Новости пергамент бумага береста

хорошем состоянии и прочитывают записки новгородских купцов, бумагу в Китае начали делать из хлопка, во 2-веке нашей эры, а уж кроме письма много где она применима.(бересту обожают мастера народных промыслов.). Современному человеку сложно себе представить, что можно писать без ручки и бумаги. Например, принято решение построить на Троицком раскопе большой Центр имени Валентина Лаврентьевича Янина — строительство вот-вот начнется, все бумаги подписаны, поэтому огромный участок нужно полностью пройти за два сезона. Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла.

Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге

Пергамен (пергамент) — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. Задание МЭШ. Какой новый материал для письма появился на Руси в XIV в.? Береста. Пергамент. Бумага. это жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей, изготовление которой осуществляется по специальной технологии из бумаги-основы путем обработки серной. Бумага была дорогой, но стоила дешевле пергамента, поэтому постепенно вытеснила его и стала самым популярным писчим материалом. Жители крупных городов вскоре отказались и от цер, и от бересты. Изготавливать свою бумагу на Руси впервые начали при Иване Грозном.

Общее название для слов пергамент бумага береста?

Берестяные грамоты | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов уникальные материалы, обладающие элегантностью и изяществом.
Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства Бумага в Древнем Китае. Бумага в Японии и Корее.
Береста бумага Береста и пергамент как замена бумаге.
Общее слово к словам пергамент береста бумага История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано.

Берестяные грамоты — 2023: бояре, капуста, Мир, Жир и Пир

Именно после изобретения письменности, люди научились передавать различные знания, из поколения в поколение. Это очень важный момент мировой истории, так как это позволило накапливать знания, что согласитесь очень важный для всех нас процесс. С момента возникновения письменности, возникла проблема поиска материала, на котором можно писать. Изначально это были стены пещер, в которых обитали древние люди, конечно письменности у них не было как таковой, однако, на стенах пещер, ни изображали всевозможные рисунки из своей жизни, что также может сказать нам об их быте и даже некоторых знаниях и информации, которую они стремились передать.

В ходе мероприятия ребята познакомились с рождением славянской письменности, узнали, как люди начинали общаться сначала при помощи наскальных рисунков, иероглифов, постепенно подходили к азбуке. Познакомились с биографией Кирилла и Мефодия, узнали, как и для чего создавалась азбука, какие произошли изменения в алфавите при правлении Петра I и в советское время. К мероприятию была подготовлена тематическая слайд - презентация.

Дефицит будет исчерпан, пояснил чиновник в интервью «России-24», а цены вернутся на уровень начала 2022 года, когда не было санкционных нюансов в производственной цепочке огромного числа предприятий России: «Сейчас ситуация нормализуется. Цены возвращаются к уровням января - февраля месяца, и никакого дефицита в ближайшее время не будет, потому что Светлогорский целлюлозно-бумажный - ред. Но бумага уже не станет прежней, так как новые отбеливатели не содержат хлора, а без его применения ярко-белого цвета добиться не получится, рассказал чиновник.

От нижней части срезанного трехгранного стебля отделяли твердую оболочку, сердцевину разрезали на полоски. Отсортированные по ширине и толщине полоски два-три дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Затем их прокатывали деревянной каталкой и перпендикулярно накладывали друг на друга. Сверху помещали груз. Выделявшийся под прессом сок был отличным связующим веществом. Листы пропитывали мучным клеем, обезвоживали, прессовали, сушили, разглаживали и полировали гладким камнем. Свиток папируса На тысячи лет папирус занял одно из ведущих мест в культуре древних цивилизаций. Свитки кремового оттенка достигали 18 метров в длину. Для письма использовали кисти из стеблей растений рода ситник Juncus или тростник Phragmites , позже перо с раздвоенным концом — калям, черную и красную краски. Папирус пытались развести в Древнем Риме, но изделия тамошних умельцев годились лишь на обертку. Как сувенир для туристов его и сейчас изготавливают в средиземноморских Сиракузах и на родине знаменитого материала — в Египте. Тайну этого растения раскрыл знаток истории Египта Хасан Рагаб, создавший в Каире плантации на основе привезенных из соседнего Судана корней. Так папирус перестал быть музейной редкостью. На нем переиздают раритетные книги, делают чертежи, выполняют сувенирные эстампы. Греческие и латинские тексты на свитках из папируса изучает историко-филологическая наука — папирология. В 1987 году в Сиракузах создали для туристов Музей папируса. В 1990-х годах он превратился в научное учреждение, где совместно с Каирским музеем исследуют образцы античной письменности. Подаренный долиной Нила материал для письма служил древним египтянам более четырех тысяч лет. Последний старинный документ на папирусе — послание Папы Римского — датирован началом XI века. Не случайно на нее в некоторых европейских языках перешло имя папируса. Это, например, английское paper, немецкое papier, французское papier. Нет худа без добра Легенда гласит, что во II веке до нашей эры поссорились сирийский царь Евмен и правитель Египта Птолемей. Первый решил устроить в своей столице — городе Пергаме на полуострове Малая Азия шикарную библиотеку. Чтобы закупить для нее папирус, Евмен отправил слуг на поклон к египетскому монарху. Тот заподозрил, что культурное учреждение в другой стране затмит размерами и популярностью знаменитое на всю Ойкумену собрание свитков в Александрии, и запретил экспорт дорогого папируса. Ремесленники Пергама принялись искать замену традиционному материалу. Left Расколачивание шкуры Обезжиривание, размачивание и дубление Нужда оказалась мощным двигателем прогресса. Решение нашлось. Пергамцы принялись обрабатывать шкуры скота и добились получения прочного, пластичного и долговечного материала для письма. В его названии — пергамент греч. Справедливости ради скажем, что грубую воловью кожу для письма люди использовали и раньше. Римляне называли новый, превзошедший папирус, материал бело-желтого естественного цвета мембраной. Его отличали высокая прочность, эластичность, способность не ломаться на сгибах, влаго- и термоустойчивость, удобство хранения. Писали на нем с двух сторон и многократно — за счет того, что прежние слои красителя счищали, чтобы нанести другие.

