Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике.
Вы точно человек?
Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет. А что самое интересное, то это испытываемый родителями стыд за своего ребенка, если тот не учился хорошо. В наше время к оценкам несколько иное отношение. Мы понимаем, что талантливым во всем человек быть не может, как и успешным. Но у каждого ребенка есть свои уникальные способности. Главное, их увидеть и развить.
Да и на практике доказано, что высокие школьные оценки не являются гарантом благосостояния и счастья человека в его взрослой жизни.
С детьми надо построже Не разбаловать ребенка, не дать ему лишней воли, пересечь «вредительские» инициативы — по таким принципам учили советских родителей воспитывать собственных детей. Двухмесячный малыш плачет в кроватке? Ни в коем случае не подходить! Воспитываем характер!
Ребенок клянчит игрушку? Не покупать — разбалуется! Подросток увлекся рок-музыкой? Насильно состричь его «патлы» и запереть дома! Дать добрую материнскую или отцовскую затрещину малышу считалось нормой.
Современные мамы все чаще жалуются, что новые принципы воспитания детей превращают родителей в рабов собственного ребенка. С первых лет жизни малышей мамы «привязаны» к ним, не имея времени для себя и своей карьеры. Дети «завалены» игрушками, которые им покупают по первому желанию. Строгость в воспитании заменили попытками разговаривать и уговаривать детей не всегда успешными. Неудивительно, почему современные мамы все чаще с ностальгией вспоминают старые добрые «принципы строгости».
Сейчас такую ситуацию представить довольно сложно, ведь материнскому присуствию и его влиянию на ребенка посвящена масса исседований. Ученые в один голос твердят, что одиночество для ребенка недопустимо, и соверменные родители могут разве что испльзовать этот метод для наказания. Домой — только по выходным В шестидесятых стало возможно не забирать ребёнка из садика ежедневно, а оставлять его там на всю рабочую неделю, с понедельника по пятницу. Конечно, так делали не все, а только те, кто, например, работал в ночную смену. Для современных родителей перспектива такого шага стала бы чуть ли не трагедией, а тогда это было в порядке вещей. И страдали от этого, в первую очередь дети. Никого особенно не интересовало, что чувствует ребенок или его родители, ведь главной задачей советского человека был труд на благо родины. У меня был друг, наши кровати стояли рядом и мы каждый вечер мечтали найти спички и поджечь ночью детский сад, чтобы ночевать дома», — вспоминает Lena. Детский сад и сейчас служит площадкой для социализации и раннего развития ребенка. Но в настоящее время некоторые родители совсем отказываются отдавать свое чадо воспитателям и нянечкам.
Телесные наказания. Двойные стандарты Официально при советах телесные наказания были запрещены с 1917 года.
Упитанный, скромно, но аккуратно одетый и причесанный, веселый — такой малыш символизировал собой собирательный и идеальный образ ребенка Страны Советов», — пишет кандидат исторических наук Елена Теплова в работе «Визуальные образы советского детства». Задача образцового советского учителя — дать детям необходимые знания и, что самое важное, привить любовь к труду», — цитата из исследования «Образы детей в советском плакатном искусстве от военного времени до 1980-х». Ребята должны были привыкать и уметь работать руками, а не только головой. На плакате также отображено представление о преемственности между старшими и младшими школьниками и необходимости передачи навыков с малых лет. Умение не только чинить порвавшуюся одежду, но и самостоятельно шить вещи представлялось в СССР важным навыком.
В условиях, когда выбор вещей в магазинах был несопоставимо скромнее, чем сейчас, это действительно помогало советским женщинам и их детям сохранять и обновлять свой гардероб. Однако Стране Советов нужны были не одни только рабочие и колхозники, ученые и инженеры. Культурно-просветительская работа велась на всех уровнях общества победившего социализма, и школы не стали исключением. В конце концов, важно именно всестороннее развитие ребенка. Выросшие и добившиеся мировой славы еще в царской России Пётр Чайковский, Илья Репин и Фёдор Шаляпин, аплодирующие с картин отличнику, оставались признанными авторитетами и для советских граждан. Очевиден посыл: школьник должен самостоятельно отвечать за порученную ему домашнюю работу.
Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось"
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства» | Журналист «Комсомолки» испытала на сыне-второкласснике методики воспитания из советских книг и журналов. |
История начальной военной подготовки в советских и российских школах | «Советская школа имела очень хорошие традиции воспитания, которые нужно возрождать», – считает, согласно публикациям 2016 года, Ольга Васильева, по тем временам. |
Воспитание в СССР (Александр Самоваров) / Проза.ру | Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. |
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов / Skillbox Media | Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». |
Отменят ли занятия в школе и ЦТ из-за коронавируса?
- Сейчас кажется дичью: как воспитывали детей в СССР - Я Покупаю
- 10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
- Воспитание детей в СССР
- 1. Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек
- 1. Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек
- 5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание
И так интересно и полезно узнать, как это делают другие! Здоровье и питание малышей, дизайн, шоппинг, одежда, обустройство детского быта и досуга, праздники и будни, немного психологии и медицины. Наши видеоролики обо всем, с чем сталкивается каждая мама каждый день! Подборка авторских блогов, серия мастер-классов и советов грамотных специалистов, и, конечно же, самые лучшие сериалы и развивающие мультфильмы. Все это на нашем канале.
Не только потому, что, увы, Антон Семенович имел проблемы с советской бюрократией, а бюрократия, к сожалению, бывает в разных системах. Не только потому, что движение макаренковское имеет международный характер, к чему я еще вернусь.
Не только потому, что Антон Семенович Макаренко признан одним из пяти самых выдающихся педагогов XX века, причем во всем мире, не только у нас. Нельзя разбрасываться нашим наследием. Хочу обратить также внимание на то, что 18 августа 2023 года состоится IV Форум агрошкол и школ хозяйств, агрошколы и школы хозяйства в Тамбовской области. Организаторами этого форума выступают ассоциация «Агрошколы России», исполнительная дирекция Международного макаренковского движения, издательство «Народное образование», федеральный центр, Всероссийское педагогическое движение. Сейчас я прочитаю вам еще одно название: Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи» и так далее. Традиции Макаренко, слава богу, живы!
Мы хотели, конечно, чтобы появилось наряду с трудовым и производственное воспитание, как того хотел Макаренко. Но политика — искусство возможного. Прошу поддержать законопроект. Еще одна новая норма появилась в этом законопроекте — и получившая безоговорочное одобрение думцев — возвращение серебряных медалей. В школах уже получают золотые медали за отличную учебу. В этом году золотыми медалистами стали 85 тысяч выпускников.
Образовательное сообщество считает, что заслуживают достойного поощрения — серебряной медали — и те ребята, в аттестатах которых одна-две четверки.
С момента большевистского переворота 1917 года прошло больше 100 лет, сейчас растет уже шестое поколение. Гости нашего круглого стола родились в разное время ХХ века, но есть одно общее, что их объединяет, - это время существования СССР. Что оно воспитало в каждом из нас? Во что мы верили, на что опирались, что преодолевали, куда пришли?
Подавляющее большинство и тогда, и сейчас готовят к экзаменам. Экзамен и тогда был ориентиром практически всех. То, что экзамены были разные, позволяет рассуждать, что тогда не натаскивали.
Но не на единый общий формат, а на разные — и потому не так наглядно. С чем можно согласиться — теперь это более наглядно и более цинично. Но сейчас все более наглядно и более цинично, потому что потребительские стандарты поведения, а не ценностные. Они и тогда не для всех были ценностные, но тогда надо было все упаковывать в правильную ценностную форму. Возврат в старый формат экзамена — самое глупое, что можно было бы предпринять. Отменять ЕГЭ надо, но сознавая причины его неудачи и иначе решая задачи, которые он решает, в том числе совсем их исключая, заменяя на новый вариант процессов. В частности, формат внешнего независимого экзамена было бы предельно полезно расширить на все предметы и вывести проверку освоения за рамки учебного процесса на всех этапах. Это бы позволило сдавать необходимые учебные курсы в любое время по желанию, независимо от места и способа обучения.
Исчезает поле для обязательных программ, если нужно сдать по заранее известным условиям заранее известные учебные курсы. Обязательность тогда определяется необходимыми зачетами, на манер вуза, а не обязательными программами. Ответственность переносится на ученика — ему становится нужно освоить учебный курс, а не школе. У проблем современной школы, включая споры о репетиторах, нет единого простого объяснения — это комплекс новых подходов к прошлым задачам в новых условиях. А они сильно отличаются от советских. Именно поэтому я вижу решение в балансировании ответственности на основе личного выбора. Так что взять из советской школы? Школа, что советская, что любая другая — это социальный институт безопасного нахождения детей днем без родителей, обеспечивающий их социализацию.
Под социализацией я имею в виду широкий пласт задач, из которых самый важный — коммуникация. Через коммуникацию ученик вживается в мир. Он учится защищаться, помогать, отстаивать свое мнение, преодолевать самые разные барьеры и беречь друзей, делать ошибки и отвечать за них, исправлять их, включая порожденные ошибками конфликты, терпеть вынужденные форматы и разделять радость чужих успехов… Попутно в качестве содержательной основы, канвы остальной коммуникации, осваиваются знания об устройстве мира. Но именно этот аспект на флаге обсуждения школы. Раньше школа была ради этого. Народ был малограмотный, а программы несли единый для всех базис, который больше негде было концентрированно взять. Школа была подготовкой к жизни: что не взял в школе, потом трудно добирать. Сейчас это все есть, и учатся сегодня всю жизнь.
Чего-то стало не хватать — открыл интернет и взял. Раньше обучение и было образованием — все в одном флаконе. С появлением интернета и клико-доступности любого знания обучение перестало быть дефицитом. Дефицит — образование: общение с носителями ценности знания, умным и понимающим специалистом или соратником по изучению. Лучше и то и другое, потому что образование происходит в притирке своего понимания и чужого, чье мнение важно и ценно. Раньше это растворялось в потоке обучения и пряталось за фразами типа «хорошо объясняет». Хотя «объяснение» — не самое удачное слово для этого. В новых условиях мы впервые.
Это страшно и непривычно. Когда страшно и непривычно, человек стремится спрятаться в знакомое место, где ему ничего не угрожает, даже если это ему так только кажется, поскольку все знакомо. Именно это и есть для современной школы «советская школа» — старая знакомая и потому безопасная среда. Про новую никто ничего не знает. Кто не боится, пробует новые форматы и огорчается, когда ему мешают. Кто-то жутко боится и стремится исключить все новое и незнакомое. Большинство опасается с обрыва головой и надеется освоить новое потихоньку, шаг за шагом. Хотя пропасть шаг за шагом не перейти.
В том и смысл этого текста.
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
Фууууу Сейчас все хотят, чтоб их дети были либо управленцами, либо какими-то певичками или артистами. Не дай бог рабочим классом, не не не, ни за что. Страна управленцев. Управлять только нечем скоро будет. Рашид ШаоминПрофи 566 2 года назад Чел пойми за всех не надо говорить! Разницы между советским и сейчас воспитанием нет!
Кстати, можно подключить воображение и сделать hand-made мобиль: достаточно протянуть под потолком леску и навесить на нее несколько фигурок из гофрированной бумаги или тонкой ткани.
Погремушка Хотя и классическое, но от этого не менее полезное развлечение для малышей. Погремушка издает звуки, ее можно держать в руке, трясти и получать при этом невероятную радость от проделанных манипуляций. Знакомить кроху с этим оригинальным предметом можно уже на третьем месяце жизни — как раз когда начинают развиваться хватательные способности вашего чада. Следите за тем, чтобы погремушки были легкими и выполнены из качественного пластика, поскольку малыши в это время пробуют все предметы на вкус. Для разнообразия привычные погремушки можно заменить на мелодичные колокольчики, бубенчики и прочие «гремелки» и «шуршалки». Мягкие игрушки, шары, мячики и мягкие кубики Ребенок сможет мять эти игрушки руками, прикладывая усилия, что не только развивает тактильные ощущения, но и стимулирует моторику.
Хороши в этом плане мягкие кубики с несколькими гранями, где каждая сторона состоит из разного материала. В таких кубиках часто есть дополнительный «полезный» декор молнии, шнурки, липучки. Все это помогает малышу в естественной среде развивать именно те навыки, которые для него актуальны. Интересным и функциональным вариантом может стать соска с развивающей игрушкой. Мягкая игрушка крепится непосредственно к пустышке, так что этот гаджет работает сразу в нескольких направлениях: решает вопрос с сосательным рефлексом, а заодно развлекает малыша. Гранулы, которыми наполнены лапки животных, кроме прочего, помогают развивать мелкую моторику.
Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом. Коллективная ответственность Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами. В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века. Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу.
Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена. Приучение к труду и самостоятельности С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания.
В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию.
Тогда-то и выросли как грибы ясли и сады, позволявшие высвободить матерей из домашних дел. В ясли детишек принимали с 2 месяцев - именно столько длился в первое время декрет в СССР. Следующая стадия — детсад, куда принимали в возрасте 3 года и воспитывали до 7. После выпуска ребенка ждала общеобразовательная школа, так что воспитание и образование советских детей вне дома было спланировано и организовано считай с самого рождения. Распорядок дня в детсадах тщательно расписывался. Прогулки и игры обязательно чередовались с образовательными занятиями — буквы, цифры, грамотность, творчество, подготовка к школе. Любые занятия утверждались Министерством образования — будь то лепка из пластилина, аппликация, пение или рисование. В воспитательном процессе всячески поощрялось чтение. Младшим читали вслух воспитательницы: особо популярными авторами были Чуковский, Маршак, Михалков. Любовь к книге прививалась с первых лет жизни, наверное, поэтому Советский Союз считался самой читающей страной мира. Детсадовцы постарше декламировали стихи известных поэтов, а также разыгрывали сценки из книг. Государство пристально следило, чтобы к детям допускались только профессионалы — в руках этих специалистов сосредоточивалось будущее страны! С 30-х существовали утвержденные требования к воспитанию в дошкольных учреждениях: появились программы подготовки и курсы для будущих воспитателей. Открывались факультеты в технических учебных заведениях, где можно было пройти обучение для работы с детьми, издавались спецжурналы. За что и сколько советским родителям приходилось платить Оплата садиковских будней никому не била по карману. Поборов «на моющие и шторы» не было. За счет родителей лишь частично покрывались расходы на питание.
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо
К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.
А что самое интересное, то это испытываемый родителями стыд за своего ребенка, если тот не учился хорошо. В наше время к оценкам несколько иное отношение. Мы понимаем, что талантливым во всем человек быть не может, как и успешным.
Но у каждого ребенка есть свои уникальные способности. Главное, их увидеть и развить.
Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое.
Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.
Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить.
Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию.
В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.
Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.
Сергей Еникополов, заведующий отделом клинической психологии научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, вспоминает: «Хорошо помню, как в третьем-четвертом классе многие мои одноклассники приходили в школу и не могли сесть за парту, у них там все горело». Все знали о том, что такое происходит, мол, «не битый — серебряный, битый — золотой», но никто даже и не думал сомневаться в правомерности таких действий. А между тем, сейчас телесные наказания в семье запрещены в 48 странах мира, и в некоторых случаях они даже считаются преступлением. Леворукость не пройдет Если оказывалось, что ребенок-левша, в советской школе его переучивали : могли привязать левую руку к стулу, случались и удары указкой и линейкой по пальцам, на «правильную» руку повязывали красную ленту, чтоб ученик не забывал, какой именно рукой следует писать. Лето близится к концу, вспомнили про школу… И как-то перешли к воспоминаниям, что их, левшей, прямо-таки заставляли и в итоге заставили писать правой рукой. Современная же психология считает , что отказ от переучивания и внимательное отношение к леворукому ребенку может снизить риск психических и физических нарушений в будущем. Отличаться от большинства — неприлично Обязательная школьная форма, запрет на макияж, серьги и необычные прически, жестко регламентированный список литературы , давление на сферу духовной жизни, — все это признаки уравнительного воспитания, не способствовавшего проявлению индивидуальности ребенка и гармоничному развитию его личности. Теперь ситуация изменилась.
