Волжская Булгария на карте Древней Руси выглядела примерно так. Тюрко-Татарский Мир: Волжская Булгария -. карта Волжской Булгарии.
Образование
- Куда исчезла Волжская Болгария
- Волжская Булгария. Татары или булгары? — LegendaPress
- Волжская Булгария - карта
- Пять сыновей великого хана
- В Чувашии Котраг никому не помешал, а в Самаре?
Ханство волжская булгария
Они не отличались стабильностью, эпоха перемирия сменялась временем военных конфликтов. Силы государств были сопоставимы, никто не хотел ввязывается в крупномасштабную войну с неизвестным исходом. Поэтому происходили частые стычки на уровне пограничных конфликтов, в результате которых захватывалась неплохая добыча. На Руси от этого больше всех страдали Рязань, Муром и Суздаль.
Достойный ответ давали и русские княжества, в результате которого захватывались булгарские города, в частности, Болгар и Ошель. До того как князь Владимир крестил Русь, послы Волжской Булгарии предлагали ему принять ислам. Известно, что князю многое понравились в исламе.
Но запрет алкоголя категорически был для него неприемлем и он отверг предложение со словами «на Руси есть веселие пить и не можем без того быть». В XI веке булгар стали донимать частые нападения разбойников-ушкуйников из Великого Новгорода. Они нанимались купцами для совершения военных нападений, которые приносили добычу.
Ушкуйники были речными пиратами, от них значительно пострадал Болгар, находившийся вблизи Волги, что привело его в упадок, а столица была перенесена в Биляр. Довольно быстро новая столица превратилась в процветающий город. Города Волжской Булгарии На территории Волжской Булгарии, на основании археологических раскопок, выявлено более 190 городищ и свыше 900 сельских поселений.
Наряду с зимними домами, построенными из дерева, у многих булгар, прежде всего скотоводов, имелись летние жилища — юрты. Общественные помещения — мечети, караван-сараи и мавзолеи часто строились из кирпича или камня. Болгар В Волжской Булгарии или, как она еще называлась — Волжско-Камская Булгария, в качестве первой столицы был Болгар, располагавшийся недалеко от впадения Камы в Волгу.
В русских летописях он именовался как Бряхимов. Это юго-запад Республики Татарстан, а на месте древнего городища находится поселение Болгар — центр Спасского района. Первое упоминание о городе датируется 920 годом.
Очевидной причиной строительства города в этом месте было выгодное расположение, позволяющее контролировать две крупнейшие водные артерии, являющиеся торговыми путями. По этой же причине рядом с городом возник Ага-Базар — важнейший торговый центр как Булгарии, так и место, где встречались торговцы Запада и Востока. Болгар был столицей, пока в XII веке из-за частых набегов ее не перенесли в менее доступный Биляр.
Арабские путешественники описывали город как мусульманский, но с византийскими домами. А Болгар оставался главным торговым и экономическим центром страны до 1236 года, когда его сожгли монголы. Автор Иван Шишкин Биляр В настоящее время информация о Биляре получена в основном из раскопок на Билярском городище возле села Билярска Алексеевского района.
К сожалению, о городе можно судить только по остаткам рвов и валов, множеству мелких бытовых находок, собранных археологами. Никаких зданий не сохранилось. Биляр относят к крупнейшим городам средних веков цивилизации.
В летописях древней Руси он называется великим. А Волжская Булгария могла гордиться своим городом. Ведь его площадь составляла около 800 га, в то время как территория крупнейших городов Европы не превышала 400 га, а главные города Руси помещались в 100 га.
Биляр был популярным центром, куда приезжали представители многих государств. Караван-сарай в Биляре Сувар и другие Другим крупным городом в стране был Сувар. Он был окружен мощными укреплениями с башнями.
Арабский ученый, описывая город, сообщал, что в нем жило 10 тысяч человек, была соборная мечеть. В центре было построено двухэтажное здание из кирпича с куполом, удивляя своей красотой. Сувар был разрушен в 1236 году.
У жителей правого берега Волги главным городом был Ошель, разместившийся на площади 80 га. Центром нижнекамских булгар считался город Джукетау, стоявший на Каме. Крупными городами были Кашан и Елабуга.
