Хоть между славянскими и западноевропейскими ведьмами и были некоторые различия, но была одна общая вещь — это шабаш. Традиционно считается, что в это время устраивают шабаш ведьмы и по земле свободно разгуливает нечистая сила. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гете, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста. Гора Брокен в Германии, также известная как Блоксберг, исторически считалась местом шабаша ведьм в Вальпургиеву ночь.
Домашний очаг
- Как проходит Шабаш ведьм
- Путь Света
- Шабаш Ведьм: От Древних Времен до Современности / Алексей Самохвалов
- История названия
- ГЛАВА IV. Шабаш ведьм
Весенний шабаш
Если они молоды и нежны, то так легче будет им претерпеть объятия Сатаны, принявшего облик человека, поскольку сей ужасной мазью он притупляет их чувства и убеждает несчастных созданий, что в липкой смазке скрыты особые достоинства. Иногда же он делает это в насмешку над Святыми Дарами и таким образом мистическими церемониями вводит нечто вроде ритуала и литургии в звериные оргии шабаша». Пол Гриллан в трактате «De Sacrilegiis» Лион, 1533 рассказывает о ведьме из Рима, которая во время судебного разбирательства, бывшего за семь лет до выхода книги, призналась в том, что летала в воздухе, смазав тело неким магическим снадобьем. Очевидно, наиболее подробно на эту тему писал Боге, [309] тщательнейшим образом собравший обширный материал во время процессов в провинции Франш-Конте летом 1598 года. Надо заметить, что во втором утверждении она не говорит, что с помощью палки она перемещалась по воздуху. Опять «Francoise Secretain y estoit portee au Sabbat sur vn baston blanc. Сатана, приняв форму высокого темного человека, доставил туда также Тиен Паже и Антиду Колас, которые, как правило, покидали свой дом с помощью дымохода… Клодин Бобан, молодая девушка, призналась, что она и ее мать разъезжали на помеле и что, выезжая из дома через печную трубу, они таким образом переносились по воздуху на шабаш. Записка на полях толкует слово «ramasse», как «autrement balai, et en Lyonnois coiue». Глэнвилл пишет, что Джулиана Кокс, одна из ведьм сомер-сетского ковена 1665 , сказала, что «однажды вечером она вышла из своего дома и прошла около мили, когда к ней приблизились, скача на метлах, три человека, находившиеся примерно в полутора ярдах над землей. Двух из них она знала, это были ведьма и колдун». Вполне возможно, что здесь мы имеем дело с неким преувеличением.
Нам известно, что одна из фигур ведьмовского танца заключалась в том, что исполняющие его подпрыгивали в воздух так высоко, как только могли, и, вероятно, трое увиденные Джулианой практиковались как раз в этом упражнении. В этом смысле подходящей представляется цитата Реджинальда Скота из сочинения Бодена. Говоря о веселье шабаша, он сообщает, что «и пока они ели и плясали, у каждого в руке была метла, и они воздевали ее высоко в воздух». Также он сказал, что эти гуляющие, а лучше сказать, танцующие по ночам ведьмы перенесли из Италии во Францию танец, который называется La Volta [310]. Cэр Джон Дэвис в своей работе «Оркестр, или Поэма о танце» 1596 описывает лавольту как «высокое подпрыгивание и быстрое кружение». Де Ланкр замечает, что после обычного деревенского танца на шабаше ведьмы высоко подпрыгивали в воздух. На старой иллюстрации, изображающей доктора Фиана и его компанию скачущей вокруг церкви Северного Бервика, ведьмы изображались бегущими и подпрыгивающими в воздухе, некоторые верхом на метлах; другие несли их в руках. В шкафу дамы Алисы Кителер из Килкенни, арестованной в 1324 году по обвинению в ночных встречах с фамилиаром Артиссоном и многочисленным сопутствующим обвинениям колдовстве, была обнаружена трубочка с мазью, которой она смазывала посох, «с помощью коего она передвигалась везде и всегда таким образом, как она того хотела». Она призналась, что Дьявол переносил их на шесте на собрание ведьм. Но шест сломался, и она повисла у Керье на шее, и обе они упали на землю.
Она пострадала при падении, так что долго не могла оправиться». Имела место ритуальная езда верхом на метлах или палках. Вместе с тем следует отметить, что существует и действительная левитация, феномен, безусловно, необычный, но тем не менее известный, многократно фиксировавшийся на современных сеансах спиритизма, где происходила как левитация отдельных личностей, что непосредственно относится к рассматриваемой нами теме, так и поднятие в воздух столов и стульев без участия человека или каких-либо вспомогательных механизмов и при условиях, которые делают невозможным объяснение этих явлений ловкостью рук, шарлатанством или иллюзией. Из массы неопровержимых свидетельств можно выбрать удивительные слова сэра Вильяма Крукса о левитации. Другой раз леди стала на колени на стуле таким образом, что можно было видеть все его ножки. Потом он поднялся на три дюйма и оставался в таком положении около 10 секунд, затем медленно опустился вниз». Самый удивительный случай левитации, свидетелем которого я был лично, произошел с мистером Хоумом. Трижды я видел, как он поднимался с пола комнаты вверх… Каждый раз я имел полную возможность наблюдать, как это происходит. Существует не менее сотни документальных записей, свидетельствующих о полетах мистера Хоума. Присутствовал также один из его родственников.
М-р Хоум вошел в транс и в этом состоянии перенесся через окно комнаты, смежной с нашей, и появился у нашего окна. Расстояние между окнами было около 6 футов 6 дюймов, и между ними не было никакой опоры. Выступ у каждого окна был не более чем в 12 дюймов и служил для того, чтобы ставить на него горшки с цветами. Мы слышали, как раскрылось окно в соседней комнате, и почти немедленно увидели Хоума, парящим в воздухе за нашим окном». Эта отметка находится где-то в шести футах от пола… Из ее расположения очевидно, что моя голова находилась очень близко к потолку… Я просто взлетел и затем опустился на то же место». Мы упомянем лишь о нескольких подобных эпизодах из поистине бесконечного списка. Франциск Ассизский часто «поднимался над землей на высоту три, иногда четыре локтя»; тот же феномен многократно наблюдался различными свидетелями в течение столетий. Среди тех, кто во время молитвы поднимался над землей, удостоенная стигматов св. Екатерина Сиенская, св. Колетт, Рейньеро де Борго Сан-Сеполькро, св.
Традиционно шабаш отмечается примерно 21 июня, а его кульминационная точка приходится на вечерние сумерки. Его символы — дуб, дубовая ветка, омела, а покровительствующие боги — Огмиос Арианрол , Хуон, Мат. На праздничном столе во время ритуальной трапезы должны присутствовать свежие овощи, хлеб и сыр. На этот период приходится самый длинный в году день и самая короткая ночь, во время которой было принято прыгать между двумя кострами, собирать лекарственные растения, вступать в контакты с лесными сверхъестественными существами, приносить подношения дубу и прочее. Лугнассадх Название праздника переводится как праздник зерна. Иногда его также называют Лугнасад, Ламмас. Современный эквивалент — праздник Халфмас. Он отмечается 1 августа, а его кульминационная точка приходится на полдень.
Символами праздника являются хлебный колос, зерно, каравай хлеба и покровительствующие боги Луг Лугх , Ллеу Ллео. Традиционно на праздник в этот день на стол ставили хлеб, лепешки, овсяное печенье и кукурузу. Этот день непосредственно связан с хлебом, с появлением первых плодов и так далее. В этот праздник также устраивались различные спортивные состязания, приносились дары и жертвы богам плодородия. Альбан Эльвед Название праздника переводится как праздник виноградной лозы. Иногда его называют просто днем осеннего равноденствия. Современным эквивалентом праздника является День благодарения. Этот малый шабаш отмечается примерно 21 сентября, а его кульминационная точка приходится на вечерние сумерки.
Символами праздника являются виноградная гроздь и вино, а также покровительствующие боги — Мабон, Бран, Бранвен. На ритуальной трапезе должны подаваться красное вино, овощи, фрукты, хлеб, дичь. Это праздник сбора урожая, поэтому он, как правило, проходил в большом веселье и обильном пиршестве. На шабаш проводились ритуалы, призванные умилостивить богов плодородия и подготовить человека к постепенному переходу к «темному» периоду годового цикла — к осени и зиме. Справлялись свадьбы. Взято с сайта Anubis-sub.
Потом он поднялся на три дюйма и оставался в таком положении около 10 секунд, затем медленно опустился вниз». Самый удивительный случай левитации, свидетелем которого я был лично, произошел с мистером Хоумом.
Трижды я видел, как он поднимался с пола комнаты вверх… Каждый раз я имел полную возможность наблюдать, как это происходит. Существует не менее сотни документальных записей, свидетельствующих о полетах мистера Хоума. Присутствовал также один из его родственников. М-р Хоум вошел в транс и в этом состоянии перенесся через окно комнаты, смежной с нашей, и появился у нашего окна. Расстояние между окнами было около 6 футов 6 дюймов, и между ними не было никакой опоры. Выступ у каждого окна был не более чем в 12 дюймов и служил для того, чтобы ставить на него горшки с цветами. Мы слышали, как раскрылось окно в соседней комнате, и почти немедленно увидели Хоума, парящим в воздухе за нашим окном». Эта отметка находится где-то в шести футах от пола… Из ее расположения очевидно, что моя голова находилась очень близко к потолку… Я просто взлетел и затем опустился на то же место». Мы упомянем лишь о нескольких подобных эпизодах из поистине бесконечного списка.
Франциск Ассизский часто «поднимался над землей на высоту три, иногда четыре локтя»; тот же феномен многократно наблюдался различными свидетелями в течение столетий. Среди тех, кто во время молитвы поднимался над землей, удостоенная стигматов св. Екатерина Сиенская, св. Колетт, Рейньеро де Борго Сан-Сеполькро, св. Катерина де Риччи, св. Альфонс Родригес, св. Мария Магдалина де Пацци, Раймунд Рокко, бл. Карл де Сецце, св. Вероника Джулиани ка-пуцинка , св.
Герард Майелла редемпционист-чудотворец , чудесный мистик Анна Катерина Эммерих, Доминика Барба-льи умерла в 1858 году из Монте-Санто-Савино Флоренция , летавшая едва ли не каждый день. Игнатий Лойола, погрузившись в глубокую молитву по свидетельству Иоанна Паскаля , поднялся от пола более чем на фут. Тереза и св. Хуан де ла Круц левитировали совместно, свидетелем чего стали Беатриса де Хесус и весь женский монастырь. Альфонс Лигьери, проповедуя в церкви св. Иоанна Крестителя в Фодже, поднялся перед глазами всей конгрегации на несколько футов над землей. Иосиф Купертинский 1603 — 1663 , один из самых необычных мистиков XVII столетия, вся жизнь которого представляется серией высоких порывов и мистических экстазов, нередко поднимался в воздух и оставался там долгое время. Это чудо привлекало к себе такое внимание, что настоятели пересылали его из одного монастыря в другой, и в итоге он умер в маленьком высокогорном городке Осимо, где до сих пор почитаются его мощи. В течение многих лет он служил мессу у отдельного алтаря, и необычайно велики были дары, ниспосылаемые на него Св.
Думается, что мало столь благоухающих святостью святилищ, каковым является этот монастырь в Осимо. Во время моего визита к гробнице св. Иосифа я был глубоко тронут многочисленными напоминаниями о жизни святого, там сохранившимися, и добротой отцов его нынешнего братства. Филипп Нери и св. Франциск Ксавьер часто поднимались над землей во время службы и аскет св. Поль де ла Круа, как пишет бл. Хорошо известно, что в одной лондонской церкви некий благочестивый священник во время службы нередко левитировал, причем я сам наблюдал это явление, хотя сам св. Но, как справедливо отмечает Герр [321], хотя и немало известно о святых, которые левитировали в религиозном экстазе, нельзя исключить того, что этот феномен может быть имитирован так или иначе силами зла, как это происходит явным образом в случае с медиумами-спиритами. Те м не менее, из агиографических источников нам неизвестно, чтобы святые в большом количестве поднимались совместно с земли или чтобы они переносились через воздушные пространства для того, чтобы встретиться в каком-либо определенном месте.
Возможно ли, чтобы демоны смогли превзойти по силе величайших святых? Кроме того, надо помнить о том, что за исключением редчайших и исключительных случаев, вроде св. Иосифа Купертинского, левитировавшие поднимались на высоту не более фута или 18 дюймов, и даже это происходило очень редко, в моменты особой торжественности и концентрации всех психических сил.
Чтобы добраться на ведьмин шабаш, колдунья должна осуществить определенный ритуал, описанный в известном произведении Булгакова «Мастер и Маргарита». Колдунья должна снять с себя всю одежду, нанести на тело специальный крем и только после этого садиться на метлу. Чтобы во время полета ее не заметили люди, нужно закричать «Невидима! Могут ведьмы для передвижения использовать и боровов. В них колдуньи превращают своих любовников. После попадания на шабаш они отдают животных чертям, которые их убивают и поджаривают для банкета. Душа убитого отправляется в ад. Ведьминский шабаш начинается с того, что все делятся на группы по 13 человек. Демоны также разделяют на части, но не соблюдают никакого порядка. Отдельно от всех стоит самая сильная ведьма с молодой девушкой, которая будет королевой собрания. На эту роль выбирают красивую, а главное, невинную особу. Своей девственности она должна лишиться с Дьяволом на глазах у всей публики. Когда прибывает Сатана, проходят ритуалы его приветствия.
Путь Света
В этот день, когда, как говорят, у богини Луны Иштар были "критические дни", работа, еда приготовленной пищи или путешествие признавались занятиями безуспешными или запрещенными. Изначально соблюдаемый ежемесячно, день запрета позже стал устанавливаться в каждой четверти луны, то есть еженедельно, на седьмой день. Позже иудеи приняли седьмой день за тот, в который бог отдыхал от созидания, исключив, таким образом, женский лунный элемент.
Однако легенда о плясках колдуний и ведьм появилась только в конце VIII века. Местом главной "тусовки" ведьм в ночь на 1 мая считалась гора Броккен, сообщает deutsch-online. Вальпургиева ночь В переводе с финского, немецкого и французского языков "Вальпургиева ночь" означает "ночь ведьм", пишет riafan. Однако это — не единственное объяснение названия праздника. Согласно другой версии, ночь назвали в честь "Вальпургии" — христианской святой, канонизированной 1 мая. Старый языческий праздник с приходом христианства получил новое содержание и новое название.
Позднее появилась традиция в такое время очищать дома от негатива, «изгонять» нечистую силу из деревень и сел. В древности Вальпургиева ночь, называемая также Живин день, считалась периодом, когда проводились обряды в честь богов. Они сопровождались просьбами о богатом урожае, о здоровье и рождении детей. По сути, торжество являлось праздником плодородия и процветания. Интересный факт: в мусульманской традиции эти сутки считались волшебными. Можно было обратиться к высшим силам, к природным стихиям, чтобы те исполнили заветные желания. Языческие маги совершали шабаш в указанную дату, прославляя солнце, отмечая начало летнего периода и расцвета весны. С религиозной точки зрения, название «Вальпургиева ночь» связано с именем святой Вальпурги, жившей в VII столетии. Она прибыла из Англии в Германию в середине 700-х годов, собираясь основать монастырь. После смерти ее возвели в ранг святой. Днем памяти и почитания назначили 1 мая. У древних кельтов дата самого масштабного шабаша совпадала с праздником под названием Белтейн. Торжество было связно с огнем, потому следовало жечь костры и свечи. Возможно, именно из кельтских традиций пришел ритуал, когда молодые девушки прыгают через огонь. Пламя заряжает силой и очищает. Шабаш ведьм в наше время Интерес к магии, оккультизму, эзотерике сейчас достаточно силен.
