Мужской хор института певческой культуры «Валаам» альбом Шедевры православной музыки. Русские православные песнопения. Часть первая (26 треков, 1 ч. 11 мин.) в хорошем качестве онлайн на МТС Music. Слушайте все песни с альбома Шедевры православной музыки. В 2024 году РПУ проводит набор на богословский и юридический факультеты по направлениям подготовки: государственно-церковные отношения, масс-медиа, юриспруденция. Альбом «Мелодии русской души» записан по благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия и при поддержке Фонда «Ладога» в феврале 2011 г. Тематические разделы альбома содержат: песни духовного содержания, — трагические и патриотические. И не даром большая часть Православного Богослужения — это песнопения, церковная музыка.
Православные песни и духовная музыка
Основная статья: Знаменное пение Термин «Знаменный распев» происходит от слова знамя — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки певческие знамена, похожие на крючки. Первоначально были созданы на основе византийской безлинейной невменной нотации. До сих пор по знаменным нотам поют в Старообрядческой Церкви. Существуют отдельные энтузиасты, пытающиеся возродить знаменные распевы и в РПЦ. Основная статья: Партесное пение Партесное пение от лат.
Дата публикации: 12. Дата публикации: 07. Дата публикации: 28. Дата публикации: 08. Дата публикации: 15.
Многолосие коллектива и акустика только что открывшегося в башне XVII века музея никого не оставили равнодушным.
Напомним: до этого господствовало одноголосье. Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке.
Кстати, основатель Андреевского монастыря, в стенах которого мы находимся, Федор Ртищев как раз здесь и организовал эту группу переводчиков, учителей иностранных языков для российской интеллигенции. В том числе здесь работали и распевщики из Украины, они и привнесли в нашу церковную богослужебную жизнь эти гармонические распевы, которые и легли в основу всего богослужебного пения Русской Православной Церкви XVIII и XIX веков. Таким образом, знаменный распев был просто вытеснен этими простыми по своему музыкальному складу формами и подготовкой самого певца.
Вы считаете, это так? Сейчас есть и в Москве, и вообще в России приходы, где сохраняются традиции знаменного пения. Например, валаамская традиция, которая существует здесь, практически полностью соответствует традиции знаменного распева, там пение всегда одноголосное. И хотя валаамский распев не относится к форме знаменного распева, но очень близок к нему. Но если мы будем присутствовать за богослужением, которое полностью состоит из знаменных распевов, понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к его звучанию, молящиеся наших православных храмов не сразу привыкают к нему. Как они появились, какова их история? Гласы были сформированы на основе восьми греческих ладов, и автором этой организации гласового пения является преподобный Иоанн Дамаскин. Именно он составил Октоих, написав все его богослужебные тексты и распределив их по группам, которые имели свое особое музыкальное выражение. И с тех пор православное богослужебное пение основано на осмогласии. Это является великим достоянием Православной Церкви.
Слава Богу, оно сохраняется у нас и до сих пор. Конечно, внешние музыкальные формы изменились со времен Иоанна Дамаскина. Во-первых, эта греческая традиция трансформировалась в истории Русской Православной Церкви в знаменный распев, затем пережила период становления гармонического пения. И сейчас гласовое пение существует в форме нескольких распевов. В частности, у нас, в условиях России, основным обиходом гласового пения является малый киевский распев, его еще называют обиходным. Этот обиходный распев существует в двух редакциях: есть придворный распев, который был и есть сейчас в Санкт-Петербурге а получил свое начало он в Санкт-Петербургской придворной певческой капелле в начале XIX века , и синодальный распев, который сформировался в Москве его еще называют «московский распев» в стенах синодального училища. Таким образом, этот обиходный распев является сокровищницей нашей музыкальной церковной культуры. Во-первых, это зависит от самой организации богослужебного обихода, ведь гласы имеют очень четкую организацию. Каждый глас имеет своим началом воскресный день, и каждый день недели также имеет свое особое молитвенное содержание и распевается на тот глас, который был в воскресенье. В течение недели этот глас продолжает свое существование, затем, в следующее воскресенье, наступает череда другого гласа.
Таким образом, христианское богослужение получает четкую и строгую организацию и особый богослужебный ритм. А надо сказать, что ритм — это основа стабильности. Эти восемь гласов, чередуясь, опять по кругу начинают свое бытование в богослужении. Восемь гласов объединяются в столп, который своей продолжительностью имеет два месяца столп распевается в течение двух месяцев , затем наступает еще один столп. Таким образом распределена организация всего богослужебного обихода. Например, богослужебные чтения распределены по неделям по Пятидесятнице: евангельские, апостольские чтения. Если посмотрим в церковный календарь, там написано: такая-то неделя по Пятидесятнице, глас такой-то. Так формируется четкая структура или как бы скелет, организующий и формирующий всю систему богослужебного пения. Один из священнослужителей-музыковедов из Нижнего Новгорода написал магистерскую работу по изучению гласов. Он посчитал, сколько всего существует гласовых песнопений в Русской Православной Церкви.
Оказалось 9300 песнопений, распетых на различные гласы. Каким должно быть богослужебное пение, чтобы оно способствовало молитве, и каким оно не должно быть? Требования к церковному пению таковы: оно должно быть молитвенным, уставным то есть соответствовать церковному уставу и церковным. Молитвенность и церковность —довольно расплывчатые определения. Каждый из нас понимает, что такое церковность и что такое молитвенность, но как охарактеризовать то или иное исполнение, было оно молитвенным и церковным или не соответствовало этим критериям? Здесь, конечно, все зависит от тех, кто поет в церкви. Вера и принадлежность Церкви — необходимое условие для регента и певцов церковного хора. Если регент и певцы люди верующие, церковные и имеют опыт молитвы, то тогда их пение будет во время богослужения и молитвенным, и церковным. За уставность церковного пения отвечает настоятель, оно как бы по определению уставное, но здесь надо сделать следующее уточнение. Я десять лет был регентом митрополичьего хора Новодевичьего монастыря, под прямым духовным руководством Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, большого молитвенника и очень церковного человека, у которого с детства сформировались эти качества: молитвенность и церковность.
И он часто подчеркивал: ты должен понять, что церковное пение — это нерв богослужения. Это определение владыки Ювеналия дает нам ключ к тому, каким должно быть пение. Если у человека что-нибудь с нервами или где-то нерв защемлен, то вся личность человека трансформируется. Так и церковное пение: если оно теряет свою характеристику, молитвенность, то очень трудно всем, кто присутствует в храме, сохранить это чувство, оно иногда рассеивается. А часто это бывает из-за того, что регенты, не обладая опытом молитвенности, занимаются самовыражением, показывают свою творческую трактовку того или иного музыкального церковного произведения. И здесь, конечно, часто они переступают ту грань, когда в исполнении хора теряются основные качества — молитвенность и церковность. Еще Иоанн Златоуст говорил о том, что впоследствии сформулировал в XX веке священник Павел Флоренский: богослужение является синтезом искусств. Здесь многие элементы как бы формируют ту атмосферу, которая приближает человека к Богу, дает ему опыт богообщения. Основная задача богослужения — это опыт богообщения. Само название «богослужение» имеет как бы две части.
В самом основном и подлинном смысле во время совершения богослужения Бог служит людям таинствами, благодатью, которую получают все присутствующие за богослужением. И второй элемент — это когда люди служат Богу молитвой благодарения за те дары, за ту благодать, которую они от Него получают. В этом единстве служения Бога людям и благодарной молитвы людей к Богу и формируется та атмосфера, которая отвлекает человека от суетности внешнего мира и дает ему реальный опыт богообщения. Почему важно исполнять церковные песнопения именно на церковнославянском языке? Я с трудом представляю, как можно те замечательные песнопения, которые у нас существуют в обиходе Русской Православной Церкви, объединить с русским переводом. Например, возьмем основное песнопение Божественной литургии — Херувимскую песнь.
Православные песнопения в исполнении солистов (95 видео)
Православные Песнопения музыкальный альбом от Православные Молитвы вы можете слушать бесплатно онлайн в нашем разделе музыки. Господь». Полиелей «Хвалите имя Господне». каждый найдет музыкальную душу своей религии. Что такое Церковное песнопение? Православная музыка — это просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в большей части с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. В Албанской Православной Церкви на богослужении, к примеру, используют фисгармонь, поделился со зрителями владыка Антоний. Он также рассказал о значении церковного пения, о смысле распределения молитв на гласы и о том, можно ли в храме петь вместе с клиросом. Православные песнопения Рождества. Церковная музыка помогает нам глубже понять и прочувствовать событие, запечатленное в том или ином празднике. Рождественская музыка в Церкви — это целый массив ярких песнопений, наполненных запоминающимися образами.
Оптина пустынь
Но стенография была анализирована в средне-византийской нотации». То есть нотные сокращения палео-византийской нотации заменили на полные их значения в средне-византийской нотации. Однако потом, со временем, «нотация вновь приобрела стенографический характер» [16] благодаря выше описанному развитию устной практики. Необходимо отметить, что вышеописанное явление практиковалось лишь с определенной частью репертуара византийской музыки, и оно вовсе не свидетельствует о том, что изначально весь ее репертуар был предельно простым и имел только краткие мелодии, тогда как сложные песнопения появились только на позднем этапе развития византийской музыки, являясь плодом вышеописанного явления.
На самом деле, и на более ранних этапах уже существовали довольно сложные сочинения. Часть антифона вечерни Пятидесятницы. По рукописи Ashburnhamensis 64 1289 г.
Так, со временем, устная составляющая византийской музыки по причине своего объема становилась настоящим препятствием на пути обучения церковному пению. К примеру, определенная мелодическая фраза могла быть записана с помощью девяти знаков, однако эти девять нотных знаков могли обозначать свыше сорока нот, и певчий должен был знать значения этой девятизначной нотной формулы наизусть то есть видя на нотном листе всего девять нотных знаков, спеть сорок. Следует отметить, что то или иное песнопение, возможно, могли интерпретировать в разной степени протяжности, в зависимости от нужды.
Например, в обычные дни какое-либо песнопение или вид песнопений, например, стихиры, могли исполнять с краткой мелодией, тогда как в праздничные дни — с более протяжной [17]. Иначе говоря, могли одновременно существовать несколько изустно передаваемых вариантов прочтения нотации условно, более краткий и более протяжный. В 1814 г.
Название «новый» было дано этой системе для того, чтобы отличить ее от прежней, менее аналитичной. В переложениях репертуара, осуществленных тремя учителями на «новый метод» нотации, сложившаяся устная традиция была зафиксирована. Иначе говоря, бралось какое-либо сочинение, записанное в старой нотации, имеющей к тому времени стенографический характер, и переписывалось так, чтобы были указаны все ноты, которые в действительности пелись бы при прочтении старой нотации певцом, владеющим сложившейся устной практикой.
То есть если определенное сочетание нот в старой нотации — допустим, 9 каких-либо нотных знаков — на практике к тому времени принято было «истолковывать» так, что в итоге пелось, допустим, 40 нот, то, перекладывая песнопение со старой нотации на «новый метод», это девятизначное сочетание нот записали бы «развернуто»: вместо 9 знаков — все 40 в соответствии с сложившейся практикой интерпретации данной группы нот ниже представлен пример. Таким образом, с появлением «нового метода» исчезла нужда в запоминании столь длинных музыкальных «формул». Пример, в котором показана мелодическая фраза в старой нотации сверху и ее переложение в новой нотации снизу [18] Теперь, для того чтобы лучше понять, как работает византийская нотация, рассмотрим основные составляющие ее элементы.
Как уже было сказано ранее, в отличие от европейской нотации, византийская использует символы, которые, вместо того чтобы обозначать точную высоту, указывают мелодическое движение вверх или вниз относительно предыдущей ноты. Такие знаки составляют основную часть византийской нотации. К примеру, символ, который называется «исон», инструктирует певца повторить предыдущую ноту, символ «олигон» обозначает подъем на одну ноту вверх, а «апостроф» — спуск на одну ноту вниз [19].
Другой вид невм обозначает временные категории, такие как темп, дыхание и т. Например, «клазма», поставленная над нотой, указывает, что длительность ноты становится на одну долю больше [20]. Еще одна группа знаков состоит из символов, обозначающих качественные изменения.
К примеру, знак «псифистон», стоящий под нотой, обозначает, что ее необходимо исполнить с некоторым акцентом, более выразительно [21]. И наконец, есть знаки, указывающие начальную ноту и обозначающие глас и, соответственно, звукоряд , в котором исполняется песнопение [22] ; знаки, сменяющие звукоряд или изменяющие его интервалы [23] , а также знаки, которые изменяют интервалы отдельных нот, к примеру, на четверть тона, полутон и т. Некоторые из основных знаков повышения и понижения звука [25] Византийская музыка имела длинную историю развития, и по сей день, являясь живой традицией, ее репертуар продолжает расширяться.
С помощью невменной системы нотации композиторы византийской музыки продолжают создавать новые музыкальные сочинения, не только подражающие классическим стилям, но и такие, которые в чем-то совершенно уникальны: Псалом 33 иером. Григория Симонопетрского XX в.
Картина Регент на клиросе.
Хор Тобольской духовной семинарии Шароев. Волынская духовная семинария Регент семинария. Духовная семинария Тула спевка хора.
Клирос литургия Титов. Церковные песнопения. Старообрядческие песнопения.
Старообрядческое пение. Церковный хор Казань. Духовные песнопения.
Православное духовное пение. Церковные песнопения православные для души. Знаменный хор Донского монастыря.
Елизаветинская хор. Хор государевых певчих Дьяков картина. Певчий церковного хора.
Православное пение. Современные православные песнопения. Православные напевы.
Православные песнопения. Православие церковное пение. Пение для души православное.
Божественное пение. Православные песнопения слушать. Хор в православной церкви.
Мужской хор в соборе. Православие песнопение. Хор Московского Свято-Данилова монастыря.
Церковные песнопения православной церкви. Хор Гринденко древнерусский распев. Церковное пение в древности было.
Церковное пение в древней Руси. История церковной музыки. Музыка в церкви как называется.
Песнопения обложка. Братский хор Свято-Успенской Почаевской Лавры. Слава в вышних Богу.
Духовная православная музыка. Не умолчим никогда Богородице. Молитвенные песнопения.
Церковные песнопения православные молитвы. Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Песнопение Пресвятой Богородицы.
Компакт диск хора Троице-Сергиевой Лавры. Песнопения Пресвятой Богородице. Особенности церковной музыки.
Характерные черты религиозной музыки. Особенности церковного пения. Характерные особенности духовной музыки.
Сонмы ангелов Джотто. Церковная живопись. Ангелы в живописи.
Церковное песнопение на несколько видов: 1. Как правило, речь идет о пр… подробнее Что такое Церковное песнопение? Церковное песн… подробнее Похожие теги.
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
Мелодии русской души
Татарстанскую митрополию на фестивале по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла представлял квартет Раифского Богородицкого мужского монастыря «Притча». Аранжировки подготовил руководитель хора диакон Сергий Уренцев. Еще хотелось бы отметить высокий уровень организации и отношение к артистам. Большое спасибо организаторам», — говорят участники монастырского квартета. За большой вклад в сохранение и развитие православной культуры и высокий исполнительский уровень квартет Раифского монастыря «Притча» был удостоен звания лауреата I степени и награжден дипломом. Дата публикации: 18.
Оно умиротворяет, умягчает душу» [2] , — говорил наш современник преподобный Паисий Святогорец. Вместе с тем, многие древние композиции дошли до нас в рукописях в неизменном виде и, сегодня, спустя века, некоторые из них вновь начинают исполнять: Воскресный прокимен «Буди, Господи, милость Твоя на нас» из репертуара константинопольского Собора Святой Софии.
Глас 1. По рукописям Patmos 221 1162-1179 гг. Византийская церковная музыка имеет ряд особых характеристик, на которые следует обратить внимание: Во-первых, она относится к жанру так называемой «модальной музыки». В отличие от европейской музыки, которая во основном использует мажорный и минорный лад, византийская построена на основе 8-и различных ладов, или «гласов», каждый из которых имеет свои особенности, такие как: звукоряд, тоника или начальная ступень лада , мелодический контур, диапазон и эмоциональный мелодический оттенок. Одна из важнейших особенностей заключается в том, что каждый из 8-и гласов принадлежит к тому или иному звукоряду, которых в византийской музыке всего 4. Каждый из этих звукорядов отличается один от другого своими звуковыми интервалами звуковым расстоянием между нотами гаммы [3]. Во-вторых, звуковые интервалы ладов византийской музыки не имеют равномерного музыкального строя, то есть содержат микротона.
Иначе говоря, подавляющую часть византийской музыки невозможно исполнить, к примеру, на пианино, имеющем звуковые расстояния в размерах одного тона или полутона. В третьих, в классической византийской музыке есть ряд ограничений. К примеру, относительно дозволенного ритма [4] : не сложно заметить его речитативный характер, который особенно ярко выражен в некоторых более кратких композициях: «Да исполнятся уста наша…». Глас 5 Наконец, важнейшая особенность заключается в том, как сочиняются новые композиции. Например, композитору, желающему написать новую музыку для какого-либо песнопения, необходимо использовать мелодические формулы — так называемые «фесисы», соответствующие гласу и жанру, к которым относится литургический текст, для которого сочиняется новая музыка. Иными словами, композитор не может начать сочинять новую мелодию «с нуля», но должен опираться на существующие мелодические «фесисы», таким образом, сохраняя музыкальное предание путем подражания стилю более древних, классических сочинений. Как в грамматике слоговое соединение двадцати четырех элементов языка образует слова, так и звуковые знаки, объединенные со знанием, образуют мелос и, в таком случае, называются фесисом» [5].
Можно понимать «фесис» как «музыкальную формулу с определенным началом и концом, в которую "умещается" определенное число слогов с определенным ударением. Многие из фесисов используются в очень жестких рамках, требуя сочетания с определенным числом других фесисов и подразумевая в дальнейшем определенное развитие мелоса или предполагая использование только в определенных местах мелоса» [6]. Однако вышеописанное ограничение вовсе не означает, что у композитора мало ресурсов для собственного творчества при сочинении новых мелодий, так как существует несколько тысяч мелодических формул, позволяющих композитору создать неизмеримое количество мелодических вариаций [7]. Со временем, система византийской нотации естественным образом развивалась и изменялась, однако ее основная внешняя форма и сущность остались прежними. В настоящее время за богослужением певчие используют так называемый «новый метод» византийской нотации, который был введен в 1814 г. Однако их нововведение не являлось изобретением иной системы нотации. По сути, это была реформа и стандартизация элементов той же самой системы, о чем подробнее будет сказано ниже.
Спустя тысячелетия, с помощью невменной нотации композиторы византийской музыки сочинили неизмеримое количество музыкальных произведений, имеющих как краткие, простые мелодии, так и намного более сложные и изящные: Херувимская песнь Мануила Хрисафа XV в. По рукописи Iviron 1120 1458 г. Святой Иоанн Кукузель. Изображение XV века из музыкального кодекса афонской Великой Лавры. Из самых почитаемых композиторов византийской музыки часто особо выделяют следующих: преподобных Романа Сладкопевца VI в. Необходимо, однако, более подробно уделить внимание преподобному Иоанну Кукузелю — главному создателю более протяжного и богато-украшенного жанра византийского церковного пения, прозванного «калофоническим», или «прекрасно звучащим» [10]. Название этого жанра церковной музыки происходит от древнегреческого слова «прекрасный» греч.
На мероприятия будут приглашены ветераны и участники Великой Отечественной войны, некоммерческие общественные организации, воспитанники детских школ искусств Москвы. Хоровая программа Участниками Хоровой программы в этом году станут более 20 коллективов из России и Беларуси. Выступления пройдут в храмах и на концертных площадках Москвы и близлежащих городов и будут благотворительными.
Среди участников программы — московские коллективы: Хор Богоявленского кафедрального собора в Елохове, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Вокальный ансамбль Arielle, Московский Синодальный хор, Патриарший хор Храма Христа Спасителя, Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря, Хор Сретенской духовной академии, Государственная академическая капелла России имени А.
По центру — большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера — гробница праведного Лазаря. Сзади храма на высоте расположены хоры. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6х12 м.
Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь — друг Божий». Рака — как стол, как бы ванна большая, каменная — 1,3х0,8х0,7 м.
Церковные песнопения (найдено 200 песен)
В студии «СПАСа» мы услышали пронзительную молитвенную песню «О Всепетая» в исполнении хора «Русский формат» Смотрите в выпуске «Лето Господне. Рождество Богородицы» Смотрите видео онлайн ««О ВСЕПЕТАЯ». МУЖСКОЙ ХОР «РУССКИЙ. Богослужебные песнопения в переводе священника Георгия Кочеткова поет хор Свято-Филаретовского православно-христианского института. Слушайте и скачивайте церковные-песнопения бесплатно на Хотплеере в mp3 (ID: 441a). Новости. Православные песни. Перед Вами альбом духовных песнопений Юлии Березовой, в котором православная певица исполнила песни на стихи известного российского писателя и поэта монаха Варнавы (Санина), а также протоиерея Николая Гурьянова; протоиерея Олега Скобли; иеромонаха Романа.
Православная музыка и радио
Православные церковные мелодии создавала Церковь так же равных местностей и стран; следовательно, как церковные песнопения, так и их стиль вырабатывала Церковь Апостольская и Соборная, как по месту, так и по времени. Византийское церковное пение, или византийская церковная музыка, как ее часто называют, имеет длинную и интересную историю развития. Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими центрами — Иерусалимом и Константинополем. Православная музыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную, главным образом, с богослужением византийского обряда в Православной Церкви с православным богослужением Древней Руси.
Аудиозаписи богослужений
Сегодня мы хотим предложить вам не совсем обычную подборку видеороликов. Как известно — человек все переживает всей душой. И в радости, и в горе, и в раздумье — во всех состояниях человека присутствует песня.
Как известно — человек все переживает всей душой. И в радости, и в горе, и в раздумье — во всех состояниях человека присутствует песня. Недаром в русской культуре одно из самых важных мест отведено именно песне… Ведь песня — это и понятные всем слова, и изумительно чувствительно трогающая душу музыка!
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм.. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его Ин. По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание, и скончался на острове Кипре. Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру. Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу.
Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон! Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря Ин.