Казань Совсем недавно о Казани в Древней Булгарии ничего не было известно. В результате раскопок обнаружено, что на месте Казанского кремля на рубеже X-XI веков находилось военное укрепление, которое вскоре стало одним из международных торговых центров. Здесь обнаружены вещи из многих стран.
Особый интерес вызывает чешская монета 929-930 года чеканки. Это свидетельство древнего происхождения города, которое еще требует изучения. Читайте также — Достопримечательности древнего Болгара в Татарстане Хазарский каганат и Волжская Булгария Мигрировавшие вверх по Волге из хазарских земель булгары, даже создав свое государство, были в вассальном подчинении у татарского каганата, а их правитель входил в родовую хазарскую аристократию на вассальных правах.
Подчинение предполагало предоставлять войско каганату и платить умеренную дань. Но в истории Волжской Булгарии настал момент, когда она решила стать независимой. Традиционно ранее это решалось разгромом суверена или уходом на новые земли.
Булгары впервые поступили по новому, решив принять новую религию. Государство официально становится исламским. Хазарская гвардия не воевала с мусульманами.
Таким образом, булгары становились менее зависимыми от каганата. Полная независимость пришла после падения каганата в 965 году.
Часть двинулась на Запад и основала государство «Болгария», которое существует и поныне. Другая половина отправилась на северо-восток к реке Каме. Именно эти болгары, смешавшись с местным населением, вошли в историю под именем камских и волжских булгар. Плодородные земли, полные дичи леса и система рек способствовали быстрому оседанию кочевников.
За сравнительно короткий период, в течение двух веков, на этой территории возникло крупное государство конец IX века. Почему ислам Сочетание мусульманской архитектуры и среднерусских равнин приводили в недоумение многих путешественников. Так фламандский монах-францисканец, знаменитый миссионер и путешественник Гийом де Рубрук, писал в своих воспоминаниях: «Я не знаю, каким образом закон Мухаммеда зашел так далеко на север». Свой выбор веры Волжская Булгария сделала в 922 году, хотя предпосылки были и раньше. Контакты булгар с исламским миром начали крепнуть уже в VIII веке, после того, как Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном бен Муххамедом. С этим связана местная легенда, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана.
Якобы один мусульманский купец прибыл в столицу Булгарии из Бухары. Был он человеком образованным и в совершенстве владел искусством медицины. Случилось так, что царь с женой в это же время заболели тяжелой болезнью. Их лечили всеми известными тогда лекарствами, но недуг только усиливался. Прознал про это купец, и сказал, что может помочь в беде, но при условии, что они примут его веру. Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны».
На деле, причина была более прозаичная.
И распался этот союз после подписания в 1221-м году договора о свободной торговле в Волго-Окском бассейне между Волжской Булгарией и Владимиро-Суздальской Русью. Одновременно с исчезновением Волжской Булгарии исчезло и княжество Берендеев.
Общей столицей их был Городец на Волге, единственный сохранивший с тех пор и до сего дня свое значение, как изготовитель многочисленных видов судов, деревянной посуды, украшенной хохломской росписью, городецкой росписи, украшающей деревянные игрушки, мебель, посуду и ладьи, городецких медовых пряников и многого другого. С чего мы взяли, что Городец являлся неофициальной, но признанной столицей Волжской Булгарии, кроме сведений о князе берендеев Вольги, приводимых во «Велесовой книге»? Прежде всего, само географическое положение Городца на Волге свидетельствует о его особой роли.
Городец находился на границе как со словенами новгородцами , так и с Владимиро-Суздальской Русью, бывшей первоначально частью Киевской Руси. Строительство Нижнего Новгорода призвано было ослабить влияние столицы Волгарии — Городца, и перенести центр торговли огромного Волго-Камского бассейна в город, принадлежащий Владимиро-Суздальской Руси, что, собственно, и произошло. Помогло укреплению Нижнего Новгорода его более выгодное расположение на слиянии двух рек — Оки и Волги.
Влияние Руси и торговые пути шли через Оку, новгородцы и Волгары со своей стороны контролировали Волгу. Поэтому столкновения было не избежать. Все равно пришлось определить, кто является главным на двух реках.
Русь победила, поэтому-то и новгородцы перестали быть словенами, и волгары берендеями, а оба этих народа стали называться русскими. Облегчило это переименование то, что оба народа были праславянскими. Собственно, новгородцы после этих печальных событий, включая период войн с татаро-монголами, еще несколько столетий продолжали получать дань серебром с территорий Урала и Сибири.
Чтобы убедиться в огромном значении Городца на Волге в древние времена, достаточно изучить его историю. Географическое положение благоприятствовало ему стать ещё во второй половине XII века стольным градом, мощной оборонительной военной крепостью на востоке Владимиро-Суздальской Руси. Занимая выгодное местоположение на Волге и используя имеющиеся природные богатства, Городец с давних пор стал центром развития промыслов и ремёсел, крупным торговым городом.
Ещё в XII-XIV веках, по свидетельству летописей и археологических раскопок, Городец «славился художественными ювелирными и металлургическими изделиями, искусными гончарами, мастерами по выделке предметов из стекла и кости» [Т. Древний Городец по материалам новых раскопок. Записки краеведов.
Городец — уникальный город по количеству и разнообразию народных промыслов и ремёсел. Городец — город мастеров. Рассказы краеведа.
Именно на городецкой земле развились различные народные промыслы, ставшие впоследствии гордостью России. К примеру, «Семеновская хохлома» - деревянная посуда, расписанная характерным для славян растительным орнаментом, базируется в деревнях и селах неподалеку от Городца. Декоративная роспись на деревянных изделиях посуда, мебель отличается тонким узором с изображением различных растений, выполненным красным и черным реже зеленым тонами и золотом по золотистому фону.
Яркая, лаконичная городецкая роспись жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры , выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. С давних времён городецкие плотники строили коноводки, лодки, струги, расшивы. Особенно красиво и искусно делались здесь расшивы, борта которых украшались самобытной городецкой резьбой.
Расшива — это деревянное плоскодонное судно. Нос и корма имели хорошую обтекаемость. Перевозимые грузы хранились в трюме, а не боящиеся дождя — на палубе.
Расшивы были заменены баржами при появлении на Волге буксирных пароходов в 50-х годах XIX века. Только за одну лишь зиму 1844 года в Городце было построено 163 судна. Красиво отделанные искусной рукой резчика, прочные и легкие на ходу, городецкие расшивы баржи пользовались известностью по всей Волге, не имели себе равных.
Кажущаяся лёгкость, ажурность не мешала брать расшивам по 20—30 тысяч пудов груза 320 — 480 тонн. Городецкие плотники славились своим искусством настолько, что Пётр Первый вызывал их на постройку военных кораблей в село Преображенское. По распоряжению графа В.
Орлова, городецкие крепостные плотники-корабелы отправлялись на работу в его сибирские вотчины. Разве не признание это Городца главным городом Волгарии? Городецкие пряники выпекались на меду, на патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями.
Городецкий пряник обладал высокими вкусовыми качествами. И был красив внешне. Отличительная особенность городецкого пряника состояла также в том, что он был печатный.
Народные мастера затейливо вырезали доски своеобразное клише , на которых были фигурные очертания птиц, коней, шатровых башен в миниатюре, разные узоры и дарственные надписи. Пряники долго хранились и могли быть перевезены купцами в другие страны и продаваемы как лакомство болгарское волгарское. Городецкие мастера по выделке глиняной посуды были известны ещё в глубокой древности.
В землянке на ул. Овражная найден сохранившийся каменный очаг с черепками глиняной посуды в ней. До сих пор жители этих мест помнят старых мастеров: Е.
Мордвинова, А. Мордвинова и других, которые делали много узорчатой посуды с выдавленными рисунками, умели украсить изделия орнаментами, сделать, например, ручку у кувшина для кваса в виде перевитого жгута, дать поливу нарядными зелеными пятнами. Славилась расписной глиняной посудой деревня Репино, где гончары выделывали изделия тонко и изящно.
