Лед неледникового происхождения, например паковый лед или ледяной припай, также играет важную роль в осадконакоплении, особенно в прибрежном [1990, 2001], а также в ослаблении воздействия ветра и волн на морское дно.[ ]. Южнее указанных широт в Центральном арктическом бассейне наблюдается паковый лед в виде различных ледовых образований – ледяных полей, их обломков и битого льда более молодого возраста, вынесенного из окраинных морей (окраинный пак).
Ученые бьют тревогу: лед в Антарктике установил новый антирекорд
Температура замерзания соленой воды немного ниже, чем у пресной воды - около 29 градусов по Фаренгейту по сравнению с 32 градусами F для пресной воды, и поэтому для морского пакового льда требуется более низкая температура, чем для ледникового льда. Формирование ледникового льда Ледниковый лед состоит полностью из пресной воды и развивается в местах, где температура редко превышает 32 градуса по Фаренгейту, а снег накапливается слоями. Со временем часть накопленного снега может ненадолго растаять, а затем снова замерзнуть, превратившись в маленькие и компактные ледяные кристаллы, известные как фирн. По мере того, как выпадает и накапливается больше снега, нижний слой уплотняется в виде слоя льда, который будет медленно двигаться по мере сгущения слоев и повышения давления на поверхности. Функция Sea Pack Ice Одной из основных функций морского пакового льда является его роль в процессе циркуляции океана. Формирование морского пакового льда удаляет соль из воды, которая замерзает. Эта соль погружается в морскую воду ниже, делая эту воду более соленой и плотной, заставляя ее опускаться ниже. Этот процесс является частью «большой конвейерной ленты», которая помогает поддерживать циркуляцию океанов и предотвращает застой.
Функция ледникового льда Ледниковый лед функционирует совершенно иначе, чем паковый, главным образом из-за условий окружающей среды. Ледник на земле оказывает огромные силы на землю под ним, вырезая и изменяя ландшафт ниже. По мере движения он формирует ландшафт и создает рельеф ледникового переноса отложений. Доказательством этого могут служить огромные U-образные долины, вырезанные древними ледниками. Структура морского пакового льда Поскольку морской ледяной покров плавает на поверхности океана, его структура сильно отличается от структуры ледникового льда. Как и айсберги, большая часть массы пакового льда лежит под поверхностью.
Вышеперечисленные формы молодого льда формируют ледяной заберег — неширокую полосу льда, прибитую ветром к береговой черте рис. Возраст льда Различают льды начальных форм, молодой лёд, однолетний и многолетний льды.
Начальные образования льда Начальные образования льда New ice : ледяные иглы Frazil ice рис. Ветер и волнение сбивают ледяное сало и осадки в виде снега в снежуру; Рис.
Физическая граница между припаем и дрейфующим льдом - это граница припая. Зона дрейфующего льда может быть дополнительно разделена на зону сдвига, краевую зону льда и центральную пачку. Дрейфующий лед состоит из льдин, отдельных кусков морского льда диаметром 20 метров 66 футов и более. Есть названия для различных размеров льдин: маленькие - от 20 до 100 м от 66 до 328 футов ; средний - от 100 до 500 м от 330 до 1640 футов ; большие - от 500 до 2000 м от 1600 до 6600 футов ; обширный - от 2 до 10 километров от 1,2 до 6,2 миль ; и гигант - более 10 км 6,2 мили. Термин паковый лед используется либо как синоним дрейфующего льда, либо для обозначения зоны дрейфующего льда, в которой льдины плотно упакованы. Общий морской ледяной покров называется ледяным покровом с точки зрения подводного плавания.
Классификация по возрасту Другая классификация, используемая учеными для описания морского льда, основана на возрасте, т. Эти стадии: новый лед, нилас, молодой лед, однолетний и старый. Новый лед, нилас и молодой лед Нилас в Баффинова заливе Новый лед - это общий термин используется для недавно замороженной морской воды, которая еще не составляет твердый лед. Он может состоять из фразилового льда пластинок или спикул льда, взвешенных в воде , слякоти насыщенного водой снега или шуги губчатых белых ледяных комков размером в несколько сантиметров. Другие термины, такие как жирный лед и блинный лед , используются для скопления кристаллов льда под действием ветра и волн. Когда морской лед начинает формироваться на пляже с легкой волной, могут образовываться ледяные яйца размером до футбольного мяча. Нилас обозначает корку морского льда толщиной до 10 сантиметров 3,9 дюйма. Он гнется, не разбиваясь о волны и вздутия.
Нилас может быть далее подразделен на темный нилас - толщиной до 5 см 2,0 дюйма и очень темный, и светлый нилас - толщиной более 5 см 2,0 дюйма и более светлый цвет. Молодой лед представляет собой переходную стадию между ниласом и однолетним льдом и имеет толщину от 10 см 3,9 дюйма до 30 см 12 дюймов. Молодой лед может быть далее подразделен на серый лед - 10 см 3,9 дюйма до 15 см 5,9 дюйма в толщину, а серо-белый лед - от 15 см 5,9 дюйма до 30 см 12 дюймов. Молодой лед не такой гибкий, как нилас, но имеет свойство ломаться под действием волн. В режиме сжатия он будет сплавляться на стадии серого льда или гребневым на стадии серо-белого льда. Первогодний морской лед - это лед, который является толще молодого льда, но имеет рост не более одного года. Другими словами, это лед, который растет осенью и зимой после того, как он прошел через новый лед - нилас - молодые ледяные стадии и разрастется дальше , но не переживает весенние и летние месяцы он тает. Толщина этого льда обычно составляет от 0,3 м 0,98 фута до 2 м 6,6 фута.
Старый морской лед Старый морской лед - это морской лед, который пережил хотя бы один сезон таяния то есть одно лето. По этой причине этот лед обычно толще, чем однолетний морской лед. Старый лед обычно делится на два типа: двухлетний лед, переживший один сезон таяния, и многолетний лед, переживший более одного сезона. В некоторых источниках старому льду более 2 лет. Многолетний лед гораздо более распространен в Арктике , чем в Антарктике. Причина этого в том, что морской лед на юге дрейфует в более теплые воды, где он тает. В Арктике большая часть морского льда не имеет выхода к морю. Движущие силы В то время как припай относительно стабилен потому что он прикреплен к береговой линии или морскому дну , дрейфующий или паковый лед претерпевает относительно сложные процессы деформации, которые в конечном итоге приводят к образованию обычно большого разнообразия ландшафтов морского льда.
Считается, что ветер является основной движущей силой наряду с океанскими течениями. Также были задействованы сила Кориолиса и наклон поверхности морского льда. Эти движущие силы вызывают состояние напряжения в зоне дрейфующего льда. Ледяная льдина , сходящаяся к другой и давящая на нее, создаст состояние сжатия на границе между ними. Ледяной покров также может испытывать напряжение, приводящее к расхождению и раскрытию трещин. Если две льдины дрейфуют в сторону друг от друга, оставаясь в контакте, это создаст состояние сдвига.
Некоторые из них представляют собой массивные ледяные панели, простирающиеся на многие километры. Другие могут иметь форму ледяных глыб, которые перемешиваются и образуют нерегулярные конфигурации. Формирование паковых льдов имеет большое значение для климатической системы и экологии морских и около-морских областей. Паковые льды играют важную роль в поддержании биоразнообразия и являются жизненно важным убежищем для многих видов животных, включая полюсные медведи, тюлени, пингвинов и других морских млекопитающих. Что такое паковые льды? Образование паковых льдов начинается с замерзания морской воды, когда температура воздуха опускается ниже нуля градусов Цельсия. Кристаллизация воды происходит в морском леднике, который тонет и становится недоступным для набегающих волн. Постепенно образующиеся ледяные глыбы сливаются и формируют плотные массы льда. Паковые льды имеют важное значение для климатической системы Земли. Они способствуют регуляции температуры, основывают экосистемы и оказывают влияние на мореплавание.
Патовый лед что это
Паковый лед — это особый вид льда, который образуется в результате замерзания воды в специальных пакетах. Паковые льды являются уникальным природным явлением. В Арктике парковый лед занимает площадь от 60 до 90 % ледяного покрова. (В прошлом термин паковый лед использовался для всех значений величины сплоченности.) 1.2. Лед материкового происхождения (Ice of land origin): Плавучий лед, образовавшийся па суше или на ледяном шельфе.
Пак, паковый лёд
Флора и фауна | Опреснение пакового льда идет в зимнее время вследствие разности температур верхней и нижней поверхности льда. Старый, опресненный лед узнают по его свое образной голубой окраске, сглаженным очертаниям и блеску. |
Факты о самом маленьком океане в мире | Разновидность морского льда, который дрейфует и подвергает значительным деформациям. Другими словами, это лед, который не прикреплен к берегу. В Арктике па. |
Патовый лед что это | Паковый лед — это особый вид льда, который образуется в результате замерзания воды в специальных пакетах. |
Патовый лед что это | Многолетний полярный Лед морской, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. |
Паковый лёд — "Энциклопедия. Что такое Паковый лёд | Значение слова Паковый лёд на это Паковый лёд Паковый лёд — морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. |
Флора и фауна
Он плотнее обычного льда из-за предельно низкого содержания солей. Процесс формирования паковых льдов Лёд формируется в северных широтах в условиях низких температур. Когда морская вода замерзает, происходит процесс опреснения, размороженная вода всегда имеет уровень солености ниже, чем у исходной. Это является отличительной особенностью паков, которые проходят процессы заморозки и оттаивания по нескольку раз. Морская вода смерзается, формируются айсберги и крупные льдины. Впоследствии от крупных ледяных массивов отсоединяются льдины поменьше, многие из которых потом превращаются в паки. Они не характеризуются какими-то общими признаками по формам. Встречаются самые разнообразные паки: от плоских льдин до огромных глыб, возвышающихся над морской поверхностью. Исследователи установили, что, прежде чем пуститься в плаванье, паковый лед проходит как минимум 2 годовых цикла размерзания и замерзания.
Этим и обуславливается его высокая плотность и малая соленость. Дело в том, что при оттаивании и повторном замерзании воды соль вытапливается в океан. Мореплаватели знают, что старые паковые льды пригодны даже для получения пресной воды, на которой можно готовить пищу.
Это чем-то похоже на движение тектонических плит, когда они образуют горы. При этом лед совершенно разный: ведь в каких-то местах он не тает десятилетиями, а то и столетиями. Самое интересное, что его можно различить визуально: многолетний лед яркого голубого цвета, а одногодка имеет серо-белый оттенок. Обитатели Несмотря на вечные льды и холод, в Северном Ледовитом океане и на его берегах довольно много обитателей. Помимо планктона тут живут десятки видов рыб и множество животных. Они питаются рыбой и живут на ледяных глыбах.
Кроме того, на его берегах можно встретить овцебыка, а в водах обитают мидии и медузы гигантских размеров последние достигают двух метров в диаметре. Но это не все крупные особи водоема. Особо примечателен гренландский кит, этих млекопитающих тут примерно 10 тысяч.
Геологи из Магадана, настаивающие на том, что льды были сублимированы из почвенного воздуха, представляют убедительные доказательства своей правоты.
Такой лед, перекрытый сверху толщей ветровых наносов, в условиях арктического климата может сохраняться очень долго. В принципе можно допустить, что такие наносные почвы частично распространялись и на многолетние паковые льды Полярного океана. Значит, как считают С. Томир-диаро и его сотрудники, экосистемы древней мамонтовой степи могли существовать прямо над морем.
Служат убежищем для растительности в ледниковых областях. Imperial Trans-Antarctic Expedition — вторая экспедиция под командованием сэра Эрнеста Шеклтона, целью которой было пересечение всего Антарктического материка. Достичь поставленной цели не удалось, однако в анналах истории эта экспедиция стала примером профессионализма и выносливости полярников, сумевших выжить в экстремальных условиях. Экспедиция считается последним великим путешествием «Золотого века полярных исследований», использующим... Вторая германская антарктическая экспедиция нем.
Zweite Deutsche Antarktisexpedition проходила в море Уэдделла в 1911—1912 годах; это была вторая германская экспедиция, действовавшая в Антарктике после 1903 года. Главной целью экспедиции и её главы — Вильгельма Фильхнера — было пересечение Антарктического континента в самом узком его месте — от моря Уэдделла до моря Росса; о покорении Южного полюса официально не объявлялось. Предстояло доказать или опровергнуть гипотезу о наличии пролива между... Находится в центральной части Северного Ледовитого океана. Северный полюс не следует путать с Северным магнитным полюсом.
Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м. Южный полюс не следует путать с Южным магнитным полюсом. Ревущие сороковые англ. Из-за отсутствия замедляющих континентальных масс ветры особенно сильны в южной области Индийского океана. На широте Ревущих сороковых Землю опоясывает Антарктическое циркумполярное течение.
Nimrod Expedition — первая из трёх самостоятельных экспедиций Эрнеста Шеклтона. Целью экспедиции было достижение географического Южного полюса, однако Шеклтон был вынужден повернуть, не дойдя до цели всего 180 км, из-за неверно рассчитанной тактики похода и общего истощения членов полюсной группы. Экспедиция проходила в условиях политического... Дрейф судна — смещение снос судна с линии курса под влиянием ветра. Дрейф характеризуется углом между линией пути и линией истинного курса, для измерения этой величины применяется дрейфомер.
Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция, создаваемая на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана. К окраинным относят в основном моря, расположенные на шельфе и материковом склоне и редко включающие глубоководные области.
Пак, паковый лёд
Лед неледникового происхождения, например паковый лед или ледяной припай, также играет важную роль в осадконакоплении, особенно в прибрежном [1990, 2001], а также в ослаблении воздействия ветра и волн на морское дно.[ ]. Листы пакового льда в Арктике могут иметь толщину до 20 футов, хотя чаще встречаются листы толщиной от 1 до 6 футов. Паковые льды в Северном Ледовитом океане. Паковый лёд — морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В виде обширных ледяных полей наблюдается преимущественно в Арктическом бассейне. это природное явление, которое возникает в результате заморозки поверхностных водных масс.
Полярные паковые льды
Паковые льды являются уникальным природным явлением. В английском языке под паковым льдом понимаются свободно плавающие ледяные массивы, сползшие в воду и оторвавшиеся от ледников на суше, а также дрейфовавшие льдины, захваченные впоследствии прибрежным льдом. Паковые льды – это крупные льдины, которые образуются в открытых водах океанов и морей под воздействием холодного климата. В Арктике немало ледяных полей, просуществовавших более двух циклов нарастания и таяния. Если толщина такого льда более трёх метров, то его обычно называют паковым. Листы пакового льда в Арктике могут иметь толщину до 20 футов, хотя чаще встречаются листы толщиной от 1 до 6 футов.
Как называется многолетний морской лёд толщиной не менее 3 метров?
Но и это не все виды льда. Представьте себе пруд, покрытый круглыми зелеными, с загнутыми краями, листьями гигантских кувшинок. А теперь представьте такие же листья, только изо льда, и пруд этот простирается до горизонта. Вот это — блинчатый лёд. Если на воде небольшая волна и она не встала сплошным ледяным полем, то плавучие льдинки начинают легонько биться друг о друга. Из-за этого трения они постепенно приобретают округлую форму, а края у них утолщаются и загибаются вверх. А ещё есть паковый лёд.
Этот вообще зажигает учёных круглогодично. Паковый — это многолетний лёд, он полностью не тает, а только уменьшается летом и утолщается зимой. При подтаивании и новом замерзании из этого льда постепенно вытапливается соль. Чем меньше соли, тем прочнее лёд, поэтому его в Арктике все боятся, но при случае могут даже добыть из него пресную воду — это в океане-то! Учёные уже довольно много знают о разных льдах — с горящими глазами они бредут друг за дружкой по торосам, волоча на плечах установки для термобурения. Они вгрызаются во льды, строят трехмерные модели торосов, считают глубины и плотности, простукивают полости и пустоты, а потом смотрят друг на друга полными понимания глазами.
С полученными выкладками учёные приходят, например, к строителям и начинают бесцеремонно указывать им, как тут надо строить какую-нибудь станцию или буровую установку. Нет, надо ещё прочнее! Ещё прочнее! Вот так нормально. А мы пошли дальше сверлить торос. С целью обезопасить обычных людей от учёных, изучающих льды, им даже построили специальную полевую базу «Хастыр», чтоб они там не чувствовали себя стеснёнными.
Ну потому что учёные хотят изучать лёд долго, с придыханием, и чтобы никто их не отвлекал.
Они отражают солнечное излучение и помогают охлаждать поверхность моря. Кроме того, они служат домом и источником пищи для множества животных, таких как морские млекопитающие и птицы. Изучение паковых льдов имеет большое значение для понимания изменений в климате и сохранения биоразнообразия в морских экосистемах.
Как образуются паковые льды Паковые льды образуются в результате замораживания океанской или морской воды. Океан или море должны быть достаточно холодными для того, чтобы вода начала образовывать лед. Этот процесс может происходить в течение зимнего сезона, когда температура воды опускается ниже нуля градусов Цельсия. Когда температура окружающей воды достигает нуля градусов Цельсия, морская вода начинает замерзать.
Изначально образуются мелкие ледяные кристаллы, затем эти кристаллы сливаются вместе, образуя плиты льда. Со временем паковые льды могут стать очень толстыми — несколько метров — и закрывать большие площади водной поверхности. Факторами, влияющими на образование паковых льдов, могут быть не только низкие температуры, но и сильный ветер, который перемешивает воду и помогает распространению льда. Также важным фактором является соленость воды, которая влияет на ее плотность и способствует замораживанию.
Зимние паковые льды обычно тают весной, когда температура воздуха повышается и солнечное излучение становится сильнее. Они распадаются на множество отдельных льдиных осколков, которые начинают плавать по морю, пока полностью не растают. Основные факторы образования льдов Образование паковых льдов зависит от нескольких основных факторов: Температура окружающей среды: паковые льды образуются при скорости охлаждения воды ниже нуля градусов Цельсия. Чем холоднее окружающая среда, тем быстрее происходит образование льда.
Движение воды: лед образуется в воде, которая находится в движении. При этом перемешивание водных масс влияет на равномерное распределение ледяных образований. Соленость воды: добавление соли в воду снижает ее точку замерзания, что может затруднить образование льда. Однако в морской воде наличие соли способствует образованию более прочного и плотного льда.
Течение рек и морей: при наличии течений формируются особые формы паковых льдов, такие как валуны, айсы, ледяные горы. Течение оказывает влияние на движение льда и его форму. Погодные условия: метеорологические факторы, такие как сильный ветер, осадки и изменение давления, оказывают влияние на образование и разрушение льда. В условиях комбинации этих факторов образуются паковые льды, которые являются важным компонентом климатической системы и имеют большое значение для экологии и транспорта в районах, где они образуются.
Понимание основных факторов образования льда помогает в изучении и прогнозировании его поведения в различных условиях.
Советские ученые считают, что возраст пака составляет от 7 до 9 лет. Но, очевидно, ледяные поля могут быть и старше.
Наблюдения дрейфующих судов и льдин показывают, что лед, образующийся у северных берегов Сибири, дрейфует от восточной части Полярного бассейна к той части Северной Атлантики, которая заключена между Гренландией и Шпицбергеном. Пак, окружающий берега Северной Америки, движется по большому кругу в направлении часовой стрелки; с этого курса ему нелегко сойти, поэтому он дольше остается в Полярном бассейне и обычно старше, чем пак у берегов Евразии. В ранний период освоения Арктического бассейна исследования вели в основном люди, стремившиеся открыть новые земли; корабли, капитаны которых пытались пробиться через забитые льдами воды, нередко оказывались затертыми льдами.
В 1879 году такая участь постигла судно «Жаннетта» в Чукотском море к северу от Берингова пролива. Судно под командованием лейтенанта военно-морского флота США Делонга протискивалось сквозь льды вблизи острова Врангеля, который тогда принимали за часть континента, выступавшую далеко на север. Но льды так и не выпустили «Жаннетту» из плена, и после двух лет дрейфа на запад в паке она была раздавлена льдами в районе Новосибирских островов, примерно в 1120 км от того места, где начался ее дрейф.
Члены экипажа двинулись через льды к безлюдному побережью Сибири, но несколько человек, в том числе и Делонг, умерли от холода и голода, так и не добравшись до населенных мест. Четыре года спустя у южных берегов Гренландии нашли несколько предметов с этого судна. Именно длительное путешествие остатков «Жаннетты», на пути которых лежал Северный Ледовитый океан, а возможно, и Северный полюс, укрепило великого норвежского ученого и исследователя Фритьофа Нансена в одной очень важной мысли.
Он решил с наступлением полярной ночи предоставить своему судну свободно дрейфовать во льдах примерно от того места, где застряла «Жаннетта» и откуда начался ее дрейф через Ледовитый океан к открытым водам у берегов Гренландии. Нансен и ранее предполагал, что в этом районе существует течение; на это указывали найденные на побережье Гренландии утварь эскимосов с Аляски и множество остатков деревьев трех пород, распространенных в северной Сибири. Через шесть месяцев после того, как «Фрам» начал свой великий дрейф, для Нансена стало очевидным, что судно никогда не достигнет полюса.
Тогда он оставил капитана Отто Свердрупа командовать судном и вместе с Фредериком Иогансеном отправился по льдам к полюсу. У них было двадцать восемь собак, впряженных в сани, — на них они везли провизию, и два каяка — на них они намеревались преодолевать разводья. Так как не было надежды отыскать судно по возвращении, Нансен решил, что они с Иогансеном сами как-нибудь доберутся до Европы через Шпицберген.
Оставив судно, путешественники двадцать шесть дней продвигались на север, а лед, по которому они шли, постоянно смещался к югу. Тогда началось одно из самых героических испытаний, запечатленных в анналах полярных исследований, какое когда-либо выпадало на долю отважных путешественников. Через пять месяцев после того, как Нансен и Иогансен покинули «Фрам», они, лишившись последней собаки, достигли Земли Франца-Иосифа.
Здесь, в хижине, сооруженной из камней, земли и моржовых шкур, терпя жесточайший холод, провели они зиму в одиночестве. Весной снова двинулись на юг. Месяц спустя, не успев еще покинуть пределы Земли Франца-Иосифа, двое оборванных, грязных, обросших бородами, неузнаваемых людей лицом к лицу столкнулись с Фредериком Джексоном, руководителем научно-картографической экспедиции, изучавшей архипелаг.
Ни Нансен, ни Джексон не могли предполагать, что их похожая на чудо встреча произойдет именно в этой части мира. В августе, в то самое время, когда Свердруп вел «Фрам» через последние ледяные поля, чтобы выйти в Норвежское море между Гренландией и Шпицбергеном, Нансен и Иогансен на борту спасательного судна Джексона возвращались домой, в Норвегию. Хотя Нансен так никогда и не достиг Северного полюса, он доказал правильность своей идеи о всеобщем дрейфе арктических льдов; экспедиция внесла огромный вклад в науку и представила в новом свете географию, метеорологию и океанографию неведомого Севера.
В 1937—1940 годах советский ледокол «Седов» дрейфовал по курсу, почти параллельному курсу «Фрама». В перерыве между этими двумя дрейфами в различных районах Арктики еще несколько судов проделало менее продолжительные путешествия, отдавшись во власть льдов. Уже давно приземление самолетов на лед и взлет с ледяных полей вдали от берегов Северного Ледовитого океана — совершенно обычное дело, но до 1927 года никому не удавалось решить и ту, и другую задачу сразу.
На своей снабженной лыжами машине, удалившись более чем на 800 км в глубь покрытого льдом океана, они дважды совершили посадку и взлет со льда. Третье приземление они произвели в 100 км от берега, когда кончился бензин. В 1927 году успешные посадки на ледяные поля Белого моря производил советский летчик М.
Уилкинс и Эйелсон — не первые, кому удалось взлететь с полярного пака. Двумя годами ранее, 21 мая 1925 года, гидроплан «Дорнье N-24» взлетел со льда в 200 км от полюса. Этот гидроплан вместе с точно такой же машиной «N-25» участвовал в экспедиции, искавшей Руала Амундсена.
Линкольн Элсуорт и четверо других летчиков пролетели от Шпицбергена до полюса. После того как с невероятным трудом была расчищена взлетная площадка длиной 450 м и после неоднократных безуспешных попыток взлететь «N-25», взявший на борт всех участников экспедиции, наконец оторвался от земли. Через 24 часа после своей вынужденной посадки он вернулся на Шпицберген.
Еще в начале двадцатых годов Бернт Бальхен отчетливо представлял себе, что в будущем над Арктикой пройдут великие воздушные трассы; но мысль о возможности использования самолетов для переброски экспедиций на ледяные поля впервые высказали Нансен и его соотечественник Гаральд Свердруп в 1926 году. Высадка экспедиции, по их предложению, должна была произойти в районе полюса на ледяном поле, которое будет, как в свое время «Фрам», дрейфовать вместе с течением, смещаясь к Северной Атлантике, к району между Гренландией и Шпицбергеном. Эта идея была воплощена в жизнь в 1937 году четверкой русских, дрейфовавших на станции «Северный полюс» под руководством И.
Папанина; начав дрейф почти у полюса, они девять месяцев продвигались примерно вдоль 70-й параллели к восточному побережью Гренландии. Дрейфующая станция, «багаж» которой состоял из 9 т всевозможных запасов и оборудования, была доставлена на большое ледяное поле четырьмя четырехмоторными самолетами. Во время ее высадки толщина поля составляла примерно 3 м.
На более поздних этапах дрейфа станция постоянно находилась под угрозой того, что льдина треснет и разобьется. Иногда трещина проходила прямо через лагерь, и часть запасов и оборудования пускалась в дрейф на новых полях. Когда станцию эвакуировали, льдина, на которой она была расположена, имела меньше 30 м в ширину.
Эта экспедиция чрезвычайно расширила наши познания о ранее не исследованной части Полярного бассейна и положила начало новой эре в раскрытии тайн Арктики.
Последний заполняет северные районы окраинных арктических морей, откуда под действием ветра и течений распространяется в Центральном Арктическом бассейне. Характер окраинного пака зависит от времени и места образования. Толщина сглаженных таянием полей пака 2—2,5 м, торосистых из набивного льда до 10, иногда до 15—20 м. Мощный пак труднопроходим для судов.