В 1989 году вступила в силу конвенция о правах ребенка, участниками которой являются многие страны мира. В ней прописано право детей выражать свою индивидуальность так, как это им угодно. Нам свойственно помнить только хорошее. И это правильно, ведь не бывает эпох, негативных во всех отношениях.
Это поможет избежать проблем со здоровьем, нежелательных связей и ранней беременности.
Ребёнок должен вырасти человеком Если изначально воспринимать своего ребёнка как отдельную от вас личность, то этот принцип воспитания звучит абсурдно. Отношение к несовершеннолетнему как к беспомощному существу, сделает его инфантильным на всю жизнь. Ребёнок априори человек с рождения. А с первых лет жизни, он уже личность, которую формирует из него родитель. Именно вы в ответе за то, каким человеком он станет.
Существует много ресурсов , которые помогают родителям в воспитании успешных, здоровых, счастливых детей. Но помните, что каждый ребёнок уникален. И находите свой собственный путь в этом нелегком деле.
Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание
© 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+. Особое внимание уделялось детскому воспитанию человека коллектива, человека новой морали, будущего строителя мирового коммунизма. Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Лилит Мазикина поразмыслила о вечном – воспитании детей – и определила, как и чем отличается советское воспитание восьмидесятых-девяностых и современное воспитание. Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование.
Как воспитывали детей в СССР
- Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
- Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы
- Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось"
- Трудовое воспитание
- Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевернули с ног на голову
Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи. Речь идет о военно-патриотическом воспитании — в этом заключается особая задача, особое значение воспитания российского гражданина». Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. Особое внимание уделялось детскому воспитанию человека коллектива, человека новой морали, будущего строителя мирового коммунизма. Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Конечно, значительное место уделялось идеологическому воспитанию — ученикам следовало понимать задачи советской современности, проникнуться ими и быть готовыми их решать.
Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?
Трудовое воспитание — Газета "Советская Россия" | Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения. |
В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР - Новости образования | дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии. |
Воспитание в СССР
Это не только мимими, красивые и смышленные детки - наши влогеры делятся всяческими полезными лайфхаками и материнским опытом! Ведь каждый день мамы, каждая по-своему, растят своих детей, вкладывая в их жизнь максимум своих сил, времени, труда и фантазии. И так интересно и полезно узнать, как это делают другие! Здоровье и питание малышей, дизайн, шоппинг, одежда, обустройство детского быта и досуга, праздники и будни, немного психологии и медицины. Наши видеоролики обо всем, с чем сталкивается каждая мама каждый день!
Например, туалетная бумага, спички и батарейки и еда с длительным сроком годности консервы, крупы, соль. Дженни также с раннего детства слышала рассказы о пустых магазинных полках в СССР, потому ее не сильно напугал дефицит товаров в супермаркетах в связи с коронавирусной паникой.
Екатерина Гура.
Меня тут все считают красивой! Как она похорошела! Все так же «при теле», но это приятные аппетитные формы, а лицо просто сияет. А все потому, что ей изо дня в день говорят, что она красавица! Она научилась любить и принимать себя и реально расцвела. Поэтому наши мамы и бабушки кипятили белье, а потом часами стояли у гладильной доски. Сегодня таких проблем в большинстве семей уже нет, а привычка гладить все — от постельного белья до носков — у многих осталась.
Мы с сестрой после стирки гладили свои трусы и майки. Синтетики тогда не было, только хлопок. Но зачем? Мама считала, что надо прогладить... Когда я стал жить отдельно, мне утюг по назначению понадобился один раз за 5 лет, когда я на корпоратив решил надеть костюм с галстуком. А из гладильной доски получается отличная подставка под синтезатор. Обычно эти дети существуют только в воображении родителей, потому что в реальности их никто не видел. Такие сравнения, бесспорно, плохо влияют на самооценку ребенка и заставляют его чувствовать себя ненужным и плохим.
Я выросла в тени дочери маминой подруги, которая все делала лучше, чем я. При этом задним числом я понимаю, что мамина подруга свою дочь просто слепо обожала и никогда ничего негативного о ней не говорила. Проблемы у дочери начались после школы во взрослой жизни, чему моя мама страшно удивлялась, ведь такой идеальный ребенок рос! Потом, много лет спустя, в разговоре с другой подругой моя мама начала восхищаться ее внуком, приговаривая при этом: «Ну какая умница — не то что наш! Мама мне потом сказала, что я ей «открыла глаза». Она сама росла с убеждением, что детей нельзя перехваливать, чтобы «не испортить». И вдруг уже в старости поняла, что это неправильно. Она формировала негативное отношение к богатству и ставила человека перед выбором: быть хорошим, но бедным или плохим, но состоятельным.
Однако в современном мире, где, например, блогер с помощью социальных сетей может за год заработать больше, чем его родители на заводе за всю жизнь, такие установки мешают видеть свои возможности и пользоваться ими. Мне всегда твердили, что большие деньги — большие проблемы и что за честный труд много не платят, зато совесть чиста. Я панически боюсь больших сумм, каких-то финансовых поощрений на работе, ведь это все «сверхприбыль», то есть не заработанное, не мое. Я ехала домой с этими купюрами в сумке, и они вызывали у меня дикий страх: с такими деньжищами надо что-то делать! В итоге дала их в долг подруге, которой не хватало на новую машину. Она возвращала по частям, и эти деньги просто растворились: ушли на продукты, коммуналку, одежду. Зато не страшно. Казалось бы, подобные методы воспитания давно ушли в прошлое как архаичные и бесполезные, однако некоторые мамы и папы до сих пор ими пользуются.
Часто наблюдаю, как медработники шутками и прибаутками пытаются завоевать детское доверие, а за дверью «яжмать» орет: «Вот не успокоишься — отдам тебя тете-доктору на эксперименты», «Не замолчишь — пойдем укол делать», «Будешь плакать — оставлю в больнице» и тому подобное. Очень досадно. Впереди «яжмать» с девочкой лет 3. Идет воспитывает на ходу. Я прохожу мимо, а она в этот момент говорит: «Вот сейчас тебя тетя заберет! Причем ребенок даже не оглядывался. Кое-как потом дитя рассталось со мной. Видимо, так мамаша допекла, что хоть с кем — только от нее.
Но сегодня, когда звезды и миллионеры ходят в джинсах и вытянутых футболках, судить по одежде бессмысленно. Да и зачем, ведь внутренний и внешний мир человека могут совершенно не совпадать. В класс сына перешла девочка. Родители ее — ну очень состоятельные люди, владельцы серьезного строительного бизнеса. Выглядят оба как с обложки: ухоженные, модные, машина в половину школы. И вот наступил тот день, когда мамы и папы ходят в школу мыть-прибирать.
Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх. Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать.
Современное воспитание
- Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
- Подписаться
- Расскажите друзьям
- Как воспитывали детей в советское время
- Чувство меры
- Высочайшие требования с довоенных пор к воспитателям яслей
5 неприятных моментов воспитания в СССР, о которых молчат не просто так
Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники. Только некоторые установки советского воспитания так плотно вошли в нашу жизнь, что мы и не задумываемся что-то менять. С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике. Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня.
Вы точно человек?
Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. С 1946 года и до развала СССР выходил один из самых популярных советских журналов для родителей и педагогов "Семья и школа". С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике. Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР. В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени.
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание
Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных. Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники. Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений | Возможно, только благодаря этому советскому воспитанию мы выжили в эти 30 лет. |
Миф о советской школе | Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах. |