Эволюция материалов для письма

А всем, кто связан с канцелярским рынком, побывать здесь просто необходимо: первый и единственный в России музей бумаги — это действительно уникальная экспозиция, посвященная истории и развитию бумажного производства. Авторы музейного проекта собирали раритеты по всей стране: в научно-исследовательских институтах, библиотеках, антикварных лавках, на бумажных производствах и различных аукционах. О невероятной экспозиции и истории ее создания читателям KanzOboz. Еще несколько лет назад было трудно представить, что руины старинного здания одного из первых в России бумажных предприятий в поселке Полотняный Завод обретут новую жизнь. Однако энтузиазм создателей «Бузеона» и их стремление бережно сохранить историю бумажной отрасли помогли собрать уникальную коллекцию артефактов, совместить исторические интерьеры с современными музейными технологиями и рассказать об эволюции производства бумаги огромному количеству гостей. Музей получился действительно необычным и инновационным. В 2011 году моему брату Дмитрию Дулькину позвонил губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов и предложил создать на территории фабрики музей бумаги. В 2013 году идея постепенно начала воплощаться в жизнь: мы совместно с будущим директором музея Константином Гавриленко разработали концепцию и фирменный стиль музея, был создан проект по восстановлению здания. Придумывая название, мы понимали, что музей должен носить короткое, яркое, звонкое и запоминающееся имя. Сейчас это зарегистрированный товарный знак».

Так что в разных древних культурах решали вопрос с «тетрадками» по-разному. Глина Маленькие дети, едва начавшие осваивать грамоту, во всех культурах практиковались на подручных средствах: выводили буквы на песке, земле, рисовали пальцами краской или грязью на камнях. Но для занятий с несколькими детьми нужна была какая-то организованность и мобильность писчих принадлежностей. Не устраиваться же всем классом в пыли во дворе: дети все затопчут и смажут еще до того, как учитель попытается проверить задание! В Древнем Египте использовали в качестве школьных тетрадей черепки битой посуды. Писали с помощью тростинки и чернил. Судя по всему, школьники получали задание, выполняли и сдавали черепки для проверок учителю. Древнеегипетские Онфимы: ученые нашли «школьные тетрадки» на глиняных черепках Шумеро-аккадская цивилизация проблем не знала: вот тебе, школьник, сырая глиняная табличка, вот тебе калам прибор для письма — можешь постигать клинопись. Исправлять ошибки легко, материал дешев и имеется в избытке. Дополнительным плюсом было то, что школьник сразу обучался тому способу письма, который был принят повсеместно. Ему не надо было переучиваться с черепков на папирус или с воска на пергамент. Известняк В египетских Фивах и их окрестностях для бытовых записей и выполнения школьных заданий использовали плоские обломки известняка, который добывали в окрестностях. Их, кстати, как и глиняные черепки с письменами называют остраконами. Восковые таблички Самая известная разновидность древних «школьных тетрадок» — это восковые таблички. В Древней Греции их называли «дельтами», а в Древнем Риме — «церами».

Использование пергамента было особенно распространено в Европе в средние века, когда его применение стало обычным в монастырях и учебных заведениях. Пергамент был считаем роскошным и дорогим материалом, поэтому его использовали для создания книг, рукописей, договоров и других важных документов. Процесс изготовления пергамента довольно трудоемкий. Сначала кожа животного подвергается растворению в воде или растворе щелочи, затем ее очищают от волос и жира. После этого кожа оставляется высыхать и становится готовой к использованию. Пергамент отличается высокой прочностью и стойкостью к воздействию времени. Его можно легко свернуть или сложить, не боясь повредить материал. Он также очень прочен и трудно подвержен разрушению, что делает его идеальным материалом для хранения важных документов. В средние века для создания пергамента использовались различные виды кожи животных. Например, тонкий и прозрачный пергамент делали из кожи теленка, а более плотный и прочный — из кожи овцы или козы. Пергамент был не только популярным историческим материалом, но и важным религиозным символом. Многие библейские тексты и молитвы были написаны на пергаменте, что подчеркивало их особую священность. В современных условиях пергамент больше не является основным материалом для письма и сохранения информации. Он был заменен более простыми и доступными материалами, такими как бумага и электронные носители информации. Однако пергамент до сих пор используется для создания искусствоведческих работ и воссоздания старинных текстов. Береста: древнерусский материал для письма Береста — один из старейших материалов, использовавшихся для письма на Руси. Этот материал получался из внутренней коры березы, которая обладает достаточной пластичностью, чтобы быть использованной для создания пергаментных текстов. Бересту использовали для написания текстов также в Скандинавии и других славянских странах. Для изготовления бересты сначала необходимо было правильно отделить внутреннюю кору от дерева. Затем ее отмеряли и нарезали на листы нужного размера и формы. После этого листы сушили и сохраняли до использования. Для нанесения текста на бересту использовали перо и чернила.

Красивые фотографии и видеоролики заставят тебя влюбиться в бересту и пергамент с первого взгляда! Самые необычные находки Сделай оригинальные букмарки из бумаги бересты для своих любимых книг Бумага.

Общее название для слов пергамент бумага береста?

В ней имелись каталоги и даже архивный отдел. В архиве сохранились письма царю и членам его семьи. Подлинность писем вельможи Ассирии подтверждали, прикладывая к ним личные печати. Глиняный конверт, в который пряталось письмо, гарантировал тайну переписки. Перед чтением его разбивали.

Так, не зная бумаги, чернил, перьев, древние ассирийцы сделали открытия, через несколько веков изобретенные вновь, чтобы войти в арсенал современной почты. Письма царского архива рассказали, что Ашурбанипал имел повсюду секретных агентов. Заключение тайных союзов, постройка крепостей, сведения о заговорах и восстаниях — все было предметом обширной переписки, которую вел со своими разведчиками и контрразведчиками ассирийский владыка. Они почтительно докладывали ему и о большом и малом… Тяжелой ношей для гонца были глиняные письма.

Не много таких писем он мог взять с собой. Нужно ли удивляться, что люди из всех сил старались найти какой-то другой, более удобный материал для письменности? Папирус из Египта Египтянам повезло больше, чем ассирийцам. В долине Нила рос скромный тростник — папирус.

Он-то и стал сырьем для производства бумаги древности, на которой были написаны многие важные страницы великой летописи человечества. История не сохранила имени изобретателя бумаги древности. В ту пору историки интересовались больше именами царей, нежели ученых и изобретателей. Но зато нам доподлинно известно, как приготовлялись листы папируса.

Техника производства была проста. Стебель разрезали на полосы. Уложенные рядом друг с другом, эти полосы смачивались водой и клеем.

Самые необычные находки Сделай оригинальные букмарки из бумаги бересты для своих любимых книг Бумага. История первая Оформи фотографии в стильных рамках из пергамента для создания выразительной галереи что делать?

Пергамент был не только популярным историческим материалом, но и важным религиозным символом. Многие библейские тексты и молитвы были написаны на пергаменте, что подчеркивало их особую священность. В современных условиях пергамент больше не является основным материалом для письма и сохранения информации. Он был заменен более простыми и доступными материалами, такими как бумага и электронные носители информации. Однако пергамент до сих пор используется для создания искусствоведческих работ и воссоздания старинных текстов. Береста: древнерусский материал для письма Береста — один из старейших материалов, использовавшихся для письма на Руси. Этот материал получался из внутренней коры березы, которая обладает достаточной пластичностью, чтобы быть использованной для создания пергаментных текстов. Бересту использовали для написания текстов также в Скандинавии и других славянских странах. Для изготовления бересты сначала необходимо было правильно отделить внутреннюю кору от дерева. Затем ее отмеряли и нарезали на листы нужного размера и формы. После этого листы сушили и сохраняли до использования. Для нанесения текста на бересту использовали перо и чернила. При этом письменные символы были нанесены на внутреннюю сторону бересты, чтобы сохранить текст от воздействия окружающей среды и увеличить его долговечность. Берестяные тексты имели свои особенности. Например, они были гибкими и легкими, что делало их удобными для хранения и транспортировки. Береста также имела некоторые защитные свойства, поэтому тексты, написанные на ней, могли сохраняться в хорошем состоянии в течение длительного времени. Очень часто берестяные тексты сверялись с текстами, написанными на пергаменте или папирусе, чтобы убедиться в их точности. Несмотря на свою простоту, береста была широко применяемым материалом для письма в России вплоть до XIV века, когда пергамент стал более популярным и уступил бересте свои позиции. Сегодня экспонаты с берестяными текстами можно найти в многих музеях и архивах. Они являются важными источниками информации о древней Руси и помогают исследователям изучить историю и культуру того времени. Пергамент и береста: монополия церкви в Средневековье В Средневековье пергамент и береста были двумя основными материалами, которые использовались для написания и хранения документов. Однако доступ к этим материалам был сильно ограничен и контролировался церковью, что создало монополию на образование и знание.

Точное количество записей внутри древнерусских церквей неизвестно. Сейчас их находят при реставрации не только стен, но и полов зданий. Там есть целая стена с рисунками, заметками и даже ребусами, которые, скорее всего, оставляли молодые служители храма в XI—XII веках. Самый дорогой материал для важных трудов и летописей Самым дорогим материалом для письма был пергамент, или пергамен. Изобрели его еще жители древнегреческого города Пергам во II веке до нашей эры. А на Руси он появился в конце X века. Пергамент называли по способу изготовления «кожей» или «телятиной». Делали этот материал из шкур ягнят, телят и козлят. Для создания одной небольшой книги приходилось забить стадо в 100-150 голов. Даже один лист изготавливали очень долго. Шкуры сначала очищали, затем замачивали в растворе извести, сушили, обрабатывали специальными составами на основе муки, молока и мела и только потом делили на листы.

О пергаменте и бересте

Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Современному человеку сложно себе представить, что можно писать без ручки и бумаги. Задание МЭШ. Какой новый материал для письма появился на Руси в XIV в.? Береста. Пергамент. Бумага.

Пергамент это в древней руси определение кратко

Бумага под старину для печати. Состаренные свитки. Фон для презентации Березки. Береза мультяшная. Прозрачные картинки для презентаций. Фон Березки детский. Свиток бересты. Береста с надписями. Декор крафтовой бумаги. Бумага крафт камуфляж 0,7х10м.

Бумага в виде бересты. Береза Скрапбукинг. Фон береста для фотошопа. Пергамент для фотошопа. Старая бумага вектор. Рулон бересты. Birch Bark texture. Download book Birch Bark pdf. Береста 70.

Бумага упаковочная "лошадки" 70х100 см. Бумага упаковочная супер Люкс, металл, 70х100см арт. Обёрточная бумага Восток Караван. Чечевички у березы. Чечевички на коре. Бересту для письма. Береста бумага в древности. Писбмо на березовой каре. Береста для письма.

Археология Великого Новгорода берестяные грамоты. Письменность древней Руси берестяные грамоты. Свитки пергамента. Старинные свитки. Письмена на бересте Русь. Берестяные грамоты древней Руси.

Но память о них осталась в софтовых иконках сохранения данных: многие из них отрисованы как флоппи-диск. Технологий записи было несколько.

В ранних версиях использовали FM-кодирование — оно записывало два тактных сигнала на один бит данных. Усовершенствованная технология MFM объединила два такта в один сигнал, что увеличило плотность записи в два раза. Затем в конце 1970-х появилась M2FM с дополнительными тактами. Дискеты 3,5 дюймов и флоппи-дисковод для их чтения Фото: Wikimedia Commons У дискет существовало несколько форм-факторов: 8, 5,25 и 3,5 дюймов в диаметре. Последние назывались микрофлоппи-дисками и были распространены в конце 1980-х и начале 1990-х. Объём был небольшой — от 1,44 до 2,88 мегабайта то есть чуть меньше половины «Войны и мира» , но этого вполне хватало, чтобы хранить документы, софт, видеоигры и даже операционные системы. Объёмы файлов росли, а использование десятка флоппи-дисков было неудобным. Последняя попытка улучшить гибкий диск — SuperDisc в конце XX века — не увенчалась успехом: он мог вместить до 140 мегабайт данных, но проиграл «войну форматов» компакт-дискам, DVD и онлайн-дистрибуции.

Современные носители информации Перфокарты, ленточные накопители и гибкие диски в какой-то момент перестали соответствовать возросшим требованиям. Компьютерам нужны были более быстрые и компактные способы чтения и записи. Компакт-диски На компакт-дисках CD был принципиально новый способ чтения и записи информации — с помощью оптического лазера. На диск из поликарбоната наносили специальный слой из металла, который хранит данные в микровыемках, а луч лазера отражается от этого слоя и считывает данные. Технология впервые была использована для музыкальных записей в 1970-х, но уже в конце 1980-х была адаптирована для компьютеров CD-ROM. За счёт нового лазера с меньшей длиной волны на него удаётся записывать до 17 гигабайт данных. Устройство оптического диска Фото: Wikimedia Commons В 2006 году начали появляться Blu-ray Discs — для этих накопителей использовали ещё более коротковолновой лазер синего цвета. Плотность записи составляла до 50 гигабайт, что было особенно важно при возросшем качестве кинофильмов и увеличившихся объёмах софта.

Появление дисков совпало с развитием интернета — популярность стримингов и онлайн-дистрибуции привела к тому, что диски для чтения и записи используют сейчас редко, а большинство моделей ноутбуков идут без встроенного дисковода. Жёсткие диски Жёсткий диск HDD — устройство, в котором используются жёсткие пластины из алюминия или стекла покрытые специальным магнитным составом. Они заключены в металлический контейнер с блоком электроники, а сами диски находятся в герметичной зоне. Внутри нет вакуума, но часто закачан чистый воздух, чтобы избежать появления пыли. Для чтения записи используется целая система устройства: электромотор вращает диски со скоростью от 7200 оборотов в минуту, а считывающая головка коромысло вводит или декодирует информацию. Данные записываются не произвольно, а в строгом порядке по секторам. Размер одного сектора — 512 байт. Группа секторов образует кластеры, и как раз между ними и происходит обмен информацией.

Биты записываются головкой над поверхностью дисков: так намагничивают сотни миллионов «доменов» — дискретных областей. Плотность записи составляет около 20 гигабайт на квадратный сантиметр, с 2010-х такая технология практически не используется. Перпендикулярный PRM. Биты сохраняются в горизонтальных доменах: плотность записи выше — от 60 гигабайт на квадратный сантиметр, до, теоретически, до терабайта на дюйм. Наиболее популярный сейчас метод. Черепичный SMR. Дорожки на диски «накладывают» друг на друга как в черепичных крышах, чтобы увеличить плотность чтения и записи головкой. У технологии есть минус — низкая скорость записи и перезаписи данных.

Используется редко. Когда жёсткие диски появились, то стояли они невероятно дорого — десятки тысяч долларов и вмещали в себя мегабайты данных. Неудивительно, что более практичные гибкие диски использовали для софта и операционных систем вплоть до 1980-х — к этому времени технологии HDD стали совершеннее и доступнее. Твердотельные накопители Твердотельные накопители SSD и flash-карты вместо магнитных дисков накапливают информацию на микросхемах, что в сотни раз повышает скорость записи и чтения. Впервые технология появилась в конце 1970-х годов и использовалась для суперкомпьютеров.

Существовал и третий вид чернил, называвшийся инкауст греч. Данные чернила представляли собой сгущенный путем уваривания и высушенный на солнце отвар дубовых орешков или галлов шарообразные наросты на нижней поверхности листьев дуба, производимые личинками орехотворки — Cynips quercus folii , к которому добавлялось небольшое количество atra-mentum. В изготовленные таким способом чернила, если они казались недостаточно черными, могли положить раскаленный кусок железа, в результате чего получался новый переходный тип чернил. От блестяще-черных атраментум и красноватых железистых чернила инкауст отличались желтовато-коричневатым тоном. Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного черного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил. Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкауст, и, конечно, железистые. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик камедь акации. Также известно о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы Sepia officinalis — так называемой «чернильной рыбы». Чернильная рецептура на Руси Древнерусская чернильная рецептура чрезвычайно обширна. Однако все известные нам рецепты восходят не далее середины XV в. Книгописцы X—XII вв. Первые называли на Руси «чернилами копчеными», а вторые — «чернилами вареными». Помимо дубовых орешков, в качестве дубильных веществ танинов также использовали шишки и кору ольхи. Несколько позже древнерусские переписчики стали готовить железо-галловые чернила — на основе отвара дубовых орешков и железного лома. Для изготовления железо-галловых чернил брали измельченные чернильные орешки; затем от 12 дней до месяца настаивали их в теплом месте в кислом растворе квасе, вине, кислых щах, «жестоком уксусе», «пошлом меде» с добавлением железных опилок, время от времени «подкармливая» смесь медом, задававшим новую пищу бродильному ферменту; а в конце, «ради утверждения», клали в готовые чернила вишневую камедь. Конечно, это лишь один из многих бытовавших в средневековой России вариантов приготовления чернил из дубовых орешков. Иногда с целью умерить брожение в чернила добавляли немного хмелевого отвара, а также имбирь и гвоздику, предотвращавшие от загнивания и образования слизи. Железо, служившее для получения чернил, расходовалось весьма медленно, и его крупные куски вместе с грубо измельченными чернильными орешками образовывали так называемое «чернильное гнездо», пополняемое по мере убывания свежим приливом — как правило, из концентрированного отвара коры обычно ольховой, иногда дубовой или ясеневой. Такое гнездо могло прослужить до 7—10 лет. Позднее, с XVII в. Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука». Однако подобные чернила со временем оказывают разрушительное воздействие на носитель, буквально разъедая бумагу, что, в конце концов, приводит к утрате текста. Кроме уже упомянутых дубовых орешков и ольхи, в рецептах русских чернил встречаются и другие растительные вещества со схожими свойствами. Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко. Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными. Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера. Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод. Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие. Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т. Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией. Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью. Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем. Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч. Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк. Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии. Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами. Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа.

Его имя сохранил еще и пергаменный новгородский документ XV века, запись о том, что Иван Обакунов купил у Юрия Каргуева много земельных участков. Итак, наш Демьян Яковлевич был «профессиональным свидетелем», видимо пользовавшимся высокой репутацией. Историки долго ломали голову, кто такие «скотники и помужники», и даже предполагали, что «скотники» — это описка вместо сотники, ведь в наше время скотник — это кто-то , кто ходит за скотиной, а не правит государством и распоряжается имуществом. Но в древнерусском языке, как известно, слово скотъ прекрасно означало именно «деньги, богатство» в том числе и под влиянием заимствования из скандинавского — тот же корень, что в немецком Schatz. И наша берестяная грамота прекрасно показывает, что сочетание «скотники и помужники» — реальность. В следующей строке читается и слово скотника, механическая описка вместо скотникамъ а что писцы время от времени пропускают слоги, нас уже не должно удивлять. Именно ко всимъ помужьникамъ и ко всимъ скотникамъ обращено это послание. Кто же это такие? По-видимому , эти названия значат просто одно и то же: это те, кто собирает с людей деньги подушно, «скот по мужам». Этот термин явно очень древний и возник раньше XV века. После обращения к скотникам идет простая по смыслу фраза: «о том много кланяемся». Но дальше, после обрыва, какой-то загадочный естечь, и этот естечь куда-то не ехале. Удовлетворительно понять это место можно, если предположить, что глухие согласные ст написаны вместо звонких зд. Такое в Новгороде бывает: это территория с большим финно-угорским населением, в некоторых говорах под влиянием языков этих народов звонкие заменяются глухими. Это слово с таким значением в источниках не встречается, но, по-видимому , означает гонца, курьера, который не доставил требуемого, и ниже как раз объясняется почему: занеже кунъ «потому что денег» у насъ … цего.

Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена

Также о существовании в Древней Руси письмен, вырезаемых на "белом дереве", рассказывали арабские писатели X века. Долгое время самые древние сохранившиеся документы на бересте были датированы не ранее, чем XVII веком. Еще в конце XIX века в ходе раскопок в Новгороде начали обнаруживаться обрезанные листья березовой коры. Однако надписей на них видно не было, поскольку они могли быть сделаны чернилами, чьи следы не сохранялись во влажном грунте. В 1930 г. Первая найденная грамота Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г.

Оформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям! Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Скачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний! Подпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах.

Ее размер — 62x42 см. Самая известная стела с надписями — двухметровая колонна Хаммурапи, на которой вытесан целый свод законов. Знаменитый Розеттский камень рис. Надпись на этом камне была сделана в 196 году до н. Последнюю же иероглифическую запись на камне выполнили в 396 году уже новой эры. Кстати, как носитель информации камень используется и по сей день, вспомните, например, мемориальные доски. И в древности, и сейчас для обработки камня применяют молоток и зубило: тогда — примитивные, сейчас — эргономически оптимальные. Розеттский камень с текстом, написанным иероглифами, демотикой и по-гречески базальт, ок. По крайней мере, первая табличка, найденная в районе шумерского города Киш, что неподалеку от Вавилона, относится примерно к 3500 году до н. Дешевизна исходного материала — глины, простота процесса письма, возможность обжига глины для пущей сохранности написанного — всё это предопределило широкие временные рамки применения глиняных табличек. Последняя известная клинописная табличка датируется 75 годом н. Писали на табличках по влажной глине, нанесенной на деревянную подложку, трехгранными тростниковыми или костяными палочками. Получались клинообразные штрихи, отсюда и название письменности — клинопись. По прилагаемым усилиям этот процесс гораздо легче, чем резьба по камню, к тому же глина позволяла наносить относительно мелкие элементы, поэтому клинопись заменила громоздкие пиктограммы. Функционально глиняные таблички использовались в торговом процессе, где выполняли роль бухгалтерской и товаросопроводительной документации. Помимо чисто утилитарной функции они служили и духовным целям: их использовали для записи литературных произведений. Из таких табличек составлялись целые собрания наподобие упомянутой ранее Угаритской библиотеки. В повседневной жизни для бытовых записей применяли восковые таблички. Подложкой для них служило то же дерево, но иногда и более благородные материалы. Например, самая древняя такая табличка была найдена на территории античной Этрурии. Она относится к началу VII в. Размеры дошедших до нас табличек колеблются от 14,5x12 до 31x17,5 см 9. Писать на восковых табличках было удобно, как и стирать написанное. Знаки наносили острой металлической палочкой — стилусом. Они могли быть мелкими, то есть возникли условия для появления алфавитного письма. Восковые таблички были в ходу как во времена Гомера и Цицерона, так и раннего и позднего Средневековья. Более того, есть исторически подтвержденные сведения, что ими еще пользовались в XIX веке уже нашей эры. Для полиграфистов интересен тот факт, что таблички часто складывали воском внутрь и соединяли по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг 10. Это свойство предопределило незавидные конкурентные позиции восковых табличек в сравнении с папирусом. Временной диапазон практического применения папируса для письма едва ли не шире, чем у восковых табличек. Самые древние из известных рукописей на папирусе относятся к началу III тысячелетия до н. Пик популярности папируса приходится на VIII в. Последний датированный документ, записанный на папирусе, происходит из канцелярии Папы Римского Виктора II и помечен 1057 г. На папирусе писали тонким тростниковым стержнем с сечением от 1,5 до 2,5 мм и длиной от 17 до 23 см. Конец этого стержня отбивался или разжевывался так, что создавалась своего рода кисточка: в зависимости от поворота, ею можно было провести тонкую или толстую линию. К III веку до н. Писали на папирусе черной тушью, которая изготавливалась из сажи, и красной тушью рис. Папирус позволял воспроизводить на нем любые системы письма. Книги на папирусе представляли собой свитки. Распространенным стандартом был свиток длиной в среднем около 6 м 14. Фрагмент Книги мертвых Ани папирус, ок. Ее обработка намного проще. Но ее знали и в Древней Индии, и в античном Риме, и в средневековой Европе, и даже в Северной Америке до появления там европейцев 15. В России писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы, а потом затирая их сажей, углем или листьями растений, сок которых окислялся и становился видимым. Русская берестяная грамота внешне представляет собой продолговатый лист бересты, обычно обрезанный по краям рис. Запись текста, естественно, была алфавитной. Берестяная грамота «от Жизномира к Микуле», повествующая о судебном разбирательстве. Начало XII в. Сосуществование бересты и папируса объясняется географическими причинами: от африканского тростника до российской березки порядка 3 тыс. Там, где папирус не растет, самое место березе — друг другу они не конкуренты. Но им обоим конкурентом стал пергамент — писчий материал из шкуры животных. Использование кожи в качестве материала для письма известно с глубокой древности в Египте — со II тыс. На пергаменте и папирусе греки и римляне писали чернилами с помощью заостренного тростника. Чернила делались из смеси сажи и гуммиарабика или чернильных орешков 19. Однако чернила для папируса, основанные на саже, легко смывались и даже стирались с пергамента, поэтому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было удалить, только соскоблив их 20. По форме пергаментные записи сначала были подобны папирусным свиткам, но поскольку писчий материал позволял отдельные листы складывать пополам, стало возможно сшивать такие листы и получать целостный продукт, которому дали название «кодекс». По свидетельству Ю.

Ввиду того, что изготавливали его из кожи молодых животных, он был намного прочнее, эластичнее и долговечнее своего конкурента. Да и в использовании он был гораздо удобнее и практичнее. В случае необходимости на нем можно было писать с обеих сторон, смыть ненужный или ошибочный текст. У такого материала был только один недостаток — довольно трудоемкое производство, что отражалось в свою очередь на его цене. Пергамент представляет собой специально обработанную и подготовленную для письма кожу. Для него использовали кожу различных животных — телят, овец, коз, свиней, ослов, кроликов и даже белок. Но особенно ценным считался пергамент из кожи нерожденных животных. Изготовление пергамента требовало длительной и тщательной ручной работы, поэтому во все времена он был достаточно дорогим. Записи на глиняных табличках из Греции и Крита и несколько табличек, обнаруженных на Кипре, являются единственными письменными документами, которые остались от эгейского мира 2-го тысячелетия. Возможно, в то время для письма использовались и другие материалы, например дерево, кожа, пергамент , пальмовые листья или папирус, но ни один из них не сохранился бы до нашего времени даже при нормальных условиях. Бумага, несмотря на относительную дешевизну, далеко не сразу вытеснила из употребления кожаный пергамент : он долго еще оставался главным материалом для книг и государственных документов. Но весь этот материал использовался для относительно кратких записей. Что же касается целых книг, то они, как я уже говорил, записывались на пергаменте , или выделанной коже животных. На таком материале можно было записать весьма длинный текст, а сам этот пергамент легко свернуть в трубку, которую называют пергаментным свитком. Свитки — это обычно длинный лист до 7-10 метров , который накручивается на один или два ролика и читается путем развертывания этого ролика. В этом трактате, посвященном исключительно производству керамики, пергаменту , тканям, только в одной 37-й главе упоминается зеленая краска, пригодная именно для стенной живописи. В других главах есть сведения о красках, которые применялись почти во всех видах средневековой живописи, в том числе и в стенной, к ним относятся ярь-медянка гл. Можно ли считать подобные суждения принципиально новыми? Опять же, ответ отрицательный. Вспомним средневековые палимпсесты греч. Эта практика была обоснована объективной нехваткой материалов и необходимостью экономии. А вот дальше начались уже типичные выкрутасы моды. В странах Древнего Востока необходимость расчета при обмене в торговле и в строительном деле приводит к возникновению математики. В Египте математические задачи записывали на папирусе, в Вавилоне — на глиняных дощечках. На сырых глиняных табличках писали, а вернее, чертили трехгранной заостренной палочкой, вдавливая в глину. После этого плитку для прочности и долговечности обжигали. Эти глиняные таблички с клинописью дошли до нашего времени. На папирусе писали чернилами — разведенной в воде сажей, к которой добавляли клей гуммиарабик. Пишущим инструментом служило заостренное и расшепленное на конце, чтобы удерживать капельку чернил, тростниковое перо. На пергаменте , а затем и на бумаге писали уже с помощью птичьих перьев гусиных или вороньих чернилами из сока чернильных орешков, железного купороса и гуммиарабика. В пергамент эти чернила впитывались и уже не смывались. Их можно было только соскоблить. На бумаге также писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострить и расщепить при помощи перочинного ножа отсюда произошло и название ножа. Книги можно поделить на две основные группы: те, что мы кладем на стол, чтобы их изучать, и те, которые мы читаем сидя, откинувшись на стуле, в кресле или в поезде. Настольные книги нужно бы ставить наклонно перед собой. Но на это хватает духу у очень немногих. Склоняться над книгой так же вредно для здоровья, как и писать, сидя за плоским столом. Средневековый писец писал на пюпитре, который и пюпитром-то трудно назвать, настолько он был отвесный крепился под углом, доходящим до 65 градусов. Пергамент прикреплялся поперечной лентой, и его постепенно протягивали наверх. Линия письма, строго горизонтальная, всегда находилась на уровне глаз, и писец сидел почти прямо перед пергаментом. Еще на рубеже веков священники и чиновники писали стоя за конторкой: здоровая, разумная поза для письма и чтения, которая, к сожалению, сейчас почти не встречается. Во II веке до нашей эры на смену папирусу пришёл пергамент : в Пергамском государстве выделывали кожу домашних животных. Пергамент был прочнее, эластичнее, долговечнее папируса. Пергамент , козлиную кожу и шкуры дубили и красили для множества целей, начиная от изготовления материала для письма и обивки мебели и заканчивая конской упряжью и обувью. Кожа животных, обработанная особым образом, употребляемая для изготовления барабанов и труб, в древности, до распространения бумаги, широко применявшаяся как материал для письма. Древняя рукопись, написанная на этом материале филол. Древние пергаменты. То же, что пергаментная бумага см. Завернуть в пергамент. По названию древнего города Пергама в Малой Азии, где изготовление пергамента было усовершенствовано. Античный мир.

Что раньше не использовали для письма. Ранняя письменность и средства для письма

История бумаги в России берёт своё начало во второй половине 16-го столетия, во времена царствования на Руси Ивана Грозного. пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле. Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги. БЕРЕСТА ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ КНИГА БУМАГА Лишнее слово — "КНИГА", потому что все остальные слова обозначают материал для письма, а книга состоит из одного из этих материалов. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий