажа, Коити Ваката из Японии, полетит в космос пятый раз. |
Юрий Гагарин | Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. |
Российские космонавты впервые в 2024 году вышли в открытый космос | Первый полёт в космос. |
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
Подготовка к полету в космос Из двадцати претендентов на место первого космонавта планеты отобрали шестерых. Первый человек в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство и давший начало начало новой эпохе покорения космоса. Первый полет в космос — для человечества это невероятный прорыв, который всегда будет связан с именем советского космонавта.
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Сделано это было, чтобы указать на национальную принадлежность на случай аварийной посадки на иностранной территории. Если бы до Гагарина совершались полеты людей в космос, подобная мысль уже была бы реализована, и не таким кустарным способом. ТОП-10 основных версий о самом первом полетевшем в космос человеке до Гагарина Владимир Ильюшин — попал в Книгу Гиннесса, как самый первый человек, полетевший в космос. Петр Долгов — действительно был в стратосфере, но в 1962 году. Александр Белоконев — по сообщениям США, погиб в космосе в 1959 году во время полета. Валентин Бондаренко — трагическая случайность, породившая множество слухов. Сергей Шиборин, Андрей Митков, Алексей Ледовский, Мария Громова — первые, полетевшие в космос на баллистических ракетах, по мнению итальянского «Континенталь». Евгений Кирюшин — числился в «западном списке» погибших космонавтов, полетевших на орбиту.
Иван Качур —— по мнению «Рейтер», взорвался с кораблем во время старта в 1960 году. Геннадий Заводовский — якобы погиб из-за сбоя навигации. Алексей Грачев — будто бы потерялся в космосе. Геннадий Михайлов — погиб на орбите, по сообщению Associated Press. Владимир Ильюшин — самый первый космонавт по версии Книги Гиннесса Совпадение это или блестящая работа спецслужб, но ровно за сутки до запуска корабля Гагарина британское издание «Дэйли Уокер» опубликовало невероятную статью-расследование журналиста Дэнниса Огдена. По его версии, 7 апреля 1961 года советский летчик Владимир Ильюшин — сын легендарного авиаконструктора, стал самым первым полетевшим в космос человеком. В ней же сообщалось, что при посадке что-то пошло не так, и он приземлился в Китае, где был сразу захвачен и доставлен к Мао Цзэдуну, который пытался выведать космические тайны СССР.
Несмотря на абсурдность и полное отсутствие доказательств, версия быстро стала популярной. Настолько, что в редакции Книги Гиннесса за 1964 год Ильюшин был указан самым первым полетевшим в космос человеком. Ильюшин на самом деле летчик, но не космонавт, а испытатель. И с ним действительно случилась трагедия, похуже встречи с Мао. В 1960 году он попал в автомобильную катастрофу, получив серьезные травмы ног, что закрыло его путь в авиацию. Не теряя надежды, его пытались лечить разными способами и действительно отправляли в Китай: испробовать традиционную восточную медицину. Закончилась история благополучно: Ильюшин прожил до глубокой старости и дослужился до звания генерал-майора, умерев лишь в 2010 году.
Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет.
Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной.
Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно.
Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио. Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность.
Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет? Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров. Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи. Вот и вокзал, скорее в кассу!
Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся... Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы? Сдачу с десяти рублей возьмите!.. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру. Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон".
Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли. На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей. Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился. Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта.
Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им. Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли.
В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья! Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним.
Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели. Из ближайшей воинской части Гагарин только что доложил по команде о своем приземлении. Фото: ОММ Ю. Деревня Клушино, Гжатский район. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "В избу, где квартировали и столовались плотники и порог которой только-только переступил отец, ввалился взмыленный председатель сельсовета Василий Федорович Бирюков. Когда "газик" остановился на Ленинградской, у дома, здесь было полно машин и еще больше народу.
Из мемуаров Бориса Чертока: "Доклад о приземлении уже прошел по всем службам. Гагарина обнаружила поисковая группа, которая на вертолете Ми-4 доставила его в Энгельс, а оттуда - в обкомовскую резиденцию в Куйбышев. Туда-то и прилетели для встречи и допроса Гагарина Королев со всей Госкомиссией, счастливыми сопровождающими и допущенными корреспондентами". Юрий Гагарин на борту самолета под контролем врачей. Куйбышев, заводской аэродром. Из дневника генерала Каманина: "На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: "Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву. К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку.
Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались… Куйбышев, заводской аэродром. Из воспоминаний Германа Титова: "Когда мы прилетели в район приземления, мне хотелось быстрее обнять Юру, но я увидел его в плотном кольце людей. Вокруг стояли ученые. Подойти к Гагарину не было никакой возможности. И все же я стал протискиваться сквозь толпу. На меня бросали удивленные, строгие взгляды, но я продвигался.
Юра заметил меня, когда я был уже в нескольких шагах от него, и бросился мне навстречу. Мы крепко обнялись, долго тискали друг друга. Из дневника генерала Каманина: "Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома". Из воспоминаний Валентина Гагарина: "И мой дом, и родительский были пусты. Я уже хотел идти разыскивать своих, но тут на пороге появился Владимир Сиротинин, корреспондент районной газеты. Я машинально достал альбом и несколько конвертов с фотографиями, положил их на стол: - Забирай, что нужно.
И выскочил на улицу. Какой-то мальчишка сказал мне, что Маша с девочками у соседей - смотрят телевизор. В избу соседей, битком набитую, я вошел в тот самый момент, когда на экране демонстрировали портрет Юры. Теперь у меня не оставалось и тени сомнения в том, что это он, именно он, наш Юрка, взлетел в космос. Что это мой брат, которого я знаю с пеленок, облетел планету. Беспорядочные, яркие нахлынули воспоминания. Юрий сидит на стуле , Валентин, Борис и Зоя Гагарины.
Один из них связан с шлемом Гагарина, на котором буквально за час до вылета специалист по скафандрам Виктор Давидьянц обычной красной краской вывел буквы «СССР». Сделано это было, чтобы указать на национальную принадлежность на случай аварийной посадки на иностранной территории. Если бы до Гагарина совершались полеты людей в космос, подобная мысль уже была бы реализована, и не таким кустарным способом. ТОП-10 основных версий о самом первом полетевшем в космос человеке до Гагарина Владимир Ильюшин — попал в Книгу Гиннесса, как самый первый человек, полетевший в космос. Петр Долгов — действительно был в стратосфере, но в 1962 году. Александр Белоконев — по сообщениям США, погиб в космосе в 1959 году во время полета. Валентин Бондаренко — трагическая случайность, породившая множество слухов. Сергей Шиборин, Андрей Митков, Алексей Ледовский, Мария Громова — первые, полетевшие в космос на баллистических ракетах, по мнению итальянского «Континенталь». Евгений Кирюшин — числился в «западном списке» погибших космонавтов, полетевших на орбиту. Иван Качур —— по мнению «Рейтер», взорвался с кораблем во время старта в 1960 году. Геннадий Заводовский — якобы погиб из-за сбоя навигации. Алексей Грачев — будто бы потерялся в космосе. Геннадий Михайлов — погиб на орбите, по сообщению Associated Press. Владимир Ильюшин — самый первый космонавт по версии Книги Гиннесса Совпадение это или блестящая работа спецслужб, но ровно за сутки до запуска корабля Гагарина британское издание «Дэйли Уокер» опубликовало невероятную статью-расследование журналиста Дэнниса Огдена. По его версии, 7 апреля 1961 года советский летчик Владимир Ильюшин — сын легендарного авиаконструктора, стал самым первым полетевшим в космос человеком. В ней же сообщалось, что при посадке что-то пошло не так, и он приземлился в Китае, где был сразу захвачен и доставлен к Мао Цзэдуну, который пытался выведать космические тайны СССР. Несмотря на абсурдность и полное отсутствие доказательств, версия быстро стала популярной. Настолько, что в редакции Книги Гиннесса за 1964 год Ильюшин был указан самым первым полетевшим в космос человеком. Ильюшин на самом деле летчик, но не космонавт, а испытатель. И с ним действительно случилась трагедия, похуже встречи с Мао. В 1960 году он попал в автомобильную катастрофу, получив серьезные травмы ног, что закрыло его путь в авиацию. Не теряя надежды, его пытались лечить разными способами и действительно отправляли в Китай: испробовать традиционную восточную медицину.
И это было время космической гонки между двумя сверхдержавами. На каждом этапе СССР снова и снова обгонял конкурентов. Достаточно вспомнить триумфальный полет Белки и Стрелки — двух космических собак-первопроходцев, которые достигли околоземной орбиты, 17 раз облетели вокруг нашей планеты и благополучно вернулись домой живыми и невредимыми. От такого полета до запуска в космос человека оставался лишь шаг. Да и у нас знали о колоссальных финансовых возможностях США, и многие всерьез опасались, что первым человеком в космосе все-таки станет американец. Словом, две державы с тревогой приглядывались друг к другу. Кстати, ни американская, ни советская разведка не сумели добыть точных сведений о космических разработках противоположной стороны. Поступали только ориентировочные сведения о работе конкурентов. И в СССР примерно с начала 1960 года знали, что американцы готовят полет человека в космос. Именно тогда и наши конструкторы стали форсировать этот сложный и рискованный проект, проект, в котором частичной удачи быть не могло. Недостаточно было вывести первого космонавта на орбиту. Он должен был непременно вернуться живым. Но с животными и манекенами было немало неудачных запусков. Риск был велик. Отряд для «Востока» Наши возможности были известны, их хватало на различные вариации шарообразного спутника, одним из которых и стал будущий космический корабль «Восток-1». Чтобы действовать в столь тесном пространстве, будущий космонавт должен быть худощавым, по-юношески гибким. Сразу можно было исключить из числа кандидатов летчиков выше среднего роста. Подготовку первого отряда космонавтов пришлось форсировать с оглядкой на заокеанских конкурентов. Поэтому наши «отцы космонавтики» сделали ставку на молодых, но уже достаточно опытных летчиков, которые способны были выдержать тяжелейшую программу подготовки, а потом не сломаться в полете. И тут, как в революционной песне, «были сборы недолги» — всего лишь один год. Недолги, но трудны беспрецедентно. Это были изнурительные испытания на выживание, без компромиссов. Юрий Гагарин и Герман Титов прошли этот путь чуть лучше других. И первый космический корабль был далеко не просторным. В гагаринском скафандре имелся запас кислорода на четыре часа. Такова была первая космическая квартира — малогабаритная, зато, как показал полет, надежная. Было ясно, что в полете человека ждут невиданные перегрузки. И ни врачи, ни главные конструкторы не знали в точности, от чего и как следует защищаться. Ни малейших гарантий безопасности у космического первопроходца не было, хотя инженеры, конечно, делали все возможное, заранее борясь за жизнь космонавта. Рассчитывали аварийные режимы, разработали систему экстренного спуска на парашютах при пожаре на старте ракеты. Но многих неожиданностей, которыми чреват космос, они предвидеть не могли.
Юрий Гагарин – во время возвращения из космоса: «Я горю! Прощайте!..»
60 лет назад — 16 июня 1963 года — в космос полетела первая женщина-космонавт. Первый полет в космос сделал Юрия Гагарина, наверное, самым знаменитым человеком на этой планете, космонавт посетил множество стран, ему вручали ордена и ключи от городов, прием в его честь устроила английская королева. Иконка канала Первый канал. Интерфакс: Российские космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб вышли в открытый космос с борта Международной космической станции (МКС) для установки научной аппаратуры на модуле "Поиск", следует из трансляции "Роскосмоса". Первым полетевшим в космос он точно не был, но имел все шансы им стать. Первый человек в космосе: Юрий Гагарин.
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Юрий Гагарин | Первый полёт человека в космос — легендарное событие в нашей истории. Советский Союз смог обогнать США в этой сфере — 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур взлетел корабль «Восток-1» с Гагариным на борту. |
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос — РТ на русском | Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». |
Российские космонавты впервые в 2024 году вышли в открытый космос | Иконка канала Первый канал. |
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова | Канобу | Сообщение о первом полете человека в космос. |