а, последняя - с).
Боги-хранители и покровители домашнего очага и всего римского народа 6 букв
Яхве 6 букв. Бог с множеством голов. является ответом на вопрос: "Финикийский бог" и состоит из 6 букв. Боги-хранители и покровители домашнего очага и всего римского народа 6 букв. Финикийский бог, убитый и воскресший; растение семейства лютиковых; малая планета 6 букв. 6 букв. Ответы для кроссворда.
Ваал (Финикийский бог)
финикийский бог — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Бог Яхве Бог евреев. Буквы финикийцев и буквы нашей азбуки. Финикийская буква м. Финикийские буквы и наши буквы алфавита.
Финикийский бог 6 букв
- Литература о финикийском письме
- Рабочие будни молодого педагога: ВПР по истории, 5 класс. Финикия.
- Древнеримские боги домашнего очага - Ответ из 6 букв, на букву П
- ГДЗ по истории 5 класс, рабочая тетрадь Чернова, тема 5, упр 59. Впишите недостающие буквы и слова.
- Боги Финикии и Угарита, родина Библии? - YouTube
- Финикийский бог - 6 букв ✓
а д о н и с
- Финикийский бог
- Финикийские боги 5 класс история - 84 фото
- Прочие персонажи египетской мифологии
- Вавилонское царство
Финикийские боги и их мифология
Когда популярность бога-отца угасла, его основными чертами был дополнен образ сына. Баал-Хаммон являлся предметом поклонения не только у самих финикийцев, но и у жителей соседних земель, в том числе и финикийских колоний. Самое древнее упоминание о данном божестве датируется IX столетием до нашей эры. В западной части Финикии даже был возведен храм Баал-Хаммона. Ряд государств финикийского мира чеканил монеты с изображением его символа — круга с лучами. Но больше всего данное божество почитали в Карфагене. Баал-Хаммон Изо всех символов Баал-Хаммона чаще всего изображался солнечный диск иногда он имел крылья.
Поскольку древние люди считали светило хранителем справедливости, то и Баал-Хаммону они приписывали эти же качества: по мнению людей, божество внимало чаяниям и мольбам верующих. Еще одной «специализацией» этого бога было обеспечение плодородия земли, а также размножение всего живого, в том числе и человека. В этом плане Баал-Хаммон отождествлял мужскую производственную мощь женскую, как описано выше, символизировали Астарта и Тиннит. Баал-Хаммон в образе светила с наступлением вечера опускался с западной стороны в подземный океан, а с приходом утра снова поднимался над морем, но уже с восточной стороны. Этому божеству некогда было отдыхать и ночью. Там, под землей он в темное время суток «возлагал на себя обязанности» владыки мира мертвецов.
Этим и объясняется, почему Баал-Хаммона финикийцы считали триединым богом: небесным, земным и потусторонним. Что касается изображений этого Бога, то, кроме солнечного диска в различных вариациях, его наделяли и человеческими чертами. Чаще всего «Мощный» иногда его называли и так представал в виде крепкого старца, восседающего на троне. Голова была увенчана конической тиарой или короной из перьев. В левой руке он держал посох с хлебным колосом, а правая была поднята для благословения. Менее почитаемыми, но все же по-своему значимыми детьми Эла были: Анат — богиня войны и охоты.
По мнению финикийцев, внешне она была копией своей матери Астарты. Шеол — покровительница подземного мира. Убита своим отцом в молодом возрасте. Йево — один из нескольких морских богов. Бел — покровитель текущей воды. Анат — богиня войны и охоты У Эла также было два брата: Бетил — воплощение священных финикийских камней.
Дагон — покровитель земледелия. О прочих финикийских и «чужеземных» богах В финикийской мифологии встречаются имена и других богов, родственную принадлежность которых историкам установить не удалось. К ним относятся: Решеф — бог войны и смерти изображался в виде воина. Эшмун — бог-лекарь, соединяющий жизнь и смерть. Цид — бог, исцеляющий на этом свете тела, а в загробном — души. Арц — богиня земли.
Культура финикийцев. Деньги финикийцев. Резьба по дереву финикийцев. Древние финикийцы облик. Рельефы дворца в Кальху. Ашшурнацирапал II барельефы дворца. Ашшурнасирпал II царь Ассирии.
Барельеф в Месопотамии. Британский музей.. Правители Финикии. Финикия камень. Знак Финикии. Религия финикийцев. Боги древних финикийцев.
Древние боги финикийцев. Финикийские барельефы. Шумерский Бог Баал. Баал статуэтка. Решеф Бог. Бог Ишкур. Баал Хаддад.
Баал Хаддад Бог. Шумерская Бог адад. Угарит город Финикии. Угарит артефакты. Угарит реконструкция. Богиня Иштар и Лилит. Богиня Иштар арт.
Звезда Инанна Иштар. Искусство древней Финикии. Финикийский корабль рельеф. Финикия живопись. Бог Баал филистимлян. Баал Молох Яхве. Монета из Библа Финикия.
Финикийская античная монета Деметра. Финикия тарс монеты. Древняя финикийская монета. Balawat Gates. Имдугуд между двумя оленями, медный рельеф 2500 , британский музей.. Салманасар 3 рукопожатие. Ворота из Салавата британский музей.
Баал Бог. Молох Баал. Лувийский язык. Письменность Месопотамии. Хурритские печати. Хетты и Финикия. Бог Баал статуя.
Ваал Бог статуя. Дионис и менады. Дионис Греция барельеф. Барельеф древней Греции Менада. Дионисийские мистерии Греции. Рельеф ассирийский царь салманарас 3. Ворота города имгур-Энлиль.
Поход царя Салманасара. Финикия древние статуи. Древние финикийцы.
Порядок букв Финикийского алфавита возник не позже 15—14 вв. Древнеизраильских надписей, сделанных с помощью Финикийского алфавита, сохранилось сравнительно немного. Среди них календарь из Гезера 10 в.
Говоря об этой звезде, следует отметить, что её арабское наименование созвучно руне Algiz. Знак богини Танит представляет собой треугольник или трапецию с поперечиной, наложенной на вершину треугольника или на короткую сторону трапеции концы поперечины часто подняты вверх , а выше над самой вершиной треугольника или серединой короткой стороны трапеции — круг. Там же в Карфагене встречаются другие изображения с той же богиней Tanit, или же, как указывает Г.
Вирт, с её жрицей — Белой Дамой, в руках которой можно увидеть сосуд, Чашу наполненной живой водой. Она также носила имена: Небесная, Владычица Звезд, Великая Мать, львиноголовая, кормящая, девственная. Карфагенская богиня Танит — это местная богиня Астарта Иштар — богиня Венеры, но соответствовала девственной, строгой форме Астарты, была сопоставлена с греческой Артемидой имя Аб-Танит переведено «Артемидор» , в римское время названа Juno Caelestis, чему соответствует более редкий ее эпитет «Великая Мать». Титул «Великая Мать» встречается на пунических надписях. Танит также считалась богиней плодородия и деторождения. То есть Танит сочетала в себе девственность и материнство, два типа женственности: афродический тип любовницы и деметрический тип матери. Деметрический тип матери с онтологической точки зрения соответствует утверждению земной, физической жизни, состоянию привязанности к форме.
Таинственная Афина
Подготовка к ВПР. 5 класс (карты, хозяйство, персонажи, термины) | Города финикийцев Города финикийцев Библ, Сидон, Тир были расположены на берегах Средиземного моря. |
Финикийский бог или цветок шесть букв | Тир – древний финикийский город, игравший ведущую роль в средиземноморской торговле. |
Финикийский бог плодородия 6 | Финикийский бог, убитый и воскресший. |
а д о н и с
- Греческие боги | Мифология вики | Fandom
- Древнеримские боги домашнего очага
- Боги Древнего Египта
- Яхве 6 букв - 79 фото
- Финикийский бог плодородия 6
25 главных богов и богинь Древнего Египта
Задолго до появления бога в Персии его узнают на Минойском Крите. А финикийские мореплаватели знакомят с Бесом народы, обитающие на далеких Балеарских островах. Считается, что название солнечного острова Ибица имеет в основе имя маленького древнеегипетского бога. Могу ошибаться, но, кажется, спустя столетия добрался Бес и до Руси. Слегка изменил образ, поменял имя. Был Бес, стал Домовой.
Время загрузки данной страницы 0.
У египтян был обычай во время ежегодных разливов говорить об этом как о пришествии Хапи. Во время ежегодных разливов Нил затоплял земли и насыщал их плодородным илом, поэтому Хапи был противоположностью безжизненных пустынь и символизировал плодородные земли. Большой живот, которым обладал Хапи, в представлении египтян символизировали плодородие Нила. Его кожа, которую рисовали на одних фресках синим, а на других — зелёным цветом, символизировала речную воду, которая бывает голубой или позеленевшей в зависимости от сезона года. Из-за его плодородной природы Хапи иногда считали «Отцом богов», также он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии. Разнообразие отличительных черт Хапи менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте его украшали изображениями папирусов и лягушек, которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли.
В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами, которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами, связанными с богом Хапи. Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама. Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана. В большинстве своём культ Хапи был на Элефантине. Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки. У жрецов был в наличии специальный измерительное сооружение «ниломер», с помощью которого можно было предсказывать и контролировать уровень прибывающей воды. В период XIX династии Хапи часто изображался в виде парной фигуры, каждая из которых держит и натягивает длинный стебель растения, символически связывающий Верхний и Нижний Египет. Это изображение также является отдельным иероглифом, означающим «союз». Этот символ часто вырезали в основании трона, на котором сидел фараон.
На стенах храма Хатхор в Дендере есть много изображений Хапи, с женской грудью с весьма странным её расположением. Упуаут, открыватель путей Упуаут, Упуат др. Упуаут был богом-волком, проводником умерших в Дуате. Культовым центром был город Асьют [Ликополис в греко-римский период]. Некоторые учёные считают, что Упуаут был разведчиком, расчищающим путь для армии, для дальнейшего её продвижения вперёд. Изначально Упуаут рассматривался как бог-волк, именем которого был назван Ликополис, то есть «город волков». Также вполне вероятно, что штандарт с Упуаутом изначально был просто символом фараона отождествлявшимся с волчьими атрибутами. Позже, его стали обожествлять и использовать в качестве талисмана, сопровождающего фараона. Кроме того, Упуауту должно было сопровождать царя на охоте, в этом качестве он носил титул «острая стрела».
В течение времени эта связь Упуаута с войной и смертью, привела к тому, что его стали рассматривать как того, кто открывает путь через Дуат для душ умерших. Благодаря внешнему сходству волка и шакала, Упуаута стали отождествлять с Анубисом — богом, которому поклонялись в городе Асьют. В итоге он стал рассматриваться как его сын. Шакала также считали сыном Сета, из-за этого Упуаута часто путали с Анубисом. В более позднем древнеегипетском искусстве Упуаута изображали либо в виде волка или шакала, либо в виде человека с головой волка или шакала. Даже когда его изображали в виде шакала, у него был серый или белый мех, что намекало на его сходство с волком. Также Упуаута изображали в одежде солдата и с такими элементами военной атрибутики как лук и булава. В одном из мифов об Упуауте говорится, что он был рождён в святилище Уаджит, в священном месте древней богини, которое находилось в самом сердце Нижнего Египта. Исходя из этого, Упуаут, доселе являвшийся одним из богов Верхнего Египта, стал неотъемлемой частью царских ритуалов, символизирующих объединение Египта.
Упуаут открывал пути перед царём, не только в жизни, но и в пути мёртвых. В Текстах пирамид, Упуаута называют богом «Ра», который поднялся над горизонтом, возможно как «открывающий небеса», а так же выглядит как проявление живого царя. В более поздних погребальных текстах, Упуаут помогает в церемонии «Отверзания уст» и ведёт умершего по загробному миру. Как "проводник богов" Упуат открывает своим штандартом праздничное царское шествие. Но не только перед царём, но и перед Осирисом впереди бог, похожий на шакала. Под впечатлением умозрительных идей мистерии Осириса, проводимой в Абидосе, и содержащейся в ней символики воскрешения, многие египтяне велели выбивать на надгробном камне своё желание: "Видеть красоту Упуата при первом выходе". Ведь бог Упуаут в Абидосе в образе двух штандартов идёт впереди похоронной процессии и стоит затем в гробнице на страже около умершего.
Голубь любви — символ Шакти; символ гиперборейских Белых богов Америки; символ Эсклармонды де Фуа, созидательницы замка Монсегюр. В самом Карфагене было изображение этой богини в форме женской головы с крыльями. Как нордическая Фрейя, как валькирии с лебединым оперением. Крылатая богиня Танит, как указывается в книге «Ilu-Tani» была противницей Иеговы. В мистериях «священной проституции» таинство плотской любви осуществлялось не просто символически, но как оперативно-магический ритуал, который способствовал пробуждению и оживлению божественного присутствия. Это была техника достижения связи со сверхъестественным, создающая условия для соединения с иными мирами. Основные сведения о богине Танит взяты из книги Ю. Циркин «Карфаген и его культура». Вирт «Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы», пер.
Финикийские боги I тысячелетия до н.э.
• сирийский и финикийский бог умирающей и воскресающей природы. Ответ на вопрос в сканворде сирийский и финикийский бог умирающей и воскресающей природы состоит из 6 букв. Ваалу был главным богом у финикийцев. Они думали, что он восседает на троне, а остальные боги ему подчиняются подобно царю. Боги-хранители и покровители домашнего очага и всего римского народа 6 букв.
Ваал (Финикийский бог)
Финикийский бог или цветок шесть букв | Ответы по запросу: Поиск: Финикийский бог. |
Кроссворд Эксперт | Бог Яхве Бог евреев. |
Богиня Танит | Боги на букву w. Бог подземного мира 6 букв. |
Финикийский бог плодородия 6 | Главным ее побегом стал финикийский алфавит, возникший около XII века до н. Если буквы протосинайского письма еще довольно сильно напоминали «зверюшек» египетской иероглифической письменности, то линии финикийской азбуки были куда более абстрактными. |
Финикийский бог - 6 букв. Ответы для кроссворда
Подобные божества их могло быть два, а порой и три с течением времени сливались в один образ. Так появились, к примеру, Цидтиннит, Цидмелькарт, Милькастарт. Они тоже очень почитались, в некоторых городах возносясь до положения высших богов — покровителей данного города. Например, хотя главным богом Гадеса был Мелькарт, Милькастарта там называли «господином могущественным», что свидетельствует о довольно высоком его положении.
Надпись с его упоминанием обнаружена на массивном золотом кольце — посвящении от «народа Гадеса» последнее говорит об официальном характере посвящения. Из надписи ясно, что, хотя в имени этого божества присутствует элемент «Астарта», само оно — мужского рода. В Лептисе Милькастарта и Шадрапу называли «господами лептийскими», и это тоже позволяет сделать вывод о высоком положении обоих как «отеческих богов», то есть высших богов Лептиса.
Культ Милькастарта засвидетельствован во многих других финикийских городах как на востоке, так и на западе. В Карфагене, в частности, имелся храм этого бога. С течением времени культы таких двойных, а порой и тройных богов, возникшие довольно рано например, о почитании бога Астар—Камоша известно с IX в.
Кроме особо важных, влиятельных и сильных богов финикийцы почитали разных мелких божков, демонов. Возможно, к числу мелких божков, о которых почти нет сведений, относились дети Астарты — шесть сестер Тиннит, а также божества, которых Филон называет греческими именами Эрот «любовь» и Пот «страсть». С большим почтением финикийцы относились к демонам, особенно к тем, что отвращали различные беды от живых и мертвых.
Среди них были и уже упомянутые патеки, и божки с рогами, статуэтки которых встречаются в разных концах финикийского мира. В могилы финикийцы, особенно жившие в центре Средиземноморья, клали маски с утрированными чертами, смеющиеся или трагические, — они тоже изображали демонов, призванных отвращать беды от умерших. Долгое общение финикийцев с египтянами привело к тому, что в Финикию проникли культы ряда египетских божеств.
Уже с ранних времен жители Библа поклонялись богине Хатхор, которую они считали той же богиней, что и их Баалат—Гебал [71]. Большую популярность у финикийцев приобрел Бес, изображавшийся в виде кривоногого карлика, часто со змеями в руках. Возможно, что под этим именем скрывалось даже несколько похожих друг на друга богов.
Все они считались божествами, помогающими людям и исцеляющими их от различных болезней [72]. Финикийцы, особенно западные, порой клали фигурки Беса в могилы, видимо, для того, чтобы либо отвратить от умерших злые силы, либо, может быть, наоборот — защитить людей от вредного воздействия покойников. Изображение Беса появляется и на монетах [73].
Многие финикийцы поклонялись верховному египетскому богу Амону—Ра. Постепенно в Финикию проникали культы Исиды и Осириса, а те финикийцы, которые по разным причинам жили в самом Египте, особенно поклонялись богине Бастет [74]. По мере того как финикийцы и жители их колоний, в первую очередь карфагеняне, вступали в контакты с греческим миром и эти контакты становились все более тесными в Карфагене с начала IV в.
И греки, и сами финикийцы нередко рассматривали финикийских богов как почти тех же греческих, но с другими именами, или же давали финикийским богам греческие имена. Но были и греческие божества, которых финикийцы делали объектами поклонения, не отождествляя их при этом со своими исконными божествами. Таковы греческая богиня плодородия Деметра и ее дочь Кора, или Персефона.
Они были очень близки к Астарте и Тиннит. Однако слияния с последними не произошло, и культ Деметры и Коры остался совершенно самостоятельным. По греческому мифу, Кора была похищена подземным богом Аидом и стала его супругой и царицей подземного мира, но значительную часть года она проводила на земле со своей матерью.
Таким образом, эти богини, особенно Кора, осуществляли связь между миром живых и миром мертвых, а этот аспект религии всегда очень привлекал финикийцев. В Карфагене Кору даже называли «великой» или «госпожой», как Астарту и Тиннит, так что она оказалась возведенной в ранг великих богинь [75]. Другим греческим божеством, довольно рано принятым финикийцами, стал бог виноградарства и виноделия Дионис.
Его образ имел много самых разнообразных черт, но финикийцы выбрали из них те, что были им особенно близки. Дионис считался у греков умирающим и воскресающим богом — именно это и привлекло к нему финикийцев. Данного бога они отождествляли с Шадрапой [76].
Принимали финикийцы и других богов Греции, а затем и Рима. Но если для греков Крон был лишь отцом верховного бога Зевса, свергнутым своим сыном с трона, то финикийцы почитали Крона а жившие в Африке потомки финикийских колонистов — римского Сатурна как действенного верховного бога. Свои особенности имели и другие греческие и римские божества, почитавшиеся финикийцами в Азии, Африке и Европе.
