9 голосов пользователей за топ в списке фильмы про российскую историю. В этой подборке собраны фильмы о разных исторических эпохах, событиях и личностях прошлого. cмотреть онлайн в хорошем качестве. «Рассвет Великой степи» 2022 – казахстанская историческая драма Акана Сатаева, рассказывающая о личности, пути Касым-хана и великом рассвете Казахского ханства.
Популярные исторические
РФ» Рассылка не содержит рекламных материалов Я согласен -на с условиями Правил пользования порталом «Культура. РФ» «Культура.
Спилберг выбрал эту тему, чтобы высказаться и о современности, где и американское, и многие другие сообщества разрывают противоречия, охватила нетерпимость. Спилберг провозглашает важнейший для него принцип: быть американцем - это не родиться в США и не получить гражданство.
А ведь снять такое кино 2023 — очень хлопотное дело. Мало того, что необходимо продумать много деталей в сценарии, так ещё и организовать крупномасштабные съёмки, подготовить громадное количество декораций и костюмов, соответствующих той или иной эпохе. Зато нет ничего лучше крутых костюмированных лент! Смотрите лучшие исторические фильмы 2023 и Вы убедитесь в этом сами. Ведь не зря же их обожает приличная часть аудитории киноманов вне зависимости от пола и возраста. История — это наука, а кинематограф — зрелищное искусство.
По многим моментам они жёстко конфликтуют друг с другом.
Сюжет: Фильм основан на легендах о добром и справедливом «парне из Шервудского леса». Легендарный лучник — эталон народного героя да чего там — Бэтмен средневековья. Тем не менее, картина дает красочное описание жизни Англии XII века.
Дворянин Робин Локсли бежит из арабского плена, в который он попал после Крестового похода. Его другом становится мавр Азим. Дома Робина ждут плохие вести — поместье разорено, отец убит, а шериф Ноттингема, в отсутствие короля Ричарда Львиное Сердце, пытается захватить трон. Но у Робина есть лесные братья и не знающий промаха лук.
Исторический факт: Английские мастера-оружейники предпочитали для изготовления луков прочим породам деревьев тис. Сюжет: В начале Второй Мировой войны британская разведка собирает лучших математиков. Перед ними ставится задача — взломать код фашистской шифровальной установки «Энигма». Группу возглавляет выдающийся ученый Алан Тьюринг.
Но ему гораздо комфортнее в мире цифр, а не людей. Он заносчив и дерзок с коллегами. Градус накала отношений снимает только криптограф Джоан Кларк, помогающая Алану сдружиться с коллегами. Тьюринг просит ее руки.
Однако у него есть тайна, которую он скрывает от других. Исторический факт: История шифровальной машины «Энигма» началась в 1918 году, когда немецкие изобретатели Артур Шербиус и Ричард Риттер основали свою конструкторскую фирму. Сюжет: Действие фильма начинается в 1280 году в Шотландии.
20 лучших исторических фильмов: неочевидные ленты и культовая классика
Список лучших исторических фильмов, посвященных древним эпохам, подарят незабываемый опыт культурного погружения в кинематограф. Исторический фильм о вторжении поляков на территорию Руси (1611), создании Мининым и Пожарским народного ополчения. «Рассвет Великой степи» 2022 – казахстанская историческая драма Акана Сатаева, рассказывающая о личности, пути Касым-хана и великом рассвете Казахского ханства. Мы собрали небольшой список фильмов об истории, из которых вы узнаете биографию Будды и Сократа, тайны Крестовых походов и откуда у человека взялись волосы. Фильм изображает художественно дополненную историю Балиана Ибелина — барона Иерусалимского королевства, оккупированного Западом народа крестоносцев. Невыученные уроки», исторический фильм (14 серий).
9 документальных фильмов по истории, которые заменят уроки в школе
Военные консультанты — важные были люди в кино. Теперь же танки ездят не так, как в жизни, пистолеты стреляют вопреки физике, да даже люди двигаются вопреки физике. Историческая правда тоже важна, хотя тут много версий. Сейчас в российском кино тренд на то, что Россия всегда права, хотя так не может быть даже по теории вероятности. Но можно промотировать ситуации, когда реально права. Но и здесь есть проблемы.
Тот же «Чернобыль» так затуманил вопросы о том, актуально и быстро ли поступила помощь государства облучённым радиацией, что даже у лояльных зрителей возникли вопросы. Ну ладно, это ляпы. Это бывает. В целом, мне кажется, что государство взяло должный контроль над ключевыми темами. У вас нет финансирования?
Кино снимают сейчас так. Но я не вижу проблем со сценариями, финансирование дают многим, а вот ляпы случаются где-то по дороге. Ещё новости по теме Молодо-зелено — Какой фильм на историческую тему, на ваш взгляд, можно считать удачным? У них есть феноменальная функция: закадровый текст может склонять к любой точке зрения, но картинка — она делает всё. Посмотрите, например, фильм «Блокада» 2005 года — там нет закадрового текста, нет даже музыки.
Только живые звуки гибнущего Ленинграда. В художественном кино я бы выделил «Царь» Павла Лунгина, невероятная роль Петра Мамонова и буйство приглушённых красок Руси, из которых влияние Греции видно невооружённым глазом. Очень хорош «Статский советник» Филиппа Янковского, где соцветие Михалкова, Меньшикова, Хабенского, Машкова и Фандеры ну просто искрит актёрским фейерверком. Некоторые, например, относят к таким новых «Гардемаринов» Светланы Дружининой, так как они смахивают на провальный фильм «Возвращение мушкетёров»… — Скажу про те, которые многие видели, но на меня они произвели печальное впечатление.
Подпишитесь на рассылку портала «Культура. РФ» Рассылка не содержит рекламных материалов Я согласен -на с условиями Правил пользования порталом «Культура.
Откуда у нас волосы, зубы, молочные железы, почему мы видим мир в цвете и откуда у нас проблемы с позвоночником. Понравится как интересующимся историей, так и любителям биологии. Если хотите проследить, как всё начиналось, обязательно посмотрите. А операторы BBC, как обычно, порадуют вас красивыми кадрами. Однако с появлением трех великих философов — Сократа, Конфуция и Будды — мышление человека кардинально изменилось. Они заложили основу философии современного мира, и отголоски их теорий мы встречаем в повседневной жизни и до сих пор. Трехсерийный документальный фильм BBC рассказывает о жизни мыслителей и о том, как их идеи до сих пор сказываются на нашей. Время здесь как будто бы замерло, и это оказалось удобно для тех, кто изучает историю: создатели фильма пытаются разобраться, как он выглядел до катастрофы, над чем и как сейчас работают учёные.
Он заикается и от волнения делает большие паузы в речи так, что никто из слушателей его не понимает. Долгие годы он пытается решить свою проблему, обращаясь за помощью к различным логопедам, но в конце концов у него опускаются руки. Его супруга герцогиня Елизавета Хелена Бонем Картер видит, как муж страдает от проблем с речью и находит для него не совсем обычного специалиста Лайонела Лога Джеффри Раш. Вместо того, чтобы встретиться с Альбертом в удобном для него месте, он требует, чтобы член королевской семьи непременно пришел на встречу в его кабинете. Преисполненный сомнением, герцог всё же встречается с доктором, и тот использует непривычную методику — просит прочесть Альберта литературное произведение, слушая музыку в наушниках. После, прослушав запись со своим чтением, герцог с удивлением обнаруживает то, что зачитывал текст практически без трудностей. Альберт решает продолжить встречи с Логом, тем более что вскоре его брат отрекается от престола, а значит новым королём Великобритании должен стать именно он. Режиссёр — Том Хупер «Отверженные». У картины «Король говорит! На IMDb его оценка составляет 8,0 из 10. Их дружба началась ещё с юных лет, когда двое молодых людей служили на пограничной заставе, где на всю жизнь запомнили слова своего командира: «Есть такая профессия — Родину защищать». Этому делу Трофимов и Варавва посвятили всю свою жизнь, пережив Гражданскую и Великую Отечественную войну, побывав в горячих точках Китая и Испании, а после дожив до почтенного возраста и званий генералов. Будучи настоящими офицерами и приверженцами своего дела, герои передают тяжёлую ношу защитника Отечества следующим поколениям своих семей. Режиссёр — Владимир Роговой «Баламут». На момент вступления в должность ему было всего три года: Пу И забрали у матери по распоряжению умирающей императрицы Цыси Лиза Лу — бабушки будущего правителя огромной страны. Совсем ещё маленький мальчик оказывается в Запретном городе, территорию которого он не покинет долгие годы. Он будет жить под надзором придворных, считающих его маленьким божеством и готовых выполнить любую просьбу маленького правителя.
Лучшие фильмы в жанре «Исторический» за 2023 год
Очень хорош «Статский советник» Филиппа Янковского, где соцветие Михалкова, Меньшикова, Хабенского, Машкова и Фандеры ну просто искрит актёрским фейерверком. Некоторые, например, относят к таким новых «Гардемаринов» Светланы Дружининой, так как они смахивают на провальный фильм «Возвращение мушкетёров»… — Скажу про те, которые многие видели, но на меня они произвели печальное впечатление. Венец рейтинга — фильм «Адмиралъ» Андрея Кравчука. При бешеном промо-бюджете и звёздном касте в виде Хабенского, Боярской, Безрукова, Ковальчук, Бондарчука, Вержбицкого и даже Бурляева получилась невнятная, блёклая история о вечно изменяющей любовнице Колчака. Сам Колчак где-то на периферии, история России — тоже. Фильм «Гардемарины 1787. Мир» Светланы Дружининой действительно недалеко ушёл от «Возвращения мушкетёров, или Сокровищ кардинала Мазарини» Георгия Юнгвальд-Хилькевича, да и всех остальных продолжений «Приключений мушкетёров». Я даже знаю причину.
И Дружинина, и Юнгвальд-Хилькевич совсем не умеют работать с актёрами. Они брали то, что есть. И когда в советское время они получали отмуштрованных, высококвалифицированных актёров, выстраивали шаткое, но яркое зрелище. А теперь получают сериальных, быстро сделанных актёров. С фальшивыми интонациями, деланой мимикой, гэканиями и бэканиями. Что с ними делать, они не знают. И все их наработанные приёмы перестают работать.
Актёры кривляются, и зритель это видит. Смотрите, Ходченкова в 2017 году снимается в семи фильмах, Петров в 2018 году, когда играл Гоголя, снялся в восьми фильмах. А вот Наталья Гундарева в 1978 году, на пике популярности, снимается всего в двух картинах. Но каких: «Сладкая женщина» и «Труффальдино из Бергамо». Марина Неёлова говорила: «Молодые артисты плохо говорят, плохо двигаются, почти не думают и считают, что вполне достаточно, если режиссёр — я не про всех говорю, это было бы бестактно, — если режиссёр им скажет, из какой двери выходить, и что сейчас я думаю, когда молчу.
Великолепная актерская игра и сама атмосфера фильма ни на минуту не отпускают зрителя. Исторический факт: Основными целями восставших были упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Сюжет: Действие фильма происходит приблизительно в конце второго века н.
Это время правления императора Марка Аврелия и его сына Коммода Комадаса. Сюжет повествует о противостоянии Марка Аврелия угрозе нападения германских племён и одновременно о политической борьбе с оппонентами внутри Рима. Умирая, император назначает преемником не сына, а полководца Гая Ливия, влюбленного в его дочь. Но прийти к власти все же суждено именно Коммоду. Исторический факт: Окончательно Западная Римская империя пала в 476 году. Вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Ромула Августа отречься от престола. Сюжет: Фильм основан на легендах о добром и справедливом «парне из Шервудского леса». Легендарный лучник — эталон народного героя да чего там — Бэтмен средневековья.
Тем не менее, картина дает красочное описание жизни Англии XII века. Дворянин Робин Локсли бежит из арабского плена, в который он попал после Крестового похода. Его другом становится мавр Азим. Дома Робина ждут плохие вести — поместье разорено, отец убит, а шериф Ноттингема, в отсутствие короля Ричарда Львиное Сердце, пытается захватить трон. Но у Робина есть лесные братья и не знающий промаха лук. Исторический факт: Английские мастера-оружейники предпочитали для изготовления луков прочим породам деревьев тис. Сюжет: В начале Второй Мировой войны британская разведка собирает лучших математиков.
И теперь впереди самое трудное: научиться ходить заново. Фильм «Один шаг» — о мужестве настоящих героев: военных, которые преодолевают трудности ради будущей жизни, и врачей, которые помогают им пройти этот путь.
Производство: документальный канал RT. Каждый день сотни обычных мужчин приходят записываться добровольцами на СВО в разных уголках нашей страны: от Башкирии до Приморья, от Краснодарского края до Сибири. Кто они — добровольцы России — и почему так рвутся на передовую? Можно ли стать добровольцем в 60 лет или если не служил в армии?
Это следовать ряду записанных в Конституции принципов, среди которых право любого человека на справедливость по отношению к себе.
А если шире, то быть человеком - это выше национальных интересов и государственных тайн, убеждён Спилберг.
Смотреть русские исторические фильмы
Фильм «Один шаг» — о мужестве настоящих героев: военных, которые преодолевают трудности ради будущей жизни, и врачей, которые помогают им пройти этот путь. Производство: документальный канал RT. Каждый день сотни обычных мужчин приходят записываться добровольцами на СВО в разных уголках нашей страны: от Башкирии до Приморья, от Краснодарского края до Сибири. Кто они — добровольцы России — и почему так рвутся на передовую?
Можно ли стать добровольцем в 60 лет или если не служил в армии? Впервые зрители увидят, как формируются добровольческие батальоны, как проходит боевое слаживание и почему простые ребята — вчерашние программисты, бизнесмены и рабочие — так спешат на помощь к своим в зону специальной военной операции.
Предлагаем оставить свою рекомендацию, написав комментарий к этому материалу. Читайте также:.
Битва за Сталинград 17. Курская битва 5. Огненная дуга 1969. Штурм Берлина 25. Последний штурм 1971. Маньчжурская операция 9. Операция по принуждению Грузии к миру 8—12.
Быть Астрид Линдгрен Где посмотреть: Okko Длительность: 2 часа 3 минуты Зрители описывают этот фильм как чувственный и нежный, поскольку его главной героиней выступила детская писательница Астрид Линдгрен. Ленту можно считать биографической: авторы взяли за основу настоящую историю писательницы, которая подарила миру истории про Малыша и Карлсона, Пеппи Длинныйчулок и Эмиля из Леннеберги. В основном в фильме показали детство и юность Линдгрен. Тренер Картер Где посмотреть: Okko Длительность: 2 часа 10 минут Еще один фильм в нашей подборке — с известным актером. В качестве основы для ленты авторы взяли историю тренера школьной калифорнийской баскетбольной команды Кенни Картера. В 1999 году он запретил игрокам, не испытавшим ни одного поражения, участвовать в играх из-за низкой успеваемости. Поступок Картера оценили двойственно, однако в итоге у этого были свои плоды, а подход Картера назвали действенным. В итоге режиссер Томас Картер снял отличную спортивную драму про жизненные приоритеты и цели с Сэмюэлом Л. Джексоном в главной роли. Сюжет ленты рассказывает об отце пяти дочерей Ричарде Уильямсе, который желает своим детям хорошего будущего. Двух дочерей Уильямс хочет сделать звездами тенниса, но для этого им приходится упорно тренироваться. Сценарий фильма основан на мемуарах самого Уильямса, а его роль в картине успешно сыграл Уилл Смит. Важно отметить, что многие фрагменты в ленте действительно отражали жизненные ситуации реального прототипа. Переступить черту Где посмотреть: Okko Длительность: 2 часа 33 минуты В 2005 году вышел фильм про одного из самых влиятельных музыкантов XX века Джонни Кэша. Его вы можете знать по песням «Hurt», «Folsom Prison Blues» и другим композициям. За основу фильма взяли автобиографические книги музыканта «Человек в черном» и «Кэш: автобиография».
Что посмотреть: топ-25 фильмов, основанных на реальных событиях
Мы собрали для вас лучшие фильмы в жанре «Исторический» за 2023 год на основе оценок авторов сайта Невыученные уроки», исторический фильм (14 серий). Сцена в душе и спагетти-вестерны, Джармуш и Кассаветис, «Леди из Шанхая» и «Небо над Берлином»: по просьбе Arzamas кинокритик Станислав Зельвенский выбрал более 200 самых важных фильмов, имен и явлений в истории кино от Второй мировой до наших дней. Всем, кому интересно прошлое, советуем смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве исторические фильмы, а также следить за обновлениями на нашем сайте. Исторические фильмы – жанр игрового кинематографа, повествующий о той или иной эпохе, людях и событиях прошлых лет.
Последние рецензии к историческим фильмам:
- Исторические фильмы про войны Древнего мира
- Исторические фильмы про войны Древнего мира
- Все исторические
- Исторические фильмы 2024
От «Потемкина» до «Аполлона»: 50 лучших исторических фильмов
коллекция исторических фильмов - все лучшие фильмы - в самом полном каталоге кино- и мультфильмов. 9 голосов пользователей за топ в списке фильмы про российскую историю. подборка зарубежных и российских фильмов. Список лучших исторических фильмов на русском языке с высоким рейтингом в подборке Афиши. подборка зарубежных и российских фильмов. Список лучших исторических фильмов на русском языке с высоким рейтингом в подборке Афиши.
Какие интересные исторические фильмы нам предстоит увидеть
Тут же и наступающие Показать ещё немцы. Идет бой, сплошной грохот и разрывы снарядов… И вдруг все стихло. Фронт отодвинулся дальше на восток. Возле уцелевшего блиндажа появляются люди. Сначала это ослепший от взрыва капитан Хлебников и жительница села Серафима.
Сражение у мыса Тендра 28—29. Швейцарский поход Суворова 10—27. Бородинское сражение 26. Синопское сражение 18.
Оборона Шипки 9—14. Моонзундское сражение 12—20. Перекопско-Чонгарская операция 7—17.
И фильм дает нам очень эффектно вот этот внутренний монолог персонажа — мы понимаем, что это мысли собаки Шарика, которого обварил повар. Но когда мы смотрим этот фильм впервые — тем более, если мы не знаем содержание повести, возникает ощущение, что это мысли человека, который в этой запущенной Москве пытается найти хоть какое-то пропитание, чтобы не умереть с голоду. Так ставится одна из основных тем — не только Шарикова, как такового, а вообще советской жизни, в которой необходимые продукты — питания ли, широкого потребления — их добывание, доставание становились главным смыслом жизни целых поколений. И вот этот странный монолог человека сопровождается тем, что мы видим, как этот человек, или это существо, идет, приникнув к земле. Повторяю: мы еще не знаем, что это мысли пса, и когда произносящее эти слова существо подходит к мальчику — может быть, даже беспризорнику это тоже символ той эпохи , и мальчик опускается на четвереньки, чтобы приблизиться к тому, кто размышляет о своей тяжелой жизни, — у нас опять возникает ассоциация.
Мы видим Москву, в которой люди не просто должны быть озабочены одним — как выжить — не тем, чтобы жить, а именно выживать, но что все люди в этой Москве поставлены на колени, низведены до положения животных. Это ассоциация возникает не сразу. Но когда она возникает, автор дает нам почувствовать, почему это случилось с Москвой, почему это несчастье случилось со страной. Мы видим идущих в баню красноармейцев. Вот это та темная страшная сила, которая разрушила историческую Россию, которая создала условия, при которых люди могут не жить, а не выживать, ища себе скудное пропитание, в которых человеческое достоинство унижено до предела, в которых человек поставлен на колени, низведен практически до уровня животного. Вот так достаточно жестко, с характерной для конца 1980-х годов социально-политической заостренностью, ставит проблему Шарикова режиссер Бортко. Ну, а далее следует эпизод, который неожиданно напоминает нам о той России, которая была, и которая сейчас уходит с исторической арены. Мы видим совершенно не подходящего к интерьерам этой запущенной Москвы человека буржуйского вида, мы видим дом— доходный, но еще очень респектабельный, который хранит в себе следы прошлой жизни; и вместе с тем видим, как пес Шарик вводится в вот этот Калабуховский дом, символизирующий собой еще недоуничтоженную, старую Россию.
Многим, в особенности москвичам или петербуржцам, и по сей день знакомы дореволюционные дома, в которых, несмотря на колоссальное запустение советского времени, еще сохраняются следы той самой обстановки, которая присутствовала в них в дореволюционное время. В вестибюлях, на лестницах, что-то еще сохранилось, а что-то, может быть, уже возрождается сейчас. И поэтому этот дом — Калабуховский дом, — в котором живет столь нетипичный для большевистской Москвы профессор Преображенский, символизирует собой тот островок, на котором сохраняется прежняя русская жизнь. Кажется, что дом еще можно сохранить в этих условиях, и квартира профессора Преображенского является тем самым домом, где он позволяет себе жить так, как жили поколения русских интеллигентов — тех, кого потом стали называть презрительно буржуями на протяжении многих лет. Но уже и в этот дом, мы видим, вторгается новая жизнь разговор со швейцаром очень показателен , но самое главное — не ведая этого, профессор Преображенский, приведя к себе в квартиру пса Шарика, приводит то существо, которое будет утверждать в его последней цитадели, в его квартире, в которой продолжается старая традиционная русская жизнь, жизнь новую, жизнь шариковскую. Ну, а далее посмотрим эпизод, который очень характерно являет нам суть этих перемен, суть тех людей, которые осуществляли эти перемены в стране это страшное время — диалог профессора Преображенского и представителей домкома. Посмотрим фрагмент. Разговор профессора Преображенского со Швондером наполнен очень глубоким смыслом.
И здесь талант писателя Булгакова и режиссера Бортко органично дополняют друг друга. Но прежде всего мы видим, как в квартиру профессора Преображенского вторгаются люди, как они входят в эту квартиру — в его дом, как хозяева. Сразу возникает ассоциация со страшными обысками, арестами, расправами периода гражданской войны, когда красногвардейцы или чекисты вот так вот вторгались в дома мирных обывателей. Когда мы внимательно посмотрим на группу, вошедших в квартиру Преображенского, перед нами, по сути дела, группа людей, символизирующая суть большевистской революции. На переднем плане в кожаной куртке напоминающий еврея-комиссара Швондер, рядом с ним, видимо, вышедшая из интеллигентных слоев, судя по фамилии Вяземская, — революционерка, порвавшая со своим классом, ну а за спиной два типичных представителя революционной массы — русские мужики-маргиналы Пеструхин и Жаровкин. Это действительно яркий символ революции. Поразителен разговор, который начинает Швондер. Мы слышим вместо нормального русского языка советский новояз, аляповатость которого подчеркивает профессор Преображенский, постоянно переспрашивая.
А потом начинается привычный для многих из нас, выросших в советское время, разговор, когда свое право жить в собственном доме нужно доказывать обилием бумаг. И вот здесь хочется отметить следующее. Многим из нас смысл этого разговора, конечно, понятен, но трудно представим. Действительно, как это так: один человек живет в квартире с таким количеством комнат? И подавляющее большинство нас выросло в условиях коммунальных ли квартир, общежитий, в которых гостиная, столовая, спальня и кабинет, как правило, располагались в одной комнате, в которой живет уже по нескольку человек. Действительно, в этом разговоре, когда профессору Преображенскому указывают, сколько комнат у него должно быть, заключается очень яркая иллюстрация того, как разрушался тот привычный бытовой уклад старый России, которую олицетворяли дома, в которых жили русские люди в условиях революции. Действительно, большинству советских людей, уже незнакомых с понятием дома — домов лишались все — от помещиков до крестьян, от представителей состоятельных городских слоев до мещан, — всё заменяло понятие «жилплощадь», на которой человеку давали возможности жить в этих размерах, которые были установлены какими-то абстрактными государственными нормами. И вот мы видим, как в дом, в котором профессор Преображенский пытается сохранить уклад привычной для него старой русской жизни, вторгаются посторонние люди и указывают ему, сколько у него должно быть комнат, где он должен работать, где он должен есть, где он должен спать — и это самое страшное в разговоре.
Мы чувствуем, что рождается жизнь, при которой человек даже в своем доме не может оставаться самим собой. Профессор Преображенский пока что чувствует себя достаточно уверенно. Он иронически зло высмеивает своих оппонентов. Он знает, что один из его пациентов — высокопоставленный советский партаппаратчик, и обращается к нему. И здесь мы видим опять характерную черту советской жизни. Благоволение начальства позволяло в советском обществе избегать даже советских законов. Законов, конечно же, часто глубоко несправедливых, но всё-таки формально установленных. Мы прекрасно понимаем, насколько всё же уязвим профессор Преображенский.
Уязвим именно потому, что если бы не покровительство советского начальника, его бы лишили возможности жить в своем доме, как в своем доме. В доме, который он создавал, возможно, десятилетиями, осуществляя свою научную деятельность, в доме, который он создал своим трудом. Но в данный момент советский начальник спасает профессора Преображенского от уплотнения, и вот тогда, в бессилии покидая его квартиру, компания Швондерав лице Вяземской всё-таки пытается ему пригрозить. И далее еще один очень характерный разговор. Ему предлагают то, что очень часто предлагали людям в советском обществе — купить ненужные ему журналы для того, чтобы якобы помочь детям Германии. Здесь всё очень узнаваемо, очень напоминает советскую действительность, когда людей заставляли покупать ненужные вещи, а нужных вещей приобрести не давали возможности, когда в стране, исполненной огромных противоречий, нужно было проявлять солидарность с какими-то угнетенными в разных странах и континентах. Действительно, какая забота о детях Германии могла иметь место в стране, в которой были многие десятки тысяч своих беспризорных детей, в которой только что в начале двадцатых годов голод унес почти пять миллионов человек. И вот когда профессор Преображенский возражает против этого абсурда, происходит очень интересный разговор.
То, что он не хочет покупать ненужные ему журналы, дает основание предположить, что он контрреволюционер, он не любит пролетариат, и за это его следует арестовать. Вот здесь вот здесь проступает самая страшная черта будущего советского общества. В этом обществе человек не только не может жить в своем доме как в своем доме, но он даже не может хотеть так, как он хочет. Ему указывают, что желать, где жить, как жить, что покупать и чего, в конечном итоге, желать. А если он не подчиняется — он враг, он подлежит репрессиям. Отстояв неприкосновенность своей квартиры от Швондера, профессор Преображенский садится обедать. Обед сразу приобретает символическое значение. Эта неспешная русская трапеза, происходящая в столовой, и изобилие на столе у профессора Преображенского символизирует не только его материальное положение в условиях НЭПа, но вот тот уклад жизни, который постепенно стал разрушаться.
По ходу трапезы профессор Преображенский говорит о своем видении жизни. Он дает очень яркие характеристики того, что происходит, и его разговор обращенный, к 1920-м годам, тогда, когда этот фильм вышел, конечно же, в конце 1980-х годов приобретал очень актуальное значение. Достаточно вспомнить фразу о ненужности чтения газет советских. Эти слова, конечно же, в конце 1980-х годов звучали очень вызывающе резко, точно также, как и разговор о водке, которая производится на предприятиях государственных, на которых неизвестно что производят, и так далее. Но главное здесь, пожалуй, другое. Профессор Преображенский пытается смотреть на окружающий его мир с точки зрения, как он говорит, здравого смысла, то есть с точки зрения тех представлений, которыми жила привычная ему дореволюционная Россия. И вот в этот разговор вторгается неожиданно пение хора. Это не просто хор, организованный домкомом.
Перед нами, по сути дела, символ тех бессмысленных многочасовых собраний, политинформаций, на которых проходила жизнь целых поколений в советское время, когда люди собирались и бессмысленно говорили и слушали, отвлекая себя от конкретной работы, конкретной деятельности. Показательны слова песни, которую исполняет хор: «суровые годы проходят в борьбе за свободу страны, за ними другие приходят — они будут тоже трудны». Вот эта бессмысленная борьба всё с новыми и новыми препятствиями. То есть, жизни нет — есть только постоянная борьба — то за выполнение пятилетнего плана, то за урожай, и так далее, и так далее. А на самом деле, полный бедлам, в том числе бедлам хозяйственный. Об этом говорит профессор Преображенский. Очевидно, что тот социальный эксперимент, который происходит в стране, вызывает у него самую резкую критику. Однако эта критика уже не может быть безобидной и безопасной для самого профессора Преображенского.
Свободы уже нет в Советском обществе. И не только политическая оппозиционность, но просто честный, здравый взгляд на происходящее может быть чреват репрессиями. Но профессор Преображенский как будто ещё ощущает себя в прежней России, поэтому и позволяет себе говорить, в частности, о том, что большевистская разруха это результат того, что люди, которым нужно заниматься чисткой сараев, решают проблемы вселенского масштаба. Ну, а далее в фильме возникает линия Шарикова. В стране, где происходит рождение нового общества, которое, впрочем, профессор Преображенский критикует, и критикует очень остроумно, видя в бытовой разрухе разруху социальную, разруху психологическую, разруху мировоззренческую — вот в этих условиях многие говорят о рождении нового человека. В 1920-е годы гонение на религию сопровождалось противопоставлением науки, которая сможет решать те задачи, которые раньше, как казалось, может решить лишь религия. В частности, будет создан новый человек. И сам того не желая, профессор Преображенский, создавая нового человека, создает именно того человека, которому надлежит жить в советском обществе.
В следующем фрагменте мы увидим только то, как этот созданный из пса Шарика и Клима Чугункина человек представляется профессором Преображенским научному сообществу. Сцена демонстрации Шарикова показана в фильме таким образом, что это сцена очень отличается от содержания повести. Действительно, мы видим, как ученые мужи, студенты — вообще публика, всем своим обликом напоминающая вот эту старую Россию, — мы видим, эта публика восторгается искусственно созданным человеком. Но наряду с тем, что здесь присутствует восторг перед возможностями науки, в сцене подчеркивается и другой момент. На Шарикова смотрят с умилением представители интеллигенции, как они смотрели на представителей народа, простонародья. Действительно, для русской интеллигенции была характерна вера в народ как носителя этой высшей идеи. Народопоклонничество, как об этом писали в сборнике «Вехи» оппоненты вот этой традиционной революционно настроенной интеллигенции. И вот Шариков являет себя.
Ему дается в руки балалайка, и он начинает исполнять песню на мотив зловеще звучавшей тогда песни «Яблочко». Под эту песню революционные матросы совершали многие свои вопиющие злодейские преступления — насилия, грабежи и убийства. Для современников это «Яблочко» звучало отнюдь не так безобидно, как для последующих поколений. Он исполняет эту песню, и мы видим, как поначалу все присутствующие умиляются ему — и как произведению науки, и как представителю простого народа, — но по мере того, как он входит в раж, и песня его начинает звучать уже со словами, все вдруг начинают понимать, что вот этот самый новый человек, представитель простого народа, призван стать их палачом. И уже с обреченным видом они слушают пение Шарикова, понимая, что в словах этой разбойничьей песни звучит приговор всем им. Сцена завершается тем, что профессор Преображенский падает в обморок, тем самым как бы констатируя ужас перед тем, кого он создал. Прозрение русской интеллигенции в момент, когда столь почти что обожествлявшийся ею простой народ сказал свое слово в революции, когда он проявил себя в лицах тех своих представителей, которые устремились в революцию, прежде всего как тот самый «грядущий Хам», о котором писал Мережковский. Ну, а далее созданный профессором Преображенским Шариков — человек коммунистического будущего, поселяется в его квартире, в его доме, и его дом начинает превращаться в одну из самых страшных изобретений советского времени — в коммуналку, в квартиру, в которой люди совершенно разных социально-психологических типов, люди просто посторонние, чуждые друг другу, обречены были жить десятилетиями.
Итак, рождение нового советского коммунального быта в еще казавшейся незыблемо традиционной дореволюционной квартире профессора Преображенского предстаёт перед нами в следующем фрагменте. Мы видим, как постепенно в квартире профессора Преображенского возникает очень серьезный конфликт. Действительно, превращение многих старых московских, петербургских — вообще дореволюционных квартир, в квартиры коммунальные, с их новым бытом представляло собой кошмар прежде всего для их прежних хозяев. Когда к ним подселяли людей, привыкших к совершенно другому образу жизни, другому способу ведения хозяйства, конфликты были неизбежные, повседневные по самым разным поводам. Нет ничего страшнее, чем жить у себя дома с совершенно чуждыми тебе людьми. И вот именно в этом постоянном пребывании в коллективе чуждых тебе людей проходила жизнь целых поколений — в том числе и тех, кто был связан с устоями прежней дореволюционной русской культуры. Даже, может быть, очень неплохие простолюдины, поселяясь в квартирах людей интеллигентных, превращали их жизнь в ад, постепенно вымещая на периферию жизни, ибо теперь в новой жизни они были хозяевами. Мы видим, как постепенно Шариков начинает разрушать ту атмосферу прежней дореволюционной жизни, которая сохранялась в квартире профессора Преображенского, и профессору всё труднее возражать ему.
Они не только разные — по внешнему облику, по манере выражать свои мысли и по образу этих мыслей. Они, по сути дела, потенциальные враги. Тем более, что Шариков — и мы слышим это в его разговорах, явно кем-то науськивается на профессора Преображенского. В его словах начинает звучать вот эта характерная социальная демагогия советского времени, неприятие которой могло быть чревато для профессора Преображенского большими осложнениями. Тут все: и скрытые угрозы, и фамильярность, и искренне непонимание того, чему профессор Преображенский пытается научить Шарикова. Перед нами действительно люди, олицетворяющие собой два разных мира. Причем вот эта попытка поймать блох на себе, вытирание этих грязных рук с раздавленными блохами о портьеры, нарочито подчеркивает нам на уровне — даже чисто бытовом, несоизмеримость этих двух миров. Профессор Преображенский оказывается в очень сложном положении в своем собственном доме.
В месте, где, казалось бы, можно найти отдохновение от заполоняющей русскую жизнь жизни советской. Ну, а в следующем эпизоде мы видим тот же самый обеденный стол, за которым так остроумно профессор Преображенский рассуждал о противоречиях советской действительности, но ситуация уже изменилась. За столом присутствует Шариков. И вот это общая трапеза приобретает совершенно другой характер. Здесь окончательно проступает глубокий конфликт между профессором Преображенским и доктором Борменталем, с одной стороны, и Шариковым с другой. Мы видим, как за обеденным столом Шариков пытается проявить свою собственную природу. И для этой природы характерно именно отторжение от всего того, что несет на себе печать культуры — в том числе культуры застольной, бытовой, стремление быть до примитивности простым, даже вульгарным. Вот здесь ставится очень важная проблема.
По мнению Шарикова, все настоящее, подлинное, должно быть простым, а всё сложное — это нечто ложное, его быть не должно. Проявляет себя Шариков, конечно же, и в отношении водки. Вот это очень характерная деталь — то, как ведет себя Шариков в данном случае — он не может спокойно смотреть на водку. И перед нами проблема, весьма актуальная именно в советское время и всем нам хорошо знакомая. До революции, конечно же, существовала более развитая культура потребления спиртных напитков. Они всегда находились в домах людей, более или менее состоятельных, и никогда не полагалось постоянно напиваться. Да, люди выпивали по одной-две рюмки для аппетита за обедом, и на этом останавливались. То есть горожане, люди более просвещенные, пили регулярно и понемногу.
К сожалению, те социальные перемены, которые произошли в нашей стране, привели к тому, что огромное количество русских крестьян, бежавших из голодавшей, разрушавшейся колхозным рабством деревни, наполняли собой города и приносили с собой свои деревенские привычки. В отличие от горожан, крестьяне пили редко и помногу. И вот, оказываясь в условиях непривычной для них городской среды, переживая постоянный стресс, не имея потребности еще приобщаться к какой-то серьезный городской культуре, многие представители деревни в тяжелых условиях отрыва от родной среды, привносили с собой вот эту практику пития — то есть в городе они пили помногу, но уже не так редко, как в деревне, а гораздо чаще. Отсюда возник то стереотип, согласно которому в доме, где живет мужчина, не может стоять спиртного. Если оно появляется — оно сразу всё уничтожается, выпивается, доводя этого мужчину в доме до состояния пьяного бесчувствия. И вот мы видим здесь в отношении как Шарикова, так и его сотрапезников, в отношении их к водке, по сути дела разное их отношение к жизни, как таковой. И еще одна выразительная деталь. Шариков пытается продемонстрировать своим собеседникам то, как надо есть, пить и жить по-настоящему, и произносит вот этот короткий тост: «Желаю, чтобы все!
Это весьма печально, как печально и другое — то, как Шариков демонстрирует свои собственные представления о жизни, с какой категоричностью, с какой напористостью он говорит, он высказывает свои мысли — достаточно грубые и примитивные. И вот еще одна очень важная деталь этого разговора. В повести Булгакова не говорится о том, что профессор Преображенский дал Шарикову для его развития роман «Робинзон Крузо». Роман очень характерный. В нем представитель, так сказать, буржуазной Англии, буржуазного индивидуализма, как говорили в советское время, без всякого коллектива окультуривает необитаемый остров. Неслучайно возникает у режиссера мысль об упоминании именно этой книги. То есть, профессор Преображенский дает Шарикову книгу, которая может сделать его цивилизованным человеком. Очень выразительная деталь.
Действительно, когда темной массе бедных, завистливых, неразвитых людей предложили марксизм, он принял в их сознании совершенно определенную форму. Экспроприация экспроприаторов, о которой говорил Маркс, была популяризирована Лениным как лозунг «грабь награбленное». И вот это стремление к уравниловке, стремление к тому, что нужно «всё взять и поделить», увы, обусловило тот самый русский бунт, бессмысленный и беспощадный, который проявился в нашей революции. Миллион Шариковых решили, вот так просто поняв марксизм, переделать страну. Ложное марксистское учение стало санкцией на, по сути дела, бесчестие, о котором говорит Достоевский. Это очень опасно, когда исполненные человеконенавистничества умозрительные идеи попадают в массы — в массы, у которых нет достаточной степени культуры, критического подхода к своему собственному мышлению для того, чтобы эти идеи как-то верно понять и принять, или отторгнуть. И мы видим здесь, как Шариков декларирует за столом, что он нашел те идеи, которые позволят ему в конечном итоге утвердить себя в этой жизни, утвердить себя в квартире профессора Преображенского — даже ценой попрания его. Попытка профессора Преображенского возражать Шарикову не приводит ни к чему.
Шариков переходит в наступление. И вот следующий фрагмент показывает нам, как он торжествует — уже в доме профессора Преображенского, не видящего возможностей остановить его триумфальное шествие по квартире, старого профессора. Устраивая пьяную оргию в квартире профессора Преображенского, Шариков как будто окончательно хочет утвердить себя в этом доме. Показательная деталь, отсутствующая в повести: Шариков пьет из пробирок спирт, в котором находится какие-то необходимые, видимо для исследования профессора, частицы — то ли какие-то экспонатов, то ли частицы каких-то органов. Отсутствующий в повести эпизод, тем не менее, очень выразительно перекликается с реальными событиями. Достаточно вспомнить о том, как происходил в Москве захват власти большевиками. Во время разграбления здания окружного суда современники были потрясены той картиной, когда пьяные красногвардейцы, солдаты вытаскивали из здания окружного суда находившиеся в криминалистической лаборатории емкости со спиртом, в которых хранились какие-то головы, руки, и выпивали этот спирт. Вот эти впечатления реальных современников о реальной революции здесь неожиданно проступают вот в такой детали.
Действительно, профессору Преображенскому нет места в его собственном доме, как уже на самом деле нет места и уже в его собственной стране. И вот здесь возникает очень важный разговор. Доктор Борменталь готов на крайние меры, чтобы остановить разрушение вот этого самого старого русского дома, олицетворяющего собой Россию. Происходит очень серьезный разговор. С одной стороны, профессор Преображенский понимает очевидную страшную истину, что Швондер, который пытается натравить Шарикова на него, совершает страшное преступление, которое потом обратится и против него самого. Сначала шариковы уничтожат преображенских, а потом и швондеров. Это очень выразительный образ. Действительно, Швондер здесь выступает в качестве революционеров первой волны — вот этих самых революционеров ленинской гвардии, которые подняли темную народную массу, из которой потом вышли шариковы, которые сначала уничтожили буржуев, подобных профессору Преображенскому — то есть старую элиту России, а потом обрушились на швондеров — на эту самую большевистскую ленинскую гвардию.
Действительно, Шариков — это сталинский выдвиженец, уже даже типологически это уже новый партийный деятель, который сметет швондеров. И вот когда доктор Борменталь готов предпринять самые крайние меры, он слышит возражение профессора Преображенского — кстати говоря, ответственного за появление Шарикова, — возражение абстрактно моралистического плана о том, что никогда не надо совершать преступления, греха — как будто в жизни бывают ситуации, когда человек выбирает только между тем, чтобы согрешить или не согрешить. За этим разговором проступает опять-таки очень выразительный символ.
Идет бой, сплошной грохот и разрывы снарядов… И вдруг все стихло. Фронт отодвинулся дальше на восток. Возле уцелевшего блиндажа появляются люди. Сначала это ослепший от взрыва капитан Хлебников и жительница села Серафима. Позже к ним присоединяются немец-дезертир Хольц, райкомовец Демидович, уцелевший после массовой казни еврей Нохим, уголовник Казимир.
От краха Римской империи до гибели Гитлера: лучшие исторические фильмы для расширения кругозора
Лента создается в рамках цикла исторических картин о событиях и личностях, которые превратили Древнюю Русь в великую Российскую Империю. «Императрицы» — продолжение документально-художественного фильма «Петр I: Последний царь и первый император». Исторические фильмы о XVII веке до н. э. (1: 1 кат.). 11 лучших исторических фильмов 2023 года: «Жанна Дюбарри» и «Злой город» Кадр из фильма «Воздух». В основе сюжета многосерийного фильма лежит исторический материал о путешествии Чжан Цяня, посланника императора Хань У-ди.
Где вы находитесь?
- Лучшие исторические фильмы - подборка Афиши
- исторический
- Российские исторические фильмы 2022 года: топ список – лучшие и новые премьеры с высоким рейтингом
- «Красный ноябрь»