Мастера олифили кувшины, покрывали их варёным маслом и по этому грунту наносили красочный узор. Традиции старых мастеров продолжают в настоящее время гончары деревень Смиркина и Шадрина. Даже глиняная посуда разукрашивалась затейливыми рисунками, что является явным признаком ориентирования мастеров на продажу своих изделий в другие земли.
С незапамятных времен в Городце производились ковка и литьё. Изготовлялись якоря, топоры, колокольные языки и многие бытовые предметы. Ковка якорей и колокольных языков составляла значительный промысел Городца.
Якоря делались весом от 80 фунтов до 80 пудов. В течение года выковывали изделия валовым весом до 20 тысяч пудов. Кузнечным производством в Городецком уезде к 1924 году занималось в Б.
Песошнинской волости 30 дворов, в Бриляковской — 12, в Зиняковской — 30, в Смольковской — 26. В лесных местах Узолы, где речка приветливо и весело петляет между кустарников и травы, в соседстве с родиной Хохломы, стоят старинные деревни Жбанниково и Прокурино. С незапамятных времен здесь родилось редкое, самобытное и веселое искусство — изготовление игрушек-свистулек из глины.
Деревня Жбанниково — своеобразное гнездо промысла. Она была известна далеко за пределами Нижегородской губернии своими мастерами—художниками. Прасковья Степановна вспоминает затейливого Лариона Трифоновича Потатуева, самобытного мастера жбанниковской дудки, передавшей в ней сказочность и доброту.
Плели лапти, корзины, короба, было развито ткачество. О расположении столицы Берендеева царства в Городце косвенно свидетельствуют и факты, приведенные в «Книге Велеса». Дажень-яр, избранный царем русколан в IV-м веке нашей эры, и переехавший в связи с этим в столицу, находившуюся в то время на Кавказе, в районе современного Пятигорска, все военные походы на восток организовывал через столицу Берендеева царства, встречаясь при этом с Вольгой, иногда называемым царем, а иногда князем.
Это видно из рассказов о войнах с гуннами на востоке, когда и на пути туда, и на пути обратно Дажень-яр обязательно посещал князя Вольгу. Это потому, что путь был один, и проходил он по Волге и Каме. Они оба были женаты на родных сестрах мордовского князя.
Следует помнить, что в те времена жен было несколько, никаких ограничений не было, но дело не в этом, а в том, зачем было двум сильным царям, или князьям, родниться с мордовскими князьями? На мой взгляд, необходимость сразу у двух царей в древние времена названия «князь» и «царь» были равнозначны могла возникнуть лишь в одном случае — если им часто приходилось ездить через мордовские земли, в том числе с войском, и денег за проезд по чужой земле никаких бы не хватило. Посмотрев на карту, мы увидим, что на прямой, соединяющей Пятигорск и Нижний Новгород читай, Городец в прошлом , находятся земли мордвы.
А походы на восток в любое время года можно было организовать лишь по реке Волге. Найти в степи достаточное количество воды и пищи для многотысячной армии было невозможно: достаточно лишь подсчитать, сколько требуется в день воды и пищи для коней и людей. А ведь в степи жили племена, и вся трава заранее была распределена между стойбищами, которые вели выпас по кругу.
Любая потрава сразу же вызывала падеж скота и голод.
В центре города возвышались царский дворец и Соборная мечеть. В городе чеканились монеты, были общественные бани с водопроводом, канализацией и центральным отоплением. Еще Волжскую Булгарию называли царством разума, и опять же не просто так, а потому, что здесь большого развития достигли такие науки, как история, медицина, астрономия, математика. Известно стихотворение поэта Сайфи Сараи аль Булгари, который как об обычном явлении пишет о вращении Земли вокруг Солнца. И это лет за 300 до Коперника!
Многочисленные надписи на керамике, на ювелирных изделиях, на камне и бересте показывают широкое распространение грамотности среди населения. Авторитет писаного слова был высок. До сих пор бытует у «казанских татар» поговорка: «Тузга язмаганны сойлэмэ», что в переводе означает «Не говори то, что не написано на бересте». В Волжской Булгарии хорошо были развиты черная и цветная металлургия, металлообработка, гончарное, ювелирное, кожевенное ремесла, а также резьба по дереву, камню и кости. Об уровне развития черной металлургии свидетельствует, например, тот факт, что волжские булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун! А хорошо обработанная кожа среди тюркоязычных народов Азии до сих нор называется «булгари».
Сельское хозяйство тоже было сильно развито. Например, русские летописи свидетельствуют о том, что в неурожайные годы русские князья ездили в Булгар и покупали хлеб. И, конечно же, такое прогрессивное развитие было возможно только при наличии торгового центра: в столице Булгарии был большой рынок. Он назывался Ага базар. Здесь проводилась большая ежегодная международная ярмарка. Туда съезжались купцы со всех концов света.
Денежной единицей волжских булгар была беличья шкурка. И сегодня «казанские татары» копейку называют тиен, что в переводе на русский язык означает «белка». Булгары были сильны и в военном искусстве. Это можно смело утверждать, зная, что они — единственный народ в Европе, разбивший войска Чингисхана. Это было в 1223г. Войска Чингисхана, покорив всю Среднюю Азию, прошли через Кавказский хребет и вышли в половецкие степи.
Здесь произошла битва на реке Калка, в результате которой объединенные русско-половецкие войска были разбиты, и монголы взяли Киев. Затем они пошли на восток, на Волжскую Булгарию. Волжские булгары хорошо подготовились к встрече. Они построили специальные фортификационные сооружения, куда заманили врага и дали бой. Летопись пишет, что немногие спаслись бегством. Булгары взяли огромное количество пленных, называется цифра в четыре тысячи воинов.
Этих пленных булгары не убили и не продали, а обменяли на баранов. На позорном для Чингисхана условии: одного барана за одного воина. Наверное, этого позора и не вынесла душа «сотрясателя вселенной» — вскоре Чингисхан умер. Битву эту назвали бараньей битвой. Тринадцать лет после этого татаро-монголы штурмовали Волжскую Булгарию. Известны большие походы 1229, 1232 и 1235 гг.
И только в 1236г, собрав несметные полчища, сумели одолеть ее и прорваться через Волгу на запад, в русские земли. Очень дорого обошлась Волжской Булгарии эта историческая миссия: Великие города Булгар и Биляр были разрушены, многие города лежали в руинах. Булгария стала провинцией Золотой Орды и как все платила дань. Но жизнь потихоньку восстанавливалась, город Булгар был отстроен заново, по-прежнему зашумел Ага-базар разноязыкой речью. И вот наступает 1396г. В этом году правитель Золотой Орды Аксак Тимер под предлогом, что в Булгарии завелась ересь, предпринимает карательный поход и предает ее огню и мечу.
Град Великий Булгар, как именуют его русские летописи, был разрушен до основания. Правитель Булгарии Абдулла-паша убит. Удается спасти его сыновей Галим-бека и Алтын-бека. Их увозят на север и прячут в маленьком булгарском городе-крепости под названием Казань. Город Булгар больше не восстанавливается. Казань становится столицей Волжской Булгарии.
Символ величия Волжской Булгарии и источник ее экономической мощи — Ага базар — переносится вверх по Волге на Гостиный остров, расположенный около Казани. Казань полностью приняла эстафету города Булгар. Начался новый, казанский период Волжской Булгарии. Булгарская государственность не прерывалась, булгарский народ как жил здесь, так и продолжал жить. Русские летописи называли это государство Булгарским царством и вообще не знали и не употребляли термин «Казанское ханство». Так же поступали и летописцы всех других стран.
Например, в географических картах тех лет, составленных в Европе, Казань и ее земли обозначаются термином Bulgaria Magna, то есть Булгария, и не просто Булгария, а Великая Булгария. А вот как характеризуют Казань документы из Турции. Обратите внимание, это сказано в 1550г, за два года до покорения ее Иваном Грозным. В XV веке Москва начала заявлять свои претензии на булгарские земли. С переменным успехом Москва и Казань соперничали примерно сто лет. Летописцы писали: «Лета 6995 июля в 9 день воеводы же великого князя...
Примечательный факт: после подчинения Казани первым делом Иван III присвоил себе титул князя булгарского. Не татарского, а булгарского. Все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль — стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский. А взял Казань — стал называться еще и булгарским.
Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства. Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел. И одна из них — князь булгарский. Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом. С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман.
Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть. После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее. Но Булгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию. Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами.
Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских. Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами. Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».
Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов».
Волжские булгары: являются ли они прямыми предками казанских татар
Карта Волжской Булгарии (по И.Л. Измайлову). использована иллюстрация из книги «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века». Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. Краткая история Волжской Булгарии от возникновения до наших дней, обычаи, культура, внешняя политика древнего государства, картины и фотографии. Для булгар присоединение Волжской Булгарии к Московской Руси было не завоеванием, а воссоединением западной и восточной частей прежней Великой Булгарии.
Исторические карты, составленные основе данных «Джагфар тарихы»
В материальном плане они принесли новую моду на железную и костяную гарнитуру для поясов и конской амуниции, которая была заимствована в Булгарии. В 1055 г. В конце XI в. Огузы сохранили небольшие владения в дельте Волги, в округе города Саксина. В начале XII в. Возможно, именно на юго-западные границы, поскольку организаторами были донские группы кыпчаков. Как бы то ни было, булгары сумели отразить эти вторжения и установить мирные торговые отношения. Своеобразным южным анклавом Булгарии являлись поселения с центром в городе Саксин. Город Саксин — наследник традиций хазарского Итиля, по существу стал центром булгарского влияния в регионе. Андалузский купец и дипломат ал-Гарнати, сам живший в Саксине в 1130—1150-х гг. И есть еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленная».
Кроме них в нем живут сорок племен гузов и хазары. Интересно, что археологические находки с территории Самосдельского городища, связываемого с древним Саксином, дают находки круговой гончарной посуды, близкой по формам и керамическим приемам изготовления с булгарской керамикой, а также своеобразные жилища и изделия из бронзы. К этому времени огузы, как этнополитическое объединение, потеряли всякое влияние в Заволжье и не представляли серьезной политической силы. Смелое предположение, что круглые в плане городища на территории Булгарии основаны огузами и являются свидетельством их миграции, не подкреплено никакими фактами, а поскольку круглые городища известны по всей территории Булгарии, это не позволяет связывать их исключительно с влиянием огузов, не говоря уже о том, что о городах огузов нам мало известно, а то, что открыто форма и структура поселения, находки не подтверждает эту сомнительную гипотезу. О взаимоотношениях с Булгарией йемеков мы знаем только то, что в 1183 г. В дальнейшем, очевидно, они совместно боролись с наступлением монгольских ханов на Нижнее Поволжье и Заволжье. В любом случае можно предполагать довольно тесные экономические и военно-политические связи булгар с этими йемеками. Вопреки мнению некоторых археологов нет никаких оснований считать, что на границах Булгарии проживали какие-то выходцы из Минусинской котловины и между ними поддерживалась хоть какая-либо регулярная связь. Никаких археологических памятников, которые можно было бы убедительно связать с носителями «аскизской культуры» в Волго-Уральском регионе нет, а некоторые элементы оформления поясной гарнитуры и конской амуниции следовали не за этническими традициями неких «древних хакасов», а за социальной модой, распространенной в степи тюркскими народами. Восточные границы оседлого земледельческого населения, т.
Какое население там проживало неизвестно. Судя по сведениям венгерского монаха Юлиана, где-то на восточных границах Булгарии располагались земли неких венгров, которые находились в союзнических отношениях с Булгарией и служили своеобразным военно-политическим буфером между ней и степными кочевниками. Позднее в 1223—1236 гг. Регион Верхнего Прикамья был в булгарский период сферой влияния за исключением русских городков Верхней Вятки. Здесь располагались крупные политические, культурные и экономические города — булгарские фактории — Анюшкар, Гурья-кала и др. Чепце, а на Верхней Каме было крупнейшее Рождественское городище. Влияние было насколько серьезным, что можно предполагать, что даже изменило мир материальной культуры населения этого региона, что отражено в конструировании ряда археологических культур Прикамья и Повымья — чепецкой, родановской, вымской, что отразилось даже в лексике и культуре народов Прикамья. В политическом и экономическом плане часть местного населения региона была обложена податями, очевидно, шкурками пушных зверей, а другая часть зависела от булгар, поскольку остро нуждалась в продовольствии прежде всего, зерне и ремесленных товарах железных орудиях и украшениях. Вполне очевидно, что и на луговой стороне Предволжья Марийское Поволжье создалась примерно такая же ситуация, но с существенными отличиями. Население этих территорий было тесно связано с Булгарией целой системой многочисленных политических и экономических связей.
Формально не входя в состав Булгарии, они были ее военными союзниками. Скорее всего, размежевание разных финно-угорских общин Верхнего Поволжья по языку и культуре, что позднее привело к формированию этнических общностей, проходило по границе влияния Булгарии. О характере этих взаимоотношений свидетельствует термин, которым это население именовалось — чирмеш чермиш , позднее ставшее русским сословным термином «черемисы». Это население было более свободным, о чем свидетельствует вся материальная культура этого населения — наличие оружия и поясных наборов в погребениях. Булгарское государство: земли и племена. По данным археологии никаких серьезных оснований для районирования булгарской археологической культуры не выявлено. Она на удивление единообразна и сходна по основным параметрам. Определенным отличием от типичного булгарского гончарства можно считать особенности керамического производства в Посурье и Примокшанье.
В течение X столетия князья древнерусского государства совершали походы на Болгарию Волжско-Камскую. Постоянная угроза заставила булгар перенести столицу государства в центральную часть Закамья — в город Биляр.
Государство Булгар и сопредельные государства, 1025 В 986 году посольство из Волжской Булгарии посетило Киев с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар. В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии. В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром. В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. Болгары посредством даров склоняют Великого князя Юрия к миру, 1219 год В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Болгар в русских летописях известен как Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар. В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг.
В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — ещё на шесть лет. Это поражение, как и поражение при Перване в 1221 году, стало исключением на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В 1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик Урал. В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Была взята и сожжена её столица — Биляр , а также другие крупные поселения, — Болгар , Кернек, Жукотин, Сувар.
Сведения без сносок могут быть удалены.
Персидский учёный Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие ценности», составленной около 903—913 годах, даёт следующие сведения о её расположении: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское Каспийское и прозывается Итиль Волгою » [21]. Арабский географ Ал-Истахри и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, доводя её до реки Урал [22]. Некоторые мусульманские географы X—XI веков сообщают, что Булгария располагается восточнее земель, населённых славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Гарнати XII в. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно, идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.
Карта Царства Булгарского Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Большую работу в этом направлении проделал советский археолог Р. Фахрутдинов , который в 1960—1970-е годы начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана , Ульяновской , Самарской , Пензенской областей и Чувашии. В настоящее время выявлено более 2 тысяч булгарских памятников X—XIV веков. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени — 170 городищ и более 700 селищ.
Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше: в Ульяновской области — около 200, в Самарской области — около 160, в Чувашии — около 70, в Пензенской области — около 70. Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии.
А население государства разошлось в разных направлениях. Одна часть ушла на Балканы и образовало Болгарию. Другая часть жителей Великой Булгарии поднялась вверх по Волге.
В течение X столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали. Из-за этих нападений в середине XII в. В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — ещё на шесть лет.
В 1223 году, после битвы на Калке , монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками.
Когда исчезли волжские булгары?
Волжско-камская Булгария (болгария). Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. Столица Волжской Булгарии город Булгар на карте. Поэтому локализация Волжской Булгарии на карте Ибн Хаукаля «привязана» к изображению реки Атил и тем народам, которые соседили с булгарами, прежде всего, к русам и славянам. Отсчёт независимости Волжской Булгарии принято вести с начала 10-го века.
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
сильная торговая держава на берегах Камы и Волги, с ее арабским серебром и лучшими конями стала лучшей целью. В 922 году волжские булгары приняли ислам, и в память об этом событии уже в наше время был возведен памятный знак — здание высотой в несколько этажей. Как нарисовать карамельку из 3 кота. Карта украины с линией фронта сегодня.