В дальнейшем христиане установили день Солнца в качестве дня отдыха. В первоначальных терминах дня, понедельник, или лунный день, является наиболее приемлемым днем шабаша; в то время как шабаш ведьм фактически больше подходил к замешанному в нем женскому духу.
Вальпургиева ночь
- Шабаш ведьм — история и современное празднование, даты проведения
- Что можно делать в Белтайн или Вальпургиеву ночь?
- Сбор ведьм на шабаш. Шабаш: что это такое? Где и как происходит главный Шабаш
- Дорога на Лысую гору
- Кто управляет ведьмами?
Шабаш ведьм и современные обряды
Традиционно считается, что в это время устраивают шабаш ведьмы и по земле свободно разгуливает нечистая сила. Сегодня узнать, что такое шабаш, можно чуть ли не из первых уст. Сегодня узнать, что такое шабаш, можно чуть ли не из первых уст. Считалось, что в ночь на 1 мая все души умерших выходят к людям, а ведьмы садятся верхом на мётлы и слетаются на шабаш, чтобы провести время в плясках и веселье. Смотрите видео на тему «а что такое шабаш ведьм это 8 марта» в TikTok (тикток).
Домашний очаг
- Как появилось данное понятие?
- Традиции и обряды праздника
- Что такое ведьмин шабаш, где и когда он проходит
- Вальпургиева ночь – как поминовение монахини-праведницы превратилось в шабаш ведьм
- Вальпургиева ночь
- Дорога на Лысую гору
Шабаш ведьм
Одна из наиболее известных традиций Вальпургиевой ночи — шабаш ведьм. Шабаш — торжественные ночные собрания ковена (по христианской терминологии, ведьм и других лиц) для совместного проведения обрядов. Шабаш ведьм, таким образом, — это праздник ведьм, их собственный «день субботний». Шабаш ведьм — это некий ритуальный праздник, который отмечают в особых культовых, священных местах и в строго определенных языческих знаменательных днях и праздниках. Одним из самых ярких атрибутов бытия ведьм является, безусловно, шабаш, на котором они собирались, чтобы обменяться оккультным опытом, провести коллективные ритуалы и совершить еще множество других действий.
Весенний шабаш
В шабаш ведьм на Лысой горе начали верить и православные, причем в каждой местности была своя Лысая гора и собственные варианты предания. Что такое шабаш ведьм Торжественное сборище ведьм и колдунов, которое обычно происходит ночью называется шабаш. Эта статья расскажет о шабаше ведьм. Вы узнаете о тонкостях этого празднества нечисти, и об уловках, к которым прибегают ведьмы для того, чтобы обвести вокруг пальца простых смертных. Вальпургиева ночь — ночь с 30 апреля на 1 мая — это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников Западной Европы. Шабаш ведьм, а также день Шабаша, происходит от вавилонского слова sabatu или Sabat, что означает «Отдых».
Круг нечисти: как люди попадали на шабаш?
Смешение обоих элементов мы находим в шабаше. Горы, излюбленные места языческих жертвоприношений и обиталища богов, становятся обычными пунктами для шабашей ведьм Лысая гора у Киева , где некогда стояли главные кумиры славян, Бабьи горы y чехов и словенцев, гора Шатрия у литовцев, вершина горы Брокен , гора Блокула в Швеции, Блоксберг, Шварцвальд и др. Время сборищ приурочено к старым языческим праздникам. Главные сборища у русских происходили 3 раза в год: на коляду, при встрече весны и в ночь Ивана Купалы празднество Перуну , заливающему зной дождевыми потоками. У немцев главный полёт ведьм происходит в первую майскую ночь - Вальпургиеву ночь нем. Walpurgisnacht ,некогда посвящённую Фрее. Немецкое предание об этой ночи лучше всего характеризует смешанные черты шабаша. Среди сонма ведьм они докладывают ему о содеянных ими злых деяниях и сговариваются о планах новых дел, причём в случае недовольства которой-нибудь из них Сатана тут же награждает ударами провинившуюся. По окончании деловой церемонии, при свете факелов, зажжённых от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: едят лошадиное мясо, а напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. Затем следует бешеная постыдная пляска ведьм с чертями, от которой на другой день остаются на месте следы ног коровьих и козьих. Инструментами для музыкантов служат вместо волынки лошадиная голова, а вместо смычка - кошачий хвост.
Далее совершается сожжение козла, чёрного быка и чёрной коровы. Шабаш оканчивается свальным соитием при полном мраке, после чего ведьмы на своих метлах возвращаются домой. Точно так же в русском фольклоре на вешний Юрьев день соответствующий немецкой германской первой майской ночи , посвящённый громовнику, и в ночь на 24 июня Ивана Купалы , посвящённый Перуну , ведуны и ведьмы с распущенными косами в белых развевающихся сорочках или звериных шкурах или совсем обнажённые собираются на Лысую гору, творят буйные, нечестивые игрища, пляшут вокруг кипящих котлов и чёртова требища, совещаются на пагубу людей и животных, ищут волшебные зелья ср. По преданиям, собранным у Сахарова, с 26 декабря начинаются бесовские потехи; ведьмы со всего света слетаются на Лысую гору на шабаш и сдружаются там с демонами; 1 января ведьмы заводят с нечистыми духами ночные прогулки; 3 января, возвращаясь с гулянья, задаивают коров; 18 января теряют память от излишнего веселья. Аналогичные поверья имеются у славян и у литовцев. За железным столом или на троне восседает сам Сатана у чехов - в образе чёрного кота, петуха или дракона , а ведьмы предаются разгулу и любовным гульбищам с бесами, поют, пляшут и объедаются. Все характерные черты ведовских собраний, начиная с места и времени их совершения, характерных животных старого культа козел, змей, петух, кошка и т. Даже фигура Сатаны, хотя совершенно новая, облечена в старые, традиционные образы зооморфных божеств - козла, дракона и т. Средневековая католическая церковь считала совершенно реальными все эти народные предания и ревностно отыскивала мнимых участников легендарных сборищ, предавая их самым суровым наказаниям. Таковы были обычные обвинения в процессе ведьм.
Обвиняя сначала язычников, потом евреев, отлучённых от церкви, и каббалистов , затем и всех еретиков в служении Дьяволу, католическая церковь кончила верой в существование формального еретического культа дьявола по ритуалу ведовских сборищ. Ересь и формальный культ дьявола стали синонимами. Еретики составляли синагогу дьявола, устраивая в честь его периодические субботы отсюда субботы, шабаши ведьм. Участниками этих суббот являлись уже не жалкие ведьмы, а представители всех классов и рангов - князья светские и духовные, монахи, священники и т. Уже альбигойцев , которых папские легаты истребляли десятками тысяч, обвиняли в формальном культе дьявола; им приписывали собрания, на которых Сатана присутствовал в образе кота. К концу XV в. Целым аппаратом аргументов из писаний схоластиков, житий святых и показаний обвиняемых убежденно доказывалось, что детали шабашей - не обман воображения, а заведомо преступные реальные и телесные деяния. В сочинении Жакерио «Flagellum hereticorum» 1458 г. На собраниях, обыкновенно происходящих по четвергам, обязательны оплёвывание и топтание креста, принесение в жертву Дьяволу оскверненных святых даров и плотский разгул. Каждый получает от Дьявола особый знак signum diaboli.
Wikimedia Foundation. Синонимы : Смотреть что такое "Шабаш" в других словарях: Муж. Утренний, вечерний шабаш. Работать на один шабаш, более зимой, все светлое время. Дать шабаша, уволить с работы. Шабаш, миряне,… … Толковый словарь Даля шабаш - и шабаш. В знач. Соблюдать шабаш. Ведьмы шабаш справляют. Субботний отдых, предписываемый еврейской религией.
В средневековых поверьях ночное собрание ведьм, сопровождавшееся диким разгулом. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Абрамова, М. По этой команде гребцы, подложив локтевые сгибы ближайших к борту рук под валек, резким нажимом кистей… … Морской словарь - евр. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. ШАБАШ еврейск. Работать на два шабаша иметь в промежутке между работами отдых. Самойлов К. Морской словарь.
Третья часть ангелов отошли от праведного учения и предались власти Люцефера. Они отказались служить на благо людям и стали устраивать различные козни. Эти существа стали называться падшими ангелами, но чаще всего демонами, а так же чертями и бесами. Все эти имена говорят о нелюбви рода человеческого к отступникам и определенном страхе перед ними. Все бесы знают свое место и распределены по степени своей значимости. Бесспорным и единственным владыкой является Сатана, которого в разных случаях имеет имя Люцефера или Дьявола. Только он может покарать, наказать или поощрить своего подчиненного и он не церемонится с ними. Беспощадный ко всем, он не отличает своих и чужих, поэтому наказание может быть очень жестоким. Злые духи или демоны не могут иметь плоть, они только вселяются в чьи-то тела и творят зло под разными личинами. Совсем другое дело — ведьмы.
Они состоят из плоти и крови, но, продав душу Дьяволу, приобрели вечную жизнь и красоту. Если ведьма будет вести себя, как велел ей Хозяин, то ее жизнь никогда не прервется. За серьезные проступки она повергается в вечность. Что такое шабаш ведьм? Шабаш ведьм в первую очередь — это судилище, на котором Сатана выносит свой вердикт, кто достоин дальше жить в мире людей, а кто канет в небытие. Здесь дается отчет обо всем, что было совершено за определенный период времени подданными Антихриста. Он тщательно выслушивает ведьм и решает их дальнейшую судьбу. Шабаш ведьм — это построение планов на будущее. Каждая ведьма должна продолжать действовать и строить козни представителям рода человеческого. Чем изощреннее будут пакости, тем большего одобрения получат они от Сатаны, поэтому все стараются, как могут.
Шабаш ведьм — это, то событие, на котором люди принимаются в ряды нечистой силы. Здесь Дьявол покупает души, давая плату в виде красоты, популярности, удачливости, богатства и вечной жизни. Сюда никого не заставляют приходить, шабаш ведьм посещают только добровольцы, которые согласны на все условия и готовые продать священный сосуд с человеческим духом. Празднованием и вакханалией заканчивается шабаш ведьм.
Петух зовет всех, кто Господа Отвергал грехами, не замечал в лености.
От его чистого крика веселье бьет ключом, Здоровье начинает струиться по венам больного, Кинжал возвращается в ножны, Падшая душа возвращается к вере. Ведь эта птица — герольд рассвета, она поднимает людей на молитву Господу, и множество смертных грехов, покрываемых тьмой, будет раскрыто в свете наступающего дня. В благословенные часы Рождества петухи пели всю ночь напролет. Весело кричали они во время Воскресения. Потому и полагалось помещать петухов на верхушки церквей.
Плиний и Элиан рассказывали, что львы боятся петухов; так и дьявол, «leo rugiens», бежит, заслышав петуха. Если речь идет о посещении местного собрания, то пройти следовало одну или две мили, что можно было сделать и пешком. Иногда идти надо было еще меньше. Читатель должен помнить, что, выйдя за ворота средневекового города или отойдя несколько шагов от крайнего дома деревни, путник в XVI или XVII веке, да, в общем-то, и в совсем недавние времена, оказывался в местах, где присутствие людей никак не проявлялось. Если после захода солнца лакей с факелом был необходим для того, чтобы добраться куда-либо в пределах Лондона, Рима, Парижа, Мадрида и других великих европейских городов [296], то можно представить, себе, насколько пустынной, темной и опасной представлялась современникам сельская местность!
Нередко ведьмам на пути к месту проведения шабаша приходилось пользоваться фонарями. Ученый Бартоломео де Спина [297] в своем «Tractatus de Strigibis et Lamiis» Венеция, 1533 пишет, что некий крестьянин, живший в Клавико Малагацци, в округе Мирандолы, имел обыкновение вставать по утрам весьма рано и отправляться в близлежащую деревню. И вот как-то раз, в три часа, перед рассветом он вступил на пустынную дорогу, отделявшую его от места назначения. Вскоре он неожиданно заметил большое количество огней, которые мелькали там и сям, и, приблизившись, понял, что видит большое количество людей, преимущественно женщин, которые двигаются в некоем фантастическом танце. Другие подобно тому, как это происходило бы на деревенском пикнике, лакомились изысканной едой и попивали крепкое винцо.
Слышалась грубая музыка сельской волынки. Как ни странно, за все это время не было произнесено ни слова. Люди кружились в танце, ели и пили в странном и значительном молчании. Видя, что многие без всякого стыда предаются самому дикому разгулу и тут же, ничем не сдерживаемые, совершают непристойным образом известный акт, ужаснувшийся наблюдатель понял, что попал на шабаш. С пылом перекрестившись и произнеся молитву, крестьянин быстрым шагом направился подальше от проклятого места, однако перед этим он смог опознать некоторых из присутствовавших, которые жили поблизости и были известны как люди, творившие зло, и находились и так уже под подозрением в колдовстве.
Ведьмы, очевидно, заметили его присутствие, но не придали ему значения, во всяком случае, они даже не сделали попытки его преследовать. В другом случае фра Паоло де Каспан, доминиканец, известный своей ученостью и благочестием, сообщил, что Антонио де Палавичини, сельский священник той же епархии, что и Каспан, в приходе Вальтеллина, месте, зараженном магией, торжественно заявил, что когда незадолго до рассвета он отправлялся служить мессу в церковь, находившуюся недалеко от деревни, то увидел через просветы в деревьях проходившее при свете фонарей собрание мужчин и женщин, сидевших в круге. Действия их не оставляли сомнений в том, что это были ведьмы, проводившие некие запретные церемонии. В обоих случаях фонари не имели какого-либо символического значения для участников шабаша, а всего лишь исполняли обычные функции подсобных приспособлений. Очень часто, отправляясь на местный шабаш, ковен ведьм собирался в полном составе сразу за деревней, и затем уже они вместе шли к назначенному месту.
Делалось это в целях обеспечения секретности. На это указывает знаменитый ученый Бернард Комский: «Когда они пешком направляются в некое место неподалеку от деревни, то по пути весело беседуют» [298]. О том, что участники шабаша направлялись на него пешком, нередко говорится в тексте судебных протоколов. Боге, особенно точный в деталях, пишет: «Тем не менее, колдуны иногда идут на шабаш пешком, и так оно обычно и бывает, когда его собираются проводить недалеко от своего поселения» [299]. В ходе допроса, проведенного 17 мая 1616 года, Бартолеми Минге из Бреси, молодой человек 25 лет, обвиняемый с семнадцатью другими, «в ответ на вопрос, где проходил последний шабаш, на котором он присутствовал, отвечал, что это место находится по направлению к Биллькрону, на перекрестке с большой дорогой, ведущей в Экс, в приходе Сент-Суланж.
Его спросили, как он туда попал. Он отвечал, что пришел пешком». В литературе поднимался тонкий вопрос о том, были ли те, кто направлялся на шабаш пешком, виновны в той же степени, как те, которых переносил туда дьявол. Де Ланкр считает, что «в действительности отправиться на шабаш пешком для мага преступление столь же тяжкое, как если бы по его просьбе он был бы перенесен туда дьяволом». Ездили они из Эдинбурга в Мюссельбург и обратно, 7 сентября 1648 года.
В этом призналась женщина, находясь в тюрьме, причем добавила, что «она и ее брат заключили договор с Дьяволом». Туда она и приехала на коне в сопровождении своего крестного сына Джона Купера». Один мальчик признался, что «для совершения путешествия он взял отцовского коня с луга, где он пасся» [304]. По его возвращении одна из ведьм ковена позволила коню пастись на своих угодьях, и там он и был на следующее утро найден отцом мальчика. В народном сознании ведьмы, безусловно, ассоциируются с помелом, с помощью которого они совершают головокружительные полеты высоко в небе.
Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры. Огонь отпугивал и хищников, которые могли напасть на стадо с мая начинался пастушеский сезон , и нечисть. А у нечисти были свои пляски. Силы зла селились повсюду, но особенную известность получила немецкая Вальпургиснахт, Вальпургиева ночь. Каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен и Блоксберг в горах Харц от Hart -- "лесистые горы", где растут пихты слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм. Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гете, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста. Но кто именно и почему подарил празднику ведьм свое имя?
Немного истории Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями, Ричард поручил свою 11-летнюю дочь Вальбургу заботам аббатисы Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. Вальбурга настолько хорошо изучила в монастыре языки, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании о жизни другого брата на родном английском. Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии. В 748 г. По его просьбе аббатиса Уинборна присылает миссионерок, в том числе и Вальбургу. Корабль отплыл от Британии в ясную погоду, однако скоро начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени молиться прямо на палубе - и море тут же успокоилось.
Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в Германии Вальбургу всюду встречали с благоговением. С тех пор святая считается покровительницей моряков помогает также при водобоязни и в шторм. Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата даже руководила мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные совершенные чудеса принесли ей славу.
Место сборища ведьм на шабаш Если обратиться к историческим источникам, то можно увидеть, что колдуны и знахари выбирали самые разные места для проведения ритуалов. Само слово «шабаш» ассоциируется с Лысой горой — холмом, вершина которого лишена растительности. С ними связаны интересные легенды. Одна из них гласит, что на горе Брокен обитает призрак: многие путешественники, побывавшие там, видели, как вокруг тел их спутников появляется радужный контур.
Это оптическая иллюзия, но выглядит эффектно. А в 1932 году на этой мистической вершине исследователь Гарри Прайс попытался провести магический ритуал, чтобы превратить козла в мальчика, но безуспешно. Неудобное расположение Блокула скала находится в море связано с мифом о том, как на гору попали волшебники и ведьмы: нужно было просто выйти на перекресток и призвать демона, покровителя шабашей, которого он сам взял в место владельцев подарков ведьм. С Лысой горой в Киеве связано много необъяснимых историй и мрачных легенд, что объясняет негативную энергетику этого места. Одна о том, как Батый-хан отгородил стеной сотни киевлян, прятавшихся в горных пещерах, другая — о крепостных, утонувших в подземных водоемах в царствование Петра Великого. Когда здесь находилась военная база, в подземном лабиринте прятались несколько солдат, а охранникам было приказано не бояться непонятного шума. Пещеры, поляны в лесах, берега рек, озер и ручьев были достаточно хороши для посиделок, лишь бы место было изолированным и могло вместить всех желающих. Шабаши иногда устраивались даже в домах ведьм.
Современные традиции ведьминских шабашей В наше время не так много людей, верящих в колдовство, и инквизиция их не выслеживает. Но шабаши не ушли в прошлое, они даже не стали редкостью, изменились только причины и форма их празднования. В современном мире существует несколько видов шабашей: «королевская» — объединяет людей, считающих себя ведьмами и колдунами, чаще всего придерживающихся исторических традиций, но могут и создавать свои собственные; «карнавал» — собирает тех, кто просто хочет повеселиться на тематической костюмированной вечеринке, вроде Хэллоуина; «религиозный»: ритуальные собрания виккан, последователей неоязыческой религии, центральной идеей которой является поклонение природе. Ведьмы и колдуны, экстрасенсы, знахари, гадатели, медиумы — все те, кто чувствует в себе мистические силы, предпочитают выбирать для празднования Суббот мистические даты, поскольку верят, что особое положение луны и звезд может усилить их природные способности. Расположение зависит от способностей, убеждений и вкусов ведьм и волшебников: одни считают важным быть наедине с природой, другие считают необходимым встать поближе к небу; эти люди выбирают горы и холмы.
Ковен, шабаш....
В общем, прожила жизнь праведную, и ни в чем таком, о чем мы ведем речь, участия не принимала. После ее смерти на могиле Вальпурги начало сочиться целебное масло. И хитромудрое духовенство присвоило этому дню имя святой Вальпурги, дабы сменить идеологические акценты и переориентировать паству на благостность. Точно так же столетия спустя кремлевские мудрецы День октябрьской революции назвали Днем согласия и примирения. И, поскольку из этого ничего не вышло, немного сместили дату, учредив новый не вполне внятный праздник. Не случайно, когда в Яндексе набираешь «4 ноября», то поисковик подсказывает вопрос, наиболее часто встречающийся — «4 ноября какой праздник». Еще более странно выглядит замена Международного дня солидарности трудящихся на День Весны и Труда. Во-первых, Весна отчетливо корреспондируется с языческим вариантом Вальпургиевой ночи. Во-вторых, с точки здравого смысла, отмечание трудящимися дня труда не трудом, а разудалым застольем является нонсенсом. До недавнего времени, когда Брокен находился на территории ГДР, гора была закрытым объектом.
Но не потому, что берлинские коммунисты боялись инфернальных шабашей. На Брокене располагался комплекс радиоэлектронной разведки Советской армии и министерства госбезопасности ГДР. Теперь, когда границы между двумя Германиями пали, баварцы куют на горе звонкую монету, основав здесь туристический центр, куда стекаются охочие до экзотики люди. Здесь в большом ходу не только архаика, но и легенды новейшего времени. Вам могут шепотом рассказать абсолютно правдивую историю про черный «Мерседес», который в темные безлунные ночи бесшумно мчится по извилистым узким дорогам в горах Гарц по встречной полосе. А за рулем — скелет крашеной блондинки, большой любительницы провоцировать ДТП. И, разумеется, в городках и селах, расположенных в автомобильной близости от Брокена, идет бойкая торговля сувенирами, едой, напитками. Места в отелях задолго до события распродаются. Повсеместно проходят тематические шоу.
Прошло больше 100 лет, чудеса монахини подзабылись. Но вот новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и однажды ночью ее грозная тень явилась епископу...
Вскоре 1 мая останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло , помогавшее от многих болезней. Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых.
Позже ее останки развезли по разным городам Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей 25 февраля, 12 октября, 24 сентября. Но главный день св. Вальбурги - первое мая.
Казалось бы, ничто ни в рождении, ни в доблестной жизни монахини, кроме этой одной-единственной даты, не связано с ночными вакханалиями Вальпургиснахта. Но если приглядеться к древним фрескам во множестве церквей ее имени... Корона у ног святой указывает на ее королевское происхождение, это понятно.
Посох - знак того, что Вальбурга была основательницей монастыря. Но есть и другие символы. Вальбурга нарисована на фоне старых лип и холмов.
Липы - священные деревья языческой богини плодородия Фригги, горы, особенно одинокие, - обиталища Хольды, а также форпосты мира мертвых. Рядом с Вальбургой часто изображали собаку. В жизнеописании святой никаких упоминаний о собаках нет.
Зато у немецких и скандинавских языческих богинь это самый распространенный "помощник". У Фригги были собаки, у нидерландской Нехаленниа тоже.
История появления праздника Вальпургиева ночь Данный праздник связан с семьей короля Ричарда, правившего в Западной Саксонии. Так, в 710 году у короля Ричарда родилась дочь, которую назвали Вальпургия. Но уже в 11-летнем возрасте Вальпургия покинула семью и ушла в монастырь. С ее жизнью связано очень много чудес. Так, во время шторма, будучи на корабле, она стала на колени и начала молиться о спасение.
В это время шторм прекратился, а Вальпургию стали считать покровительницей всех моряков. Еще одно чудо случилось уже после ее смерти. Во время похорон из ниши, в которую была помещена Вальпургия, начало проступать живительное масло. С тех пор она считается святой, и на иконах изображена с треугольным зеркалом, благодаря которому можно увидеть потусторонний мир, а также с собакой, которая является проводником в мир мертвых. Все же мистическим этот праздник стал после того, когда был реставрирован монастырь, в котором была похоронена Вальпургия. Во время реставрации рабочие повредили могилу и осквернили ее.
Участь случайных очевидцев Вальпургиевой ночи обычно плачевна. По старинным источникам известно, что если кого-то замечают - жизнь их тут же заканчивается под жертвенным ножом. Если ведьмы ничего не заметили и случайный свидетель шабаша не повредился умом, ему лучше держать язык за зубами - его наверняка попытаются сжить со света. Именно поэтому в это время обыватели запирались на все засовы. Мой совет тем, кого эта ночь застала за городом: если вы заметите, что вокруг начинают происходить непонятные события, не укладывающиеся в рамки обычной логики, - молитесь тому Богу, в которого веруете, и постарайтесь как можно быстрее покинуть нехорошее место. Утешает только одно - почти все известные «нехорошие» места находятся южнее. Самое северное из знакомых мне - на южном берегу Ладожского озера. Правда, двое старых знахарей глухо намекали на то, что Чертов стул - не только образное название... Поэтому идти в поход в это время лучше в какое-нибудь другое место. Хэллоуин Раз в году выпадала ночь, когда ведьмы могли находиться рядом с людьми. Это был канун Дня всех святых, который известен под названием Хэллоуин. В эту ночь, перед 1 ноября, к ведьмам присоединялась вся остальная нечистая братия — гоблины и призраки, демоны и феи, словом, все дьявольское отродье. Считалось, что в эту ночь души умерших бродят по земле, стремясь еще раз обрести тепло домашнего очага перед наступлением зимы. Для проходящих на запад, вслед за солнцем, выносили угощения. А древние кельты отмечали канун Дня всех святых как первую ночь нового года. В Европе стало обычаем 31 октября жечь костры, отмечая тем самым переход от осени к зиме и будущее д.