«В неврологии нарушения памяти являются актуальной междисциплинарной проблемой. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией.
Основные причины
- Основные виды расстройств памяти
- Виды нарушений памяти - Нейропсихология (Психология)
- Почему все жалуются на память и что с этим делать
- «Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью | Правмир
- Нарушение непосредственной памяти | Мир Психологии
Что-то с памятью моей стало
Большинство людей с феноменальной памятью — саванты: они испытывают трудности при общении с другими людьми на фоне нарушений развития головного мозга. Поскольку любое нарушение памяти – это ответ организма, а точнее головного мозга, на раздражитель, все факторы развития связаны с воздействием на головной мозг. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения. Нарушения памяти в резидуальном периоде после операции аневризмы передней соединительной артерии.
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью
Другими словами, не приукрашивают или наоборот счастливые и печальные фрагменты из собственных воспоминаний. Впрочем, это скорее идет во вред. Помнит все с младенчества Историю австралийки Ребекки Шэррок Rebecca Sharrock , страдающей гипертиместическим синдромом, несколько лет назад рассказывали в BBC , а недавно — в The Guardian. Материал издания озаглавлен так: «Ужасно чувствовать себя медицинским исключением».
Ребекка Шэррок Сейчас Ребекке 31 год. И девушка помнит практически все дни с начала 2000-х, причем буквально. Тогда отчим пошел покупать финальную книгу про Гарри Поттера.
Я запомнила, потому что в этот день в школе проходил вокальный мастер-класс, а мама смотрела новости. Сам визит президента для меня ничего не значил, но воспоминание отложилось», — приводят слова Шэррок журналисты. Параллельно они проверили: Буш-младший действительно в тот день посещал Австралию.
В видео выше проверяют способности Ребекки, спрашивая про фрагменты из книг о Гарри Поттере. Возможность вспомнить новости за определенный день для пациентов с гипертимезией не проблема. Но, как правило, они связывают те или иные события с личными ощущениями или интересами.
Видимо, в памяти такие события в связке с собственными эмоциями закрепляются проще. Ситуацию усугубляет то, что некоторые воспоминания касаются буквально первых лет жизни.
Регулярно проводите контроль артериального давления, пульса, следите за содержанием жиров и уровнем сахара в крови. Все это важные шаги к профилактике заболеваний, приводящих к ухудшению памяти, снижению способности ясно мыслить и планировать свою деятельность. В лечении проблем с памятью помогут лекарства для нормализации работы мозга — ноотропные препараты — например, Проспекта, которая помогает улучшать память и внимание, возвращать силы, повышать работоспособность, справляться со слабостью, усталостью, повышенной утомляемостью. Эмпирический опыт говорит, что влияет точно. Но хотелось бы научных доказательств... Мир не прост, в нем нас подстерегают различные сложности — информационные перегрузки на фоне психоэмоционального истощения, от которых никто не застрахован, а также нам нужно все схватывать на лету, быстро принимать решения и получать удовольствие от работы и жизни. Проблемы с концентрацией внимания и памятью могут этому серьезно помешать, поэтому нужно начинать лечить их как можно раньше — и вы снова сможете радоваться жизни.
Чтобы запомнить впервые услышанное имя, обычно достаточно произнести его самому хотя бы один раз. Действует безотказно. Вылетело из головы Вы начали фразу, чтобы поделиться какой-то мыслью, но вас перебили, и вы забыли, что хотели сказать. Исследование показывает, что тут действует такой же механизм, как и при резкой остановке физического движения. Неожиданный стимул приводит в действие субталамическое ядро — скопление плотно упакованных нейронов, которые и прерывают ваш мыслительный процесс. Кратковременная память — ситуативный процесс, то есть он привязан к событиям, на фоне которых развивается. Чтобы вспомнить забытое, часто достаточно мысленно воспроизвести предшествующую последовательность событий или просто вернуться в место, где возникла первоначальная мысль. Когда вертится на языке Вы точно знаете, что именно хотите сказать, но не можете вспомнить нужное слово.
Обычно это касается имён, дат, названий мест, книг или фильмов. Интересно, что при этом мы почти всегда хорошо помним, о каком человеке, месте или фильме идет речь. В психологии такое называется блокировкой. Этот феномен хорошо изучен во время серии экспериментов этих двух ученых, как их там... И одно воспоминание совсем не обязательно тянет за собой другое. Ведь, если честно, имена и даты впечатляют нас гораздо меньше фактов. Мозг по запросу выдал вам ту информацию, которую вы искали, а с названиями разбирайтесь сами. Единственный реальный способ борьбы с блокировками — создавать прочные ассоциации между опорными фактами и дополнительной информацией. Психолог Дэниел Шактер в книге The Seven Sins of Memory показывает, что нам гораздо легче запомнить имя человека, если оно ассоциируется с каким-то тематически близким понятием.
А если ничего не помогает, просто достаньте смартфон и загляните в интернет: кстати, вот и эти учёные — Роджер Браун и Дэвид Макнейл. Вы не можете запомнить списки, номера или цитаты Вы только что прочитали номер карты, потянулись вбить его на сайт для оплаты и — уже ничего не помните. Нет, это не признак слабоумия, а совершенно нормальное явление. Потому что кратковременная память оперирует короткими блоками информации — от пяти до девяти элементов.
Результат — ухудшение памяти, мышления, внимания. Напитки с кофеином. Постоянная стимуляция мозга приводит к снижению памяти. Отравление свинцом, ртутью, другими тяжелыми металлами. Длительный и бесконтрольный прием транквилизаторов, седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков. Негативно на работу мозга влияют холинолитики, антидепрессанты, барбитураты.
Курение разрушает мозг. Заядлые курильщики страдают от проблем с памятью, ухудшается способность к восприятию новой информации, логическое мышление. Ежедневное употребление 36 г чистого спирта приводит к раннему ухудшению памяти. Но и полный отказ от алкоголя негативно влияет на работу мозга. Безопасно употреблять до 4 бокалов красного сухого вина в неделю. Наркотики — нейротоксичные вещества, нарушают процесс получения, обработки и отправления информации. Даже при однократном употреблении часто возникают необратимые разрушения в серотониновой системе мозга. Сопутствующие симптомы Забывчивость, неспособность запоминать и воспроизводить информацию — не единственные признаки плохой памяти. При каких симптомах нужно обратиться к врачу: не усваивается информация, которая не имеет личного значения; провалы в памяти — забываются большие или малые фрагменты из прошлого; теряется грань между прошлым и настоящим; беспокоят ложные воспоминания, частые приступы дежавю; проблемы с краткосрочной памятью, человек не может вспомнить куда шел, отыскать нужную вещь; сложности с сосредоточением, формулировкой мысли, поскольку не удается вспомнить нужное слово; человек часто повторяется, путает дни недели месяцы; повышенная тревожность из-за того, что невозможно вспомнить, закрыл ли дверь, выключил утюг, воду. Нередко проблемы с памятью сопровождаются приступами мигрени, шумом в ушах, ухудшением слуха и зрения, нарушением сердечного ритма, хронической усталостью.
Как решить проблемы с памятью Если память часто подводит, необходимо посетить невропатолога. После осмотра, сбора анамнеза и первичной диагностики может потребоваться консультация терапевта, нейропсихолога, психотерапевта, онколога. Нейромониторинг начинается с оценки неврологического статуса. Врач проверяет работу черепно-мозговых нервов, определяет амплитуду движения глазных яблок, симметричность языка и зубного оскала, оценивает мимические и произвольные движения. Проводят оценку слуха, зрения, обоняния, рефлексов, речи. Для диагностики расстройств памяти используют тесты, которые показывают способность запоминать и воспроизводить новую информацию.
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью
Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. Вступительные заметки о живой памяти: Памяти Зинченко Татьяны Петровны. — При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти.
Кратковременная потеря памяти
- Страдают даже молодые: эта страшная болезнь захватила цифровое поколение
- ФГБНУ НЦПЗ. В.А. Жмуров ‹‹Психопатология. Часть I››
- Проблемы с памятью: причины, лечение
- Виды нарушений памяти - Нейропсихология (Психология)
- Проблемы с памятью
«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью
Прием лекарств. Некоторые препараты могут ухудшать работу мозга — об этом обычно сказано в инструкции в разделе про побочные реакции. Например, так действуют седативные и снотворные средства, некоторые лекарства от аллергии. Вредные привычки: курение и злоупотребление алкоголем. Поскольку когнитивные нарушения у людей 30—40 лет довольно часто возникают на фоне какой-либо другой патологии, а не связаны с возрастными изменениями работы мозга, врач может порекомендовать пройти комплексное обследование, которое необходимо при основном заболевании. Как проявляются нарушения внимания и памяти Спектр симптомов не зависит от возраста, а связан скорее с выраженностью когнитивных нарушений. Обычно появляются такие жалобы3: Периодическая забывчивость — может касаться информации или недавних событий; Распространенный симптом — сложности при поиске нужного слова в разговоре — когда человек забывает название предмета, действия, признака или явления; Сложности при концентрации на определенной задаче — человек постоянно отвлекается от дела, не может организовать процесс или даже рабочий график; Повышенная утомляемость при умственной работе — после продуктивного периода наступает резкое снижение внимания, заторможенность, усталость. Без своевременного лечения состояние усугубляется, выраженность беспокоящих нарушений нарастает и переходит в полную непереносимость умственных нагрузок — после такой работы человек чувствует себя вялым, разбитым, отмечается раздражительность , бессонница, головные боли, сильная слабость.
Когда такие изменения легко заметить и самому человеку, и врачу, к которому он обратился, то при постановке диагноза сложностей не возникает. Однако порой люди с нарушениями памяти и внимания будто бы ни на что не жалуются. Они приходят к врачу и рассказывают лишь о необычных ощущениях в голове: «словно туман» или «как будто голова не моя». При этом они не говорят о плохой памяти или пониженной концентрации внимания. Иными словами, типичных симптомов нарушения когнитивных функций на первый взгляд нет — но проблема есть. Диагностировать снижение внимания и памяти в молодом возрасте бывает непросто. Для этого врачи разработали специальные тесты , которые позволяют провести оценку когнитивных функций.
С помощью такого диагностического исследования можно выявить симптомы, о которых сам человек не рассказывает, и предположить причину нарушений. Важно помнить, что у молодых людей плохая память и недостаточная концентрация внимания довольно часто проявляются вместе с депрессией или тревожными расстройствами. При этом симптомы когнитивных нарушений могут быть не слишком выражены на фоне общего заболевания. При нормализации эмоционального состояния, как правило, улучшается внимание и память, повышается работоспособность, появляются возможности для обучения и освоения новых навыков1. Как повысить когнитивные функции мозга взрослого человека Лечение когнитивных нарушений обычно начинают с коррекции образа жизни.
Что это — неизбежные признаки времени или вполне регулируемый процесс? Именно о проблемах с памятью мы поговорим с д.
Пирогова Павлом Камчатновым. Неужели влюбленность и вправду может влиять на нашу память и восприятие? На этом фоне человек становится рассеянным и невнимательным, снижается способность мыслить критически. Но это не истинные проблемы с памятью. Причин для их возникновения множество. Ежедневно наш мозг испытывает колоссальные информационные нагрузки, которые в условиях психоэмоционального напряжения оказывают негативное влияние на мозговую активность.
Её характерными чертами являются: объём определяет количество информации, которое способен запомнить человек, чтобы потом использовать её в своей работе; точность воспроизведения отражает способность максимально сохранять информацию во всех деталях; длительность указывает на срок, в течение которого мозг может хранить информацию в полном объёме. Механизм нарушения памяти Поскольку причин нарушения памяти очень много, описать механизм её развития довольно сложно. Поэтому рассмотрим патогенез на примере одной из частых причин нарушения памяти — болезни Альцгеймера. Этот вредоносный белок образует амилоидные, или сенильные, бляшки во внеклеточном пространстве, что запускает сложные патологические реакции, в результате которых тау-белок переходит в «больную» форму за счёт окисления фосфорилирования и накапливается внутри клеток мозга в виде клубочков. Какие виды памяти нарушаются Существуют разные виды памяти со своими целями и задачами. В зависимости от вида памяти разнятся причины её нарушения. По характеру психической активности существуют: Моторная память — это запоминание, хранение и реализация разных движений, из которых постепенно формируются разнообразные навыки, например ходьба или письмо. Конечно, тело не повторяет движения точь-в-точь, а меняет их в зависимости от обстоятельств. Но без моторной памяти человеку приходилось бы заново учить каждое движение бесчисленное количество раз. Двигательная память возникает в раннем детстве, первые её зачатки можно наблюдать уже на первом месяце жизни, когда у ребёнка появляются условные рефлексы. Потом он начинает запоминать и воспроизводить движения осознанно, подключая к этим процессам мышление, волю и другие элементы психики. Этот вид памяти нарушается при ДЦП. Она развивается либо позже, либо своеобразно. Также проблемы с двигательной памятью могут возникнуть у людей с черепно-мозговой травмой, нарушениями мозгового кровообращения и при опухолях головного мозга. Эмоциональная память — направлена на запоминание и воспроизведение чувств и эмоций. Она имеет большое значение, так как эмоции показывают, как человек справляется со своими потребностями и взаимодействует с окружающим миром. Такой вид памяти нарушается при болезни Паркинсона. Например, люди с этим заболеванием могут случайно проявлять эмоции, которые не испытывают, например смеяться или плакать, когда им не смешно или не грустно. Словесно-логическая память — отражает процессы запоминания и воспроизведения мыслей, когда человек размышляет и обрабатывает новую информацию. Проследить работу словесно-логической памяти можно на примере запоминания важных диалогов или рекомендованной литературы. Особенностью этого вида памяти является то, что мысли не существуют без языковой поддержки [1] [8] [12]. Такой вид памяти нарушается при шизофрении. Из-за этого человек не может запомнить и искажает информацию, которую только что услышал. В зависимости от целей деятельности память может быть: непроизвольной — осуществляется автоматически, без особого волевого напряжения и сознательного контроля; произвольной — требует волевых усилий и цели для запоминания информации. Также существует разделение на кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную память. Объём кратковременной памяти всегда индивидуален. Он зависит от природных характеристик человека и, как правило, остаётся неизменным в течение жизни. Для кратковременной памяти характерно механическое запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала [2] [10] [11]. В кратковременную память попадают последние 5—6 единиц информации, воспринимаемые через органы чувств. Этот вид памяти страдает при шизофрении : человек становится невнимательным и рассеянным, не может сконцентрироваться. Также проблемы с кратковременной памятью — это один из первых признаков болезни Альцгеймера и энцефалопатии Вернике : человек не помнит события, которые произошли с ним недавно, например снова идёт в магазин за хлебом, хотя только что его купил. Работа долговременной памяти сильно зависит от кратковременной, так как в неё проникает лишь та информация, которая когда-то прошла через кратковременную память. Это становится возможным благодаря волевому усилию человека. В долговременную память можно поместить куда больше информации, чем позволяет индивидуальный объём кратковременной памяти. Этого можно добиться при постоянном повторении необходимой информации.
С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу. К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам. Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть. Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство. Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование. Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине. Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области? Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи. Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей. Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти. Также низкие результаты были продемонстрированы при выполнении вербальных и визуальных тестов.
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы?
Поскольку любое нарушение памяти – это ответ организма, а точнее головного мозга, на раздражитель, все факторы развития связаны с воздействием на головной мозг. Исследования показывают, что ложная память может быть вызвана различными факторами, включая контекстуальные подсказки и социальное влияние. Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра. Есть избирательные, контекстные нарушения памяти, когда человек что-то не запоминает, потому что для него это неважно или травматично, при этом он того не осознает. Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным.
Нарушение памяти в психологии: причины и лечение. Особенности памяти
Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия. Если провалы в памяти появились на фоне неврологических симптомов (нарушение координации движений, мимики, тремор) показано КТ или МРТ. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера. Клинический психолог, сомнолог Алексей Мелехин рассказал, что проблемы с памятью могут быть вызваны переутомлением, а могут возникать из-за серьезных психических расстройств и опасных заболеваний.
Ухудшение памяти: когда бить тревогу
Например, отсутствие планирования связано с тревожными расстройствами. Это также включает в себя принятие правильных решений и создание эффективных моделей поведения. Когнитивные нарушения являются одним из основных признаков шизофрении, наряду с позитивными бред и галлюцинации и негативными симптомами. Снижение когнитивных функций описано не только у пациентов с продолжающейся шизофренией , но и в периоды ремиссии , у пациентов с первым психотическим эпизодом и даже у здоровых близких родственников. Исследователи считают, что нейрокогнитивные нарушения можно обнаружить задолго до того, как болезнь проявится, и они столь же значительны, как другие симптомы шизофрении. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. Эти нарушения часто сохраняются даже в период ремиссии.
К нейробиологическим механизмам, ведущим к когнитивным нарушениям при различных нервно-психических заболеваниях, относятся: Генетические механизмы. Это связано с дисфункцией различных генов, участвующих в патогенезе психических расстройств. И генетические, и экологические факторы влияют на когнитивное развитие, но в то время как генотип остается постоянным, эпигенетические средовые факторы могут изменяться и влиять на когнитивные функции на протяжении всей жизни человека и даже до рождения. Например, дети, чьи матери употребляли алкоголь во время беременности, могут родиться с расстройствами фетального алкогольного спектра FASD и иметь тяжелые когнитивные нарушения. Геномные исследования выявили тысячи генетических локусов, связанных с психическими заболеваниями, по результатам множественных полногеномных ассоциативных исследований GWAS. Эпигенетические механизмы.
Эпигенетика в настоящее время привлекает все больше внимания в связи с ее ролью в изучении психических заболеваний, и она может дать определенное понимание причин как шизофрении, так и когнитивной дисфункции. Понимание эпигенетики стабильности хроматина, регуляции генов, ответа на факторы окружающей среды и болезненных состояний быстро выросло за последние два десятилетия. Эпигенетические механизмы жестко контролируют экспрессию и репрессию генов без каких-либо изменений в последовательности ДНК и, что важно, могут служить механизмом, объясняющим отсутствие наследственности при шизофрении.
Не понимаю, о чем вы толкуете? Корсаковский синдром часто сочетается также с нарушением ориентировки во времени. Былые события причудливым образом сочетаются с настоящим. Нарушается линейность времени, то есть возможность упорядочения и увязывания отдельных отрезков жизни между собой.
Особенно ярко эта сторона нарушения наблюдается при прогрессирующей амнезии. Прогрессирующая амнезия — это одно из наиболее тяжелых расстройств памяти, она распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий, у них выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер. Например, одной больной казалось, что она живет в начале прошлого века, что только что кончилась первая мировая война и началась Октябрьская революция. Другой больной с таким нарушением в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет «хозяина». Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, потом недавнего прошлого, затем стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени.
Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его левит диффузный, равномерно протекавший атрофический процесс коры головного мозга. Нарушение динамики мнестической деятельности Описанные выше нарушения памяти носят в основном стабильный характер. В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики, больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать, то есть на первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов при десяти предъявлениях и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер.
Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3 слова, а после шестого - опять 6 слов. Оценка памяти подобных больных в терминах «память больного снижена», «память больного не нарушена» не является адекватной. Точно такой же лабильный характер носит воспроизведение какого-нибудь текста. Больные то подробно с детализацией воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать более легкий сюжет. Нередко также нарушения памяти сочетаются с амне-стическими западениями в речи: больные вдруг забывают названия каких-либо предметов, явлений, через короткое время спонтанно их вспоминают. Иными словами, мнестическая деятельность больных носит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона.
Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга в отдаленном периоде болезни , при некоторых интоксикациях и профвредностях. Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Следует отметить, что одним из показателей нарушений динамики мнестической деятельности является возможность ее улучшения при применении средств опосредования. В повседневной своей жизни больные сами прибегают к такому способу, отмечая: «Я уже стал делать себе отметочки на память», «Я себе примечаю что-нибудь, чтобы мне напомнило». Однако в некоторых случаях выступили парадоксальные факты: операция опосредования например, метод пиктограмм приводила не к улучшению, а к ухудшению процесса воспроизведения. Нарушение динамики мнестической деятельности может выступить и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Аффективная дезорганизация больного, часто сопутствующая многим органическим заболеваниям посттравма-тического, инфекционного и другого генеза , может проявиться в забывчивости, в неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала.
Точно так же может действовать и аффективная захваченность больного, приводящая к забыванию намерений, недифференцированному восприятию и удержанию материала. Во всех этих случаях измененным оказывается именно динамический компонент памяти. Клиническому психологу следует иметь в виду, что правильная квалификация нарушений динамики мнестической деятельности. Утрату своей работоспособности больные нередко объясняют снижением памяти, особенно часто такое объяснение применяется при снижении учебной успеваемости. Больные пытаются «тренировать» свою память, заучивать, по много раз повторять материал. Коррекционная работа в подобных случаях должна состоять либо в создании условий, предупреждающих наступление истощаемости, либо в нахождении путей, которые могут скомпенсировать невозможность удержания цели. Нарушение опосредованной памяти Опосредованное запоминание - это использование промежуточного, или опосредующего, звена узелки, пиктограммы, рисунки и т.
Из общей психологии работы А. Леонтьева известно, что акт опосредования своих действий является адекватным свойством психической деятельности зрелого человека, что одним из показателей развивающейся личности является формирование умения опосредовать свое проведение. При этом опосредование, несмотря на то, что оно отвлекает на себя усилия человека, не заслоняет собой содержания мнестической деятельности и не ухудшает памяти. У больных фактор опосредования, улучшающий запоминание в норме, часто становятся помехой. Этот факт был еще в 1934 г. Исследуя больных разных нозологии с помощью метода пиктограммы, она показала, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания. Как известно, метод этот, предложенный А.
Лурия, состоит в следующем: испытуемый должен запомнить 14 слов. Для лучшего запоминания ему нужно придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем помочь воспроизвести предложенные слова. Никаких записей или пометок буквами делать не разрешается. Испытуемые предупреждены, что качество их рисунка не имеет значения. Точно так же не учитывается и время выполнения этого задания. Задание по методу пиктограммы может быть выполнено двумя способами. Первый заключается в том, что изображение представляет собой условное обозначение понятия, заключенного в слове.
Например, для запоминания слова «развитие» можно нарисовать любую маленькую и большую фигуру квадрат, круг , для слова «сомнение» - вопросительный знак и т. При втором способе выполнения задания условно изображается, например, понятие, менее общее по сравнению с заданным; первое должно служить как бы условным знаком для второго. Например, «развитие» - «развитие промышленности», «развитие умственное» и т. То же с предметом и т. Посмотрим, в чем состоит психологический механизм опосредованного запоминания. Задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием. Вполне очевидно, что круг значений слова шире, чем то, что можно обозначить рисунком.
Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова.
Чтобы точно определить причину возникновения данного симптома и разработать тактику лечения, рекомендуется пройти базовый CHEK-АP организма и записаться на консультацию к терапевту. Диагностика В рамках первичного приема терапевт беседует с пациентом, выясняет характер проблемы, ее проявления, степень выраженности, наличие сопутствующих заболеваний. Чтобы поставить точный диагноз, дополнительно проводятся: неврологические, психиатрические и психологические тесты; лабораторные анализы крови для выявления гормонального статуса, исключения витаминодефицитных состояний; энцефалография для оценки мозговой активности; магнитно-резонансная томография, ангиография головы и шеи, а также сопутствующие диагностические процедуры по показаниям. Дополнительно пациентам рекомендуются консультации врачей узкого профиля: невролога, травматолога, геронтолога и других направлений. Лечение Когда имеет место резкое снижение памяти, лечение и профилактика подбираются индивидуально.
Какие методы применяют врачи для диагностики заболеваний, вызывающих деменцию? Это различные анализы и обследования, но главное — МРТ и нейропсихологическое тестирование. К сожалению, стандартов нейропсихологического тестирования пока не существует. Врач выбирает или составляет протокол по своему усмотрению. Очень ярко проявляются особенности заболевания при проведении теста рисования часов, рассказала Элен Мхитарян. Больному предлагается нарисовать на чистом листе бумаги циферблат, чтобы стрелки указывали определенное время. Ошибки при выполнении этого теста достаточно точно указывают на причину деменции, говорит эксперт. Для какого-то заболевания характерно размещение чисел за пределами циферблата, для какого-то — зеркально перевернутое изображение и т. Пациенты с одним и тем же диагнозом обычно рисуют одинаковые часы. Психиатры и неврологи подходят к деменции по-разному Психиатры и неврологи подходят к диагностике и лечению деменции по-разному.
Например, психиатр ставит диагноз: «деменция при болезни Альцгеймера». Невролог ставит диагноз: «болезнь Альцгеймера». Но деменция — это синдром. Заболевание — это болезнь Альцгеймера. В качестве примера неправильного лечения она привела назначение нейролептиков пациентам с деменцией с тельцами Леви из-за галлюцинаций. Между тем у таких людей — повышенная чувствительность к нейролептикам. Лечение любых когнитивных нарушений нужно начинать с немедикаментозных методов, отметила она. Среди доказанных — физические упражнения, когнитивные тренинги, средиземноморская диета. Такое лечение подходит для додементных нарушений и деменции в легкой форме.
Провалы в памяти
Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка. Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера.
Провалы и нарушения памяти
- Польза куркумы для пожилых людей при деменции и болезни Альцгеймера
- Кратковременная потеря памяти
- Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах
- И это не проблемы с памятью. Профессор-невролог назвал первый симптом болезни Альцгеймера
- Нарушение памяти - причины, симптомы, диагностика и лечение
- Еженедельная рассылка Купрума: только важное, одним письмом
«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью
После того как больной правильно воспроизводит вторую группу слов, его просят воспроизвести первую группу. Именно в этих условиях, когда запоминаются две группы слов т. При гетерогенной интерференции в качестве «помехи» используется другая - немнестическая - деятельность например, счет в уме, чтение и др. В этих случаях следы запечатлеваются лучше, однако тоже оказываются весьма ранимыми по сравнению с фоновыми данными при «пустой паузе». Таким образом, диэнцефальный уровень поражения мозга характеризуется нарушениями преимущественно кратковременной памяти, ее повышенной ранимостью, подверженностью следов явлениям интерференции особенно гомогенной. Другой особенностью этого типа нарушений памяти является повышенная реминисценция следов, т. Это пока еще недостаточно хорошо изученное явление в определенной степени присуще и здоровым людям. Однако у больных с поражением диэнцефальной области оно проявляется более отчетливо, что связано, по-видимому, с нарушениями нейродинамики следовых процессов. К модально-неспецифическим нарушениям памяти приводит и поражение лимбической системы лимбической коры, гиппокампа, миндалины и др. К ним относятся описанные в литературе случаи нарушений памяти, которые обозначаются как корсаковский синдром.
У больных с корсаковским синдромом практически отсутствует память на текущие события. Они по несколько раз здороваются с врачом, хотя он только что был в палате, не могут вспомнить, что они делали несколько минут тому назад и т. Это грубый распад памяти на текущие события. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, т. Такие больные сохраняют и профессиональные знания. Они помнят, например, что с ними было во время войны, когда и где они учились и т. В развернутой форме этот синдром возникает при поражении гиппокампальных структур обоих полушарий. Однако даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти. Особую форму корсаковского синдрома составляют нарушения памяти в сочетании с нарушениями сознания, что нередко встречается при психических заболеваниях.
Специальное изучение больных с корсаковским синдромом в клинике локальных поражений мозга показало, что в целом логика нарушений памяти у данной категории больных та же, что и у больных с поражением диэнцефальной области мозга, т. Больные иногда могли правильно воспроизвести 4-5 элементов ряда например, 4-5 слов из 10 после первого их предъявления. Однако достаточно было пустой паузы не говоря уже о гомо- и гетерогенной интерференции , чтобы следы «стирались». Здесь фактически наблюдалась та же картина, что и у больных с диэнцефальными поражениями мозга, но в более обостренном виде. В этих случаях следы еще в большей степени оказывались подверженными влиянию различных «помех». Это первая особенность нарушений памяти у данной категории больных. Вторая особенность связана с процессами компенсации дефекта. Клинические наблюдения показали, что при диэнцефальных поражениях запоминание материала улучшается, если больной особенно заинтересован в результатах исследования или если материал организуется в семантически осмысленные структуры. Таким образом, у этих больных существует определенный резерв компенсации дефекта.
У больных с корсаковским синдромом этот резерв практически отсутствует. Повышенная мотивация или обращение к семантическому структурированию материала не приводят у них к заметному улучшению запоминания. Следует отметить, что у таких больных нередко наблюдаются и конфабуляции тонкие симптомы нарушения сознания , так что нарушения памяти протекают у них в ином синдроме.
Когда вы полностью сфокусировали его на одном моменте, ваш мозг не в состоянии выкраивать ресурсы для запоминания еще чего-либо.
Ярким примером этого явления является так называемая слепота невнимания перцептивная слепота , когда мы не замечаем, что меняется прямо на наших глазах, так как в этот момент наше внимание сфокусировано на чем-то другом. Этот удивительный феномен был открыт в 1975-ом году американскими учеными. Продемонстрировать его публике помог следующий эксперимент: группа людей в черных и белых рубашках кидали друг другу баскетбольные мячи. Наблюдателей попросили подсчитать, сколько раз обменялись мячом люди в белых рубашках.
Удивительный факт: 50 процентов людей, выполнявших данную задачу, не обратили внимание, как к играющим вышел переодетый в костюм гориллы человек, помахал рукой и снова скрылся. Эксперимент известен под названием «Невидимая Горилла», хотя есть немало других аналогичных опытов. Обычно эффект работает тогда, когда человек не предупрежден о подвохе в виде «невидимой гориллы». Но чем же можно объяснить этот эффект?
Ученые утверждают, что мы не запоминаем многие рутинные действия: к примеру, был ли засыпан стиральный порошок в стиралку, был ли отключен утюг. Если бы мы запоминали все эти моменты, то из-за этой мешанины бессмысленных воспоминаний и мыслей мы не смогли бы запоминать то, что важнее. Когда слово крутится на кончике языка Очень многие из нас сталкиваются с ситуацией, когда, пытаясь что-либо вспомнить, мы не можем, если можно так выразиться, вспомнить это полностью. Иными словами, нам на ум приходит некоторая информация о чем-либо прекрасно нам знакомом, однако мы никак не можем вспомнить необходимое для этого слово или название.
Это очень распространенный феномен, который даже получил соответствующее наименование — «на кончике языка». Не правда ли, знакомая ситуация, когда невозможность вспомнить слово приводит в бешенство? Иной раз на ум приходят не самые подходящие синонимы того, что вы пытаетесь вспомнить. И чаще всего фразу о том, что «у меня крутится на языке, но я не могу вспомнить», мы слышим от людей в возрасте.
Почему же так происходит? На самом деле, это нормальный режим работы памяти любого человека. Когда мы видим что-либо, мы не мгновенно вспоминаем все, что связано с этим. Если бы память работала по-другому, то тогда у нас были бы проблемы: к примеру, увидев перед собой тарелку, мы сразу бы вспоминали всю еду, которую ели в течение всей своей жизни.
Существует отличный способ припомнить необходимое слово: следует для начала попытаться вспомнить примерное количество слогов в нем, а затем — хотя бы некоторые буквы, из которых состоит это слово. Иногда этого бывает достаточно, чтобы простимулировать свой мозг вспомнить то, что вы пытаетесь сказать. Эффект спящего Возможно, не все согласятся признать это, однако многие из нас сталкивались со следующей ситуацией: вы делитесь с кем-то информацией, которая, по вашему мнению, была получена из надежного источника. Вы настаиваете на ее достоверности.
И лишь спустя некоторое время вы вдруг начинаете осознавать, что изначально переоценили достоверность этого источника. Этот феномен, который называют «эффектом спящего», вызывает много споров в среде психологов. Вот один из самых простых примеров эффекта: вы увидели рекламу товара, которая вызвала у вас ассоциации с чем-то позитивным в рекламе были милые дети, котята или что-то подобное. В голове отложилась мысль, что это хороший товар.
Но через какое-то время вы забыли об этой ассоциации, и товар этот уже не кажется вам столь хорошим. Вот еще один пример эффекта спящего, который можно назвать эффектом ложной известности. Суть его в следующем: если вам дать вскользь ознакомиться со списком фамилий каких-то людей, то на следующий день вы вряд ли сможете повторить их. Однако же, если спустя некоторое время вы услышите одну из фамилий, то с большой долей вероятности будете считать, что это фамилия какой-то известной персоны.
Объясняется это довольно просто: услышав фамилию, вы не можете вспомнить, откуда вы ее знаете. У вас нет знакомых или коллег с такой фамилией. Но она вам определенно кажется знакомой!
Если проблема вызвана коронавирусом, рекомендуется пройти реабилитацию после ковида.
Дополнительную помощь оказывают сеансы психотерапии, коррекция образа жизни. В определенных случаях ухудшения процессов запоминания удается полностью избавиться от проблемы, вернуть человека к привычной жизни. Но если симптом развивается на фоне нейродегенеративных изменений, вызванных болезнью Альцгеймера, Хантингтона или аналогичных, то полное излечение на текущий момент невозможно. Главная задача врачей в таких ситуациях состоит в том, чтобы ослабить признаки заболевания и не допустить ухудшения состояния.
Он может быть последствием черепно-мозговых повреждений, длительных депрессий, авитаминоза, алкогольной и наркотической зависимости. У детей расстройства памяти чаще всего являются следствием недоразвитости мозга, травмы головы физического или психического характера. У таких детей появляются проблемы с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением. Особенности памяти у детей таковы, что нарушения проявляются в основном в форме амнезии. Амнезия — выпадение отдельных воспоминаний.
У детей она наступает в следствии неблагоприятной обстановки в семье или в детских учреждениях, которые они посещают. Так же к причинам амнезии можно отнести частые острые заболевания дыхательных путей и гиповитаминоз. Помимо этого, детские особенности памяти проявляются в том, что начиная с рождения она постоянно развивается, в результате чего становится уязвимой. Проблемные беременность и роды, а также неправильная стимуляция развития запоминательных процессов могут приводить к повреждениям памяти. Заболевания, связанные с кровоснабжением головного мозга, например, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, болезнь Паркинсона влияют на память.
Если этот физиологический процесс не тянет за собой серьезные заболевания, то ухудшение памяти происходит медленно. Вначале человеку становится трудно вспомнить давние события из жизни, постепенно стираются и более новые события и переживания. Вышеперечисленные заболевания, а также Альцгеймер, шизофрения и неврозы значительно усиливают нарушение памяти. Он означает отрицание или специальное забывание человеком особенно тяжелых для него моментов жизни. Это защитный механизм психики.
Дефицит йода и нарушения функций щитовидной железы повышают склонность к депрессии и апатии, что в свою очередь чревато нарушением процессов запоминания. Поэтому так важно правильно составить рацион, чтобы в полной мере получать все необходимые витамины и микроэлементы. Память как психологическое явление Память - это в психологии функция, которая осуществляет фиксацию, хранение и воспроизведение разных событий и переживаний, а также дает способность постоянно пополнять данные и использовать уже имеющийся опыт. Как известно, в зависимости от функциональной нагрузки существует несколько видов памяти. Виды памяти Образная память занимается тем, что позволяет фиксировать в памяти различные образы.