Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024.
26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)
Это время примирения, а примирение — это радость Божия и наша радость; это — новое начало. Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние — это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это очищение нашей совести.
Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас — как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей.
По указанию «Лествицы» христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними.
Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей — веры, надежды и любви.
Четыредесятницы и Страстной седмицы. Этот пост называется Великим как ввиду его духовной значимости, так и по причине его продолжительности.
Великий пост — образ сорокадневного пощения Иисуса Христа в пустыне перед Его выходом на проповедническое общественное служение. Пост — это не самоцель, а средство. Соблюдая Великий пост, христианин лучше подготавливается к Дню Святой Пасхи. По большому же счёту правильное соблюдение церковных постов вообще способствует духовно-нравственному преображению христианина, более тесному соединению с Богом и ближними.
Как идет восстановление храма в Ярославской области? Что такое сны и стоит ли им доверять? Обо всем этом мы поговорим в начале нового дня - в эфире программа «Утро на Спасе». Показать больше.
4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого " Лествицей ", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. Лествица писаная икона Икона "Лествица Райская". Сегодня, в четвёртое воскресенье Великого поста, вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, прозванный так из-за написанного им труда под названием «Лествица».
Призваны все
- Четвёртое воскресенье Великого поста
- "ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?
- Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста
- Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста
- Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
- «Лествица» Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена
ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА.
О том, как победить отдельные пороки Раскаяние — это уже немало, но недостаточно. Принеся покаяние в совершённых грехах и молитвенно обратившись к Богу, мы только начали свой духовный путь. Из нашей души ещё никуда не делись проросшие там сорняки страстей. Склонность ко злу по-прежнему живёт там. И без окончательной победы над пороками мы рано или поздно впадём во грех опять. И нам опять придётся раскаиваться в нём… Преподобный Иоанн хорошо понимал, что из этого рабского круга христианину необходимо вырваться на свободу бесстрастия. Поэтому следующие девятнадцать глав своей «Лествицы» синайский игумен посвятил советам по преодолению отдельных страстей. Проходя эти ступени, верующий побеждает сквернословие, стяжательство, уныние и лень, гнев, похоть. Центральное место в этой борьбе занимает искоренение тщеславия — «корня всех грехов». Святой Иоанн так писал об этом пороке: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели.
Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему.
Неделя 4 Великого поста. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Четвёртое воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти преподобного Иоанна, игумена монастыря святой Екатерины на Синае, который более шестидесяти лет монашествовал среди красных скал и синего неба богошественной горы. Эта гора особенно памятна и дорогa христианам, потому что на её пустынной вершине Бог говорил со Своим народом: здесь Моисей получил скрижали Завета, на которых огненным перстом Божиим были начертаны заповеди Закона — правила жизни Ветхозаветной Церкви. На этой безжизненной вершине, среди угрюмых скал приютился крошечный храм, в котором на высоте двух с половиной тысяч метров над землёй братия монастыря святой Екатерины все эти долгие века совершали и совершают Божественную литургию.
Подъём на вершину Синая не просто труден, он мучителен. Когда на исходе третьего часа пути кажется, что нет сил пошевелить рукой и ногой, когда хочется только одного — лечь и никогда больше не вставать, в этот самый момент и без того узкая каменистая тропа заканчивается и начинается лестница, вырубленная в скале. Опыт восхождения на Синай — это опыт понесённого труда, опыт преодоления соблазнов, переживание победоносной борьбы с малодушным желанием отказаться от подвига. Этим восхождение на святую гору удивительно похоже на жизнь христианского подвижника, который, по слову Спасителя, отвергся себя, взял крест свой и пошёл за Христом.
В борьбе с греховными страстями для очищения от них важным, главнейшим духовным руководством служит «Лествица», сочинение преподобного Иоанна, игумена Синайского, — система духовного возрастания, которая указывает подвижнику путь к высшей ступени духовного роста — обожению.
Греховные страсти и борьба с ними.
Но многие из нас, наверное, себя находили в его творении — в первых двадцати трех главах его «Лествицы», многие думали — «а ведь это про меня написано». Не сделаем же этого сокровища предметом многоглаголания, но постараемся опытно им воспользоваться. Что открывает оно нам? Тогда понятно и то, что говорит Иоанн Лествичник о богословии: «Чистота сделала ученика своего богословом, который может сам собою утвердить догматы о Пресвятой Троице. Есть только один учитель богословия — чистота. Иди к ней, если желаешь учиться.
Не извне, а изнутри, через очищение себя от греха и страстей ты получишь то, что утвердит в тебе догмат о Пресвятой Троице». Но может быть Иоанн Лествичник не прав? Это говорит подвижник, отшельник, может, по-другому скажет тот, кто всю жизнь свою занимался богословием? Вот, на поверку, слова Григория Богослова : «Любомудрствовать о Боге можно не всякому — да, не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающемуся на земле» ч. III, сл. И далее: «Любомудрствовать о Боге можно не всем: потому что способны к нему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили и, по крайней мере, очищают душу и тело. Для нечистого не может быть небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу» там же.
Будем лучше избегать их наглости и не станем подражать их высокоумию, чтобы не иметь одного с ними конца» там же сл. Это относится и к нашему времени так как мы думаем, что можем высокоумствовать как Дафан и Авирон. Мы получаем от Господа радость молитвы. Все мы когда-нибудь молились, а, может, некоторые из нас и сейчас еще молятся в радости и слезах.
В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)
26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В четвертую неделю Великого поста, вслед за поклонением честному и животворящему Кресту, Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, списателя Лествицы духовной. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала.
Оптина пустынь
Новости. Лествица Великого Поста. Мы подготовили для вас краткую памятку пути и предлагаем вместе пройти Святую Четыредесятницу день за днем, Страстную седмицу – ступень за ступенью через скорбь предстояния у Креста ко встрече с Воскресшим Живодавцем Христом. Церковь предлагает нам в дни наступающей 4-й Седмицы, уже во второй половине Великого поста, когда мы начинаем приближаться к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника. Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного творения, называемого «Лествицей».
Смотрите также
- Иоанн Лествичник. Что можно и что нельзя делать 14 апреля 2024 года | Аргументы и Факты
- Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника
- "Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России
- Нет мощей, но есть память
- Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена
- Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена
Просветительская деятельность
О чем мы молимся Великим постом словами преподобного Ефрема Сирина, о стяжании какого духа, каких добродетелей? Лествица Великого поста. В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. Лествица Великого поста: Постное время светло начнем!
Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
А еще преподобный Иоанн показывает — что тоже небесполезно знать каждому — путь развития страсти в душе человека: от возникновения в уме какого-то образа до полного подчинения воли «прилог», «сочетание», «сосложение», «пленение», «борьба» и, наконец, «страсть». И объясняет, что есть «еще и иной… тончайший помысл, называемый набегом мысли, который так быстро проходит в душе, что без слова и образа, и времени мгновенно представляет человеку потаенную его страсть». Из страстей же главными он считает славолюбие, сластолюбие, сребролюбие, которые порождают остальные — гнев, злопамятство, уныние, тщеславие, гордость. По сути, мы со своей мирской точки зрения вполне можем увидеть в авторе наблюдательного, умного и проницательного психолога, описывающего типы людей, их внутренние состояния, склонности, пристрастия, ошибки, уловки самообмана и трудности самообуздания. Только, в отличие от светского психолога, главной целью земной жизни человека он считает воскресение души — даже прежде общего воскресения — и достижение жизни вечной. А главными причинами гибели людей во времени видит страсти сластолюбия, сребролюбия и тщеславия. И что с этим всем делать? Можно, конечно, заткнув уши и закрыв глаза, бежать от мира.
Но соблазн-то не отстанет, он давно отравил своей ядовитой сладостью память и сердце.
Бога открывает нам чистота души, как говорит и Слово Божие: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Только она, только эта чистота сердца дает нам приблизиться к Господу и самое Слово Божие открывается нам по мере нашего очищения: «Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно» Лествица, Слово 30, 21. А вот нам болтать о Боге легко, даже нет ничего легче разглагольствовать о Боге. Мы должны начать творить Царствие Божие, а мы думаем, что оно уже в нас, забывая слова Господа, сказавшего, что «Царствие Божие нудится». Об этой борьбе и понуждении и говорит нам воспоминаемый сегодня св. Церковью подвижник. Он говорит в особенности для нас, которые изучают этот путь и сегодня в первый раз можем поклониться его иконе, освященной и вынесенной для поклонения.
Кажется, что у нас, живущих в миру, не может быть ничего общего с этим синайским отшельником. Но многие из нас, наверное, себя находили в его творении — в первых двадцати трех главах его «Лествицы», многие думали — «а ведь это про меня написано». Не сделаем же этого сокровища предметом многоглаголания, но постараемся опытно им воспользоваться. Что открывает оно нам? Тогда понятно и то, что говорит Иоанн Лествичник о богословии: «Чистота сделала ученика своего богословом, который может сам собою утвердить догматы о Пресвятой Троице. Есть только один учитель богословия — чистота. Иди к ней, если желаешь учиться. Не извне, а изнутри, через очищение себя от греха и страстей ты получишь то, что утвердит в тебе догмат о Пресвятой Троице». Но может быть Иоанн Лествичник не прав?
Это говорит подвижник, отшельник, может, по-другому скажет тот, кто всю жизнь свою занимался богословием?
Тем моли Христа Бога, да спасет души наша». Литургию и всенощное бдение в Трапезном храме совершил епископ Сергиево-Посадский Фома. После Литургии с проповедью к присутствующим в храме обратился архимандрит Захария Шкурихин. Справка: На всенощном бдении пели: справа — мужской хор под управлением Владимира Горбика, слева — братский хор под управлением иеродиакона Афанасия Гелича. На Литургии пел смешанный хор под управлением Владимира Горбика.
Величайший из подвижников благочестия, пр. Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но и другим оставил руководство для их духовной жизни, написав душеспасительное сочинение «Лествицу», где представил 30 ступеней духовного восхождения от совершенства к совершенству. В «Лествице» описывается борьба подвижника благочестия с такими пороками и страстями чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев и пр.
Вместе с этим «Лествица» руководит к воспитанию добродетелей, обязательных для христиан например, кротость, целомудрие, терпение, смирение, молитва и пр. Изображая путь постепенного восхождения к нравственному совершенству, «Лествица» есть верное и надежное руководство к духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении души. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную.
“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?
История возникновения Великого поста и его смысл для христианина. Краткие правила соблюдения Великого поста. Кому полагаются послабления в посте. История возникновения Великого поста и его смысл для христианина. Краткие правила соблюдения Великого поста. Кому полагаются послабления в посте. 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. Митрополит эстонии призвал к сугубой молитве и посту. В Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника. В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица».
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника
- Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024
- Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника | 13.04.2024 | Московский Данилов монастырь
- Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
- 26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника