Кант делит философию на практическую и теоретическую, в основе которых лежит не метод, а предмет познания; а также выделяет царство свободы и царство природы. У Президента России Владимира Путина нет права на то, чтобы цитировать немецкого философа Иммануила Канта, заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц в Берлинско-Бранденбургской. Кант делит философию на практическую и теоретическую, в основе которых лежит не метод, а предмет познания; а также выделяет царство свободы и царство природы.
Почему Канта связали с Украиной?
- «Критический метод Канта и современная русская философия» Отчёт о состоявшемся событии
- Журнал «ПАРТНЕР»
- 22 апреля: стендап-драма и лекции на острове Канта
- В Калининграде выпустили тайные труды Канта
- Шольц: Россия "любой ценой" пытается присвоить труды Канта — 23.04.2024 — В России на РЕН ТВ
- Наследие философа Канта предложили пересмотреть
Философ о вине Канта в начале СВО: «Говорить об этом смешно»
Когда приходит кантовское письмо. Часть II 24 апреля 2024 12:25 300-летие великого философа Иммануила Канта отмечалось 22 апреля 2024 года В городе, где жил и творил известный учёный, в эти дни проходит Всемирный Кантовский конгресс. Масштабный форум стал центральным событием программы, приуроченной к юбилею Канта. Он отметил, что инициатива широко отметить знаковую дату получила активную поддержку и в нашей стране, и за рубежом. Она является свидетельством неугасающего интереса к личности блестящего мыслителя, труды которого остаются актуальными и сегодня. А мы возвращаемся ко второму полученному мною конверту от моих московских друзей, которым дорого всё, чем занимался всю свою жизнь этот удивительный житель Кёнигсберга. На нём представлена следующая работа московского художника Алексея Мозгового из его кантовского цикла. Что же в самом деле произошло с самим портретистом, что он вот так хлёстко по такому выдающемуся человеку, 300-летие которого Планета Земля отмечает с таким необыкновенным размахом.
Давайте будем разбираться. Обстоятельно, не торопясь… Это был 2018 год. В России решили присвоить многим значимым аэропортам имена великих. И началось… В Калининграде борьба за новое имя для аэропорта "Храброво" получилась особенно острой и упорной. К сожалению, не обошлось без скандалов. И таких, что только диву тогда давалось, что же так омерзительно можно было извалять буквально в грязи имена великих… А началось всё с самой обыкновенной мелочи. Осенью общественная палата Калининградской области определила трех номинантов для доименования аэропорта "Храброво".
В список вошли императрица Елизавета Петровна, в эпоху которой Восточная Пруссия с Кёнигсбергом короткое время входила в состав Российской империи, а также два полководца Великой Отечественной войны - Иван Черняховский и Александр Василевский.
Тогда глава государства пояснил, что философ стал символом не только региона, но и всего европейского континента. Читайте также:.
Издание содержит работы мыслителя, ранее не переводившиеся на русский язык. В оглавлении, помимо прочих, можно найти кантовские заметки к докладу «О философской медицине тела» перевод с латыни Сергея Лугового, под редакцией Алексея Жаворонкова и черновики к предисловиям «Религии в границах одного только разума» перевод с немецкого Людмилы Крыштоп, под редакцией Алексея Круглова. В БФУ считают, что новое издание демонстрирует эволюцию кантовских мыслей. В частности, в сфере антропологии и философии религии.
Посетители библиотеки познакомились с книгой А. Гулыги "Кант" серии «Жизнь замечательных людей», повествующей о его физическом и духовном самовоспитании. Главным девизом Канта были слова, актуальные для всех поколений: "Если ты не повелеваешь своей натурой, она повелевает тобой! Канта "Критика чистого разума", ключевое произведение в мировой философии. Идеи, представленные Иммануилом Кантом в данной книге связаны с теорией познания. В заключении мероприятия посетители зачитывали крылатые выражения Канта и активно их обсуждали. Благодаря акции «Мудрость Иммануила Канта» читатели получили возможность познакомиться с его личностью и с его философией.
Шольц: Путина "нет ни малейших оснований " ссылаться на философа Канта
А любой рачительный хозяин должен разобраться, что же досталось ему по наследству», — сказал Алиханов. Тому в Берлине сегодня предстояло открыть юбилейный год Иммануила Канта. Правда, господин Шольц скорее не о Канте размышлял, а о российском президенте, для которого — как известно — Кант — один из любимых философов. Заодно опосредованно досталось и господину Алиханову, поскольку Шольц довольно жёстко раскритиковал «лицемерие российского руководства, которое использует немецкого философа в своих пропагандистских целях». Возможно канцлера задели другие слова губернатора Калининградской области, который задался вопросом о том, чем бы завершилась Семилетняя война: «Есть ещё и другой вопрос, которым тоже можно задаться: а что если бы Семилетняя война война в 1756—1763 годов, в которой Пруссия воевала с Российской империей — Ред.
Надели другой - мы уже в двадцатом столетии, слышим Маяковского, который прилетал в Кенигсберг и из Девау ехал на машине в Берлин. Мне кажется, это очень интересно. Канта Валентин Балановский. Кое-что может найти и человек, который хорошо разбирается в предмете.
Книга вышла тиражом в пять тысяч экземпляров и доступна в магазине Кафедрального собора. Получить издание с автографом смогли все, кто пришел на встречу с автором 21 и 23 апреля. Но эта лекция - также доказательство безбрежности мира Канта.
До этого Алиханов уверял, что Кант, «родившийся тут, имеет почти прямое отношение к глобальному хаосу, глобальному переустройству, с которым мы сейчас сталкиваемся, больше того, — он имеет прямое отношение к военному конфликту на Украине». В 1758 году, когда во время Семилетней войны Кёнигсберг был занят русскими войсками, его уроженец Кант вместе с другими земляками принес присягу на верность Елизавете Петровне и стал подданным Российской империи. А в 1762-м город снова отошел к Пруссии. В Германии, где тоже отмечают 300-летие философа, канцлер Олаф Шольц раскритиковал президента России за трактовку идей автора «Критики чистого разума» и трактата «К вечному миру».
С одной стороны, мы с некоторым основанием считаем его «своим философом». Большевики почитали Канта как просветителя и «учителя» Маркса, а его философию, пусть и «идеалистическую», принимали за прогрессивную. Ведь она, подобно гильотине Французской революции, отсекала отжившее «церковное мракобесие» и поддерживала утопию универсальной всемирно-этической всечеловеческой общности «вечного мира». Наконец, после Второй мировой, когда могила Канта оказалась на советской территории, она удостоилась некоторого почета, став «объектом культурного наследия». Канта, как центрального философа либерализма, продолжали любить и «приватизировать» и в 90-е: в 1996-м его могила в Калининграде была капитально отреставрирована. Наконец, в 2000-е Кант удостоился даже в рамках конкурса «Великие имена России» чести оказаться в числе «имен выдающихся соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление России». Тогда консервативная патриотическая общественность была всем этим сильно озадачена. Настоящим мемом стал ролик, на котором некий вице-адмирал перед строем матросов выговаривал «Все говорят Кант, Кант, философ, там еще чего-то — это человек, который предал свою родину, который унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру в университете, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет». Вице-адмирал был далеко не одинок в своем возмущении. Тогда же некий депутат Госдумы назвал ситуацию вокруг «имени Канта» «оскорбляющей ветеранов Великой Отечественной войны». Самое же любопытное, что обе стороны спора имели полное пусть и чисто формальное право на свою точку зрения.
«Неудачная шутка»: Философ Межуев назвал глупостью споры за «трофейного» Канта
- Германия отмечает 300-летие великого философа Иммануила Канта
- Проект «Кант на все времена»
- Германия и Россия не поделили Иммануила Канта
- В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
- Германия отмечает 300-летие великого философа Иммануила Канта
- Шольц запретил Путину ссылаться на философа Канта - 23.04.2024, ПРАЙМ
Кант Иммануил
У президента России Владимира Путина "нет ни малейших оснований ссылаться" на немецкого философа Иммануила Канта — такое мнение высказал во вторник, 23 апреля, канцлер ФРГ. Как так получилось, что среди исторических личностей, предложенных для присвоения калининградскому аэропорту «Храброво», оказался немецкий философ Иммануил Кант? Биография немецкого философа Иммануила Канта: личная жизнь, присяга Российской империи, университет его имени, могила в Калининграде. Современники Канта отмечали свойственную философу ипохондрию и выраженную меланхолию, которые носили систематизированный и патологический характер.
Путин о Канте
- Комментарии
- Иммануил Кант – Telegram
- «Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком»
- Проект «Кант на все времена»
- Зачем нам сегодня Кант
- Философ о вине Канта в начале СВО: «Говорить об этом смешно»
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
В честь 300-летия Иммануила Канта участники подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет глава Синодального отдела по взаимоотношениям. Иммануил Кант — самый русский из европейских и самый европейский из русских философов. Он родился и всю жизнь работал в Кенигсберге — сегодня это Калининград, несколько лет. Главной заслугой Канта наш докладчик считает возможность дотянуться до Древности, которую философ дал современникам, напомнив о главных вопросах: «Что такое я?
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
Так, канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что у президента России Владимира Путина нет никаких оснований цитировать немецкого философа Иммануила Канта. Что же касается Канта, то Шольц несколько расширил представления философа о сущем. Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философи. В апреле исполняется 300 лет со дня рождения немецкого философа Иммануила Канта. В обзоре представлены основные идеи, обсуждавшиеся на международной научной конференции «Иммануил Кант и “новое Просвещение”». Писатель Марк Мэнсон рассказал об этическом принципе, на котором базируется философия Канта — мыслителя, чьи идеи актуальны до сих пор.
Новости по теме: Иммануил Кант
Иммануил Кант — тоже наш. Потому что трофей. Комментарий Георгия Бовта | Участники заседания выступили с докладами о реализации плана основных юбилейных мероприятий и роли Канта в российской философии. |
Зачем нам сегодня Кант | Сенатор Климов: Шольцу надо напомнить, что Кант был подданным Российской империи. |
В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант выбрал жизнь в Российской империи
Однако каким образом тот факт, что я это помню, позволяет мне определять хронологический порядок моего опыта? Должно быть нечто такое, на что я указываю и потому могу соотносить опыт в своих воспоминаниях, что позволяет мне определять их хронологический порядок. Но, во-первых, я не нахожусь ни в каких сознательных состояниях, которые могли бы выполнять эту роль. Далее, я не могу указывать на само время, поскольку «время само по себе не может быть воспринято»; Кант обосновывает это утверждение в первой аналогии. Как говорит Гайер, содержание воспоминаний об отдельных событиях не индексировано явным образом определенными моментами времени, как это бывает с трансляциями спортивных соревнований и видеокассетами. Кант утверждает, что лишь иные претенденты на роль такого указания иногда находятся в пространстве вне меня, и это должно быть чем-то относительно постоянным.
Вероятно, тезис кажется убедительным за счет того, как часто мы на самом деле определяем время, когда имел место какой-то опыт. Мы используем наблюдения положений солнца или стрелок часов, которые указывают время при помощи периода маятника или вибрации цезиева атома. Можно предположить, что аргумент Канта опирается на подобный факт, вкупе с наблюдением, что не существует схожего периодического процесса, протекающего в сознательном человеческом опыте, который бы рассматривался независимо от всяких пространственных объектов, которые он может представлять, и что мы лишены всякого знания о времени самом по себе — тем самым он показывает, что мы должны воспринимать объекты в пространстве вне нас и, только указывая на них, мы можем определять хронологический порядок своего предшествующего опыта. Джордж Диккер предлагает вполне убедительное изложение кантовского аргумента: 1. Я сознаю, что мое существование протекает во времени; то есть я сознаю и могу сознавать, что мой опыт состоит из переживаний, которые располагаются в определенном хронологическом порядке.
Посылка 2. Я могу сознавать, что у меня есть хронологически упорядоченный опыт, только если я непрерывно воспринимаю нечто таким образом, чтобы, указывая на этот предмет, я мог определять хронологический порядок этого опыта. Посылка 3. Никакое собственное сознательное состояние не может выполнять роль непреходящей сущности, указание на которую позволяло бы определять хронологический порядок опыта. Посылка 4.
Само время не может играть роль непреходящей сущности, указание на которую позволяло бы определять хронологический порядок опыта. Посылка 5. Если 2, 3 и 4 верны, я могу сознавать, что у меня имеется некоторый опыт, который происходил в определенном хронологическом порядке, только в том случае, если могу воспринимать устойчивые объекты в пространстве вне меня, через указание на которые я мог бы определять хронологический порядок опыта. Посылка 6. Следовательно, я воспринимаю устойчивые объекты в пространстве вне меня, через указание на которые я могу определять хронологический порядок своего опыта.
Которого чтят на всех континентах. А нам-то всё и все по барабану. Мы вот такие… Да, Елизавета Петровна выиграла тот марафон, её имя и было присвоено аэропорту. Краску оттёрли, это было наверняка легче всего сделать. Недалекого военного убрали куда-то на задворки, он ещё пока служит, но уже собирается на пенсию, будет совсем уже скоро налаживать грядки, пропалывать сорняки. На проходящем сейчас международном конгрессе губернатор Калининградской области Антон Алиханов назвал Канта русским трофеем. Вспоминается, что в середине февраля он же заявил, что Кант имеет прямое отношение к конфликту на Украине. Согласно его точке зрения, философ «положил начало немецкой классической философии, прокачал немецкую волю, одновременно отрезав её от высших ценностей».
По мнению калининградского губернатора, в работах философа «началась» и Первая мировая война, и конфликт на Украине. Но не будем особенно углубляться в деяния губернатора Алиханова. Лучше ещё раз обратимся к творению художника Алексея Мозгового. Он назвал портрет умнейшего мыслителя «NastyKant», согласно всем выявленным обстоятельствам тех уже далеких от нас дней, явил нам ироничного философа, которым мы не перестаём любоваться. И пусть он будет таким, просто именованный согласно тем однако непростым для всех нас событиям. Но творец философии есть и будет великим и гениальным. Иммануилом Кантом.
Если мы захотим найти канонического, почти непререкаемого, сверхпопулярного авторитета западного мира. Расхожая публицистика называет Канта отцом практически всего. Он и отец свободы, и идеи правого государства, либерализма, рационализма, и даже идеи Советск ого Союза, некоторые даже говорят, что идея Организации объединенных наций — тоже его. Давайте вспомним знакомую нам формулировку категорического императива: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим закон ом».
По сути категорический императив признает этичным любое поведение, которое некто готов разрешить не только себе, но и другим. И, в принципе, это звучит благородно, но ровным счетом до тех пор, пока такая позиция не становится позицией сильного. В свое время русский философ Константин Крылов — знаю, по-разному к нему относятся, но тем не менее — в работе «Поведение» назвал этическую систему, основывающуюся на комплексном императиве, «этической системой Запада». И довольно ядовито заметил тогда, что когда принцип «другие могут делать все, что я позволяю себе», когда этот принцип исповедует агрессивная сверхдержава, то она противоречит постоянному открытию нового, ну и вообще прогрессу в самом широком его понимании.
Когда такое происходит, понятный благородный Кантовский императив оборачивается чем-то очень неприятным. Неприятным он становится, потому что эта сторона разрешает себе все и декларирует, что то же самое она разрешает другим. Но другие, либо заведомо не могут выполнить разрешенное, либо не хотят, потому что не считают нужным. И современный Запад как бы говорит нам: «да, мы расширяемся, захватываем, обманываем, устраиваем народы, вводим у себя 666 гендеров, разрушаем братьев всех со всеми, вмешиваемся в саму природу человека» и много-много чего еще можно продолжать говорить.
Вот только сторонники такой позиции упускают, что никто кроме них так поступать не хочет. При формальном соответствии кантовской формуле перед нами абсолютно разрушительная идея При этом сама модель поведения, о которой я говорю, вполне вписывается в рамки Кантовского императива. Поэтому наши бывшие западные партнеры, они не считают себя лжецами, обманщиками и удивляются, когда их так называют. Назвать подобную этику кантовской, конечно, на самом деле сложно.
Она, скорее, посткантовская. И в рамках такой посткантовской этики совершенно иначе смотрится и практический императив немецкого философа: «Относись к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели». Здесь нас выручает русский язык, позволяющий понять двусмысленность этих слов. Западные наемники и украинские нацисты через свои прицелы, объективы, камеры квадрокоптеров, спутников тоже смотрят на наших парней на Донбассе, Запорожье и других местах, как на цепь.
И когда беспилотники и ракеты летят в Белгород, Брянск, Москву и другие места, на россиян тоже смотрят, как на цепь.
Ведь она, подобно гильотине Французской революции, отсекала отжившее «церковное мракобесие» и поддерживала утопию универсальной всемирно-этической всечеловеческой общности «вечного мира». Наконец, после Второй мировой, когда могила Канта оказалась на советской территории, она удостоилась некоторого почета, став «объектом культурного наследия». Канта, как центрального философа либерализма, продолжали любить и «приватизировать» и в 90-е: в 1996-м его могила в Калининграде была капитально отреставрирована.
Наконец, в 2000-е Кант удостоился даже в рамках конкурса «Великие имена России» чести оказаться в числе «имен выдающихся соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление России». Тогда консервативная патриотическая общественность была всем этим сильно озадачена. Настоящим мемом стал ролик, на котором некий вице-адмирал перед строем матросов выговаривал «Все говорят Кант, Кант, философ, там еще чего-то — это человек, который предал свою родину, который унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру в университете, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет». Вице-адмирал был далеко не одинок в своем возмущении.
Тогда же некий депутат Госдумы назвал ситуацию вокруг «имени Канта» «оскорбляющей ветеранов Великой Отечественной войны». Самое же любопытное, что обе стороны спора имели полное пусть и чисто формальное право на свою точку зрения. Действительно, когда во время Семилетней войны русские войска вступили в город, все граждане Кенигсберга, включая преподавателя университета Канта, были приведены к присяге русской короне. Таким образом, Кант стал на некоторое время русским подданным.