Греческие и римские божества и в не меньшей степени собственные, хотя уже все чаще под греческими или римскими именами, пользовались огромной популярностью у финикийцев вплоть до того времени, когда были вытеснены христианством. И произошло это вытеснение далеко не так быстро и легко. Даже когда христианство стало официальной религией Римской империи и все языческие культы были запрещены, в «низах» финикийского народа продолжали в том или ином виде бытовать прежние верования [77].
Постепенно представления о старых божествах видоизменялись, они воспринимались то как святые, то как демоны. И утверждение ислама не привело к полному искоренению древних культов. Пережитки старых религиозных представлений до сих пор иногда встречаются в виде суеверий и народных поверий [78].
Примечания [1] О Филоне Библском известно очень мало. Неясно, был ли он финикийцем, хорошо овладевшим греческим языком и усвоившим греческую культуру, или греком, жившим в финикийском Библе, изучавшим финикийские древности и знавшим финикийский язык. Возможно, что он был сначала рабом, а затем стал вольноотпущенником, на что указывает его римское имя — Геренний.
Хорошо зная греческую литературу, Филон сам был довольно разносторонним и весьма плодовитым писателем. Жил он довольно долго: родился около 50 г. За это время он написал сочинение «О городах и о том, что замечательного в каждом из них случилось» в 30 книгах, «О приобретении и отборе книг» в 12 книгах, «Словарь синонимов» и другие сочинения.
Почти ничего из всех этих его произведений не сохранилось, хотя материалами из них широко пользовались более поздние писатели. Обращался Филон и к истории. Он написал биографию императора Адриана, сочинение «Об иудеях» и, наконец, «Финикийскую историю».
Последнее произведение состояло из 9 книг. Но мы, к сожалению, не имеем даже намека на содержание восьми из них, т. Лишь отрывки из первой книги, в которой рассказывалось о мифологической предыстории финикийцев, дошли до нас в цитатах, которые приводил раннехристианский писатель Евсевий.
И мы сейчас не можем сказать с уверенностью, использовал ли Филон произведение Санхунйатона для всего своего сочинения или только для первой книги. Цель Филона ясна: познакомить греко—римского читателя а образованные римляне свободно читали и писали по—гречески с историей Финикии. Еще за несколько веков до Филона, после завоеваний Александра Македонского, возникло стремление вставить историю покоренных им восточных народов в общеисторический контекст, основой которого считалась греческая история.
И появились произведения восточных авторов на греческом языке, которые знакомили грекоязычных читателей с историей восточных стран. В этом направлении создал свою историю Египта Манефон и историю Месопотамии Берос, а александрийские евреи перевели на греческий язык Библию так называемая Септуагинта, т. Появились такие писатели и в Финикии.
Тирские историки Менандр и Дий написали истории Тира на греческом языке. В этом же русле работал и Филон. В философском плане он был приверженцем евгемеризма.
Основатель этого направления греческий философ Евгемер считал, что богами первоначально были обычные смертные люди, которые за свои заслуги стали объектами культа, а бессмертных богов никогда не было и нет. Такое толкование религии было относительно широко распространено в то время. И Филон интерпретировал в соответствующем смысле сведения Санхунйатона о финикийских богах.
Это обстоятельство создает дополнительную трудность при использовании данных Филона. Но, как и в Угарите, это и имя конкретного бога, бога по преимуществу, во всех отношениях сравнимого с угаритским Илу. Практически Эл — тот же самый бог, что и Илу, он наделялся теми же самыми качествами.
В произведении Санхунйатона—Филона Эл, которого Филон называет Кроном, играет еще довольно большую роль. Он выступает активным участником борьбы богов за верховную власть и наконец эту верховную власть захватывает. Знаками его верховной власти являются, по Филону, четыре глаза по два спереди и сзади и четыре крыла, при этом постоянно закрыты только два глаза и сложены только два крыла, а следовательно, бог одновременно и спит и бодрствует.
Кроме того, еще два крыла венчают голову Эла, они указывают на ум и чувства этого бога. И такой убор свойствен только Элу. Правда, Филон пишет, что различные части мира Эл отдал во власть другим божествам.
Но это практически не отличается от утаритских представлений об Илу. Как и Илу, финикийский Эл представляет космическую силу, управляющую всей вселенной, а отдельные боги, управляющие теми или иными странами, выступают в роли баалов — «владык». И это, как кажется, еще раз подтверждает древность источника Филона — Санхунйатона, отнесение времени его жизни ко II тысячелетию до н.
Бог Эл, образ которого и до того был, скорее, абстрактным символом высшего бога, уже мало занимает умы финикийцев — им, пожалуй, ближе оказались более конкретные божества, сильнее, как представлялось, влиявшие на их повседневную жизнь. Это не значит, что Эл вообще исчез из религиозной жизни финикийцев. На юго—востоке Малой Азии существовало царство Самааль.
Его основным населением были, вероятно, лувийцы один из малоазийских народов, осевших в Малой Азии после крушения Хеттской державы , но они, особенно их правящая элита, испытывали огромное финикийское влияние, и финикийский был вторым официальным языком этого царства. До нас дошла надпись, сделанная в VIII в. И в финикийской части этой надписи упоминается Эл с эпитетом Творец творения.
Именно такой титул носил, как известно, бог Илу, а несомненно, и его финикийский аналог Эл, во II тысячелетии до н. Характерно, что в лувийской части надписи Элу соответствует месопотамский бог Эа. В Угарите аналогом Эа считался бог Котару—ва—Хасису, как об этом уже говорилось.
Финикийцы же перенесли черты Эа на своего Эла. Эа считался одним из создателей существующей вселенной, как и Эл. Эа был и водным богом.
Это проливает свет на некоторые аспекты образа Эла. Поэтому творец мира Эл и оказывался связан именно с ней, что роднит его с месопотамским Эа. И позже, в тех редких случаях, когда Эл все же упоминается, он обычно отождествляется с греческим Посейдоном и, может быть, римским Нептуном.
Филон же, как мы отмечали, отождествляет Эла с Кроном. Крон в греческой мифологии большой роли не играл, но считался отцом правящих тогдашним миром богов. Надо подчеркнуть, что, в то время как финикийцы реально все меньше почитали Эла, их соседи по—прежнему видели в нем высшего бога.
Элу гораздо более, чем финикийцы, поклонялись арамеи Сирии. Хотя еврейский Иахве по своему положению сначала был, скорее, «баалом», чем «злом», он по мере превращения в единого Бога отождествлялся именно с Элом. Был ли титул «высший» свойствен Элу изначально или его появление вызвано объединением в одной фигуре двух разных богов, спорно.
Как мы уже видели, этим титулом наделялся угаритский Балу, а мысль о самостоятельном существовании в Угарите бога Элиуна «высшего» сейчас отвергнута. С другой стороны, Элиун в качестве самостоятельного бога упоминается Санхунйатоном, а Эл у него если Филон это правильно понял оказывается внуком Элиуна. Сирийские арамеи в VII в.
Поэтому представляется, что, в то время как в Угарите «высший» было титулом небесных и живущих на высоких горах, которые тоже рассматривались как вариант небес богов, их семитские соседи — финикийцы—ханаанеи, а позже арамеи почитали самостоятельного бога Элиуна. Не исключено, что появление такого бога могло произойти в результате раздвоения ранее единого образа. Что касается именования библейского Йахве Высшим, то это могло быть или результатом обратного процесса — соединения двух божественных фигур, или наличия единой фигуры «высшего бога» — Эла Элиуна.
Еврейская племенная общность, как известно, появилась в результате ее откола от аморейско—сутийского единства и сложных этнических трансформаций в племенном мире Передней Азии во II тысячелетии до н. Поэтому можно предположить, что у амореев «высшими» были небесные боги, а у ханаанеев и арамеев «высший» был отдельным богом. Однако именно в Финикии такая схема еще не утратила своей действенности.
Под властью и ассирийских, и вавилонских, и персидских царей некоторые города Финикии сохраняли свои династии. Но и в этих условиях контроль верховных владык стал гораздо более жестким, чем в предыдущую эпоху. Данное обстоятельство, как и общее направление политической жизни I тысячелетия до н.
А это могло отразиться и на положении Эла в финикийском пантеоне. Так что сохранение в нем реального культа этого бога неудивительно. В Берите весьма почитался морской бог, который мог отождествляться с Элом.
Удивительнее сохранение или появление культа Эла в африканских колониях Тира, в которых он отождествлялся с морским богом. В самом Тире до сих пор не найдено следов культа Эла. Этому можно дать два объяснения.
Первое: из Тира вообще дошло мало прямых свидетельств религиозной жизни, и не исключено, что в ходе дальнейших работ следы культа Эла будут в нем обнаружены. Второе: в колониях в условиях противостояния окружающей местной среде вполне могло произойти воскрешение ранее забытых культов, в том числе и культа старого верховного бога. Как и Эл, он, несмотря на сохранение в имени слова «баал», понимается, по—видимому, как «эл», т.
Филон называет Баал—Шамима Зевсом, считая его, следовательно, верховным богом, правящим, в отличие от Крона, в настоящее время. Имелось ли такое представление уже у Санхунйатона, сказать трудно. То, что культ этого бога существовал и во II тысячелетии до н.
Рассказывая о борьбе богов, Санхунйатон много говорит о боге Небо, считая его отцом Эла. Филон называет этого бога Ураном и, следовательно, отличает от Баал—Шамима—Зевса. Но утверждать, что такое различие было уже у Санхунйатона, мы не можем.
Как бы ни решать этот вопрос, надо сказать, что Баал—Шамима Санхунйатон знает. В XIV в. Если Баал—Шамим и Небо Шамим — одно и то же, то почитание этого бога было распространено сравнительно широко в Сирии II тысячелетия до н.
Бог Шамуму упоминается и в Угарите, хотя ничего другого, кроме упоминания, о нем неизвестно. Почитание Баал—Шамима проникает и в Египет. И Сетх, и оба Баала были первоначально связаны с бурей.
Недаром тирский царь в письме к Эхнатону говорит, что вся земля трепещет при голосе Баала в небесах. Видимо, Баал—Шамим в то время рассматривался в первую очередь как бог грозного неба. Позже, однако, его характер изменился.
Он стал богом неба вообще и главой вселенной. Официальное почитание ему было обеспечено. Тирский царь Хирам в X в.
Вероятнее всего, речь идет о Баал—Шамиме. В Тире и других городах имелись храмы этого бога. В VII в.
Баал—Шамим вместе с некоторыми другими богами призывается в качестве гаранта соблюдения договора тирского царя с его ассирийским владыкой. Еще раньше, в X в. Существовал храм Баал—Шамима и в Карфагене.
И там его тоже признавали высшим богом. В начале II в. И этот Ганнон клянется Баал—Шамимом.
Такую деталь римский писатель едва ли внес произвольно. Так что официально Баал—Шамим остается высшим богом, вероятно, до самого конца финикийской цивилизации. В договоре Баал—Шамим с двумя другими богами призывается разбить тирские корабли, если царь Тира нарушит условия договора.
В частной же жизни финикийцев он, будучи слишком официальным, особой популярностью не пользовался. Во всяком случае, как на Востоке, так и на Западе, финикийцы не давали своим детям его имя, а значит, не стремились поставить их под его специальное покровительство. Существует предположение, что этого бога греки называли Зевсом Мелихием, исходя из того, что всех Баалов, в отличие от Эла—Крона, они отождествляли именно с Зевсом и его различными проявлениями ипостасями , а во второй части имени просто передали средствами греческого языка финикийское «Малаки».
Хусор действительно был связан и с мореплаванием, ибо считался одним из изобретателей корабля. Впрочем, сфера его действий была гораздо шире. Об этом пойдет речь позже.
Другое предположение, что Баал—Малаки был в действительности богом—патеком, изображения которого, так называемые патеки, финикийцы помещали на носах своих кораблей, кажется не слишком убедительным. Патеки, как будет сказано позже, вероятнее всего, низшие божества, демоны, а Баал—Малаки явно был одним из великих богов — иначе его едва ли призывали бы в упомянутом договоре наряду с Баал—Шамимом и Баал—Цафоном, поместив их выше других весьма почитаемых божеств. Возможно также, что в Карфагене Баал—Малаки отождествлялся с греческим морским божеством Тритоном.
Этот бог назван среди великих богов Карфагена в договоре, заключенном между Ганнибалом и македонским царем Филиппом V в 215 г. На финикийских монетах этого города его название передано как mlk. На этих же монетах встречается изображение бога с кузнечными клещами.
На монетах финикийских городов обычно изображали бога, связанного с данным городом. Следовательно, и бог—кузнец тесно связан с Малакой. Точно такой же бог у греков назывался Гефестом, а у римлян — Вулканом.
Филон называет Гефестом именно Хусора. Это, думается, еще раз подтверждает, что собственным именем Баал—Малаки было Хусор как именем утаритского Балу — Хадду. По своим первоначальным функциям эта богиня, вероятнее всего, была богиней—матерью.
Культ богини—матери существует практически у всех народов и восходит к далекой первобытной поре. Обеспечивая само существование человеческого рода а конкретно — данного племени или народа , она становится богиней плодородия. Таковой и выступала Астарта у семитов еще во времена общесемитской общности — недаром и у восточных семитов, аккадцев в Месопотамии, центральное женское божество имело очень похожее имя Иштар.
У семитоязычных народов боги часто выступают парами. Парой Астарты на юге Аравии был бог Астар Аштар , о котором нам известно очень немного. В Эбле в III тысячелетии до н.
По—видимому, к этому времени Астарта окончательно отделилась от своего мужского соответствия, но зато образовала пару с Анату, вместе с которой обычно упоминалась. Вне Угарита Астарта уже в это время считалась явно самостоятельной фигурой, причем играла довольно значительную роль. В частности, ее весьма почитали в городах на Евфрате — Мари, а позже в Эмаре.
Исследования показали, что в Сирии Астарта все более впитывала в себя образ Астара, в итоге полностью поглотив его. Так, Астар в Аравии имел черты охотника и воина, и эти черты теперь перешли к Астарте. Там ее почитают и под собственным именем, но также отождествляют с богиней Сехмет.
Это отождествление очень интересно. Сехмет связана со львом: она имеет голову львицы и свирепа, как лев; известен египетский миф о том, как Сехмет по приказу верховного бога Ра начала столь рьяно уничтожать человеческий род, что своей свирепостью даже испугала Ра, который не мог ее никак остановить, пока не напоил красным пивом, похожим на кровь. Сехмет почиталась преимущественно в Мемфисе и считалась там супругой бога Птаха, создателя вселенной.
С Птахом же отождествлялся угаритский Котару—ва—Хасису. Не была ли угаритская Астарта связана с этим богом, как Анату — с Балу? Надо заметить, что в Египте Астарта приобрела такую популярность, что там распространился миф о спасении ею богов.
В этом мифе Астарта является не супругой, а дочерью Птаха. Такой вариант мифа свидетельствует, что египтяне все же не очень твердо знали финикийскую мифологию. Учитывая, что в Угарите Астарта не была столь же популярна, как в Египте, можно говорить, что культ Астарты и связанные с ней мифы египтяне заимствовали не от угаритян, а от других семитов сиро—палестинского региона.
Во всяком случае, во II тысячелетии до н. Имя богини передано во множественном числе. Вероятно, здесь подразумеваются все богини аморейско—ханаанского крута.
Слова «баалы и астарты», по—видимому, используются библейским автором явно много более поздним, чем описываемые им события для обозначения языческих божеств вообще. И характерно, что женская часть этого божественного мира названа именно «астартами». Или ко времени самих событий, или, скорее, ко времени написания данного текста именно Астарта стала для евреев главной представительницей нечестивых богинь чужих народов, столь часто соблазняющих сынов Израиля.
Культ Астарты оставался очень долго свойствен евреям. Если верить библейскому автору, то незадолго до образования царства судья и пророк Самуил еще призывал соотечественников отказаться от службы «баалам и астартам». Образование царства не привело к отказу от поклонения Астарте.
Культ Астарты далеко не был чужд царю Соломону, столь прославляемому за его мудрость и благочестие. После распада единого еврейского царства на северное Израиль и южное Иудею культ Астарты особенно широко распространился в Израиле, более близком к Финикии, более развитом и более активно поддерживавшем торговые и политические, а в итоге и культурные связи со своими соседями. Но и Иудея не осталась полностью в стороне от этого культа.
Только внук Манассии, Иосия, с именем которого связана важнейшая религиозная реформа, приведшая к утверждению единобожия, приказал вынести эту статую из храма вместе со всеми приношениями и все это сжечь. Несколько позже пророк Иеремия именно этот акт Манассии объявил главным грехом, отмщением за который явится разрушение Иерусалима. Тот же Иеремия сообщал, что накануне падения Иерусалима иерусалимские женщины совершали молебствия и делали приношения небесной богине.
По мнению многих исследователей, этой богиней была именно Астарта. Другое языческое божество — Баал — обычно не именуется подобным образом; видимо, Баал был менее связан с конкретным народом в отличие от Астарты. В глазах библейских авторов именно Астарта является главным представителем финикийского религиозного мира.
Астарта практически вытеснила других богинь из религиозной мысли Финикии. Это, конечно, не значит, что никаких других женских божеств у финикийцев уже не существовало, но одни из них уже ели—лись с Астартой, другие были оттеснены на задний план. Так, в частности, произошло с Анат, которая в это время была далеко не столь популярной, как в предыдущем тысячелетии.
Правда, Астарта почиталась тогда уже в разных вариантах, и древние авторы различали несколько Астарт. Но все же это были разные лики одной богини, и в каждом таком проявлении на первый план выдвигалось то или иное качество Астарты. Несколько иной, как мы увидим дальше, оказалась судьба Астарты в Карфагене, но это объясняется историческими условиями, возникшими именно там.
В самой же Финикии культ Астарты пытался сопротивляться даже наступлению христианства. Чрезвычайно почитаемый храм этой богини в Афаке сравнительно недалеко от Библа был разрушен в IV в. Но до сих пор в народных верованиях это место считается священным.
С финикийской торговлей и особенно с колонизацией культ Астарты широко распространился по всему Средиземноморью. Нет практически ни одного района финикийской колонизации, где не засвидетельствовано существование этого культа. Святилища Астарты возникали во многих созданных финикийцами городах сразу же после их основания.
Порой для этого использовались местные святилища. От финикийцев вероятнее всего, от карфагенян культ Астарты переняли этруски. Знали об этой богине греки и римляне.
Греческий писатель Плутарх во II в. Плутарх явно не понял, что Астарта была не земной царицей, а царствующей богиней. Филон Библский говорит, что голова Астарты была украшена рогами в знак ее царской власти.
Лукиан отождествляет Астарту с греческой богиней луны Селеной. Правда, писатель прибавляет, что это — его личное мнение, но едва ли оно могло возникнуть без всяких оснований. В III в.
Когда проник ее культ в Грецию, неизвестно. В греческих текстах II тысячелетия до н. В начале же I тысячелетия до н.
Афродита — одна из наиболее почитаемых богинь. И уже в гомеровской «Одиссее» в качестве убежища Афродиты называется Кипр. Может быть, еще на Востоке произошла встреча Афродиты и Астарты, но, скорее всего, это произошло на Кипре, уже после того как на этом острове обосновались и греки и финикийцы.
Вероятно, и отождествление Афродиты и Астарты восходит к этому же времени, если не к более раннему. И такое отождествление сохранялось в течение всей древности. Недаром финикиец Абдастарт «раб Астарты» , составляя надпись по—гречески, переводил свое имя как «Афродисий».
Филон прямо пишет, что, по словам финикийцев, Астарта и есть Афродита.
В первой половине XIV века до Р. Угарит утратил своё значение и, в конце концов, он был подчинён хеттским царём и вошёл в состав Хеттской державы. Библ в тоже время был побеждён в непосильной борьбе с объединившимися против него соседними городами-государствами, так как фараон Египта Эхнатон оставил его без своей помощи. С тех пор власть перешла к городу Сидону, хотя Библ и впоследствии продолжал играть значительную роль. Впрочем, торжество Сидона не было длительным, ибо около 1200 г.
Буква — знак, соответствующий звуку или простому сочетанию звуков. Алфавит — совокупность букв расположенных в определенном порядке. Чем отличались города Финикии от городов Египта и Двуречья? Почему финикийские города стали быстро богатеть в II-I тысячелетиях до Р. Подумайте, зачем финикийцы основывали колонии? Некоторые ученые полагают, что слово «Финикия» имеет корни в греческом языке от греч.
Почему греки и египтяне называли финикийцев по-разному? Какая из версий представляется вам наиболее убедительной? Используя карту, объясните, почему жители города Угарита, помимо финикийского употребляли греческий и хеттский языки, а жители Библа говорили и писали по-египетски. Существует предположение, что финикийские мореплаватели смогли посетить берега далекой Америки. Как вы полагаете, было ли это возможно? Вспомните, чему покровительствовал бог Мелькарт.
Подумайте чем вызвано столь странное сочетание функций у одного бога.
Этот онлайн-помощник обеспечивает возможность поиска и отбора необходимых слов для разгадывания и составления кроссвордов, как по известной маске слова, так и по его определению. Он станет незаменимой поддержкой в процессе разгадывания как скандинавских сканвордов, так и классических кроссвордов. Как пользоваться словарем Для поиска в словаре необходимо ввести слово в указанное поле поиска слова или ввести часть слова.
В итоге он стал рассматриваться как его сын. Шакала также считали сыном Сета, из-за этого Упуаута часто путали с Анубисом. В более позднем древнеегипетском искусстве Упуаута изображали либо в виде волка или шакала, либо в виде человека с головой волка или шакала.
Даже когда его изображали в виде шакала, у него был серый или белый мех, что намекало на его сходство с волком. Также Упуаута изображали в одежде солдата и с такими элементами военной атрибутики как лук и булава. В одном из мифов об Упуауте говорится, что он был рождён в святилище Уаджит, в священном месте древней богини, которое находилось в самом сердце Нижнего Египта. Исходя из этого, Упуаут, доселе являвшийся одним из богов Верхнего Египта, стал неотъемлемой частью царских ритуалов, символизирующих объединение Египта. Упуаут открывал пути перед царём, не только в жизни, но и в пути мёртвых. В Текстах пирамид, Упуаута называют богом «Ра», который поднялся над горизонтом, возможно как «открывающий небеса», а так же выглядит как проявление живого царя. В более поздних погребальных текстах, Упуаут помогает в церемонии «Отверзания уст» и ведёт умершего по загробному миру.
Как "проводник богов" Упуат открывает своим штандартом праздничное царское шествие. Но не только перед царём, но и перед Осирисом впереди бог, похожий на шакала. Под впечатлением умозрительных идей мистерии Осириса, проводимой в Абидосе, и содержащейся в ней символики воскрешения, многие египтяне велели выбивать на надгробном камне своё желание: "Видеть красоту Упуата при первом выходе". Ведь бог Упуаут в Абидосе в образе двух штандартов идёт впереди похоронной процессии и стоит затем в гробнице на страже около умершего. Египетский волк [Canis aureus lupaster], также известен как Африканский волк, в настоящее время внесён в список подвидов золотого шакала, но исследования показали, что этот вид является единственным в своём роде и естественным животным для Египта, Ливии и Эфиопии. Его ближайшими родственниками являются Эфиопский шакал, также известный как красный волк [королевский шакал] и Индийский волк. Собаки древних египтян вероятно являлись одомашненными подвидами одного или нескольких из этих загадочных животных.
В честь бога Открывателя Путей назвали робота, которого запускали в шахты Великой пирамиды для их исследований. Роботов было несколько и сначала они предназначались для расчистки шахт: «Father of Upuaut» и «Upuaut-I» в 1992 году. В 1993 году разработанный под руководством инженера Р. Гантенбринка робот «Упуат II», оборудованный фарами, камерой и лазерным указателем, прошел вверх по наклонной Южной шахте Камеры Царицы робот и уперся в блок известняка [дверца, названная позже в честь инженера] с двумя медными деталями [ручками]. Робот получил отличные отзывы специалистов после проделанной работы, но для исследований шахт [нужно было попасть за дверцу] нужен был более продвинутый робот. Из-за множества разногласий, Гантенбринк был отстранен от исследований, и на смену Упуату спустя 10 лет пришел другой робот от другой компании. И он имел более техническое название: «Ryramid Rover».
Бастет, грациозная богиня в облике кошки Бастет — богиня радости, веселья и любви, женской красоты и плодородия, одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Богиня символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи и детей, а также воплощала такие качества, как красота, ласка и изящество. Бастет также с благополучными родами у женщин. Отец Бастет — бог Ра, а мать — Хатхор-Луна. Ее мужем был Птах бог искусств и ремесел и имели они сына Махеса бог грозы и бури , а так же Бастет имела брата Хонсу бог Луны и сестру Нут богиня Неба. Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.
В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Бастет имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой добрая сущность и львиной агрессивная. Считается, что, находясь во второй форме, Бастет превращается в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями или это был гранатовый сок в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула. Ливийские правители много сделали для того, чтобы поклонение Бастет поднялось на новый уровень. Именно в этот период Бастет превратилась из местной богини во влиятельное божество.
Атрибут Бастет — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия.
Мифология 6 букв сканворд
Ответ на вопрос "Финикийский бог ", 6 (шесть) букв: адонис. Первый алфавит — изобретённое финикийцами письмо, состоящее из знаков-букв, обозначающих лишь согласные звуки. Бог Яхве Бог евреев. Города финикийцев Города финикийцев Библ, Сидон, Тир были расположены на берегах Средиземного моря. Финикийский бог, убитый и воскресший.
Финикийский бог или цветок шесть букв
Термины Полис — небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город, город-государство. Пелопоннес — полуостров в южной части Балканской Греции Нимфа — речное божество в древнегреческой мифологии Парфенон — храм Афины Паллады в Афинах; Кентавр — в греческой мифологии получеловек-полулошадь; Пеплос — женская одежда в Древней Греции; Акрополь — верхняя часть древнегреческого города; Герусия — совет старейшин в Спарте. Гоплит — тяжеловооружённый греческий пехотинец. Центр Аттики — Афины. Солон —архонт-законодатель. Он отменил долговое рабство. Грек не мог быть рабом.
Архонтом мог стать, как богатый, так и бедный грек. Демократия — власть простого народа. Демос — простой народ в Древней Греции. Граждане — свободные афиняне, чьи отец и мать тоже были афинскими гражданами. Илоты — рабы в Древней Спарте. Мильтиад, Фемистокл — стратеги в период греко-персидских войск.
Триера — лёгкий, маневренный военный корабль древних греков с тремя рядами вёсел. Оратор — человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей. Древняя Греция серьезно повлияла на развитие права, культуры, науки не только Древнего Рима, но и всей Средневекой Европы. На труды таких мыслителей, как Платона и Аристотеля до сих пор ссылаются философы, политические деятели. Древний Рим Расположение Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове, который разделяет Средиземное море на западную и восточную часть. Ищем в Средиземном море сапог.
Штрихуем смело. Это ныне Италия, а когда-то — главная часть Римской империию Климатические условия и занятия Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат. В Италии было много плодородных земель, люди занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы.
У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк, железо. Персонажи исторических источников Увидели в источнике название планеты — смело отнесли его к Древнему Риму.
Янус двуликий бог, в том числе — дверей , Марс бог войны , Юнона богиня семьи, брака , Юпитер бог неба, грозы, дневного света , Нептун бог воды Термины Латины —племя, жившее по берегу Тибра Ромул и Рем — основатели Рима. Весталка — жрица богини домашнего очага Весты. Ликторы — охрана древнеримского царя. Патриции — жители Рима,потомки его древнейших жителей, имели более высокий статус и преимущество по сравнению с другими жителями. Плебеи — жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии. Консулы — два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год.
Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять. Народный трибун — должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето запрета , которое позволяло отменить решение консула или Сената. Сенат — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами.
Сенаторами их было 300 становились консулы, после годичной службы. Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легионер — воин-землевладелец в Древнем Риме. Итог: победа Рима. Диадема — головной убор, знак царской власти. Император — повелитель, главнокомандующий.
Триумф — торжественный въезд в Рим полководца-победителя Провинция — область, завоеванная Древнем Римом. Гладиатор —сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике. Амфитеатр — специальное сооружение для гладиаторских игр.
Голубь — символ Духа, Утренней Звезды, несотворенного света Люцифера, символ катар и тамплиеров. Голубь любви — символ Шакти; символ гиперборейских Белых богов Америки; символ Эсклармонды де Фуа, созидательницы замка Монсегюр. В самом Карфагене было изображение этой богини в форме женской головы с крыльями. Как нордическая Фрейя, как валькирии с лебединым оперением. Крылатая богиня Танит, как указывается в книге «Ilu-Tani» была противницей Иеговы. В мистериях «священной проституции» таинство плотской любви осуществлялось не просто символически, но как оперативно-магический ритуал, который способствовал пробуждению и оживлению божественного присутствия. Это была техника достижения связи со сверхъестественным, создающая условия для соединения с иными мирами.
Основные сведения о богине Танит взяты из книги Ю. Циркин «Карфаген и его культура». Вирт «Хроника Ура Линда.
Иногда вместо треугольника рисовали трапецию. Скорее всего этот знак был символом соединения женского плодоносящего начала с солнечным мужским божеством. В карфагенской традиции супругом Тиннит был солнечный бог Баал-Хаммон. Он сын Эла, перенявший некоторые черты отца и олицетворявший высшую справедливость. Существование его культа отмечено во всех финикийских колониях. Баал-Хаммон обеспечивал плодородие земли и мужскую силу человека. О древности его культ говорит тот факт, что карфагеняне приносили в жертву ему и Тиннит новорожденных младенцев.
Изображали бога в виде могучего старца, сидящего на троне, украшенном керубами. На голове у него коническая тиара или корона с перьями. В левой руке бог держал посох, наконечником которого служил либо колос, либо сосновая шишка — символ бессмертия и мужской плодовитости. Знаком Баал-Хаммона был круг, символизировавший солнечный диск, иногда крылатый, иногда с лучами. Порой диск украшали большими ушами, показывающими, что бог слышит все молитвы. Другим его символом являлся сужающийся кверху столб. Еще одной древнейшей богиней была Анат, дочь Эла. До возвышения Астарты выполняла часть ее функций — была богиней плодородия, любви, войны и охоты. По мере укрепления культа Астарты ее роль постепенно снижалась. В угаритском пантеоне ее аналог богиня Анату пользовалась гораздо большей популярностью.
Третьей дочерью Эла была Шеол, богиня подземного мира. По одной из версий отец убил ее, когда она была еще совсем юной. Спустившись в подземный мир, она стала его владычецей и супругой бога Мота. Она практически идентично присутствует в угаритском эпосе. Мот «смерть» также был сыном Эла, владыкой подземного мира. Финикийцы причисляли Мота к создателям Вселенной. Его аналогом в Угарите был Муту. С миром смерти был связан очень древний бог Решеф «пламя» , возможно сын Эла, которому соответствовал угаритский Рашапу. Он был богом войны, мог насылать эпидемии и избавлять от них, считался хранителем договоров. Культ Решефа был широко распространен — ему был посвящен один из древнейших храмов Библа и один из богатейших храмов Карфагена, район Сидона назывался «землей Решефа», моряки всегда брали в плавание его статуэтки.
Греки отождествили его со своим Аполлоном. Изображали Решефа в виде воина, вооруженного луком; его стрелами были молнии — решефы огненные, предвещавшие несчастья и болезни. Священным животным считался олень. В подземном мире значительную роль играли рефаимы угаритские рапаиты — души умерших, отошедшие в мир смерти. Одним из великих финикийских богов был Эшмун, принадлежавший к молодому поколению богов. Прежде всего он был бог-врачеватель, умирающий и воскресающий бог, тесно связанный с плодородием. Он мог предотвратить смерть путем исцеления, помогал умершим обрести блаженство. Его культ зафиксирован практически во всех финикийских городах, но особо он почитался в Сидоне. Греки отождествляли его с Асклепием.
А это могло отразиться и на положении Эла в финикийском пантеоне. Так что сохранение в нем реального культа этого бога неудивительно. В Берите весьма почитался морской бог, который мог отождествляться с Элом. Удивительнее сохранение или появление культа Эла в африканских колониях Тира, в которых он отождествлялся с морским богом. В самом Тире до сих пор не найдено следов культа Эла. Этому можно дать два объяснения. Первое: из Тира вообще дошло мало прямых свидетельств религиозной жизни, и не исключено, что в ходе дальнейших работ следы культа Эла будут в нем обнаружены. Второе: в колониях в условиях противостояния окружающей местной среде вполне могло произойти воскрешение ранее забытых культов, в том числе и культа старого верховного бога. Как и Эл, он, несмотря на сохранение в имени слова «баал», понимается, по—видимому, как «эл», т. Филон называет Баал—Шамима Зевсом, считая его, следовательно, верховным богом, правящим, в отличие от Крона, в настоящее время. Имелось ли такое представление уже у Санхунйатона, сказать трудно. То, что культ этого бога существовал и во II тысячелетии до н. Рассказывая о борьбе богов, Санхунйатон много говорит о боге Небо, считая его отцом Эла. Филон называет этого бога Ураном и, следовательно, отличает от Баал—Шамима—Зевса. Но утверждать, что такое различие было уже у Санхунйатона, мы не можем. Как бы ни решать этот вопрос, надо сказать, что Баал—Шамима Санхунйатон знает. В XIV в. Если Баал—Шамим и Небо Шамим — одно и то же, то почитание этого бога было распространено сравнительно широко в Сирии II тысячелетия до н. Бог Шамуму упоминается и в Угарите, хотя ничего другого, кроме упоминания, о нем неизвестно. Почитание Баал—Шамима проникает и в Египет. И Сетх, и оба Баала были первоначально связаны с бурей. Недаром тирский царь в письме к Эхнатону говорит, что вся земля трепещет при голосе Баала в небесах. Видимо, Баал—Шамим в то время рассматривался в первую очередь как бог грозного неба. Позже, однако, его характер изменился. Он стал богом неба вообще и главой вселенной. Официальное почитание ему было обеспечено. Тирский царь Хирам в X в. Вероятнее всего, речь идет о Баал—Шамиме. В Тире и других городах имелись храмы этого бога. В VII в. Баал—Шамим вместе с некоторыми другими богами призывается в качестве гаранта соблюдения договора тирского царя с его ассирийским владыкой. Еще раньше, в X в. Существовал храм Баал—Шамима и в Карфагене. И там его тоже признавали высшим богом. В начале II в. И этот Ганнон клянется Баал—Шамимом. Такую деталь римский писатель едва ли внес произвольно. Так что официально Баал—Шамим остается высшим богом, вероятно, до самого конца финикийской цивилизации. В договоре Баал—Шамим с двумя другими богами призывается разбить тирские корабли, если царь Тира нарушит условия договора. В частной же жизни финикийцев он, будучи слишком официальным, особой популярностью не пользовался. Во всяком случае, как на Востоке, так и на Западе, финикийцы не давали своим детям его имя, а значит, не стремились поставить их под его специальное покровительство. Существует предположение, что этого бога греки называли Зевсом Мелихием, исходя из того, что всех Баалов, в отличие от Эла—Крона, они отождествляли именно с Зевсом и его различными проявлениями ипостасями , а во второй части имени просто передали средствами греческого языка финикийское «Малаки». Хусор действительно был связан и с мореплаванием, ибо считался одним из изобретателей корабля. Впрочем, сфера его действий была гораздо шире. Об этом пойдет речь позже. Другое предположение, что Баал—Малаки был в действительности богом—патеком, изображения которого, так называемые патеки, финикийцы помещали на носах своих кораблей, кажется не слишком убедительным. Патеки, как будет сказано позже, вероятнее всего, низшие божества, демоны, а Баал—Малаки явно был одним из великих богов — иначе его едва ли призывали бы в упомянутом договоре наряду с Баал—Шамимом и Баал—Цафоном, поместив их выше других весьма почитаемых божеств. Возможно также, что в Карфагене Баал—Малаки отождествлялся с греческим морским божеством Тритоном. Этот бог назван среди великих богов Карфагена в договоре, заключенном между Ганнибалом и македонским царем Филиппом V в 215 г. На финикийских монетах этого города его название передано как mlk. На этих же монетах встречается изображение бога с кузнечными клещами. На монетах финикийских городов обычно изображали бога, связанного с данным городом. Следовательно, и бог—кузнец тесно связан с Малакой. Точно такой же бог у греков назывался Гефестом, а у римлян — Вулканом. Филон называет Гефестом именно Хусора. Это, думается, еще раз подтверждает, что собственным именем Баал—Малаки было Хусор как именем утаритского Балу — Хадду. По своим первоначальным функциям эта богиня, вероятнее всего, была богиней—матерью. Культ богини—матери существует практически у всех народов и восходит к далекой первобытной поре. Обеспечивая само существование человеческого рода а конкретно — данного племени или народа , она становится богиней плодородия. Таковой и выступала Астарта у семитов еще во времена общесемитской общности — недаром и у восточных семитов, аккадцев в Месопотамии, центральное женское божество имело очень похожее имя Иштар. У семитоязычных народов боги часто выступают парами. Парой Астарты на юге Аравии был бог Астар Аштар , о котором нам известно очень немного. В Эбле в III тысячелетии до н. По—видимому, к этому времени Астарта окончательно отделилась от своего мужского соответствия, но зато образовала пару с Анату, вместе с которой обычно упоминалась. Вне Угарита Астарта уже в это время считалась явно самостоятельной фигурой, причем играла довольно значительную роль. В частности, ее весьма почитали в городах на Евфрате — Мари, а позже в Эмаре. Исследования показали, что в Сирии Астарта все более впитывала в себя образ Астара, в итоге полностью поглотив его. Так, Астар в Аравии имел черты охотника и воина, и эти черты теперь перешли к Астарте. Там ее почитают и под собственным именем, но также отождествляют с богиней Сехмет. Это отождествление очень интересно. Сехмет связана со львом: она имеет голову львицы и свирепа, как лев; известен египетский миф о том, как Сехмет по приказу верховного бога Ра начала столь рьяно уничтожать человеческий род, что своей свирепостью даже испугала Ра, который не мог ее никак остановить, пока не напоил красным пивом, похожим на кровь. Сехмет почиталась преимущественно в Мемфисе и считалась там супругой бога Птаха, создателя вселенной. С Птахом же отождествлялся угаритский Котару—ва—Хасису. Не была ли угаритская Астарта связана с этим богом, как Анату — с Балу? Надо заметить, что в Египте Астарта приобрела такую популярность, что там распространился миф о спасении ею богов. В этом мифе Астарта является не супругой, а дочерью Птаха. Такой вариант мифа свидетельствует, что египтяне все же не очень твердо знали финикийскую мифологию. Учитывая, что в Угарите Астарта не была столь же популярна, как в Египте, можно говорить, что культ Астарты и связанные с ней мифы египтяне заимствовали не от угаритян, а от других семитов сиро—палестинского региона. Во всяком случае, во II тысячелетии до н. Имя богини передано во множественном числе. Вероятно, здесь подразумеваются все богини аморейско—ханаанского крута. Слова «баалы и астарты», по—видимому, используются библейским автором явно много более поздним, чем описываемые им события для обозначения языческих божеств вообще. И характерно, что женская часть этого божественного мира названа именно «астартами». Или ко времени самих событий, или, скорее, ко времени написания данного текста именно Астарта стала для евреев главной представительницей нечестивых богинь чужих народов, столь часто соблазняющих сынов Израиля. Культ Астарты оставался очень долго свойствен евреям. Если верить библейскому автору, то незадолго до образования царства судья и пророк Самуил еще призывал соотечественников отказаться от службы «баалам и астартам». Образование царства не привело к отказу от поклонения Астарте. Культ Астарты далеко не был чужд царю Соломону, столь прославляемому за его мудрость и благочестие. После распада единого еврейского царства на северное Израиль и южное Иудею культ Астарты особенно широко распространился в Израиле, более близком к Финикии, более развитом и более активно поддерживавшем торговые и политические, а в итоге и культурные связи со своими соседями. Но и Иудея не осталась полностью в стороне от этого культа. Только внук Манассии, Иосия, с именем которого связана важнейшая религиозная реформа, приведшая к утверждению единобожия, приказал вынести эту статую из храма вместе со всеми приношениями и все это сжечь. Несколько позже пророк Иеремия именно этот акт Манассии объявил главным грехом, отмщением за который явится разрушение Иерусалима. Тот же Иеремия сообщал, что накануне падения Иерусалима иерусалимские женщины совершали молебствия и делали приношения небесной богине. По мнению многих исследователей, этой богиней была именно Астарта. Другое языческое божество — Баал — обычно не именуется подобным образом; видимо, Баал был менее связан с конкретным народом в отличие от Астарты. В глазах библейских авторов именно Астарта является главным представителем финикийского религиозного мира. Астарта практически вытеснила других богинь из религиозной мысли Финикии. Это, конечно, не значит, что никаких других женских божеств у финикийцев уже не существовало, но одни из них уже ели—лись с Астартой, другие были оттеснены на задний план. Так, в частности, произошло с Анат, которая в это время была далеко не столь популярной, как в предыдущем тысячелетии. Правда, Астарта почиталась тогда уже в разных вариантах, и древние авторы различали несколько Астарт. Но все же это были разные лики одной богини, и в каждом таком проявлении на первый план выдвигалось то или иное качество Астарты. Несколько иной, как мы увидим дальше, оказалась судьба Астарты в Карфагене, но это объясняется историческими условиями, возникшими именно там. В самой же Финикии культ Астарты пытался сопротивляться даже наступлению христианства. Чрезвычайно почитаемый храм этой богини в Афаке сравнительно недалеко от Библа был разрушен в IV в. Но до сих пор в народных верованиях это место считается священным. С финикийской торговлей и особенно с колонизацией культ Астарты широко распространился по всему Средиземноморью. Нет практически ни одного района финикийской колонизации, где не засвидетельствовано существование этого культа. Святилища Астарты возникали во многих созданных финикийцами городах сразу же после их основания. Порой для этого использовались местные святилища. От финикийцев вероятнее всего, от карфагенян культ Астарты переняли этруски. Знали об этой богине греки и римляне. Греческий писатель Плутарх во II в. Плутарх явно не понял, что Астарта была не земной царицей, а царствующей богиней. Филон Библский говорит, что голова Астарты была украшена рогами в знак ее царской власти. Лукиан отождествляет Астарту с греческой богиней луны Селеной. Правда, писатель прибавляет, что это — его личное мнение, но едва ли оно могло возникнуть без всяких оснований. В III в. Когда проник ее культ в Грецию, неизвестно. В греческих текстах II тысячелетия до н. В начале же I тысячелетия до н. Афродита — одна из наиболее почитаемых богинь. И уже в гомеровской «Одиссее» в качестве убежища Афродиты называется Кипр. Может быть, еще на Востоке произошла встреча Афродиты и Астарты, но, скорее всего, это произошло на Кипре, уже после того как на этом острове обосновались и греки и финикийцы. Вероятно, и отождествление Афродиты и Астарты восходит к этому же времени, если не к более раннему. И такое отождествление сохранялось в течение всей древности. Недаром финикиец Абдастарт «раб Астарты» , составляя надпись по—гречески, переводил свое имя как «Афродисий». Филон прямо пишет, что, по словам финикийцев, Астарта и есть Афродита. Знаменитый римский оратор и писатель Цицерон в сочинении «О природе богов» говорил о четырех видах Венеры и о том, что одна из этих Венер происходит из Сирии и с Кипра и ее называют Астартой. В этих надписях говорится, что Тефарие Велианас, царь Цере, создал в Пирги святилище богини, которая в финикийской надписи именуется Астартой, а в этрусских — Уни—Астартой. Таким образом, перед нами отождествление Астарты с этрусской Уни — одной из трех верховных божеств этрусков. Цере был связан с Карфагеном, так что культ Астарты явно пришел в этрусский город оттуда. Возможно, что в Цере он установился именно в это время, ибо Тефарие Велианас, как сейчас считают, был, скорее всего, узурпатором, и принятие нового культа могло стать одним из средств идеологического обоснования узурпации. В таком случае характерен выбор именно Астарты как покровительницы царской власти и верховной богини. В Риме этрусская Уни слилась с Юноной. И, скорее всего, отсюда идет отождествление Астарты с Юноной, супругой римского верховного бога Юпитера. Впрочем, и грекам отождествление Астарты с Герой, супругой Зевса, по—видимому, не было чуждо. На роль подобного божества больше, чем старые, привычные и к тому времени во многих отношениях уже показавшие свое бессилие римские и греческие божества, подходили божества восточные, меньше известные, загадочные и таинственные. Это могли быть и мужские например, иранский вечный боец Митра , и женские божества. Но все же богиням, поскольку они теснее связаны с интимными переживаниями человека, отдавалось предпочтение. Такие культы были вытеснены лишь с победой христианства. Финикийцы, познакомившись с ним, узнали в местной богине свою Астарту. Культ Астарты Эрицинской был распространен в Карфагене и карфагенских владениях в Африке и на Сардинии. Африканским центром этого культа был город Сикка, и там в храме Астарты активно практиковалась так называемая священная проституция. Вообще это очень древний восточный обычай, свойственный культам богинь плодородия, когда особые жрицы отдавались посетителям храма, а полученные за это деньги шли на нужды храма. Подобные акты, как считалось, помогают увеличению плодородия земли и плодовитости человека. Этот обычай был свойствен и культу Астарты вообще. Но в Сикке он особенно подчеркивался. Вполне вероятно, уже во II тысячелетии до н. Если рассматривать Астарту как развитие образа богини—матери, то не исключено, что это связано с финикийским и даже общесемитским представлением о появлении мира из влажной субстанции, позже понятой как море. В дальнейшем такое представление преобразовалось в образ богини, покровительствующей мореплаванию. Когда культ Астарты и миф о ней проник в Египет, богиня и в этой стране оказалась связанной с морем и морским богом, причем это представление было непосредственно перенесено в Египет из семитского мира, ибо в египетском пантеоне собственный бог моря отсутствовал. Вспомним, что и греческая Афродита, согласно мифу, имела тесный контакт с морской стихией, ибо родилась из пены морской. И в течение всей древности подобные фигурки изготовлялись в Сирии и Палестине, а также в финикийских колониях. Голуби же считались священными птицами и греческой Афродиты. Связано ли это с общим происхождением Астарты и Афродиты или с влиянием культа Астарты на образ греческой богини? Думается, вероятнее все же второе. Голубь голубка как птица, соединяющая земной и небесный мир, долго почиталась в Восточном Средиземноморье. В христианской традиции Дух Святой символизируется голубем, а точнее — голубкой. Иногда полагают, что «женщина в окошке» изображает «священную проститутку» Астарты. Но большое распространение этого художественного мотива в финикийском искусстве позволяет все же думать об изображении самой богини. Возможно, этих двух богинь объединяли также на Мальте. Но есть свидетельства и отдельного почитания Тиннит в Финикии. Однако открытия в Финикии заставили пересмотреть эту точку зрения, и теперь никто не сомневается, что культ Тиннит был принесен в Африку финикийскими колонистами. Как давно этот культ возник в Азии, неизвестно. Ни в каких текстах II тысячелетия до н. Современное состояние археологических исследований на территории самой Финикии пока не позволяет говорить о степени распространенности и важности культа Тиннит. Думается, что в Карфагене сначала она тоже едва ли была великой богиней, явно уступая Астарте. Положение меняется в середине V — начале IV в. К этому времени произошли большие изменения. Карфаген, ранее не имевший земельных владений в Африке вне своих стен, теперь эти владения приобрел. Это привело к перестройке всей экономической, а вслед за ней и социально—политической структуры Карфагена. Появляется земельная аристократия, которая наряду с торговой утверждается у власти в Карфагенской олигархической республике. Формируется обширная и довольно мощная Карфагенская держава. Происходит становление полиса как особого типа социально—политического устройства, характерного не для древневосточного, а для античного пути развития древнего общества. Все эти глубокие изменения не могли не повлиять на культурную сферу. Можно говорить, что с этого времени появляется особая карфагенская пуническая, как ее обычно называют ветвь финикийской культуры, в ряде аспектов отличающаяся от общефиникийской. Это отразилось и в области религиозных представлений. В святилище, где раньше почиталась явно Астарта, изменяются тип посвятительных стел, изображения на них. Именно с этого времени здесь появляется большое количество упоминаний Тиннит обычно вместе с Баал—Хаммоном. Вероятно, именно в это время Тиннит и становится главным божеством Карфагена. В договоре Ганнибала с Филиппом V Тиннит не упомянута, что вызывает очень большое удивление. Но в этом же договоре среди великих карфагенских богов называется «божество карфагенян», и это, вероятнее всего, именно Тиннит. Видимо, в мире греческих божеств не нашлось такого, которого дипломаты македонского царя или греческий историк Полибий, передавший текст этого договора на греческом языке, могли бы отождествить с Тиннит. На крышке же саркофага имеется рельеф с изображением молодой женщины европеоидного типа, и тело этой женщины как бы вписывается в изображение голубя: его голова поднимается над головой женщины, а крылья окутывают бедра и ноги, оставляя открытыми только ступни. Эта скульптура явно не может быть портретом погребенной. Видимо, в этом образе слились и представление о богине, и идеальное изображение ее жрицы. Женщина, сливающаяся со своим атрибутом — голубем, — таков образ божественной Тиннит. Именно в качестве госпожи Карфагена она появляется на карфагенских монетах, которые начали чеканить в IV в. По типу изображение копирует нимфу Аретузу, которую помещали на своих монетах греческие Сиракузы на Сицилии. Но на карфагенских монетах изображена конечно же Тиннит. В некоторых случаях голова богини украшена царской диадемой, что еще больше подчеркивает роль Тиннит как госпожи Карфагенской республики. И эти отождествления показывают развитие образа Тиннит. Около 400 г. Как сказано выше, в конце III в. Несколько позже ее отождествляют с Юноной, и это свидетельствует о том, что богиня уже поднимается до положения «царицы богов», а встречающаяся порой идентификация с богиней земледелия Церерой и богиней луны Дианой говорит о сохранении в ее образе лунного и аграрного аспектов. С течением времени Тиннит становится все более универсальной богиней. На Востоке отождествление с Артемидой остается, как кажется, более постоянным. Приведенное здесь дано известной французской исследовательницей К. Шарль—Пикар после долгого изучения большого числа карфагенских памятников и кажется наиболее вероятным. Надо отметить, что этот знак появляется несколько раньше того времени, когда культ Тиннит выдвигается на первый план, и, возможно, связан еще с культом Астарты, а затем как бы по наследству переходит к Тиннит. И исчез он еще до гибели самого Карфагена, должно быть, в результате развития религиозных представлений карфагенян. Но в целом его схема сохранялась. Одни ученые видели в этом знаке символ молитвы, обращенной к Тиннит, другие — соединение бетила с солнечным диском. Было высказано мнение, что «знак Тиннит» — развитие в карфагенской среде египетского знака жизни анха, который очень часто встречается в Египте, особенно при изображениях фараонов. Возможно, что во всех этих предположениях есть доля истины. Но все же предложенное толкование этого знака как символа соединения женского плодоносящего начала, воплощенного в богине плодородия, с солнечным мужским божеством представляется более правдоподобным. Трапецию же можно считать незаконченным треугольником. Это предположение косвенно подтверждается одним из рисунков на стеле, когда вместо крута над трапецией написано слово «баал». Вероятнее всего, это и есть Баал—Хаммон. Иногда его отождествляют с Зевсом или Юпитером, т. Но все же обычным было сближение Баал—Хаммона с самим Кроном и Сатурном. В надписях на финикийском и греческом языках в греческом тексте появляется Крон, а в финикийском — Баал—Хаммон. Особенно интересна одна грекоязычная надпись, которая составлена целиком по финикийской схеме, но вместе с Тиннит упоминается Крон. После гибели Карфагена в римское время в Африке широко распространен культ Сатурна, который стал прямым продолжением культа Баал—Хаммона. Само имя Баал—Хаммон ученые трактуют различно. Иногда его понимают как «владыка алтарей с благовониями» или «владыка хамманим», т. Иногда под именем «Хаммон» понимают название небольшого городка Хаммон, располагавшегося к югу от Тира и подчинявшегося последнему. Но этот городок был невелик, и, судя по сделанным там находкам, в нем больше почитался бог Милькастарт, в то время как следов почитания Баал—Хаммона до сих пор не обнаружено. Существует также предположение, что «Хаммон» — это горы Аман в северо—западной части Сирии, которые играли довольно значительную роль в истории этого региона. В таком случае Баал—Хаммон был бы похож на Баал—Цафона. Но такое толкование представляется все же чрезмерно искусственным, тем более что прямых свидетельств обожествления этих гор у нас нет. Правда, во II тысячелетии до н. В Карфагене, где культ Баал—Хаммона был одним из важнейших, в святилище, связанном с этим богом, иногда встречалось упоминание Хаммона вместо Баал—Хаммона, что, думается, доказывает существование такого сокращения. Эти имена только свидетельствуют, что культ Баал—Хаммона довольно древний и восходит, по крайней мере, ко II тысячелетию до н. Гораздо вероятнее перевод имени этого бога как «владыка жара», что говорит о его солнечном характере, подтвержденном памятниками его культа в Карфагене. Если это так, то и в финикийских городах—государствах он мог играть ту же роль. Когда же в Карфагене довольно скоро после его основания царская власть была ликвидирована, Баал—Хаммон превратился в бога Карфагенской республики. Баал—Хаммон—Сатурн выступал, таким образом, в роли отца. Его изображали очень похожим на Йахве, как можно вывести из библейских описаний. Вполне вероятно, что и роль Баал—Хаммона в Карфагене и некоторых других финикийских колониях была аналогичной разумеется, до утверждения иудейского монотеизма. Баал—Хаммону, а позже ему и Тиннит приносили в жертву новорожденных. Существование этого обычая говорит о древности культа Баал—Хаммона. Хотя возможно, что он возник после перенесения на Баал—Хаммона некоторых черт старого Эла. Скорее всего, поэтому Баал—Хаммон и приобретает черты родителя, ранее свойственные именно Элу как угаритскому Илу. Известна она была и ханаанеям — как финикийцам, так и жившим в Палестине. Об этом свидетельствует и существование в Палестине во время завоевательных походов египетских фараонов, а позже — еврейских племен ханаанских городов Бет—Анат «дом Анат» и Карт—Анат «город Анат» , По Санхунйатону, Анат — дочь Эла, и она помогала своему отцу сражаться за власть с его отцом. За это, по словам Филона, она позже получила власть над Аттикой, а вероятнее, над Грецией вообще. Думается, что последнее сообщение восходит к более позднему источнику, чем Санхунйатон, ибо такое мнение могло возникнуть уже после появления отождествления Анат и Афины. А отождествление это появилось на Кипре не позже V в. Оно объясняется как сходством имен, так и воинственным характером обеих богинь. К этому времени Анат, как и ее отец Эл, уже далеко не столь популярны, как в предыдущем тысячелетии, сохраняя свое значение только на Кипре. Но в этом договоре она находится не среди тирских божеств, а, скорее, среди тех, кто с ассирийской стороны в случае нарушения договора накажет Тир и его царя.