Новости александр невский святой

группа посвящена святому благоверному князю Александру Невскому.

Заступник земли русской: Александр Невский

  • Обращение к зрителям после завершения гостиной
  • Об Александре Невском
  • Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм
  • Видео из категории
  • ПЦУ исключила Александра Невского из списка поминаемых святых // Новости НТВ
  • Александр Невский: правда и мифы

Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм

Статья автора «» в Дзене: Синод раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ) исключил из церковного календаря день памяти святого князя Александра Невского. Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной II и до сих пор покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами вручается за особые заслуги перед отечеством в дипломатической и миротворческой. Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского.

Раку святого Александра Невского установили в лавре в Петербурге

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, заботой и попечением оргкомитета по перенесению ковчега со святыми мощами великого князя Александра Невского, в год 800-летия со дня его рождения мы встречаем сегодня святыню в нашем богоспасаемом граде. Народная память особо отмечает святого князя, который сказал: «Бог не в силе, а в правде». Русский народ всегда в своем сердце искал правду о Боге. Через это усердие святой благоверный Александр Невский, который жил в очень непростое время иноземного пленения и междоусобной брани, как правитель и воин сумел призвать благословение Божие на свои труды. И сегодняшнему Отечеству и народу очень важно сохранить этот духовный стержень, в своей жизни дать место промыслу Божию, призывать благословение Господне на свои благие труды во славу Божию, нашего Отечества, Матери Церкви», — сказал управляющий Нижегородской епархией. Ковчег установили в центре Александро-Невского кафедрального собора, после чего митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию. Ему сослужили викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, наместник Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий Куксов , первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, благочинные округов и другие клирики Нижегородской епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая Кутепова , а также ученики Александро-Невской православной гимназии. По завершении Божественной литургии глава Нижегородской митрополии обратился к собравшимся со святительским словом. Архипастырь поблагодарил организаторов за предоставленную нижегородцам возможность поклониться мощам святого благоверного великого князя Александра Невского. Управляющий Нижегородской епархией напомнил, что святой благоверный князь Александр Невский был не только правителем Русской земли, воином, дипломатом, но и монахом: «Из жития мы знаем, что он не проводил время в уединении, посте и особой молитве, а занимался государственным устроением в то время, когда Русская земля была в иноземном ордынском пленении, во время междоусобной брани. Он не ушел в пустыню, не уединился, а участвовал в военных походах, будучи в Орде, претерпевал унижения ради Господа, своей земли и народа. В то тяжелое время святой князь Александр Невский помнил, что Русская земля оказалась между молотом и наковальней, с Востока шли ордынцы порабощать русский народ, а с Запада — опасность смены православной веры на католическую.

Ее представители говорили: «Если вы откажетесь от православной веры, то получите и денежную поддержку, и военную». В ответ на это Александр Невский поехал на поклонение в Орду, к язычникам. Хотя, казалось бы, надо было сделать наоборот: договориться с Западом и совместно выступить против ордынцев. Святой князь Александр Невский понимал, что нужно заниматься спасением в своем Отечестве веры православной, потому что если ее не будет — не будет на Руси ни народа, ни единой Земли.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти. Снова не так! Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной. Что же касается Орды, то существует источник Устюжская летопись , который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата. Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя. Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… 4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению. Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода. Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения. Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии. Точно так же, как Православие не является ни католицизмом, ни исламом, ни буддизмом, ни какой-либо иной конфессией. Митрополит Кирилл об Александре Невском — имени России 5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории. Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека… Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов — — представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода«. По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код. А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь — никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву». Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было». Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства». Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила! Смелый… сильный«. Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное — это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому — спасителю и устроителю России! Разделяете ли Вы данную оценку и, если да, чем она обусловлена? Семен Борзенко Уважаемый Семен, мне сложно сказать, чем именно руководствовались авторы свободной энциклопедии «Википедия», назвав так св. Александра Невского. Возможно, тем, что князь был причислен к лику святых и почитается в Православной Церкви, в его честь совершаются торжественные богослужения. Впрочем, Церковью почитаются и другие святые князья, например — Димитрий Донской и Даниил Московский, и было бы неправильно выделять из их числа «любимого». Полагаю, что такое именование могло быть также усвоено князю потому, что он при жизни благоволил к Церкви и покровительствовал ей. Вы сами, лично голосовали на сайте Имя России? За Александра Невского или еще за кого-то? Dew К сожалению, ритм моей жизни и объем работы позволяют мне пользоваться интернетом исключительно в служебных целях. Я регулярно посещаю, скажем, информационные сайты, но у меня совершенно не остаётся времени на то, чтобы просматривать те сайты, которые были бы лично мне интересны. Поэтому я не смог принять участие в голосовании на сайте «Имя России», но поддержал Александра Невского посредством голосования по телефону. Потомков Рюрика разгромил 1241 , борясь за власть в гражданских войнах участвовал, родного брата язычникам предал 1252 , собственноручно новгородцам глаза выцарапывал 1257. Неужели РПЦ для поддержания раскола церквей готова канонизировать сатану? Иван Незабудко Говоря о тех или иных деяниях Александра Невского, необходимо учитывать множество различных факторов. Это и историческая эпоха, в которую жил св. Александр — тогда многие поступки, сегодня кажущиеся нам странными, были совершенно обычным делом. Это и политическая обстановка в государстве — вспомним, что в то время страна испытывала серьезную угрозу со стороны татаро-монголов, и св. Александр делал все возможное для того, чтобы свести эту угрозу к минимуму. Что касается приводимых Вами фактов из жизни св. Александра Невского, то историки до сих пор не могут подтвердить либо опровергнуть многие из них, а тем более — дать им однозначную оценку. Скажем, в отношениях Александра Невского с его братом князем Андреем существуют много неясностей. Есть точка зрения, согласно которой Александр жаловался хану на своего брата и просил отправить вооруженный отряд для того, чтобы с ним расправиться. Однако данный факт не упоминается ни в одном древнем источнике. Первый раз об этом сообщил только В. Татищев в своей «Истории Российской», и есть все основания полагать, что автор здесь увлекся исторической реконструкцией — «додумал» то, чего на самом деле не было. Так считал, в частности, Н. Карамзин: «По вымыслу же Татищева, Александр донес Хану, что менший его брат Андрей, присвоив себе Великое Княжение, обманывает Моголов, дает им только часть дани и проч. История государства Российского. Многие историки сегодня склонны придерживаться иной, нежели Татищев, точки зрения. Андрей, как известно, проводил независимую от Батыя политику, опираясь при этом на соперников хана. Как только Батый взял власть в свои руки, он тотчас разделался со своими оппонентами, отправив отряды не только на Андрея Ярославича, но и на Даниила Романовича. Мне неизвестен ни один факт, который мог хотя бы косвенно свидетельствовать о том, что почитание святого Александра Невского является поводом для церковного раскола.

И при этом просят у бога помощи! У украинской нации нет не прошлого ,не настоящего и не будущего! Этот святой, костяком образованной им обители выбрал разбойников душегубов. Что любопытно, "деяния" этого святого происходили где-то в малоазиатских пустынях и ничуть не имели связи со славянами древней Руси.

Шесть портретных образов княжеских дружинников не претендуют на документальный исторический портрет, но опираются на данные, сохранившиеся в источниках тех лет, в "Житии Александра Невского" и других летописях. Исторические персонажи — герои битвы практически никогда ранее не изображались отдельно. И впервые они предстают перед зрителем в живописной серии, созданной современным художником. Это позволяет ощутить далёкое событие не абстрактно и обобщенно, а сквозь призму конкретных человеческих судеб, через личности и характеры непосредственных участников битвы.

Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского

Частица святого прибыла в преддверии важного праздника Русской православной церкви – Дня благоверного князя Александра Невского. «Общенациональное значение имя Александра Невского приобрело при Петре Великом», – говорится в видеофильме «Александр Невский – небесный покровитель Санкт-Петербурга», подготовленном Президентской библиотекой. 30 мая 1220 года родился Александр Ярославич Невский, святой Русской православной церкви. Мощи святого Александра Невского были вынесены в центр собора. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России.

Об Александре Невском

  • Современные чудеса святого Александра Невского
  • Новости монастыря
  • Обращение митрополита Иоанна к гостям гостиной
  • Александр Невский - биография, житие, иконы, молитвы
  • Первый шаг к возвеличиванию

Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы

За сохранностью раки будут следить специалисты Эрмитажа. Реликвия попала в Эрмитаж в 1920-е годы во время изъятия церковных ценностей советским правительством. Гробница была изготовлена по указу императрицы Елизаветы и ранее находилась в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Пример тому — этот древний храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Сколько трудов понес владыка, сколько молитв было вознесено к Богу и святому князю Александру, окончившему земной путь в нашем монастыре! И теперь мы с вами имеем возможность молиться в великолепном возрожденном соборе. Помощи Божией Вам, владыка, собратьям-архипастырям, всем вам, братья и сестры! Управляющий Городецкой епархией преподнес в дар правящим архиереям Библию, викарным — Священное Писание Нового Завета. Затем митрополит Георгий обратился к собравшимся со словом, в котором поздравил их с днем памяти святого князя Александра Невского.

Он также поздравил Николая Полякова с недавним юбилеем и преподнес ему заздравную просфору и икону преподобного Серафима Саровского. Глава митрополии отметил, что с большой духовной радостью переступил в этот день порог Феодоровского храма. И казалось, это навечно.

Как отметил заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Андрей Панов, в рамках этого мероприятия проходят ежегодный праздничный крестный ход 12 сентября, рождественские чтения, приуроченные юбилейному году 800-летия святого благоверного князя. Оно будет состоять из молебна, концертной части, мы планируем выступление звонарей международного центра колокольного искусства, выступление государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица», праздничное песнопение архиерейского хора Тихвинской епархии», - рассказал Андрей Панов. Историк религии, архивист, доктор исторических наук Михаил Шкаровский пояснил, что в 1723 году мощи Александра Невского по указу Петра Великого перенесли из Владимира в Петербурге. В сентябре 1723 года они прибыли в Шлиссельбург и остались на год здесь.

А 12 сентября следующего года мощи оказались в Александро-Невской лавре.

Пётр занял место рулевого. Петру принадлежит и идея учреждения ордена в честь Александра Невского. Но наградить этим орденом он никого не успел по причине скоропостижной смерти. Марта Скавронская, оказавшаяся волею судеб на русском престоле после смерти мужа под именем Екатерины I, стремясь завоевать расположение подданных, выступила как продолжательница его дел. Поэтому своё восшествие на престол Екатерина I отметила вручением нового ордена Российской империи. Императрица Елизавета Петровна, подчёркивая, что продолжает дело отца, не жалела средств на Александро-Невский монастырь.

Главным его украшением должна была стать новая рака. Елизавета Петровна распорядилась отдать на её создание девяносто пудов первого отечественного серебра, которое было получено с Колыванских рудников. Почти три года работали над серебряным ансамблем русские мастеровые с Монетного двора. Эпитафию, начертанную на саркофаге, сочинил Ломоносов. В ней поэт называет Александра Ярославича «усердным защитником», «укротившим варварство на востоке, низложившим зависть на западе». Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons Начиная с 1743 года, по повелению Елизаветы Петровны, устраивался крестный ход по Невскому проспекту из Казанского собора в Александро-Невский монастырь.

С этого времени данная церемония производилась ежегодно. Последний такой крестный ход состоялся в 1916 году. С 18-го века Александр Невский в официальном почитании окончательно вытеснил всех других князей, канонизированных церковью. Три российских императора, носившие его имя в 19-м веке, утвердили исключительность его почитания. При них было воздвигнуто множество храмов, посвящённых Невскому. В храмах других святых, в том числе в главном православном соборе Руси — храме Христа Спасителя, появились приделы Александра Невского. Реинкарнация в эпоху Сталина Выброшенный после большевистского переворота на свалку истории как один из символов царизма и религиозного мракобесия образ Невского был вновь интегрирован в советскую идеологию в годы подготовки к «Большому освободительному походу».

При Сталине оказался востребованным образ князя-полководца, защитника отечества, ведущего непримиримую борьбу с внешними и внутренними врагами. Кульминацией сталинской реинкарнации Александра Невского становится одноимённый фильм Сергея Эйзенштейна 1938 , в котором проводились прямые аналогии между эпохами. Фильм «Александр Невский», 1938.

Раскольническая ПЦУ отреклась от Невского, его поменяли на другого Александра

Афиша Plus - 4 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В 1242 году войско Александра Невского выбило захватчиков из псковских и новгородских земель. Общецерковное прославление святого благоверного князя Александра совершилось на Церковном Соборе 1547 года в Москве. Фото: Перенесение мощей Святого Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом в 1724 году.

Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой

В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября 2023 года, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невск. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Почитание святого благоверного князя Александра Невского началось сразу по его кончине. Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей. Путем всенародного голосования победителем проекта «Имя Россия» выбран Святой князь Александр Невский, за которого проголосовали 524 575 человек. группа посвящена святому благоверному князю Александру Невскому.

Святой Александр Невский

В течение всего периода своего правления, проявляя мудрость, гибкость, рассудительность, благоверный князь Александр заботился о том, чтобы сберечь уцелевшие княжества, отстроить сожженные города, сохранить свой народ. Именно в этих трудах князь пребывал и до времени своей кончины. Приняв обет монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу. Почитание места погребения князя начинается сразу после кончины. В 1574 году произошла церковная канонизация благоверного князя Александра. Святые мощи князя до 1723 года находились во владимирской Рождественской обители. Когда Петр Великий передал Санкт-Петербург под небесное заступничество благоверного князя, его мощи были перенесены в новую столицу. В честь святого Александра Невского по всей России построено множество храмов.

И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его. Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому». После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый — из младшей дружины, по имени Сава.

Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались. Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался. Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве. Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море.

Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца. На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ». А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его». Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною.

И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка». Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою.

В течение года мощи находились в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. И конечно для нас это событие исторически важное. Завтра мы служим молебен в Благовещенском храме, где находились мощи, и надеюсь, что этот первый молебен станет традиционным, и каждый год мы будем вспоминать события пребывания мощей благоверного князя Александра Невского в этом храме», отметил Владыка. Он уточнил, что молебен начнется в 12. Как отметил заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Андрей Панов, в рамках этого мероприятия проходят ежегодный праздничный крестный ход 12 сентября, рождественские чтения, приуроченные юбилейному году 800-летия святого благоверного князя.

Теперь никто не сможет сказать, что святой Благоверный князь Александр Невский не посещал наш район. Думаю, сегодня все жители района получили благословение святого Благоверного князя Александра Невского». Ковчег с мощами не покинул район до тех пор, пока все желающие не приложились к его мощам. А это несколько сотен человек — бабушки и дедушки, мужчины и женщины, подростки и совсем малые дети. Все они с благоговением и почтением подходили к ковчегу. Далее ковчег с мощами отправился в Липецкую область. До 14 августа святыня побывает в 86 городах России и Республики Беларусь. Протоирей Аркадий Безбородкин, настоятель храма Александра Невского: «В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения Благоверного князя Александра Невского. Он был уникальным человеком.

Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник

Биография Александра Невского: личная жизнь князя, храмы и фильмы, орден, житие, история, «Ледовое побоище», памятник, битвы, икона святого, правление и Чудское озеро. Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный в 1725 году, вручался за особые заслуги перед Отечеством и преданность Государю. Они узнают не только о том, каким полководцем был Александр Невский, но и о его дипломатических способностях и распространению православия на Руси. Почему Александр Невский – один из многочисленных князей рода Рюриковичей – стал чуть ли не главным персонажем отечественного пантеона национальных героев? Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского.

Храмы и нетленные святыни Александра Невского

  • Предыдущие выпуски
  • Обращение к зрителям после завершения гостиной
  • Как стать святым и «именем России»
  • Благодарные потомки
  • Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой
  • Другие новости раздела

Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм

Прозвище Невский он получил после победы над шведским войском в битве 15 июля 1240 года. Невский одержал множество военных побед, а также прославился как политик и дипломат. В 1547 году он был канонизирован в лике благоверного. УПЦ законодательно запрещена в стране, ее храмы захватывают с помощью националистов и полиции, а в отношении некоторых представителей духовенства УПЦ властями введены санкции.

На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите».

Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море».

На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году. В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского.

Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой. Читайте также — Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года.

Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород. Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде.

Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей».

Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза.

Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года.

Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св. Александр Невский.

Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси.

Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».

Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского.

Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением.

Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж.

Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена.

Приняв обет монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу. Почитание места погребения князя начинается сразу после кончины. В 1574 году произошла церковная канонизация благоверного князя Александра. Святые мощи князя до 1723 года находились во владимирской Рождественской обители. Когда Петр Великий передал Санкт-Петербург под небесное заступничество благоверного князя, его мощи были перенесены в новую столицу. В честь святого Александра Невского по всей России построено множество храмов. Есть такие храмы и за пределами нашей страны: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Память о нем совершается 6 декабря и 12 сентября по новому стилю перенесение мощей из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру.

Подвиг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС не подлежит забвению. О них мы должны помнить всегда!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий