О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. совокупность всех приложений предприятия (иногда включая приложения его партнеров и клиентов) и их интеграций.
X5 Group запускает платформу мониторинга ИТ-ландшафта на базе искусственного интеллекта
Разработкой стратегии, управлением проектом и архитектурным сопровождением занималась команда Axenix. Крупнейшими клиентами компании являются предприятия индустрии быстрого питания. В стране расположено 14 дистрибьюционных центров и работает свыше 1200 сотрудников. Предпосылки и цели проекта Структура российского ИТ-рынка кардинально меняется: зарубежные вендоры прекращают поставки своих решений в Россию, закрывают возможность продления лицензий, сворачивают поддержку. Российские подразделения некоторых глобальных компаний становятся самостоятельным бизнесом, что влечет необходимость кардинальной перестройки бизнес-процессов, оргструктуры и ИТ-ландшафта. Ключевые бизнес-процессы крупных компаний завязаны на различные бизнес-системы и решения для бэк-офиса. Поэтому происходящие перемены становятся риском для непрерывности бизнеса многих предприятий. Локализация ИТ-ландшафта подразумевает замену решений с глобальных на российские, организацию поддержки пользователей и инфраструктуры местными командами. Проект стартовал в августе 2022 года.
На первом этапе специалисты Axenix изучили текущий ландшафт и сервисы, которые компания использует в работе, а также спроектировали будущую ИТ-архитектуру. Кроме этого, определили этапы построения будущего ИТ-ландшафта, выработали рекомендации по внедрению новых решений, оценили стоимость всего проекта. Все ключевые ИТ-системы предоставлялись головным офисом как сервис, их обслуживание было централизовано. ИТ-ландшафт компании можно разделить на три блока: Основные бизнес-системы — ERP, BI, WMS управление складом , EDI электронный документооборот , TMS управление перевозками , система планирования, Route planning синхронизация данных о движении грузов , телематика системы мониторинга транспорта , шина данных, приложение для водителей, B2B-портал для клиентов и др. Инфраструктура: оборудование пользовательское, серверное, сетевое, для автоматизации складских операций , облачные ресурсы, сеть, AD. Стояла задача определить функциональность приложений и затраты на их обслуживание, ключевые бизнес-метрики, ноу-хау, известные проблемы. Анализ ИТ-ландшафта затрудняло то, что у российского подразделения не было документации на используемые ИС. Учитывая это, мы провели большое количество интервью с бизнес- и ИТ-командами, изучали, как работают системы на практике.
В результате подготовили описание всех систем, а также структуру их взаимодействия между собой, предложили варианты замены. Так, выяснилось, что половина информационных систем нуждается в замене.
Её адекватными стимулами должны быть конкуренция и реальные заказы. Во многих случаях это требует реорганизации многих производственных процессов без остановки выпуска продукции, а значит, и существенных финансовых ресурсов.
Различные субсидии и гранты могут стать реальной работающей поддержкой», — уверен представитель АО «СиСофт Девелопмент». Сергей Локтев тоже придерживается мнения, что для большей эффективности грантовую систему желательно комбинировать с работой на конечного заказчика. С одной стороны, в таком варианте организации реализация займёт больше времени, с другой — для конечного заказчика он выйдет однозначно дешевле, а проектная команда гарантированно получает возможность апробации результатов», — поясняет руководитель проектов ООО «Первый Бит». Александр Готфрид предлагает субсидировать не разработчиков ПО, а потребителей, переходящих на отечественный продукт, в формате компенсации государством части стоимости лицензий.
Вендоры отечественного ПО получат расчётную прибыль и средства для дальнейшей разработки своих решений. При наличии интереса к продукту со стороны потребителей данная схема однозначно была бы более эффективной, чем односторонняя поддержка только разработчиков ПО. А при отсутствии интереса проект свернётся как нежизнеспособный», — раскрывает тонкости директор по проектному производству компании «Кайрос Инжиниринг». Егор Гуторов напоминает, что после разработки созданное решение необходимо поддерживать и обновлять.
Это тоже требует ресурсов, и, если ПО не приносит прибыли, многим компаниям проект покажется неинтересным. Сколько клиентов они смогут заполучить? На какую прибыль могут рассчитывать? Российский рынок относительно мал.
СНГ больше, но будут ли там покупать российские разработки при наличии западных аналогов? С другой стороны, компании сейчас прощупывают рынки дружественных стран, и государство обеспечивает поддержку и здесь. Если эти усилия увенчаются успехом, то возможность экспортировать отечественные решения станет не меньшим стимулом, чем гранты на разработку», — рассуждает директор компании «КЕДР Solutions». В теории картина понятна, а что говорят о грантовой поддержке те, кто уже попытался ею воспользоваться?
Опыт Научно-производственного предприятия «СпецТек» показывает, что на данный момент получить доступ к финансовым ресурсам не так-то просто. И каждый раз нас изумлял масштаб крючкотворства и торжество бумажной бюрократии. Надо сказать, что за последние пару лет процесс подачи заявки на получение гранта на разработку ИТ-решения несколько упростился. Очевидно, создатели грантовой системы стараются повысить её привлекательность.
Но если соискателя угораздит получить грант, вот тут-то и начнутся круги ада. Ваша ИТ-компания уже не будет прежней: команда программистов, тестеров, руководителей проектов и бизнес-консультантов теперь должна будет на повседневной основе скрупулёзно ставить галочки, хронометрировать, формировать справки, потом составлять отчёты, брошюровать, отправлять, реагировать на замечания надзорного органа, переделывать… А ещё надо разрабатывать и перерабатывать локальные нормативные акты, вести раздельный бухгалтерский учёт, табелировать и т. Мы понимаем, что бумажная волокита — поэзия, жизнь и судьба тех, кто всё это придумал. Но, по его мнению, главная проблема даже не в этом.
Как правило, получатель гранта обязуется в определённые сроки достигнуть неких показателей, прописанных в программе. А ведь компания уже потратила его на заработную плату участников проекта разработки ПО, на услуги сторонних организаций и иные издержки. Таким образом, меры поддержки изначально формулируются так, что претендент на их получение идёт на большой риск. Проекты разработки импортозамещающего ПО носят инновационный характер, и потому достижение запланированных результатов отнюдь не гарантировано.
По своей сути эти проекты сродни научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам. Гражданский кодекс РФ в статьях 775 и 776 устанавливает, что, даже если ожидаемый результат не достигнут, НИР должны быть оплачены полностью, а ОКР — в части понесённых исполнителем затрат зарплата работников и так далее. Таким образом, законодатель учёл специфику предмета регулирования. Меры же грантовой поддержки проектов разработки ПО противоречат существу законодательного регулирования такого рода работ.
Импортозамещение не просто технический процесс, оно требует изменения сознания и жизненной философии пользователя, а потому занимает гораздо больше времени, чем разработка ПО В соответствии с дорожной картой по направлению «Новое индустриальное программное обеспечение» к 2030 году российские разработчики инженерного софта должны создать более 2300 новых программных продуктов В условиях дефицита кадров жизнеспособная стратегия — сопровождать решения на начальном этапе собственными квалифицированными внедренцами Руководитель проектов по автоматизации бизнес-процессов в промышленности проектного центра ООО «Первый Бит» в Красноярске Сергей Локтев «Ситуацию для отечественных разработчиков действительно можно оценивать как позитивную. Спрос на внедрение отечественного ПО стабильно растёт. При этом в подавляющем большинстве случаев любое решение «из коробки» требует кастомизации под специфику бизнес-процессов компании-заказчика. Поэтому, даже если готового отраслевого решения нет в рынке, его напишут под требования заказчика».
Директор по проектному производству ООО «Кайрос Инжиниринг» Александр Готфрид «Достижение цифрового суверенитета однозначно очень позитивно скажется не только на отечественных разработчиках ПО, но и на строительной отрасли в целом, поскольку взаимодействие между всеми участниками будет изначально настроено под российские нормы без необходимости доработок и обходных путей. На данный момент можно смело утверждать, что заменить зарубежное программное обеспечение возможно, но процесс импортозамещения является крайне сложным и требует много времени и внимания». На сайте Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» представлен каталог совместимости российского программного обеспечения. Там перечислены отечественные аналоги ПО, предназначенные для различных отраслей, в том числе довольно узких.
Есть также решения, которые по тем или иным причинам не попали в этот перечень. Но говорить о цифровом суверенитете России, как заявляет Минцифры, ещё слишком рано. Воссоздание зарубежных решений не обеспечивает прогресс на больших масштабах. Ведь мы, по сути, просто заменяем то, что было создано до нас, но не разрабатываем ничего принципиально нового.
Другое дело, если созданные у нас решения окажутся дешевле или лучше исчезнувших аналогов». Заместитель генерального директора ООО «Бизнес Система Телеком» Евгений Воякин «Сложившуюся ситуацию нельзя назвать однозначно позитивной, это была бы односторонняя оценка. Есть позитивные сдвиги, есть определённая динамика. Нужна бережная трансформация программных решений и основанных на них бизнес-процессов.
В некоторых областях, особенно там, где требуются узкоспециализированные программные продукты, промышленникам бывает сложно найти альтернативу, которая полностью заменила бы импортный продукт в плане функциональности и качества». Руководитель департамента внедрения и сопровождения ПО АО «СиСофт Девелопмент» Степан Воробьёв «В действительности российский рынок ИТ-решений впервые за всю историю своего существования стал по-настоящему доступным отечественному производителю.
Архитектура предлагает не только делить задачи в рамках ландшафта, но и погружаться в них и принимать решения, ориентируясь на потребности заказчика, формирующего функциональные технические требования к каждому элементу. Минпромторг России будет поддерживать такие инициативы в разных отраслях. Надеюсь, что сегодня мы сможем обменяться опытом, подходами и в такой же логике построить работу во второй волне проектов по формированию детализированных индустриальных ИТ-ландшафтов Индустриальных центров компетенций на основе функционально-технологических карт», — подчеркнул Владимир Святославич. Директор АНО «ЦКИТ» Илья Массух дополнил, что процесс подготовки приоритетных направлений замещения зарубежных отраслевых решений и программного обеспечения на отечественные продукты в ключевых отраслях экономики и ИТ-ландшафтов осуществляется в два этапа: первый — до конца апреля 2024 года предполагает формирование функционально-технологических карт «белых пятен», второй этап состоит в создании детализированных индустриальных ИТ-ландшафтов ИЦК на основе функционально-технологических карт до конца 2024 года. Директор Департамента развития отрасли информационных технологий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Никитин описал повестку на ближайший год и отметил промежуточные результаты работы: «Напомню, что 1 марта 2024 года в Минцифры России состоялось совещание с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко, в рамках которого рассматривались подходы к запуску новой волны проектов в ИЦК.
В ходе совещания был сделан особый акцент на выявление «белых пятен» в процессе подготовки приоритетных направлений замещения зарубежного ПО на отечественные решения. Что мы понимаем под «белыми пятнами»? К ним относятся решения, в которых мы не достигли достаточно уровня зрелости для перехода, или они отсутствуют вовсе на нашем ИТ-рынке». Дмитрий Сергеевич напомнил, что механизм выявления «белых пятен» был сформирован Департаментом развития отрасли информационных технологий Минцифры России ещё в 2022 году, однако методология совершенствуется с каждым годом. Кросс-отраслевой взгляд на данный процесс и синхронизация работы различных индустриальных центров компетенций обеспечивают решениям более системный характер и позволяют выходить долгосрочное планирование проектной деятельности. Желаю всем участникам дискуссии продуктивной работы и выхода на результат в конце апреля 2024 года», — добавил спикер. Докладчик продолжил: С помощью функциональной модели описания ИТ-ландшафтов можно организовать определённые работоспособные процедуры в рамках двух дорожных карт: «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение».
Например, можно определить процедуры отбора новых проектов, взаимодействие между заказчиками, которые входят в Индустриальные центры компетенций, и разработчиками П, обмен опытом знаниями между разработчиками индустриального и прикладного программного обеспечения. Таким образом, возможно создать единый общий язык для экспертного сообщества». Спикер отметил успешную совместную экспертно-аналитическую деятельность АНО «ЦКИТ» и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, а также поблагодарил проректора по цифровой трансформации СПБПУ, руководителя Комитета по высокотехнологичным направлениям «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение» Алексея Боровкова. Экспертно-аналитические доклады по всем четырем классам будут готовы к конференции «Цифровая индустрия промышленной России» ЦИПР , запланированной на май 2024 года. Подготовка отчетов представляет многоступенчатый процесс: с одной стороны мы опрашиваем разработчиков ПО, а с другой — при поддержке Минпромторга России и Минцифры России проводим анкетирование предприятий на предмет их реальных потребностей в тех или иных функциональных возможностях программных продуктов. Речь идёт о глубоком техническом анализе на основе большого объема данных. К примеру, в Экспертно-аналитическом докладе по функциональным характеристикам отечественных систем инженерного анализа для CAE-систем анализируется более 400 типов различных расчётных задач», — заключил Александр Валентинович.
Отделы придумывают концепцию использования сервисов, предоставляемых своими продуктами клиентам, создают описание концепции самих продуктов из каких функциональных компонентов они состоят, как эти функции взаимодействуют, какие роли участвуют в процессах, какие практики выполнения работ этими ролями применяются, какие документы порождаются и т. Каких-нибудь 100 лет тому назад на этом можно было бы остановиться, поскольку все указанные функции по обработке информации в рамках продукта выполнялись исключительно людьми с использованием подсобных инструментов канцтоваров , не требуя никаких дополнительных сервисов. При этом системы-провайдеры продуктов не зависели друг от друга. С появлением компьютеров картина существенно изменилась. Практически все функции стали реализовываться сервисами, предоставляемыми ИТ системами приложениями , и придаными им сотрудниками фронт- и бэк-офиса. В результате чего и возникла «наша» система — ИТ ландшафт, а также ее система-создатель — оргзвено «Отдел ИТ», положив начало разделению организации на «Бизнес» и «ИТ». Поначалу все выглядело относительно просто.
В ИТ ландшафте присутствовала одна основная система, которая как конструктивный элемент воплощала практически все требуемые функции для систем-провайдеров бизнеса что является идеальным с точки системной инженерии и при этом практически не взаимодействовала с другими системами. Частота появления новых продуктов а значит и новых систем-провайдеров для них и изменения существующих была крайне невысокой, с чем небольшой отдел ИТ вполне справлялся путем изменения настроек коробочной системы, тем более что архитектура ее, как правило, была модульная, что позволяло докупать необходимые стандартные модули по мере развития бизнеса и появления потребности в новых продуктах. При этом общий уровень развития и проникновения информационных технологий в клиентуре и партнерской среде был относительно низким, что не требовало предоставления каких-либо сервисов предприятия посредством цифровых каналов. Стоит, однако, отметить, что у систем-провайдеров продуктов теперь появилась общая зависимость от одной системы-создателя — АБС, что привносит риски для непрерывности бизнеса. Однако последующее взрывное развитие информационных технологий с одновременным расширением их доступности привели к кратному ускорению изменений продуктовой линейки и появлению принципиально новых каналов ее доставки клиентам. Началась эпоха цифровизации, при которой продукты и сервисы либо предоставляются клиенту полностью в цифровом виде цифровые медиа, онлайн банкинг , либо физические продукты и сервисы могут быть получены клиентом с использованием цифровых сервисов например, онлайн каршеринг. Номенклатура доступных на рынке коробочных ИТ систем и технологий существенно расширилась.
Естественно, что все эти изменения не могли не сказаться на структуре ИТ ландшафта. Началась атомизация ИТ ландшафта, где наряду с АБС как основным операционным и учетным модулем, появилось множество дополнительных приложений для реализации отдельных функций в продуктовых надсистемах бизнеса, что позволило в определенной степени повысить качество сервисов, а также увеличить скорость их изменения. Однако при этом заметно возросла и сложность самого ИТ ландшафта, поскольку приложения имели независимый жизненный цикл и, как правило, развивались автономными оргзвеньями как системами-создателями. Кроме того, системы должны были обмениваться данными в рамках интеграционных ИТ решений по поддержке функциональности продуктовых систем-провайдеров, причем как в режиме онлайн, так и в пакетном оффлайн режиме, что приводило к усложнению интеграционной инфраструктуры. Таким образом, стали выделяться 3 системных уровня: Уровень собственно ИТ ландшафта Enterprise Architecture - совокупность всех приложений предприятия иногда включая приложения его партнеров и клиентов и их интеграций. Уровень ИТ решения Solution Architecture — подмножество приложений ИТ ландшафта, взаимодействующих друг с другом для реализации некоего целевого поведения процесса в конкретной надсистеме бизнеса. Дополнительным фактором увеличения сложности стало использование одних и тех же приложений в качестве конструктивных модулей в большом количестве все новых и новых ИТ решений как enabling систем для систем-провайдеров продуктов, что стало приводить к конфликтам как между надсистемами-провайдерами продуктов одному продукту нужен атрибут в сущности БД, а другому такой атрибут будет мешать , так и конфликтам между системными уровнями ИТ решения и приложения как его подсистемы для ИТ решения требуется выполнение определенной функции приложением, а система-создатель приложения считает эту функцию для него нецелевой.
Неудивительно, что данные конфликты с уровня ИТ ландшафта эскалировались по цепочке наверх, приводя к конфликтам между конечными системами-создателями — оргзвеньями бизнеса и ИТ. Разрешались же эти конфликты, как правило, либо путем внедрения новых приложений с дублированием функционала уже существующих, либо «запихивания» нецелевого функционала и данных в существующие приложения, что приводило к еще большему усложнению ИТ ландшафта. Отдельно стоит отметить такой фактор сложности ИТ ландшафта как многочисленные слияния и поглощения, в результате которых в объединенном предприятии появлялись дублирующие друг друга системы-создатели продуктов и поддерживающие их ИТ приложения. Очередной этап увеличения сложности связан с внедрением Agile-подходов к созданию систем-провайдеров продуктов. С точки зрения системного подхода Agile — это наделение систем-создателей в бизнесе продуктовых бизнес-подразделений ресурсами и полномочиями не только разрабатывать концепцию использования системы-провайдера продукта и ее функциональное описание как это было в классической «водопадной» модели взаимодействия бизнеса и ИТ , но и самостоятельно синтезировать ее модульную структуру, а также разрабатывать сами модули-приложения как правило, в микросервисной архитектуре , причем делать все это итеративно с быстрым получением обратной связи от внешних проектных ролей клиентов. Такой подход привел к улучшению коммуникации бизнеса и ИТ при создании продуктов, повышению автономности продуктов, а также к появлению двухуровневой топологии ИТ ландшафта и его систем-создателей, описываемую Gartner как «двухрежимное» ИТ Bimodal IT : Режим 1 «Традиционное ИТ» - традиционный и последовательный, нацеленный на безопасность и надежность. Оптимизирован для более предсказуемых и понятных областей.
Он фокусируется на использовании того, что известно, при обновлении устаревшей среды до состояния, пригодного для цифрового мира. В основном поддерживается монолитными приложениями, развиваемыми соответствующими отделами ИТ в рамках общекорпоративного релизного цикла. Режим 2 «Быстрое ИТ» - исследовательский и нелинейный, обеспечивающий продуктовую гибкость и скорость Time-to-market, экспериментирующий для решения новых проблем и оптимизированный для областей неопределенности. В основном приложения в микросервисной архитектуре, развиваемые кроссфункциональными Agile-командами. С точки зрения структуры ландшафта «Традиционное ИТ» вследствие межуровневых конфликтов со временем обретает черты «платформенности» — монолитные core-приложения предоставляют микросервисным приложениям «Быстрого ИТ» свое поведение посредством слоя стандартизованных программных интерфейсов API. В «Быстром ИТ» так же формируется платформа, в которую выносятся общие для всех приложений инфраструктурные и бизнес-сервисы аутентификация, журналирование, генерация и распознавание документов и др. Конструирование системы без четкого понимания целевого процесса ее функционирования приводит к большому количеству субоптимальных архитектурных решений.
Возвращаясь к понятиям системного подхода, можно с уверенностью утверждать, что ИТ ландшафт обладает всеми признаками системы систем SoS по критериям Maier: Приложения, являющееся подсистемами ИТ ландшафта, создаются независимыми системами-создателями Agile-командами и отделами ИТ. Приложения, особенно если речь идет о «коробках», могут функционировать самостоятельно вне контекста надсистемы ИТ ландшафта конкретного предприятия.
Локализация ИТ-ландшафта логистической компании «РУЛОГ»
ИТ-ландшафты компаний классифицируют по различным критериям в зависимости от их характеристик и особенностей. Локализация ИТ-ландшафта подразумевает замену решений с глобальных на российские, организацию поддержки пользователей и инфраструктуры местными командами. Об изменении ландшафта ИТ-рынка. «СИГМА» – лидер в области разработки и внедрения ИТ-решений для цифровизации российской энергетики и сектора ЖКХ. Компания Axenix завершила разработку стратегии локализации ИТ-ландшафта логистической компании РУЛОГ (ранее известной как HAVI). Platform V Synapse: комплексное импортозамещение ИТ-ландшафта – от теории к практике.
Ландшафтный ИТ-дизайн: как мы будем жить в 2024 году
Это послужило драйвером масштабной инициативы ИТ-службы ритейлера по пересмотру текущего ландшафта ИТ-инфраструктуры и поиску новых высокотехнологичных решений для. Ландшафт, который формировался более 30 лет, полностью изменился, а новые цели, на которые ориентируются отрасль и государство, можно назвать амбициозными. После полного запуска системы ритейлер в автоматическом режиме сможет в режиме реального времениосуществлять мониторинг ИТ-ландшафта на всех уровнях.
Axenix разработала стратегию локализации ИТ-ландшафта логистической компании "Рулог"
Хочу подчеркнуть, что всё вышеперечисленное — мощные и долгосрочные тренды. Кроме того, наши проекты и ИТ-решения были выбраны для развития в рамках индустриальных центров компетенций ИЦК , которые формируются сейчас на базе министерств. Это свидетельствует об актуальности пути, по которому идёт компания, о зрелости и перспективности решений. СИГМА видит точку роста именно в разработке защищённых решений, направленных на развитие технологического суверенитета энергетического сектора российской экономики. В рамках развития собственной линейки ИТ-продуктов в 2022 году мы выпустили кроссплатформенное решение для развития инфраструктуры отечественного электротранспорта — «СИГМА.
В его состав входят мобильное приложение и сайт для водителей, а также веб-портал для операторов ЭЗС. Решение обеспечивает комфортное взаимодействие всех участников процесса. Такие разработки помогают делать электромобили более доступными для населения, а транспорт — более экологичным. У СИГМЫ есть запросы от клиентов, связанные с обслуживанием цифровой составляющей такого оборудования?
Если да, то какие решения может предложить компания? Оно позволяет сотрудникам с помощью мобильных устройств контролировать состояние оборудования электростанций, в режиме реального времени обмениваться информацией с информационными системами верхнего уровня АИС ТОРО , экономить время на формирование отчётов и получение заданий. Всё это позволяет эффективнее организовать работу технического персонала, снижать риски сбоев оборудования и увеличивать срок его эксплуатации. Запрос на оперативное планирование ремонтных работ, безопасное обслуживание оборудования, ведение нарядов-допусков и других рабочих документов в электронном виде очень актуален в связи с возросшим уровнем автоматизации и цифровизации производственных процессов.
На данный момент в системе используется порядка 600 мобильных устройств, с которыми работают более 4120 пользователей.
Axenix разработала стратегию локализации ИТ-ландшафта логистической компании «Рулог» 27. В силу решаемых задач, компания ведет очень закрытую политику, но одним из кейсов Axenix готов поделиться. В рамках проекта проанализировано текущее и целевое состояние ИТ-архитектуры и инфраструктуры, предложены варианты для замены существующих информационных систем, реализована миграция на локальную облачную платформу и российские решения. Об этом CNews сообщили представители Axenix. В условиях быстро меняющегося внешнего окружения мы осознали необходимость выстроить новый ИТ-ландшафт с преобладанием российских решений», — отметил Александр Писаренко, директор по информационным технологиям «Рулог». Одной из особенностей проекта было то, что у российского подразделения «Рулог» отсутствовала документация на используемые информационные системы, так как они являлись частью глобальной ИТ-инфраструктуры.
Применительно к ИТ ландшафту наибольший интерес представляют метрики, связанные с оценкой структурной сложности системы, основанные на неоднородности и топологии. Так Александер Шютц и его соавторы предложили в качестве меры сложности ИТ ландшафта использовать количество и неоднородность его компонентов и их связей, где неоднородность ИТ ландшафта является статистическим свойством и относится к разнообразию атрибутов элементов ИТ ландшафта. Шютц применил концепцию меры концентрации, главным образом энтропии Шеннона, для количественной оценки неоднородности. Данный подход позволил авторам породить 10 количественных метрик сложности ИТ ландшафта, основанных на неоднородности: Сложность типа приложения — количество и неоднородность уровней кастомизации приложений домена make, buyAndCustomize, buy ; Сложность бизнес-функционала - количество и неоднородность бизнес-функций, поддерживаемых приложениями домена; Сложность категорий компонентов - количество и неоднородность инфраструктурных компонентов определенной категории ОС, СУБД и др. Под доменами здесь понимаются оргзвенья предприятия кредитование, депозиты, HR, риски, маркетинг, закупки и др.
Другой метод измерения сложности ИТ ландшафта - на основе топологии - был предложен Робертом Лагерстремом с использованием широко распространенного в дисциплине архитектуры программного обеспечения подходе — Design Structure Matrix DSM — для визуализации скрытой структуры ИТ ландшафта и, таким образом, выявления участков повышенной сложности. Метод, используемый для представления архитектуры сети, основан на классическом понятии связанности и расширяет его. В частности, после определения связанности зависимости между элементами в сложной архитектуре метод анализирует архитектуру с точки зрения иерархической упорядоченности и цикличности, позволяя классифицировать элементы с точки зрения их положения в результирующей сети. Если DSM матрицу первого порядка возвести в последовательные степени, результат покажет прямые и косвенные зависимости, существующие для последовательных длин путей. Суммирование этих матриц дает матрицу видимости V, которая обозначает зависимости, существующие для всех возможных длин пути.
Далее для каждого приложения ИТ ландшафта в V матрице вычисляются метрики: Visibility Fan-In VFI — количество приложений, которые явно или неявно зависят от текущего приложения; Visibility Fan-Out VFO - количество приложений, от которых явно или неявно зависит текущее приложение. Для измерения видимости на уровне всего ИТ ландшафта определяется показатель стоимости распространения Propagation Cost как плотность матрицы видимости. Интуитивно понятно, что стоимость распространения равна доле архитектуры, затронутой изменением случайно выбранного элемента то есть по сути это чувствительность ландшафта к изменениям. По определению каждый элемент внутри циклической группы прямо или косвенно зависит от любого другого члена группы. Найденные циклические группы называются «ядрами» системы.
Самая большая циклическая группа «Ядро» играет особую роль в схеме архитектурной классификации ИТ ландшафта. Далее на основе топологии ИТ ландшафта, т. Центральные приложения определяются как самая большая группа приложений с циклическими зависимостями. Управляющие приложения имеют больше исходящих зависимостей, в то время как общие приложения имеют больше входящих зависимостей. Периферийные приложения имеют как меньше входящих, так и меньше исходящих зависимостей по сравнению с центральными.
Используя приведенную выше схему классификации, можно построить реорганизованную DSM, которая раскрывает «скрытую структуру» архитектуры ИТ ландшафта, размещая элементы в порядке «Общие», «Ядро», «Периферия» и «Управление» вниз по главной диагонали DSM, а затем сортируя внутри каждой группы по убыванию VFI, затем по возрастанию VFO. В отличие от других показателей сложности, связанности и модульности, данный метод «скрытой структуры» учитывает не только прямую сетевую структуру архитектуры, но и косвенные зависимости между приложениями, что вносит важный вклад в принятие управленческих решений. Выводы Понимание того, что в случае ИТ ландшафта мы имеем дело не с обычной системой, а именно со сложной системой систем SoS , позволяет сделать следующие важные выводы: Инженерия ИТ ландшафтов, особенно «подтвержденных» и «коллаборативных», должна учитывать все 7 основных характеристик SoS, поэтому базовых инструментов классической системной инженерии здесь может оказаться недостаточно. Особая важность менеджерского аспекта вопросы владения подсистемами и разрешение конфликтов в цепочках систем-создателей , а не только технических решений, должна обязательно учитываться при развитии ИТ ландшафта. Структурирование ИТ ландшафта с использованием платформ и взаимодействие его подсистем на основе стандартизованных API позволяет снизить его сложность, эффективно находить консенсус при конфликтах систем-создателей и повысить уровень повторного использования ИТ активов в целевых системах бизнеса.
Измерение сложности ИТ ландшафта и противодействие ее увеличению должны являться одними из стратегических приоритетов компании. Необходимо помнить, что при всей своей сложности ИТ ландшафт является всего лишь одной из подсистем-создателей enabling system внутри еще более сложной системы систем — организации. В настоящее продолжаются активные исследования в области SoS и сложности систем, в том числе ИТ ландшафта, в различных корпорациях, университетах и государственных органах США и Европы. Возможно, в ближайшее время появятся более эффективные методы и развитый математический аппарат, применение которых поможет снизить сложность ИТ ландшафтов, а следовательно, уменьшить стоимость владения ИТ активами, снизить риски нарушения безопасности и непрерывности бизнеса, а также сократить Time-To-Market при выпуске новых продуктов. Используемая литература 1.
Левенчук «Практическое системное мышление — 2023». Косяков, У. Свит, С. Бимер, С. Сеймур «Системная инженерия.
Принципы и практика». Schneider, T.
Как продвигается его масштабирование? Цифровой сбыт» — уникальный российский проект: впервые в отрасли реализовано на российских технологиях BPM-решение федерального уровня для единого управления сбытом электроэнергии. Оно позволяет полностью автоматизировать работу с рутинными операциями: от оформления заявок на заключение договора энергоснабжения до обработки показаний и выставления счетов. Ключевыми эффектами являются оперативный и точный централизованный контроль обслуживания абонентов и автоматизация биллингового цикла расчёта потребителей — юридических лиц. Ценность проекта для бизнеса заключается в автоматизации процессов, сокращении времени реагирования на запросы абонентов и сторонних служб, снижении трудоёмкости подготовки управленческой отчётности и удобной онлайн-коммуникации. Для конечного потребителя тут тоже есть плюсы в виде улучшения качества обслуживания и прозрачности оказываемых услуг: персонализация сервисов, сокращение времени на решение вопросов, получение услуг через «единое окно». Важным эффектом от внедрения также является сдерживание роста цен на электроэнергию за счёт снижения операционных затрат. В чём его суть?
С какими электросетевыми компаниями сотрудничаете по этому продукту? Это геоинформационная система для управления распределительными электрическими сетями. С её помощью диспетчер в реальном времени отслеживает всю необходимую информацию: от данных по абонентам до геопозиции мобильных бригад и спецтехники. Она обеспечивает взаимосвязь уровня управления предприятием с уровнем управления объектами распределительной сети. Также система имеет широкие возможности динамической визуализации и может взаимодействовать с комплексом отраслевых приложений для решения задач по анализу, планированию и оптимизации работы энергосистем. Лучшим в предметной области стал проект по разработке и внедрению системы финансово-экономического управления.
Как меняется ИТ-ландшафт Северстали
S8 Capital выполнила первый этап проектов по локализации ИТ-ландшафта и внедрения 1C:ERP на трех заводах Meteor, ранее принадлежавших концерну Bosch. Наши эксперты предлагают комплексные решения для оптимизации ИТ инфраструктуры, улучшения безопасности данных и повышения производительности бизнеса. В каких сегментах качественные отечественные аналоги зарубежных решений пока отсутствуют? Изучаем промышленный ИТ-ландшафт вместе с непосредственными участниками этого рынка. ООО «Наука-Связь» (NAUKA) проводит модернизацию ИТ-ландшафта ГК «МелКом» В 2023 году NAUKA запустила пул проектов по модернизации ИТ-ландшафта ГК «Мелком. Компания «1С‑Рарус» реализовала комплекс проектов для создания единого ИТ‑ландшафта головной организации и дочерних компаний ООО «Абсолют Лигал». Позволяет ИТ и менеджменту научиться отвечать на вопрос как должен измениться ландшафт данных и цифровых сервисов, чтобы обеспечить мои бизнес-потребности сейчас и в будущем.
билайн разработал автоматизированное решение для расчета углеродного следа от ИТ-приложений
6 декабря eXpress принял участие в ежегодной конференции «ИТ-ландшафт новой реальности», которая проходила в мультиформатном пространстве Community в Москве. Компания Axenix завершила разработку стратегии локализации ИТ-ландшафта логистической компании РУЛОГ (ранее известной как HAVI). Целью исследования CNews Analytics и «Инфосистемы Джет» было определить степень проникновения технологий контейнеризации в ИТ-ландшафт крупных российских компаний и.